Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Тренировочные задания по бтологии (Задачи из материалов жюри олимпиады имени К. И. Сатпаева)

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 101.37 Kb.
Дата02.04.2012
Размер101.37 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Типы развития
Б. Грызущий ротовой аппарат, жесткие передние и перепончатые задние крылья В.
Г. Колюще-сосущий ротовой аппарат, одна пара перепончатых крыльев Д.
Хрящевые рыбы
Кистеперые рыбы
Трубчатые кости
А теперь ответь на вопрос
А теперь ответь на вопрос
А теперь ответь на вопрос
Зоология беспозвоночных
Зоология позвоночных
Анатомия человека
Подобный материал:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БТОЛОГИИ

(Задачи из материалов жюри олимпиады имени К.И. Сатпаева)


Корогод Наталья Петровна, кандидат биологических наук Павлодарского государственного педагогического института


  1. Заполните таблицу, вставив соответствующий код ответа в таблицу, дав полное описание представителям класса Насекомые.






Представитель

Отряд

^ Типы развития

Характерные признаки

Значение



Оса















Комар















Саранча















Божья коровка















Яблоневый цветоед














Код ответа:


Отряд

  1. Жесткокрылые

  2. Двукрылые

  3. Чешуекрылые

  4. Перепончатокрылые

  5. Прямокрылые




Типы развития

а) прямое

б) неполное превращение

в) полное превращение

Характерные признаки

А. Грызущий ротовой аппарат, передние крылья с продольным жилкованием, задние веерообразные

^ Б. Грызущий ротовой аппарат, жесткие передние и перепончатые задние крылья

В. Сосущий ротовой аппарат, свернутый спиралью, две пары чешуйчатых крыльев

^ Г. Колюще-сосущий ротовой аппарат, одна пара перепончатых крыльев

Д. Грызущее-сосущий ротовой аппарат, две пары прозрачных перепончатых крыльев

Значение

  1. Защищают лес от вредителей поедая гусениц; общественное насекомое

  2. Уничтожают тлю и других мелких насекомых; хищное насекомое

  3. Вредитель сада; поедает бутоны, вгрызаясь внутрь и питаясь завязью и тычинками

  4. Бескрылые личинки-кулиги передвигаются на большие расстояния и уничтожают все растения; вредитель полей и огородов

  5. Являются переносчиком возбудителей малярии

  1. Выберите признаки, характерные для представленных систематических групп рыб, заполнив таблицу, вставив соответствующую цифру.

^ Хрящевые рыбы

Костно-хрящевые или осетровые рыбы


Костистые или лучеперые рыбы

Двоякодышащие рыбы

^ Кистеперые рыбы

















Код ответа:

  1. Плавники похожи на мясистые, покрытые чешуей лопасти.

  2. Лопасти хвостового плавника одинаковые; хорда развивается только у зародышей.

  3. Кожа покрыта чешуей, имеющей зубцы, покрытые эмалью.

  4. Могут дышать и жабрами и легкими.

  5. Жабры прикрыты костными жаберными крышками.

  6. Плавательный пузырь развит плохо.

  7. на спине и брюхе имеются жучки.

  8. Жаберных крышек нет.

  9. Взрослые рыбы имеют остатки хорды между позвонками.

  10. Некоторые закапываются в ил или впадают в спячку.

  11. Представитель: сардина.

  12. Представитель: австралийский рогозуб.

  13. Представитель: латимерия.

  14. Представитель: скат.

  15. Представитель: стерлядь.

  16. Имеется рыло, рот в виде поперечной щели.

  17. Дышат при закрытом рте, через ноздри.

  18. Свойственно яйцеживорождение.

  19. Положение парных плавников горизонтальное.

  20. Плавники имеют мягкие лучи, без колючек.




  1. Используя изображение скелета человека, составьте полную классификацию костей, вставив в таблицу соответствующие цифры




^ Трубчатые кости

Губчатые кости

Плоские кости

Длинные

Короткие

Длинные

Короткие

Воздухоносные

Широкие






















  1. Подбери правильный ответ (поставь необходимую букву ) и закончи предложение




  1. Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения – ... (__)

  2. Начальный отдел сложного желудка жвачных млекопитающих – ... (__)

  3. Животное, рожденное в текущем году, – ... (__)

  4. Наука, изучающая строение тела животных, – ... (__)

  5. Виды и другие таксоны растений и животных, сохранившиеся от исчезнувших, широко распространенных в прошлом флор и фаун, – ... (__)

  6. Раздел науки, изучающий пресмыкающихся и земноводных, – ... (__)

  7. Короткий ветвящийся отросток нейрона – ... (__)

  8. Парные придатки у основания листа, свободные или приросшие к черешку, – ... (__)

  9. Молодые неокостеневшие рога взрослых самцов маралов, изюбров и пятнистых оленей, покрытые кожей с нежным бархатистым ворсом, – ... (__)

  10. Выделительные трубочки насекомых и пауков, оканчивающиеся слепо и открывающиеся в кишечник на границе средней и задней кишок, – ... (__)

  11. Любые бактерии, имеющие форму шариков, – ... (__)

  12. Генеративный орган покрытосеменных растений – ... (__)

  13. Основная надземная часть дерева – ... (__)

  14. Колючки кактуса – видоизмененные ... (__), колючки боярышника – ... (__), а колючки белой акации – ... (__).

  15. Из зиготы покрытосеменных растений развивается ... (__) семени, а из покровов семязачатка – ... (__,__).



Ответы:

  1. Панты.

  2. Рубец.

  3. Ствол.

  4. Реликты.

  5. Кокки.

  1. Микориза.

  2. Листья.

  3. Сеголеток.

  4. Побеги

  5. Анатомия.

  1. Прилистники

  2. Герпетология.

  3. Мальпигиевы сосуды.

  4. Цветок.

  5. Зародыш.

  1. Дендрит.

  2. Покровы семени.

  3. Семенная кожура.

  4. Аксон

  5. Однолеток




  1. Тест




  1. Семена богатые клейковиной у...

  1. Хлопчатника

  2. одуванчика

  3. подсолнечника

  4. Пшеницы

  5. Льна

  1. Стебель соломина характерен для....

  1. пасленовых

  2. бобовых

  3. лилейных

  4. злаковых

  5. Сложноцветных

  1. Корни-присоски паразитических растений...

  1. гаустории

  2. воздушные

  3. боковые

  4. водяные

  5. подземные

4. Общую ось сложного листа, несущую листочки называют?

  1. раструб

  2. базис

  3. рахис

  4. черешок

  5. нет правильного ответа

5. Мирмекохория- это?

А) Распространение семян с помощью ветра

Б) Распространение семян с помощью животных

В) Распространение семян с помощью воды

Г) Распространение семян с помощью муравьев

Д) Саморазбрасывание семян

  1. Плод земляники:

  1. Ягода

  2. Коробочка

  3. Ягодообразный многоорешек

  4. Костянка

  5. Многокостянка

  1. Какой тип соцветия имеет груша?

  1. Щиток

  2. Початок

  3. Кисть

  4. Колос

  5. Головка

  1. Наличием какого пигмента объясняется красная окраска красных водорослей?

  1. Фитоэритрин

  2. Фикоэритрин

  3. Цитоэритрин

  4. Хлорофилл

  5. Немалион

  1. Из какого растения семейства осоковые в давние времена делали бумагу?

  1. Сыть

  2. Папирус

  3. Камыш

  4. Осока

  5. Пушица

  1. Что в водоемах образуют водоросли?

  1. Фитопланктон

  2. Планктон

  3. Фитобентос

  4. Бентос

  5. Нет правильного ответа


Ахмеджанов Рафик Равильевич, доктор биологических наук, профессор кафедры технологии основного органического синтеза и высокомолекулярных соединений, кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, кафедры безопасности жизнедеятельности, экологии и физического воспитания Томского политехнического университета (Россия, г.Томск)


1. Сделай вдох и задержи дыхание, насколько сможешь.

^ А теперь ответь на вопрос: Почему человек не может задерживать дыхание произвольно долгое время?

2. Волнуешься? Хочешь сладкого?

А теперь ответь на вопрос: Почему после перенесенного стресса, большой физической нагрузки, переохлаждения человеку рекомендуется давать сладкий чай?

3. Представь себе, как устроены государство, клетка, организм.

^ А теперь ответь на вопрос: Что общего в организации клетки, организма и государства?

4. Ты уже знаешь, что организм человека реагирует на окружающую среду и приспосабливается к ней с помощью безусловных и условных рефлексов.

^ А теперь ответь на вопрос: Что из предложенного списка относится к условным рефлексам, а что к безусловным?

Вождение машины;

Вождение велосипеда;

Хождение по канату;

Выделение слюны при виде пищи;

Задержка дыхания под водой;

Сужение зрачка на ярком свете;

Отдергивание руки от горячего предмета;

Приемы борьбы;

Учащение дыхания при физической нагрузке.

5. В медицине, для того чтобы установить признаки жизни у человека определяют наличие пульса и дыхания, а также смотрят реакцию зрачка на свет. Ответь на вопрос: Что отражают эти показатели и почему признаки жизни у человека устанавливают именно по ним?


Корбут Антон Иванович, преподаватель биологии специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (Россия, г.Новосибирск)


Ботаника

Задача 1.

Цветковые растения являются более совершенными по сравнению с голосеменными. В чем это проявляется? Какие новые возможности имеют покрытосеменные растения?

Задача 2.

В одном из рассказов книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а именно в «Вечере накануне Ивана Купала», Басаврюк предлагает Петрусю несметные богатства за безделицу – цветок папоротника. Имел ли возможность Петро получить вознаграждение? Каким образом размножаются подобные растения?

Задача 3.

Жизненные формы голосеменных растений в основном в основном являются древесными. Однако в этом отделе существуют растения и с другими габитусами. Одно из этих растений произрастает в степях Казахстана. Что это за растение? Каково его систематическое положение?


Экология

Задача 1.

Одним из достижений академика К. И. Сатпаева было участие в одном из масштабных проектов XX века – освоении целины, за что он в 1957 г. был награждён Ленинской премией. Тогда за короткий промежуток времени были освоены огромные площади целинных и залежных земель, соответственно, резко возросло производство зерна. К сожалению, последствием форсированного освоения степи стало столь же быстрое разрушение рукотворных экосистем, например, возникали очень сильные песчаные бури.

Произошедшее иллюстрирует одно из главных отличий агроценозов от естественных биогеоценозов – неустойчивость искусственных экосистем в отсутствии действий человека, направленных на их сохранение. Чем это обусловлено? Чем ещё отличается агроценоз от естественного биогеоценоза? Какие мероприятия возможны для замедления разрушения агроценоза?


^ Зоология беспозвоночных

Задача 1.

В быту многие называют пауков насекомыми, что является неверным. Чего общего между паукообразными и насекомыми и чем они различаются морфологически?


^ Зоология позвоночных

Задача 1.

Хорошо известны морфологические изменения в филогенетическом ряду «рыбы – земноводные – пресмыкающиеся», связанные с переходом из водной среды обитания в наземно-воздушную. А какими морфологическими особенностями в сравнении с их сухопутными предками обладают так называемые вторичноводные животные? Приведите примеры таких животных.


^ Анатомия человека

Задача 1.

Почему у людей, находящихся в горах на значительной высоте относительно часто возникают вывихи суставов?

Задача 2.

Из-за чего при сокращении межрёберных мышц происходит увеличение объёма лёгких?

Задача 3.

Каковы принципиальные различия в строении скелета предплечья и голени человека? Чем это обусловлено в функциональном плане?


P.S. Решения тренировочных задач по биологии принимаются до 21 января 2012года только в рабочей тетради и только от павлодарских школьников по адресу: РНПЦ «Ертіс дарыны», ул.Ленина, 127, лаборатория интеллектуального развития, тел. 8 (8172) 32-10-38, 61-81-29

Скачать, 248.19kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru