Загрузка...
Категории:

Загрузка...

«Животные»

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 467.85 Kb.
Дата02.04.2012
Размер467.85 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Цель программы
Школьный курс зоологии
Содержание курса
2. Строение тела животных (3 ч)
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Лабораторная работа № 1.
Типы Плоские черви, Круглые черви и
Лабораторная работа №2.
6. Тип Моллюски (4 ч)
7. Тип Членистоногие (8 ч)
8. Тип Хордовые (32 ч)
8.1. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч)
8.2. Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)
8.3.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
8.4. Класс Птицы (8 ч)
8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
9. Развитие животного мира на Земле (1 ч)
Требования к у ровню подготовки выпускников 7 класса.
Наименование темы
Урок обобщения и систематизации знаний.
...
Полное содержание
Подобный материал:



Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

ШМО ЕМЦ зам.директора поУВР директор МОУ-СОШ с.Росташи

Протокол № 1 __________Грибкова О.Н. _________Заломанина И.В.

от 24 августа 2011г. 24 августа 2011г. Приказ № 143

руководитель МО от 27 августа 2011г.

_______Сорокина Н.А.





Рассмотрено на заседании

педсовета

протокол № 1

от 25 августа 2011г.


2011 - 2012 уч.год.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с до­полнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

^ Цель программы (под редакцией И.Н. Пономаревой) - развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологичес­кого образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Важнейшие особенности данной программы:

усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изуче­нию живой природы России, Саратовской области и бережному отношению к ней;

усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедея­тельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;

расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное поз­нание явлений природы и развивающих практические и твор­ческие умения у учащихся.

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание от­ветственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному на­следию.

^ Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, вклю­чая основы различных зоологических наук: морфологии, анато­мии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, эко­логии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жиз­ненному опыту учащихся. Он является продолжением курса бо­таники и частью специального цикла биологических дисцип­лин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю разви­тия животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целост­ности животного организма как биосистемы, взаимосвязях ме­жду органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной си­стемой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятель­ность и поведение животных имеют приспособительное зна­чение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного харак­терны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают био­геоценотическое и практическое значение животных, необ­ходимость рационального использования и охраны животно­го мира.


^ Содержание курса


1. Введение. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие живот­ных от растений. Многообразие животных, их распростране­ние. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных со­обществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогео­ценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семей­ство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения совре­менной зоологии.

Экскурсия №1. Многообразие животных в природе. Обита­ние в сообществах .

^ 2. Строение тела животных (3 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как струк­турная единица организма. Особенности животных клеток и тка­ней. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятель­ности органов, систем органов и целостного организма


^ 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разно­образие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внеш­ний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузо­рии. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерий­ной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.


Значение простейших в природе и жизни человека.

^ Лабораторная работа № 1. Строение инфузории-туфельки.


  1. Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные (4 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пре­сноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строе­ние. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие кле­ток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значе­ние. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


  1. ^ Типы Плоские черви, Круглые черви и

Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы сво­бодноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель сво­бодноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя сим­метрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази­тических плоских червей. Особенности строения и приспособ­ления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедея­тельность и значение для человека и животных. Предохране­ние от заражения паразитическими червями человека и сель­скохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Вза­имоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Сре­да обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделе­ние, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дож­девых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

^ Лабораторная работа №2. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение в естественных условиях.

Лабораторная работа №3. Изучение внешнего строения дождевого червя.


^ 6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жиз­ни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обита­ния. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Пере­движение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Пита­ние. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение (на примере биоценозов водоемов и рек).

Лабораторная работа № 4. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.


^ 7. Тип Членистоногие (8 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие чле­нистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности стро­ения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракооб­разных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и много­образие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах (на примере местных лесных биоценозов).

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от кле­щей на территории Саратовской области. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого, обитающих на территории Саратовской области). Передвижение. Питание. Дыха­ние. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямо­крылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубо­вого шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и мура­вьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и орга­низации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и дру­гих перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверх­паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотиче­ское и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве Саратовской области. Охрана насекомых в России.

Лaбopamoрная работа № 5. Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука).

Практическая работа № 1. Изучение коллекций насекомых - вредителей сада, ого­рода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

Экскурсия № 2. Разнообразие членистоногих.


^ 8. Тип Хордовые (32 ч)

Подтип Бесчерепные (1ч)

Общая характеристика типа хордовых.

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообита­ние и особенности строения ланцетника. Практическое значе­ние ланцетника.


^ 8.1. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая харак­теристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Кост­ные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в дви­жении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигатель­ная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, по­ловая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.

Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинк­ты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие кости­стых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. 3апасы осе­тровых рыб и меры по ик восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспо­собления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного про­мысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в за­висимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводное производство и его значение. Прудовое хозяй­ство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовык хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклимати­зации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторная работа № 6. Наблюдение за живыми рыба­ми. Изучение их внешнего строения.

Лабораторная работа № 7. Изучение скелета рыбы. Определение возраста рыбы по чешyе.

^ 8.2. Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годо­вой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и разви­тие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок зем­новодных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, сала­мандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) зем­новодные. Значение земноводных в природе и в жизни челове­ка. Охрана земноводных на территории Саратовской области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.


^ 8.3.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная сре­да обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в на­земно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зави­симости от местнык условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предо­хранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере Саратовской области.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Проискождение пресмыкающикся от древних зем­новодных.

Экскурсия № 3. Разнообразие животных родного края.


^ 8.4. Класс Птицы (8 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Тепло­кровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, пове­дения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пре­смыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеяд­ные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональ­ное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие поро­ды домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории Саратовской области.

Лабораторная работа № 9. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

Лабораторная работа № 10.Строение скелета.

^ 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млеко­питающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Ус­ложнение строения покровов, пищеварительной, дыхатель­ной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размно­жение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенно­сти биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ласто­ногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использова­ние человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численно­сти в природе и в антропогенных ландшафтах Саратовской области. Промысел и про­мысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматиза­ции. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лaбoрamoрная работа № 17. Наблюдение за животными. Внеш­нее строение.

Лабораторная работа № 18. Изучение строения скелета млекопитающего.

Практическая работа. Домашние и дикие звери


^ 9. Развитие животного мира на Земле (1 ч)

Историческое развитие животного мира, доказательст­ва. Основные этапы развития животного мира на Земле. Поня­тие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир - результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль чело­века и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.


^ Требования к у ровню подготовки выпускников 7 класса.

В результате изучения биологии ученик должен знать/по­нимать:

признаки биологических объектов: живых организ­мов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, живот­ных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследст­венность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности ор­ганизма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жиз­недеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современ­ной естественнонаучной картины мира, в практической дея­тельности людей и самого ученика; родство, общность проис­хождения и эволюцию растений и животных (на примере со­поставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообра­зия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружа­ющей среды; родство человека с млекопитающими животны­ми, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, им­мунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять резуль­таты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменения­ми в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные час­ти и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отде-лову животных отдельных типов и классов; наиболее распро­страненные растения и животных своей местности, культур­ные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, орга­ны и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов ок­ружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызывае­мых растениями, животными, бактериями, грибами и вируса­ми; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привы­чек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми гри­бами, растениями, укусах животных; при простудных заболева­ниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Учебно – тематическое планирование 7 класс.



^ Наименование темы


Общее кол. часов

Кол.

час

Тип урока

Контроль. Лабораторные,

практические работы,

экскурсии.

ЦОР

Дата проведения

план

факт




ВВЕДЕНИЕ

5 часов

5
















1(1)

Зоология - наука о животных.

Д.з. §1 Повторить по учебнику «Биоло­гия. 6 кл.» мате­риал про среды жизни рас­тений.




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.





Презентация







2(2)

Среды жизни и места обитания животных. Взаи­мосвязи живот­ных в природе. Д.з. §2




1


^ Урок обобщения и систематизации знаний.

лабораторная ра­бота № 1 «Выявление приспо­соблений животных к среде оби­тания»

Презентация







3(3)

Классификация животных и ос­новные система­тические группы.

Д.з. §3, §5




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний

Экскурсия № 1

«Многообразие животных в природе».










4(4)

Влияние челове­ка на животных.

Д.з. § 4




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний




Презентация







5(5)

Вводный кон­троль.




1

^ Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся.

Тестирование по теме «Введение» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).










I

^ СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

3 часа

3
















6(1)

Клетка. Д.з. § 6





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







7(2)

Ткани.

Д.з.§7.




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


лабораторная ра­бота №2 «Строение клетки и тканей животных».



Презентация







8(3)

Органы и систе­мы. Д.з. § 8.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







II

^ ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

4 часа

4
















9(1)

Тип Саркодовые и класс Жгутико­носцы.

Д.з. §9




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







10(2)

Класс Жгутико­носцы.

. Д.з §10





1

^ Комбинированный урок.




Презентация







11(3)

Тип инфузории. Д.з.§11.





1

^ Комбинированный урок.

Лабораторная работа № 3 «Строение инфузории – туфельки»

Презентация







12(4)

Многообразие простейших. Па­разитические простейшие.

Д.з.§12.




1


^ Урок закрепления и систематизации знаний




Презентация







III

^ ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

4 часа

4
















13(1)

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Д.з. §13 до темы о гидрах.

Вопрос 3 учебника




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







14(2)

Пресноводная гидра.

Д.з.§13.

Вопросы 5-7 учебника




1

^ Комбинированный урок.













15(3)

Морские кишечнополостные.

Д.з. §14

Вопросы 3,4 учебника




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







16(4)

Зачет №1.





1

^ Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся.

Тестирование по темам «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» (или письмен­ная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).










IV

^ ТИПЫ: ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

6 часов

6
















17(1)

Тип Плоские чер­ви. Класс Реснич­ные черви. Д.з.§15.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







18(2)

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Д.з.§16.




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







19(3)

Тип Круглые чер­ви. Д.з.§17.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







20(4)

Тип Кольчатые черви. Д.з.§18.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







21(5)

Малощетинковые черви. Д.з.§19





1

^ Комбинированный урок.


Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения и передвижения дождевого червя»










22(6)

Зачет №2.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

Тестирование по темам « Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подго­товки).










V

^ ТИП МОЛЛЮСКИ

4 часа

4
















23(1)

Общая характе­ристика типа Моллюски. Д.з. §20.





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







24(2)

Класс Брюхоно­гие моллюски. Д.з.§21.




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







25(3)

Класс Двуствор­чатые моллюски. Д.з. §22





1

^ Комбинированный урок.

Лабораторная работа №5 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Презентация







26(4)

Класс Головоно­гие моллюски. Д.з. §23




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







VI

^ ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

8 часов

8
















27(1)

Общая характе­ристика члени­стоногих. Класс Ракообразные.

Д.з. §24.




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.













28(2)

Класс Паукооб­разные.

Д.з. §25




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







29(3)

Класс Насеко­мые. Внешнее строение. Д.з. §26





1

^ Комбинированный урок.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение насекомого»

Презентация







30(4)

Внутреннее строение насе­комых.

Д.з. §26




1

^ Урок закре­пления зна­ний.













31(5)

Типы развития насекомых.

Д.з. §27




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







32(6)

Полезные насе­комые. Охрана насекомых. Д.з. §28




1

^ Урок закре­пления зна­ний.




Презентация







33(7)

Насекомые -вредители куль­турных растений и переносчики заболеваний. Д.з. §29





1

^ Урок закре­пления новых зна­ний.

Практическая работа № 1

«Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений»

Презентация







34(8)

Зачет №3.





1

^ Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся.

Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с за­даниями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).










VII

^ ТИП ХОРДОВЫЕ.

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ

32 часа. 1 час

32

1
















35(1)

Общие признаки хордовых. Под­тип Бесчереп­ные.

Д.з. §30.




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.
















^ ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ НАДКЛАСС РЫБЫ

5часов

5
















36(1)

Подтип Череп­ные. Надкласс Рыбы. Д.з. §31.






1

^ Комбинированный урок.


лабораторная ра­бота №7 «Внешнее строение и осо­бенности передвижения рыбы».

Презентация







37(2)

Внутреннее строение рыбы.

Д.з. §32.





1

^ Комбинированный урок.

лабораторная ра­бота №8 «Внутреннее строение тела рыбы».

Презентация







38(3)

Особенности размножения рыб. Д.з. §33





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







39(4)

Основные сис­тематические группы рыб. Д.з. §34.




1

^ Комбинированный урок.




Презентация








40(5)

Промысловые рыбы. Их ис­пользование. Д.з. §35




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.













VIII

^ КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

5 часов

5
















41(1)

Места обитания и строение зем­новодных.

Д.з. §36.




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.













42(2)

Строение и дея­тельность внут­ренних органов. Д.з.§37.




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







43(3)

Годовой цикл и происхождение земноводных. Д.з. §38.




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







44(4)

Многообразие и значение земно­водных. Д.з. §39.




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.













45(5)

Зачет № 4.





1

^ Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся.

Тестирование по темам «Рыбы и земноводные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).










IX

^ КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ

4 часа

4
















46(1)

Внешнее строе­ние и скелет пресмыкающих­ся. Д.з. §40




1

^ Комбинированный урок.




Презентация







47(2)

Внутреннее строение и жиз­недеятельность пресмыкающих­ся. Д.з. §41.




1

^ Комбинированный урок.





Презентация







48(3)

Многообразие пресмыкающих­ся Д.з.§42.




1

^ Комбинированный урок













49(4)

Значение пре­смыкающихся. Древние пре­смыкающиеся. Д.з.§43.




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.




Презентация







X

^ КЛАСС ПТИЦЫ

8 часов

8
















50(1)

Среда обитания и

внешнее строе­ние птиц. Д.з.§44.




1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

лабораторная ра­бота № 9 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Презентация







51(2)

Опорно-двигательная система птиц. Д.з.§45.




1

^ Комбинированный урок

лабораторная ра­бота №10 «Строение скелета птицы»










52(3)

Внутреннее строение птиц.

Д.з.§46




1

^ Комбинированный урок




Презентация







53(4)

Размножение и развитие птиц. Д.з.§47




1

^ Комбинированный урок




Презентация







54(5)

Годовой жизнен­ный цикл и се­зонные явления в жизни птиц. Д.з.§48




1

^ Урок закрепления знаний.













55(6)

Многообразие птиц. Д.з.§49





1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.













56(7)

Значение и охра­на птиц. Проис­хождение птиц. Д.з.§50




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.




Презентация







57(8)

Зачет №5.





1

^ Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся.

Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, со­ответствующими требованиям к уровню подготовки).










XI

^ КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ

10 часов

10
















58(1)

Внешнее строе­ние. Среды жиз­ни и места оби­тания. Д.з.§50




1


^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.




Презентация







59(2)

Внутреннее строение млеко­питающих. Ть





1

^ Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

лабораторная ра­бота № 11 «Строения скелета млекопи-тающих».










60(3)

Размножение и развитие млеко­питающих Д.з.§53




1

^ Комбинированный урок




Презентация







61(4)

Происхождение и многообразие млекопитающих. Д.з.§54




1

^ Комбинированный урок













62(5)

Плацентарные звери: Насекомоядные и Руко­крылые, Грызу­ны и Зайцеобразные. Хищные.

Д.з.§55




1

^ Комбинированный урок




Презентация







63(6)

Ластоногие и Ки­тообразные, Парнокопытные и Непарноко­пытные, Хобот­ные. Д.з.§56




1

^ Комбинированный урок




Презентация







64(7)

Отряд Приматы. Д.з.§57




1

^ Комбинированный урок




Презентация







65(8)

Экологические группы млекопи­тающих. Д.з.§58




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.




Презентация







66(9)

Значение млеко­питающих для человека. Д.з.§59





1

^ Комбинированный урок

Практическая работа № 2 «Домашние и дикие звери»










67(10)

Зачет №6.





1

^ Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Млекопитающие» (или пись­менная работа с заданиями, соответствующими требо­ваниям к уровню подготовки).










XII

^ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

1 час

1
















68(1)

Доказательства эволюции жи­вотного мира. Учение Ч. Дарви­на об эволюции.

Основные этапы развития живот­ного мира на Земле. Д.з.§60, 61




1

^ Урок обобщения и систематизации знаний.

Экскурсия № 2 «Многообразие членистоногих»










Итого

Лабораторных – 11

Практических работ – 2

Экскурсий – 2

Контрольные работы - 7



^ Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006. -224с.;

а также методических пособий для учителя:

1). В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

дополнительной литературы для учителя:

1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -96с.;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, ЕТ.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3) Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.:6 ил. - (Дидактические мате­риалы);

4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;

5). Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом "ГЕНДЖЕР", 1997. - 56с.;

6). Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с.;

7). Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родите* лей. - М.: ЛОТ-ПРЕСС, 1999. - 258с.: ил.- («Занимательные уроки»);

8) .Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.;

для учащихся:

1). Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с.: ил.;

2). Животные /Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство АСТ», 2003. - 624с.: ил.;

3). Красная книга Саратовской области. Т.1. Животные. - Саратов: ООО «Издательство Саратов», 2004. - 172с.;

4). Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88с.;

5). Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. -432с.;

6). Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей /Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994. -183с.: с ил.;

7). Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. - М.:РОСМЭН, 1994. -144с.: с ил.;

8). Суматохин С. В., Кучменко В. С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задаче ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с.: ил.;

9).Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксе­нова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.;

10). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999. - 464с.: ил.;

11).Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с.: ил.;

12). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999. - 480с.; ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


МULTIMEDIА - поддержка курса «Биология. Животные»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

• Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное изда­ние), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Скачать, 59.96kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru