Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/4
Дата02.04.2012
Размер1.32 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
Содержание
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Специально – профессиональная подготовка
Требования к выпускной квалификационной работе
Раздел I Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Учебный элемент 2 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области историче
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Проблема оценивания достижений учащихся в процессе обучения
Характеристики портфолио как средства оценивания образовательных достижений
Учебный элемент 2.Характеристики портфолио как средства оценивания образовательных достижений
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Учебный элемент 2. Система исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандарт
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Изучение истории внешней политики России: оценки и аргументация
Ключевые проблемы внутриполитического развития России: оценки и аргументация
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Калужской области

Калужский государственный институт модернизации образования


Методическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования


Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания


«Технологии реализации требований ФГОС на уроках истории и обществознания»


Составитель: Королева М.В.,


Калуга

2011


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глобальные перемены в системе и содержании российского образования, продиктованные настойчивыми вызовами современности, предъявляют новые требования к квалификации учителя.

В условиях демократизации и гуманизации образовательной среды учителю необходимо стремится к личностному творческому росту, иметь развитые навыки критического мышления для участия в принятии решений, касающихся стратегических направлений функционирования и развития школы, при этом он должен быть способен адекватно обеспечивать достижение целей, стоящих перед школой как социальным институтом.

Содержание данной программы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания строится по междисциплинарному принципу на основе интеграции философского, социально – гуманитарного, социально – психологического, теоретико – педагогического и предметно – методического модулей.

В ее основе лежит стремление сочетать достоинства следующих теоретических подходов:

  • поведенческого - изменение профессионального поведения учителя на основе освоения им доказавших свою эффективность обучающих технологий (Д. Дэвидсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.);

  • персонологического – личностное развитие учителя, раскрытие его индивидуальности в педагогической профессии (А. Чикеринг, Л. Колберг, Р. Болам и др.);

  • когнитивного – развитие профессионально – педагогического интеллекта учителя, обогащение системы его предметно – методических знаний современными подходами к целостному учебно – воспитательному процессу (Дж. Сноумэн, Р. Билер, Дж. Грино и др.);

  • социально – психологического – совершенствование профессионально – коммуникативной культуры учителя, повышение эффективности его личностно – делового взаимодействия в системе «учитель – ученик»;

  • андрогогического – учет специфики «взрослого обучающегося» при организации профессионально – образовательного процесса повышения квалификации учителей (М. Кервин, М. Ноулз, Д. Стюарт и др.)

  • проблемно ориентированного - организация таких видов деятельности, которые увлекли бы учителей не в качестве самоцели, а приводили к усвоению общественно полезного опыта, побуждая пытливость ума и творческую рефлексивную активность, создающую предпосылки для дальнейшего развития. Акцент не на интернализации (усвоении) внешних по отношению к обучаемому целей или ценностей и не на раскрытии спонтанных импульсов и эмоций, а на активное взаимодействие обучаемого с реальной социальной ситуацией, требующей своего решения.

Программа разработана для повышения квалификации методистов методических служб муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

Основная цель программы – содействие повышению квалификации, адаптация к нуждам и требованиям, предъявляемым к работникам образования школой и государством, формирование мотивации к профессиональному росту и развитию.

Теоретические подходы и цель программы определили задачи курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания:

  • обогащение инструментария личностного творческого роста, включающего в себя профессиональные компетенции;

  • повышение мотивации к самоактуализации;

  • обогащение личного и профессионального опыта учителя как динамично развивающегося мыслящего индивида, становление которого «прогрессирует» от одной интеллектуальной стадии к другой;

  • повышение уровня интеллектуального развития учителя;

  • активизация критического мышления учителей;

  • гармонизация индивидуальных и общественных интересов посредством организации групповой формы деятельности для принятия решений, когда все участники ощущают себя полноправными агентами совершенствования образовательной среды в школе;

  • формирование «функционального» учителя, адаптированного к нуждам и требованиям, предъявляемым к нему школой и государством.

В основу построения программы положен модульный принцип структурирования содержания. Учебный материал сформирован в виде блоков – модулей, каждый из которых содержит комплекс относительно независимых учебных элементов. Это позволяет слушателям осуществлять свой выбор в зависимости от категории и индивидуальных потребностей.

Представленные учебные элементы можно осваивать в различной последовательности. Допустимо рассматривать их независимо друг от друга и использовать как самостоятельно в комплексных курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания, так и в качестве спецкурсов.

Изучение каждого модуля предполагается в том временном объеме, который представлен в учебно-тематическом плане. При этом по заявкам слушателей возможны варианты: выбор из каждого модуля учебных элементов и формирование учебно – тематического плана на 36 или 72 часа.

Тематика занятий на курсах повышения квалификации может быть частично изменена при следующих условиях: заявка слушателей, состав группы обучающихся, учет региональных особенностей.

Программа состоит из двух разделов:

  1. Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика;

  2. Специально – профессиональная подготовка

Планируемый результат обучения:

  • раскрытие внутренних личностных ресурсов учителя;

  • адаптация учителя к требованиям социума;

  • совершенствование профессионально – педагогической компетентности учителя.


^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1

2

3

4

5

I

Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика

36

18

18

1

Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире

12

6

6

2

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения: цель, задачи, условия реализации

12

6

6

3

Содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения

12

6

6

II.

^ Специально – профессиональная подготовка

72

36

36

4

Концепция исторического образования и просвещения граждан России, система исторического и обществоведческого образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения и ее учебно – методическое обеспечение

12

6

6

5

Обучение истории в основной и средней (полной) школе: содержательные аспекты ключевых тем и технологии решения проблемы достижения предполагаемых федеральными государственными образовательными стандартами первого и второго поколений результатов.

12

6

6

6

Изменения в содержании и необходимые технологии в курсе «Обществознание» основной и средней (полной) школы в стандартах первого и второго поколений

12

6

6

7

Обучение основам экономической теории в общеобразовательной школе: теоретико – методическое решение проблемы

12

6

6

8

Технологическое решение проблемы обучения основам правовых знаний в общеобразовательной школе

12

6

6

9

Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на основе изучения проблем национальных отношений и этноконфессиональных конфликтов в современном мире на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

12

6

6


^ Требования к выпускной квалификационной работе

  1. К защите выпускной квалификационной работы по курсу обучения допускаются слушатели, завершившие в полном объеме освоение программы курсов повышения квалификации.

  2. Выпускная работа должна быть теоретическим и практико-ориентированным проектом исследования научно-методического характера, выполненным слушателем курсов самостоятельно, на основе содержания программы, рекомендованных источников и собственного педагогического опыта.

  3. Она должна быть направлена на решение проблемы, имеющей значение для научно-методического обеспечения учебного курса истории или обществознания.

  4. Работа должна свидетельствовать:

  • об осознанном владении автором теоретико-методологическими положениями, определяющими концепцию учебного курса, образовательной программы и школьного учебника по курсу истории (обществознания), методику его изучения;

  • об умениях автора применять исторические знания и способы работы с источниками в анализе учебного исторического материала, в поиске, обработке и представлении школьникам дополнительной информации по проблематике курса;

  • о способности автора осознанно применять знания и умения в области предметной методики для подготовки тематических планов, документально-методических комплексов, оригинальных сценариев учебных занятий, диагностических заданий;

  • об умении автора творчески обобщать педагогический опыт (свой и других коллег), обновлять его в связи с современными подходами к целям и содержанию общего исторического образования, к стандартам общего образования второго поколения;

  • о готовности автора представить и обосновать результаты своей научно – исследовательской и практической работы в профессиональной аудитории (методический семинар, мастер – класс, открытый урок и т.п.).

  1. В этой связи работа слушателя должна содержать:

  • теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как методологическое основание для решения выбранной автором научно-методической проблемы или прикладной задачи в преподавании курса;

  • методические разработки тематических планов, форм обучения, способов познавательной деятельности старшеклассников, диагностических и познавательных заданий с критериями оценки результатов образовательной деятельности учащихся и т. д. - с научным обоснованием своих рекомендаций и анализом полученных результатов.

  1. Тему работы учителя выбирают самостоятельно.

  2. Работа должна содержать следующие разделы:

  • оглавление: автор (ФИО, должность и место работы), тема, год и место подготовки работы.

  • введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи, его научно-педагогическая и практическая значимость, аналитический обзор литературы по теме.

Основное содержание:

  • анализ нормативно-правовой базы и учебно-методического комплекта по соответствующей теме;

  • методическая разработка темы, описание ее внедрения в школьную практику и анализ полученных результатов с опорой на разработанные с этой целью критерии, актуализация новых проблем и направлений в разработке данной темы;

  • основные выводы, характеризующие результаты разработки темы на практике, рефлексия и оценка собственных достижений в работе над темой;

  • список литературы;

  • приложения: авторские методические разработки занятий, тематических блоков, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, познавательные задания с ответами, образцы ученических работ, отзывы учащихся, ксерокопии публикаций по теме.

  1. Рекомендуемый объем основного текста: 1-1,5 печатных листа. Шрифт – Times New Roman 14, интервал одинарный, печатается на одной стороне листа, параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

  2. Желательно вместе с печатным текстом в электронном формате представить мультимедийную презентацию с изложением тезисов.


^ Раздел I Общепедагогические вопросы обучения и воспитания личности ученика

Модуль 1. Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире

^ Пояснительная записка

Развитие образования в каждой отдельной стране может происходить только через взаимообмен и использование мирового педагогического опыта. В данном модуле предпринята попытка рассмотреть процессы, происходящие в современном российском образовании в контексте ведущих тенденций глобального образования о которых учитель должен быть не просто информирован, но компетентен и готов принятию требований, предъявляемым к нему школой и государством. Осознание актуальных задач российского и мирового образования, участие в интерактивных формах обсуждений, предусмотренных в данном модуле, призваны содействовать формированию мотивации к профессиональному росту и развитию. Замкнутость, отсутствие понимания сути происходящих изменений и отказ от активного участия в принятии решений опасны профессиональной деградацией учителя.

Цель: понимание сути реформ российского образования, профессиональное развитие посредством организации участия в обсуждениях, стимулирование мотивации к профессиональному росту,


^ Учебно – тематический план

Название учебного элемента

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Форма оценки эффективности занятия

Ведущие тенденции и актуальные вопросы современного образования в России и мире

6

3

3

Педагогическое эссе

«Я думаю, что…»

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области исторического образования

6

3

3

Анкетирование

Итого:

12

6

6





Содержание

Учебный элемент 1. Ведущие тенденции и актуальные вопросы современного образования в России и мире

НТР, глобализация и образование. Роль глобального образования в современном мире. Интернет как инструмент непрерывного самообразования.

Содержание и основные направления глобального образования. Уровни использования понятия «глобальное образование». Мегатенденции (М. Кларин) в образовании: массовый характер образования, его непрерывность,

значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,

ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Международная интеграция – качественно новый этап развития образования в мире. Характерные черты интеграции: взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего (А. Лиферов).

Личность учителя в глобальном образовании. Проблемы инновационной деятельности российских учителей.

Тенденции и проблемы развития современного российского образования. Актуальность объективной потребности российского образования в изучении как мирового передового педагогического опыта, так и индивидуального стиля деятельности современного учителя.

Тенденции развития и важнейшие задачи образования в XXI веке: гуманизация, границы педагогического воздействия, проблема конфликта стилей («teachingstyle & learningstyle»), поиск компенсирующих методов обучения, предотвращающих «стилевые конфликты».


^ Учебный элемент 2 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области исторического образования

Теоретические основания и общие положения концепции государственных образовательных стандартов. Стандарт как общественный договор. Принципы государственной образовательной политики в области образовательных стандартов.

Модель построения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: структура компонентов ГОС общего образования; нормативное сопровождение требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения; нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов. Контроль исполнения стандартов

Формирование гражданской идентичности – ключевая цель и социальный смысл общего образования.

Историческое образование в современном мире и в России. Государственная политика в области школьного исторического образования.


Анкета по итогам освоения учебного элемента «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области исторического образования» модуля 1. «Концепция государственных образовательных стандартов и государственная политика в области школьного исторического и обществоведческого образования в контексте ведущих тенденций и актуальных задач современного образования в России и мире»

1. Вы учитель _________ категории со стажем ________лет

2. Вы мужчина/женщина (нужное подчеркнуть)

3. Что в концепции ГОС вызывают у Вас наибольшую поддержку_________________________________________________________

4. Что кажется нереальным, трудновыполнимым:

__________________________________________________________________5. Дайте Вашу оценку государственной политике в области школьного исторического и обществоведческого образования_______________________________________________________

6. На что, по Вашему мнению, государству следует обратить внимание в первую очередь____________________________________________________________7. Как Вы понимаете главные проблемы учителя истории и обществознания? Выберите один или несколько вариантов ответа, в наибольшей степени соответствующих Вашей позиции:

Недостаточно возможностей для повышения своей квалификации




Произошли неожиданные и глубокие изменения в интерпретации истории




В программе слишком мало часов для полноценного изучения истории




Существует недостаток учебных средств и материалов




Отсутствует интерес у учеников




Есть давление со стороны администрации




Отсутствие четкой интерпретации истории




Недостаток времени для подготовки к урокам




Финансовые проблемы (низкая зарплата)




Содержание учебного материала по-прежнему преобладает над развитием умений учащихся




Трудно изменить свои взгляды на историю




С трудом принимаю новые технологии и методы преподавания





8. Оцените степень своей информированности по теме «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области исторического образования» в процентах ________________________________________________________

9. Как изменилась степень Вашей информированности после занятия (в процентах):_______________________________________________________

10. Выскажите Ваше мнение относительно содержания и организации занятий по теме «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов и государственная политика в области исторического образования»:______________________________________________________

11. Что Вам понравилось? Что полезного для профессионального развития Вы могли бы отметить_______________________________________________

12. Что можно было бы улучшить?__________________________________


Библиографический список.

  1. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М., 1999—2002.

  2. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М., 2000—2002.

  3. Вяземский Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. - М.: АПКиПРО, 2004.

  4. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. - М.: Школьная Пресса, 2005.

  5. Данильченко В.М. Проблема развития образования в России в контексте Глобального образования// http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/dan

  6. Информационно – аналитический сайт, посвященный стандартам второго поколения http://www.standart.edu.ru и стандартам по истории и обществознанию http://www.history.standart.edu.ru

  7. Историческое образование в современной школе: Альманах. № 1: Учебник истории / Гл. ред. Е.Е. Вяземский. М., 2004.

  8. Историческое образование в современной школе: Альманах. № 4: Воспитание историей / Гл. ред. Е.Е. Вяземский. М., 2004.

  9. Проект профессионального стандарта педагогической деятельности./ Под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова// Вестник образования № 7, 2007

  10. Стандарт общего образования : концепция государственных стандартов общего образования / Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2006.

  11. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. М., 2006.


Модуль 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения: цель, задачи, условия реализации

^ Пояснительная записка

Модуль предназначен для учителей всех категорий, поскольку авторы федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения определяют ее в качестве методологической основы разработки и реализации этих стандартов.

В учебных элементах модуля предполагается анализ и обсуждение теоретических оснований концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; пути, формы и методы реализации задач воспитания и нравственного развития школьников.

Цель: посредством обсуждения и обмена имеющимся опытом внеурочной воспитательной работы, знакомства с содержанием и технологиями реализации успешно зарекомендовавших себя граждановедческих и патриотических курсов; требованиями к программам внеурочной деятельности федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения определить перспективы проектирования собственных программ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

^ Учебно – тематический план

Название учебного элемента

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Форма оценки эффективности занятия

Теоретические основания концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

6

3

3

Обсуждение в рамках круглого стола

Пути, формы и методы реализации задач концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения и в практике российской школы

6

3

3

Презентация опыта внеурочной воспитательной работы в духовно – нравственного развития. Мастер – класс

Итого:

12

6

6





Содержание

Учебный элемент 1. Теоретические основания концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно – нравственного развития - и воспитания личности гражданина России. Сущность «духовного» и «нравственного». Национальный идеал личности. Базовые нравственные ценности. Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания в рамках федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Социально-педагогическое партнерство. Духовно-нравственная основа непрерывного образования школьников. Условия реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебный элемент 2. Пути, формы и методы реализации задач концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения и в практике российской школы.

Модели и методы реализации задач концепции духовно – нравственного развития в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Деятельностный подход во внеурочной деятельности: проблемы и перспективы. Формы и направления организации внеурочной деятельности основной школы. Анализ основных форм внеурочной работы. Требования к программам внеурочной деятельности. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях расширения образовательной среды: взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования.

Презентация программ курсов, направленных на реализацию задач концепции духовно – нравственного развития. Мастер – класс и другие формы демонстрации различных вариантов занятий в рамках внеурочной деятельности учителей.


Библиографический список.

Основная литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009

  2. Понкин И.В. Заключение по «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (приложение 2 к проекту федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанному «Институтом стратегических исследований в образовании» под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной)// http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=69&id_article=945

Материалы по внеурочной работе

  1. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. — М., 1992.

  2. Духовные истоки воспитания: Учеб. метод, серия. - М., 2001.

  3. Инсценировки на исторические темы: Пособие для учителей по внеклассной работе. — М., 1974.

  4. Историческое краеведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Матюшки-на. - М, 1975.

  5. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. — М., 1983.

  6. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6—9 классах. Из опыта работы: Книга для учителя. — М., 1990.

  7. Манн Б.Б. Школьный исторический театр // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 3.

  8. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя / Под ред. Н.С. Борисова. - М., 1982.

  9. Олимпиады по истории / Сост. Г.И. Старобинская. — М., 1989.

  10. Померанцева Н.Л. Предметная неделя по истории // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 3.

  11. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. — М., 1974.

  12. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. — М., 1961.

  13. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 3.

  14. Румынина В.В. Исторический журнал «Эхо прошлого» // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 3.

  15. Хмелев А.Н. Исторический кружок в школе: Из опыта работы. — М., 1960

Курсы граждановедческой направленности, реализуемые в Калужской области

  1. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В. Суслов А.Б. Права человека. 10-11 класс: Учебно – методический комплекс.- М., 2006 г.

  2. Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право: учебно – методический комплекс. 2000 - 2002

  3. «Мой выбор»: учебно – методический комплекс. НП «Центр образовательных и социальных программ «Мой выбор», 2005

  4. Права человека: Учебно-методический комплекс \ под ред. А.Б.Суслова. Пермь, 2005.

  5. Соколов Я.В., Колесов Д.В, Максимов С.В. Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов школ города Калуги. М: НМЦ «Гражданин», 2007.

Курсы духовной направленности, реализуемые в Калужской области:

  1. Бородина А. В. Истоки религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие / Изд. 3-е, неправ, и доп. - М.: Покров, 2003.

  2. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. - М.: Владос, 2002.


Модуль 3. Содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения

Пояснительная записка

Модуль посвящен проблеме оценочной деятельности учителя, значению педагогической оценки как философской категории, ее функциям в образовательном процессе и соотнесению критериев оценивания с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов первого и второго поколений.

Цель: раскрытие сути и значения оценивания деятельности обучающихся, демонстрация различных систем оценивания и их связь с особенностями детей и условиями протекания процесса контроля.



Название учебного элемента

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Форма оценки эффективности занятия

^ Проблема оценивания достижений учащихся в процессе обучения

3

1,5

1,5

Педагогическое эссе «Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления. Н. Островский

^ Характеристики портфолио как средства оценивания образовательных достижений

3

1,5

1,5

Портфолио моей группы – тренинг слушателей курсов

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования по социально – гуманитарным предметам в федеральных государственных образовательных стандартах первого и второго поколений: сравнительный анализ и инструменты оценивания

6

3

3

Тестирование

Итого:

12

6

6





Содержание

Учебный элемент 1. Проблема оценивания достижений учащихся в процессе обучения.

Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, промежуточного, итогового).

Связь обучения с оцениванием. Проблема оценивания достижений учащихся в процессе обучения. Цели и задачи оценивания. Критерии оценки: важность (значимость), адекватность, объективность, интегрированность, открытость, простота. Традиционная система оценивания. Рейтинговая система оценивания. Оценивание письменных работ (эссе, сочинения, реферат). Оценивание зачетных, самостоятельных работ. Оценивания работы в малых группах. Оценивание проектной деятельности учащихся. Самооценивание учащихся.

^ Учебный элемент 2.Характеристики портфолио как средства оценивания образовательных достижений

Портфель образовательных достижений ученика — портфолио. Портфолио как средство формирования накопительной оценки. Использование портфолио при оценивании образовательных достижений учеников.

Зарубежный и отечественный опыт по созданию «папки достижений» для интеграции успехов учащихся в учебной, исследовательской, проектной и других видах деятельности по избранному профилю. Виды (типы) портфолио: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Механизмы формирования портфолио;

Учебный элемент 3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования по социально – гуманитарным предметам в федеральных государственных образовательных стандартах первого и второго поколений: сравнительный анализ и инструменты оценивания.

Требования к уровню подготовки выпускников, освоивших программы основного и среднего (полного) общего образования по социально – гуманитарным предметам в федеральных государственных стандартах первого поколения и личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программ основного и среднего (полного) общего образования по социально – гуманитарным предметам в стандартах второго поколения.

ЕГЭ и другие формы аттестации. Нормативно-правовая база ЕГЭ и ГИА. Содержание контрольно – измерительных материалов и рекомендации по подготовке. Разнообразие методов и форм оценивания, взаимодополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические, творческие работы, самооценка, наблюдения).


Библиографический список.

  1. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации. М., 1996.

  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994

  3. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебное пособие. М.:ФОРУМ, 2005. с.21..

  4. Ингенкам К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

  5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

  6. Образование для XXI века: Доклад ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, 1997.

  7. Официальный информационной портал ЕГЭ: www.ege.edu.ru.

  8. Оценка без отметки: Сборник для учителей начальной и средней школы (сост., предисл. Варшавер О.) Издательство: ЦГЛ, 2005

  9. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

  10. Сайт Минобразования РФ: www.ed.gov.ru


Материалы к тестированию по итогам освоения модуля «Содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения»1


Вариант 1

1. Определите неправильный ответ в формулировках цели и задач по проверке и оценке знаний.

1) определяются по содержанию;

2) по требованиям к качеству знаний;

3) по уровню усвоения материала;

4) по типу формируемой оценочной основы;

5) выбранные цели не соответствуют условиям.


2. Укажите неправильный ответ в конкретном назначении опроса.

1) опрос - важнейший вид контроля и учета знаний учащихся;

2) опрос - это важное средство закрепления и углубления знаний;

3) опрос - важнейшее средство развития мышления;

4) опрос - это инициатива учителя для самоутверждения;

5) опрос - условие развития познавательной самостоятельности.


3. Определите, к какому виду опроса относится данная характеристика: «Учащийся знает, что выбора варианта опроса не будет, он должен знать все»:

1) фронтальный опрос;

2) индивидуальный опрос;

3) обобщающий опрос по текущей теме;

4) письменные контрольные вопросы;

5) комбинированный опрос.


4. Выделите среди условий опроса учащихся то, которое не соответствует педагогическим требованиям:

1) оценка должна быть строгой и справедливой;

2) ответ ученика необходимо кратко комментировать;

3) учителю и ученику не обязательно готовиться к предстоящему опросу;

4) слабый ответ ученика требует повторного опроса по данной теме;

5) опрос не только контролирует знания вызванного ученика, но и активизирует весь класс.


5. Определите условие наиболее эффективного опроса:

1) насыщенность опроса к концу четверти;

2) однообразие опроса;

3) разнообразие способов опроса и умелое применение их сообразно мате-

риалу и целям;

4) возрастные особенности не имеют значения для опроса;

5) учителю не обязательно следить за ответом ученика, пусть следят учащиеся

6. Дайте правильное определение «диагностики»:

1) это «проверка знаний, умений, навыков»;

2) это точное определение результатов дидактического процесса;

3) это накопление статистических данных;

4) это форма контроля;

5) это прогнозирование результатов.


7. Определите способ выражения оценки, не соответствующий дидактическим требованиям:

1) устное суждение педагога;

2) письменные качественные характеристики;

3) систематизированная по определенным параметрам аналитических данных;

4) оценка как отметка в виде числа, буквы, кодового сигнала;

5) воспитательная функция оценки формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника.


8. Выделите типы отклонений, сформированные в педагогических терминах:

1) дифференцированная неуспеваемость;

2) общее отставание в учении;

3) специфическое отставание;

4) отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности;

5) задержка в развитии эмоционально-волевой сферы.


9. Выделите тезис, не относящийся к функции рейтингового контроля:

1) креативная;

2) стимулирующая;

3) рефлексивная;

4) диагностическая;

5) специфическая.


10. Эффективность рейтинговой технологии зависит от:

1) разработанности;

2) четного взаимодействия всех ее элементов;

3) соблюдения всех правил организации;

4) изменения в одном из элементов системы не должны затрагивать другие;

5) отсутствия интереса со стороны всех участников образовательного процесса.


Вариант 2.

1. Укажите положение, которым не следует пользоваться учителю при составлении вопросов:

1) нет необходимости своевременно дополнять, исправлять ответ учащегося;

2) вопрос должен быть предельно ясным;

3) вопрос должен касаться основных моментов темы;

4) вопрос должен стимулировать работу мышления;

5) готовить вопросы с учетом индивидуальных качеств учащихся.


2. Выделите вид опроса, не влияющий на активное и сознательное усвоение учебного материала:

1) текущий опрос;

2) фронтальный опрос;

3) индивидуальный опрос;

4) комбинированный опрос;

5) опрос сосредоточен на ответе одного ученика.


3. Выделите пункт, не характеризующий функции оценки:

1) мотивационная - поощряет образовательную деятельность ученика, стимулирует его;

2) характеризует ученика по отношению его к содержанию учебного курса:

3) диагностическая - указывает на проблемы тех или иных образовательных результатов;

4) воспитательная - формирует самосознание и самооценку у школьника;

5) информационная - свидетельствует о степени успешности учащегося в овладении знаниями.


4. Определите вид контроля, который имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года:

1) предварительный контроль;

2) текущий контроль;

3) повторный контроль;

4) периодический контроль;

5) тематический контроль.


5. Определите по характеристике вид контроля: контрольная работа, зачет, защита творческой работы:

1) периодический контроль;

2) отсроченный контроль;

3) итоговый контроль;

4) устный контроль;

5) практический контроль.


6. По характеристике определите вид контроля: «экономит время, единые требования к измерению и оцениванию знаний, устраняется субъективизм учителя»:

1) отсроченный;

2) тематический;

3) итоговый;

4) комбинированный;

5) машинный.


7. Что учитель, слушая ученика, не должен допускать:

1) полноту и глубину раскрытия темы;

2) сознательность усвоения;

3) умение применять знания на практике;

4) последовательность, обоснованность ответа;

5) постоянно останавливать отвечающего, задавать наводящие вопросы, комментировать.


8. Что можно не считать ошибкой учителя при оценке устных ответов:

1) положительная оценка за неполный, поверхностный ответ;

2) стремление учителя «вытянуть» ответ ученика;

3) нет должного внимания к культуре речи отвечающего;

4) комментирование ответа, обоснование оценки;

5) подсказывающие вопросы учителя.


9. Педагогический тест - это:

1) один из наиболее стандартизируемых и объективных методов контроля;

2) возможность проверить творческое применение усвоенных знаний;

3) вероятность случайных попаданий на правильный ответ;

4) трудность в проверке глубины понимания вопроса;

5) невозможность проверки логики мышления.


10. Выделите принципы рейтингового контроля:

1) ориентационный;

2) комплексного подхода;

3) мотивации;

4) объективности;

5) сознательности


Вариант 3

1. Определите один из принципов обобщающего опроса по текущей теме:

1) выявление фактического уровня знаний каждого ученика по каждому узловому вопросу;

2) возможность проверить- умения составлять план и тезисы;

3) вызов нескольких учеников, а остальные внутренне выключаются из работы;

4) одновременно вести наблюдение за группой и вызванным учеником;

5) большая часть отвечающих не отвечает устно.


2. Преимущество рейтингового контроля по сравнению с традиционным

заключается в там, что данная система:

1) стимулирует самостоятельную работу;

2) повышает роль состязательности в учебе;

3) позволяет учитывать в итоговой оценке качество и сроки выполнения заданий;

4) расхолаживает обучающихся тем, что нет необходимости отвечать каждый день;

5) повышает роль случайных факторов.

3. Выделите на основе характеристик тип отклонений «общая неуспеваемость»:

1) затрагивает лишь один из предметов;

2) стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным пред-

метам школьной программы;

3) инертный тип нервной системы;

4) низкая эффективность учебной деятельности;

5) нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.


4. Педагогическая оценка как философская категория предполагает определенное отношение:

1) к социальным явлениям;

2) человеческой деятельности;

3) поведению;

4) соответствия определенным нормам и принципам морали;

5) совершенно ненужная оценочная деятельность.


5. Выделите технологические правила педагогической оценки:

1) поощрение как оценочная доминанта;

2) безоценочность суждений;

3) как можно меньше запретов;

4) если хочешь разрушить личность, наказывай чаще физически;

5) отсрочка оценки.


6. Определите формы поощрения и наказания:

1) одобрение; .

2) похвала;

3) замечание;

4) благодарность;

5) безразличие к учащемуся.


7. Определите, важна ли самооценка как средство формирования самостоятельности у учащихся:

1) да;

2) нет,

3) иногда;

4) в этом нет необходимости;

5) в определенных ситуациях


8. Использование десятибалльной шкалы на практике позволит:

1) повысить эффективность оценочных суждений;

2) прийти к единому уровню требований при оценке обученности;

3) преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений;

4) создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия;

5) ничего не изменит.


9. По характеристике определите вид контроля: «экономит время, единые

требования к измерению и оцениванию знаний, устраняется субъективизм учителя»:

1) отсроченный;

2) тематический;

3) итоговый;

4) комбинированный;

5) машинный.


10. Что учитель, слушая ученика, не должен допускать:

1) полноту и глубину раскрытия темы;

2) сознательность усвоения;

3) умение применять знания на практике;

4) последовательность, обоснованность ответа;

5) постоянно останавливать отвечающего, задавать наводящие вопросы, комментировать.


  1   2   3   4

Скачать, 408.29kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru