Категории:

«Критерии моральной воспитанности личности ребенка»

Поиск по сайту:


Дата31.03.2012
Размер41.4 Kb.
ТипДокументы
Содержание
1. Информационный этап
Моральная направленность личности
2. Практический этап
Закрепляющий этап.
Подобный материал:

Творческая мастерская


«Критерии моральной воспитанности

личности ребенка»

методист АКДЮЦ Егорова Татьяна Юрьевна


Цель: Определение критериев моральной воспитанности личности учащегося творческих объединений УДО .

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования, методисты УДО по направлению «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество», «Моделирование и конструирование одежды».

Результат деятельности: базовая модель критериев оценки моральной воспитанности личности учащихся объединений УДО с целью совершенствования воспитательной работы в объединениях.


^ 1. Информационный этап

Преследуя цель формирования личности здоровой, свободной, творческой, стремящейся к познанию себя и окружающего мира, эмоционально-уравновешенной, способной к самостоятельному выбору цели и смысла жизни на основе общечеловеческих ценностей, способной к бесконфликтному проживанию с обществом и самим собой и профессиональному самоопределению, система УДО предлагает гибкую и эффективную систему образования и воспитания детей. Приоритетным направлением деятельности является духовно-нравственное воспитание личности. Однако многие педагоги испытывают затруднения с применением конкретных методик работы в этой области.

Участникам творческой мастерской предлагается разработать систему критериев определения моральной направленности личности в опоре на методологические принципы, изложенные в работе А.В. Зосимовского «Критерии моральной направленности личности» (вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1998, № 2, С. 67-73).

Прежде чем приступить к практическому этапу, дадим определение некоторых ключевых дефиниций.

^ Моральная направленность личности - главное нравственное содержание личности, определяющее общую линию ее поведения.

Позитивная моральная направленность личности – преобладание этически ценных, альтруистических устремлений.

Негативная моральная направленность личности – доминирование узкоэгоистических, аморальных мотивов.

^ 2. Практический этап

Предполагается работа в микрогруппах по определению основных проявлений моральной направленности личности. Одна группа – работает над моделью проявлений позитивной направленности, другая – над негативной направленностью.


По прочности структуры мотивов поведения личности можно определить несколько типов моральной направленности (малоустойчивая, устойчивая, высоко устойчивая)


моральная направленность

позитивная

негативная

малоустойчивая

преобладание в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны

наметившиеся, но не успевшие укорениться нездоровые наклонности

устойчивая

прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, проявляющиеся в устойчивой способности к самостоятельному нравственному поведению

утвердившиеся отрицательные наклонности

высоко устойчивая

наивысший эталонный уровень нравственного развития личности

наибольшая степень моральной защищенности


Критерии отнесения моральной направленности личности конкретного ребенка к тому или иному типу таковы:

– уровень нравственного сознания (слабая нравственная осведомленность о моральных принципах, принятых в обществе; удовлетворительная нравственная осведомленность; хорошая нравственная осведомленность);

  • характер связи между знаниями и переживаниями (цель педагога – определить глубину осознания стержневых этических норм, субъективного отношения к усваиваемым этическим требованиям)

малоосознанное усвоение нравственных требований;

уровень фрагментарной нравственной убежденности;

уровень полной нравственной убежденности.

  • практическая поведенческая моральная готовность (цель – определить уровень реального поведения ребенка)

узкая практическая поведенческая моральная готовность;

относительно широкая практическая поведенческая моральная готовность;

широкая практическая поведенческая моральная готовность.

  • мера освоенности приобретенного поведенческого или общественно-трудового умения

напряжение воли и усиленный самоконтроль

непроизвольное достижение уровня навыка

приобретает характер привычного, самопроизвольного действия

  1. ^ Закрепляющий этап.

По разработанной схеме проведем анализ моральной направленности одного из участников детского творческого объединения (по предложению участников творческой мастерской). Педагогу предлагается в начале учебного года определить путем педагогического наблюдения моральную направленность личности ребенка, затем в течение года попытаться трансформировать моральную направленность из негативной в позитивную, малоустойчивую форму в устойчивую и высоко устойчивую, если есть в этом необходимость. Настоящие критерии помогут вести более результативно и осознанно воспитательную работу (мониторинг и оценку ее результатов). Прошу участников творческой мастерской поделиться опытом – какие воспитательные мероприятия можно проводить, чтобы изменить поведение и убеждения ребенка?

  1. Рефлексия.

Рационально ли данное деление моральной направленности на типы и степени? Возможно ли, отталкиваясь от них, определить маршрут воспитательной работы с конкретным ребенком? Предлагаю участникам творческой мастерской высказать свое мнение о действенности и практической значимости разработанной схемы и возможности ее применения в творческих коллективах различных УДО.

Скачать, 30.91kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru