Категории:

Урок литературы 11 класс План конспект урока по теме «Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?»

Поиск по сайту:


Дата08.03.2012
Размер0.55 Mb.
ТипУрок
Содержание
3) воспитательная
Ход урока
Запись в тетрадях и на доске учителем
1) С точки зрения религиозно-этической, христианской.
Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
2) С точки зрения художественно-философской.
Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Задание: отвечаем на второй вопрос, поставленный в начале урока. Выслушаем предположения детей. Запись в тетрадях.
3) С точки зрения жанра.
Запись в тетрадях.
4) С точки зрения эстетических реалий (зоны эпохи).
Домашнее задание
Тип урока
Методы: исследовательский (анализ), наблюдение, беседа.Словарная работа
2.Аналитическая работа по стихотворению «Вечер».
Объекты наблюдения их « движение»
Запись вывода
...
Полное содержание
Подобный материал:
Заякина Е.А.

Урок литературы

11 класс

План – конспект урока по теме

«Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?»

(по произведению М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).


Перед уроком дети получили задание: внимательно прочитать 29 гл. романа.

Тип урока: обобщение материала.

Цели урока:

1)образовательная: ответить на вопрос, сформулированный темой урока, с различных точек зрения;

2)развивающая, общедидактическая:

-продолжение работы над формированием умения работать с текстом, используя исследовательский метод, сравнительный анализ ;

-работа над развитием речи(формулировка ответов, грамотное построение предложений для записи в тетради);

-расширение кругозора обучающихся через прочтение романа с научно-философской точки зрения;

^ 3) воспитательная: продолжение работы над воспитанием обучающихся как вдумчивых, внимательных читателей.


Методы: беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский, элементы лекции.


Оборудование: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».

^ Ход урока.


  1. Задание к классу: найти то место в романе, где Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и это тебе хорошо известно…- Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе в свет?

- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.


Перед читателем возникает целый ряд вопросов (их можно записать на доске):

- Почему Мастер не заслужил света?

- Если Мастер заслужил покой, почему Левий сообщает об этом «печальным голосом»?

- Что значит «покой» и как он соотносится со «светом» и «тьмой» в романе?


Попробуем ответить на эти вопросы.

  1. ^ Запись в тетрадях и на доске учителем:

- Мастер не заслужил света, потому что это противоречило бы:

- христианским требованиям («зона героев»);

- философской концепции мира в романе («зона автора»);

- жанровой природе романа («зона жанра»);

- эстетическим реалиям 20 века («зона эпохи»).

Рассмотрим причины с каждой из этих точек зрения.


  1. ^ 1) С точки зрения религиозно-этической, христианской.



Задание: подумать над вопросом:

- Что значит заслужить свет? Кто может его заслужить? (безгрешный, идеальный человек, либо образ – герой литературы). Устные ответы.

Вопрос: - Можно ли назвать этим человеком Мастера? Преодолел ли он в себе телесные начала?

Задание: доказать, что М. – земной человек. Для этого проанализируем некоторые моменты:

- желание М. остаться с Маргаритой;

- внутреннее психологическое состояние Мастера;

- сожжение рукописи.

После устного вывода запись в тетрадях.

^ Запись в тетрадях.

Мастер не преодолел в себе телесно начала, т.к. оглядывается назад, на свою земную, грешную любовь – Маргариту - и хотел бы остаться с ней.

Напоминаем детям об известном классическом примере в мировой литературе: Данте в «Божественной комедии» помещает в Ад или Чистилище того, кто предан земной любви (н-р, Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее то законного супруга и др.) Эти сюжеты восходят к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю.

Вопрос:

- Оглядывается ли мастер на свое прошлое? Автор в связи с этим осуждает его или оправдывает?

^ Запись в тетрадях.

М. также оглядывается на свое прошлое. Но Булгаков распорядился судьбой иначе: он, если не оправдывает М., то сочувствует ему.


- Каково внутреннее состояние героя? Что можно сказать о его настроении? (Он унынен, печален).

Задание: зачитать отрывок, который это доказывает (от слов «…У меня больше нет никаких мечтаний…».


- Как может трактоваться сожжение рукописи?

^ Запись в тетрадях.

Сожжение рукописи – это самосожжение, своего рода самоубийство. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы обращением к нему, к силам зла. Воланд – повелитель теней, а «тень» романа, сожженный роман проходит теперь по его ведомтсву.( В связи с этим христианские критики называют роман еретическим).


- Стремился ли М. к свету?

Роман не дает оснований для утвердительного ответа. Его система ценностей иная, и она связана с концепцией образа Иешуа в романе.


^ 2) С точки зрения художественно-философской.

Запись в тетрадях.

«Свет» как награда исстрадавшемуся, уставшему Мастеру не соответствовал бы и художественно-философской концепции романа и был бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы. Добро и зло не могут существовать порознь. Не случайно Левий Матвей отказывается спорить с Воландом, спрашивающим: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?» По предположениям исследователей, существует глубинное единство и таинственная связь Иешуа - Иисуса, Воланда – Сатаны.

Отношения Иешуа и Воланда нетрадиционные, партнерские, в то время, как христианская церковь исповедует единобожие. Доказательством этому служит символика.

Задание: вспомнить, что изображено на портсигаре Воланда. (Треугольник)

- Где еще изображен треугольник?( На покрышке золотых часов Воланда).

- Что означает треугольник? (По мнению исследователей, тр. – это начальная буква слова «Дьявол» или символическое изображение всевидящего ока – первой ипостаси Троицы).

Таким образом, вручение Воланду божественного треуг-ка есть подтверждение его могущества, всеведения, как и Иешуа.


Справка. Святая Христова церковь допускает изображение Пресвятой Троицы

фигурой равностороннего треугольника, обращенного вершиною

вверх. По откровению диавол возомнил о себе, что он подобен Всевышнему. Кабалистическая тетраграмма или масонская печать потому и изображает Диавола тоже равносторонним треугольником, но только обращенным вершиною вниз, обозначая тем самым полную противоположность сатаны богу. Именно в связи с принятой символикой имеет смысл фиксировать внимание читателя на треуг-ке Воланда. Однако полярная устремленность вершин обоих треугольников в романе предстает как их тяготение друг к другу, невозможность существовать порознь.


^ Запись в тетрадях.

В булгаковском романе В. оказывается даже значимее, чем Иешуа. В. – не просто дьявол, с существованием которого И. вынужден мириться, но он – необходимый, равноправный элемент модели мира. Странный же «покой» в романе – это своего рода соглашение, попытка не противопоставлять «свет» и «тень» в трансцентдентном мире, как и в реальном, земном. Быть может, покой – древняя идея о конечном примирении бога и дьявола (еретическая идея Оригена).

Задание: - Кто примиряет Мастера и Маргариту? (Воланд, но просит об этом Иешуа).

- Что может означать это примирение? (Утверждение земной любви как вечной святыни).

^ Запись в тетрадях.

Примиряет главных героев творческий подвиг Мастера, человеческая земная любовь. Высшей ценностью для автора является творчество. При решении судьбы М. любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры, не перевешивали ни рай, ни ад. Понадобилось компромиссное решение – наградить-наказать М. покоем. В этом решении прочитывается одобрение высшей земной правды – правды творчества и любви. Название романа имеет философско-эстетический подтекст: оно утверждает земную любовь как «новую святыню».


^ Задание: отвечаем на второй вопрос, поставленный в начале урока.


Выслушаем предположения детей.

Запись в тетрадях.

О покое-награде Левий Матвей сообщает «печальным голосом». Исследователи считают, что «покой» - это не награда, это беда Мастера, который отказался сделать выбор между добром и злом, светом и тьмою. Отсюда и печаль Левия. Но «печальный голос» не авторский голос. Можно утверждать, что в центре романа все-таки не проблема выбора, а проблема трагически необходимой неразрывности добра и зла.


^ 3) С точки зрения жанра.


Задание: предлагаем вспомнить уникальную жанровую особенность романа. (Трагический, фарсовый, лирический, автобиографический, философский, сатирико-бытовой, гротескно-фантастический, реалистический). Обратим внимание на автобиографичность романа, хотя нельзя поставить знак равенства между главным героем и автором.


^ Запись в тетрадях.

В мироощущении 20 века невозможно наградить «райским сиянием» автобиографического героя. В романе лирическая, доверительная атмосфера так захватывает, что возникает эффект повествования от первого лица. По мнению исследователей, невозможно для Булгакова повторить финал «Божественной комедии» Данте или «Фауста» Гете.


^ 4) С точки зрения эстетических реалий (зоны эпохи).


Запись в тетрадях.

В 20 веке особенно идея достигнутого, остановившегося не бесспорна. Наверное, действительно, с эстетической точки зрения нет категории более скучной, чем вечное блаженство. Вот как, например, говорил, И.Бродский: «…ибо за раем ничего нет, ничего не происходит. И потому можно сказать, что рай – тупик». Роман М. Булгакова создан в соответствии с известной тенденцией в искусстве 20 века – секуляризацией (обращение государством церковной собственности в светскую) евангельских мотивов и образов. Это касается, в первую очередь, И.Христа – в новое время на первом плане оказываются «поиски реалистических мотивировок его бытия». Роман «Мастер и Маргарита» иногда называют «Евангелием от Воланда». Он создан в эпоху, для которой, по словам С.Н.Булгакова, характерно разделение, разлад церковной жизни и жизни культурной. И контекст этой эпохи оказал влияние на автора «Мастера и Маргариты».

Булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не мог попасть в «свет», это награда, воплощенная мечта Мастера о несуетности и мудрости, тишине и уединении, возможность свободно творить. Этот покой – литературно-прекрасный, покой-мечта.

Задание: чтение вслух отрывка из гл.32 о покое.


^ Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Почему Иешуа просит устроить судьбу Мастера и Маргариты своего антагониста Воланда?


Список использованной литературы


1.Крючков В.П. Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова// Литература в школе.- 1998. - № 2.

2. Чудакова М. Творческая история романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»// - Вопросы литературы.- 1976.- № 1.- С.240.

3. Яновская Л. Треугольник Воланда(главы из книги)// Октябрь. – 1991.-№ 5.- С.195.

4. Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. – М.,1983.- С.313.

5. Вулис А.З. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».- М.,1991. –С.109,108.

6. Запальская О. Выбор и покой. // Выбор.- М.,1988. – № 3. -С. 360 .

7. Котельникова В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах// Русская литература.- 1994.- №1. – С.3-41.

8. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл.29-32.


Заякина Е.А.

Урок литературы

9 класс

План – конспект урока по теме

« Стихотворение В.А.Жуковского «Вечер» как этапное в становлении русского романтизма» (интерпретация поэтического текста).


^ Тип урока: изучение нового материала, повторение.


Цели: 1)образовательные:

-проанализировать стихотворение «Вечер», показать, как происходит переход от сентиментализма к романтизму;

-познакомить с приемами, на которых строится данное стихотворение;

2)развивающая:

- развитие аналитических способностей, позволяющих видеть, сопоставлять разные направления в литературном процессе;

- развитие навыков выразительного чтения;

3)воспитательная: воспитание любви к поэтическому слову поэта эпохи сентиментализма – становления романтизма; воспитание нравственных качеств на материале произведения (любовь к природе, верность дружбе и т.д.).


Оборудование: портрет В.А.Жуковского, аудио- или грамзапись оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».

^ Методы: исследовательский (анализ), наблюдение, беседа.


Словарная работа:


Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Филомена – соловей.

Струги – лодки.

Бразды – борозды.

Оратаи – пахари.

Петел – петух.

Фимиам- запах.

Зефир – легкий ветерок.


Ход урока.


1. Задание классу: вспомнить, что называется «сентиментализмом», характерные признаки этого направления показать на элегии «Сельское кладбище» (знакомство и изучение состоялось на предыдущем уроке).

^ 2.Аналитическая работа по стихотворению «Вечер».

Стихотворение относится к жанру медитативной элегии. В отличие от «Сельского кладбища», размышления (медитации) сосредоточены здесь вокруг лирической темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа.


1) Чтение (учителем или подготовленным учеником) стихотворения.

2) Беседа по содержанию.

- Найти примеры сентиментализма. (Идиллическое начало стихотворения – трогательное описание природы, чувствительный, идиллический пейзаж). Вспомнить содержание стихотворения «Сельское кладбище». Сравнить пейзаж.

- Привести примеры и понаблюдать, где читатель видит разницу в описании пейзажа, как он постепенно становится «подвижным»?

На доске учителем, а в тетради учениками происходит оформление записи:


^ Объекты наблюдения их « движение»


Ручей …виющийся по светлому песку


Стада …бегут…

облака …померкнули края…


луч зари …на башнях умирает…


волшебный луч …мелькнул…


хребты …воспламенились… и т.д.


луны ущербный лик …встает из-за холмов…


тихое небес светило …как зыблется твой блеск..

…как бледно брег ты озлатило и т.д.


^ Запись вывода: в сентиментализме пейзаж статичен, декоративен, нет движения природы. Ж. показывает смену состояний, движение этого вечера (через глаголы-сказуемые).

Задание: понаблюдать, как вечер переходит в ночь. Чтение вслух отдельных примеров:

…Уж вечер…

…Все тихо…

…Но что?..Какой вдали мелькнул волшебный луч?

…Луны ущербный лик…


Подводим детей к выводу, что все происходит естественно, пластично. Обратим внимание на то, что слово ночь отсутствует.


- Кого вводит поэт в пейзаж?(человека, самого поэта). Для чего еще, по вашему мнению, нужен автор в пейзаже?(В самом описании пейзажа прежде всего присутствует воспринимающий его и умеющий насладиться им поэт).

Чтение строфы:


…Как слит с прохладою растений фимиам …


- Что это придает пейзажу? ( Еще большую подвижность, динамичность).


^ Комментарий учителя. Присутствие автора Ж. многократно обнажает. Он – частичка пейзажа, природы, гармоничная часть природы. От этого присутствия пейзаж сразу утепляется, становится одушевленным. Автор нужен и для того, чтобы понять чувства прекрасного в природе, настроить читателя на нужную эмоциональную волну(« сижу задумавшись…»). Восхищение человека передано в трехкратном повторении одной и той же конструкции восклицания(…как слит, как сладко, как тихо…)(прием анафоры). Внутренний мир человека сам по себе является неким объективным фактом, подлежащим раскрытию в лирике.

Новаторство Ж. Ж.- первый русский поэт . сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – все то, что для человека составляет его прелесть,- но как бы одухотворит природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека.


Наступление ночи навевает печаль, грустные воспоминания.


Задание: найти строки, в которых присутствует герой и определить, чему они посвящены, с каким настроением написаны.

Строки посвящены минувшему, далекой юности, друзьям, которые уже никогда не вернутся:

…Где вы, мои друзья?..

…Где наш священный круг?..

…Где Вакховы пиры?..

…Иль всяк своей тропою тащиться осужден?..

…один - почил…( речь идет об А.И.Тургеневе);

…другой – о небо правосудно!...(о С.Е.Годзянко, после окончания Благородного пансиона сошедший с ума );

…Ужель дерзнем друг другу чужды быть…


^ Комментарий учителя. Сентименталистская идиллия превращается в горячее искреннее восхищение. В этот умиротворенный образ вечера входит меланхолический жанр. Стихотворение превращается в чисто романтическое произведение - элегию. ( Обращаемся к помещенному на доске справочнику).

Этот жанр прочно связан с любовной лирикой. Элегия связана с темой дружбы. Эта тема пушкинская. Именно Ж.передает эту тему Пушкину.

Элегия строится на системе контрастов.

Задание: определить, где эта контрастность. (В природе все гармонично, а на душе печаль. Предмет поэзии – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе присуще стремление к счастью и блаженству.

^ Комментарий учителя.

Как и в предшествовавших элегиях – тот же самый эффект постепенно гаснущего света, привычные контуры изменяются глубокими тенями. «Включается» луна – и появляется необычное, днем невозможное: бледная золотая дорожка лунного света на воде. Дневная явь сменяется ночной зыбкостью – и соответственно иной стала тональность чувств, иным стал предмет раздумий.

Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы: в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее? И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?).

Затем элегия переходит в дружеское послание.


Задание: найти эти строки и зачитать.

…Где вы, мои друзья?..

…Где наш священный круг?.. и т.д.

^ Комментарий учителя. Этот жанр пришел в романтическую поэтику из классицизма. Поэт обращается к друзьям, он верит в дружбу, в свое предназначение. Священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году. И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!

Ж. заявил о своей индивидуальности. Самобытность поэта в том, что он предельно искренен. Он говорит о том, что сам чувствует. 1-й период творчества Ж. – переход от сентиментализма к романтизму. Ж. утверждает личностное начало поэта. Ж. ввел в поэзию лирического героя – самого автора.


Задание: найти в тексте подтверждение этому.( строфы)

... Мне рок судил брести неведомой стезей…

…Творца, друзей, любовь и счастье воспевать…

…о песни чистый плод невинности сердечной… и т.д.

^ Комментарий учителя.

В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов.

Новаторство Ж. Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.


3) Работа над музыкальностью стиха.

Музыкальность стиха достигается за счет использования приемов поэтического выражения:

- олицетворение мечтательных душевных переживаний( «…о дней моих весна…»);

- эмоциональные эпитеты, выражающие не столько свойства предметов, сколько впечатление, которое они производят на поэта («…волшебный луч мелькнул..» );

- взволнованность стиха (восклицательные, вопросительные предложения, эмоциональные обращения, словесные повторы).

Ученики приводят примеры, доказывая музыкальность.

^ Комментарий учителя. Жуковский показал умение уловить и передать тончайшие переливы красок – шорохи, трепеты, отблески угасающей вечерней природы. Строфы 6-8 использованы П.И.Чайковским в опере «Пиковая дама» для дуэта Лизы и Полины.

^ 3.Домашнее задание: по выбору:1)сделать письменный анализ стихотворения; 2)сделать сопоставительный анализ стихотворения «Вечер» с поэзией А.С.Пушкина о дружбе (стихотворение на выбор).


^ Заякина Е.А.

Урок литературы

7 класс


План–конспект урока – погружения по рассказу

И.А.Бунина «Цифры».


Цели: 1)образовательные:

- показать сложность взаимоотношений взрослых и детей через внимательное прочтение и изучение рассказа;

- суметь увидеть авторскую мысль о большой ответственности взрослого человека за воспитание детей (ребенка);

^ 2) развивающая, общедидактическая: формирование у обучающихся аналитического мышления через углубленное исследование, интерпретацию текста; умения видеть за каждым писательским словом свой смысл;

^ 3) воспитательная: воспитание внимательного читателя, любви к чтению.


Словарная работа: привязанность, уроки жизни, психологический рассказ, герой-

повествователь.


Оборудование: портрет И.А.Бунина.


Ход занятия.



  1. Выявление знания текста по следующим вопросам:

- Почему рассказ назван «Цифры»?

- В чем состояла ссора между мальчиком и дядей? Кто виноват в ней?

- Как ведут себя бабушка и мама в этой ситуации? На чьей они стороне? Почему?


  1. Погружение в текст, его интерпретация начинается с определения рассказа

(дети либо называют определение, либо зачитывают в учебнике).

Обращение к доске, на которой написано психологический рассказ.


1)- Почему это непросто рассказ, а психологический рассказ? (Дети отвечают на основании своего опыта. Конечно, большинство рассказов в литературе психологических, но концентрируем внимание данного термина именно на этом рассказе).


^ Справка из толкового словаря (на доске): психологизм: 1) углубленное изображение психических, душевных переживаний.


- О каких же психических, душевных переживаниях идет речь в этом рассказе? (Ученики рассказывают не очень подробно о переживаниях ребенка и дяди).


2) – В чем состоит особенность повествования? (действует герой-повествователь, от лица которого ведется повествование). Доказываем это текстом: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером…» или : « Должен тебе сказать: ты большой шалун…» и т.д.

- О чем может говорить такая манера повествования? (Герой вспоминает события через определенный промежуток времени, через эти воспоминания мы видим неугасшую любовь дяди к мальчику).

- Какие слова и замечания, обращенные к ребенку, передают его любовь и привязанность?( примеры находим в тексте).

3) – Почему же дядя после крупной ссоры не торопится с примирением, называет при этом себя « очень умным дядей…» (Дядя дает время для осознания поведения мальчиком, а не просто для того, чтобы попросить прощения).

Здесь нужно заметить, что показан консервативный подход в воспитании ребенка; используются старые(хотя и верные) методы: « вредно: не полагается баловать детей» (из текста).

- Почему именно к дяде, а не к маме и бабушке обращается мальчик? Почему ссора именно с дядей стала трагедией? (Доказываем по тексту, что именно дядя уделял мальчику много внимания: покупает ему книжки, карандаши, учит его цифрам и т.д.)

- Из-за чего же произошла ссора?( главное при ответе - умение грамотно сформулировать мысль: ссора произошла из-за немедленного желания мальчика заняться цифрами и нежеланием дяди делать это именно сейчас ( хотя нежелание дяди было оправдано позже мудрым правилом:

« …вредно, не полагается баловать детей…»

4) Для обозначения завязки ссоры и обнаружения поведения обоих героев составляем таблицу развития ссоры (учителем - на доске, детьми – в тетради).

^ Мальчик дядя


« Покажи цифры!» « Сейчас не хочу. Завтра»


«Ну хорошо же, дядька!» Не обращает внимания на шум


Начал подпрыгивать и вскрикивать. «Перестань!»


« Сам перестань!» Схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.


Истерика Внешне старается сохранить

спокойствие.


Просьба о прощении. Радость примирения.


При составлении таблицы направляю детей на правильный поиск фраз, выражений, определений поведения.


- В чем же вина мальчика и дяди? ( В результате анализа таблицы дети без труда это называют).

- Почувствовал ли дядя свою вину? ( ответ находим в тексте: « Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку…» Обращаем внимание на то, что дядя зажигал папиросу – признак того, что он нервничает.)


- Какие еще фразы выражения говорят о том, что дядя сильно переживает?(Дети находят в тексте).



  1. ^ Уроки жизни.


- Какой урок должен был извлечь ребенок из этой ссоры?

( Любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. Детский эгоизм, по мысли автора, излечивается путем игнорирования. Ребенок должен обладать диалогическим мышлением, а не монологическим. Эгоизм отрывает человека от мира. Для того, чтобы пойти на контакт с ним, нужно переступить через свои амбиции. На ранней стадии ребенок этого не осознает, поэтому герой так выстраивает позицию, чтобы существовала тайна познания. Поэтому цифры – один из атрибутов, символов познания. Ситуация счастья в сознании ребенка существует только тогда, когда есть тайна познания.

- От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами. Недаром дядя представляет собой олицетворение жизни.

Задание: найти в тексте такие фразы. Выражения, подтверждающие последнюю мысль (6-7 главы).

- Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?( «…Глубоко дыша от волнения…» ( 7 глава).


  1. – Каково отношение рассказчика, автора к описываемым событиям?

( Подключаем воображение детей при ответе).


  1. ^ Внимание к писательскому слову (философичность рассказа).


Неповторимость, прелесть рассказа состоит и в том, что присутствуют тонкие глубокие, умные мысли и замечания о жизни, которые можно просто зачитать и порассуждать, например:

- « От боли, от острого и внезапно оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства…»

Возможный вопрос:

- Какую ситуацию из вашего детства можно прокомментировать данными словами?

- «Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее. Тем неосуществимее».

- Есть или была ли такая мета в вашей жизни?

« Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорей!»

- Было ли в вашей жизни такое утро? И т.д.


5. Домашнее задание: прочитать самостоятельно рассказ «Лапти» и ответить письменно на вопрос: «В чем психологизм данного рассказа?»

Скачать, 98.75kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов