Загрузка...
Категории:

Загрузка...

«Спортклуб Мужские игры»

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/8
Дата31.03.2012
Размер1.46 Mb.
ТипМетодическое пособие
Содержание
В третьих
Одна из предложенных следующая их типология
Можно разделить субкультуры и по таким признакам
Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры
Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры
Социально-активные: экологисты, пацифисты
не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием
считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент п
Толкинисты и ролевики
Хип-хоп культура
Граффити (райтеры)
Самоназвание современных художников граффити — райтеры (англ. writers).
Криминальные субкультуры
Футбольные болельщики
Футбольные фанаты
Анархо-нигилистические, асоциально настроенные группы
Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем.
Различные направления движения
Гей-скинхеды (Gay skinheads) — гомосексуалисты, для которых эстетика скинхедов служит сексуальным фетишем.
Бритоголовая среда неоднородна
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8



Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры


Автономная некоммерческая организация

«Спортклуб Мужские игры»


Автономное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Центр «Альтернатива»


Типология


Молодежные субкультуры


Методическое пособие


Ханты – Мансийск

2010


Типология. Молодежные субкультуры. Методическое пособие. Сост.: О.В. Куспляк; Автономная некоммерческая организация «Спортклуб Мужские игры». – г.Сургут.


Составитель: Куспляк Оксана Витальевна – креативный директор АНО «Спортклуб Мужские игры».


Введение

Молодежь – это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.

Молодежь также неоднородна и внутри себя. Многие молодые люди состоят в группировках, которые иногда принимают огромные масштабы. Одни из них станут известны и популярны во всем мире, другие – только в какой-то отдельной стране, городе. Сейчас такие группировки принято называть модным и красивым словом «субкультура».

Давайте попробуем сориентироваться в большом разнообразии молодежных субкультур, для того, чтобы получше понять, что же это такое.

Под субкультурой обычно понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Итак давайте определимся что же такое молодежная субкультура?

Одни авторы и исследователи под молодежной субкультурой понимают «культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Т.е. настаивают на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению». Другие же с этим не соглашаются… Но в любом случае все изучают, исследуют и узнают всё больше и больше нового. Те, кто не изучают, как ты и я, скорее всего, просто живут в этом потоке множества молодежных субкультур, сталкиваясь с ними каждый день в повседневной жизни.

Футбольные фанаты, экологисты, байкеры, рейверы, хип-хоперы, брейкеры, райтеры, толкинисты, хитч-хайкер, хиппи, хакеры, панки, рокеры, готы, эмо и т.п. перечислением думаю можно было бы заполнить целую страницу. Думаю многим даже половина слов не понятна, хотя на улицах, в журналах и на телевидении мы сталкиваемся с явлениями этих молодежных субкультур почти ежедневно.


Что же умного мы можем сказать об этих явлениях у нас в России?


Во-первых, субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.

Во-вторых, молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности и прошлого советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам.

Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.

И не для кого не является секретом, что в современном обществе также немало молодежных субкультурах носящих отпечаток криминализации.

^ В третьих, некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

И в четвертых, анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола (J  - о как!!!). Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении.

В общем, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского) довольно мало.

Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована.


^ Одна из предложенных следующая их типология:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками — байкеры),

Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

Криминальные («гопники», «люберы») и

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными.

^ Можно разделить субкультуры и по таким признакам:

Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

^

Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры;

Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

^

Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры;

Элита: мажоры, рейверы;

^

Социально-активные: экологисты, пацифисты;

и многие другие, в том числе связанные с туризмом и путешествиями (диггеры, хитч-хайкеры и те же скауты :))



Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы естественные для данного возраста. Потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания.


Основные причины вступления в группы – это одиночество и непонимание родителей, а также косвенные: обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок - это умение постоять за себя, смелость и независимость.

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. 

Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.

Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того, чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три «модели» отношения к «неформалам»:
  • ^

    не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием; 

  • более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали; 

  • ^

    считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.


Романтико-эскапистские субкультуры

(хиппи, индеанисты, толкинисты, возможно байкеры)

Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры. Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» были буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и др. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».

Для России источником «мифов» стал Запад. Отечественные молодежные движения, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, организация отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархо-пацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской ро-мантико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Скачать, 312.26kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru