Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Концепция формирования инфраструктуры инновационного развития содержание

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 227.37 Kb.
Дата02.04.2012
Размер227.37 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Структура инновационного процесса и инновационного проекта.
Классификация инновационных проектов.
Оценочный лист
Основные направления совершенствования структуры управления инновационным развитием.
Принципы формирования инфраструктуры инновационного развития.
Подобный материал:



КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ


Содержание



  1. Введение 3

  2. Структура инновационного процесса и инновационного проекта 4

  3. Классификация инновационных проектов 6

  4. Основные направления совершенствования структуры управления инновационным развитием 9

  5. Принципы формирования инфраструктуры инновационного развития 11

  6. Заключение 17




  1. Введение.


Важнейшим направлением политики в области развития производительных сил на современном этапе является обеспечение всесторонней организационной и инвестиционной поддержки создания новых высокотехнологичных предприятий. Это будет способствовать созданию условий для устойчивого экономического развития, обеспечения необходимых структурных изменений в экономике, решению социальных и экологических задач, успешной интеграции в европейское и мировое сообщество.

Структурные изменения производительных сил должны происходить в направлении увеличения выпуска высокотехнологической, наукоемкой продукции, что обеспечит уменьшение удельного веса сырьевых, материалоемких, энергоемких и экологически вредных производств. Одним из основных путей проведения таких преобразований является целенаправленное привлечение инвестиций, в том числе иностранных, целевая организационная и финансовая поддержка реализации инновационных проектов.

В этих условиях все большее значение приобретает развитие инновационного бизнеса – поиск эффективных инновационных проектов, инвестиционных источников, областей применения новых технологий, материалов и расширения рынков сбыта инновационной продукции.

Сегодня редкое распоряжение руководящих органов, официальные документы любого уровня или выступления общественных деятелей различной политической направленности и хозяйственных руководителей обходится без слов об инновационном развитии страны, региона, отрасли или конкретного предприятия. И это совершенно верный постулат. Украина располагает огромным научно-техническим потенциалом, ценность которого соизмерима, а возможно, и превосходит ценность реализованных в настоящее время производительных сил. Возникает естественный вопрос: почему же за существующие предприятия с морально и физически изношенными основными фондами ведется достаточно жесткая борьба между финансовыми группами, готовыми выкладывать огромные капиталы за обладание ими, а замечательные инновационные разработки различного уровня (от идеи и изобретения до готовых инновационных проектов) остаются невостребованными. Причиной такого положения, по нашему мнению, является отсутствие в нашей стране организационной системы, позволяющей целенаправленно проводить работы по превращению результатов научно-технической деятельности в действующие технологии и новые предприятия, выпускающие уникальную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В тоже время, следует отметить, что в развитых странах такая организационная система, в разных формах, существует. Должна быть она создана и у нас. Иначе, нам не удастся преодолеть ту пропасть, которая сегодня разделяет научно-технические разработки и практическую их реализацию в виде новых высокотехнологичных производств. Для создания такой организационной системы необходимо четко осмыслить сущность инновационного процесса, разработать научно обоснованную методику оценки инновационных проектов, и, на этой базе сформировать инфраструктуру государственной поддержки инновационной деятельности.



  1. ^ Структура инновационного процесса и инновационного проекта.



Для построения инфраструктуры инновационного развития, в том числе и для формирования нормативной законодательной базы, необходимо четко понимать сущность инновационного процесса и состав инновационного проекта.

В нашем представлении инновационный процесс состоит из совокупности выполняемых в определенной последовательности взаимосвязанных работ, обеспечивающих создание производства и реализацию инновационного продукта. В общем случае перечень таких работ выглядит следующим образом:


  1. Формирование инновационной цели (инновационной идеи).

  2. Разработка научной или инженерной идеи, обоснование технологических параметров нового оборудования, параметров технологических процессов, обоснование и оптимизация состава нового материала.

  3. Разработка технического предложения.

  4. Разработка технического проекта.

  5. Разработка рабочего проекта опытно-промышленного производства;

  6. Реализация опытно-промышленного производства.

  7. Исследование работоспособности, эффективности и оптимизация параметров технологии, оборудования, материалов на созданном опытно промышленном производстве и характеристик производимого продукта.

  8. Разработка технико-экономического обоснования полномасштабного промышленного производства.

  9. Разработка технического и рабочего проекта полномасштабного промышленного производства.

  10. Административное согласование строительства промышленного предприятия.

  11. Строительство предприятия, проведение пусконаладочных работ.

  12. Техническое сопровождение вывода предприятия на проектную производственную мощность.

  13. Выполнение комплекса работ по маркетингу рынка, рекламе инновационной продукции и заключению договоров на ее реализацию.


Весь комплекс работ, выполняемых при реализации инновационного процесса, с учетом особенностей их организации и состава исполнителей, условно можно разделить на три основных этапа:


  1. Научная и инженерная разработка инновационной идеи (включает работы 1,2 и 3 из приведенного выше списка).

  2. Проведение опытно промышленной проверки (работы 4,5,6 и 7).

  3. Реализация промышленного серийного производства инновационного продукта (работы 8,9,10,11,12 и 13).


Следует отметить, что перечень перечисленных выше работ (и этапов работ) сформирован для «общего» случая реализации инновационного процесса, т.е. когда проект предусматривает выполнение полного цикла работ по созданию нового предприятия, производящего инновационный продукт. Конкретный инновационный проект может не включать все перечисленные работы и характеризоваться различными особенностями их выполнения. В реальных инновационных проектах выполнение перечисленных выше работ может иметь свои индивидуальные особенности. Может быть принята различная последовательность выполнения работ. Определенные работы могут выполняться одновременно с другими. В отдельных случаях некоторые работы могут вообще отсутствовать.

Если посмотреть на инновационный процесс с позиции определения исполнителей отдельных работ и этапов, то можно предположить, что выполнение первого этапа инновационного процесса, как правило, осуществляется какой-либо научной структурой, для реализации же второго и третьего этапов инновационного процесса подключаются к работе проектные, производственные, коммерческие и другие профильные организации.

Опуская рассуждения о том, с каких работ и этапов может начинаться формирование инновационного проекта, а он может формироваться с любого этапа, можно предположить, что инновационный проект предусматривает наличие трех основных составляющих элементов: научной или инженерной разработки, исполнителя проекта (производственного подразделения, которое будет осуществлять создание инновационного предприятия) и источника финансирования этих работ, см. рис. 1.





Рис.1


Приведенные выше соображения являются основополагающими для дальнейшего построения инфраструктуры инновационного развития, основной задачей которой, мы предполагаем, активизацию накопленного инновационного потенциала, как регионов, так и Украины в целом.



  1. ^ Классификация инновационных проектов.



Как отмечалось в предыдущем разделе, отдельные инновационные проекты будут иметь свои структурные и организационные особенности их реализации, следовательно, и работа с ними должна осуществляться не одинаково. Для того чтобы придать системность подходу к формированию инфраструктуры активизации инновационного потенциала, учесть все возможные варианты особенностей организационной работы по формированию и реализации инновационных проектов, была разработана их классификация, рис. 2 (Беляков В.Н., Шевченко Н.Н. Классификация инновационных проектов, Геотехнічна механіка: Міжвід. зб. наук. праць/ Ін-т геотехнічної механіки ім. М.С.Полякова НАН України. – Дніпропетровськ, 2005. – Вип. 58).

В предлагаемой классификации инновационные проекты разделяются по способу проведения опытно-промышленной проверки, характеристике инновационного продукта и ожидаемым экономическим результатам при его рыночной реализации.

Классификация позволяет осуществлять бальную оценку проектов, что дает возможность оценки степени их инновационности и позволяет разделить их на группы, организация работ внутри которых будет иметь соответствующие особенности. Так, проекты с суммарной бальной оценкой от 6 до 8 баллов отнесены к категории инвестиционных проектов, проекты с оценкой от 9 до 12 баллов относятся к средней инновационной категории, а проекты с оценкой от 13 до 17 баллов отнесены к высшей инновационной категории.

Использование классификации для оценки инновационных проектов отличается достаточной простотой. Эксперт, оценивающий проект, должен ответить на три вопроса, причем с предложенными стандартными вариантами ответов, после чего осуществляется подсчет баллов и отнесение проекта к высшей, средней инновационной категории или к инвестиционным проектам. Пример приведенного ниже оценочного листа, свидетельствует, что, отвечая на вопросы, эксперт оценил рассматриваемый проект в 15 баллов (9 + 4 + 2), следовательно, проект следует отнести к высшей инновационной категории.

Предлагаемая классификация может служить методической основой для системного изучения инновационных проектов, их структурных и количественных характеристик; позволяет осуществлять их укрупненную оценку; может служить методической основой для формирования системы государственной поддержки инновационной деятельности.




Рис. 2

^ Оценочный лист


Вопрос: Вариант ответа: Отметка эксперта: Баллы:




В каких условиях производится Создается опытно промышленное # 9

опытно-промышленная производство

проверка

Осуществляется на существующей 6

производственной базе


Осуществляется на лабораторной базе 3




Как может быть охарактеризован Ранее не производимый продукт или

инновационный продукт продукт с новыми качествами 6

Продукт с улучшенными свойствами # 4

или технико-экономическими показателями

производства


Аналог существующих на рынке продуктов 2




Ожидаемые показатели в Реализация с повышенной рентабельностью # 2

процессе рыночной реализации

продукта Реализация с обычной рентабельностью 1




Общая оценка проекта - 15 баллов.

  1. ^ Основные направления совершенствования структуры управления инновационным развитием.


Как было показано выше, инновационный процесс состоит из трех основных этапов, каждый из которых включает в себя ряд работ, это:

    1. Научная и инженерная разработка инновационной идеи.

    2. Проведение опытно-промышленной проверки.

    3. Реализация серийного промышленного производства инновационного продукта.

Следует отметить, что инновационный процесс является весьма сложным, как в части выполнения отдельных этапов, так и в части их индивидуальной и общей организации, требует участия специалистов очень высокой квалификации и немалого ресурсного обеспечения.

Если говорить об инновационном процессе в современных условиях, рассматривая его через призму показанных выше этапов, то можно отметить следующее:

- не смотря на имеющиеся недостатки и проблемы (а их много и они настоятельно требуют решений), отрасль науки и научного сопровождения в нашем государстве традиционно хорошо развита (прежде всего, с позиций кадрового потенциала) и, несмотря на очень малое внимание в годы независимости, пока сохранена;

- накоплен и продолжает создаваться значительный потенциал научных и инженерных разработок (как по количеству, так и по качеству), которые могли бы стать основой инновационных проектов;

- из общего количества созданных научных и инженерных разработок лишь незначительная часть становиться предметом проведения их опытно- промышленной проверки и доводки до состояния, пригодного для создания на их основе новых промышленных предприятий по серийному производству инновационного продукта; причиной такого положения вещей является отсутствие организационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь между первым и вторым этапами инновационного процесса;

- как заложено в самой сути проведения опытно-промышленной проверки инновационных разработок, не все из них становятся пригодными для серийного производства, т.е. здесь имеет место естественный отсев испытываемых технологий и это обстоятельство должно быть заложено в системе управления инновационным процессом как неизбежные риски;

- сдерживающим фактором при создании промышленных предприятий, серийно выпускающих инновационный продукт является недостаточная развитость фондового и кредитного рынков, и хотя в настоящее время деньги на строительство предприятий в стране имеются, о чем свидетельствует борьба крупных финансовых структур за уже существующие предприятия, прозрачного, системного и понятного механизма привлечения таких ресурсов пока не создано.

Разрешение перечисленных выше проблем является задачами инфраструктуры поддержки инновационного развития, создание которой крайне необходимо.

В настоящее время в стране предпринимаются шаги по созданию инновационной инфраструктуры, создано Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям в составе которого работает Украинская государственная инновационная компания, предполагается в ближайшее время создание региональных центров по инновационному развитию, в государственном бюджете 2007 года предусмотрены значительные средства на поддержку инновационного развития. Все это является весьма позитивным, свидетельствует о повышении внимания государства к инновационному процессу и не может не вызывать одобрения. Вместе с тем, следует отметить, что при решении задач, связанных с проблемами инновационного процесса, который является весьма сложным и деликатным, необходимо очень точно сконцентрировать направленность выполняемых работ, и, соответственно, выстроить организационную систему, обеспечить методически обоснованное и целенаправленное использование выделяемых на эти цели ресурсов. Как известно, недостаточно хорошо и правильно организованные «мелочи» могут не дать возможности достичь правильно поставленных больших целей.

В связи с вышеизложенным, технологическим парком «Машиностроительные технологии» совместно с Днепропетровской облгосадминистрацией были разработаны методические основы создания инфраструктуры государственной поддержки инновационного развития региона. По нашему мнению, основные положения методики формирования такой инфраструктуры могут быть распространены и для решения этой задачи в других регионах, естественно, с учетом специфики их развития.

Прежде чем говорить о формировании инфраструктуры инновационного развития, необходимо четко понимать, что практическая реализация этапов и работ инновационного процесса осуществляется путем создания конкретных инновационных проектов, каждый из которых совершенно индивидуален и характеризуется только ему присущим набором работ, степенью новизны, составом исполнителей, набором условий выполнения и т.д. Из сказанного следует, что создаваемая инфраструктура должна быть достаточно гибкой, предусматривать возможность разных подходов к отдельным проектам, и, вместе с тем, регламентировать основные методические подходы к работе с проектами разных групп.

В настоящее время инновационные проекты выполняются и без создания инфраструктуры, так нужно ли ее создавать? Дело в том, что инновационные проекты формируются и выполняются творческими, активными людьми, обладающими соответствующими способностями, желанием и ресурсами. Такие проекты будут реализовываться и без инфраструктуры, однако, это отдельные случаи, возникающие вследствие благоприятно сложившихся обстоятельств, их количество весьма незначительно по сравнению с имеющимся в нашей стране потенциалом накопленных и вновь создающихся инновационных разработок. В этом деле Украина совершенно уникальна, и, по нашему мнению, инновационный потенциал страны значительно превышает по стоимости все другие имеющиеся ресурсы (природные, промышленные и т.д.).

Активизация этого потенциала может позволить Украине не только стать в ряду развитых в экономическом отношении, но и войти в число ведущих стран мира. Поэтому, создание инновационной инфраструктуры следует рассматривать как формирование механизма, обеспечивающего системную работу по активизации инновационного потенциала государства.



  1. ^ Принципы формирования инфраструктуры инновационного развития.



Актуальность темы инновационного развития не вызывает сомнения, мы можем видеть во многих публикациях, законах, нормативных положениях, выступлениях, в различных информационных источниках, утверждения что инновационный путь развития это наиболее перспективный, наиболее значимый путь развития для Украины. Вместе с тем, четкости понимания и ясности в части конкретных шагов - как и что нам нужно делать вчера, сегодня, завтра, для того, что бы идти по этому инновационному пути развития, недостаточно.

Чтобы управлять научно - техническим прогрессом, движением по этому пути, необходимо создать объект управления. Нельзя управлять тем, чего нет. В качестве такого объекта мы попытались создать организационную систему, направленную на поддержку инновационного развития Днепропетровской области, которую назвали «Инфраструктура поддержки инновационного развития Днепропетровской области».

Инфраструктура формировалась на основе трех основных теоретических предпосылок, которые положены в основу построения механизма организационной структуры, предназначенной для поддержки инновационного развития.

Первой составляющей является четкое понимание состава работ инновационного процесса (т.е. - какие операции он включает) и какие составные части формируют инновационный проект, что является совершенно необходимым, для того чтобы сформировать такой объект управления.

Второй составляющей являются элементы классической науки об управлении организационными системами - функции управления организационными системами, которые должны быть реализованы в создаваемой инфраструктуре в полном объеме.

Третьей составляющей является разработанная в Технопарке классификация инновационных проектов, которая четко позволяет определить укрупненные характеристики проекта, отнести его к той или иной категории.

Информация об этапах реализации инновационного процесса и составных частях инновационных проектов, а также о их классификации была приведена во втором и третьем разделах этой работы. Такое первоочередное представление этой информации было сделано для того, чтобы сразу дать представление о нашем понимании предмета дальнейших рассуждений.

Что касается функций управления организационными системами, то из классической управленческой науки известно, что их пять, это: планирование, организация, координация, контроль, учет и анализ. Без выполнения всех пяти функций, какое бы то ни было управление организационными системами невозможно, поэтому и в нашей инфраструктуре они, безусловно, должны присутствовать, и это в ней заложено.

Создание организационной системы в обязательном порядке предполагает наличие регламентированного информационного обмена между ее элементами и участниками. В качестве информационной базы инфраструктуры поддержки инновационного развития, нами создан «Портал инфраструктуры поддержки инновационного развития Днепропетровской области».





Рис. 3


Схема построения этого портала повторяет общую схему и общие взаимосвязи элементов создаваемой инфраструктуры. На рисунке 4 представлена аппликация перечисленных теоретических предпосылок при формировании этого портала, а, следовательно, и инфраструктуры.



Рис. 4


На рисунке можно видеть, каким образом реализуются функции управления при формировании инфраструктуры.

Если мы говорим о планировании и организации инновационного процесса, то эти две функции выполняются при формировании инновационных проектов. Взаимосвязи функций, составных частей проектов и разделов информационного портала показаны на рисунке стрелками. В реальных условиях это будет выглядеть так, что на портале мы собираем банк научных разработок, потенциальных исполнителей и источников финансирования. При нажатии клавиш с названием «научные разработки» можно попасть в банк данных по разработкам, то же самое в отношении потенциальных исполнителей проектов, о чем мы поговорим позже, и то же самое, в отношении финансирования. Для практического выполнения функций планирования и организации, действиями должны стать организация переговоров по подбору, составляющих инновационный проект конкретных элементов и, последующая, совместная с участниками, разработка таких проектов.

Функции координации, контроля, учета и анализа, предусмотрены в разделе «проекты». Этот раздел сайта посвящен сопровождению проектов. Здесь должна быть разработана специальная методика, по которой проект будет сопровождаться, в соответствии с которой решается целый ряд вопросов касающихся соответствия установленным графиками сроков исполнения работ, обеспечения работ ресурсами во времени, в том числе и по контролю расходования денежных средств, решению других, возникающих в ходе выполнения проекта, проблем.

В разделе, где осуществляется формирование банка инновационных предложений (инновационных разработок) предлагаются специально подготовленные формы представления информации. Эти формы сделаны с учетом того, чтобы не только представить исчерпывающую информацию об инновационном предложении, но и сориентировать самих разработчиков на оценку подготовленности их разработки к возможности ее использования в качестве одной из составляющих частей инновационного проекта.

Схема материалов «Представление информации о потенциальном исполнителе работы» построена таким образом, чтобы получить информацию о тех аспектах, которые нас интересуют в части надежд на успешное и скорейшее выполнение проекта этим конкретным субъектом – участником инновационного процесса. В нашем представлении, потенциальный исполнитель должен отвечать ряду требований, таким как: наличие у него опыта производственной деятельности, наличие у потенциального исполнителя соответствующей команды специалистов, кроме того, нас может интересовать наличие производственной инфраструктуры (одно дело создавать новое предприятие «на зеленой лужайке» и другое дело начать работы по производству чего-либо в месте, где есть уже и крыша над головой, есть необходимые инженерные коммуникации, есть возможность размещения заказов по кооперации и т.д.).

Рассуждая таким образом, мы пришли к выводу, что всем этим условиям соответствуют условия крупных промышленных предприятий, которые сегодня в силу ряда причин имеют не полную загрузку и совершенно спокойно могут предоставлять свои не загруженные площади, производственные мощности для целей создания «инкубатора» по созданию, по выращиванию новых инновационных предприятий.

Исходя из этой предпосылки, мы пришли к тому, что нам следует вместе с крупными предприятиями или органами местного самоуправления города, района, где есть подходящие условия, создавать промышленные парки, на базе которых наиболее целесообразно развивать инновационные предприятия или, по крайней мере, проводить опытно-промышленную проверку новых технологий.

Система организации финансирования, в нашем представлении, должна отличаться по разным группам проектов, в соответствии с их классификацией, т.е. для инвестиционных проектов, проектов средней, и проектов высшей инновационной категории нужно подбирать соответствующий способ и вид финансирования. Аппликация этого положения представлена на рис. 5.





Рис. 5


Инфраструктура, о которой мы говорим, имеет еще ряд преимуществ и элементов новизны:

Первое – создаваемая инфраструктура предусматривает выполнение всего комплекса управленческих работ, и этот комплекс включает в себя все этапы от формирования и разработки инновационного проекта до сопровождения и реализации проектов, после их государственной регистрации, т.е. от самого начала до самого конца мы четко и ясно управляем инновационным процессом.

Второе – создание инфраструктуры предусматривает концентрацию усилий всех управленческих субъектов заинтересованных в инновационном развитии региона, здесь речь идет не только о привлечении всех, кто должен заниматься инновационным процессом, но и, если они работают в составе этой инфраструктуры, то и о четкой координации и распределении функций между ними. Если мы говорим об управлении инновационным процессом на территории области, то этим должны заниматься и отраслевые управления госадминистрации, и технологический парк, и региональное отделение УГИК, и это далеко не исчерпывающий перечень тех, кто имеет в своих уставных задачах инновационное развитие. Наличествуют еще такие структура как управление той же администрации по внешним экономическим связям, торгово-промышленная палата, центр научно-технической экономической информации министерства науки и образования и целый ряд других, в том числе и негосударственных организаций. В зависимости от профиля своей деятельности они найдут свое место в инфраструктуре, что обеспечит общую целенаправленную, скоординированную работу с четким распределением функций между участниками.

Вместе с тем, эта инфраструктура, в том виде в котором мы ее предлагаем сегодня, демонстрирует целый ряд направлений, над которыми нужно работать, которые на сегодняшний день еще не решены и которые совершенно необходимы для ее совершенствования и развития. Вот некоторые из них:

В области инновационных предложений, путем налаживания обратной связи, необходимо создать систему ориентирования авторов на разработку и доведения до необходимого уровня работ, подготавливаемых в качестве основы для инновационных предложений, т.е. создается обратная связь как на любом нормальном рынке – есть предложение, которое вызывает спрос, и наоборот, если есть спрос, появится и предложение. Речь идет о том, чтобы соответствующим образом сориентировать ученых, разработчиков, различных отраслей на то, что сегодня необходимо на рынке. На доведение работ до такой степени, которая могла бы позволить использовать их в качестве основы для инновационных проектов. Кроме того, предложенная классификация инновационных проектов позволяет уже на стадии формирования тематических планов научных организаций, сориентировать исследователей по степени инновационности проекта, который может быть сформирован по результатам запланированных для выполнения научных исследований.

В области исполнителей проектов необходимо создание системы индустриальных (промышленных) парков, пользующихся льготами, связанными со специальным режимом деятельности технологических парков, финансовыми возможностями Украинской государственной инновационной компании, бюджета, в рамках региональных программ, а так же административной поддержкой.

В области совершенствовании системы финансирования - это отработка механизма финансирования инновационных проектов из бюджетов различных уровней, УГИК, привлечению отечественных зарубежных инвестиций из коммерческих источников. Это целенаправленные действия по опережающему формированию венчурного сектора фондового рынка путем разработки и реализации комплекса целенаправленных мероприятий, привлечению коммерческих денег для инновационного процесса. Кроме того, это целенаправленная работа по формированию системы широкого привлечения миноритарных акционеров к финансированию инновационных проектов. Здесь речь идет о том, что сегодня большинство населения отстранено от фондового рынка, оно не имеет туда доступа, и те, кто уж очень хотел туда попасть оказались в совершенном проигрыше, потому, что миноритарный акционер, в большинстве случаев, скорее всего, был обманут. Значит, нужно создать такие условия, чтобы тот же учитель, врач, государственный служащий, рабочий завода и т.д. могли иметь возможность надежно вложить свои, пусть небольшие деньги, в акции эффективных инновационных предприятий. Нужно защитить, создать условия для непременной, обязательной защиты их денег. И тогда станет возможным получить: во-первых, источник самого дешевого финансирования инновационного процесса, а во вторых, таким образом будет решаться еще одна очень важную задача, это формирование, самого желанного для любой страны и для любой территории, среднего класса населения и, соответственно формирование связанных с этим взглядов, политических приоритетов, стабильности государства и общества.

Следует отметить, что, по нашему мнению, изложенная выше концепция не противоречит известным и обсуждаемым в обществе концептуальным подходам к формированию механизма инновационного развития Украины, не является альтернативной, а скорее дополняет их в части практической реализации декларированных направлений формирования инновационной инфраструктуры.



  1. Заключение.


1. Стратегической целью инновационной инфраструктуры является: создание новых предприятий (или новых структурных подразделений существующих предприятий, ревитализации неработающих предприятий) на базе разработки и внедрения новых высоконаучных, прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение эффективности производства, формирование рынка высококачественных продуктов, увеличения экспортного потенциала, замещения импорта и, на этой основе, совершенствование структуры национальных производительных сил, создания новых рабочих мест и обеспечения повышения благосостояния населения.

2. Представленные выше основные положения формирования инфраструктуры инновационного развития позволяют сформировать совершенно конкретный план действий по практическому формированию такой организационной структуры, причем, существующие в настоящее время инновационные подразделения различных ведомств и организаций найдут в ней свое место с учетом уточнения и конкретизации их функций.

3. Следует очень четко разделить с одной стороны формирование и развитие инновационных проектов и с другой стороны - совершенствование производства и выпускаемой продукции на существующих предприятиях. Второе в достаточной мере обеспечивается механизмами рыночного производства (при формировании цивилизованной системы налогообложения предприятий) и, в массовом порядке, не нуждается в целенаправленной государственной поддержке и применении административного ресурса. Первым же, как свидетельствует мировой опыт, такая поддержка совершенно необходима, поскольку технологии являясь совершенно новыми, не имеющими мировых аналогов, нуждаются в доработке, отладке и совершенствовании в пусковой период, промышленном освоении, что делает соответствующие капиталовложения более рискованными и более затратными в начальный период создания подобных производств.

4. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • Сформировать информационную базу новых высоконаучных прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение эффективности производства, формирование рынка высококачественных продуктов, увеличения экспортного потенциала и замещения импорта. Разработать критерии оценки и условия для определения приоритетности их реализации.

  • Сформировать перечень предприятий, имеющих не загруженные производственные мощности, свободные площади и желающие участвовать в реализации инновационных проектов. Сформировать перечень предприятий, которые нуждаются в ревитализации и привлечении дополнительных инвестиций для целенаправленного поиска им стратегического партнера, который обеспечит развитие современной производственной базы и их эффективное присутствие на внутреннем и внешнем рынке или создания на их базе акционерных обществ для привлечения дополнительных инвестиций (это же касается перечня регионов с высокой степенью потребности в создании новых рабочих мест).

  • Сформировать перечень источников инвестиционных средств и методологию их применения для выполнения инновационных проектов, с учетом степени их инновационности (в соответствии с классификацией).

  • Разработать методологию и алгоритмы действий по поддержке продвижения инновационной продукции, как на рынке Украины, так и на экспорт.

Разработать организационную структуру выполнения этих работ.

5. Предлагаемая классификация может служить методической основой для системного изучения инновационных проектов, их структурных и количественных характеристик; позволяет осуществлять их укрупненную оценку; может служить методической основой для создания системы государственной поддержки инновационной деятельности, формировании последующих методических и организационных документов. Кроме того, классификация и принципы, положенные в ее основу, могут быть использованы для определения размеров государственной поддержки в реализации конкретных инновационных проектов.

6. При создании механизма поддержки рыночного продвижения инновационных продуктов, необходимо рассмотреть возможность создания условий их оплаты потенциальными потребителями по факторинговым схемам, поддержки экспорта путем страхования рисков, как это делается в большинстве развитых стран, для получения экспортного кредитования, доступного не только для крупных, но и для средних и мелких производителей и т.п.

7. Практическое значение инфраструктуры, которая предлагается, заключается в том, что она предусматривает выполнение всего комплекса управленческих работ, который содержит в себе все этапы от формирования и разработки инновационных проектов до сопровождения реализации проектов после их государственной регистрации. Кроме того, создание такой инфраструктуры предусматривает концентрацию усилий всех управленческих субъектов, заинтересованных в инновационном развитии региона.




Скачать, 222.35kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru