Категории:

Шалвы Александровича Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе». Сотрудники Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма»- организаторы семинар

Поиск по сайту:


Скачать 147.06 Kb.
Дата31.03.2012
Размер147.06 Kb.
ТипСеминар
Содержание
февраль 2007г. -- Творческая встреча педагогов «Духовное начало педагогической культуры»
февраль 2008г. -- Творческая встреча педагогов «Гуманная педагогика - это педагогика Культуры».
Палей Лилиана Дмитриевна
Бугаева Зоя Николаевна
Чередниченко Светлана Александровна
Томас Валентина Николаевна
Фиценко Алина Геннадиевна
Курбаева Наталья Викторовна
Первак Майя Стефановна
Сироижко Светлана Андреевна
Педагогическая позиция
Сметанина Ирина Алексеевна
Якушевская Татьяна Станиславовна
Уважаемые родители!
Уважаемые коллеги - педагоги учебных заведений!
Подобный материал:

Лаборатория Гуманной Педагогики при Донецком экономико-гуманитарном институте, г.Донецк

История создания. Лаборатория гуманной педагогики в Донецке создана в 2005 году на базе Донецкого экономико-гуманитарного института (ДЭГИ) в тесном сотрудничестве с Донецким духовно-культурным Центром «Орифламма» и Артемовской Лабораторией гуманной педагогики. Импульсом к ее созданию стал первый в Донбассе авторский семинар Шалвы Александровича Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе».

Сотрудники Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма»- организаторы семинара, уже тогда понимали, что просто расстаться, потерять друг друга нельзя, что возникшее педагогическое братство нужно уберечь. Через два месяца провели первую встречу участников педагогического семинара под девизом: «Приглашаем к сотрудничеству на основах гуманной педагогики». Потом встречи стали традиционными, а через год состоялся еще один авторский семинар Шалвы Александровича в Донецке и число единомышленников возросло еще более.

В 2006 году был заключен Договор о сотрудничестве с Лабораторией гуманной педагогики Московского Городского Педагогического Университета во главе с академиком РАН Ш.А. Амонашвили.


Цель деятельности Лаборатории :

  • внедрение в педагогическую практику лицея, кафедр и других подразделений ДЭГИ идей гуманно-личностной педагогики;

  • объединение творческих усилий педагогов: преподавателей колледжей и вузов, учителей школ, работников различных дошкольных учреждений, а также студентов и родителей Донецкого региона на основах гуманной педагогики, как в классическом, так и в современном контексте.



Основными направлениями деятельности Лаборатории являются:

- Регулярные встречи педагогов - участников лаборатории для неформального обсуждения проблем, перспектив и возможностей практической реализации идей в развитии своего образовательного пространства и личностного саморазвития, подготовка внешних мероприятий (ритм работы: 4 раза в год).

- Проведение круглых столов (2 раза в год.) и педагогических чтений в рамках тематики ежегодных Международных педагогических чтений в

г. Москве ( 1 раз в год) для педагогической общественности г.Донецка и области.

- Распространение и взаимообмен новинками литературы, видеофильмов по проблематике гуманной педагогики.

-Публикации в периодической печати по указанной тематике и создание странички на сайте ДЭГИ

- Поддержка участников Лаборатории - методическая и информационная помощь при проведении различных мероприятий по гуманно-личностной педагогике в школах г. Донецка, методобъединениях и других аудиториях.

- Разработка гуманно-личностных подходов, приемов и методов работы с детьми и юношеством, обмен опытом и идеями, публикации программ.

-Творческое сотрудничество с действующими лабораториями гуманной педагогики в городах Киеве, Харькове, Артемовске и др., приглашение ведущих специалистов-ученых и педагогов - практиков из других регионов Украины и России.

- Организация социологических опросов студенческой молодежи и учащихся лицея ДЭГИ (и других аудиторий) с целью установления обратной связи для анализа результативности методов и форм воспитательной работы, осуществляемой на гуманно-личностных принципах.


Принципы работы Лаборатории:

  • Открытая организационная форма: участником может быть, как сотрудник ДЭГИ, так и любой желающий, разделяющий идеи гуманно-личностной педагогики и готовый принять на себя ответственность за взятое Лабораторией направление работы.

  • Стремление к единению.

  • Благодарное, доброжелательное принятие вклада каждого.

  • Стремление к взаимному творческому сотрудничеству.

  • Стремиться утверждать во всем Красоту и Культуру.

  • Строить работу на добровольных, неприбыльных началах.



Управление и состав участников:

Число участников лаборатории не ограничено и может меняться. На общих встречах присутствуют от 40 до80 чел.

Руководство Лабораторией осуществляет Руководитель Лаборатории, который избран из числа участников – Дмитриева И.В. Из общего состава участников Лаборатории сформирован постоянно действующий Совет численностью 10 человек сроком на один год.(Состав Совета прилагается)

Для решения поставленных задач Лаборатория сотрудничает с учебными и воспитательными заведениями, культурными, оздоровительными и общественными организациями, развивающими центрами Донецкого региона (См. Структурные связи ДЛГП)


Внедрение идей гуманно-личностной педагогики в педагогическую практику лицея, кафедр и других подразделений ДЭГИ.

Не отвергая традиционных, уже проверенных и широко применяемых методов воспитания и обучения, в вузе стали больше уделять внимание созданию условий для самовоспитания, чему в значительной мере содействует гуманизация учебного процесса. Выделим некоторые ее составляющие, которые помогают постепенно переводить личность студента от объекта воспитания к субъекту собственного развития:

  • создание радостной атмосферы сотрудничества между преподавателями и студентами, что возможно при максимальном поощрении инициативы, возможности свободного самовыражения;

  • воспитание патриотического отношения к краю и Родине, начиная с искреннего уважения к традициям и истории своего вуза;

  • настрой на формирование личности, осознающей, что истинный смысл жизни в наиболее полной самореализации;

  • уяснение необходимости систематической деятельности для развития и усовершенствования своей личности, как во время учебы в вузе, так и в течении всей жизни.

Хотелось бы поделиться некоторыми элементами опыта, который в Донецком экономико-гуманитарном институте и в лицее (при институте) используется при ведении гуманитарных курсов “Мировая художественная культура” для лицеистов, “Основы современного миропонимания” и “Этика и эстетика” для студентов.

По нашему убеждению искусство должно присутствовать в учебно-воспитательном процессе, как средство, облегчающее познание. Но чтобы выполнить свою основную воспитательную функцию, вытекающую из его специфики, оно должно рассматриваться как самостоятельное явление, требующее от человека огромного внимания и большого напряжения всех духовных сил.

Опыт показывает, что в процессе общения молодых людей с искусством, в их сознании возникает особый настрой, особое психическое состояние эстетической отзывчивости. Важно, чтобы школьники и студенты научились входить в огромный и сложный мир образов художественного произведения, чтобы они увидели внутренним взором то, что хотел передать художник, чтобы они стали участникам изображенных событий. Одухотворенная сердцем (ведь все идет оттуда), осмысленная эмоция дает на высоком уровне способность человеку смотреть и видеть.

В душе каждого заложена любовь к миру прекрасного – к музыке, литературе или изобразительному искусству. И наше сердце – это мощный луч, освещающий путь в этот многообразный мир.

На базе Донецкого экономико-гуманитарного института создана Творческая мастерская «Территория мечты», которая ставит задачи оказания помощи любящим и думающим родителям. Создан дружный союз профессионалов – педагогов и психологов, которые проводят занятия с детьми индивидуально и в небольших группах на основе современных и классических методик гуманной педагогики. В игровой форме, в динамике и под музыку дети развивают память, внимание, логическое мышление и фантазию, учатся рисовать, вырезать и клеить, знакомятся с цифрами и буквами, песенками и стишками, самое главное учатся общаться с другими, понимать их и мир вокруг, а также говорить о себе. Вместе с детьми учатся и родители, получая консультации, литературу и общение. Для такой формы работы создан клуб «Содружество осознанных родителей».

Для студентов и педагогов ДЭГИ проводятся экскурсии на передвижных выставках репродукций Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, фотоматериалов посвященных Пакту Рериха и Знамени Мира, организованы выставки работ Людмилы Кирилловой «Рост духа», репродукций Нади Рушевой «Она рисовала сердцем».


Проведение мероприятий по гуманной педагогике для педагогической общественности г.Донецка и области:

ноябрь 2006г. – областные Педагогические Чтения «Гуманная Педагогика и духовность образовательного пространства»;
^

февраль 2007г. -- Творческая встреча педагогов «Духовное начало педагогической культуры»;

апрель 2007г.- открытый педагогический семинар «Аксиомы родительской педагогики».


ноябрь 2007г. – областные Педагогические Чтения «Сердце - ведущий творческий фактор в педагогическом процессе»
^

февраль 2008г. -- Творческая встреча педагогов «Гуманная педагогика - это педагогика Культуры».

апрель 2008г.- открытый педагогический семинар «Мы все - родители».



Мероприятия для широкой общественности готовят преподаватели – члены Совета Лаборатории гуманной педагогики с приглашением известных педагогов, ученых, поэтов, писателей, художников, актеров Донецкого края. За прошедший год подошли новые сотрудники, созвучные идеям гуманной педагогики.

Для организации проведения мероприятий предварительно проводились рабочие встречи, в рамках которых намечались программы, ответственные и те, кто готовит выступления.


Члены Лаборатории регулярно принимают участие в Международных педагогических чтениях в г.Москве, Педагогических Чтениях в г.Киеве.


Были изданы четыре книги Ш.А.Амонашвили, переписка «О совершенном», Аксиомы гуманной педагогики,

опубликованы статьи о гуманной педагогике в студенческой газете, в газете «Вечерний Донецк».


Члены Лаборатории участвуют в проведении родительских собраний, педагогических советов по приглашению учителей города, предоставляют печатные и видеоматериалы по вопросам гуманной педагогики и культурно-просветительной тематике. Совместно с Духовно-культурным Центром «Орифламма» в школах и вузах города, в Областной детской библиотеке им.Кирова проводятся экскурсии на передвижных выставках репродукций Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, фотоматериалов посвященных Пакту Рериха и Знамени Мира, авторских работ Л.Кирилловой «Рост духа».


Члены Совета Лаборатории гуманной педагогики при ДЭГИ

(Направления работы в свете идей гуманной педагогики)


Дмитриева Ирина Владимировна

Доцент каф.ЭТ ДЭГИ, руководитель Лаборатории гуманной педагогики при ДЭГИ, руководитель Совета кураторов ДЭГИ, сотрудник ДДКЦ «Орифламма», участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве.

Координация работы ДЛГП. Проведение методических семинаров для преподавателей ДЭГИ по вопросам использования принципов гуманной педагогики в условиях вуза, организация выставки работ Людмилы Кирилловой «Рост духа», репродукций Нади Рушевой «Она рисовала сердцем». Проведение на кураторских часах бесед со студентами на темы: «Красота спасет мир», «Эволюционный путь Культуры» и др. Статьи в научные издания по тематике «Формирование личности в условиях высшей школы». В практической работе использует несение нравственного мировоззрения через учебные курсы по экономике. Участие в работе Университета для родителей в Творческой мастерской Лаборатории гуманной педагогики.

^ Палей Лилиана Дмитриевна

Концертмейстер Донецкого музыкального училища, руководитель Донецкого Духовно-культурного Центра «Орифламма».

Активный участник мероприятий Лаборатории гуманной педагогики. В практической работе со студентами использует идеи, приемы и методы гуманной педагогики. Проводит экскурсии и лекции для детей и молодежи по общекультурной тематике с целью формирования целостного современного миропонимания. Организовывает просветительные тематические композиции о жизни великих музыкантов.

^ Бугаева Зоя Николаевна,

Преподаватель актерского мастерства и культуры речи Донецкого музыкального училища, участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве.

Ответственная за составление сценариев в проведении областных педагогических чтений. Активный участник мероприятий Лаборатории гуманной педагогики.

В практической работе со студентами использует идеи, приемы и методы гуманной педагогики. Автор учебных пособий «Уроки музыки в школе и дома», «Занимательные игры и задания устной речи и дикции», «Музыкальные занятия в детском саду». Автор ряда статей по актуальности гуманной педагогики в областных СМИ.


^ Чередниченко Светлана Александровна

Директор лицея МЭиФ ДЭГИ, искусствовед, ст. преподаватель каф.ГД, ведет курсы «Этика и эстетика», «Культурология», «Основы миропонимания» в ДЭГИ, участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве.

Последовательно направляет деятельность педагогов лицея и вуза в орбиту идей гуманно-личностного подхода к лицеистам и студентам.

Используя глубокие знания и опыт профессионального искусствоведа на своих занятиях формирует эмоциональную культуру молодого поколения через “воспитание прекрасным”. Подготовила ряд интегрированных занятий: “Физика цвета и света”, “В просторах Леонардо” и др. В ходе таких занятий ей удается добиваться, чтобы великие гуманистические проблемы, над решением которых бились лучшие умы прошлого, стали собственным достоянием студентов.

Ведет широкую просветительную работу в школах, общественных организациях, на телевидении по вопросам глубокого понимания искусства живописи.

^ Томас Валентина Николаевна

Учитель русского языка и литературы, учитель-методист ОШ№ 9 г .Красноармейска, «Отличник образования Украины», участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве, Всеукраинских Педчтений в г.Киеве.

Проблема педагогической работы –«Воспитание духовности как полноты человеческой жизни». Разработан педагогический проект «Школа духовной культуры», созданы авторские программы по этике для учащихся 5-12 классов: «Человек и мир», «Азбука этикета», «Основы нравственной культуры», «Культура общения», «Сотвори себя сам!»(победившие на областном конкурсе 2007года), руководит школьным музеем творческого наследия Н.Рериха.

Активный участник мероприятий Лаборатории гуманной педагогики.

^ Фиценко Алина Геннадиевна

Учитель начальных классов высшей категории ОШ № 20, г.Донецк, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов. Победитель Всеукраинского конкурса «Учитель года - 2006» (районный тур.

Пропагандирует идеи гуманно-личностной педагогики в школах района, разработала серию уроков Добра. Проводит большую работу среди родителей по нравственному воспитанию в семье. Участие в научно-практических педагогических конференциях, выступления и статьи на темы: «Гуманная педагогика – педагогика формирования человеческого капитала», « Идеи Гуманной педагогики - новому учителю XXI века», «Гуманная педагогика – педагогика XXI века».

Активный участник в работе Лаборатории гуманной педагогики.

^ Курбаева Наталья Викторовна

Учитель начальных классов, ОШ № 126 г. Донецка. Участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве.

В обучении и воспитании младших школьников использует методы и приемы гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили: пишет письма будущим первоклассникам, готовит с детьми «пакеты-отчеты» для родителей, проводит внеклассные мероприятия для детей и родителей, направленные на моральное воспитание и развитие учеников. Разработала серию уроков внеклассного чтения по книге В.А.Сухомлинского «Сказки Школы под Голубым Небом». Основная тематика уроков - воспитание Сердца ребенка.

Участие в педагогических семинарах по вопросам гуманной педагогики.

Активный участник мероприятий Лаборатории гуманной педагогики.

^ Первак Майя Стефановна

Учитель младших классов специализированной гуманитарной школы №65 г.Донецка. Филолог. Руководитель районного методического объединения учителей начальных классов. Участник Международных Педагогических Чтений в г.Москве, Всеукраинских Педчтений в г.Киеве.

Работая с младшими школьниками, особое место уделяет развитию творческих способностей, формированию познавательных интересов, воспитанию любви к художественному слову. На творческих встречах, педсоветах. семинарах знакомит коллег с идеями гуманной педагогики. В 2007-08 учебном году организовала постоянно действующий семинар «Система гуманно-личностного подхода к детям в современном педагогическом процессе». Широко использует идеи гуманной педагогики в работе с родителями.

Активный участник мероприятий Лаборатории гуманной педагогики.

^ Сироижко Светлана Андреевна

Учитель русского языка и литературы, филолог, учитель-методист высшей категории Донецкий лицей «Колледж». Читает курс «Основы морали и христианской этики».

^ Педагогическая позиция: «В каждом ученике нужно воспитывать сначала Человека, потом развить индивидуальность, потом сформировать носителя культуры.»

Педагогическое средство: «Умение заинтересовать Ученика тем, чему хочу его обучить, пробудить в нем любовь к учению и жажду расти духовно».

Опубликовано пособие «Педагогическая мастерская», широко привлекает учеников к научной, исследовательской деятельности по различным проблемам, подготовлен ряд литературных публикаций по вопросам гуманной педагогики.

^ Сметанина Ирина Алексеевна

Драматическая актриса, педагог Творческой мастерской Лаборатории гуманной педагогики при ДЭГИ, руководитель драматической студии «5-е колесо».

Практическая деятельность по творческому развитию и воспитанию ребенка с использованием гуманно-личностных подходов, проведение занятий в Университете для родителей, методические разработки на тему «Пластические упражнения для снятия эмоциональных комплексов у детей», «Дыхательные упражнения для детей» и др.

Активное участие в работе Университета для родителей в Творческой мастерской Лаборатории гуманной педагогики.

Режиссерская деятельность в драматической студии «5-е колесо». Воспитание творческой, мыслящей молодежи в совместных проектах над постановками глубоких, философских спектаклей по сказкам Ф. Кривина и др. авторов.

^ Якушевская Татьяна Станиславовна

практический психолог, психотерапевт, сотрудник Творческой мастерской Лаборатории гуманной педагогики при ДЭГИ

Проводит в практику комплексный подход к воспитанию и раннему развитию детей на основе современных методик. Организатор регулярных занятий Университета для родителей.



Обращение городского форума «Женщина , духовность,21 век» к

общественности города Донецка и области:

Мы обращаемся к тем, кто не равнодушен к судьбе детей, а, значит, к будущему своей страны!


Уважаемые работники средств массовой информации!

СМИ – это великая сила, которая не может быть нейтральной к процессу воспитания, она или утверждает мораль и нравственность или разрушает хрупкие, еще не окрепшие души наших детей!

Составляя программы, снимая передачи и фильмы, мысленно поставьте перед экраном свою маленькую дочь, внука и представьте, что они вынесут, какие сны увидят, какие слова повторят, какие желания затаят?

Поверьте, никакая прибыль от сомнительной продукции не стоит утерянной юной души!

Своими талантами и мастерством, средствами Знания, Красоты и Культуры помогайте растить и воспитывать будущее нашей общей страны!


^ Уважаемые родители!

Каждый ребенок с первых дней жизни проходит свою главнейшую школу - школу семьи.

Отец и мать - первые важные и судьбоносные учителя. Воспитание в семье - это постоянный, умелый и систематический труд.

Прививайте своему ребенку словом, покажите своим примером, как любить свой дом, уклад его жизни, порядки и традиции.

Научите любить землю, на которой стоит его дом, по которой ходили его предки.

Кто, если не Вы, с ранних лет подведет его к Прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир! Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни!

Любите и уважайте своего ребенка, научите любить и уважать Вас, приучайте к сочувствию, участию, к разумной деятельности, проникнутой высокой моралью и нравственностью.

Старайтесь развить в нем стремление к Красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Только в этом случае вы будете в последствии иметь моральное право требовать и ожидать от ребенка осмысленного поведения, разумности в мыслях, искренности в чувствах.


^ Уважаемые коллеги - педагоги учебных заведений!

Помните об исключительности школы.

Она единственное в своем роде учреждение, где двоевластие – власть мыслей и власть морали – обязательны. Мысль и нравственность должны усилить свои полномочия, заговорить во весь голос. В современном технократическом мире большой ум при отсутствии моральных чувств - источник больших бед. И наоборот – сила мысли увеличивается и укрепляется моральными принципами.

В содружестве с родителями помогите детям постичь смысл жизни, помогите в выборе способов самосовершенствования. Помогите восполнить нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний.

Объясните своим ученикам, что свобода не означает вседозволенность, что быть свободным – значит иметь право выбора, и этот выбор приводит к ответственности, что свобода обязывает быть внимательным, думать о тех, кто рядом.

Приучайте своих воспитанников самостоятельно размышлять, развивать свои мысли, способности, которые еще дремлют, избавляться от вредных привычек, растить себя достойным человеком.

В сотрудничестве с родителями приучайте детей к мысли, что все усваивается и достигается только своими силами, своим трудом. Пусть в школе царствует серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная, разумная деятельность, наполненная духовно-нравственным содержанием.












Скачать, 124.09kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru