Категории:

Урок по развитию речи Подготовка к сочинению эссе по роману М. Булгакова

Поиск по сайту:


Дата08.03.2012
Размер61 Kb.
ТипУрок
Содержание
М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Предварительное домашнее задание учащимся
Вступительное слово учителя.
Слово представляется группе учащихся – литературоведов
Примерные ответы учащихся
Выводы учащихся
Примерные ответы учащихся
Вывод: В жанре эссе написано второе сочинение. Практическая часть.
Подобный материал:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2


Урок по развитию речи

Подготовка к сочинению – эссе по роману М. Булгакова


«Мастер и Маргарита»

11 класс


Сулейманова Г.Ш.-

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


город Бугульма


Тема: Подготовка к сочинению в жанре эссе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: 1. Показатель старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа.

2. Художественное своеобразие эссе как жанра публицистического стиля.

3. Развитие логического мышления учащихся.

Методы обучения: эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.

Дидактическое пространство урока: портреты М.А. Булгакова и В.В. Розанова; дидактический материал из книги В. Розанова «Уединенное»; кодоскоп; видеофильм «Мастер и Маргарита»; фонохрестоматия (прелюдия И. С. Баха); карточки – информаторы: 1. «Тропы». 2. «Стилистические фигуры».

Эпиграфы к уроку: 1. Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

И. Гете. «Фауст».

2. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…

^ М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Словарь: идеал добра, сострадательности и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; стилистические фигуры эссе: художественный символ, эпифора и анафера, умолчание, риторический вопрос.

^ Предварительное домашнее задание учащимся:

  1. Выделить важнейшие философские и нравственные вопросы, поставленные в главах Иешуа Га – Ноцри и Пантин Пилате.

  2. Назвать жанры пулициститческого стиля.

  3. Что такое эссе? Как толкуют тот термин справочники словари? (этот вопрос дан группе литературоведов).

Ход урока. Звучит величественная мелодия Прелюдии И.С. Баха.

^ Вступительное слово учителя.

  1. «Мастер и Маргарита…» Перевернуты последние страницы… В этом местами удивительно жизнеподобном, а местами совершенно фантастическом и ни на что не похожем романе исследуется, как мы увидим, вечные проблемы бытия.

Зло ---------------------------- Добро

  1. Включаем фрагмент видеофильма «Мастер и Маргарита» (спор нищего философа и прокуратура Иудеи).

  2. Вопрос к классу:

  • Какие важнейшие философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе. Ответьте на этот вопрос, используя схему. Примерные ответы учащимся:

  • Я бы сказал, что это противостояние свободы и личности и несвободы. Разве не этим пронизан весь роман? И зло, в разных его ипостасях, идет, как правило, от несвободы, а добро рождается свободой. В первую очередь, самой главной – внутренней свободой.

  • Я считаю, что тема совести – одна из центральных тем романа. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, нравственная оценка своих поступков.

  • Роман заставляет о многом задуматься, что есть жизнь? Что есть человек? Почему именно ответственен за «распорядок на земле».

  • Меня потрясло постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Неужели бесстрашный на поле боя воин, «всадник золотое копье» в самом деле трус? Я согласен с писателем – подлее и страшнее самого зла духовная слабость тех, кто это зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за позорного малодушия.

Вывод: (ученик или учитель). Наше удивление вызывает слова Иешуа прав: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Зло во всей концепции Булгакова есть проявление дочеловеческих атавизмов. Человек начинается там, где кончается зло. Он в шкале нравственных ценностей целиком в зоне добра «Мастер и Маргарита», таким образом, - роман о всесилии добра.

Учитель: Ребята! Ваши размышления, суждения о романе предстоит выразить в сочинении в жанре эссе.

^ Слово представляется группе учащихся – литературоведов:

  1. Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).

  2. Что такое эссе? Как толкуют этот термин справочники и словари? (Эссе – с французкого – попытка, роба, очерк: от латинского – взвешивание). (Эссе – прозаическое произведение относительно небольшого объема и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления, с нею связанные).

Через кодоскоп – определение эссе.

Учитель: выделим и запишем в тетрадь жанровые особенности сочинения – эссе:

  1. Необычное вступление.

  2. Автор делится своими наблюдениями, стремится передать свои впечатления.

  3. Небольшой объем, свободная композиция.

  4. Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым.

  5. Дана установка на диалог с читателем.

  6. Стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

  7. Многообразие художественных – изобразительных средств языка (на каждой парте находятся карточки – информаторы).

  1. Тропы (эпитет, метафора, аллергия) художественный символ, гипербола.

  2. Стилистические фигуры (антитеза, анафора, эпифора, умолчание, риторический вопрос).

В группы (их 3), внимательно прочтите текст и докажите, что это эссе. Учащиеся называют основные признаки эссе на примерах текстов В. Розанова.

^ Примерные ответы учащихся: необычное начало (карточка № 1), авторские наблюдение и размышления (№1,2,3), небольшой объем и свободная композиция (№2,3), нет окончательных выводов (№ 1,2,3), язык афористичен, образен, эмоционален (тропы – «Мой Бог» - бесконечная моя интимность, бесконечная моя индивидуальность, № 1, стилистическая фигура – анаформ, эпифоры: «Боюсь ли я Его? Нисколько. Что Он скажет? Нет. Что Он меня питает? Нет. Что через него существую, создан? Нет. № 1; риторические вопросы: «Как мы лучше после страдания? № 3).

^ Выводы учащихся: все три приведенных отрывка из В. Розанова – эссе.

Учитель: Как вы думаете, почему сегодня на уроке звучали эти имена – Булгаков и Розанов?

^ Примерные ответы учащихся:

  • Эти произведения созвучны на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов: размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добре и зле, сострадательности и равнодушии.

  • стихия языка, своеобразие художественной манеры Булгакова, предельно обнажающей внутренний мир человека, сближает роман с эссе В. Розанова.

Учитель: Ребята, вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» домашнее сочинение – эссе на одну из следующих тем:

  1. Что такое добро и что такое зло?

  2. Что есть истина?

  3. Ответственен ли человек за свои деяния?

  4. Совесть, истина, человечность.

Сравнительная характеристика двух сочинений.

  1. Чтение сочинения «Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «мастер и Маргарита»

Учитель. Является ли эта работа сочинением – эссе?

Ученик. Нет, не является.

Учитель. Какие ошибки допущены автором сочинения?

Примерные ответы учащихся:

  • В сочинении отсутствует необычное вступление.

  • Нет установки на диалог с читателем, делаются выводы и общения.

  • Не используются специфические для эссе художественно-изобразительные средства: нет аллегорий, художественных символов, умолчаний, анафор, риторических вопросов.

  • Стиль невыразителен, однообразен.

  1. Чтение сочинения «Что такое Добро и Зло».

Учитель. Докажите, является ли эта работа сочинением – эссе?

Примерные ответы учеников:

  • В работе выдержаны основные требования жанра эссе: вступление поражает своей оригинальностью, необычностью. Стиль работы яркий, образный, эмоциональный.

  • Автор размышляет о проблемах Добра и Зла, не делая каких – либо выводов, оставляя возможность для спора, дискуссии, диалога.

  • Можно отметить художественно- языковые средства, характерные для эссе: метафорические эпитеты: «истерзанная сомнениями и тревогами душа», «бушующий мир», риторические вопросы: «Но как? Как остаться доброй в этом мире? «А как бывает в жизни?»; анафоры «Человек родился, человек светел, человек свят» и т.д.

^ Вывод: В жанре эссе написано второе сочинение.

Практическая часть.

Учитель: Приступим к работе над эссе. Каким может быть начало?

Ваши варианты:

  • Как быстротечно и неуловимо время? Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие - нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они текут, изменчивы, и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

  • Холод, мрак вечности. Вечности и покоя, который обрел прокуратор Иудей Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.

Учитель: Какое из них наиболее удачное, на ваш взгляд? Подберите опорные слова, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле?

Примерные ответы учеников: Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой и умиротворение, наказуемость Зла, Бог – мерило совести, очищение от скверны. Что я? Зачем я?

Итог урока: Сегодня мы работали над жанром сочинения – эссе, выявили характерные для него смысловые и языковые, художественные, изобразительные средства.

Домашнее задание: Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:

  1. Что такое Добро и Зло?

  2. Что есть истина?

  3. Ответственен ли человек за свои деяния?

  4. Совесть, истина, человечность.

Скачать, 231.95kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов