Категории:

Гульбс Ольга Анатольевна к псх н., доцент, чвуз «Краматорский экономико-гуманитарный институт», г. Краматорск, Украина e-mail: psyxe@mail ru решение

Поиск по сайту:


Скачать 241.18 Kb.
Дата09.04.2012
Размер241.18 Kb.
ТипРешение
Содержание
Формирование цели и постановка задачи.
Анализ последних исследований.
Изложение основного материала.
Таблица 1. Программа психологического сопровождения совершенствования профессионального сознания магистров и
Цель: формирование профессионального сознания преподавателей в процессе профессиональной деятельности
Направления работы
Психодиагностическое исследование.
Консультативная работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателей относительно развития компонентов профессионального сознани
Список литературы
Подобный материал:

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

http://sibac.info


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Гульбс Ольга Анатольевна

к. псх. н., доцент, ЧВУЗ «Краматорский экономико-гуманитарный институт», г. Краматорск, Украина

E-mail: psyxe@mail.ru


Решение задачи качества образования в высшей школе требует изучения роли преподавателя в образовании, влияние его профессионального сознания и связанных с ним поступков в профессиональной деятельности. Исследовательский интерес к разработке описательно-нормативных моделей личности преподавателя высшей школы формулирует требования к содержанию профессионального сознания и самосознания субъекта деятельности. Возникает необходимость выхода за пределы технологического понимания профессиональной деятельности преподавателя в сферу психологии его индивидуального сознания. Важным направлением достижения указанной цели является создание психологических условий обеспечивающих развитие личности преподавателя и ее ведущего компонента – профессионального сознания [9].

^ Формирование цели и постановка задачи. Определить психологические механизмы, методы, средства совершенствования профессионального сознания преподавателей. Предложить программу и технологию психологического сопровождения преподавателей ВУЗА по развитию их профессионального сознания на различных этапах профессиональной деятельности.

^ Анализ последних исследований. Проблема психологического сопровождения совершенствования профессионального сознания преподавателя ВУЗА остается актуальной в наши дни, поскольку выявление феноменологии, структуры функционирования и формирования профессионального сознания, может определить концептуальные и методические подходы к подготовке и профессиональной деятельности специалистов высшей школы. Как известно сознание – это отражение человеком явлений внешнего мира, его собственных отношений и ценностей в виде понятий, образов, ощущений [2]. Психологическая служба в структуре образования определяется как «составная часть государственной системы физического и психического здравоохранения граждан и действует с целью выявления и создания оптимальных социально-психологических условий для развития личности» [14, с. 7]. Благоприятными факторами для создания и развития психологической службы ВУЗА стало обобщение опыта в области организации и функционирования психологической службы в системе образования, ее научного обоснования и практической организации (Ю.З. Гильбух [6], И.В. Дубровина [12], Р.В. Овчарова [11]). Постепенно в содержании образовательной деятельности появлялись и исследовались новые компоненты: психолого-педагогическое сопровождение (М.Р. Битянова [3], Н.Г. Обухова [10], Ю.В. Слюсарев [13] и др.), психологическая поддержка, помощь, защита, содействие развитию личности, ее становлению и самореализации (А.Г. Асмолов [1], А.Ф. Бондаренко [5] и др.). В публикациях К.А. Альбухановой-Славской [1], Д.Б. Богоявленской [4], Б.Б. Коссова [8], и др. Эти компоненты начинают рассматриваться относительно образовательного процесса в ВУЗЕ. Доказывается, что профессиональное становление студентов и преподавателей, будет эффективнее и более конструктивным, если в рамках деятельности психологической службы ВУЗА будет реализовываться программа психологического сопровождения и поддержки преподавателей на всех этапах их профессиональной деятельности [10].

Основными направлениями деятельности психологической службы ВУЗА (дальше – ПСВ) являются психологическая поддержка и сопровождение студентов, преподавателей в личностном и профессиональном развитии. Технология психологического сопровождения студентов в профессиональном образовании представлена Э.Ф. Зеером [7]. Он соотносит решение заданий психологического сопровождения с этапами профессиональной учебы: адаптацией, интенсификацией и идентификацией. На этапе интенсификации (второй и третий курсы) функции ПСВ сводятся к диагностике личностного и интеллектуального развития, предоставлению помощи в решении проблем, которые возникают во взаимоотношениях, а также в сугубо личных отношениях. Соответственно в психологическом сопровождении, по мнению автора, необходима разработка технологий диагностики, психологического консультирования, коррекции личностного и интеллектуального развития студентов и преподавателей высшей школы.

В процессе становления психологической службы ВУЗА, Удовенко М.В., основной целью видит повышение эффективности учебно-воспитательного процесса средствами практической психологии, защиты психического здоровья всех его участников – студентов, преподавателей и руководителей ВУЗА. Главными направлениями деятельности психологической службы в ВУЗЕ она выделяет: оказание психолого-педагогической и социальной помощи студентам, которые находятся в кризисной жизненной ситуации, с целью адаптации к условиям учебы и жизнедеятельности; осуществление психолого-педагогических мероприятий с целью устранения отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении; формирование позитивной жизненной перспективы (своевременное предупреждение отклонений в межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, предупреждение наркомании, алкоголизма, аморального образа жизни) [14, с. 18-19].

^ Изложение основного материала. Время динамических изменений в перестройке образования стимулирует прогрессивные изменения в повышении профессиональной квалификации преподавателей. Личностно-ориентированная система образования требует психологизации учебно-воспитательного процесса, опоры на надежную диагностическую основу внедрения мониторингового сопровождения управления образованием. Основной целью психологического сопровождения преподавателей ВУЗА является социально-психологическое обеспечение процесса реформирования образования на всех ее уровнях; повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности преподавателей; профессиональное содействие саморазвитию личности преподавателя и защита психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса путем осуществления психологической экспертизы, диагностики, социально-психологической коррекции, профилактики, социальной реабилитации, консультирования, психологического просветительства, и др.

Психологическое сопровождение развития профессионального сознания личности преподавателя приобретает особенную актуальность в условиях, когда возрастает внимание к уровню профессионально-психологического потенциала и профессиональной мобильности специалистов. Преподаватель высшей школы в современных социокультурных условиях должен быть не просто проводником научно-культурного и профессионального опыта, но и постоянно развивать свою личность, свою индивидуальность и индивидуальное сознание, в том числе и профессиональное.

Профессиональное сознание преподавателя высшей школы является многоуровневым интегральным личностным образованием, выполняющим разные функции: коммуникативная, которая проявляется в деятельности, поведении и его отношениях, с другими людьми; регулятивная - представлена общепрофессиональными ценностными ориентациями; когнитивная - отвечает за смыслообразования личности. Исследование категориальной структуры профессионального сознания преподавателей осуществлялось нами на основе принципа системного подхода, с учетом того, что профессионально важные качества личности преподавателя не являются разрозненными и случайными, они функционально соединены в целостной структуре его профессиональной деятельности. Методом построения субъективных семантических пространств выявляется категориальная структура, опосредующая восприятие поступков и специфических особенностей межличностных отношений преподавателей в профессиональной деятельности.

В процессе психологического сопровождения преподавателей ВУЗА выделяется два связанных между собой направления: актуальный, ориентированный на решение проблем, связанных с имеющимися трудностями в профессиональной деятельности и межличностных отношениях и перспективный, ориентированный на развитие и становление личности преподавателя и студентов в профессиональной деятельности. Психологическая служба ВУЗА должна не только активно участвовать в разработке психологической модели специалиста, но и проследить весь путь его профессионального становления с целью развития стойких личностных и профессиональных качеств как у будущих, так и работающих преподавателей. При разработке личностно-ориентированных технологий пси­хологического сопровождения мы выделили следующие направления: диагностика когнитивных процессов и личностных характеристик преподавателей; тренинги личностного и профессионального развития, самосохранения; мониторинг социаль­но-профессионального развития сознания и др. Психологическое сопровождение магистров - будущих преподавателей и преподавателей с разной степенью профессионального опыта разработано нами на основе существующих научных взглядов на проблему становления личности профессионала и развития его профессионального сознания (табл. 1). Базой программно-методического обеспечения нашего исследования является лабораторно-экспериментальный комплекс „Психо-тест”, разработанный на базе двух лабораторий: «Лаборатория экспериментальных методов в психологии»; «Лаборатория инженерной психологии» и кабинетов релаксации, танцетерапии, тренингового зала при кафедре психологии Краматорского экономико-гуманитарного института.

^ Таблица 1. Программа психологического сопровождения совершенствования профессионального сознания магистров и

преподавателей высшей школы

^ Цель: формирование профессионального сознания преподавателей в процессе профессиональной деятельности

Профессиональный опыт

Этапы

Задания

Методы


Содержание

Результат

магистры - будущие преподаватели



Вхождение в должность преподавателя высшей школы. Начальный этап развития профессионального сознания.


1.Осознание необходимости развития профессионального сознания.

2.Самоорганизация профессиональной деятельности.

3.Развитие потребности в самосоверше-нствовании.

4.Адаптация к профессиональной деятельности.

Психодиагностика уровня развития профессионального сознания. Помощь психолога, преподавателям, магистрам - будущим преподавателям при освоении профессии преподавателя: консультирование, коррекция, реабилитация, профилактика, развитие личностных качеств.

Самостоятельная разработка рабочих программ по разным предметам преподавательской работы.

Планирование воспитательной, кураторской, учебной работы. Практическая апробация преподавательской деятельности; проведение: лекций, семинаров, практических и лабораторных работ. Реализация программы социально-психологического тренинга совершенствования профессионального сознания будущих преподавателей.

Подготовленность к самостоятельному выполнению должностной обязанности преподавателя высшей школы. Сформированность профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по специальности преподаватель ВУЗА. Перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную.

преподаватели со стажем работы до

десяти лет


Становление и формирование профессионального

сознания преподавателей

1. Организация и проведение психолого-педагогических занятий по специальным дисциплинам.

2. Реализация научно- методических рекомендаций по повышению эффективности профессиональной деятельности.

3.Изучение инновационного практического опыта преподавателей ВУЗА.

Помощь психолога и опытных преподавателей при вхождении молодых преподавателей в профессиональную деятельность: подготовка и проведение лекций, семинаров, самостоятельных занятий, с ориентацией на формирование индивидуального стиля деятельности; работа со специальной литературой, написание научных статей, обмен опытом, инновационная деятельность.

Программа спецкурса для молодых преподавателей. Реализация личностно-ориентированного подхода; дифференциация содержания; индивидуализация выбора. Применение технологии по развитию рефлексивности и самоотношения преподавателей как компонента профессионального сознания в виде профессионально-рефлексивного практикума.

Формирование стилей преподавательской деятельности. Применение тренинговых технологий, относительно развития коммуникативной и психологической культуры, коммуникативной компетентности, как факторов совершенствования профессионального сознания преподавателей высшей школы. Применение программы содействия развитию эмоционального интеллекта, реализация тренинга «Развитие эмоционального интеллекта» и спецкурса «Феноменология эмоционального интеллекта: социально-психологический аспект». Программа спецкурса повышения квалификации в личностно- профессионального развития и ключевых компонентов профессионального сознания: мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного, психологической и коммуникативной культур, самоотношения, рефлексии, инновационной рефлексии.

Освоение новой социальной роли и опыта профессиональной деятельности преподавателя ВУЗА.

Выработка преподавателем совместно с психологом новой цели профессиональной жизни. Усвоение групповой деятельности и включение в систему межличностных отношений. Формирование позитивной установки на преодоление профессиональных трудностей, развитие ощущения значимости и социальной защищенности, актуализация профессиональных резервов преподавательской деятельности. Развитие профессиональной направленности, значимых качеств и способностей личности преподавателя: направленность на организацию педагогической деятельности, на профессиональное развитие, ориентированность на профессиональные достижения, увязку жизненных смыслов, со служением образованию. Развитие ключевой профессиональной компетенции: лидерские качества, наличие психологической и коммуникативной культуры, принципиальность, уверенность, в себе, артистизм, позитивный имидж, творческий стиль деятельности, высокие интеллектуальные способности, индивидуальный стиль деятельности.

преподаватели со стажем работы десять-двадцять лет



Формирование

и совершенство-вание профес-сионального

сознания преподавателей

  1. Освоение передового опыта технологий инновационной профессиональной деятельности.

  2. Совершенствование функциональных заданий.

  3. Приобретение практического индивидуального стиля деятельности.

  4. Передача профессионального опыта другим преподавателям.

  5. Повышение квалификации.




Исследование уровня профессионального опыта: диагностика; самоанализ; самооценка профессиональной деятельности преподавателей. Прохождение курсов

повышение квалификации.

преподаватели со стажем работы больше двадцати лет



Совершенство-вание профес-сионального сознания преподавателей

1. Формирование собственного опыта профессиональной деятельности.

2. Передача передового опыта.

3. Приобретение навыков профессионального самосовершенствования.

Составление совместно с преподавателем плана-программы акмеограммы. Разработка прогностической (проспективной) профессиограммы и составление прогностической модели профессиональной деятельности.

Применение акмеограммы по совершенствованию профессионального мастерства и инновационной деятельности. Формирование новаторства, изобретательности, социальной активности, профессиональной зрелости. Изучение проблем деформации личности преподавателя и личностно-профессиональных кризисов (диагностика, консультирование, коррекция).

Реализация профессионального мастерства. Переход на инновационный уровень выполнения деятельности: новаторство, изобретательство в профессиональной деятельности, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Расширение репертуара специальностей. Овладение социально-психологической компетентностью. Освоение приемов благоприятного выхода из профессиональных кризисов. Предупреждение и преодоление профессиональной деформации личности.

^ Направления работы: психодиагностическое исследование; консультативная работа; коррекционно-развивающая работа; повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателей относительно развития компонентов профессионального сознания

По данным разработкам были получены патенты Украины на полезную модель: «Устройство для измерения психофизиологических параметров» (№ 26755 от 10.10.2007г., авторы Польшин А.К., Гульбс О.А.); «Устройство для управления поверхностными биопотенциалами головного мозга» (№ 13517 от 17.04.2006г., автор Польшин А.К.). Лаборатории оснащены современной электронной аппаратурой, техническими, компьютерными средствами и программным обеспечением, который позволяет использовать методы экспериментального исследования познавательных процессов (память, мышление, внимание, восприятие и др.), и личностные характеристики преподавателей (эмоционально-волевая сфера, темперамент, характер, общение, способности). Учитывая цель нашего исследования мы разработали технологию психологического сопровождения совершенствования профессионального сознания магистров - будущих преподавателей и преподавателей высшей школы с различным профессиональным опытом.

Обобщенная технология развития профессионального сознания преподавателей содержит следующие основные направления.

  1. ^ Психодиагностическое исследование. Подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга профессионализации и повышения мастерства преподавателей. Выявление профессиональной направленности и меры соответствия профессионально важных качеств и профессиональных представлений преподавателей согласно психограммы преподавателя. Диагностика основных компонентов профессионального сознания преподавателей: мотивационно-ценностного; эмоционально-волевого, когнитивного, показателей самоотношения и рефлексии, компоненты психологической культуры и коммуникативных процессов как индикаторов уровня сформированности профессионального сознания. Исследование компонентов категориальной структуры профессионального сознания преподавателей, профессиональных представлений, «Я-концепция» преподавателя, оценка реальной компетентности специалиста. Диагностика наличия кризиса профессиональной деятельности преподавателей; оценивание психологических качеств, которые обеспечивают реализацию потребности в самоактуализации. Диагностика творческого и инновационного потенциала выполнения профессиональной деятельности. Разработка программ развития личности преподавателя и его психологической культуры.

  2. ^ Консультативная работа. Консультирование и рекомендации преподавателям по проблемам их личностного развития, сохранения здоровья и работоспособности. Рекомендации по проблемам адаптации к профессиональной деятельности в ВУЗЕ, организации учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей студентов и опыта преподавателей, формирования благоприятного психологического климата в педагогической среде и в учебно-воспитательном процессе. Просветительская работа по выработке индивидуальной программы, относительно развития компонентов категориальной структуры профессионального сознания преподавателей, которые свидетельствовали бы об уровне квалификации преподавателя, а именно: особенностей мотивационно-целевой сферы преподавателей (направленность на организацию педагогической деятельности, на профессиональное развитие, ориентированность на профессиональные достижения и инновационную деятельность, связь жизненных смыслов, со служением образованию); коммуникативных качеств и психологической культуры преподавателей (лидерские качества, умения работать в коллективе, наличие психологической и коммуникативной культуры, развитые ораторские и коммуникативные способности); эмоционально-волевой сферы преподавателей (самоконтроль в принятии решений, принципиальность, артистизм, позитивный имидж); когнитивных механизмов профессионального сознания (принятие обоснованных решений, логическое мышление, высокие интеллектуальные способности, творческий и индивидуальный стиль деятельности).

Консультирование по проблемам активизации творческого потенциала в профессиональной деятельности преподавателей, реализация себя на основе выработки индивидуального стиля деятельности, повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью, поиска личностного смысла в профессиональной деятельности.

  1. ^ Коррекционно-развивающая работа. Оказание помощи в личностном и интеллектуальном развитии преподавателей. Поддержка в решении проблем взаимоотношений в педагогической среде. Формирование компонентов категориальной структуры профессионального сознания согласно эталонному профилю личности профессионала. Формирование профессиональной идентичности. Поддержка преподавателей в кризисные моменты профессиональной деятельности. Проведение тренинговых занятий по формированию: позитивной мотивации в достижении цели; уверенности в себе; позитивного решения конфликтов; системы знаний по проблеме сохранения психологического здоровья в профессиональной деятельности. Применение технологии по развитию рефлексивности и самоотношения преподавателей как компонента профессионального сознания в виде профессионально-рефлексивного практикума. Применение технологии социально-психологического тренинга развития коммуникативной и психологической культуры как факторов развития профессионального сознания преподавателя высшей школы. Применение программы тренингов развития эмоционального интеллекта «Развитие эмоционального интеллекта» и спецкурса «Феноменология эмоционального интеллекта: социально-психологический аспект». Формирование адекватной профессиональной самооценки и ее коррекция, которая помогает в выработке надежных критериев самооценки, общего анализа содержания профессиональной деятельности и сопоставления ее требований с возможностями специалиста. Формирование позитивной установки на преодоление в профессиональной деятельности психологических трудностей, развития ощущения значимости и социальной защищенности, актуализация профессиональных и резервных возможностей преподавателей.

  2. ^ Повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателей относительно развития компонентов профессионального сознания. Реализация программы психологического сопровождения совершенствования профессионального сознания преподавателей и ее психологической эффективности. Внедрение технологии развития самоотношения, рефлексии, психологической и коммуникативной культуры преподавателей, как компонентов профессионального сознания. Реализация технологии социально-психологического тренинга совершенствования профессионального сознания преподавателей: тренинг эффективной коммуникации; эффективного поведения в конфликтной ситуации; формирование команды; методов саморегуляции; эффективного лидерства; рациональное управление временем; мотивационный тренинг.

Важность компетентного психологического сопровождения обусловливает необходимость подготовки практических психологов, которые могли бы оказывать квалифицированную помощь и поддержку преподавателей, столкнувшихся с трудностями в организации учебно-воспитательной и профессиональной деятельности.

Психологическое сопровождение в ВУЗЕ — это комплексный процесс изучения, развития, формирования и коррекции профессионального сознания, как студентов так и преподавателей с учетом своеобразия, уровня и психологических особенностей профессионального развития на каждой стадии их профессиональной деятельности.

Выводы


  1. Изучение категориальной структуры профессионального сознания преподавателей ВУЗА открывает возможности формирования, прогнозирования, и коррекции его профессиональных и личностных качеств. Разработанный нами подход, позволяет всесторонне рассмотреть проблему развития профессионального сознания преподавателей в процессе учебно-профессиональной деятельности.

  2. Программа совершенствования профессионального сознания преподавателей многовариантна, зависит от специализации профессиональной деятельности преподавателя, особенности его профессионального потенциала, индивидуально психологических характеристик и профессионального опыта. В организации процесса формирования профессионального сознания, направленного на совершенствование профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков профессиональной деятельности преподавателей, важным является личностная позиция преподавателя, его активное участие в преодолении психолого-педагогической некомпетентности.

  3. На процесс совершенствования профессионального сознания преподавателей возможно осуществлять специально организованное влияние. Наиболее эффективным средством такого влияния является целенаправленная программа, на основе которой, разработана многовариантная технология совершенствования профессионального сознания преподавателей высшей школы.


^ Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / К.А. Абульханова-Славская / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. науч. тр. // Отв. ред. Б.Б. Коссов. НИИВО, 1993.

  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии» / А.Г. Асмолов – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 602 с.

  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

  4. Богоявленская Д. Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка / Д.Б. Богоявленская / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. науч. тр. // Отв. ред. Б.Б. Коссов. НИИВО, 1993.

  5. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

  6. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы / Ю.З. Гильбух, АПН Украины, Ин-т психологии. – К. : Б. и., 1993. – 144 с.

  7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер – М., Воронеж, 2003. – 480 с.

  8. Коссов Б. Б. Психологическая поддержка студентов и преподавателей вуза как реализация гуманистических целей высшего образования / Б.Б. Коссов // Высш. школа России / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1993. С. 56 – 66.

  9. Наказ колегії Міністерства освіти і науки України від 02.07.2009 р. № 616 “Положення про психологічну службу системи освіти України”.

  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М, 2000.

  11. Обухова Н.Г. Пути и средства гуманизации образования: мотивационный аспект: Учебное пособие / Астрахан. пед. ин-т им. С.М. Кирова. – Астрахань, 1990. – 93 с.

  12. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной, СПб., Питер, 2009, – 400 с.

  13. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб, 1992. – 16 с.

  14. Удовенко, М.В. Концепция психологической службы в системе непрерывного образования : метод. пособие: Для практ. психологов, рук. образоват. учреждений / М.В. Удовенко, А.Г. Разумная, И.В. Каук; Нар. укр. акад. – Х., 2002. – 48 с.




Материалы международной заочной научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

01 АВГУСТА 2011 Г.


Скачать, 354.58kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов