Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 349.21 Kb.
Дата02.04.2012
Размер349.21 Kb.
ТипДиссертация
Содержание
Кузнецов Вячеслав Георгиевич
I. общая характеристика исследования
Степень научной разработанности проблемы.
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Гипотеза исследования
Теоретико-методологическую основу
Методы исследования
Организация и этапы исследования.
Базы исследования
Научная новизна исследования
Теоретическую значимость
Практическая значимость исследования
Достоверность исследования
На защиту выносятся положения
Апробация результатов исследования
Ii. основное содержание диссертации
Параграф 3.1. «Психолого-педагогические аспекты целесообразности вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады»
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора
...
Полное содержание
Подобный материал:


На правах рукописи


САХНОВА Ирина Владимировна


ВОКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ
В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ



13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва 2008


Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств


Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

^ Кузнецов Вячеслав Георгиевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Максимов Евгений Иванович


кандидат педагогических наук,

доцент

Савина Валентина Михайловна


Ведущая организация: Российская академия музыки

им. Гнесиных


Защита состоится 18 июня 2008 г., в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7, корпус 2. Зал защиты диссертаций.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, с авторефератом – на сайте университета.


Автореферат разослан 16 мая 2008 года


Учёный секретарь

Диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор Э.И. Петрова


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений заметно опережает качественный уровень подготовки специалистов в вузе и усиливает, таким образом, зависимость темпов развития общества от уровня высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития.

Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов повышения качества профессиональной подготовки и в сфере культуры. Немаловажная роль при этом принадлежит вузам культуры и искусств, способствующим сохранению и развитию национальных культурных традиций и, как следствие, повышению культурного уровня государства. В данном контексте не менее значимым представляется и факт особой популярности среди населения нашей страны музыкального искусства эстрады. Эстрадное искусство занимает особую нишу в художественной культуре России, чему способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей к данному виду искусства: к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, определению роли и места в художественной культуре России, вопросам профессиональной подготовки специалистов.

В сравнении с многовековой историей академического профессионального музыкального образования, специальное эстрадное образование стало активно развиваться лишь в последние десятилетия XX века. Первые учебные заведения в системе среднего профессионального образования были открыты лишь в 1974 году, а с 1984 года данный вид профессиональной подготовки стал осуществляться в вузах.

Заметим, однако, что требование необходимости совершенствования подготовки специалистов музыкальной эстрады продиктовано не только уровнем развития современного эстрадного искусства, оно предопределено спецификой самого направления, которое имеет широкую качественную трактовку и включает в себя лёгкую инструментальную музыку, песню, обработки фольклора, джаз, рок и поп-музыку.

Музыкальная эстрада сегодня, как, впрочем, и в период своего зарождения, – искусство синтетическое, объединяющее в себе несколько видов творческой деятельности. Современность диктует условия, при которых специалисту музыкальной эстрады – музыканту-инструменталисту необходимо обладать профессиональными знаниями в области сольного и ансамблевого пения, композиции и импровизации, режиссуры и актёрского мастерства, иметь хореографическую подготовку, изучить основы музыкального менеджмента. При этом именно необоснованно исключённое из учебно-воспитательного процесса вокальное обучение является абсолютно равноправным компонентом профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов.

Проблема диссертационного исследования заключается в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования подготовки специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) средствами вокального обучения в системе высшего профессионального образования, преодолении противоречий сложившихся между: потребностью общества в высококвалифицированных кадрах и состоянием подготовки студентов к данной сфере деятельности; высокими требованиями к профессиональным качествам специалистов, уровнем конкурентоспособности выпускников и отсутствием системы подготовки, учитывающей запросы и закономерности развития современной эстрады и российского шоу-бизнеса.

^ Степень научной разработанности проблемы. Начиная с античных времён, творческие процессы и творческая личность привлекали внимание философов (Аристотель, Демокрит, Платон и др.). Творческая деятельность была предметом исследований Ф. Бэкона, Г.-Ф.-В. Гегеля, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. Канта, Д. Локка и др. Существенный вклад в концепцию становления духовно-творческих ресурсов индивидуума был внесён российскими философами: В.Ф. Асмусом, Н.А. Бердяевым, Б.П. Вышеславцевым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, Н.О. Лосским, В.С. Соловьёвым, В.В. Розановым, П.А. Флоренским и др.

Б.Д. Греков, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевской, Н.И. Костомаров, П.Н. Милюков, а также современные историки А.П. Каждан, В.В. Кусков, Б.А. Рыбаков, Ю.С. Савельев связывали проблемы развития духовной культуры с социально-историческими изменениями в обществе.

Значение и место культурологических процессов в системе высшего профессионального образования и формирование духовных идеалов современного студенчества изучались А.А. Ароновым, А.И. Арнольдовым, В.А. Волобуевым, Л.С. Зориловой, Ю.Д. Красильниковым, А.Я. Флиером и др.

Развивая традиции русской музыкальной культуры, отечественная педагогика музыкального образования в лице Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и др. внесла ценный вклад в теорию обучения и воспитания.

Анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России посвящены исследования (А.Я. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, А.А. Вербицкий, Л.С. Жаркова, О.П. Коршунов, Н.П. Лапшин, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Н.А. Сляднева, Ю.Н. Столяров, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.), направленные на поиск новых подходов, отвечающих гуманистической образовательной парадигме и повышению качества образования в вузе.

Педагогические аспекты совершенствования профессионального образования музыкантов-исполнителей отражены в работах Е.А. Баженовой, С.И. Бержинской, О.А. Блоха, Е.Р. Ильиной, М.В. Жижиной, В.И. Закутского, В.Г. Кузнецова, Е.И. Максимова, Л.С. Майковской, С.Ю. Рыбина, М.Б. Сидоровой, Ю.В. Степняка, Л.И. Уколовой, А.И. Щербаковой и др.

Вопросам изучения дидактических и психологических основ становления и развития профессионального мастерства специалиста в вузе культуры посвящены исследования И.В. Арановской, А.Г. Казаковой, Л.Г. Лобовой, Г.В. Маяровской, Е.В. Николаевой, В.И. Черниченко и др.

В трудах Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, С.В. Шушарджана анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования. В исследованиях Д.Л. Аспелунда, О.В. Далецкого, Л.Б. Дмитриева, Н.И. Жинкина, А.П. Здановича, А.С. Ирисова, В.В. Емельянова, В.П. Морозова обосновываются принципы и методы вокально-педагогической работы, направленной на динамизацию голосовых возможностей и саморегуляцию голосового аппарата. Физиологические аспекты теории голосообразования и моторики нашли отражение в научных трудах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А. Сулерак, Р. Юссона, на современном этапе – Н.Н. Даниловой, А.Л. Крыловой и др. Для данного исследования большое значение имеют научные труды О.Я. Клиппа, посвящённые проблемам эстрадно-джазового пения, исследования Л.Л. Киселёвой, Е.М. Пекерской, А.И. Попова, О.М. Степурко, В.Х. Хачатуряна (Хачатурова).

В работах В.Г. Кузнецова и Е.Л. Рыбаковой освещён генезис эстрадно-джазового образования и эстрадно-джазового искусства как феномена массовой культуры в России. Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах М.И. Зильбербрандта, В.Я. Калиша, В.Д. Конен, В.М. Савиной, Е.Д. Уваровой, В.Б. Фейертага, И.М. Шиловой и др.

Изучению вопросов, связанных с инструментальной музыкальной эстрадой, посвящены работы И.М. Бриля, Э.Н. Грасеева, Е.В. Овчинникова, Ю.С. Саульского, В.С. Симоненко и др.

^ Объект исследования – профессиональная подготовка будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств.

^ Предмет исследования – вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как средство динамизации и повышения качества профессионального образования.

^ Цель исследования – теоретически обосновать проблему вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств и апробировать авторскую экспериментальную методику вокального обучения, определить её эффективность и целесообразность применения в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  • выявить предпосылки вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как средства динамизации и повышения качества профессионального образования;

  • проанализировать содержание понятия «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств;

  • уточнить основные критерии диагностики профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств;

  • выявить структуру и определить содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств;

  • разработать и экспериментально апробировать методику вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств, учитывающую как специальные требования к подготовке выпускников, так и общепедагогические установки.

^ Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка специалистов музыкальной эстрады на современном этапе социально-культурного развития России нуждается в новых подходах. Данный процесс станет эффективнее, если в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) будет использован синтез вокальной и инструментальной исполнительской деятельности, будет применяться авторская экспериментальная методика вокального обучения студентов невокальных специализаций, учитывающая научные достижения физиологии в области голосообразования, опирающаяся на многовековой опыт вокально-педагогической работы академической школы (в том числе резонансная теория, фонопедический метод развития голоса, теория саморегуляции и др.), использующая новейшие достижения в области эстрадно-джазового вокального исполнительства (в том числе система Brett Manning «Singing Success» и др.), сочетать в себе единство технического и художественного подходов.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции творчества и его роли в становлении личности (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, П.А. Флоренский и др.), философско-эстетического осмысления идеи синтеза искусств (Р. Вагнер, У. Моррис, Новалис, Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг и др.). Исследования базировались на фундаментальных трудах в области общей педагогики и педагогики высшей школы, в том числе работах Э.Б. Абдуллина, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, А.Г. Казаковой, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.И.Черниченко и др.; деятельностном и системном подходе (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); современных концепциях развития личности (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.И. Арнольдов, В.Н. Мясищев, В.А. Сластёнин и др.).

В качестве фундаментальной теоретико-методологической базы при рассмотрении процесса вокального обучения использовалась теория И.П. Павлова о роли сознания и подсознания в вопросах активизации способностей человека в достижении цели.

Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы постановки певческого голоса и влияния данного процесса на уровень инструментального исполнительского мастерства были использованы некоторые положения развивающего обучения В.В. Давыдова; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной как наиболее адекватная психологическая система управления процессом обучения и развития; теория становления личности А.Н. Леонтьева; концепции способностей А.Л. Венгера, К.К. Платонова; научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: А.А. Аронов, А.Я. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, А.А. Вербицкий, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, О.П. Коршунов, Н.П. Лапшин, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Н.А. Сляднева, Ю.Н. Столяров, Ю.А. Стрельцов, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.; исследования в области педагогики музыкального образования, представленные Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, В.И. Закутским, Т.А. Колышевой, Е.И. Максимовым, Л.Л. Надировой, Г.М. Цыпиным, А.И. Щербаковой и др.

В процессе ретроспективного анализа синтеза вокального и инструментального искусства, освещении жанрово-стилевых особенностей эстрадной музыки мы опирались на труды Е.М. Браудо, И.М. Бриля, В.Д. Иванова, В.Д. Конен, В.Г. Кузнецова, Н.Б. Нечаевой, Е.В. Овчинникова, Е.Л. Рыбаковой, Н.А. Терентьевой, Т.В. Чередниченко и др.

При анализе вопросов формирования вокальных навыков в экспериментальной работе были использованы идеи учения Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Б.М. Теплова. При рассмотрении процессов звукообразования и звуковосприятия у певцов основополагающими были труды Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, В.П. Морозова, Р. Юссон и др.

^ Методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыковедческой, методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, сопоставление, анализ и синтез основных идей, изучение директивных и нормативных документов; эмпирические – наблюдение с целью определения уровня развития профессиональной подготовки студентов, анализ продуктов деятельности, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами с целью изучения особенностей их подготовки, экспертная оценка, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

^ Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, отражающих логику формирования авторской методики вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств.

^ Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Калужский филиал МГУКИ, Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

На первом этапе (2004–2005 гг.) осуществлялся анализ литературы и педагогического опыта профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады, определялись структура, объект, предмет, формулировалась гипотеза исследования. Результатами данного этапа явились: анализ понятийно-категориального аппарата, формирование положений, выдвигаемых на защиту, изучение и анализ проблемы с точек зрения музыкознания, антропологии и физиологии, проведение сравнительного анализа существующих методических разработок и методик профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады. На данном этапе проводились беседы, наблюдение (концертные выступления, работа в классе), интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов-музыкантов. Количество участников на данном этапе – 371.

Второй этап (2005–2006 гг.) включал уточнение критериев, направленных на диагностику качественных характеристик исполнителей – будущих специалистов музыкальной эстрады, выделение уровней сформированности профессиональных навыков студентов. Осуществлялось обоснование педагогической программы совершенствования профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады средствами вокального обучения в вузах культуры и искусств, разработка научно-методического сопровождения экспериментальной работы. Создавалась авторская методика вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов), воплощенная в экспериментальном курсе «Постановка голоса и вокальный ансамбль» для студентов специальности «Музыкальное искусство эстрады» (специализация «Инструменты эстрадного оркестра») и специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Эстрадный оркестр и ансамбль»). На втором этапе также проводилась первичная диагностика уровней сформированности профессионально-исполнительских навыков. Количество участников – 78.

Третий этап (2006–2008 гг.) экспериментальной работы – процесс апробации авторской методики вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в контексте совершенствования образовательного процесса: проведение серии контрольно-констатирующих и учебно-формирующих экспериментов, обработка полученных данных, подведение итогов экспериментальной работы, систематизация результатов, уточнение теоретических понятий, выделение практических рекомендаций и выводов исследования (материалы исследования были апробированы в ходе индивидуальных и мелкогрупповых занятий со студентами, в учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической и научной работы).

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • выявлены предпосылки вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств: синтез искусств, первобытный синкретизм вокального и инструментального творчества, анатомо-физиологические особенности строения человека;

  • конкретизировано и уточнено содержание понятия «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающие становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющие уровень профессиональной подготовки будущего специалиста;

  • уточнены основные критерии диагностики профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств – полнота теоретической и практической исполнительской подготовки, духовно-творческое развитие личности студента в рамках профессии; данные критерии положены в основу минимальной диагностической карты определения уровней готовности будущих специалистов музыкальной эстрады (компоненты: мотивационный, содержательный, операциональный, творческой деятельности), выработан оценочный алгоритм концертного выступления;

  • раскрыта структура и определено содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как совокупность теоретической подготовки, практических занятий по постановке и развитию голоса студента, приобретения им умений и навыков пения в ансамбле, практики вокально-инструментального исполнительства;

  • разработана авторская экспериментальная методика вокального обучения студентов-инструменталистов на основе синтеза вокального и инструментального исполнительства, соответствующая структуре музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады, основными педагогическими принципами которой являются убеждение в поэтапности формирования профессиональных качеств будущего специалиста в постижении основ вокального мастерства и единство с инструментальным исполнительством, обеспечивающая эффективность процесса профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств, базирующаяся на следующих педагогических условиях: создание мотивации к освоению достижений музыкального искусства эстрады, развитие музыкально-творческих и исполнительских способностей, непосредственная связь с практикой исполнительства.

^ Теоретическую значимость выводам и рекомендациям, полученным в ходе исследования, придаёт то обстоятельство, что сформулированные в диссертации подходы к процессу совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады могут использоваться в дальнейшем при определении путей повышения качества образования в данной сфере искусства. Уточнено понятие «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающих становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющих в свою очередь уровень профессиональной подготовки будущего специалиста. Освещена взаимосвязь путей становления и развития инструментальной и вокальной музыки. Разработаны основные направления, определены структура и содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств. Уточнены критерии и параметры уровней сформированности профессиональной готовности специалистов музыкальной эстрады.

^ Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс учебной программы «Постановка голоса и вокальный ансамбль» и учебно-методического пособия для самостоятельной работы по курсу «Постановка голоса и вокальный ансамбль» для студентов специальности «Музыкальное искусство эстрады» (квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель») и специальности «Народное художественное творчество» (квалификация «Художественный руководитель эстрадного оркестра (ансамбля), преподаватель»), методики диагностики уровней сформированности профессиональной готовности будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств, теоретические выводы и практические рекомендации которой нашли отражение в содержании учебных программ по дисциплинам: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Родственный инструмент», «Аранжировка», «Импровизация», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Режиссура эстрадного номера и музыкальное оформление программ», «Исполнительская практика» кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств и его филиалов. Авторская методика вокального обучения студентов-инструменталистов может применяться для повышения образовательного потенциала других инструментально-исполнительских специальностей. Практические рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке инновационных педагогических подходов и концепций подготовки специалистов музыкальной эстрады учреждений ВПО и СПО, повышения квалификации работников культуры и искусства.

^ Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; логикой исследования, значимостью экспериментальных данных, а также личным опытом диссертанта в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств, преподавателя факультета музыкального искусства (класс сольного пения) Заочного народного университета искусств, солистки московского концертного театра-студии «Камелия»; опубликованными по теме диссертации статьями, учебно-методическими разработками.

^ На защиту выносятся положения:

  1. Предпосылки вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств объективно подтверждены достижениями современной научной мысли в области философии и эстетики, музыкознания, антропологии, психологии и педагогики.

  2. Понятие «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств представляется как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающих становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющих уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

  3. Показатели уровня профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств – полнота теоретической и практической исполнительской подготовки, духовно-творческое развитие личности студента в рамках профессии. Диагностику можно проводить с помощью минимальной диагностической карты определения уровня готовности будущих специалистов музыкальной эстрады, учитывающей следующие аспекты: мотивационный, содержательный, операциональный, творческой деятельности.

  4. Структура и содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств определяются совокупностью теоретической подготовки, практических занятий по постановке и развитию голоса студента, приобретением умений и навыков пения в ансамбле, практикой вокально-инструментального исполнительства.

  5. Экспериментальная авторская методика вокального обучения студентов-инструменталистов, выработанная на основе синтеза вокального и инструментального исполнительства, соответствующая структуре музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады. Её основные педагогические принципы основываются на убеждении в поэтапности формирования профессиональных творческих качеств будущего специалиста в процессе постижения основ вокального мастерства в единстве с инструментальным. Данная методика обеспечивает эффективность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств и базируется на следующих педагогических условиях: создание мотивации к освоению достижений музыкального искусства эстрады, развитие музыкально-творческих и исполнительских способностей, непосредственной связи с практикой исполнительства.

^ Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обучения студентов (очная и заочная формы) кафедры эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ в рамках учебных курсов «Постановка голоса и вокальный ансамбль», «Исполнительская практика», в научных докладах и сообщениях диссертанта на международных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации педагогов учреждений СПО; в публикациях по теме исследования. Основные положения, выводы и рекомендации исследования прошли апробацию на заседаниях кафедр педагогики и психологии, эстрадных оркестров и ансамблей, эстрадно-джазового пения МГУКИ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, раскрываются теоретическая и практическая значимость, научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологический анализ проблемы внедрения средств и принципов вокального обучения в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады» музыкальная эстрада рассматривается с точки зрения синтеза искусств, анализируются различные подходы к проблеме: представлен методологический разноуровневый анализ в единстве философско-эстетического, музыковедческого, психологического, педагогического подходов.

В параграфе 1.1. «Сущность и специфика синтеза искусств в музыкальном искусстве эстрады на современном этапе» явление эстрадного искусства рассматривается как феномен массовой культуры через призму теории и истории синтеза искусств. Раскрывается сущность синтеза искусств на музыкальной эстраде как создание качественно нового художественного явления, несводимого к сумме составляющих его компонентов. Анализируется идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство выразительных средств, общность их участия в художественной организации пространства и времени, способность активизировать восприятие, сообщить ему многоплановость развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально-насыщенное воздействие, чем и объясняется особая популярность эстрадного искусства, определяются социально-воспитательные возможности применения синтеза в данном направлении в эпоху гуманизации. Используя сложившуюся в исследованиях последних десятилетий типологию синтеза искусств, мы характеризуем его как взаимообогащение и перевод его созданий из одного изобразительного ряда в другой и относим к третьему типу (по типологии В.Г. Кузнецова) – временно-пространственного синтеза.

Анализ современного этапа развития эстрадного искусства даёт основание предположить в данном периоде пересечение ветвей элитарного искусства и искусства масс: данное столкновение (пересечение) в развитии обеспечивает не только взаимообогащение, но и рождение нового синтетического направления – «искусства будущего» (Р. Вагнер), обусловленного путями развития искусства как социального явления и уровнем интеллектуально-технического развития общества.

Анализ научной литературы, позволивший сделать предположение о синтетической нерасчленённости в музыкальном искусстве эстрады различных видов творческой деятельности, помогает предположить, что вокальное обучение должно способствовать совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов). Данная эффективность предопределена межвидовыми художественными контактами и главными особенностями любого синтетического явления – универсальностью и специфическим сопряжением отдельных элементов структуры в качестве внутреннего механизма существования синтеза, создающими основу энергетического воздействия.


В параграфе 2.1. «Исторические предпосылки вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады» интересующие нас аспекты творческой деятельности рассматриваются в рамках узкого музыкально-исторического подхода, который в контексте данного исследования выступает наиболее целесообразным и основывается на достижениях музыкальной антропологии. Учёные полагают, что уже в момент появления предпосылок зарождения музыкального искусства оба вида исполнительского творчества тесно сосуществовали. Однако мнения в приоритетности возникновения расходятся: одни отдают преимущественное право именно «звучащему слову» (Н.Б. Нечаева), другие рассматривают процессы зарождения и развития человеческого голоса и музыкального инструмента как параллельные (Е.М. Браудо). Разделение на самостоятельные виды творчества и, соответственно, профессиональную подготовку к ним связано с формированием искусства нового светского типа. Лишь на музыкальной эстраде, истоки которой мы находим ещё в глубоком Средневековье, эти два вида творчества продолжали мирно сосуществовать. Этот период получил название «предэстрадных форм» (Е.Л. Рыбакова). Его традиции в дальнейшем нашли отражение в творчестве выдающихся деятелей мировой музыкальной культуры (Л. Утёсов, Э. Рознер, Л. Армстронг, ВИА 70-х и др.). Однако если в отечественной культуре под влиянием академических традиций в музыкальной педагогике в направлении подготовки эстрадных музыкантов произошло резкое размежевание двух видов художественного творчества, то в западной эстрадной культуре симбиоз их привёл к рождению новых течений и стилей, в том числе скэт-вокал.

Анализ научно-исторической литературы позволил сделать вывод, что ортодоксальная система подготовки исполнителей академического направления, оказав существенное влияние на формирование методико-теоретической базы подготовки специалистов эстрады, привела к существенному отрыву музыкальной педагогики данного направления от реально существующих потребностей. А существующие традиции подготовки эстрадно-джазовых вокалистов, изучающих искусство инструментального исполнительства, позволяют сделать предположение о целесообразности обратного процесса – вокального обучения эстрадно-джазовых инструменталистов.

^ Параграф 3.1. «Психолого-педагогические аспекты целесообразности вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады» посвящён анализу вокальных и инструментальных исполнительских процессов как физиологических, регулируемых высшей нервной деятельностью.

На современном этапе развития наук о голосообразовании большинством исследователей признан факт непосредственного регулирования процесса фонации центральной нервной системой человека. В последние десятилетия с помощью эмпирических исследований удалось установить, что голосовые складки вибрируют не как единое целое: частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории. В функции голосообразования человека принимают участие сорок отдельных мышц – дыхательных, гортанных и артикуляторных. Все они совмещают свою работу в рамках сложной физиологической модели. Координационные центры данного процесса находятся в больших полушариях головного мозга человека, причём центры, отвечающие за двигательную мышечную активность и процессы голосообразования и речи, расположены в непосредственной близости и оказывают огромное влияние на работу друг друга в плане стимуляции импульсов, при этом исследования последних лет показали, что при наличии определённой локализации очаговых центров отдельные их нейроны рассредоточены по всей коре больших полушарий.

Ещё И.М. Сеченов и И.П. Павлов, рассматривая двигательные процессы в рамках условно-рефлекторных реакций, выделяли в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека (системе условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов). Произвольные движения человека, из которых собственно и складываются творческие процессы инструментального и вокального исполнительства, – это сознательно регулируемые движения, они являются специфически человеческой функцией и тесно связаны с речью. Произвольные движения, вызываемые инструкцией или внутренним побуждением человека, опосредованы внутренней речью, претворяющей замысел (цель движения) во внутренний план действий.

Существует и так называемая обратная акустическая связь: возникающая в данном случае координация деятельности высших нервных центров и периферических отделов центральной нервной системы позволяет наладить обратную связь между слуховым и голосовым аппаратом, а соответственно совершенствовать музыкально-слуховые способности музыкантов-инструменталистов в процессе вокального обучения.

Наравне с психологическими выявлен ряд приоритетных педагогических аспектов в виде комплекса умений и навыков, характеризующих уровень профессиональной подготовки специалиста музыкальной эстрады с целью определения возможности их стимуляции средствами вокального обучения с учётом нескольких инструментальных групп: струнно-смычковой, духовой, клавишной, ударной; а также ряд принципов современной музыкальной педагогики, актуальных для всех инструментальных групп.

Во второй главе «Экспериментальная работа по вокальному обучению будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств» освещается ход, содержание и результаты экспериментального исследования.

В параграфе 2.1. «Методика вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств» изложено содержание экспериментальной методики, нашедшей отражение в программе учебного курса «Постановка голоса и вокальный ансамбль» и пособии для самостоятельной работы студентов. Программа предусматривает разделение курса на две части: теоретическую и практическую. В ходе теоретических занятий студенты получали необходимый минимум медико-биологических и психологических знаний о принципах строения и работы голосового аппарата человека. Практическая часть курса носила характер индивидуальных и мелкогрупповых занятий и проводилась в три этапа: 1) постановочная работа, 2) освоение основных приёмов эстрадного пения, 3) формирование уникального, узнаваемого голоса, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом (параллельно с курсом «Исполнительская практика»).

Анализируя процесс вокального обучения студентов-инструменталистов, исходя из общепринятых и описанных выше этапов работы над голосом, мы выделили три основных направления в работе: 1) работа над дыханием, интонацией и позицией в пении; 2) работа над дикцией; 3) развитие основных качественных характеристик певческого голоса. При этом предпочтительным в данном случае является пение в технике слабого импеданса (в речевой позиции), которое отвечает как современным требованиям подготовки эстрадных певцов, так и является наиболее целесообразным при вокальном обучении инструменталистов и характеризуется целым рядом принципов: системным подходом к процессу формирования вокальных навыков; универсальностью методики вокального воспитания голоса (внутрислуховое представление об эталоне звучания голоса, воздействие через речевые фонемы и др.); достижением свободы и комфортности в процессе пения (принцип саморегуляции голосового аппарата); пением на разных языках; пением открытым, но округлым звуком на основе смешанного регистра, а также сопоставления частых регистров голоса; эмоционально-положительным настроем поющего; единством художественного и вокально-технического; постепенностью и последовательностью в обучении пению; индивидуальным подходом к студенту.

В параграфе 2.2. «Содержание экспериментальной работы по внедрению в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) средств вокального обучения» для подтверждения полученных в ходе теоретического исследования выводов была проведена экспериментальная работа по выявлению роли вокального обучения в системе профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств, целесообразности, необходимости применения средств и приёмов вокального обучения, степени взаимодействия и взаимообусловленности их с другими компонентами профессиональной подготовки. С этой целью дан анализ содержания и структуры понятия «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов – будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающих становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющих уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

Особое внимание было уделено констатирующему этапу работы, в процессе которого осуществлялись комплексы диагностических процедур с целью выявления качественных характеристик уровня профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады. Были поставлены следующие задачи: 1) качественная характеристика исполнительских данных студентов; 2) определение общего уровня профессиональной подготовленности; 3) выявление представлений студентов о профессиональных умениях и навыках по специальности: содержании, структуре, основных качественных характеристиках и их применении в будущей работе. Материалом для целостной характеристики студентов и их общего развития служили наблюдения за ними во время занятий, академических концертов и отдельных выступлений, также использовались опросные методы: интервью, беседа, анкетирование. В констатирующем этапе приняло участие 273 студента и 98 преподавателей. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что преподавание дисциплин с учетом их профессиональной и познавательной направленности, теоретической и прикладной значимости влияет на качество формирования адекватных представлений об основах профессионального мастерства будущего специалиста, так как степень объективных представлений о профессиональных знаниях и умениях формируется под воздействием развития адекватного образа существующей реальности и непосредственно связана с процессом познавательной деятельности студента. В результате анализа были сделаны выводы, что при существующей традиционной системе обучения имеющиеся резервы многих дисциплин, форм и средств профессионального образования используются не полностью, их роль не всегда адекватно осознана, следовательно, их содержательная ценность не в полной мере освоена. Вокальное обучение в данном образовательном контексте выступает одним из компонентов профессиональной подготовки современных специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) и пытается решать проблему реализации основной цели блока специальных дисциплин: воспитания широко образованных музыкантов обладающих исполнительским мастерством, имеющих необходимые навыки самостоятельной работы над концертным и педагогическим репертуаром, готовых к практической исполнительской и педагогической деятельности, способных к дальнейшему духовно-творческому самосовершенствованию.

На основании полученных результатов была предложена программа вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств. При разработке концептуальных основ данной программы существенное значение имели физиологические аспекты теории голосообразования и моторики (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Н. Данилова, И.П. Павлов, А.Л. Крылова, И.М. Сеченов, А. Сулерак, Р. Юссон и др.), идеи развития творческого потенциала студента (О.А. Блох) и духовно-творческого роста личности (Л.С. Зорилова). Диссертант опирался на учебные планы двух названных выше специальностей ВПО, учебные программы по предметам специального цикла и исполнительской практике, разработанные педагогами кафедры эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ, на положения ГОСТ ВПО по данным специальностям.

Для реорганизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады инструментального жанра – внедрения в него средств вокального обучения и определения целесообразности данного вида учебной работы на практике, мы исходили из 4-х компонентов системы образования: мотивационного, содержательного, операционального и опыта творческой деятельности, разработанных в трудах дидактов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др. В каждом из компонентов были суммированы показатели определения уровня подготовки студентов. Перечень исследуемых умений был составлен при опоре на ГОСТ ВПО в области музыкальной эстрады. При проведении экспериментальной работы была разработана минимальная диагностическая карта уровня готовности будущих специалистов музыкальной эстрады, выработан оценочный алгоритм концертного выступления.

Анализ результатов двух этапов эксперимента показал, что студенты имеют недостаточный уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, мало осведомлены об их сущности и содержании. По всем блокам компонентов в контрольной группе (КГ) высокий уровень показали 10,5% студентов, средний – 55,5%, низкий – 34%; в экспериментальной группе (ЭГ) высокий – 9%, средний – 54,75%, низкий 36,25%. Полученная в ходе данного этапа экспериментального исследования информация позволила скорректировать задачи и методику формирующего эксперимента, соотнести выработанные в ходе теоретического анализа исследуемой проблемы выводы с потребностями студентов – будущих специалистов музыкальной эстрады. Анализ результатов анкет позволил подтвердить выводы том, что современная система традиционной профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады ориентирует студентов на узкое направление, достаточное для деятельности музыкантов-академистов, но противоречащее требованиям ведения успешной профессиональной деятельности на современной музыкальной эстраде.

В ходе эксперимента по вокальному обучению будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) решались задачи, позволяющие интенсифицировать процесс формирования базовых профессиональных умений и навыков: усиление мотивационного, содержательного и операционального компонентов образовательного процесса, детальное рассмотрение блока умений, относящихся к опыту творческой деятельности. Исходными положениями построения методики формирования у студентов вокальных знаний, умений и навыков, их комплексного анализа в свете совершенствования инструментального исполнительского мастерства обозначены следующие условия: формирование знаний, умений и навыков на основе теоретических и практических знаний, умений и навыков, полученных ранее; систематическое привлечение студентов к практике внеаудиторной музыкально-исполнительской деятельности; определение ведущих видов учебно-практической работы, где в комплексе формируются основные вокальные и инструментальные профессиональные умения; освоение высоко художественных образцов музыкального репертуара, разнообразного по стилям, жанрам и исполнительской трудности.

В параграфе 2.3. «Сравнительный анализ эффективности внедрения средств вокального обучения в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов)» анализ наблюдений за динамикой изменений уровня формирования исследуемых умений в промежуточном контрольном срезе по курсу «Специальный инструмент» обеих специальностей, как в контрольных, так и в экспериментальных группах, показал стойкую тенденцию на улучшение качества и стабильность результативности применения профессионально необходимых знаний, умений и навыков, явился доказательством формирования заинтересованности и увлеченности самих студентов в предлагаемых экспериментом условиях организации учебного процесса. Одним из главных достоинств данного эксперимента явился факт повышения уровня востребованности выпускников в профессиональной среде.

При проведении контрольного этапа эксперимента по всем видам учебно-творческой деятельности была констатирована положительная динамика. КГ: высокий – 2%, средний – 8%; ЭГ: высокий – 30,5%, средний в процентном соотношении остался без изменений.

Сравнительный анализ исходного и контрольного уровней сформированности профессиональных умений позволяет сделать вывод о более углубленном формировании практических умений именно у экспериментальной группы студентов, осваивающих более широкую программу подготовки и более разнообразный по содержанию и больший по количеству репертуарный объем: в КГ высокий уровень показали 12,5%, средний – 63,5%, низкий – 23,75%, в ЭГ высокий уровень вырос до 39,5%, средний достиг 54,25%, низкий показали 6,25%.

В Заключении диссертации сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования, намечены дальнейшие направления разработки проблемы:

  1. Расширение спектра образовательных процессов в сфере музыкальной эстрады определяет важное направление совершенствования качества профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.

  2. Уточнённые для выявления динамики и эффективности учебного процесса подготовки специалистов музыкальной эстрады критерии и разработанные параметры диагностики уровней сформированности профессиональной готовности позволили сформулировать цели и задачи, разработать и внедрить способы и методы, способствующие максимальной оптимизации процесса, одним из направлений которого явились вокальное обучение и вокально-инструментальная практическая подготовка.

  3. Авторская методика вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств, представляющая в единстве теоретическую подготовку и практическую работу по постановке и развитию голоса, предполагающая приобретение умений и навыков пения в ансамбле и непосредственно связанная с практикой вокально-инструментального исполнительства, способствует личностному профессиональному росту и самосовершенствованию будущих специалистов музыкальной эстрады. Она направлена на создание педагогических условий формирования креативности личности, способной адекватно реагировать на множественность и динамику процессов, происходящих в современном искусстве и социальной сфере: повышение мотивации к освоению достижений музыкального искусства эстрады, активизацию процесса развития музыкально-творческих и исполнительских способностей, усиление непосредственной связи с практикой исполнительства.


^ Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады: исторический и теоретический аспекты // Вестник МГУКИ. М.: МГУКИ, 2008. №1. С. 193–195.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

  1. Некоторые принципы индивидуального подхода в вокально-хоровой подготовке студентов: Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века: Материалы международной научно-практической конференции 15–16 декабря 2003 года. // Музыкальное искусство. Вып. 1. Орехово-Зуево, 2003. С. 217–221.

  2. Художественно-творческое развитие личности студента в процессе внеаудиторной исполнительской деятельности: Опыт, проблемы и перспективы воспитательной работы со студенческими группами педагогического вуза: Материалы внутривузовской научно-практической конференции 25–26 марта 2004 года. Орехово-Зуево, 2004. С. 88–92.

  3. Подготовка и проведение музыкальных шоу-программ: Вокальное образование начала XXI века: материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. М.: МГУКИ, 2005. С. 278-281.

  4. Некоторые принципы постановки голоса и организация занятий по сольному пению с участниками эстрадного вокально-инструментального ансамбля: Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ, посвящённой 75-летию вуза. М.: МГУКИ, 2006. С. 92–97.

  5. Пение как путь к альтруизму, профилактическая мера борьбы с бездуховностью современного общества: Современные подходы к проблеме развития одарённых детей в системе дополнительного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции 23–24 декабря 2005 года. М.: МГУКИ, 2006. С. 143–146.

  6. Методические особенности обучения певческому дыханию эстрадно-джазовых певцов: Роль духовного наследия Д.С. Лихачёва в воспитании подрастающего поколения в сфере художественного образования: Материалы международной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 года. М.: МГУКИ, 2007. С. 199–204.

  7. Совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов специальности «Музыкальное искусство эстрады (инструменты эстрадного оркестра)» в вузах культуры и искусств: Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: История и современность: Материалы третьей Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2007. С. 328–331.



Подписано в печать 14.05.2008.

Объем 1,6 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № . Ротапринт МГУКИ.



Скачать, 379.08kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru