Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Лилия Шайхулловна Таштамирова   Настоящий учебно-методический комплекс

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 299.28 Kb.
Дата31.03.2012
Размер299.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Пояснительная записка
Авторский курс строится в соответствии с нормативными документами
Учебными планами перечисленных специальностей, утвержденными в 2010 году.
Вид учебной работы
Наименование ТЕМЫ
Раздел III.
Раздел IV.
Примерный план анализа музыкального произведения
I. Общая характеристика стиля композитора
Раздел II.
Раздел III.
Раздел IV.
Темы семинарских занятий и вопросы к ним
Раздел II. Страны Закавказья
Раздел III. Прибалтийские страны
Содержание и требования к зачету
Примерный перечень контрольных вопросов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Тюменская государственная академия культуры, искусств
«хоровое творчество стран ближнего зарубежья»
...
Полное содержание
Подобный материал:


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

070105.65 «Дирижирование академическим хором»,

071301.65 «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив)


РЕЦЕНЗЕНТ

Старший преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ Лилия Шайхулловна Таштамирова


 


Настоящий учебно-методический комплекс не может быть использован другими подразделениями академии и другими вузами без разрешения кафедры и автора-разработчика.


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья” устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.


Предназначен для организации работы студентов в Тюменской государственной академиии культуры, искусств и социальных технологий по изучению факультативной дисциплины учебного плана по специальности «Дирижирование академическим хором» и «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив).
^

Авторский курс строится в соответствии с нормативными документами:

  • Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для специальностей 070105.65 «Дирижирование академическим хором» и 071301.65 «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив);

  • ^

    Учебными планами перечисленных специальностей, утвержденными в 2010 году.



Ближнее зарубежье – собирательное название бывших республик СССР, независимых государств, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 году. Сегодня – это страны СНГ, Прибалтийские республики (Балтийские страны), а также страны, которые не имеют общей границы с Российской Федерацией (Молдавия, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Грузия). Термин носит скорее историко-культурный, нежели географический, характер.

Курс поделен на 4 раздела, каждый из которых включает определенную группу государств. Этот принцип деления основан не только на географических, но и на культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

I. Восточноевропейские страны: Украина, Белоруссия и Молдавия.

II. Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан.

III. Прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония.

IV. Страны Средней Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.

Цель дисциплины: получение необходимых знаний о хоровой музыке стран ближнего зарубежья от ее истоков до наших дней.

Задачи дисциплины:

  • изучение закономерностей развития истории хоровой музыки стран ближнего зарубежья и наиболее значительных ее явлений;

  • понимание своеобразия,  особенностей развития хорового искусства стран постсоветского пространства;

  • знакомство с произведениями хоровой литературы наиболее ярких представителей композиторских школ стран ближнего зарубежья.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «История хоровой музыки».

Курс «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья» предполагает изучение музыкального материала (во время аудиторной и самостоятельной работы студента), которое включает знакомство с нотным материалом, слушание музыки, анализ произведений ведущих композиторов.

Требования к уровню содержания дисциплины:

  • студент должен иметь четкое представление об этапах развития музыкальной культуры изучаемых стран;

  • представлять творческие биографии и особенности хорового стиля наиболее известных композиторов национальных школ;

  • выработать навыки анализа произведений, используя знания теоретических основ музыкального искусства;

  • уметь пользоваться научной и справочной литературой.

Список рекомендованной литературы составлен с учетом возможностей библиотеки Тюменского государственного института искусств, культуры и социальных технологий, Тюменской областной библиотеки и интернет-ресурсов.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

^ Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия, в том числе:

36

Лекции

18

Практические занятия

12

Семинарские занятия

6

Самостоятельная работа

36

Вид итогового контроля

зачет


Следует отметить особенности организации практических и семинарских занятий. Практические занятия проходят в форме знакомства с музыкальным материалом: слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов, а так же воспроизведение и анализ нотных примеров творчества изучаемых композиторов. Семинарские занятия проходят в следующих формах: семинар-дискуссия, семинар-исследование, доклады по темам и их обсуждение.


тематический план


^ Наименование ТЕМЫ

Лек-ции

Сем/прак

СРС

Всего часов

Раздел I.

Восточноевропейские страны

1. Хоровое творчество Украины



2



4



4




2. Хоровое творчество Беларуси

1

1

3




3. Хоровое творчество Молдавии

1

1

2




Раздел II.

Страны закавказья

4. Хоровое творчество Армении



2



2



4




5. Хоровое творчество Грузии

2

3

4




6. Хоровое творчество Азербайджана

1

1

2




^ Раздел III.

Прибалтийские страны

7. Хоровая культура прибалтийских стран



1






1




8. Хоровое творчество Латвии

2

2

4




9. Хоровое творчество Литвы

2

2

4




10. Хоровое творчество Эстонии

2

2

4




^ Раздел IV.

Страны центральной азии

11. Хоровое творчество стран Центральной Азии – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении

2




2




ИТОГО:

18

18

34

70

МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по подготовке

к семинарским и практическим занятиям


Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с историческим периодом деятельности композиторов, а так же знать факторы, способствующие развитию музыкальной культуры стран ближнего зарубежья.

Следует обратить внимание на характерные черты, свойственные композиторам национальных композиторских школ соседних государств, проявляющиеся не только в своеобразии ладового интонационного склада, метроритмических особенностей, многоголосия и т. д., но и в опоре в своем творчестве на традиции отечественных и европейских композиторов-классиков.

При изучении этого курса необходимо уяснить влияние русской музыкальной культуры на развитие профессионального хорового искусства некоторых стран, в том числе в советский период.

Изучая хоровое творчество каждого композитора, следует акцентировать внимание на стилистические черты его творчества, уметь разбираться в жанрах, идейно-художественном содержании произведений, в особенностях хорового письма.

Немаловажную роль в изучении курса играют семинарские занятия. Семинары – это форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.

На занятиях и при подготовке к семинарским и практическим занятиям в курсе «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья», студент сталкивается с необходимостью делать музыкально-теоретический анализ того или иного произведения, а так же творчества композитора в целом.

Несомненно, что для начала необходимо ознакомиться с нотным текстом произведения или, если такового нет, с аудио- или CD-записью, после чего уже приступать к анализу партитуры. При прослушивании произведений необходимо делать для себя заметки: свои соображения, оценки, критические замечания и т.п. Приведенные ниже планы анализа призваны помочь в этом.

^ Примерный план анализа музыкального произведения

(при первом прослушивании)

  1. Жанр (по модальности содержания: лирический, драматический, эпический).

  2. Жанровая группа (по условиям бытования: театральная музыка, концертная, массово-бытовая, культово-обрядовая).

  3. Жанровая основа, опора на первичные жанры (песня, танец, марш).

  4. Образное содержание (эмоциональное состояние, чувство, настроение).

  5. Сколько музыкальных образов (один, два…) и их взаимодействие (контрастные, в конфликте, родственные).

  6. Жанровый тип тематизма в мелодии (декламационность, кантилена, танцевальность, инструментальная сигнальность, звукоподражание).

  7. Склад фактуры: полифонический или гомофонно-гармонический.

  8. Темп (быстрый, медленный, умеренный) и как "работает" на создание образа.

  9. Ритмические особенности (ровность ритма, острый ритм, ритмическая учащенность, подвижность, плавность).

  10. Сколько частей, разделов в композиции (одна, две, три).

  11. Есть ли контраст (по разным показателям) между разделами (контраст темпа, лада, ритмического рисунка, мелодии, содержания, фактуры (полифонической или гомофонно - гармонической)?

  12. Трансформируется ли образ в заключительном разделе?

  13. Как образ трансформируется (как изменилось содержание)?

Ниже даются несколько примерных планов анализа (характеристики) как стиля композитора, так и его произведений, которые, впрочем, не являются исчерпывающими и могут быть дополнены в процессе разбора необходимыми пунктами.


^ I. Общая характеристика стиля композитора

1. Основные области творчества композитора, важнейшие произведения.

2. Связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями данного периода.

3. Связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями.

4. Связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором).

5. Ведущие идеи, основные образные сферы.

6. Основные черты музыкального языка (мелодика, гармония, оркестр), характерные принципы формообразования.

7. Историческое значение творчества композитора (в рамках эпохи, нациолнальной школы, музыкального искусства в целом).


II. Общая характеристика хорового творчества композитора

1. Место этой области в наследии композитора.

2. Причины обращения.

3. Жанры.

4. Темы, образы.

5. Период обращения (лучшие сочинения).

6. Традиции, новаторство (мелодика, гармония, форма и т.д.).

7. Оперно-хоровое творчество композитора (роль хора в операх, где, сколько, в какой роли применяется хор).

8. Вокально-симфонические жанры в творчестве композитора (оратории, кантаты, мессы, реквиемы, поэмы и т.д.).

9. Хоры малой формы:

- в сопровождении фортепиано;

- a cappella, объединенные в циклы;

- a cappella миниатюры.

10. Обработки народных песен (стилизация, классическое письмо, свободная обработка).

III. Общая характеристика кантатно-ораториального творчества композитора

1. Значение произведений кантатно-ораториального типа в творчестве композитора.

2. Характерные сюжеты, идейные концепции .

3. Жанры. Степень театрализации.

4. Соотношение словесного текста и музыки.

5. Соотношение вокальных и инструментальных партий и их значение.

6. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики .

7. Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования.

8. Эволюция кантатно-ораториального творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности).

9. Связь кантатно-ораториального творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).


IV. Анализ хорового произведения

1. Место хорового произведения в творчестве композитора.

2. Жанр произведения (традиции, новаторство).

3. Тема, идея, образное содержание произведения и воплощение их музыкальными средствами.

4. Поэтичекий текст. Раскрытие образа стихотворения средствами музыки.

5. Хоровые партии и образ произведения: тембр, регистры, динамика, звуковедение (штрихи), использование сонористических приемов.


Одной из форм подготовки к семинарским занятиям является написание тематических докладов и рефератов для последующих сообщений и обсуждений в аудитории.

Слово "реферат" (от латинского "referare" - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научного отчета. Рефератами называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературных и других источников.

Работа над рефератом невозможна без самостоятельного библиографического поиска. Литературными источниками являются монографии, сборники, справочные издания. Большое значение для раскрытия темы имеют книги и периодические издания. Однако процесс создания книги продолжителен. Хотя книга незаменима как источник систематизированной и разносторонней информации, в ней обычно нет новейших данных. Для реферата же, тематика которого в силу специфики этого жанра всегда актуальна, сведения и факты также необходимы.

Процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть и стержень реферата. Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление об их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников.

После первичной обработки и систематизации материала составляют план реферата. Важными композиционными разделами работы являются Введение и Заключение.

Качество будущей работы во многом зависит от оригинальности построения, четкости рубрикации, правильного соотнесения частей. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы, а все пункты в совокупности охватывали ее в целом.

При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое, если тема раскрывается в исторической последовательности), описательное, когда тема расчленяется на составные элементы и аналитическое при исследовании темы в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах.

Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем, лаконично определяется задача работы. В Заключении формулируются основные результаты и выводы по работе, направления дальнейших исследований.

Проделанная работа (подбор литературы, изучение и предварительная систематизация источников, повторное изучение собранного материала, составление подробного плана) делает написание реферата не столь трудоемким процессом, каким был предыдущий, но достаточно сложным и ответственным. Было бы неправильно ограничить свою работу механическим соединением положений, взятых из разных источников, в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам.

В отличие от тематического конспекта, реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, критически оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать собственное мнение.


содержание дисциплины

Раздел I.

Восточноевропейские страны


Тема 1. Хоровое творчество Украины

Творчество народа, как выражение им своего самобытного музыкального мира, проявляющегося в своеобразии ладово-интонационного склада, метроритма, голосоведения, многоголосия.

Значение песенного народного творчества для развития национальной музыкальной культуры украинского народа, в частности его хорового искусства.

Для подробного изучения рекомендуется изучение хорового творчества композиторов Н. Леонтовича, Н.В. Лысенко, Б.Н. Лятошинского, Л.Н. Ревуцкого, И. Шамо, А.Я. Штогаренко.


Тема 2. Хоровое творчество Республики Беларусь

Факторы, способствующие развитию музыкальной культуры Беларуси.

Появление квалифицированных хоровых коллективов. Характерные черты хоровых произведений белорусских композиторов.

Народные песенные традиции, как основа формирования белорусского национального хорового искусства.

Для подробного изучения рекомендуются хоровые произведения композиторов А.В. Богатырева, Е.А. Глебова, Ю.В. Семеняко.


Тема 3. Хоровое творчество Молдавии

Молдавская музыкальная культура: самобытность, разнообразие жанров и форм народного музыкального творчества.

Возникновение и становление молдавской профессиональной композиторской школы, начиная со средних веков до ХХ века. Обработка молдавского эпоса – один из основных хоровых жанров композиторов Молдавии.

Г.В. Музическу – основоположник молдавской музыкальной культуры, в том числе хоровой. Вокально-симфоническое творчество и хоровые миниатюры композиторов Л.С. Гурова, В.М. Лоринова, С.Т. Няги, М.Ш. Фишмана.


^ Раздел II.

Страны закавказья


Тема 4. Хоровое творчество Армении

Песенно-хоровое народное творчество как ценнейшие памятники армянской музыкальной культуры. Специфические черты, присущие армянской музыке: особенности ладовой структуры, своеобразие метроритма и др.

Армянская монодическая музыка, профессиональная церковная музыка, начиная с IV века, армянская литургия (патараг).

Вторая половина XIX века – возникновение новой композиторской школы. Cоздание национально-самобытного стиля на основе синтеза народной мелодики с европейскими композиционными средствами.

Рекомендовано изучение творчества композиторов: А.Г. Арутюняна, А. Бабаджаняна, А.Капитоняна, Комитаса (С.Г. Согомоняна), Т. Мансуряна.


Тема 5. Хоровое творчество Грузии

Традиции народного хорового исполнительства как ценнейший памятник музыкальной культуры Грузии. Особенности грузинского народного хорового пения: многоголосие, характерные гармонические созвучия (кварт-квинтаккорды), однородные мужские хоры и др.

Влияние народного многоголосия на грузинскую церковную музыку.

Связь с русской и европейской музыкальными культурами.

Возникновение кантатно-ораториального жанра в советский период. Связь с народным хоровым эпосом.

Для изучения рекомендованы произведения композиторов: Г.А. Канчели, А.Д. Мачавариани, В.И. Мурадели, З.П. Палиашвили, М. Парцхаладзе, О.В. Тактакишвили.


Тема 6. Хоровое творчество Азербайджана

Ладовое разнообразие и оригинальность мелодики в азербайджанской музыке.

Влияние русской национальной музыкальной культуры на развитие хорового искусства Азербайджана.

Формирование профессиональной азербайджанской музыки. Развитие музыкального театра.

Для подробного изучения рекомендуется изучение хорового творчества композиторов А.А. Ализаде, У.А. Гаджибекова, Х. Мирзы, Р. Мустафаева.


^ Раздел III.

Прибалтийские страны


Тема 7. Хоровая культура прибалтийских стран.


Хоровая песня как ведущий жанр музыкальной культуры народов Прибалтики.

Жанровое и тематическое разнообразие народно-песенного творчества Латвии, Литвы и Эстонии.

Праздник песни и его роль в сохранении самобытных национальных особенностей народного хорового творчества: ладово-интонационный строй, особенности многоголосия. Значение праздников песни для развития хорового творчества композиторов.


Тема 8. Хоровое творчество Латвии


Истоки профессиональной латышской музыки. Народная песня – особенности многоголосия, разнообразие несимметричных метров, смешанных размеров, диатонические лады. Католическая (с 13 в.) и протестанская (с 16 в.) церковная музыка.

А. Юрьян и Я. Витол – основоположники латышской классической музыки. Создание национальной композиторской школы. Хоровые обработки народных песен. Хоровая песня, кантата, оратория латышских композиторов советского и постсоветского периода.

Для подробного изучения рекомендуется изучение творчества следующих композиторов: П.Е. Дамбиса, Э.А. Дарзиня, М.О. Зариня, Э.Я. Мелнгайлиса.


Тема 9. Хоровое творчество Литвы


Формирование литовской профессиональной музыки и национально-освободительное движение. Влияние на музыкальную культуру Литвы польских и русских композиторов.

Распространение народных хоровых коллективов. Основные черты хоровых произведений литовских композиторов – обработки народной песни, хоровой миниатюры.

Реалистическая направленность, национальный колорит вокально-симфонических сочинений литовских композиторов середины ХХ века.

Рекомендованы для изучения произведения композиторов М.К. Чюрлениса, С.С. Шимкуса, Ю.А. Юзелюнаса.

Тема10. Хоровое творчество Эстонии


Традиции многоголосного хорового исполнения народных песен. Своеобразие двухголосных и трехголосных хоровых песен: региональные виды, формы напевов, пение под аккомпанемент народных инструментов.

Профессиональная музыка в стенах церкви, начиная с XIII века. Католическое пение. Исторические условия и сложившиеся традиции многоголосного хорового исполнительства в XIX веке. Всеэстонские певческие праздники, как стимул развития хорового композиторского творчества.

Становление и развитие национальной эстонской композиторской школы. Хоровые песни А. Каппа, М. Людига, Т. Веттика, Г. Эрнесакса.

Хоровое творчество композиторов второй половины ХХ века.

Рекомендованы для изучения композиторы: Э. Тамберг, В. Тормис, А. Пярт.


^ Раздел IV.

Страны Средней Азии


Тема 11. Хоровое творчество стран Средней Азии – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении


Особенности народной песни: одноголосие, диатоничность, своеобразие метроритма в песнях узбеков и таджиков. Речитативность как характерная особенность казахов, киргизов, узбеков. Мелодичность как одна из характерных черт пения киргизов, узбеков, туркмен.

Значение творчества русских композиторов c конца XIX века (в том числе советского периода) в становлении и развитии профессионального музыкального искусства в странах Средней Азии.

Профессиональное творчество устной традиции монодического склада как основа хорового искусства.

Основоположники национального многоголосия М. Бурханов, И. Акбаров, С. Бабаев. Хоровое и кантатно-ораториальное творчество С. Юдакова, Д. Закирова, И. Хамраева, М. Бурханова. Рекомендуется для изучения В. Мухатов, Е.Р. Рахмадиев, З.М. Шахиди, М. Ашрафи.


^ Темы семинарских занятий и вопросы к ним


Раздел I. Восточноевропейские страны

Семинар 1: Хоровое творчество Николая Леонтовича и Николая Лысенко

семинар-дискуссия (обсуждение докладов)

Вопросы:

  1. Н. Лысенко – основоположник украинской композиторской школы.

  2. Хоры в операх и обработки украинских народных песен Н. Лысенко.

  3. Жизненный и творческий путь Н. Леонтовича. Хоровые произведения. Литургия св. Иоанна Златоуста.

  4. Н. Леонтович – гений жанра обработки украинской народной песни.


Семинар 2: Хоровое творчество Б.Н. Лятошинского

моносеминар

Вопросы:

1. Жизненный и творческий путь Б. Лятошинского. Жанры хоровой музыки – от кантаты – до обработки народной песни.

2. Обработки украинских народных песен для хора a cappella: самобытный мелодизм, выразительный гармонический язык, полифонические приемы.

3. Хоровые миниатюры и циклы – воплощение поэзии Т. Шевченко, А. Фета, А. Пушкина, М. Рыльского.


^ Раздел II. Страны Закавказья

Семинар 3: Хоровое творчество Алексея Мачавариани

Исследовательский семинар

Семинар-исследование - это форма семинара, подготовка к кторому включает компонент научного исследования, в данном случае - это исследование первоисточников по указанной теме. К первоисточникам мы можем отнести как монографии, статьи о жизни и творчестве композитора, так и анализ хоровых партитур.

При подготовке к семинару рекомендуется пользоваться планом анализа «Общая характеристика хорового творчества композитора» (разд. Методические указания по изучению курса)

Примерные вопросы, обсуждаемые на семинаре:

  1. Какие основные области творчества композитора, важнейшие произведения в хоровых жанрах.

  2. Найдите связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями периодов его жизни.

  3. Определите связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями, в том числе грузинской национальной музыкальной школой.

  4. Существует ли связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором) и в чем это выражается.

  5. Основные черты музыкального языка (мелодика, гармония, метроритм, оркестр), характерные принципы формообразования в хоровых произведениях композитора.

  6. Историческое значение творчества композитора (в рамках национальной школы, эпохи, музыкального искусства в целом).


Семинар 4: Хоровое творчество Мераба Парцхаладзе

Исследовательский семинар

При подготовке к семинару рекомендуется пользоваться планом анализа «Общая характеристика хорового творчества композитора» (разд. Методические указания по изучению курса)

Примерные вопросы, обсуждаемые на семинаре:

  1. Основные жанры хорового творчества М. Парцхаладзе, важнейшие произведения.

  2. Определите связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями, в том числе грузинского многоголосия.

  3. Существует ли связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором) и в чем это выражается.

  4. Основные черты хорового письма (мелодика, гармония, метроритм, фактура), характерные принципы формообразования в изучаемых произведениях композитора.

  5. Историческое значение творчества композитора (в рамках национальной школы, эпохи, музыкального искусства в целом).


^ Раздел III. Прибалтийские страны

Семинар 5: Микалоюс Чюрленис

семинар-дискуссия

Вопросы:

  1. М. Чюрленис – родоначальник литовской профессиональной музыки. Синтез живописи и музыки.

  2. Хоровые жанры в творчестве композитора. Место этой области в наследии композитора. Ведущие идеи, основные образные сферы.

  3. Основные черты музыкального языка (мелодика, гармония, форма). Традиции, новаторство.

  4. Обработки народных песен (стилизация, классическое письмо, свободная обработка).

  5. Историческое значение творчества композитора (в рамках эпохи, нациолнальной школы, музыкального искусства в целом).


Семинар 6: Хоровое творчество Вельо Тормиса

Моносеминар

Вопросы:

  1. Жизненный и творческий путь В. Тормиса – знатока и собирателя эстонских народных песен.

  2. Основные черты музыкального языка (жанры, форма, мелодика, гармония, метроритм). Традиции, новаторство.

  3. Крупные эпические и эпико-драматические произведения. Обращение к общечеловеческим, историческим темам.

  4. Гармония природы и человеческого бытия в хоровых циклах

  5. Произведения на материале эсноских народных песен для хора a cappella: образное содержание произведения и воплощение их музыкальными средствами, самобытный мелодизм, выразительный гармонический язык.

  6. Самобытность музыкального языка В. Тормиса. Виртуозность и изобретательность приемов хорового письма. Монументальность, гибкость, полифоничность хоровой ткани. Сонористические приемы, привнесенные из современной инструментальной музыки.


^ Содержание и требования к зачету

Факультативный курс «Хоровое творчество стран ближнего зарубежья» завершается зачетом, к которому допускаются студенты, присутствовавшие не менее чем на 2/3 от общего объема лекционных занятий. Для получения зачета студент должен участвовать во всех семинарских занятиях. Допускается отработка пропущенных занятий (устный ответ, доклад, реферат).

Зачет проводится в форме письменного тестирования по всему материалу курса.

Основные виды тестовых заданий:

1)     Задания с выбором правильного ответа.

Пример: Художник и композитор, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры. (выберите и напишите из списка предложенных):

    1. Г. Нарекаци

    2. Н. Леонтович

    3. М. Чюрленис

    4. Г. Канчели

2)     Задания открытой формы (ответ необходимо написать самостоятельно).

Пример: Назовите ведущих грузинских композиторов ХХ века, работавших в хоровых жанрах: _____________________________________________________

3)     Задания на установление правильного соответствия (элементам данного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества).

Пример: Поставьте в соответствие название хорового произведения и имя композитора:

a) «Щедрик»

b) “De profundis”

c) «Озеро»

d) М. Парцхаладзе

e) Н. Леонтович

f) М. Чюрленис


^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

  1. Хоровое творчество Украины

  2. Хоровое творчество Беларуси

  3. Хоровое творчество Молдавии

  4. Хоровое творчество Армении

  5. Хоровое творчество Грузии

  6. Хоровое творчество Азербайджана

  7. Хоровое творчество Латвии

  8. Хоровое творчество Литвы

  9. Хоровое творчество Эстонии


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методическая литература

Основная

  1. Белицкая, Т. М. Композитор Анатолий Кривошей. – Челябинск, 1998.

  2. Вавилов, С. П. Церковные хоры и регенты Томска // Томская старина. – 1991. –№ 2.

  3. Вольфович, В. Музыканты Южного Урала / В. Вольфович. – Челябинск: обл. орг. об-ва "Знание", 1991.

  4. Казанцева, М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. // Религия и церковь в Сибири. Вып. 9. Тюмень, 1996.

  5. Композиторы Екатеринбурга. / Авт.-сост. Ж.А. Сокольская. Изд. УГПУ, Екатеринбург, 1998.

  6. Мне Россия сердце подарила: Творчество урал. композитора Евгения Гудкова: Метод. рекомендации / сост. Т. Синецкая. – Челябинск, 1990.

  7. Пономарева, Г. В. Предисловие // Церковные песнопения сибирских композиторов / ред.-сост. В. В. Пономарев. – Красноярск, 2001. – Вып. 2

  8. Пономарев, В. В. От редактора-составителя // Церковные песнопения сибирских композиторов / ред.-сост. В. В. Пономарев. – Красноярск, 1999.

  9. Серебряный Ильмень: Страницы биографии авторской песни / Л. П. Коробицына. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001.

  10. Синецкая, Т. М. Композитор Анатолий Кривошей: Буклет. – Челябинск, 1993.

  11. Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала / Т. М. Синецкая. - Челябинск, 2003.

  12. Сокольская, Ж. А. «Воспевая доброту». К 75-летию композитора Владимира Горячих. – Екатеринбург, 2004.

  13. Сокольская, Ж. А. «Напев об Уральской рябине». Размышления о жизни и творчестве Евгения Родыгина. – Изд. Уральский университет : Екатеринбург, 2001.

  14. Трамбицкий, В. Н. Вспоминания, статьи, исследования» / отв. ред. В. П. Костарев. – УГК им. М.П. Мусоргского, УО СК России : Екатеринбург, 2002.

  15. Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского. 75 лет истории : сб. статей / ред.-составители Е. Н. Федорович, Л. К. Шабалина – Екатеринбург, 2009.


Дополнительная


  1. Вольфович, В. Челябинск музыкальный. – Челябинск, 1989.

  2. Дилецкий Николай. Идея грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства. – Москва, 1979. – Вып. 7.

  3. Ефремов, И. Подвижник народной культуры А. Д. Городцов. – Пермь. 1983

  4. Казанцева, М. Г. Взаимодействие профессиональной и народно-песенной традиций (на материале старинных стихов)// Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков. – Свердловск, 1982.

  5. Композиторы Урала / сб. очерков. – Свердловск, 1968.

  6. Копылов, А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XYII-XYIII вв. – Новосибирск, 1974.

  7. Миронова, Н. В. О методике обучения древнерусскому певческому искусству (по материалам Уральской археографической экспедиции) // Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. – Свердловск, 1979. – С.88.

  8. Народно-певческое дело в Пермской губернии в 1910 г.// Хоровое и регентское дело. – 1912.

  9. Парфентьева, Н.В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитич Суботин и его новооткрытые произведения // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г. – Москва, 1988.

  10. Парфентьев, Н. П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVIII вв. – Челябинск, 1993. – 347 с.; ил., нот.

  11. Парфентьев, Н. П. Промышленники Строгановы и русская музыкальная культура XVI – XVII веков. – Челябинск, 1991. – 52 с., ил., нот.

  12. Парфентьев, Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI – XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки о подьяки. – Челябинск, 1991. – 444 с.

  13. Рогожникова, Г. Жизнь и деятельность Ф. С. Узких // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории. – Свердловск, 1972. – Вып. 7.

  14. Синецкая, Т. М. Челябинская организация Союза композиторов России / сб. – Врата Рифея : Москва, 1996.

  15. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XIII вв. // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. – Новосибирск, 1985.

Статьи в журналах

  1. Белогрудов, О. Пермь: (О произведениях Е. Гудкова, исполн. на Днях музыки Челяб. обл.) // Совет. музыка. 1986. – № 8

  2. Белокрыс, М. А. Хоровая песнь генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому. К 140-летию подписания Айгунского трактата // Вестник Омского унивнрситета, 1999, – Вып. 2. – С. 122-127.

  3. Бортников, С. Музыкальное искусство в Сибири в 60 – 80 годы XX столетия. // Музыкальная академия : 2003, – № 2.

  4. Вакарь, Л. Уральцам исполнилось 60 // Музыкальная академия : 2000, – № 1.

  5. Екатеринбург. Будем поддерживать творческое состояние духа. // Музыкальная академия. 1998, – № 3-4.

  6. Корев, Ю. Память традиции. // Музыкальная академия. 2003, – № 3.

  7. Краснопольская, Т. Взгляд с северо-запада. // Музыкальная академия. 2004, – № 2.

  8. Осипова, Л. «На всех парусах!» // Музыкальная академия. 2000, – № 4.

  9. Синецкая, Т. Пленум: анахронизм или … // Музыкальная академия. 1993. – № 4

Интернет-ресурсы

  1. Гудков, Е. «Рукопожатие Шостаковича чувствую до сих пор…» (Интервью с композитором 15.09.2004) – http://www.chelpress.ru/

  2. Синецкая, Т.М. Через тернии жизни. Челябинские композиторы услышали время. – http://www.chelpress.ru/

  3. Уральская историческая энциклопедия//www.ural.ru/

  4. Энциклопедия РОЛ //www.krugosvet.ru

  5. Энциклопедия Фонда «Русская цивилизация», 2004 г. // Официальный сайт www.rustrana.ru

Ноты

  1. Хоры композиторов РСФСР, для хора безсопровождения : вып. 1 Композиторы Урала / сост. А. К. Литвина. – Москва : Советский композитор, 1987.

  2. Гибалин, Б. Д. Осенние гармонии : хоры без сопровождения на ст. Ф. Тютчева / Б. Д. Гибалин – Москва, Советский композитор, 1983.

  3. Гибалин, Б. Д. Уральские были : сюита для хора в сопровождении фортепиано / Б. Д. Гибалин – Москва, Советский композитор, 1987.

  4. Пьесы уральских композиторов : для фортепиано / ред-сост. Т. Н. Макоха. – Екатеринбург : Ярмарка-пресс, 1995.

  5. Пузей, Н.Пьесы для фортепиано

  6. Родыгин, Е. Песни "Уральская рябинушка", "Куда бежишь, тропинка милая", "Лен мой", "Песня о Свердловске"

  7. Кесарева, М. Цикл хоровых поэм «Мансийские были»

  8. Горячев, В. Обработки народных песен для хора, хоры ипесни для детей

  9. Сиротин, С. Край любимый, 8 хоров без сопр. на сл. С.Есенина

  10. Нименский, А. «Игральные вечерки», кантата для смешанного хора

  11. Ниренбург, О. Пьесы для фортепиано

  12. Басок, М. Оперы для детей «Денискины рассказы», «Этикет».

  13. Гудков, Е. «Времена года» цикл для смешанного хора


Дискография

  1. Симфоническая музыка уральских композиторов (аудио-приложение к учебнику «Музыкальная культура Среднего Урала»), 2006.

  2. Камерная музыка уральских композиторов (аудио-приложение к учебнику «Музыкальная культура Среднего Урала»), CD I, CD II, 2007.

  3. М. Басок «Слоненок и его друзья»: Три сюиты для ф-п в 4 руки; «Фейные сказки», кантата для дет.хора и ф-п; «Слоненок пошел учиться», детская опера; хоры для детей, 2003.

  4. Важенин Ю. «Матерь Мира», хоровая музыка по картинам Н. Рериха, 1990

  5. Гуревич Л. Симфонические произведения: «Пасторальный концерт» для валторны с орк.; «Лирическая сюита» для оркестра; «Поэма» и «Каприччио» для скрипки с орк., 2002.

  6. Гуревич Л. Вокальная и хоровая музыка: «Сердце Шопена» для сопр. и ф-п., «Баллада о дикой яблоне», поэма для хора без сопр.; «Суровый край свободы», кантата для м-сопр. и кам. орк.; «Зовы любви», пять еврейских песен для м-сопр. и кам.орк.; Произведения для детского хора., 2002.

  7. Кобекин В. «Панта Рэй», 7 изречений Гераклита Эфесского для хора a cappella, 1987.

  8. Нименский А. «Игральные вечерки», кантата для смешанного хора, 1988

  9. Самарина Е. «Гимны» – симфония-фреска для 2-х ф-п, органа и оркестра, «Четыре ветра» для хора, органа и ударных; «Аллилуия» для хора и органа, 2005.

  10. Серебренников В. «Сибирь моя», хоры и песни, 2009.

  11. Чернышева Е. Песни на стихи В. Шугли, 2008.



СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка

    2. Тематический план

    3. Методические рекомендации по подготовке к се6минарским и практическим занятиям

    4. Содержание дисциплины

    5. Темы семинарских занятий и вопросы к ним

    6. Содержание и требования к зачету

    7. Примерный перечень контрольных вопросов

    8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института МТиХ

________________/ Л.В. Демина/

_____ _____________2011 г.


^ «ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

070105.65 «Дирижирование академическим хором»,

071301.65 «Народное художественное творчество» (вокально-хоровой коллектив)


^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор Чернышева Е.Н.

«_____»________________20__г.


Рассмотрено на заседании кафедры хорового дирижирования от __.__._____ № __ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем___ стр., тираж_______экз.

Заведующий кафедрой ____________________ /Петрова В.В./

«_____»________________20__г.


Рассмотрено на заседании УМК ИМТиХ «_____»________________2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК_______________________ /Петрова В.В./

«_____»_________________20__г.


Начальник научной библиотеки ____________ /Соколова Н.П./

«____»__________________20___г.


Скачать, 2174.24kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru