Категории:

Лекция №2

Поиск по сайту:


Скачать 129.67 Kb.
Дата02.04.2012
Размер129.67 Kb.
ТипЛекция
Содержание
Эмоциональное воздействие предметной среды
Изобразительные искусства
Психологические особенности организации художественного проектирования.
Первый фактор – внешняя форма изобразительного материала.
Второй фактор – зрительные элементы, составляющие форму изобразительного материала. Именно они должны служить сильными раздражит
Основные выводы.
Вопросы для самопроверки.
Практические задания
Подобный материал:

ЛЕКЦИЯ № 2

Сущность художественного оформления и дизайна.

Психологические особенности организации художественного проектирования.


  1. Сущность художественного оформления и дизайна.


Человек, как высшая ступень процесса эволюции природы, в борьбе за существование был вынужден приспосабливать окружающий предметный мир к своим потребностям и преобразовывать его в процессе труда. Познавая свойства созданных природой материалов, человек обнаружил, что каждый из них имеет строго определенную форму и строение. Впоследствии стало понятным, что производимые человеком вещи смогут приобрести необходимую прочность и устойчивость тогда, когда они будут формироваться по законам природы.

Постепенно созданный людьми предметный мир не только совершенствовал их умственные и практические качества, но также запечатлевал их переживания, чувства, настроения. Эмоциональное воздействие предметного мира стало теснее связываться со значением вещи в повседневной жизни человека и с его физиологическими особенностями. Наш исторический предок заметил, что форма, соответствующая назначению вещи, вызывает у него приятные чувства. Такие качества, как свет или цвет, воспринимаются инстинктивно, доставляя удовольствие и наслаждение непосредственно; другие свойства выразительны в силу того, что лежат в основе деятельности организма человека – это ритм и симметрия.

^ Эмоциональное воздействие предметной среды и созданных человеком вещей формировало умение находить совершенное, красивое. Так зарождались эстетические чувства людей, которые со временем развили их творческие способности, научили творить по < законам красоты > и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство.

Термин < искусство > в широком смысле слова означает искусное выполнение любого рода деятельности. Если мы хотим сказать об очень искусной работе, то говорим: << Это сделал настоящий художник! >>. В специфическом значении искусство – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны предметного мира.


Итак, воплощение человеком всего многообразия сторон предметного мира при помощи различных средств со временем привело к возникновению художественного творчества – искусства ( литература, музыка, танец, кино, театр и др. пластические ( пространственные ) искусства ).

Отечественное искусствознание условно подразделяет пластические ( пространственные ) искусства на два вида:


1) ^ Изобразительные искусства:

а) живопись;

б) скульптура;

в) графика.

2) Неизобразительные искусства:

а) архитектура

б) декоративное искусство:

  • монументально – декоративное искусство;

  • декоративно – прикладное искусство;

  • художественное оформление

в) дизайн


Что является критерием данной классификации? Изобразительные искусства воспроизводят реальный предметный мир, а не изобразительные искусства, в свою очередь, служат непосредственно созданию материально – предметной среды человека.

Таким образом, художественный образ в пластических (пространственных) искусствах создается под непосредственным влиянием действительности, воспроизводимой в зрительно – наглядных образах. Художественные образы являются:

а) средствами познания сущности;

б) места человека в предметном мире;

в) его эстетические чувства;

г) коммуникативные связи в своей социально – культурной среде.


Художественное оформление и дизайн выполняют четыре основные функции:

  1. познавательную;

  2. эстетическую;

  3. коммуникативную;

  4. воспитательную.


Художественное оформление и дизайн – творчество, использующее живые и выразительные особенности художественного образа.


__________________________


Художественное оформление – составная часть декоративного искусства; вид творчества, охватывающий оформительские средства, формы, приемы и эффекты по созданию художественных образов материально – предметной среды человека при организации празднеств, экспозиций, зрелищ и т.п.

Дизайн – проектная художественно – техническая деятельность по разработке разнообразных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами в интересах совершенствования предметно – пространственной среды ( социально – культурной, служебной, жилой и т.п. ). Дизайн образно называют красотой пользы и пользой красоты, так как он сочетает в себе красоту, удобство и экономичность.

Зрительно – наглядный образ – это художественный образ, воспринимаемый зрением человека.


Своим эмоциональным содержанием образ способен вызывать определенные чувства, мысли и идеи. В художественном образе находят:

а) мировоззрение художника;

б) его оценка жизненных явлений.


В от почему художественное оформление и дизайн несут в себе огромные воспитательные возможности. Воспитательная функция изобразительного материала ( наряду с познавательной, эстетической и коммуникативной функциями ) приобретает первостепенное значение в художественно – оформительской и дизайнерской практике учреждений культуры РФ.

Основными направлениями воспитательного воздействия изобразительного материала являются:

  • развитие чувства патриотизма, мужчинного долга, морально – психологической готовности к защите Отечества;

  • содействие способности к психологической адаптации в экстремальных условиях работы и к психофизической реабилитации в процессе ее выполнения ( шахтеры, моряки, летчики );

  • совершенствование нравственных и эстетических качеств работников в ходе повседневной жизнедеятельности и во время досуга.



Система использования художественного оформления и дизайна в РФ на разных ступенях развития нашего государства претерпела определенные логические изменения, отражая суть решаемых задач и следуя своим основным принципам:

  1. соответствие формы и содержание продукта художественно – оформительского и дизайнерского творчества необходимому восприятию ( эмоциональному воздействию на зрителя );

  2. доходчивость;

  3. оперативность;

  4. современность;

  5. актуальность.


Указанные принципы в сочетании с поиском новых нестандартных форм и методов способствуют воспитательному воздействию на работника, совершенствованию их морально – эстетического и нравственного облика как полноценных граждан своего Отечества.

Таким образом, художественно – оформительская и дизайнерская деятельность учреждений культуры сводится к целенаправленной системе использования зрительно – наглядных образов, способствующей воспитанию гармонично развитой личности на основе практикуемых принципов. Роль профессионального работника социально – культурной сферы заключается в создании для этого необходимых организационных, методических и материальных условий. Решение данной задачи невозможно без всестороннего учета психологических особенностей организации художественного проектирования.


  1. ^ Психологические особенности организации художественного проектирования.


В организации художественно – оформительской и дизайнерской практики существенную роль играет учет психологических особенностей восприятия ее произведений потенциальными зрителями.

Психологические особенности организации художественного оформления и дизайна – определенные способности психики человека реагировать на сильный раздражитель, представленный в виде изобразительного материала.

Чтобы организовать человека на восприятие продукта художественного оформления и дизайна, необходимо учитывать специфику работы его психики. Для этого требуется знать:

  • психологические особенности изобразительного материала;

  • специфические черты изобразительного материала;

  • основные закономерности его восприятия.



Продукт художественно – оформительской и дизайнерской практики – изобразительный материал – носит своеобразный характер, ему присущи следующие специфические черты:

  • отсутствие событийности;

  • однозначность характера;

  • усложненность процесса восприятия изобразительного материала условиями его существования ( зритель знакомится с ним стоя или по ходу движения );

  • изобразительный материал оказывает свое влияние только тогда, когда субъект его воздействия непреднамеренно сталкивается с ним;

  • направленность психической деятельности человека на восприятие изобразительного материала возникает как результат воздействия на непроизвольное внимание.


Это означает, что художник – дизайнер не способен создать запланированную направленность психической деятельности человека без формирования первичного интереса зрителя к изобразительному материалу. Следовательно, направленность психической деятельности человека на восприятие произведения художественного оформления и дизайна изначально возникает как закономерный результат воздействия на непроизвольное внимание зрителя.


Начальный этап непроизвольного (непреднамеренного) внимания -ориентированный рефлекс как реакция на новый раздражитель, на какое то изменение в окружающей среде. При этом ориентированный рефлекс, а вслед за ним и непроизвольное внимание проявляются только в процессе сопутствующей деятельности зрителя, не связанной с объектом наблюдения (прогулка, беседа и т.п.).


Таким образом, первая психологическая особенность организации художественного оформления и дизайна – создание условий для возникновения непроизвольного (непреднамеренного) внимания по отношению к изобразительному материалу.


Но внимание недостаточно привлечь, его нужно удержать. Внимание представляет собой не просто акт фиксации существующего факта или явления психической деятельности человека, а саму эту психическую деятельность. Невозможно направить внимание, не сосредоточив его, на чём-то, хотя бы и незначительно. Сосредоточение внимания – результат определённой деятельности человека (физической или умственной). В отношении продукта художественного оформления и дизайна – это мыслительная деятельность зрителя, возникающая в процессе его реакции на изобразительный материал. Отсюда вытекает вторая психологическая особенность организации художественного оформления и дизайна создание условий для преднамеренного восприятия изобразительного материала.


Однако содержание изобразительного материала не будет осмысленно зрителем, если поданная информация не позволяет узнать что-то новое, не воздействует на него эмоционально, эстетически, если не вызывает никаких ассоциаций. Для того чтобы возникла активная мыслительная деятельность, необходимо соответствие художественных образов текущим интересам зрителя. Всё это определяет третью психологическую особенность организации художественного оформления и дизайна – учёт сознательных и подсознательных интересов зрителя для создания условий его активной мыслительной деятельности в процессе восприятия изобразительного материала.


Перечисленные психологические особенности организации художественного оформления и дизайна требуют определения факторов, влияющих на возникновение непроизвольного внимания у потенциального зрителя.


ФАКТОРЫ:



  1. ^ Первый фактор – внешняя форма изобразительного материала. Однако согласно утверждению физиологии любой сильный раздражитель на фоне других сильных раздражителей перестаёт быть таковым. По этому выделяем




  1. ^ Второй фактор – зрительные элементы, составляющие форму изобразительного материала. Именно они должны служить сильными раздражителями психики. По степени привлечения непроизвольного внимания зрительные элементы распределяются следующим образом :

    • фотография

    • рисунок

    • заглавие

    • конструкция

    • шрифт




  1. Третий фактор – стиль художественного оформления и дизайна.

Зритель ( в том числе и не умеющий анализировать) подсознательно отдаёт предпочтение тем художественно-выразительным решениям, которые отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня. В. Гюго отмечал: “ Стиль – как хрусталь: от чистоты его зависит его блеск”.


  1. Четвёртый фактор – врождённые (безусловные) рефлексы человека. Зритель получает эстетическое удовольствие от восприятия предметов и явлений, которые отличаются:

    • гармоничностью

    • завершённостью

    • соразмерностью

    • ритмичностью

    • цветовым сочетанием

Следует иметь в виду, что действенность перечисленных факторов зависит от учёта возрастных и образовательных особенностей зрителей. Мотивов их деятельности, общественных ценностей, преобладающих настроений, а также от конструктивных и композиционных закономерностей организации изобразительного материала.



Основа существования той или иной формы художественного оформления и дизайна должна строиться в соответствии с определёнными конструктивными закономерностями организации изобразительного материала. Необходимо, чтобы изобразительный материал создавался с учётом соответствия его конструкции:

    • функциональному предназначению

    • эстетическим нормам

    • условиям оптического восприятия


Для этого требуется соблюдать следующие физиологические условия:


  1. Построение изображений формы с учётом полосы внимания ( для восприятия плоского изображения оптимальный угол обзора человеческого глаза в вертикальной плоскости составляет 0-30 градусов вниз и 30 градусов вверх).

  2. Создание комфортности восприятия изобразительного материала ( пространственное положение, цветовые свойства, освещённость, фактура).


А каковы композиционные закономерности построения изобразительного материала? Основное условие верного композиционного решения заключаются в определённой уравновешенности. Она может быть как симметричной, так и асимметричной. Важно, что бы при этом учитывалась целостность зрительного восприятия.

Кроме того, необходимо учитывать неравномерность распределения внимания на изобразительной плоскости. Верхняя часть наглядного элемента поглощает до 61% внимания, причём левая её часть – 41%, а правая – 20%. Следовательно, в композиционном решении наиболее важная информация должна быть расположена в левой верхней части плоскости.

Как правило, основную роль при восприятии играет не абсолютная, а относительная величина объекта. Благодаря правильному сочетанию контрастных и нюансных сопоставлений увеличивается количество различных признаков объекта восприятия и создаются более благоприятные условия для выявления главного и отделения второстепенного.

Применение приёмов подачи изображаемых элементов ( размещение наиболее значимого элемента поперёк движения глаза, ритмичность, нарастание) позволяет заставить зрителя воспринимать изобразительный материал в необходимой художнику-дизайнеру последовательности, акцентировать его внимание на определённых элементах.

Любое композиционное построение находится в тесной зависимости от его грамотного цветового решения. Человек способен различать до 300 тысяч цветов. Сочетание цветов, контраст, соответствие материала их содержанию, совмещение смыслового и цветового центров, расстановка цветовых акцентов – всё это усиливает психологическое восприятие композиционного построения художественного оформления.

Художественное проектирование имеет свой неповторимый язык. Значение единиц языка изобразительного материала представлены в семантике. Слово “семантика” в переводе с греческого – обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека. В одном случае форма представляет собой единое целое, в другом – образована путём сочетания (соединения) двух и более элементов. Сочетания бывают трёх видов:

    • пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента ( в гантели два шара соединяются путём третьего элемента – ручки);

    • активные соединения, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой (коробка и её крышка);

    • агрессивные соединения, когда один элемент врезается в другой (топор в полене).


Кроме выделения сочетаний элементов, в семантике художественного проектирования различают:

    • Семантику переносной формы( штемпель, шахматная фигура)

    • Семантику тянущейся формы (Салазки)

    • Семантику вращающейся формы (цилиндр, винт самолёта)

    • Семантику обтекаемой формы (падающая капля, шар)

    • Семантику динамической формы (листья на стебле, диск подсолнечника, раковина).


Язык семантики помогает художнику-дизайнеру придать художественному изделию внешнюю форму, которая бы отвечала назначению вещи и ласкала взгляд зрителя.

Итак, психологические особенности организации художественного оформления и дизайна основываются на антропометрических свойствах человека и находятся в тесной взаимосвязи со специфическими чертами изобразительного материала, его конструктивными композиционными закономерностями построения.

^

Основные выводы.



Сущность художественного оформления и дизайна находится в тесной взаимосвязи с главной целью этого вида творческой деятельности – с формированием гармонично развитой личности.

Художественное оформление и дизайн используют зрительно-наглядные образы, отражающие окружающую действительность, предметный мир, эмоционально воздействующие на чувства зрителя.

Полное воздействие изобразительного материала возможно лишь в том случае, когда при его создании учитываются психологические, , конструктивные и композиционные закономерности его организации и грамотное использование изобразительно-выразительных средств.

^

Вопросы для самопроверки.



- На какие два вида отечественное искусствознание подразделяет пластические (пространственные) искусства?

    • Каковы основные функции художественного оформления и дизайна?

    • Какие направления воспитательного воздействия изобразительного материала в условиях студенческой деятельности вы знаете?

    • Назовите основные принципы художественного оформления и дизайна?

    • Какие специфические черты изобразительного материала вы знаете?

    • Каковы психологические особенности организации художественного оформления и дизайна?

    • Как распределяется внимание зрителя на изобразительной плоскости?



^

Практические задания





    • Приведите конкретные примеры произведений изобразительного и неизобразительного искусства, которые вы видели; Попытайтесь найти в них максимальное количество сходных и отличительных особенностей.

    • Попытайтесь проанализировать конкретный дизайн интерьера одного из помещений нашего ВУЗА с учётом выполнения основных функций и принципов художественного оформления и дизайна, отмечая достоинства и недостатки.

    • Обсудите в учебной группе проектирование того же интерьера с учётом психологических особенностей организации художественного оформления и дизайна.

    • Попытайтесь оценить цветовое решение информационной составляющей интерьера комнаты досуга Дома Культуры, обсудите результаты в учебной группе.

Скачать, 2083.65kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов