Категории:

Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся

Поиск по сайту:


Скачать 239.1 Kb.
Дата31.03.2012
Размер239.1 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Основная часть.
8.3. Защита реферата
Критерии оценивания защиты реферата
Муниципального казенное общеобразовательного учреждения
РЕФЕРАТ по информатике
Памятка для учащихся
Защита исследовательской работы
Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов
Подобный материал:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

Асбестовского городского округа


Принято

Педагогическим советом

МОУ СОШ № 18

Протокол № 2 от 25.10.2011 г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 18

_________________Е.Ю.Таниди Приказ № 59/2 от 31.10.2011 г.



Методические рекомендации

по организации, содержанию

научно-исследовательской работы учащихся

(реферат) в государственной (итоговой) аттестации.

Критерии оценивания реферата.


Асбест, 2011г.

Содержание


Введение.

1.Этапы работы над рефератом

2.Требования к формулировке темы реферата

3. Структура реферата

4. Требования к оформлению реферата

4.1. Формат

4.2. Заголовки

4.3. Нумерация

5. Требования к содержанию (по главам)

6. Требования к оформлению списка элементов библиографической записи

7. Требования к содержанию:

8. Рецензия

8.1. План рецензии

8.2. Рецензент:

8.3. Защита реферата

9. Критерии оценки реферата

Приложение.


Введение


Методические рекомендации содержат требования к содержанию, оформлению школьного реферата, организации защиты реферата как формы устной аттестации. Рекомендации дополнены научно-методическими статьями, отражающими опыт научного руководства исследовательской деятельностью учащихся.

XXI век значительно изменил российскую жизнь: сменилось производство, быт, общественные и экономические отношения, культура и многое другое. Все это повлекло за собой и изменения в образовании. Результатом образования должна быть не сумма усвоенной ин­формации, а способность человека извлекать информацию, анализировать ее, применять свои знания в различных проблем­ных ситуациях, конкретных условиях жизнедеятельности.

Человек познает мир в различных формах: обыденной, мифо­логической, религиозной, художественной, философской и на­учной. В результате этого познания он расширяет горизонты понимания не только внешней действительности, по и самого себя.

Научно-исследовательская деятельность учащихся особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющей интерес для уча­щихся. Цель научно-исследовательской деятельности в педаго­гическом смысле - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения дей­ствительности. Такая цель связана прежде всего с тем, что в условиях информационного общества, в котором знания о мире быстро устаревают, главным становятся не столько сами зна­ния, сколько способы и методы их приобретения и использования. Включаясь в процесс исследования, учащиеся входят в куль­турное пространство самоопределения, проектируя собственную предметную деятельность в избранной области, а также анали­зируя эту деятельность.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социаль­ной направленности.

  2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.

  3. Освоение учащимися универсальных способов социаль­ной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.

Информационная компетенция— это владение навыками: поиска и сбора информации (библиографические указатели, справочная литература, Интернет, опросы, интервьюирова­ние, работа с источниками, музейными экспонатами и т.п.; отдельные значимой информации от второстепенной; определение недостающей информации и др.); обработки информации (упорядочение: выстраивание ло­гических, причинно-следственных связей, хронологическое упо­рядочение, ранжирование; составление плана, диаграмм, гра­фиков, таблиц; интерпретация, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение информации, полученной из источников, формулирование самостоятельных выводов и др.

Коммуникативная компетенция — способность и готов­ность к общению с учителями, работниками библиотеки, Интернет-ресурсами, сверстниками, умение публично представлять резуль­таты своего труда.

В этих условиях  актуализируются вопросы организации исследовательской работы учащихся, научного руководства ею, необходима разработка единых согласованных требований к оформлению и защите результатов учебного исследования. Формы отчета о результатах исследования могут быть различными: научный отчет, реферат, доклад, дневник научных наблюдений, описание и анализ опытов, экспериментов, эссе.    В  практике обучения реферат рассматривается как одна из основных форм отчета, а защита реферата - одна из форм итоговой аттестации учащихся.

  Слово "реферат", в переводе с латинского,  означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием исследовательской, как и всякой творческой, деятельности является новизна. Соответственно, учебный реферат - это новый, авторский текст (в отличие от конспекта). 

Реферат в его первоначаль­ном значении редко встречается в исследовательской деятель­ности учащихся. На обыденном уровне под рефератом подразу­мевается наиболее простой вид научного изыскания, который требует определенной самостоятельности исследователя. Рабо­тая над рефератом, школьники учатся выделять основные мыс­ли, структурировать имеющийся материал, видеть внутреннюю логику изложения, предложенную автором статьи, монографии и т. п. Вместе с тем при выполнении реферативной работы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по той или иной проблеме, предлагать собственные пути решения проблемы, искать способы деятельности для ее решения и т. д. Задача - передать содержание источника, что предполагает высокой степени творчества.

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». 


1.Этапы работы над рефератом

 Этапы работы над рефератом и его структура, согласно определению,  должны соответствовать этапам исследовательской деятельности.

1. Осознание и выбор  проблемы.

2. Формулировка темы.

3. Составление библиографии.

4. Изучение основных источников по теме.

5. Обработка информации (конспектирование, систематизация).

6. Раскрытие основных понятий темы.

7. Составление плана.

8. Оформление реферата.


2.Требования к формулировке темы реферата

Формулировка темы должна быть связана с учебной программой по образовательному курсу, с привлечением нескольких источников.


3. Структура реферата

Введение.

Отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в работе именно по этой теме. Какое теоретическое или практическое значение она имеет. Здесь же раскрываются задачи, которые исследователь ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения работы и перечислить методы её выполнения (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т.п.)

^ Основная часть.

Раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные главы, вопросы (по плану работы). Каждая глава начинается с задачи и заканчивается выводом.

Первая глава может отражать краткую историю исследуемой проблемы, автор ссылается на исследования ученых по этой теме. Здесь же можно сказать и о достигнутых результатах по отдельным вопросам темы, сделать обзор литературы. Отдельную главу можно посвятить описанию методов исследования. Можно выделить главу, где подробно освещаются результаты, полученные в ходе работы. Если в процессе работы создается дидактический материал, можно описать методику создания его и использования в учебно-воспитательном процессе. В основной части могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п.

Заключение.

 Содержит основные выводы, к которым исследователь пришел  в ходе работы. Можно представить отношение автора к выполненной работе (что было трудно, что нового для себя открыл).


4. Требования к оформлению реферата

4.1. Формат

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм)

Интервал межстрочный - полуторный.

Цвет шрифта - черный.

Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman».

Кегль (размер) 14.

Размеры полей страниц:

левое — 30 мм (для замечаний преподавателя),

верхнее, и нижнее, правое  — 20 мм.

Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»)

Отступ красной строки — 8 символов по умолчанию.


4.2. Заголовки

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выравнивание по центру или по левому краю.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть две пустые строки. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

4.3. Нумерация

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

5. Требования к содержанию (по главам)

  • Введение (Обоснование выбора темы. Указать актуальность, проблемность, предмет, объект, цель и задачи исследования)

  • Глава 1. Название главы (Исторические предпосылки, обзорная часть)

  • Глава 2. Название главы (Основная часть - методы решения. Исследовательская работа).

  • Заключение (Результаты. Выводы по работе.)
    Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:  

  • Список использованной литературы.

  • Приложение.

6. Требования к оформлению списка элементов библиографической записи


Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Бычкова Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).


7. Требования к содержанию:

  1. Исследовательский характер.

  2. Новизна, актуальность.

  3. Практическая значимость.

  4. Грамотное и логическое изложение материала (оформление реферата).


8. Рецензия

После написания реферата в черновом варианте, учащийся сдает консультанту, затем рецензенту. После исправлений или дополнений внесенных консультантом и рецензентом реферат оформляется начисто.

Консультант проверяет соблюден ли принцип научности, правильно ли использована терминология и обозначения по его предмету.


8.1. План рецензии

  1. Творческий замысел автора реферата (тема). Постановка цели и задач.

  2. Краткая информация о содержании, оформлении.

  3. Критическая оценка рецензии:

    1. Особенности композиции:
      соответствуют ли главы реферата поставленным задачам, делаются ли выводы, обобщения (структура реферата);
      есть ли переход от одной главы к другой (логическая основа реферата);

    2. стиль реферата (язык);

    3. актуальность темы;

    4. практическая направленность.


8.2. Рецензент:

  • высказывает общее впечатление о работе, ее содержании и оформлении

  • дает оценку о глубине изложенного материала, соответствие его теме реферата, об актуальности темы реферата

  • оценивает переработан ли материал, соблюден ли принцип научности, выражено ли свое отношение к материалу, обоснованно ли оно, приведен ли материал к общему стилю

  • дает предварительную оценку реферату


^ 8.3. Защита реферата

  • Сроки защиты реферата:

  1. Предоставление работы в черновом варианте учителю - предметнику в срок до 09.03.

  2. Предоставление работы заместителю директора по УВР в срок до 20.03.

  3. Предварительная защита рефератов (апрель).

  4. Защита рефератов на государственной (итоговой) аттестации (июнь)


План защиты реферата

  1. Сообщение темы.

  2. Обоснование выбора темы (проблемность, актуальность).

  3. Постановка цели, задач.

  4. Структура работы.

  5. Содержание работы (самые яркие, значимые моменты).

  6. Выводы по работе.

На защиту реферата отводится 10-15 минут, вместе с вопросами комиссии.


Критерии оценки реферата

Реферат и защита реферата обучающимся по данным критериям оценивается экзаменационной комиссией по баллам в соответствии с Таблицей №1, Таблицей №2. Далее баллы переводятся по пятибалльной шкале в оценку. Данная оценка засчитывается как экзаменационная. При этом учитывается особое мнение комиссии. Допускается оценивание по таблице №1 учителем-рецензентом.

Таблица №1

критерий

показатели

балл

1. Структурные (макс. 4 балла)

1.1. Логичность

достаточное обоснование и полное соответствие темы реферата исследовательскому аппарату

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме реферата неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

1.2. Культура исполнения

элементы структуры реферата представлены в полном объеме, приложения соответствуют реферату

2

не все элементы структуры реферата представлены, приложения не соответствуют реферату (по качеству и количеству)

1

большинство элементов структуры реферата не представлено

0

Сумма по критерию 1 (максимально 4 балла)




2.Теоретические (макс. 14 баллов)

2.1. Целостность

проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована

4

проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы

2

постановка проблемы и ее значимости отсутствуют

0

2.2. Коммуникативная компетентность

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

3

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

2

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

1

2.3. Информационная компетентность

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

7

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

5

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

4

источников для раскрытия темы реферата достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

3

источников для раскрытия темы реферата недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

2

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

1

Сумма баллов по 2 критерию (максимально 14 баллов)




3. Исследовательские

3.1. соответствие теоретической и практической части

практическая часть реферата связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть реферата связана с теоретической рассматриваемой проблемой

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.2.

Корректность методов исследования

Заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

5

отдельные методы (инструментарий) исследования использованы некорректно или нецелесообразны

3

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

1

3.3. Результативность исследования

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

6

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частичный характер, не охватывая проблему в полном объеме

3

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

1

3.4. Элементы исследовательской компетентности

цели и задачи реферата достигнуты, адекватно представлены в выводах

6

цели и задачи реферата достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

3

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

1

сумма баллов по 3 критерию (максимально 20 баллов)




особое мнение рецензента (до 2-х баллов)




общая сумма баллов (максимально 40 баллов )




^ Критерии оценивания защиты реферата

Таблица №2

позиции оценивания

баллы (от минимального за позицию до максимального)

1. Соответствие заявленной теме, целям и задачам (до 5 баллов)

4-5

соответствует полностью

2-3

есть отдельные несоответствия

0-1

в основном не соответствует

2. Понимание проблемы и глубина ее раскрытия (до 9 баллов)

6-9

проблема раскрыто полно

3-5

раскрыта частично

0-2

проблема представлена поверхностно

3. Представление собственных результатов исследования

6-9

приставлена оценка и анализ собственных результатов исследования

3-5

представлены собственные результаты

0-2

представленные результаты не соотнесены с позицией автора или не представлены

4. Структурность и логичность сообщения, обеспечивающая понимание и доступность содержания

5-7

сообщение структурировано, обеспечивает понимание и доступность

2-4

структурировано, но не обеспечивает понимание и доступность

0-1

структура отсутствует, не обеспечивает понимание и доступность

5. Культура выступления (до 7 баллов)

5-7 налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией, грамотно организовано пространство

2-4

владение умениями неуверенное

0-1

предъявлены отдельные умения, уровень владения ими низкий

6. Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы и выступления (до 7 баллов)

5-7

речь грамотная, терминологией владеет свободно и корректно

2-4

терминологию применяет неуместно, ошибается в терминологии

0-1

не владеет

7. наличие и целесообразность использование наглядности, уровень ее представления (до 7 баллов)

5-7

наглядность адекватна, целесообразна, представлена на высоком уровне

2-4

целесообразность наглядности сомнительна, средний уровень культуры представления

0-1

наглядность неадекватна содержанию, низкий уровень ее представления

8. Культура дискуссии – умение понять собеседника и убедительно ответить на его вопрос

4-5

ответил полностью на все вопросы

2-3

ответил на часть вопросов, либо неполно

0-1

не ответил на вопросы

9. Особое мнение жюри

до 4 баллов с формулировкой «За что?»


Максимальный балл за защиту - 60 баллов


Сумма балов считается по обеим таблицам в столбцах критериев, что позволит судить о степени сформированности проверяемой компетентности и по строкам за каждое задание. Общая сумма балов переводится в пятибалльную шкалу:

отметка 5

более 80 баллов

отметка 4

60-79 баллов

отметка 3

40-59 баллов

отметка 2,1

39 баллов и менее



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

^ Муниципального казенное общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Асбестовского городского округа


Допуск к защите

Заместитель директора по УВР

__________Л.Л.Осинцева

«__»_______________2011 г.


^ РЕФЕРАТ

по информатике

Разработка тестовой оболочки по теме Производная,

с использованием программ создания web-сайтов

 

 


Автор: ученик 9 «а» класса Иванов Иван Иванович


Реферат допущен к защите с предварительной отметкой

______________________________________

Руководитель-консультант:

______________________________________


Асбест, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рецензия

На (вид работы)

_____________________________________________________________________________

Тема работы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Ф.И.О. автора работы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа содержит (структурные элементы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность и новизна представляемой работы состоит

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель и задачи работы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель достигается

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Несомненным достоинством работы является

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая значимость заключается

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа рекомендуется

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента, должность

_____________________________________________________________________________

Дата______________ Подпись ____________/_____________________/

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


^ Памятка для учащихся


Основы написания реферата для учащихся

  • Выбрав тему, в общих чертах наметьте содержание работы, набросайте предварительный план.

  • Составьте список литературы, которую следует прочитать.

  • Изучая литературу, делайте выписки, тезисы, конспектируйте необходимые источники. Все записи ведите на одной стороне листа.

  • Проанализируйте и систематизируйте наработанный материал. Собранные вами данные должны иллюстрировать мысли и выводы, сформировавшиеся у вас в процессе работы с литературой.

  • На основе анализа и систематизации составьте оглавление реферата (окончательные план)

  • В оглавлении должны быть: введение, разделы или главы (2-3), в каждой главе параграфы, заключение. Главам и параграфам даются названия.

  • Весь собранный материал логично распределите по главам и параграфам. Большие схемы, таблицы, рисунки можно разместить в приложении.

  • Теперь можно приступить к написанию реферата.

Требования к структуре работы

  • Оглавление - перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на которых они начинаются.

  • Введение (1-2 страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и задачи работы, так же пути их решения.

  • В основной части (Глава 1, 2) раскрывается содержание темы, анализируются источники информации, проводится анализ фактических и статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В конце каждой главы делаются выводы.

  • Заключение (1-2 страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и задач во введении работы.

  • Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем - иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете). Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.


^ Защита исследовательской работы

«Классическая защита»:

Устное выступление обучающегося сосредоточено на принципиальных вопросах:

а) тема исследования и ее актуальность;

б) круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме;

в) новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенной версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.);

г) основные выводы по содержанию работы.

«Индивидуальная защита»

Обучающийся раскрывает личностный аспект работы над темой:

а) обоснование выбора темы;

б) способы работы над проблемой;

в) оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи;

г) личная значимость проделанной работы;

д) перспективы продолжения исследования.


«Творческая защита» предполагает:

а) оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий;

б) демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в ходе работы над исследованием;

в) оригинальное, яркое представление фрагмента основной части работы и др.


Особенности языкового стиля реферата:

Для написания реферата используется научный стиль речи. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

  • Предметом дальнейшего рассмотрения является…

  • Остановимся прежде на анализе последней…

  • Эта деятельность может быть определена как…

  • С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

  • Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

  • При этом … должно (может) рассматриваться как …

  • Рассматриваемая форма…

  • Ясно, что…

  • Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

  • Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

  • Логика рассуждения приводит к следующему…

  • Как хорошо известно…

  • Следует отметить…

  • Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …


Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата:


В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)

^ Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов:

Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по моему мнению (на мой взгляд, как мне кажется, как мне представляется, с моей точки зрения), является вопрос о...

  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с моей точки зрения, является вопрос о...

  • Я хочу (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

  • В заключение можно сказать, что...

  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

  • Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

При реферировании научной статьи обычно используется модель:

автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Группы глаголов, употребляемые при реферировании.

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...

3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.

Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:

Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.

- передающие негативное отношение автора:

Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.



Скачать, 116.22kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов