Категории:

Требования к написанию и оформлению реферата и дипломной работы

Поиск по сайту:


Скачать 183.45 Kb.
Дата02.04.2012
Размер183.45 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Объем диплома
Использование методов ИТДТ в развитии навыков общения у ребенка с задержкой психического развития”.
Цели и задачи исследования
Мы предполагаем, что нарушения общения у детей-дошкольников с задержкой психического развития могут быть эффективно скорректиров
Практическая работа с детьми, имеющими ЗПР, с применением методов танцевально-двигательной терапии для решения проблем общения д
Основная часть
Список использованной литературы
Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов конференций, авторефератов, диссертаций
Технические требования к оформлению ВКР
Подобный материал:

Требования к написанию и оформлению

реферата и дипломной работы


Обучения в ИИППР заканчивается написанием выпускной квалификационной работы (ВКР).

ВКР должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.

При выполнении ВКР студент должен показать умения:

  • обнаружить и сформулировать проблему;

  • собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

  • разработать и провести эмпирическое исследование;

  • правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

  • изложить результаты исследования;

  • сопоставить полученные в эксперименте данные, с имеющимися в научной литературе;

  • сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

При завершении обучения на долгосрочной программе повышения квалификации пишется Реферат. Профессиональная переподготовка предполагает написание Дипломной работы.

Дипломная работа может быть представлен в форме теоретического обзора, методического или экспериментального исследования.

Реферат может быть представлен как обзорное исследование, или иметь методический или практический характер.

Дипломная работа и Реферат представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа.

^ Объем диплома должен быть в пределах 70-85 страниц стандартного печатного текста.

Объем реферата должен быть не менее 20 стр.


Этапы работы по написанию ВКР

1. Выбор темы дипломной работы

2. Работа с литературой. После того, как составлен план работы, следует приступить к детальному изучению отобранной литературы, к сбору и обработке фактического материала. К конспектированию источников предъявляются следующие требования:

  • выписывая литературу, необходимо точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов;

  • записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объём (количество страниц);

  • выписывать названия журналов, их номер, год издания, страницы статьи;

  • конспектировать можно в форме дословного изложения материала (цитировать), либо излагать материал близко к тексту;

  • в конспекте необходимо отметить основную идею автора, его позицию по исследуемому вопросу (в чём полемизирует с другими исследователями, какие идеи аргументирует, в чём новизна и т. д.).

3. Организация сбора материалов. Сбор материалов состоит не в том, чтобы собрать необходимые материалы и механически перенести их в работу, а в том, чтобы исходя из задач, изучить соответствующие стороны исследуемого явления. Систематизация и обобщение полученных результатов - один из важнейших этапов в деятельности студентов по подготовке ВКР, в ходе, которого они осуществляют тщательное знакомство с монографиями, другими фундаментальными трудами, статьями, оригинальной литературой, результатами других авторов по теме исследования.

Особым видом деятельности на данном этапе подготовки работы является проведение эксперимента, если он предусмотрен планом и логикой исследовательской деятельности. Под руководством руководителя-консультанта в этом случае составляется специальная программа эксперимента, в которой отражаются его предмет, задачи и гипотезы, формулируются основные принципы использования выбранных методик, особо оговариваются и описываются процедуры эмпирической работы, намечаются пути и способы математической и статистической обработки ее результатов. После окончания эксперимента осуществляется осмысление и обобщение полученных данных.

4. Написание дипломной работы. Особенно важно, чтобы были четко сформулированы основные положения исследования, выводы, практические предложения и рекомендации. Качество работы значительно повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, карты, диаграммы, таблицы и т.п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию. При написании работы целесообразно первоначальный (черновой) вариант ее показать руководителю-консультанту.

Структурными элементами работы являются:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение (раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний);

4. Основная часть (на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, а также в обязательном порядке высказывается и обосновывается собственная точка зрения);

5. Заключение (формулируются краткие выводы по изложенному материалу, приводится собственная точка зрения на представленные в работе проблемы, делается итоговое заключение);

6. Список использованной литературы

7. Приложения


Введение. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила приступить к исследованию данной темы.

Введение содержит:

  • четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизну;

  • степень разработанности проблемы исследования на современном этапе;

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • цель работы;

  • гипотезы исследования (основная и частные, рабочие);

  • задачи исследования;

  • методы исследования;

  • научная новизна исследования;

  • практическую значимость исследования;

  • сведения об апробации работы, область применения.

Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования. Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Например, проблема измерения эффективности психотерапии; особенностей кратковременного или долговременного воздействия танцевально-двигательных психотехнологий; проблема социально-психологической адаптации в современном мире и т.п..

Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме.  Проблема исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.

В качестве примера здесь мы будем использовать дипломную работу студентки специализации по теме: “^ Использование методов ИТДТ в развитии навыков общения у ребенка с задержкой психического развития”.

Объект и предмет исследования. Объект в гносеологии (теории познания) - это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, т.е. это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д.

Объект исследования – это определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя. Это область социальной действительности или какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.

В рассматриваемой работе объектом исследования было: общение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.


Предмет исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования, что определяется научными и практическими целями. На определение предмета непосредственно влияют: реальные свойства объекта, знания исследователя об этих свойствах, целевая установка, задачи исследования. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая поддержка и помощь и т.д.

В рассматриваемой работе предметом исследования был: процесс формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методами ИТДТ.


^ Цели и задачи исследования. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель - это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цель можно определить как конечный результат, которого необходимо добиться в исследовании. Это глобальный вектор исследования, его проект действия, определяющего характер и системную упорядочность различных актов и операций. Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, в очень редких случаях – той и другой одновременно.

Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

В рассматриваемой работе целью исследования было: исследовать возможность применения методов интегративной танцевально-двигательной терапии для оказания психологической помощи ребёнку с задержкой психического развития и имеющему трудности в общении со сверстниками.


Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Все исследования, кроме поисковых, строятся на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В поисковых гипотезах чаще всего формальной гипотезы не имеется, т.к. их цель заключается в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы раскрыть гипотезу для будущих исследований.

В количественном отношении гипотез не может быть меньше, чем задач, а, как правило, под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование и точнее и ценнее будет полученная информация.
Гипотезы не должны противоречить друг другу. При их построении необходимо указывать, что они ограничиваются временными и пространственными рамками и поэтому носят вероятностный характер. Гипотеза должна быть предельно простой и исходить из простого и общего основания. Гипотеза должна отвечать целям исследования. Она должна быть объективно проверяемой. Полученные эмпирические данные должны соответствовать проверке выдвинутых гипотез.

Гипотеза в дипломе, который мы приводим в качестве примера формулировалась так: ^ Мы предполагаем, что нарушения общения у детей-дошкольников с задержкой психического развития могут быть эффективно скорректированы при помощи методов ИТДТ.


Задачи. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи могут быть основными и частными. Они логически связаны между собой, последние имеют неограниченное число и могут выдвигаться до конца исследования. Начинать надо с достаточно общих задач, а затем переходить к более частным. Иногда ставятся и дополнительные задачи в случае выдвижения дополнительных гипотез.

Задачи исследования-примера:

  • Изучение клинико-психологических характеристик задержки психического развития (ЗПР) и причин ее возникновения;

  • Рассмотрение особенностей общения детей, нормально-развивающихся, и детей, имеющих ЗПР;

  • Рассмотрение целей, задач и методов танцевально-двигательной терапии и возможности применения её в работе с данной категорией детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками;

  • ^ Практическая работа с детьми, имеющими ЗПР, с применением методов танцевально-двигательной терапии для решения проблем общения данной категории детей.


Методы. В разделе методологические основы и методы исследования приводятся названия теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования, и применяемые методы. Также обычно указывается способ обработки результатов (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).

Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы.

Объём раздела «Введение» занимает не более трёх страниц.


^ Основная часть работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и эмпирических (практических) глав, при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов и выводов по главе. При написании Реферата (как ВПК) теоретическая часть может быть описана кратко в одной главе). Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов.

В параграфе «Методика исследования» (название главы определяется совместно с руководителем) описываются: выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик.

При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

В раздел «Анализ результатов исследования» результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

Цель раздела «Выводы исследования» - связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.


Заключение предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.


^ Список использованной литературы представляет собой перечень использованной в процессе подготовки работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. В библиографическом списке не должно быть учебников.

Библиографическое описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М и т.д.).


^ Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов конференций, авторефератов, диссертаций:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. // Общ. ред. М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - с. 400

  2. Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.  - 23 с.

  3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. - с. 295

  4. Проселкова М. Е. Формирование психопатологической симптоматики у детей депривационных условиях // Всероссийская научно-практическая конференция "Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: зашита, помощь, возвращение в жизнь": Материалы. - М., 1998. - с. 100-101.

  5. Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999, - 136 с.

  6. Суходольский Г. В. Математико-психологические модели деятельности. - СПб.: Петрополис, 1994. - с. 64 7. Amiel-Tison C., Grenier A. Neurological evaluation of the newborn and the infant. N. Y.: Аcad. Press, 1980. 118 р.


Приложения. В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.


^ Технические требования к оформлению ВКР

  1. Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторах Microsoft Word 1997 – 2003. Формат, бумаги А4 по ГОСТ 9327-60 (297x211 мм).

  2. Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое - 30мм, правое - 15мм, верхнее - 20мм, нижнее - 20мм. Расположение текста на листе – по ширине.

  3. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце. Перенос слов в заголовках и тексте не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм. (3-4 интервала).

  4. Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.

  5. Ссылки на использованные источники и литературу в тексте дипломной работы заключаются в квадратные скобки, сначала указывают номер источника по списку использованной литературы, потом, через точку с запятой, номер страницы ([8; с 243] или [8; с 243, 245, 289-294]). При перечислении источников каждый из них заключается в квадратные скобки ([8; 243], [11; 31-33], [17; 9]). При цитировании какого-либо автора из другого источника должна идти следующая ссылка: (цит. по [7 c 45]).

  6. Страницы дипломной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Каждая  глава, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы», «Приложение» начинается с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.

  7. Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.

  8. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию, номер страницы на титульном листе не ставят.

  9. Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).

  10. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

  11. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1- Изображение, предъявляемое испытуемым.

  12. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например. Рисунок 2-, либо Рисунок 2.3 - рисунок 3 в разделе 2.

  13. Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «рисунок».

  14. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела. Название таблицы следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

  15. Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться « Таблица 1», или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. При переносе части таблицы название помещают только над первой части таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, «Продолжение таблицы 1».

  16. Формулы и уравнения. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

  17. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки.

  18. Формулы в работе следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо раздела в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

  19. Формулы помещаемые в приложении должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В1). Если в работе приведена одна формула, ее нумеруют (1).

  20. Чистовой вариант дипломной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.

  21. За правильность приводимых в дипломной работе данных, выводов и доказательств отвечает студент - автор дипломной работы.

  22. Рекомендуемый объем дипломной работы по психологии (по Госстандарту) 70 – 85 страниц компьютерного набора.

Скачать, 234.15kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов