Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Е. Н. Коденко Компьютерная верстка

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/12
Дата08.03.2012
Размер2.42 Mb.
ТипМонография
Содержание
Одобрена Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП).
Определение понятий
Социальное управление
Соотношение понятий власти и управления
Социально-психологические основы власти и управления
Расы. народы. культуры
Раздел iii
Краткая история управления
Религиозный менеджмент
Тейлор Фредерик Уинслоу
Административный менеджмент
Индустриальный менеджмент
Бюрократический менеджмент
Менеджерская революция
Гэлбрейт Джон Кеннет
Теория государства древнего мира
Системы платона и аристотеля
Теория круговорота государственных форм полибия
Теория социального устройства конфуция
Искусство управления государством.
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП, 1996. - 408 с.

ISBN 5-86926-086-8.

Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурно-исторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента, предмет и содержание науки управления, ее основные принципы и методы.

Предложен системный подход к управлению социальными системами, даны дифференцированные определения основных понятий управления и его класси­фикация.

Для специалистов, преподавателей и студентов, занимающихся проблемами социального управления.

^ Одобрена Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП).

Шеф-редактор В.Е. Коломиец Редактор Е.Н. Коденко Компьютерная верстка Л. Р. Самсонова Корректоры Л.Н. Гримальская

С.С. Рогузько Оформление обложки А.М. Назаренко

ISBN 5-86926-086-8 © Щёкин Г.В., 1996

© Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), 1996

Подписано к печати 21.03.96. Формат 60x90i/i6. Бумага типографск.

Офсетная печать. Уч.-издл. 22,7. Тираж 3000 экз. Зак. № 6-183.

Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП).

252039, Украина, Киев-39, ул.Фрометовская, 2, МАУП.

АО Книжная типография научной книги. Киев-30, ул.Б Хмельницкого, 19

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей монографии предпринята попытка комплексного освещения проблем социального управления с философских, со­циологических и психологических позиций, т.е. в русле основ­ных социальных наук, исследующих общество как биосоциаль­ный феномен.

Современную науку управления принято разделять на два уро­вня знаний. Первый представлен теориями социального управле­ния, являющимися частью более общих политико-экономичес­ких и социально-философских концепций, объясняющих меха­низм функционирования социума на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методи­ческую базу для выработки практических рекомендаций по ра­ционализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления (83). Оба уровня знаний основываются на фундаментальных законах и закономер­ностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем эволюци­онные изменения мирового менеджмента. Указанной логике ос­вещения проблем социального управления и подчинена структу­ра настоящей монографии.

Введение содержит определение основных понятий уп­равленческой теории и практики, к которым относятся власть и господство, руководство и администрирование, управление и ме­неджмент. Предложена современная типология менеджмента;

отражены социально-психологические основы власти и социаль­ного управления, которые, по мнению автора, являются во мно-

гом ключевыми для понимания названных феноменов. При этом автор выступает против механического перенесения сугубо пси­хологических понятий на социальные явления. Однако признает, что их изучение и использование в управленческой теории и практике позволяет яснее понять взаимосвязь индивидуального и общественного, психологического и социального целого.

Раздел I освещает пути образования основных рас чело­века, их основные отличия; происхождение t 'людов и их совре­менную классификацию; социально-психологические особеннос­ти этносов; развитие культуры и происхождение власти; общест­венное разделение труда и социальное расслоение; этапы соци­ального управления и основные пути организации общества. Це­лью этого раздела, таким образом, является максимально полное раскрытие объекта и субъекта социального управления в их историческом развитии, а также эволюционно связанных с ним социальных институтов и явлений.

Раздел II рассматривает общество и основные подходы к его изучению, изложенные в различных социально-философ­ских, социологических и психологических концепциях. Подроб­но освещаются механизмы социальной селекции, отбора и рас­пределения членов общества по различным стратам его социаль­ной структуры, закономерности социальной мобильности и стра­тификации, мегоды их изучения и измерения, а также основные типы общества и соответствующие им типы социального харак­тера.

В разделе III излагается краткая история социального управления, концепции Платона, Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня, Конфуция, Н.Макиавелли, М.Вебера, К.Ясперса и других социальных мыслителей, занимавшихся проблемами обществен­ного устройства. Менеджмент обосновывается как всеобщий принцип социального управления, приводятся его основные научные школы. Рассматриваются основные виды социального управления, относящиеся к главным сферам организации об­щества.

Раздел IV раскрывает политику как социальное явление и политологию как науку, а также взаимосвязи государства и об­щества, политической жизни и политической деятельности, по­литических партий и политических систем. Представлены основ­ные концепции теории власти и ее типология, формы государст­венного правления и политические режимы. Показаны основные тенденции в ycтaнoвлeнии форм и видов управления обществом Приведены основные проблемы политической психологии.

Раздел V посвящен рассмотрению предмета и содержания науки управления, ее основных принципов и методов, системы социального управления, содержания и организации процессов менеджмента, стилей руководства и основных характеристик со­циальных организаций.

Заключение содержит только некоторые обобщения и выводы, поскольку многие из них помещены в резюмирующей части каждой главы монографии.

При подготовке работы широко использовались труды соци­альных мыслителей давнего и недавнего прошлого, а также со­временные учебные, справочные и периодические издания, при­веденные в сносках и в перечне литературы. Это обусловлено тем, что, хотя монография и представляет собой научное изда­ние, она, как и большинство других работ автора, предназначена прежде всего для учебных целей, т.е. познания сложных объектов окружающей реальности сквозь призму не одной, а возможно большего числа различных точек зрения. Такое познание пред­полагает наличие достаточного запаса здоровой критичности, на что и рассчитывает автор, адресуя свой труд непредвзятому и толерантному читателю.

ВВЕДЕНИЕ

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это система основных идей в той или иной отрасли знания (47). В современном понимании теорией в противополо­жность "голой" эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую це­лостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводят­ся под общие законы, а связи между ними выводятся из послед­них. При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, при­сущ определенный момент неуверенности, вероятностный харак­тер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине (47).

Управление — это прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и ме­тодологических аспектов науки социального управления, раскро­ем содержание понятий управление, администрирование, менедж­мент, власть, руководство и других.

УПРАВЛЕНИЕ

С научной точки зрения управление — это направленная коор­динация и организация объекта управления. Это сфера челове­ческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,

экономические и социальные процессы для достижения опреде­ленных целей. Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протека­ние процессов преобразования энергии, вещества и информа­ции, поддержание работоспособности и безаварийности функци­онирования объекта путем сбора и обработки информации о со­стоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воз­действии на объект и их использования (109).

Управление как явление объективного мира очень много­образно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выде­ляют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его ос­новным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими про­цессами и физическими телами, системами машин, т.е. уп­равление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимуществен­но техническими науками);

• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими сис­темами. Эта область управления является предметом изуче­ния естественных наук;

• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управле­нием людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).

^ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Итак, управление в обществе называется социальным управ­лением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей (65).

Важнейшими видами социального управления являются адми­нистративно-государственное управление, управление социаль-

но-культурной сферой, управление материальным производст­вом.

Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материальных и духов­ных благ (91). Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества. Например, управление общест­венным производством включает процессы управления народ­ным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, пред­приятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это — уровни управления (91).

В рамках социального управления выделяют также две основ­ные формы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человечески­ми ресурсами включает процессы управления социальным разви­тием, управления рабочей силой, управления образованием, уп­равления занятостью, управления трудом, управления социаль­ным обеспечением и др. Это подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управ­ление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и со­циальными системами) и подразделяется на такие основные ви­ды: административно-государственное (политическое) управле­ние; управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством); управление производственной сферой (материаль­ным производством).

Иными словами, классификация видов управления соответ­ствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая— область материального производства, распределения и потребления материальных благ;

политическая — область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господст­ва; культурная— область духовного производства, рас­пределения и потребления духовных благ.

Каждый вид управления включает уровни (организация — ре­гион — отрасль — государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурса­ми. Основные формы и уровни управления включают соответ­ствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.



МЕНЕДЖМЕНТ

Как явствует из приведенной классификации процессов уп­равления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в пер­вом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в даль­нейшем, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера обще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, ад­министративная единица. В то же время, в чисто функциональ­ном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредст­вом которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент пра­вомерно относить только к классу управления социальными сис­темами и его основным видам. В частности, различают социаль­но-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответ­ствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.). В целом, менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, на­правленный на то, чтобы сформировать и достичь цели органи­зации через других людей (60).

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

В социальных науках администрацией принято называть лю­бую крупномасштабную организацию профессиональных служа­щих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осущест­влять политику тех, кто принимает решения (16). Администра­ция — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного ис­полнения общественной политики и имеющая достаточно ост­рую иерархию власти.

В узком смысле слово администрирование означает профессио­нальную деятельность государственных чиновников, направлен­ную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятель-

10

ность чиновников, но и вся система административных институ­тов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответ­ственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие администрирование соот­ветствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где госу­дарственный чиновник выступает социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах: 1) связанные с тре­мя сферами власти — законодательной, исполнительной, судеб­ной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;

4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и органи­зациях (16).

Таким образом, администрирование представляет собой управ­ленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управле­ние больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государ­ства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных за­дач и поиск оптимальных путей их решения. При этом админи­стрирование, как и менеджмент, относится только к классу со­циального управления.

ВЛАСТЬ

Власть представляет собой форму социальных отношений, ха­рактеризующуюся способностью влиять на характер и направ­ление деятельности и поведения людей посредством экономи­ческих, идеологических и организационно-правовых механиз­мов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, гос­подства и подчинения.

Наиболее важным видом власти является политичес­кая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, ад­министративные акты, правовые нормы.

Среди различных видов власти выделяется государст­венная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает моно­полией на принуждение с помощью специального аппарата.

Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).

ГОСПОДСТВО

Господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает рас­членение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает харак­теристики господства (46).

^ СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

В большей части научной литературы по управлению термины управление, администрирование и руководство употребляются как синонимы (51). Однако, на практике в понятие управление вкла­дывается, в основном, смысл технологической организации объекта управления, т.е. оперативного управления, руководство же — это, прежде всего, управление людьми, а администрирова­ние — административное управление, основная функция которо­го состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, выделяют две различные функции — административную, т.е. функцию по разработке политики, и функцию собственно управленческую, оперативную, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми (22, 51).

Административное управление — это та область управления, которая занимается целями, функциями и проблемами организа­ционных компонентов как единого целого. Это определение ох­ватывает ее структурные единицы от государства в целом до ма­лого предприятия. Оперативное же руководство нацелено глав­ным образом на управление процессом по осуществлению наме­ченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или меро­приятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей адми-

12

нистративной властью он обладает, тем большее влияние он ока­зывает на формирование определенной политики, в то время, как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство (51).

Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и по­литика нераздельны и взаимообусловлены (69). Значение поня­тия власть появилось как перенос понятия уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной (69). По своей сути она подобна авторитету — одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согла­сование как в общих, так и в индивидуальных интересах.

Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противо­поставлять их. Поэтому понятие власть, как и сама власть, воз­никает в отношениях между людьми или группами людей, об­ществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности- "Поле власти" при этом может быть предельно малым (личность самого человека, власть отца, на­пример) и предельно большим, таким, как государственная власть, и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политичес­ких явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов (69).

Власть наделена единым принципом деятельности — командо­ванием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоцио­нальных воздействиях, власть существует в двух основных фор­мах — реальной и погенциальной, что сближает ее с понятием лидерство Общие организационные, регулятивные и контроль­ные функции власти конкретизируются во множестве видов уп­равленческой деягельносги: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании органи-зациии, разработке ее структуры и тд. (69)

13

Таким образом, в отношениях понятий власть и управление прослеживается определенная соподчиненность и взаимозависи­мость: власть предполагает управление объектом, а управление предполагает осуществление над ним власти. Иными словами, понятие власть первично к понятию управление, поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, техни­ческие исполнители, часть функциональных руководителей) обладает реальной властью, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.

^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Особая проблема — психология власти и управления, ее глу­бинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы (69). Они традиционно исследовались в русле социальных наук (фи­лософии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действи­тельно, проявление власти, лидерства для человека естественно, глубоко заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти — подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — склонной властвовать ("ведущей") и подчиняющей­ся, принимающей власть ("ведомой"). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними — государства и общества, правительства и населения и т.д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, на превраще­ние их в организованные и, по возможности, бесконфликтные (69).

В работах современных исследователей власть и социальное управление стали рассматриваться как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст (55). Данный подход привел к тому, что исследователи все больше обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощаю­щимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, по-

14

гребении политических деятелей и т.д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологичес­кие аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований — выяснение механизма реализа­ции на практике идеи господства, конкретных психологических факторов, способствующих функционированию власти, условий достижения влияния политического руководства, обеспечиваю­щего господство над людьми (55).

Власть и сопровождающее ее насилие не могут осуществляться без определенного психологического воздействия, внушения. Са­мо создание властного авторитета есть психологический акт, не­обходимыми предпосылками которого являются мотивы покор­ности, готовности к повиновению. Определенные действия пред­ставителей высших эшелонов управления (устраивание празд­неств, проведение торжеств, участие в церемониях) выполняют демонстративную, репрезентативную функцию, накладывающую свой отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функ­ция у разных народов и в разное время играла важную роль в со­здании психологических мотивов господства.

Анализируя проблемы реализации власти и социального уп­равления, исследователи большую роль отводят коллективным политическим представлениям, преобладающим в том или ином обществе, т.е. представлениям людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими соци­альными силами. Политическая власть и господство утвержда­лись также через систему мифологических и религиозных пред­ставлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, тра­дициях, церемониалах освящалась социальная практика управле­ния (55).

Власть и господство над людьми — это сложный и многогран­ный процесс взаимодействия экономических, социальных, поли­тических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом сами власть имущие находят­ся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем они господствуют. Этим, в частности, определя­ется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, отличие методов и сте­пени психологического воздействия в традиционных и индустри­альных обществах. Например, о средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства бы-

15

ла намного эффективнее, чем в развитых индустриальных об­ществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют свою эффективность и в развитых европей­ских странах.

Важным является также вопрос о различных типах взаимоот­ношений между господствующими и подчиненными, о зависи­мости степени реализации власти и самого типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлеж­ности к разным социальным слоям, а также национального ха­рактера, темперамента, пола и возраста (55).

Коррелятом власти является уважение; этическую ценность она представляет собой лишь тогда, когда так направляет ува­жающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять боль­шее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непос­редственно воздействию со стороны власти (98). При этом влас­ти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть со­циальной истории. "Поистине это демоническая сущность влас­ти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в выс­шей степени самоотверженно, считая успех прочным только то­гда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собст­венное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею"* (98).

* G e r h Rilter, Die Odmonie der Mareht — 1947

РАЗДЕЛ I

^ РАСЫ. НАРОДЫ. КУЛЬТУРЫ

Если история управления и говорит нам о чем-нибудь, так это о том, что независимо от того, с чем мы имеем дело — миром или войной, процветанием или женщиной — этот мир всегда будет нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находится, туда, где оно хочет быть.

Р. Ф а л м е р

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Скачать, 201.54kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru