Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа дисциплины гсэ. Психология и педагогика для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн»

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/18
Дата08.03.2012
Размер5.47 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
Вид учебной работы
1. Цели и задачи дисциплины.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Содержание дисциплины
3.2. Семинарские занятия по психологии и педагогике
3.5. Формы текущего контроля
3.6. Самостоятельная работа
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Министерство образования и науки российской федерации
Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (иатэ)
Программа дисциплины
Вид учебной работы
Цели и задачи дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Содержание дисциплины
3.2. Семинарские занятия
3.4. Курсовые работы
Вопросы по разделу «Эстетика»
3.6. Самостоятельная работа
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф6. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА


для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»

Форма обучения: очная



^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины

170

91

79

Аудиторные занятия

96

51

45

Лекции

64

34

30

Практические занятия и семинары

32

17

15

Лабораторные работы










Курсовой проект (работа)










Самостоятельная работа

74

40

34

Расчетно-графические работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

зачет



Обнинск 2008


Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 070600 - Дизайн


Программу составил:


___________________ А.А.Бороздинов, доцент, кандидат пед. наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры «Дизайн» (протокол №__ от __2008 г.)


Заведующий кафедрой

“Дизайн”


___________________ А.А.Бороздинов


“____”_____________ 2008 г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник учебно-методического управления


___________________Ю.Д.Соколова


“____”_____________ 2008 г.

Декан социально-экономического

факультета


___________________ В.Н.Тябин


“____”_____________ 2008 г.



^ 1. Цели и задачи дисциплины.

Рабочая программа по дисциплине « Психология и педагогика» составлена для студентов специальности 070600 «Дизайн».

Целью изучения данной дисциплины является рассмотрение психологии и педагогики в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста.

Основной задачей курса является формирование знаний о функционировании психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимодействия людей друг с другом, а также умений давать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами саморегуляции. Изучение курса должно способствовать развитию потребности студентов в личностном росте. Одной из задач курса является формирование понятийного аппарата студентов, что может способствовать более успешной адаптации и ориентации в информационном поле.


^ 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины


В ходе и результате изучения данной дисциплины студенты должны

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психическую характеристику личности (её темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния);

- понимать соотношение наследственности и социальной сферы, роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности. Владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач.


  1. ^ Содержание дисциплины




    1. Тематический план дисциплины

п/п


Название темы

Количество

лекций

1.

Предмет и задачи психологии. Типы нервной системы

8

2.

Психические процессы: ощущения и восприятие графических объектов рекламы; память и ее свойства в работе художника и дизайнера.

8

3.

Воображение в художественной деятельности дизайнера. Мышление и речь. Чувства и эмоции. Воля.

8

4.

Свойства психики: художественные и креативные способности. Внимание.

8

5.

Личность. Особенности личности: темперамент, характер,

8


6.

Предмет педагогики. Методы педагогических исследований. Цели педагогической дея-тельности

8

7.

Цели педагогической деятельности. Дидактические принципы и методы обучения и

их реализация в художественном образовании

8

8.

Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности. Предмет, содержание, задачи, этапы и уровни эстетического воспитания.

8


^ 3.2. Семинарские занятия по психологии и педагогике



№ п/п

Название темы

Кол-во семинар занятий

1.

Особенности психологии как науки. Предмет и основные принципы психологии. Методы психологических исследований. Задачи психологии.

Типы нервной системы. Нейрофизиологические механизмы психики. Основные закономерности высшей нервной системы. Типы сигнальных систем. Левое и правое полушария головного мозга

4

2.

Общая характеристика и значение ощущения. Физиологические закономерности ощущения. Виды и свойства ощущений. Общие закономерности ощущений.

Восприятие. Свойства, типы и виды восприятия. Феномены восприятия. Основные особенности восприятия.

Память. Память и представления. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти.

Мышление и речь. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции. Мышление и творчество. Особенности речи.

4

3.

Воображение, его функции и виды. Источники воображения. Условия создания воображения. Воображение в дизайне

Чувства и эмоции. Функции, виды и формы эмоций. Эмоциональные свойства личности. Чувства и изобразительная деятельность.

Художественные способности. Значение развития способностей. Задатки. Художественные способности, условия их развития. Одаренность-талант-гениальность.

Креативные способности. Факторы, способствующие и мешающие творчеству. Креатив в дизайне и рекламе.

4

4.

Понятие темперамента. История учения темперамента. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика типов деятельности. Роль темперамента в деятельности человека.Темперамент как фактор деятельности. Темперамент, индивидуальный стиль деятельности и характер.

Характер. Характер и способности.

4

5.

Личность. Теория личности в зарубежной и отечественной литературе. Индивидуальные свойства личности. Индивидуальность и ее проявление.

4

6.

Типы и структура урока и других форм познавательной деятельности. Тенденции развития форм обучения.

4

7.

Семья и коллектив как субъекты педагогического взаимодействия и соционкультурная среда воспитания и развития личности

4

8.

Воспитание как общественное явление и воспитательный процесс.

4



^ 3.5. Формы текущего контроля


Текущий контроль проводится на семинарских занятиях, подготовка к которым студентами осуществляется в процессе самостоятельной работы по темам лекций. Семинары несут на себе контрольно-координирующие функции.

В конце 6-го семестра на основе работы студентов на семинарских занятиях или устных ответов по темам лекций проводится зачет.


^ 3.6. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов связана с подготовкой к семинарским занятиям,


Вопросы для самостоятельной подготовки по разделу «Психология»


"Психические процессы"


Внимание.

1. Что называется вниманием?

2.Значение внимания в жизни человека.

3. Физиологические основы внимания

4. Связь внимания с другими психическими процессами.

5. Три вида активности внимания

6. Причины возникновения произвольного и непроизвольного внимания

7. Динамическое и статическое внимание.

8. Основные свойства внимания (объем, избирательность, распределение,

концентрация, переключаемость, устойчивость, интенсивность,

отвлекаемость)

9. Отчего зависит концентрация внимания (мотивация, интерес, физическое

состояние)

4. Пути воспитания внимания.

5. Как можно использовать искусство в формировании внимания у

человека?

6. Внимание в работе художника и дизайнера.


Ощущения

1. Какое значение ощущений в жизни человека?

2. Виды ощущений.

3. Что такое чувствительность и пороги ощущений?

4. Что такое адаптация?

5. Пути развития ощущений.

6. Как можно использовать искусство в формировании ощущений у

человека?


Восприятие

1. Понятие «Восприятие»

2. Дайте характеристику процесса восприятия.

3. Что такое преднамеренное и непреднамеренное восприятие?

4. Влияние психических процессов и жизненных обстоятельств на восприятие.

5. Пути развития восприятия.

6. Роль искусства в формировании восприятия.

7. Факторы, обеспечивающие быстрое восприятие элементов графического

Дизайна.


Память

1. Что называется памятью?

2. Виды памяти.

3. Что такое представление памяти?

4. Взаимосвязь памяти с ощущением и восприятием.

5. Что представляет собой элемент обобщения?

6. Назвать процессы деятельности памяти (запоминание, сохранение,

воспроизведение, узнавание, забывание)

7. Что такое ассоциации?

8. Механическое и осмысленное запоминание.

9. Условия успешного заучивания и основные способы борьбы с забыванием.

10.Виды памяти (образная, зрительная, слуховая, двигательная,

эмоциональная).

11.Особенности памяти (объем, быстрота, длительность)

12. В чем заключаются индивидуальные различия памяти людей?

13. Расскажите о развитии памяти.

14.Нарушение памяти (персеверация, склероз, обман памяти)

15. Как можно использовать искусство в формировании памяти у человека?

16. Память в деятельности художника и дизайнера

17.Особенности зрительной памяти у художников


Мышление

1. Дайте общую характеристику мышлению.

2. Что такое понятие, суждение и умозаключение?

3. Чем отличаются понятия от представлений?

4. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

5. Как можно использовать искусство в формировании мышления у

человека?


Воображение

1. Что такое воображение?

2. Чем воображение отличается от памяти?

3. Что такое воссоздающее и творческое воображение?

4. В чем польза мечты?

5. Охарактеризуйте процесс развития воображения у детей разного возраста.

6. Как можно использовать искусство в формировании воображения у

человека?


Эмоции и чувства

1. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

2. Чем вызываются эмоции человека?

3. Какая разница между настроением и аффектом?

4. Что такое стрессы?

5. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

6. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школьников?

7. Как можно использовать искусство в формировании высших чувств у

человека?


Воля

1. Что такое воля?

2. Основные волевые качества.

3. Пути и условия воспитания воли.

4. В чем проявляется негативизм упрямства детей?

6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?


Способности

1. Значение способностей в жизни человека. Понятие о задатках, способностях, одаренности, таланте и гении.

2. Виды художественных способностей.

3. Дизайнерские способности

4. Составить тесты по определению художественных способностей.

1. Являются ли способности врожденными?

2. В чем выражается связь способностей с ЗУНами?

3. Наблюдали ли вы в жизни зависимость труда и успешного развития

способностей?

4. Приведите примеры раннего и позднего проявления художественных

способностей.

5. Раскройте, в каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы

и способности (на примере изобразительного творчества)

6. Какие показатели художественных способностей, на ваш взгляд, являются наиболее существенными и почему?

7. Что такое художественный талант и гениальность?

8. Составьте список своих товарищей, у которых, на ваш взгляд, довольно ярко выражены способности к изобразительной деятельности; опишите, в чем они проявляются.


Характер

1. Понятие о характере

2. Черты характера человека

3. Формирование характера и пути его воспитания.


Темперамент

1. Понятие о темпераменте, его характеристика.

2. Анализ видов темперамента.

3. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе.


Личность.

1. Понятие личности в психологии

2. Типы личности.

3. дать характеристику одному из типов личности.


Вопросы для самостоятельной подготовки по разделу «Педагогика»


  1. Дайте определение педагогики

  2. В чем сходство и различие процессов обучения и воспитания

  3. Как происходит воспитание личности, в чем его сущность

  4. Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом? Обоснуйте свой ответ

  5. Перечислите виды воспитания, определите сущность и задачи эстетического воспитания.

  6. Назовите цели педагогической деятельности в современных условиях

  7. Что такое методы и приемы воспитания? Что такое ложные методы и в чем их живучесть?

  8. Убеждение как способ воздействия на личность.

  9. Принципы обучения, их взаимосвязь

  10. Планирование уроков изобразительного искусства

  11. Перечислите методы обучения. Дайте характеристику каждому из них.

  12. Проверка и оценка ЗУНов учащихся

  13. Назовите педагогические условия организации уроков изобразительного искусства

  14. Что вы знаете об истории педагогики, ее исторически сложившихся теориях?

  15. Назовите качества учителя, определяющие его как личность



^ 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


4.1. Рекомендуемая литература по педагогике, находящаяся в библиотеке ИАТЭ

1.

373

К 89


Кукушин В.С. Теория и методика обучения : Учеб. пособие для вузов / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 475 с. - (Высшее образование) - всего:1.

22.

74

П 24


Педагогика : Учеб. Пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. - 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 512 с.- всего:50

33.

37

П 24

Педагогика : Учеб. для вузов / Ред. Л.П. Крившенко. - М. : Проспект, 2004. - 432 c. - всего:1

44.

74

П 24

Педагогический энциклопедический словарь : энциклопедия / Ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. - всего:1

. 5.

74

П 44

Подласый И.П.Педагогика: Новый курс : Учеб. для вузов: В 2-х кн. / И.П. Подласый. - М. : Владос. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - 2002. - 576 с. - всего:1

.6.

74

П 44


Подласый И.П.Педагогика: Новый курс : Учеб. для вузов: В 2-х кн. / И.П. Подласый. - М. : Владос. Кн. 2 : Процесс воспитания. - 2002. – 256 с. - всего:1

77.

74

С 47


Сластенин В.А.Общая педагогика : Учеб. пособие: В 2-х ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Ред. В.А. Сластенин. - М. : Владос.Ч. 1. - 2003. - 288 с. - (Учебное пособие для вузов). - всего:10

88.

74

С 47


Сластенин В.А.Общая педагогика : Учеб. пособие: В 2-х ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Ред. В.А. Сластенин. - М. : Владос.- Ч. 2. - 2003. - 256 с. - (Учебное пособие для вузов). - всего:10

99.

745

П49

С 90

Сурина М.О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету) : учебное пособие / М.О. Сурина, А.А. Сурин. - М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. - 352 с. - (Школа дизайна).- всего:10

110.

74

Х 21


Харламов И.Ф. Педагогика : Учеб. для вузов / И.Ф. Харламов. - 7-е изд. - Минск : Издательское республиканское унитарное предприятие "Университетское", 2002. - 560 с.- всего:1 -

111.

74

Х 98


Хуторской А.В. Современная дидактика : Учеб. для вузов / А.В. Хуторской . - СПб. : Питер, 2001. - 544 с. - (Учебник нового века) - всего:1

112.

74.58

Щ 98


Щуркова Н.Е. Педагогическая технология : Учеб. пособие для вузов / Н.Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.- всего:1


^ 4.3. Средства обеспечения освоения дисциплины


Учебники, альбомы репродукций художественных работ музеев, картинных галерей и т.д. методические указания и рекомендации библиотеки ИАТЭ, методического кабинета кафедры «Дизайн» и «Философии»


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Видеомагнитофон

Магнитофон.


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



^ ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В2.1. ЭСТЕТИКА


для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»

Форма обучения: очная



^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 1

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

193

103

90

Аудиторные занятия

128

68

60

Лекции

64

34

30

Практические занятия и семинары

64

34

30

Лабораторные работы










Курсовой проект (работа)










Самостоятельная работа

65

35

30

Расчетно-графические работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

экзамен



Обнинск 2008


Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования


Программу составил:


___________________ А.А.Бороздинов, доцент, кандидат пед. наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры «Дизайн» (протокол №__ от __2008 г.)


Заведующий кафедрой

“Дизайн”


___________________ А.А.Бороздинов


“____”_____________ 2008 г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно – методического

управления


___________________

Ю.Д.Соколова

“____”_____________ 2008 г.

Декан социально-экономического

факультета


___________________ В.Н.Тябин


“____”_____________ 2008 г.




  1. ^ Цели и задачи дисциплины.


Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 070600 - Дизайн

Целью являются

- освоение основных эстетических понятий, системы категорий, знакомство с основными этапами художественного творчества, установления взаимосвязи между философией, религиоведением и искусствознанием;

- ознакомление с основными направлениями, изучаемыми современной эстетической наукой; это социология, психология и культурология искусства.

Для этого программа содержит перечень тем лекционных и семинарских занятий, график обучения и контроля и рекомендуемый список учебной, методической литературы, обучающих систем и программных продуктов.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные эстетические понятия (сознание, восприятие, вкус, идеал, направление, стиль, стилизация, художественный образ и т.д.), категории (прекрасное-возвышенное-трагическое-комическое), основные этапы развития теории эстетики;

- сущность эстетического сознания и особенности эстетической деятельности

- основные эстетические категории;

- сущность, природу искусства; систему искусств и виды искусства, общественную природу искусства;

- особенности личности и творчества художника.

Уметь:

- писать рецензии на выставки, концерты, выражать свои мысли, знания, представления в выступлениях на семинарских занятиях, конференциях, написании курсовой работы;

- кратко излагать устно и в виде реферата свои знания в области теории эстетики;

- высказывать собственное мнение, аргументировать его при раскрытии своего собственного подхода к пониманию сущности различных видов искусства.

.


^ 3. Содержание дисциплины


3.1. Лекции


Наименование темы

Лекции

Литература из списка

2. Эстетическое отношение к природе, действительности и искусству

4

1-6

3. Искусство - традиционная форма эстетической деятельности. Сущность искусства. Общее и особенное в искусстве разных эпох

2

8, 21

4. Виды и жанры искусства. Функции искусства


4

1-6

5. Направление, стиль и стилизация в искусстве.



4

1-6,120

6. Типизация и художественный образ в искусстве

2

1-6

7. Эстетические категории, эстетическое как мега категория. Характеристика эстетического

4

117,119

8. Прекрасное – безобразное

2

1-6

9. Возвышенное – низменное

2

1-6

10. Трагическое – ужасное – комическое

2

1-6

11. Основные этапы художественного творчества.

Индивидуальность в искусстве.

4

14,93,95,4

12. Основные этапы развития эстетики.

Эстетика Древнего Вавилона

2

11,13

13. Эстетика Древнего Египта

2

11, 113

14. Эстетика Греции в эпоху рабовладельческого строя.

4

9,11,12, 31-36, 47, 96,112

15. Эстетика Древнего Рима

2

11, 114

16. Эстетика средневековья

2

11, 15

17. Основные принципы эстетики Возрождения.

Эстетика барокко.

4

11, 19, 37-46

18. Искусство классицизма как отражение его эстетических принципов. Сентиментализм



2

11,49-55

19. Эстетика английского, французского Просвещения

4

11, 76-77, 108

20. Эстетика И.В.Гете, Ф.Шиллера

2

111

21. Эстетика романтизма, причины его появления.

2

11, 25, 59-62

22. Немецкая классическая эстетика (Ф.Гегель, Э.Кант)


4

11, 13, 18, 20, 56, 58

23. Эстетика революционных демократов 19-го века в России

2

26,27, 106, 115

24. Философия и эстетика модернизма

4

11, 23, 48, 68-70, 103, 107, 121

25. Современные эстетические тенденции и будущее эстетики как науки.

4

122



^ 3.2. Семинарские занятия






Наименование темы

Количество

часов

Литература из списка

1.

Предмет, проблемы и основные понятия эстетики. Формулировка предмета эстетики. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики. Основные разделы эстетики. Теория эстетики: эстетическая деятельность и эстетическое сознание. Структура эстетического сознания.

4

1-7

2.

Эстетическое отношение к природе, действительности (труду, познанию, поведению)

4

1-7

3.

Эстетическое отношение к искусству. Искусство- традиционная форма эстетической деятельности. Понятие искусства, функции искусства. Виды и жанры искусства. Классификация искусств в истории эстетики. Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.

4

1-7

4.

Основные эстетические категории. Прекрасное- традиционный предмет изучения эстетики. Прекрасное- как мера понимания сущности возвышенного и трагического. Антиподы положительных эстетических ценностей- безобразное и низменное. Соотношение безобразного и прекрасного.

6

1,4, 8-13

55.

Возвышенное и низменное. Возвышенное, его сущность и основные источники. Возвышенное в природе и искусстве. Возвышенное и героическое. Многообразие проявления низменного в современной культуре и обществе.

4

1,4 8-13

66.

Трагическое и Комическое в искусстве. Сущность трагического. Многообразие форм трагического. Исторический обзор развития трагического. Проявление трагического в жизни, искусстве.

Сущность комического. Виды смеха: юмор - сатира.

4

1,4, 8-13

77.

Направления, стиль, стилизация в искусстве. Понятие направления и стиля в искусстве. Национальные, индивидуальные и эпохальные стили.

Типизация и художественный образ в искусстве. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. Многозначность и недосказанность.

Специфика художественного образа.

4

1-4

88.

Творчество художника. Теоретические основы формирования творчества. Условия творчества. Особенности художественного творчества.

Основные этапы художественного творчества. (вдохновение, формирование замысла и т. д.). Индивидуальность в искусстве.. Личностная самобытность художника. Свобода творческого самоосуществления. Суверенность художника.

4

125-132

99.

Эстетика и искусство Древнего Вавилона и Египта

4

113

110.

Античная эстетика в ее исторической специфике. Периодизация античной эстетики. Основные термины античной эстетики. Сущность прекрасного. Отношение к искусству. Искусство Древней Греции, его особенности. Мифологические образы в изобразительном искусстве

6

1,2,5, 8,9,11,

124

111.

Основные принципы эстетики Возрождения. Противоречивость культуры Возрождения. Античность как мировоззренческая опора эстетики Ренессанса.

4

1, 37-42, 123


112.

Эстетика барокко. Возникновение термина и причины появления барокко. Основные принципы эстетики барокко. Антиномичность мироощущения барокко. Искусство эпохи барокко, его основные темы. Роль остроумия в эстетике барокко.

4

1,3, 43-48


113.

Искусство классицизма как отражение его эстетических идеалов. Истоки классицизма. Основные положения эстетики классицизма. Основные принципы искусства классицизма. Эстетические принципы классицизма в творчестве Жана-Батиста Мольера.

4

44, 49-54

114.

Эстетические принципы романтизма. Основные причины появления движения романтизма. Основные черты эстетики романтизма.

Искусство романтизма. Роль гения художника в искусстве романтизма.

4

1, 55-63

115.

Особенности эстетики XIX-XX веков. Факторы, влияющие на эстетику данного периода. Теория «чистого искусства» и ее представители. Понятие эстетизма.

4

1,3, 64-70


^ 3.4. Курсовые работы

Не предусмотрены.


3.5. Формы текущего контроля


Текущий контроль проводится на семинарских занятиях, подготовка к которым студентами осуществляется в процессе самостоятельной работы по темам лекций. Семинары несут на себе контрольно-координирующие функции.

На основе работы студентов на семинарских занятиях или устных ответов по темам лекций в конце 1-го семестра проводится зачет, во 2-ом семестре –

экзамен

^ Вопросы по разделу «Эстетика»

1-ый семестр

  1. Эстетика, сущность и назначение. Предмет изучения. Место эстетики в системе наук

  1. Чувство прекрасного как особенность присущая всей живой природе.

  2. Эстетические чувства, вкус, сознание, деятельность

  3. Эстетическое отношение к природе, действительности

  4. Сущность искусства. Виды изобразительного искусства

  5. Сущность искусства. Художественная литература. Специфика художественного образа в литературных произведениях. Своеобразие художественной формы и языка художественной литературы. Роды и жанры литературы. Влияние художественной литературы на другие виды искусства.

  6. Сущность искусства. Скульптура. Своеобразие скульптурного образа. Выразительные средства и разновидности скульптуры, особенности скульптурной техники. Приведите примеры.

  7. Сущность искусства. Театр как синтетическое искусство. Драматические и музыкальный театр. Значение музыки и декоративного оформления в театре. Решающая роль актёра в театре. Режиссёрское искусство. Характер связи зрителя и актёра. Социальная роль театра.

  8. Сущность искусства. Хореография, её жанры. Своеобразие хореографического образа.

  9. Сущность искусства. Живопись и графика, специфика художественного образа в них. Художественные средства живописи и графики.

  10. Сущность искусства. Архитектура. Единство функциональных, конструктивных и художественных сторон в архитектуре. Специфика архитектурного образа. Композиция и ансамбль в архитектуре. Виды и типы архитектурных сооружений.

  11. Сущность искусства. Музыка. Особенности музыкального образа. Средства музыкальной выразительности. Жанры музыкального искусства. Приведите примеры.

  12. Эстетическая оценка, её обусловленность мировоззрением, уровнем культуры и собственно эстетическим вкусом личности. Эстетическое чувство (его предмет; связь с познанием и практикой; факторы, определяющие формирование эстетических чувств; пути и средства их воспитания).

  13. Функции искусства.

  14. Направления и Стиль

  15. Стиль, стилизация и подражательство

  16. Критерии отбора художником материала для работы над произведением

  17. Художественный образ, характерные черты, процесс создания

  18. Прекрасное и безобразное в природе, жизни, искусстве. Рассмотрение прекрасного в историческом аспекте. Принципы красоты. Объективизм и субъективизм в понимании красоты. Прекрасное-красивое- красивость. Понятие безобразного, примеры его проявления

  19. Возвышенное и низменное в природе, жизни, искусстве . Сущность возвышенного, проявление Возвышенного в жизни, природе, искусстве, связь Возвышенного с Прекрасным.

  20. Трагическое и комическое в природе, жизни, искусстве. Связь трагического с прекрасным. Конфликты, лежащие в основе трагического. Две закономерности трагического. Сущность комического. Сущность Комического, значение, связь Комического со смешным, виды комического


2-ой семестр

  1. Эстетика Древнего Египта. Условия развития эстетики Древнего Египта.

  2. Литературные жанры. Особенности музыкального искусства; архитектура,

  3. изобразительное искусство (храмы, мавзолы, мастабы, пирамиды, рельефы, скульптуры, сфинксы)

  4. Эстетика Древнего Вавилона. Литература и изобразительное искусство Вавилона, висячие сады Семирамиды, Дорога процессий, Вавилонская башня; музыкальное искусство.

  5. Эстетика Древней Греции. Условия развития эстетики Античной Греции. Боги и герои Древней Греции. Греческая мифология в изобразительном искусстве.

  6. Воспитательное значение древнегреческого искусства. Античное литературное и театральное искусство (Гораций, Гомер, Эсхил, Софокл, Эврипид; трагедии и комедии). Изобразительное искусство (скульптура, кера мика). Музыкально-театральное искусство. Эстетика Пифагора, Гераклита, Демокрита, Платона, Сократа, Аристотеля.

  7. Эстетика Древнего Рима. Взаимосвязь эстетики и религии Рима с эстетикой Греции. Литературное искусство Древнего Рима (Вергилий, Гораций, Овидий, Цицерон). Театр в Древнем Риме (Андроник, М.Плавт, П.Теренций), цирк. Изобразительное искусство и скульптура (заимствования из греческой культуры). Музыкальное искусство.

  8. Общие итоги развития античной эстетики. основные положения теории "катарсис"

  9. Проблема воспитательной роли искусства в трудах Пифагора, Сократа, Аристотеля, Шефтсбери, Гетчесона, Д.Юма, Вольтера, Монтескье, Руссо, Канта.

  10. Проблема прекрасного в трудах Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Винкельмана, Канта.

  11. Мера и норма как эстетического понятия в трудах Гераклита, Демокрита, Дюрера, Д.Юма.

  12. Рассмотрение природы вдохновения и художественного творчества в трудах Демокрита, Аристотеля.

  13. Эстетика Платона и Аристотеля как вершина и итог классического периода развития античной эстетики.

  14. Представления Сократа, Платона, Руссо и других эстетиков о социальной роли искусства.

  15. Мимесис в трудах эстетиков Древней Греции, Рима, французских просветителей (Ж.-Б.Дюбо, Гельвеций), В.Гете.

  16. Проблема художественной правды и критики в трудах Аристотеля, Гельвеция, Руссо, Лессинга, Канта

  17. Образы возвышенного и прекрасного в эстетике Средневековья (Августина Блаженного и Фомы Аквинского).

  18. Образы возвышенного и прекрасного в эстетике французского Просвещения (Кондильяк, К.Гельвеций).

  19. Эстетика средневековья в Западной Европе. Значение католической церкви в развитии средневековой эстетики. Христианство как доминанта средневековой культуры

  20. Характерные особенности содержания средневековых произведений искусств архитектуры, скульптуры.

  21. Литература и музыкальное искусство средневековья.

  22. Связь характерных особенностей эстетики Возрождения с экономическим и политическим положением Западной Европы. Причина подобного названия эпохи 14-16 веков.

  23. Художники треченто, художники кватроченто и чинквеченто. Гуманисты эпохи Возрождения (Петрарка).

  24. Музыкальное и литературное искусство эпохи Возрождения. Творчество У.Шекспира. Трактаты об искусстве.

  25. Итоги и историческое значение эстетики Возрождения

  26. 24. Отличительные особенности эстетики барокко. Барокко в архитектуре, литературе, музыке, изобразительном искусстве; русское барокко.

  27. 25. Характерные особенности эстетики эпохи классицизма; принципы рационализма Р.Декарта; триединство классицизма; искусство классицизма. Н.Буало - теоретик классицизма. Русский классицизм.

  28. Характерные особенности эстетики эпохи сентиментализма. Художественные методы классицизма.

  29. Эстетика французского Просвещения. Значение и главные выводы эстетики французского Просвещения. Главные представители этой эпохи.

  30. Немецкое просвещение. А.Баумгартен - основатель немецкой эстетики (две части эстетики; понятие красоты).

  31. Три особенности английского Просвещения. Эстетические взгляды Генри Гома, Шефтсбери, Фрэнсиса Гетчесона, Д.Юма.

  32. Рационализм и сенсуализм в трудах Ж.-Б.Дюбо.

  33. Понятие Вольтером, Монтескье, Кантом художественного вкуса.

  34. Сущность гениальности в трудах Гельвеция, Канта, Гегеля.

  35. Романтизм в искусстве и эстетике 19 века.

  36. Эстетический идеал красоты в представлениях Винкельмана, Лессинга и Гегеля. Лессинг о принципах реализма в искусстве.

  37. Немецкая классическая эстетика конца 18-го – начала 19-го веков (И.Кант, Ф.Гегель).

  38. Особенности эстетики Ф.Шиллера. Взгляды Шиллера на искусство. Общность взглядов Шиллера и Гете на политику и искусство. Шиллер - просветитель. Значение театра в жизни общества. Эстетические работы Шиллера. Шиллер о роли художника

  39. Особенности эстетики В.Гёте. Многогранность дарований гения Гете. Гете о Шекспире. Гете и французская революция. Гетевское понятие красоты. Гете об искусстве. Гете о художественной правде и роли художника в жизни общества. Понятие "национального автора" в работах Гете. "Правила для актера".

  40. Объект воспроизведения красоты в искусстве в трудах Сократа, Платона, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Д.Дидро, Ж.Руссо, А.Баумгартена.

  41. Отличительные особенности эстетики рококо и ампира.

  42. Эстетика революционных демократов 19-го века. Основа теории эстетики революционных демократов 19-го века. Характерные черты эстетики. Н.Г.Чернышевский "Эстетическое отношение искусства к действительности". Л.Толстой об искусстве. Общественная роль искусства. Художественный метод в эстетике революционеров-демократов


^ 3.6. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа студентов связана с подготовкой к семинарским занятиям, курсовым работам, написанием рецензий на посещения концертов, выставок, конкурсов и т.д.




Наименование темы

Часов



Семестр 1

Предмет, проблемы и основные понятия эстетики. Формулировка предмета эстетики. Факторы, влияющие на становление предмета эстетики. Основные разделы эстетики. Теория эстетики: эстетическая деятельность и эстетическое сознание. Структура эстетического сознания.

2



Эстетическое отношение к природе, действительности (труду, познанию, поведению)

4



Эстетическое отношение к искусству. Искусство- традиционная форма эстетической деятельности. Понятие искусства, функции искусства. Виды и жанры искусства

4



Основные эстетические категории. Прекрасное- традиционный предмет изучения эстетики. Прекрасное- как мера понимания сущности возвышенного и трагического. Антиподы положительных эстетических ценностей- безобразное и низменное. Соотношение безобразного и прекрасного.

4

55

Возвышенное и низменное. Возвышенное, его сущность и основные источники. Возвышенное в природе и искусстве. Возвышенное и героическое. Многообразие проявления низменного в современной культуре и обществе.

2

66

Трагическое и Комическое в искусстве. Сущность трагического. Многообразие форм трагического. Исторический обзор развития трагического. Проявление трагического в жизни, искусстве.Сущность комического. Виды смеха: юмор - сатира.

4

77.

Направления, стиль, стилизация в искусстве. Понятие направления и стиля в искусстве.Национальные, индивидуальные и эпохальные стили.

4

88.

Типизация и художественный образ в искусстве. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. Многозначность и недосказанность. Проблемы художественной условности в искусстве.

2

99.

Творчество художника. Теоретические основы формирования творчества. Этапы и условия творчества. Особенности художественного творчества. Индивидуальность в искусстве.. Личностная самобытность художника. Свобода творческого самоосуществления. Суверенность художника.

4

110.

Основные этапы истории эстетики. Основные этапы истории эстетики (общая характеристика. Своеобразие и внутренняя история каждого этапа (со времен античности до современности).

4

1.

Семестр 2

Эстетика и искусство Древнего Вавилона и Египта

2

2.

Античная эстетика в ее исторической специфике. Периодизация античной эстетики. Основные термины античной эстетики. Сущность прекрасного. Отношение к искусству. Искусство Древней Греции, его особенности. Мифологические образы в изобразительном искусстве

2

13.

Основные принципы эстетики Возрождения. Противоречивость культуры Возрождения. Античность как мировоззренческая опора эстетики Ренессанса.

2

14.

Искусство- совершенный способ постижения мира в эпоху Возрождения. Эстетический идеал эпохи Возрождения.

4

15.

Эстетика барокко. Возникновение термина и причины появления барокко. Основные принципы эстетики барокко. Антиномичность мироощущения барокко.

2

16.

Искусство классицизма как отражение его эстетических идеалов. Истоки классицизма. Основные положения эстетики классицизма.

2

17.

Основные принципы искусства классицизма. Эстетические принципы классицизма в творчестве Жана-Батиста Мольера.

2

28

Эстетические принципы романтизма. Основные причины появления движения романтизма. Основные черты эстетики романтизма.

2

29

Искусство романтизма. Роль гения художника в искусстве романтизма.

2

210.

Особенности эстетики XIX-XX веков. Факторы, влияющие на эстетику данного периода. Теория «чистого искусства» и ее представители. Понятие эстетизма. Роль позитивизма в эстетике нач. ХХ века. (О.Конт, Г.Спенсер). Художественная практика нач. ХХ века и раздробленность мировосприятия.

4

211.

Основные этапы художественного творчества. Специфика художественного образа. Основные этапы художественного творчества. (вдохновение, формирование замысла и т. д.)

2

12.

Пространство и время художественного образа. Классификация искусств в истории эстетики.

2

13.

Искусство и мораль: несколько подходов к проблеме. Искусство во взаимодействии с экономикой и политикой.

2

14.

Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.

Неоднозначность взаимоотношений государства и культуры (основные проблемы). Генезис эстетической проблематики (эстетика физиологическая, кибернетическая, социологическая и др.)

2

215.

Задачи современной эстетики. Современные эстетические тенденции и будущее эстетики.

3


^ 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


4.1. Рекомендуемая литература, находящаяся в библиотеке ИАТЭ


11

17

К 18


Каменская Е.Н. Этика. Эстетика : Конспект лекций / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 256 с. - (Зачет и экзамен); всего:16

22

87.8

К 82


Кривцун О.А. Эстетика : Учебник / О.А. Кривцун. - М. : Аспект Пресс, 1998. - 430 с. - (Высшее образование)

Экземпляры: всего:2 - Каб. Гуманитарных наук(1), Ч.з.(1)

Учебная литература: /Каб. Гум. Наук

33.

71

Н 63


Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн : Учеб. пособие для вузов / В.А. Николаев. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 176 c. Экземпляры: всего:5

Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. (Кабинет

философии)


^ 4.2. Дополнительная литература


1. Борев Ю.Б. Эстетика. Ростов-на-Дону, 2004. (10 экз) (БДУ)

2. Кондрашов В.А. Этика. Чичина Е.А. «Эстетика». Ростов-на-Дону. 1999.

(10 экз). (БДУ)

3. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 1998. (10 экз)

(ИАТЭ)

4. Эстетика: Учебное пособие для вузов.- М.:Центр, 1998. (10 экз) (ИАТЭ)

5. Яковлев Е.Г. Эстетика.- М.: Гардарики, 2000. (10 экз) (ИАТЭ)

6. Эстетика. Словарь. М., 1989. (БДУ).

7. Овсянников М.Ф. «История эстетической мысли». М., 1978. (БДУ)

8. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

9. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1980.

10. Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. (под ред. В.П. Шестакова). М.,

1973.

11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т.

(под ред. М.Ф. Овсянникова). М., 1962-1968.

12. Аристотель «Об искусстве поэзии» (Поэтика). М., 1957.

13. Гегель «Лекции по эстетике».

14. Басин Е.Я. «Творческая личность художника». М., 1988.

15. Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса». М.,

1965г.

16. Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989.

17. Выготский Л.С. «Психология искусства». М., 1968.

18. Гегель Г.Ф. «Эстетика». В 4-х т. Т.1. М., 1968.

19. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и

зодчих. Ростов-на-Дону, 1998.

20. Кант И. «Критика способности суждения». Соч. Т.5, М., 1966.

21. Карпушин И. «Искусство и религия». М., 1991.

22. Лосев А.Ф. «Проблема символа и реалистическое искусство». М., 1976.

23. Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс. Дегуманизация искусства».

Ортега-и-Гассет Х. «Эстетика. Философия культуры ХХ века». М., 1991.

24. История зарубежного театра в 5-ти томах (любое издание).

25. Виктор Гюго «Рюи Блаз» (любое издание).

26. Стернин Г.Ю. «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв. М., 1971.

27. Серебряный век русской поэзии. М., 1983.

28. Литература сегодня: взгляд с двух берегов. «Знамя». 1992, №1.

29. Трагедия драмы «Новый мир», 1992, №1.

30. Лихачев Д.С. «Русская культура в современном мире». «Новый мир»,

1991, №1.

31. Аристотель и античная эстетика. М., 1978.

32. Аристотель. Соч. В 4-х томах. М., 1978.

33. Античные риторики. Собрание текстов. М., 1978.

34. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

35. Лосев А.Ф. «Античная мифология в ее историческом развитии». М.,

1957.

36. Татаркевич В. «Античная эстетика». М., 1977.

37. Баткин Л.М. «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности».

М., 1989.

38. Рутенбург В.И. «Титаны возрождения».

39. «Эстетика Ренессанса. Антология». В 2-х т. Составитель В.П. Шестаков.

М., 1981.

40. Альберти Л.-Б. «Десять книг о зодчестве». Т. 1-2. М., 1935-1937.

41. Баткин Л.М. «К проблеме историцизма в итальянской культуре эпохи

Возрождения».

42. Баткин Л.М. «Итальянские гуманистические стиль жизни и стиль

мышления». М., 1978.

43. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском

искусстве XV-XVIII вв. М., 1966.

44. История эстетической мысли. В2-х т. М., «Искусство». 1985. Т.2, стр.

228-246.

45. «Ренессанс, барокко, классицизм». М., 1966.

46. Голенищев-Кутузов И.Н. «Барокко и его теоретики». В книге XVIIвек в

мировом литературном развитии. М., 1969, стр. 102-153.

47. Э.Тезауро «Подзорная труба Аристотеля» (любое издание).

48. Гвардини Р. «Конец Нового времени» Ж. «Вопросы философии» №4,

1990.

49. Н.Буало «Поэтическое искусство» 1674 г. ( в любом издании) М., 1957.

50. Иванов И.И. «Французский классицизм». 1901.

51. Литературные манифесты западно-европейских классицистов. Собрание

текстов. (под ред. Н.П.Козловой). М., 1980.

52. Бояджиев Г.Н. «Мольер. Исторические пути формирования жанра

высокой комедии». М., 1967.

53. Булгаков М.А. «Жизнь господина де Мольера». М., 1980.

54. «Дон-Жуан» Мольера (любое издание).

55. Краткая история искусств. М., 1993.

56. Кант И. «Критика способности суждения». С-Пб, 1995, стр.241-247.

57. Жан-Поль. «Приготовительная школа эстетики». М., 1981.

58. Шлегель Ф. «Эстетика. Философия. Критика». Т.1. М., 1983.

59. Европейский романтизм. М., 1973.

60. Елистратова А.А. «Наследие английского романтизма и

современность». М., 1962.

61. Гофман Э.Т. А. «Новеллы». М., 1991.

62. Гюго В. «Собор Парижской богоматери» (любое издание).

63. Выготский Л.С. «Психология искусства». М., 1968.

64. Спенсер Г. «Основания психологии» (любое издание).

65. Спенсер Г. «Польза и красота» (любое издание).

66. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве» (любое издание).

67. Уайлд О. «Портрет Дориана Грея» (любое издание).

68. Белый А. «Символизм как миропонимание». М., 1994.

69. Самосознание европейская культура ХХ в. М., 1991.

70. Ш.Ф. Лиотар «Постмодернисткое состояние». М., 1979.

71. Платон «Ион».

72. Станиславский К.С. «Работа актера над собой». В 8т. Т.4.

73. Левидов А.М. «Автор- образ- читатель». ЛГУ, 1982.

74. Чехов А.П. «Чайка» (любое издание).

75. ТарковскийА.А. «О кинообразе». Ж. «Искусство кино». 1979. №3.

76. Дюбо Ж.Б. «Критические размышления о поэзии и живописи». М., 1976.

77. Лессинг Г.-Э. «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». 1776. М., 1957.

78. Каган М.С. «Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве». Л., 1974.

79. Кинословарь. М., 1989.

80. М.Ромм «Избранное». В 3-х т. М., «Искусство». 1982.

81. Образцов С. «Эстафета искусств».

82. «Трюффо о Трюффо». М., 1987.

83. Юткевич С. «Поэтика режиссуры». М., 1986.

84. Божович В. «Рене Клер». М., 1985.

85. Юренев Р. «Сергей Эйзенштейн». М., 1985.

86. С. Эйзенштейн «Монтаж аттракционов» (любое издание).

87. Вайсфельд И. и др. «Встречи с Х музой». М., «Просвещение». 1981.

88. Трубецкой Е.Н. «Умозрение в красках». М., 1993.

89. Гадамер Г.-Г. «Актуальность прекрасного». М., 1991.

90. Гончаренко Н.В. «Гений в искусстве и науке». М., 1991.

91. Хосе и Мириан Аргулес. «Мандала». М., 1993.

92. Зись А.Я. «В поисках художественного смысла». М., 1991.

93. Ж. Маритен «Ответственность художника».

94. В.Иванов «О границах искусства». М., 1994.

95. Юнг К.Г. «Психология и художественное творчество». М., 1991.

96. Лосев А.Ф. «Очерки античного символизма и мифологии». М., 1993.

97. Библер В. «Цивилизация и культура». М., 1994

98. Бердяев Н.А. «Письмо тринадцатое. О культуре./ Бердяев Н.А.

«Философия неравенства». М., 1990.

99. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

100. Чайковский Ю.В. «Познавательные модели, плюрализм и выживание».

101. Поппер к. «Логика и рост научного знания». М., 1983.

102. Арьес Ф. «Человек перед лицом смерти». М., 1997.

103 Кассу Жан. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1998.

104. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М.-

Ростов-Дон, 2003.

105. Борев Ю. Эстетика. М., 1988.

106. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М.,

1956.

107. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

108. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В., Шакирова И.П. Культура эпохи

Просвещения. М.: Просвещение, 1996.

109. Кривцун О.А. Эстетика. М, 1998.

110. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. М., 1982.

111. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – Т. 6.- М.: Гос. Изд-во Художественной

литературы 1957.

112. Античные риторики. М.: МГУ, 1978.

113. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1980.

114. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М, 1988.

115. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к

действительности. М. 1955.

116. Лекции по истории эстетики ( под ред. М.С.Кагана), ЛГУ, кн. 1, 1973.

117. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. «История эстетических категорий». М.,

1965.

118. Шестаков В.П. «Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля».

М., 1979.

119. Шестаков В.П. «Гармония как эстетическая категория». М., 1973.

120. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь.- С.-Петербург, 1998.

121. Герман М. Импрессионисты. Слово, 2004.

122. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М., 2001.

123. Библейский альбом. В гравюрах Г.Доре. Фирма АРТ, 1991

124. Гомер. Илиада. М.: Правда, 1984.

125. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.

126. Сарабьянов Д. Эффект Кандинского//Правда, 1989, 4 июля

127. Петрушин В. Психологический портрет творческой личности // Эсте-

тическое воспитание, 2002.– №№5-6.– С.22).

128. Гинзбург И.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.М., 1940, с.99

129. Шаляпин Ф.М. Литературное наследство. В 2-х тт. Т 1. М.: 1934,– С.235-236.

130. Грабарь И. Моя жизнь. М.-Л.: 1937.– С.84

131. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М.:Искусство, 1969.

132. Турков А. Левитан. М.:Искусство, 1974


^ 4.3. Средства обеспечения освоения дисциплины


Учебники, альбомы репродукций художественных работ музеев, картинных галерей и т.д. методические указания и рекомендации библиотеки ИАТЭ, методического кабинета кафедры «Дизайн» и «Философии»


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Видеомагнитофон

Магнитофон.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»


Форма обучения: очная


Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

660

84

80

84

80

42

40

42

38

90

80

Аудиторные занятия

262

34

30

34

30

17

15

17

15

40

30

Лекции

262

34

30

34

30

17

15

17

15

40

30

Практические занятия и семинары























Лабораторные работы























Курсовой проект























Самостоятельная работа

398

50

50

50

50

25

25

25

23

50

50

Расчетно-графические работы























Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зач.

З

З

З

З

З

З

З

З

З

З



Обнинск 2008


Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 052400 – Дизайн (№ 575 иск/сп от 14.03.2003).


Программу составила:


___________________ В.В. Феофилактова, ст. преподаватель кафедры дизайна.


Программа рассмотрена на заседании кафедры дизайна (протокол № __ от ___ 2008 г.)


Заведующий кафедрой дизайна


___________________ А.А. Бороздинов


“____”_____________ 2008 г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник учебно-методического
управления


___________________ Ю.Д. Соколова


Декан

социально-экономического факультета


___________________ В.Н. Тябин


“____”_____________ 2008г.



^ 1. Цели и задачи дисциплины


Целью курса является ознакомление студентов с историей и величайшими достижениями человечества в области изобразительного искусства и культуры. Основной задачей данной дисциплины является формирование системного представления о развитии изобразительного искусства в контексте мировой культуры.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен

знать: историю мирового изобразительного искусства от времен Древнего мира до наших дней; основные памятники мирового изобразительного искусства; основы теории изобразительного искусства и архитектуры; разбираться в основных жанрах, направлениях, стилях и течениях изобразительного искусства и архитектуры; иметь понятие о влиянии религиозных, социальных и экономических процессов на культуру и искусство;

уметь: связывать развитие искусства с общим ходом истории чело­вечества в единый неразрывный сложный процесс; выделять общие тенденции в искусстве разных народов; анализировать произведение искусства, понимать содержание и художественные средства.

Изучение дисциплины непосредственно базируется на знании следующих дисциплин: «Культурология». Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы для изучения «Истории декоративно-прикладного искусства», «Истории дизайна», при сдаче государственного экзамена по специальности.


^ 3. Содержание дисциплины


    Дидактические единицы (темы) в соответствии с разд. 4 ГОС по специальности 052400 Дизайн

    ^ Раздел программы

    Культура первобытного общества

    разд. 3.1, тема 2

    История предметного мира Древнего Египта, Античной Греции и Рима

    разд. 3.1, темы 3, 5, 6

    Предметная культура Востока (Китай, Индия и др.)

    разд. 3.6

    Предметный мир Средневековья и эпохи Возрождения

    разд. 3.1, темы 8, 10

    Новое время; становление научно-технического прогресса; предметный мир и промышленное производство; новые технологии и материалы; Европа и Америка, Всемирные промышленные выставки и их влияние на формирование предметного мира

    разд. 3.1, тема 20, 3.6

    ХХ век. Влияние научно-технических достижений на развитие предметного мира. Культура второй половины ХХ века и перспективы развития предметного мира

    разд. 3.1, темы 17-20, 3.6

    Классификация видов искусств. Специфика и сущность различных видов искусств, место искусства в жизни. Взаимосвязь всемирной истории и истории искусств

    разд. 3.1, тема 1

    История и развитие искусства от древности до наших дней. Общие и уникальные для каждого региона и страны историко-художественные, социальные и национальные свойства искусства. Уровень развития художественной жизни различных регионов мира, взаимосвязь и совпадение отдельных эпох истории искусств с эпохами всемирной истории; история больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета и упадка от античности до начала ХХ века

    разд. 3.1, темы 2-19

    Западноевропейское искусство

    разд. 3.1, темы 8, 10-12, 14-15

    Изучение архитектуры, станкового и декоративно-прикладного искусства Средневековья, Ренессанса, Барокко, Рококо, эпохи Великой Французской революции и Империи, Романтизм и Модерн. Знакомство с творчеством великих мастеров прошлого

    разд. 3.1, темы 8, 10-12, 14, 15

    Искусство Востока, особенности развития искусства в Америке и Африке

    разд. 3.6

    Особенности развития искусства в различных регионах мира

    разд. 3.1, темы 2-19

    Искусство Древней Руси

    разд. 3.1, тема 9

    Русское искусство ХVIII-ХIХ вв.

    разд. 3.1, темы 13, 14

    Искусство ХХ века в России

    разд. 3.1, тема 19

    Самобытность русского искусства и его связь с развитием Российского государства. История Византии как основа формирования русского искусства

    разд. 3.1, темы 7, 9

    Влияние западно-европейских тенденций на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства в ХVII-ХIХ вв

    разд. 3.1, темы 11, 12, 14

    Мировое искусство в конце ХIХ и начале ХХ вв. и факторы, повлиявшие на его формирование

    разд. 3.1, темы 15, 16

    Тенденции развития современного мирового искусства – реализм, модернизм, постмодерн, масс-культура; особенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ века

    разд. 3.1, тема 17-19

Направления и теории в истории искусств. Школы современного искусства

    разд. 3.1, тема 17-19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Скачать, 196.43kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru