Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Извлечения из европейского законодательства в области биотехнологии

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/3
Дата09.04.2012
Размер0.53 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Из европейского законодательства в области биотехнологии
5.1.1. Распространение ГМО
5.1.2. Оценка степени риска
5.1.3. Меры национальной безопасности по ГМО
5.1.4. Генетически модифицированная пища и корма
5.1.5. Процедура разрешения для ГМ пищи и кормов
5.1.6. Национальные меры предосторожности по ГМ продуктам
5.1.7. Текущие правила для ГМ семян
5.1.8. Правила по маркировке для ГМО продуктов
5.1.9. Необходимость «прослеживания»
5.1.11. Международный контекст
5.2. Регулирование биотехнологической фармацевтики
5.3. Регулирование наночастиц
5.4. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования
5.5.2. Картахенский протокол
5.5.3. Конвенция по биологическому разнообразию
5.5.4. Европейская группа по этике в науке и новых технологиях
5.5.5. Европейское агентство по лекарствам (ЕМЕЛ)
5.5.6. Международное соглашение о генетических ресурсах растений
5.5.7. Специальная межправительственная комиссия по биотехнологии
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИИ


Регулирование пищевой и сельскохозяйственной биотехнологии, применяющей генетическую инженерию, трансгенные растения и животных, генетическую модификацию. Регулирование биотехнологической фармацевтики. Регулирование наночастиц. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования. Основные международные соглашения, европейские структуры и регулирование в области биотехнологии. Законодательство, касающееся угроз и опасных последствий применения биотехнологических продуктов.


5. ИЗВЛЕЧЕНИЯ
^ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИИ*


5.1. Регулирование пищевой и сельскохозяйственной биотехно¬логии, применяющей генетическую инженерию, трансгенные растения и животных, генетическую модификацию
Использование генетических модификаций, генетической инже¬нерии и технологию рекомбинантной ДНК строго регулируется, для того чтобы безопасность ГМО для людей, животных и окружающей среды в Европейском Союзе была подтверждена перед внедрением ГМО на рынок сбыта.


* Взяты из справки, подготовленной по просьбе Союза предприятий биотехнологической отрасли представителями фирмы «Кваликэр интернейшнл» в сотрудничестве с «Европейском центром по качеству».


Генетически модифицированные организмы (ГМО) и генетически модифицированные микроорганизмы (ГММ) определены как организмы и микроорганизмы, в которых генетический материал (ДНК) изменен таким образом, как это не случается на основе естественного размножения. Наиболее известные типы ГМО - это с/х культуры: кукуруза, соевые бобы, семена рапса, а также разновидности хлопка. Эти разновидности были модифицированы для обеспечения сопротивляемости вредителям и устойчивости к специфическим гербицидам.
Первое законодательство по ГМО в Евросоюзе было принято в начале 90-х годов. С этого времени законодательство работает с целью защиты окружающей среды и здоровья человека в контексте объединенного рынка для биотехнологии. Основные положения этого законодательства излагаются ниже.

^ 5.1.1. Распространение ГМО
Согласно Директиве 2001/18/ЕС, компании, стремящиеся распространять ГМО, должны сначала представить одному из государств, входящих в Евросоюз, полную оценку риска для окружающей среды. Если данное государство удовлетворяет эта оценка, то оно информирует другие государства, затем выдается разрешение на 10 лет. Если согласие не достигнуто, то Европейская комиссия по безопасности пищи создает экспертную комиссию для консультации по вопросам медицины, питания, токсикологии, биологии, химии. Только после этого Европейская комиссия принимает решение.

^ 5.1.2. Оценка степени риска
Оценка степени риска для окружающей среды включает в себя оценку и определение потенциальных вредных эффектов от ГМО. Это могут быть прямые и непрямые эффекты, кумулятивные и долгосрочные эффекты на здоровье и окружающую среду, риски, связанные с введением новых генных продуктов, в которых используются потенциально токсичные или аллергогенные белки, а так же те, которые могут привести к таким эффектам, как, например, создание генов, устойчивых к антибиотикам. Общий риск определяется следующим образом:
- Определение генных характеристик, которые могли бы вызывать нежелательные эффекты.
- Определение потенциальных последствий каждого эффекта.
-  Оценка возможностей возрастания этих последствий.
- Оценка степени риска по каждой из характеристик.
- Внедрение стратегии менеджмента для контроля рисков.

^ 5.1.3. Меры национальной безопасности по ГМО
По нормам директивы 2001/18/ЕС, государства, которые считают, что у них есть основания утверждать о наличии у ГМО, которые уже получили письменное разрешение на выход на рынок, риска вреда здоровью человека или окружающей среде, могут запретить или ограничить использование или продажу этих товаров на своей территории до изучения научным комитетом, назначенным Евросоюзом.

^ 5.1.4. Генетически модифицированная пища и корма
Положение 1829/2003 регулирует использование пищи и кормов,
содержащих или состоящих из ГМО. Пища и корма, изготовленные из ГМО или содержащие ингредиенты, изготовленные из ГМО, считаются ГМ пищей и кормами. Положение устанавливает, что ГМ пища и корма не должны:
- Иметь вредное воздействие на здоровье человека, животных или окружающую среду.
- Вводить в заблуждение покупателей.
- Отличаться от пищи и кормов, которые они намерены заменить в такой мере, что их потребление не будет неблагоприятно сказываться на покупателях или животных.
Существует хорошо налаженная, постоянная общеевропейская процедура для всех сделок, связанных с рынком, независимо от того, относится ли это к самим ГМО или к продуктам или кормам, изготовленных из них. Она заключается в том, что бизнес-операторы не нуждаются в отдельных разрешениях для использования ГМО в продуктах или кормах, а дается единая оценка риска и единое разрешение для использования ГМО.

^ 5.1.5. Процедура разрешения для ГМ пищи и кормов
Новые положения делают возможным представление единой заявки для получения разрешения преднамеренного выпуска ГМО в окружающую среду, согласно критериям, изложенным в директиве 2001/18/ЕС и для разрешения использования этих ГМО в пищу и кормах, согласно критериям, изложенным в Регламенте 1829/2003. Это разрешение, имеющее силу во всем сообществе, дается на 10 лет при единой оценке степени риска под ответственность «Европейского органа по безопасной пище». Также Еврокомиссия и ее представители от государств, членов ЕС, через создание Комитета регулирования должны проводить (внедрять) единую систему менеджмента рисков. Получив разрешение, товары заносятся в открытый реестр ГМ продуктов и кормов, которые и являются предметом мониторинга.

^ 5.1.6. Национальные меры предосторожности по ГМ продуктам
«Регулирование новых продуктов питания» («Novel Food Regulation*) было принято в 1997 г. для контроля над продуктами и их ингредиентами, содержащими или состоящими из генетически модифицированных организмов, с новой или специально модифицированной первичной молекулярной структурой, или выделенные из микроорганизмов, водорослей и грибов, которые подвергаются процессу производства, значительно изменяющему состав, метаболизм или структуру продукта. В то же время государства-члены Союза могут в свете новой информации приостановить использование на своей территории новых генетически модифицированных продуктов до принятия окончательного решения на европейском уровне. В этом договоре используется концепция «вещественной эквивалентности». Это означает, что все продукты и их производные имеют один и тот же состав, питательную ценность, метаболизм и уровень нежелательных веществ, как и те продукты, которые прошли оценку раньше или имеют другие характеристики, хотя данные показывают, что новые продукты или пищевые добавки так же безопасны, как и предыдущие, и не возникает иных вопросов о безопасности. Никакие дополнительные проверки не требуются для продуктов, признанных «вещественно эквивалентными».

^ 5.1.7. Текущие правила для ГМ семян
Законодательство Евросоюза по семенам, в частности Директива 98/95/ЕС, требует, чтобы национальные власти, решившие использовать семена на своей территории, уведомили об этом комиссию. Комиссия проверяет предоставленную информацию, и когда семена разрешены к использованию в соответствии с директивой 2001/18/ЕЕС, Комиссия внесет ее в «Общий каталог разновидностей сельскохозяйственных растений». Это означает, что семена могут быть продаваться по всему Евросоюзу. Если семена будут использованы в пищу, нужно также иметь разрешение в соответствии с требованиями Положением по ГМ продуктам и кормам. Рынок лесных материалов и вина регулируется директивой 2001/18. Дальнейшие правила по условиям выращивания и другие требования по чистоте, относящиеся к присутствию ГМ семян среди наборов семян традиционных сортов, а также подробные правила об информации на этикетках, уже разрабатываются.

^ 5.1.8. Правила по маркировке для ГМО продуктов
Регулирование 1830/2003 по маркировке и прослеживаемости
обеспечивает полную информацию о составляющих продуктов и кормов, состоящих или произведенных из ГМО, в т.ч. соевое и кукурузное масло, изготовленное из ГМ сои и кукурузы. Этикетка должна иметь надпись «Этот продукт содержит ГМО». Это делается с целью информирования покупателей и фермеров об истинном происхождении и характеристиках продуктов и кормов, чтобы они могли сделать информированный выбор. Корма для животных, включающие в себя сложные корма, содержащие ГМ сою, тоже должны иметь соответствующую надпись на этикетке для предоставления информации о составе кормов фермерам.
Установлены законные пределы, выше которых обычные продукты и корма должны иметь надпись о том, что они сделаны из ГМО. О наличии ГМ материалов в продуктах и кормах можно не записывать, если они составляют менее 0,9% и если доказано, что этого технически нельзя было избежать. Этот предел представляется крайне спорным и некоторые страны хотят, чтобы предел был установлен в 0,5%. Пределы установлены для того, чтобы решить проблему операторов, которые стараются избежать ГМО, но видят, что их продукция содержит небольшое количество ГМО из-за случайных или неизбежных причин.

^ 5.1.9. Необходимость «прослеживания»
Прослеживание обеспечивает средства, необходимые для динамического наблюдения за продуктами, содержащими или произведенными из ГМО, с целью:
-  контроля и проверки содержания маркировки;
- целевого мониторинга потенциального воздействия на окружающую среду;
- отзыва товаров, содержащих или состоящих из ГМО, и, если они неожиданно причиняют вред здоровью людей и окружающей среде.
Прослеживание предполагает наличие систем, необходимых для установления, откуда и кому товары поставлены. Когда товар должен попасть в окружающую среду, идентифицируются специфичные ГМО. Когда товар предназначен для пищи или для кормов, производитель должен заявить, какие ГМО использованы, и ограничить использование только для людей или животных. Полная информация должна сохраняться в течение 5 лет и быть представлена при необходимости органам по регулированию.
5.1.10. «Сосуществование»
27 июля 2003 г. комиссия приняла рекомендацию (2003/556/ЕС) о «Сосуществовании», содержащее руководство для разработки национальных стратегий и лучших практик по обеспечению сосуществования. «Сосуществование» - это концепция, которая объясняет, как фермеры, выращивающие ГМ урожаи, существуют бок о бок с теми, кто ГМО не использует, чтобы последние могли продолжать производить и поддерживать свои урожаи как свободные от ГМО, одновременно выполнять требования по маркировке. В Руководстве записано, что принципы их сосуществования должны быть прозрачными, основанными на научном подходе и на сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, чтобы сохранить баланс интересов всех фермеров. В качестве основного принципа во время внедрения новой продукции в регионе фермеры, которые внедряют новое производство, должны нести ответственность за принятие действий, необходимых по ограничению смешивания. Но если этого не достаточно, могут быть использованы региональные меры для ограничения определенных урожаев.

^ 5.1.11. Международный контекст
Новые положения принимают во внимание международные торговые обязательства Евросоюза и выполняют требования Картахенского протокола по биобезопасности, особое внимание уделяя обязательствам импортеров. Система регулирования ЕС по одобрению ГМО также отвечает требованиям ВТО: она прозрачна, открыта и не ущемляет ничьих интересов. Более того, в июне 2003 года была принята Директива о трансграничном движении ГМО. Эта директива закрепляет необходимость уведомления об экспорте ГМО для выпуска в окружающую среду, обеспечивает согласие между странами, до пересечения границы, о необходимости передачи информации для общественности и иностранных партнеров о законодательстве и решениях по ГМО. Кроме того, в этой Директиве записаны правила по экспорту ГМО и о случайных выпусках ГМО продуктов.

^ 5.2. Регулирование биотехнологической фармацевтики

Основные правила регулирования производства и продаж всех фармацевтических товаров в Евросоюзе записаны в Директиве 75/318/ЕЕС, где представлены основные требования по качеству, безопасности и эффективности лекарственных препаратов. Эти правила согласованы, насколько это возможно, со стандартами, принятыми в отдельных странах, а также с международными стандартами.
Эти и другие правила были объединены в новую Директиву 2001/83/ЕС, которая считается кодексом Сообщества по использованию лекарственных препаратов для лечения людей.
Основное требование заключается в том, что фармацевтические продукты производятся в соответствии с принципами добротного производства (Good Manufacturing Principles - GMP). Первым требованием здесь является установление вышестоящим руководством системы менеджмента качества путем:
- внедрения четкой стратегии и политики;
- принятия руководящих решений, отвечающих требованиям покупателей;
- системный подход к управлению и контролю качества;
- знания и управления процессами;
- принятия решений, основанных на фактах;
- привлечения всего штата работников для обеспечения качества;
- установления баланса между интересами покупателя и производителя;
- постоянно совершенствующихся процессов.
На основе системы менеджмента качества все процессы должны контролироваться с точки зрения принципов GMP, которые включают в себя анализ качества продукции, штат работников, помещение и оборудование, документацию, производство, контроль качества, долгосрочную стабильность, контрактное производство и анализ, жалобы и отзыв товаров, самоинспекцию.
Новыми концепциями, являющимися частью GMP для фармацевтических товаров, считаются:
1. «Валидация», предполагающая создание плана проверки для подтверждения того, что здания, оборудования, материалы, дизайн, процессы, операторы и методы очистки соответствуют предъявляемым требованиям и выполняют возложенные на них функции. Валидацию необходимо проводить регулярно, особенно после любых изменений.
2. «Анализ качества продукции» является новым дополнением к требованиям GMP на основании анализа проблем, появившихся в ЕС за последние несколько лет. Производители должны проводить регулярные анализы качества лекарственных препаратов с целью подтверждения последовательности процесса и для выдвижения разнообразных тенденций.
3. «Анализ стабильности» необходим после маркетинга лекарств для постоянного мониторинга за ними с целью обнаружения их нестабильности (например, уровень загрязнения). Эти анализы должны определить, сохранит ли товар свою спецификацию в условиях хранения.
4. Роль «уполномоченного лица» значительно усилена. Он или она несет законную ответственность за осуществление тщательного контроля за производством лекарств и подтверждение того, что каждая партия лекарств, выпущенных на рынок, имеет определенное качество.
5. «Фармакобдительность» - это система, с помощью которой лекарство наблюдается уже после клинических испытаний и выпуска на рынок для выявления дефектов, не обнаруженных при проверке, в ходе клинического исследования. Эта система включает в себя:

- мониторинг лекарств, используемых в ежедневной практике с целью обнаружения новых изменений и нежелательных эффектов;
- оценка степени риска и пользы у лекарств, для определения действий по улучшения их безопасного использования;
- обеспечение информацией пользователей для повышения безопасности и эффективного применения лекарств;
- отслеживание влияния любых принятых мер.
Была опубликована серия руководств, показывающих, как правила GMP должны использоваться в отношении биотехнологических товаров. И хотя они не имеют легального статуса, они будут использоваться при оценке возможностей продукции. Они не получили легального статуса, так как технологии еще находятся в стадии разработки и возможны изменения.
Это руководства для:
- Производства и контроля качества лекарственных препаратов, произведенных по технологии рекомбинантной ДНК.
- Качества биотехнологических товаров: анализа конструкций экспрессии в клетках, используемых для производства продукции, содержащей рекомбинантную ДНК, и контроля качества цитокинов, полученных в результате биотехнологической обработки белковых продуктов.

Производства и контроля качества моноклональных антител.
- Качества биотехнологических продуктов: постоянная проверка биотехнологических/биологических товаров.
- Оценки качества препаратов для генной терапии в производстве векторов и генетически модифицированных соматических клеток.
- Использования трансгенных животных в производстве биологи¬ческих лекарственных препаратов для использования их человеком.
- Исследования валидации вирусов: разработка, вклад и интерпретация исследований, подтверждающих инактивацию и удаление вирусов.
- Валидации процедур удаления и инактивации вирусов: выбор вирусов.
- Уменьшения риска передачи агентов, вызывающих губчатую энцефалопатию, через лекарственные препараты.
- Тестов на образцах биологического происхождения.
- Лекарственных препаратов, полученных из плазмы.
- Проверки фондов плазмы.
- Согласования требований по вакцинам против гриппа.
- Аллергенов.
- Оценки эффективности и безопасности фактора VIII:С и фактора 1Х:С, полученных из человеческой плазмы при клинических испытаниях на больных гемофилией, до и после получения разрешения.
- Оценки эффективности и безопасности обычных внутривенных и иммуноглобулиновых препаратов перед разрешением на продажу.

^ 5.3. Регулирование наночастиц
Нанотехнология - это новая отрасль, и регулирующая структура для ее управления еще находится на стадии обсуждения в ЕС. В настоящее время используется уже существующая система регулирования, но благодаря уникальной природе технологии, становится ясно, что потребуется много исправлений. Как в биотехнологии в целом, так и в нанотехнологии ключевыми понятиями регулирования будут оценка и идентификация опасности риска; задача более сложная, так как опасность риска изменяется вследствие увеличения токсичности с уменьшением размера наночастиц.
Большинство стран определяет ежегодный лимит (например, 1 тонна) для регистрации и документации производимых и импортируемых, для промежуточных (полуфабрикатов) и готовых наномате риалов и продуктов нанотехнологий, в частности, разработанных наночастиц, изготовленных нанотрубок и нановолокон. Сейчас преобладает мнение, что эти пределы могут быть очень высоки и их требуется пересмотреть. Вероятно, что будут разработаны иные критерии, чем масса, например, количество, площадь поверхности, размер, химическая активность, способность к дисперсии, поверхность.
Маркировка и прослеживаемость нанопродуктов будут необходимы в Европейском Союзе. Евросоюз также предлагает и работает в направлении создания «Международного «кодекса добропорядочного поведения» («code of good conducts) для обеспечения соглашения по принципам ответственного развития нанотехнологий.

^ 5.4. Регулирование исследования стволовых клеток и клонирования
Во многих странах существуют крайние разногласия по использованию человеческих эмбрионов в экспериментальных целях в силу этических, философских и религиозных причин. Как уже было отмечено, в ЕС запрещено клонирование человеческих эмбрионов в целях репродукции. Но оказалось невозможным достижение согла¬шения по другим вопросам. В конце 2003 года страны ЕС получили возможность исследовать стволовые клетки, поскольку национальная политика не запрещает подобных исследований.
Полный обзор существующего законодательства по вопросам исследования стволовых клеток в 15 странах ЕС можно найти на: http://europa.eu.int/comm/research/biosociety/pdf/ cataloguestemcells. pdf.
Аналогичный обзор законодательства в странах, недавно всту¬пивших в ЕС, можно найти на: http://europa.eu.int/comm/research/biosociety/pdf/catalogue_stem_cells_non_eu. pdf.
Согласно отчетам, состояние законодательной базы в отдельных странах на конец 2003 года было следующим:
- Бельгия, Дания, Финляндия, Греция, Нидерланды, Швеция и Великобритании законодательно допускают в определенных случаях получение человеческих эмбриональных стволовых клеток из дополнительных эмбрионов.
- Германия запрещает получение человеческих эмбриональных стволовых клеток из дополнительных эмбрионов, но по закону, при определенных условиях, разрешает импорт и использование клеток человеческого эмбриона.
- Австрия и Франция открыто не запрещают ввоз и использование линий стволовых клеток человеческих эмбрионов, но этот вопрос находится на стадии обсуждения.
- Австрия, Франция, Ирландия и Испания запрещают получение стволовых клеток человека из дополнительных эмбрионов.
- Италия, Люксембург, Португалия не имеют специальных законов относительно исследований человеческих эмбрионов или исследований стволовых клеток эмбрионов человека.
- Великобритании и Бельгия на данный момент являются единственными членами ЕС, в которых, согласно законам, допускается создание человеческих эмбрионов либо при помощи оплодотворения яйцеклетки спермой, либо переносом соматического ядра клетки (СПЯК), который также называется терапевтическим клонированием, для получения стволовых клеток.
- Голландский акт об эмбрионах, принятый в 2002 году, объявляет пятилетний мораторий на создание эмбрионов для исследовательских целей, включая СПЯК.
- Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Нидерланды, Португалия и Испания запрещают законом создание человеческих эмбрионов для исследовательских целей и для получения стволовых клеток.
Так как дискуссии по этому вопросу зашли в тупик в конце 2003 года, то не существует полной договоренности об использовании человеческих эмбрионов. Хотя есть несколько директив, принятых раньше и о которых уместно упомянуть. Это - Директива 98/44/ЕС, где оговаривается, что «процессы клонирования людей» и «использование человеческих эмбрионов для промышленных или коммерческих целей» ... «не может быть запатентовано».
В Директиве 98/79/ЕС по in vitro диагностике медицинских аппаратов (включая использование человеческих тканей) определено, что «извлечение, хранение и использование тканей, клеток и субстанций человека должно осуществляться согласно этическим нормам и принципам, изложенным в Конвенции Совета Европы по защите прав и достоинств человека в биологии и медицине, а также отдельным законодательствам стран-членов ЕС». Хартия фундаментальных прав ЕС, принятая 14 октября 2000 г., запрещает «евгеническую практику, в особенности с целью селекции людей» и «репродуктивное клонирование человека».
«Европейская группа по этике» разработала свой подход к этому вопросу и в своем отчете, опубликованном в сентябре 2003 года, дала следующие рекомендации:
- Доноры стволовых клеток должны быть информированы об использовании клеток, о цели исследования и от них требуется согласие.
- Когда стволовые клетки получают из плодной ткани, ни в одном случае нельзя производить аборт или приурочивать его специально для забора ткани.
- Все исследования по эмбриональным стволовым клеткам в тех странах, где это разрешено, должны проходить под строгим централизованным общественным контролем. Все разрешения должны рассматриваться в каждом отдельном случае и должны быть прозрачными.
- При использовании новых источников стволовых клеток (например, СПЯК) должны быть сбалансированы принципы предосторожности и пропорциональности.
- ЕС несет ответственность за финансирование исследований специфических стволовых клеток, результаты исследований должны быть полностью доступны и не должны подчиняться коммерческим интересам.
- Должны строго соблюдаться права женщин.
- Открытое и осмысленное согласие требуется не только от донора, но и от реципиента, участвующих в этом исследовании.
- Усилия по уменьшению риска и увеличению пользы в любом исследовании должны включать оптимизацию стратегий по безопасности.
- Возможности необратимых и потенциально вредных изменений в клинических исследованиях стволовых клеток должны быть сведены к минимуму. Методы увеличения обратимости изменений должны применяться везде, где это возможно.
- Научная оценка использования стволовых клеток в терапевтических целях должна проводиться в сотрудничестве с Европейским агентством по оценке лекарственных препаратов.
- Идентичность донора и реципиента в исследованиях стволовых клеток должна быть защищена и сохранена.
- Банки стволовых клеток должны регулироваться на европейском уровне для облегчения введения мер предосторожности. При обнаружении неудовлетворительных побочных последствий, необходимо иметь возможность прослеживания донора и реципиента, получив доступ к их данным. Прослеживаемость является одним из условий, которое требуется для контроля банков клеток на национальном или европейском уровнях.
- Банки стволовых клеток должны сохранять конфиденциальность.
Эмбрионы и трупная плодная ткань не должны покупаться или продаваться. Должны приниматься меры по предотвращению подобной торговли.
Импорт и экспорт стволовых клеток должны быть лицензированы органами государственной власти или на национальном или европейском уровнях. Разрешения должны быть выданы в соответствии с правилами этики и безопасности.
Для обеспечения права граждан на выбор, включая пациентов, обязательны образование и диалог по новым научным достижениям.
  1   2   3

Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru