Тема. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Поиск по сайту:


НазваниеТема. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
страница1/2
Дата09.04.2012
Размер0.5 Mb.
ТипУрок
Смотрите также:
  1   2


О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К П О Л И Т Е Р А Т У Р Е

Учитель Козобродова Евгения Георгиевна


ТЕМА. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

ЦЕЛЬ. 1. Проследить, как представлена эта тема в лирике Пушкина.

2. Формирование навыка анализа стихотворения, совершенствова-

ние умения выразительного чтения.

3. Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в

смысл стихотворения, чувствовать слово.

ОБОРУДОВАНИЕ. Портрет А.С.Пушкина, другие репродукции (окрестности Михайловского), магнитофон, аудиозапись муз. произведения Шуберта «Ave Maria».

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. Соединение беседы и отдельных выступлений учащихся.


Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух, -

Всё видит, слышит, всем владеет…

(А.Ахматова).

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы. (А.Ахматова)


Я памятник себе воздвиг нерукотворный!

(А.Пушкин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

А. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. К этой теме обращались многие поэты, которые жили задолго до Пушкина, начиная с древности. Обращаясь к этой теме, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было « К другу стихотворцу» ( «Вестник Европы», 1814г.), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. На нашем уроке мы коснёмся только тех стихотворений, которые написаны в более поздний период и представляют собой более зрелые, более глубокие размышления о роли и месте поэта в мире. Мы обратимся ко второй половине двадцатых годов девятнадцатого века, когда Пушкин создает цикл стихотворений на эту тему. Мы попробуем представить видение Пушкиным образа поэта, его назначения.

Итак, вторая половина двадцатых годов. Цикл стихов о поэте и поэзии.

Ученик. Первое стихотворение цикла, «Пророк», было написано в сентябре 1826г. по пути из Михайловского в Москву, и напечатано в 3-ем номере «Московского вестника» за 1828г. сотрудники журнала восторженно приняли стихотворение. Хомяков писал о нём И.С.Аксакову как о «бесспорно великолепнейшем произведении русской поэзии». Он прежде всего указывал на высоту, величие мысли и формы стихотворения Пушкина.

«Пророк» написан в библейском стиле и своим сюжетом восходит отчасти к библейским сказаниям, конкретнее, к рассказу о шестикрылом Серафиме с горящим углем в руке. Это помогает Пушкину не только создать возвышенную атмосферу повествования. Но и выразить свои любимые мысли о предназначении поэта. В соответствии с библейским преданием пророки были народными вождями и мудрыми и страстными провидцами народной судьбы. Такими же, подобными пророкам, Пушкин хотел видеть поэтов. Он искренно верил в высокое человеческое и общественное призвание поэта.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт.

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник.

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!»


Учитель: Итак, мы прослушали стихотворение. А теперь попробуем разобраться в некоторых нюансах его. Прочитайте первые две строчки и представьте себе этого путника. Что вы можете сказать о нём? («Духовной жаждою томим», бесцельно бредёт по пустыне)

Появляется Серафим, и начинается преображение поэта в пророка. С чего начинается это преображение и почему?

- Для чего необходим ему острый слух и жало змеи вместо языка?

- Каков завершающий момент превращения?

- Какова цель действий Серафима?

- Можно ли сказать, что поэт и пророк сливаются в одном человеке?

Поэт и пророк, образы которых созданы в пушкинской лирике, имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог призывает обоих к служению людям. Они дополняют друг друга, но не сливаются в одном человеке. Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. Можно ли представить пророка, « погруженного в заботы суетного света»? Нет. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом жег сердца людей», то есть передавал жар своего сердца (оно – «угль, пылающий огнём»). Пророки ждут от людей внимания и понимания. Люди внемлют пророкам в «священном ужасе», пытаясь разгадать тайный смысл их слов. Так ли слушают поэта? Думал ли Пушкин, создавая образ поэта, что он является людям в образе пророка? Пророк – величественное порождение бога, он выше людей, - у него все не такое, как у них: зрение, слух, жало вместо языка, угль вместо сердца. Он посланник Бога на земле, исполнитель его воли,

Сердце поэта не «угль, пылающий огнём», - это обычное человеческое сердце, но ему не мешало бы воспылать огнём любви к людям. С языка поэта срываются звуки сладкие и молитвы (празднословный и лукавый), но наделяя его жалом, Пушкин хочет, чтобы звуки его голоса были не только нежными и чарующими, но и гневными, беспощадными. Самое главное: у поэта есть то, в чём отказано пророку, - собственная воля, он не является исполнителем воли Бога. Бог, наделяя поэта частицей своей творящей силы, избирает его для другого подвига благородного – для творчества. Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек. И таким он отражает его в своём творчестве. И поэт и пророк несут в мир слово истины.

Только пророк вещает её по воле Бога, а Поэт отражает её в своём творчестве.

Таким образом, Пушкин наделяет своего поэта чертами пророка, чтобы он не только отражал истину в своих творениях, но подобно пророку зажигал ею сердца людей. (Обратить внимание на эпиграф: сл. А.Ахматовой)

Следующее стихотворение «Поэт».

^ Выступление ученика:


Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружён;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех ничтожней он.


Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Стихотворение «Поэт» написано Пушкиным в 1827г. в Михайловском, куда он вернулся вновь из Москвы для устройства своих дел… Здесь поэт показан не только на высоте своего творчества, но и в обыденной жизни. Пока его не посещает вдохновение, он похож на обычных людей. Он «погружён в заботах суетного света», его одолевает лень, «хладный сон». Такими словами Пушкин говорит не столько о других, сколько о себе. Ведь ему не были чужды все земные радости, да и пороки тоже. Это придает стихотворению особую живость, теплоту и убедительность. «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся…», поэт преображается и оказывается сродни пророку: душа его, «как пробудившийся орёл», он тоскует в «забавах мира», он горд и не признаёт кумиров. Только я не понимаю, почему он бежит на «берега пустынных волн».

Учитель: Ну, что ж , давайте разберёмся в этом вопросе. Так почему же поэт, когда его посещает вдохновение оставляет общество людей и удаляется на лоно природы? (жажда гармонии, красоты – всего того, чего он не находит в обществе людей)

Вывод: поэт, ищущий гармонии, отражает её в своих стихах. Тем самым он привносит элемент возвышенного в мир, где царит обыденность и порок, давая пищу тем, кто «духовной жаждою томим».

Об этом Пушкин говорит и в своем следующем стихотворении «Поэт и толпа».

Ученик: В 1828 году было написано ещё одно стихотворение того же цикла –«Поэт и толпа». Оно вызвало самые разноречивые толки, которые продолжались много лет и десятилетий спустя после смерти Пушкина. Некоторые критики указывали на противоречие тем идеям, которые были заложены в стихотворении «Пророк». Но это не совсем так. Здесь рассматриваются только ещё новые проблемы, связанные с высоким предназначением поэта: может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку и человечеству? И в чём именно заключаются её значение и польза? В стихотворении противопоставлены толпа с её приземлёнными интересами и поэт, поющий под звуки «лиры вдохновенной». «Тупая чернь» не понимает полезности его песен: «Как ветер песнь его свободна/ Зато, как ветер, и бесплодна». Толпа невежественна, она не в состоянии понять высокий смысл песен поэта, она не ведает той напряжённой работы человеческой души, которой охвачен поэт, и относится к нему с презрением. Поэт же следует своему призванию, которое он видит в свободном и неподчинённом служении людям, служении человеческому духу, преследующему высокие и вечные цели. «Не для житейского волненья,/ Не для корысти, не для битв,/ Мы рождены для вдохновенья, /Для звуков сладких и молитв.»

Учитель: Конечно, это стихотворение оставляет немало вопросов и сомнений. Ну, например, по сравнению с «Пророком», где Пушкин говорит о высоком гражданском служении народу, об ответственности за свой выдающийся дар перед той же толпой да и перед будущими поколениями, представление о назначении поэта в стихотворении «Поэт и толпа» несколько сужается, сводится к созданию «звуков сладких и молитв». Это скорее удел романтиков. Но Пушкин уже зрелый мастер. Что это? Отказ от прежних представлений о роли и назначении поэта? Вряд ли. Возможно, Пушкин как никто другой остро ощущал неготовность простого человека к восприятию поэзии в силу забитости и невежества. А разве возвышение духа человека, стремление поэтическим словом поднять человека над его обыденностью и приземлённостью, приобщить его к гармонии и красоте не есть одно из благороднейших назначений искусства? Пушкин оставил нам огромный кладезь, сокровищницу «звуков сладких», к которой мы время от времени припадаем, чтобы не зачерстветь душой. Но сам-то поэт служил не только «возвышенному духу», но и высокой общественной идее. Об этом нам расскажет следующий ученик.

Ученик: АРИОН

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны веслы. В тишине

На руль склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я – беспечной веры полн, -

Пловцам я пел…Вдруг лоно волн

Измял с налёту вихорь шумный…

Погиб и кормщик и пловец! –

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Стихотворение «Арион» написано в 1827 году. В нём Пушкин в иносказательной форме говорит о декабристском восстании и о трагической судьбе, постигшей его товарищей, близких друзей, убеждения которых он полностью разделял. После бури спасён только он, «таинственный певец». Для него не стоит вопрос, что ему дальше делать, какие песни слагать. «Я гимны прежние пою..», - утверждает поэт. Этим он подчёркивает свою преданность друзьям, приверженность прежним идеалам, которым он никогда не изменял. И в этом тоже видел Пушкин ценность истинного поэта.

Учитель: Действительно, идеям свободы, взлелеянным ещё в лицейские годы, он никогда не изменял. А сей час мы прослушаем стихотворение, в котором раскрывается другая проблема – проблема взаимоотношений поэта и толпы. О ней мы уже немного говорили сегодня. Но в этом стихотворении эта проблема раскрывается несколько по-иному. Попробуйте уловить разницу.

Ученик: ПОЭТУ

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься горд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.


Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?


Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Стихотворение написано в 1830 году. Это было непростое время для поэта. Пора зрелости уже наступила, а вместе с нею глубокие размышления над вопросом: что есть твоя жизнь, творчество, нужно ли твоё творчество людям. Для Пушкина прошло время громких похвал и восторженных откликов. Его творчество вышло за традиционные литературные рамки, существующие на тот момент. Его гений опередил время, поэтому всё чаще он остаётся непонятым, отвергнутым. Стихи и другие его произведения не публикуются. Но несмотря на это Пушкин остается верен себе, он не изменяет своей музе, не идёт на поводу у модных тенденций. Здесь отчетливо звучит мотив одиночества поэта, непонимания его толпой. Путь истинного художника – это всегда тернистый путь одинокого странника.

Учитель: Так в чём же новизна в решении проблемы взаимоотношений поэта и толпы? ( Если ранее толпа не понимает поэта и гонит его, то теперь поэт сам сознательно дистанцируется от толпы, сохраняя свободу творчество)

Об этом же говорит и А.Ахматова. (Эпиграф)

Ученик: Вслед за стихотворением «Поэту» Пушкин создает следующее стихотворение – «Эхо». Это стихотворение продолжает тему и «Пророка», и ст-ния «Поэту». С одной стороны, поэт, как эхо, отзывается на все звуки мира. Всё внятно и ведомо ему, он открыт для мира, воспринимает его во всей полноте. Однако здесь как бы вскользь заявлена и другая тема – ответ, реакция мира на поэта. «Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!»

ЭХО

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.


Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлёшь ответ;

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт!


Тема непонимания поэта, его одиночества среди людей будет подхвачена поэтами следующих поколений. Об этом будет писать Лермонтов, Некрасов, Ахматова, Цветаева и др. Послушаем стихотворение Лермонтова.

Ученик:

ПРОРОК.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.


Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;


Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;


И звёзды слушают меня,

Лучами весело играя.


Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:


«Смотрите ж, дети, на него:

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Учитель: «Памятник» - последнее и одно из самых высоких созданий Пушкина на тему поэта. Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. Оно и написано как завещание. Давайте послушаем его.

(Стихотворение читается под мелодию Шуберта.)

Ученица: ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня вся4к сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Учитель. В «Памятнике» Пушкин говорит о своём понимании смысла и ценности поэзии. Он видит их в том, чтобы служить добру и пробуждать «чувства добрые» в людях. Для Пушкина в этом основная задача поэзии и высшее её оправдание. Это стихотворение тоже рождает немало споров до сих пор. Особенно, последняя её строфа. Всё стихотворение написано на высоком подъёме, а последняя строфа звучит как – то примиренчески. На мой взгляд, поскольку это стихотворение написано как завещание, то в нём не может не прозвучать мотив прощения. Поэт должен уметь прощать, прощать своих гонителей, недоброжелателей, завистников, тех, кто просто не понимал его. В этом не только высокий смысл православной культуры, но и величие души самого поэта.

«Памятник» - стихотворение не только глубокое и сильное своей мыслью, но и очень цельное по мысли. В нём видна единая и цельная личность поэта, его жизненный опыт, его высокое достоинство и его мудрость. Здесь же Пушкин провозглашает независимость поэта не только от властей, но и от народа. Народу Пушкин служил всей своей жизнью, всем своим творчеством. Но служил не послушный ему, не подчиняясь, а свободно – в соответствии со своим высоким пониманием истины и добра. Только так по Пушкину и должен служить поэт. Сам народ в конечном счете поймёт это и будет благодарен ему. И наш урок мне хочется завершить стихотворением современного автора Анатолия Передреева.

(ученик читает стихотворение)

Всё беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.


Всё обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И всё дороже, всё слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.


Звучи, божественный глагол,

В своём величье непреложный

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной…


Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет тебе навстречу,

Духовной жаждою томим!


Домашнее задание.


С Ц Е Н А Р И Й

внеклассного мероприятия по русскому языку (7 класс)

Учитель Козобродова Евгения Георгиевна

^ КОНКУРС СМЕКАЛИСТЫХ

Цель:1. Систематизация знаний по русскому языку.

2. Формирование умения использовать знания в необычных ситуаци

ях.

3. Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: заранее заготовленные плакаты с заданиями.


В конкурсе участвуют 2 команды из уч-ся 7 класса.

Конкурс обслуживает жюри из 3 девочек-старшеклассниц. Метод судейства в Приложении №1.

Ход игры.


1. Приветствие команд.

Первая команда «Точка»:

Мы весёлые ребята,

И нам некогда скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть!


Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Залогом всех побед.

Вторая команда «Запятая»:

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания!


И, соревнуясь вместе с вами,

Мы все останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.


1 КОНКУРС

Задание: исправить ошибку в определении части речи.

«Точка» : Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? Причастие бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени. Причастие изменяется по числам и лицам.

«Запятая»: Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая выражает добавочное действие при основном действии, выраженном причастием. деепричастие отвечает на вопрос что сделая? что делав? Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Деепричастия изменяются по падежам.

2 КОНКУРС

Задание: Заполнить перфокарту .( каждый ученик получает перфокарту из пяти слов, заполняет её. Члены жюри следят за подсказками. За подсказки снимаются очки) Приложение №2.


3 КОНКУРС

Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, составить аналогичное. ( Предложения даны на плакате).

«Точка»:

Подрукая вспорь, еления борсла раше и раше.

«Запятая»:

Вуко, надрыкавшийся двыск, куролапил в риту.


4 КОНКУРС

«Слова, слова, слова…»

Задание: За две минуты нужно написать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова (например, адрес – салют – тетрадь)

«Точка»: привкус - …. «Запятая»: огород - …


5 КОНКУРС

«Загадка в загадке»

Задание: Прочитать загадку, вставляя пропущенные буквы, назовите отгадку. (Загадки написаны на плакате, буквы вставляются маркером)

«Точка»: Через поле и л..сок

Подаётся г..л..сок.

Он б..жит по пр..водам,

Скаж..шь здесь, а слышно там. (телефон)

Ст..ит дом. Кто в него в..йдёт,

Тот ум пр..обр..тёт. (Школа)


«Запятая»: И зел..н и густ

На гря..ке вырос куст.

Пок..пай н..мно..ко:

Под кустом … (картошка)


Одной рукой всех встр..чаю,

Другой пр..в..жаю. (дверь)

6 КОНКУРС

«Наборщик слов»

Задание: Из букв данных слов в течение двух минут составьте новые слова

«Точка»: ПОЛОТЕНЦЕ «Запятая»: КОНТРАБАС


7 КОНКУРС

Задание: Раскройте смысл выражений.(Команды отвечают поочереди)

1. Рукой подать –близко

2. В час по чайной ложке - медленно

3. Во весь дух – быстро

4. Морочить голову – обманывать

5. Бить баклуши – лейтяйничать

6. Ни свет ни заря – рано.


8 КОНКУРС

«Шарады»

Задание: В течение двух минут отгадать шарады.

Шарада – это загадка. В которой заданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом: например, сено – вал, газ – ель.( Шарады написаны на плакате.)

«Точка» : Мой первый слог – предлог.

А во втором мы проживем всё лето.

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа. (за-дача)


Дремлют два предлога

Около порога

Потому-то тишь,

И не пискнет мышь. (к-от)


В игре победу принесут

Или ютятся на носу (очки)


«Запятая»: Река, две ноты и согласная

Составят овощ цвета красного. (По-ми-до-р)


Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (До-ми-к)


Смотрю: змея, союз, предлог –

И я от страха занемог. (Уж –а-с)


9 КОНКУРС

Задание. Весной самое шумное и музыкальное животное – кот. А сейчас мы будем переводчиками слов, содержащих в своём составе слово «кот». Скажите,

Что это за кот? Ваши варианты. За каждое отгаданное слово – 2 очка.

Котлета – (летний кот)

Котлован –(кот, который что-то ловит)

Антрекот – (иностранный кот)

Котомка – (кот по имени Омка)

Рокот – (кот-робот)

Котёл – (кот под ёлкой)

Котангенс – (кот, болеющий ангиной)


10 КОНКУРС

«Составь слово»

Задание: Вставив буквы, отгадайте слово по его значению. Задание написано на плакате. За каждое отгаданное слово – 2 очка.

«Точка»: 6 «раков»

1.Этот рак из сатина сшит (р . . а . к . ) (рубашка)

2. Этот рак на Луну летит (рак . . . ) (ракета)

3. Этот рак – долгожданный день ( . ра . . . . к) (праздник)

4. Этот может вспорхнуть на пень ( . . р . . а . к . ) (куропатка)

5. Этот рак сторожит дворец ( . . ра . . . . к) (охранник)

6. Этот – кисленький леденец ( . . ра . . . . к . ) (карамелька)

«Запятая» 6 «ос»

1. На этой осе в октябре позолота (ос . . а) (осина)

2. А эта растёт у болота (ос . . а) (осока)

3. Эта оса на Луну улетает ( . ос . . . а . . ) (космонавт)

4. А эта на солнце худеет и тает. ( . ос . . . . а ) (сосулька)

5. С этою спит в колыбели малыш ( . ос . а ) (соска)

6. А эта по классу крадется как мышь ( . о . с . а . . . )

( подсказка)

Подведение итогов.

«Точка» «Запятая»

Грамматика, грамматика, Отправляя поздравленье,

Наука очень строгая, Помни правила склоненья,

Учебник по грамматике Род, число и падежи

Всегда беру с тревогой я. Крепко в памяти держи.

Она трудна, но без неё А приставки и частицы

Плохое было бы житьё: Вроде хитреньких зверьков:

Не составить телеграмму Им охота порезвиться,

И открытку не отправить, Обмануть учеников.

Даже собственную маму Люблю тебя, грамматика.

С днём рожденья не поздравить! Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я. (А.И.Зимина)

Приложение №1

«Судейство»


1 Конкурс. «определения» - 5 баллов минус каждая пропущенная ошибка.


2 Конкурс «перфокарта» - 30 баллов минус общее количество ошибок, разность поделить на шесть.


3 Конкурс. – 5 баллов


4 Конкурс - За каждое слово по 1 баллу. Общее количество поделить на 2.


5 Конкурс – за каждую отгаданную загадку по 2,5 балла.


6 Конкурс - За каждое набранное слово по 1 баллу.


7 Конкурс – За каждый правильный ответ по 1 баллу.


8 Конкурс – З каждую отгаданную шараду по 2 балла.


9 Конкурс - За каждый принятый ответ по 1 баллу.


10 Конкурс – За каждое разгаданное слово по 1 баллу.


Варианты конкурса «Наборщик слов»


ПОЛОТЕНЦЕ – пол, лото, тол, цент, лоно, птенец, пот, поле, лето, тело, поло, полено, лот, плот, тен, тон, топ, .

КОНТРАБАС – кон, раб, бас, работа, собака, нота, сабо, бар, бок, бот, бор, транс, контра, тон, рот, нора, сор, рок,


^ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учитель Козобродова Евгения Георгиевна


ТЕМА. «ГУБАМИ, ПЕРЕСОХШИМИ ОТ ЖАЖДЫ» (Муса Джалиль. Моабитские тетради) 8 класс.


ЦЕЛЬ. 1. Обозначение тематики стихотворений.

2. Открыть высокую нравственную культуру поэта, непоколебимую си –

лу и твёрдость духа, патриотизм.

3. Воспитание высоких моральных принципов у восьмиклассников.


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Литературная гостиная.


ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет поэта, высказывания, стенд с работами учащихся по

произведениям поэта. Рисунки кпроизведениям поэта.


ХОД


СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Я впервые услышала стихотворение М.Джалиля, когда ещё училась в школе. Мы готовились к смотру детской художественной само-

Деятельности и присутствовали на очередной репетиции.Нас было много в зале, мы тихонько переговаривались, пересматривались, перемигивались, ожидая своей очереди. И вдруг сквозь этот ребяческий шумок, мы услышали звучный, сочный голос Тони (фамилию не помню). Эта девочка всегда читала стихи( она

удивительно их читала). Мы услышали её ровный, спокойный голос:

«Они согнали в кучу матерей

И яму рыть заставили. А сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами…»

Это необычное начало заворожило нас, как будто перед нами вдруг распахнули настежь дверь в то страшное, военное прошлое--- и мы испугались. В зале

сразу стало тихо. Мы сидели, прижавшись друг к другу и напряжённо смотрели на сцену. А она стояла, свободная и открытая, небольшая девочка в школьном форменном платье, и устремив свой взор куда-то поверх наших голов, рас-

сказывала чудовищную историю о зверствах фашистов. Её сильный ровный

голос то звенел, то замирал, то взывал к отмщению, то обессиливал от горя, он

метался и страдал… И вместе с нею страдали мы. Возможно ли забыть такие стихи, возможно ли пережить такое горе… Но мы пережили… Когда она закончила читать, мы долго сидели, не шелохнувшись, кто-то тихонько всхлипывал. Наш художественный руководитель Алевтина Ивановна, не мешала нам, она тоже молчала… Так я впервые услышала «Варварство» Мусы Джалиля.

Потом мы долго искали сборники его стихов, но не находили. Хорошую книгу трудно было найти тогда: они быстро расходились по рукам.


И вот через много лет мне снова случилось встретиться с Мусой Джалилем, с его «Моабитской тетрадью». Сколько бы я не читала её, я каждый раз переживаю заново чувство восхищения, и вместе с тем глубокую грусть. Грусть от сознания, что эти прекрасные стихи написаны в неволе, под топором палача.

Какую силу духа надо иметь, чтобы в подобной ситуации уметь любить и смеяться, тосковать и радоваться жизни, верить и надеяться, бороться и побеждать. А кругом кровь, страдания, кандалы, серые мрачные стены, железные решётки… Нет, я бы, наверное, не смогла вот так…

Мне нравятся очень многие стихотворения из Моабитской тетради. Но я хочу сказать об одном: «Песни мои», написанные 25 ноября 1943г.

Это произведение посвящено стихам поэта, которые он называет «песнями сердца». Конечно, иначе назвать их нельзя, коль в них столько «огня и воли к жизни», что никакие решётки удержать их не в силах.

Песни совмещают в себя всё: «свет и горечь слёз и чувств горенье», «жар сердца», в них выражен «народа огненный наказ», они есть вся жизнь поэта. Песнями жив поэт. «Ваша жизнь—бессмертие моё»- говорит он.

Что меня поразило в этом стихотворении, да и не только в этом, так это глубокая искренность, открытость поэта. Почему? Наверное, потому что Моабитская тетрадь—это последняя возможность сказать миру правду, открыть своё сердце, душу, донести до Родины свой неугасающий свет любви и верности. А это было очень важно для Мусы.

« Даже расставаясь с жизнью, ныне

Клятв священных я не предаю;

Как я песни посвящал Отчизне,

Жизнь свою народу отдаю.»

Высокий дух, мужество, непреклонность поэта звучат в каждом слове. И в каждом слове бьётся неустанное пламенное сердце борца. Это стихотворение учит достойно жить, чтоб жизнь была похожа на песню, чтоб её помнили с благодарностью потомки. Жизнь человека должна быть полной, окрылённой высоким смыслом, подвигом во имя народа, во имя последующих поколений.

Иначе жить не стоит. Но не менее достойной должна быть смерть. Уметь достойно умереть_ это тоже подвиг.

«Песнь, свободе научив сначала,

По-мужски велит мне умереть.

Жизнь моя, как песня ты звучала,

Смерть, должна ты песней прозвенеть!»

Мне очень нравятся эти строки. И мне очень хотелось бы, чтобы эти строки не только запомнили но и глубоко осмыслили вы все.


Муса Джалиль. Это имя незаслуженно всё реже и реже упоминается в нашей будничной жизни. Почему? Может потому, что любовь, верность, преданность, высокий дух, свобода_ всё то, чему служил, и что воспевал в своих стихах поэт, утратили свою цену. Но не утратили своей высоты. И гордое сердце всегда будет стремиться к этой высоте.

(Читается стихотворение «Воля».)

ВЕДУЩАЯ. Однажды близкий друг спросил поэта:

-- Что ты любишь больше всего на свете?

Поэт подумал и ответил:

-- Больше всего люблю детей.

-- Почему?

-- Потому,-- последовал ответ,-- что дети для меня не только ребятишки,

они—олицетворённая любовь к жизни, отчему дому, семье… Они—наше продолжение во времени… Я непременно напишу стихи о ребятах, бегающих по цветущему лугу, где прошла война…

И он сдержал слово. Спустя два года в его самодеятельном блокноте появилось стихотворение «Цветы». Оно обращено к детям. Поэт звал юных друзей на зелёные луга, где легко бегать по траве, любоваться сказкою маков и гвоздик, слушать песню шмелей о добром лете.

Он говорил: в цветах можно почувствовать сердцебиение родной земли, политой кровью ваших отцов и старших братьев. Эта земля выпестовала нас, её

Защитников, и, познав горе и муки, мы одолели беду. Вы, дети,-- цветы земли,

на ваших лицах играет отсвет грядущего. Пусть же вам всегда будет отрадно на белом свете…

Под стихотворением стоит дата: 9 ноября 1943 года. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков была в самом разгаре. Но поэт уже видел весну нашей победы. И к детям этой весны он обращался из мрачного фашистского застенка, где каждый камень пропитан кровью борцов против коричневой нечисти.

Несколько им написанных блокнотов соседям по камере в Моабитской тюрьме удалось сохранить и передать на родину поэта.

О чём же пишет в своих стихах поэт? Об этом расскажут наши ребята.


УЧЕНИК. Все круги ада прошёл Муса Джалиль в заточении и ни разу не поступился человеческим достоинством, ни на одно мгновение не впал в отчаяние. Стихи запечатлели самые разнообразные его переживания, раздумья, но среди них нет чувства страха.

Взгляд поэта как бы проникал сквозь стены тюрьмы, и мир, охваченный кровавым заревом войны, мир с его дымными пожарищами и золотыми нивами, с чёрными руинами городов и белизной берёзовых рощ, с печами концлагерей и далёким костром у тихой степной речки—этот мир раскрылся перед ним видением страшным и прекрасным. Думы обо всём этом приводят его к горестным мыслям.

( Отрывок из стихотворения «Горькие мысли»)

Разве много я пожил на свете?

Разве все завершил я дела?

Жизнь, попавшая в рабские сети,

Сколько б жара стране отдала!

Но такой обречённо—могучей

До сих пор не вскипало в груди

Злой тоски и печали горючей

Жгучей мести и чистой любви!

Я узнал, что с неслыханной силой

Гнев и месть могут в сердце пылать,

Но страдаю, что Родине милой

Этот пламень бессилен отдать!

Смерть за Родину-- разве утрата,

Разве жаль умереть за страну?

Нет, позорно, друзья, для солдата

Умирать с голодухи в плену!

Жить! Чтоб сердца предвечным ударом

Сил Отчизне прибавить в бою,

Чтоб пред смертью сказать: Жил недаром—

Отдал жизнь за отчизну свою.

УЧЕНИК. Его взор был неотступно обращён к родине.

Дочурка, что привиделась во сне, пришла и пригладила ручонкой его волосы.

Любимая, ждущая своего суженного из далёких краёв… Это её вышитым платком он закрыл на своей груди рваную рану.

Друг, чьё доброе слово в самые трудные минуты вливало в сердце поэта новые силы, помогало идти к цели, несмотря ни на что.

Отчий кров, речные просторы, облака над равниною… да разве можно перечислить всё то, что вместило в себя необъятное слово – Родина!

Если б ласточкой я был,

Если б крыльями я был,

В час, как солнышко зайдёт

И Чулпан—звезда взойдёт

Дом родной, страна моя,

Прилетел к тебе бы я,

Только свет заря прольёт.


ВЕДУЩАЯ. Верность родине, любовь к родине – ключевые слова в «Моабитской тетради». Нет выше счастья – быть честным сыном земли, подарившей радость детства, цветами устеленные луга, первую любовь и горькие минуты расставанья… Ради любимой Отчизны стоит жить, бороться, идти на смерть.

Кто ещё хочет высказаться на эту тему?


УЧЕНИК. Любовь к Родине для Мусы Джалиля не просто слова. Это самая его суть. Ещё бы! Ведь с самого детства он уже работал не покладая рук ради той необыкновенной страны, в которую свято верил. Беспризорный мальчишка, первые стихи в поддержку Красной Армии, беспокойная комсомольская юность, рабфак, работа с детьми, а затем долгая и упорная, многотрудная деятельность по созданию татарской национальной культуры. Родина для Мусы Джалиля это и его мать, и его детище, и его Слава, его безмерная любовь и его вечная тоска.

При прорыве из окружения Муса Джалиль был тяжело ранен и, оглушённый взрывом, потерявший сознание, попал в плен к фашистам.

«Враг мне сковал полумёртвые руки, пыль занесла мой кровавый след»…

С неизбывной болью и тоской он просил у родины прощения за то, что не умер в бою смертью солдата.

Как в насмешку, злая гибель слепо

Стороной прошла – и смерти нет.

Что же делать, если так нелепо

Изменил и предал пистолет?!...

и до конца (стихотворение «Прости, Родина»)


ВЕДУЩАЯ: Кто ещё хочет сказать?

УЧЕНИК. Я думаю, что нельзя не сказать о гордом звании человека, которое достойно нёс Муса Джалиль, находясь в неволе. Сын великой страны, он и думать не мог и допустить не мог хоть как-то ненароком опорочить звание Советского солдата. Что поражает в Моабитских тетрадях, так это то, что в каждом стихотворении он не утрачивает ни на минуту, ни но секунду этой высоты. Поэтому трусы и рабы вызывают в нём чувство жалости и презрения.

(отрывок из стихотворения «Раб»)

«Поднял руки ты перед врагами

И закрыл себе жизненный путь,

Оказавшись навек под бичами.

То, что ты человек—позабудь!

Только раз поднял руки ты вверх –

И навек себя в рабство ты вверг.

Смело бейся за правое дело,

В битве жизни своей не жалей.

Быть героем – нет выше удела!

Быть рабом – нет позора черней!»

Сам Муса Джалиль не был рабом. Можно заковать в цепи тело, но пламенную душу поэта в оковы одеть нельзя. Тем не менее он глубоко страдает от своего положения невольника и считает своё пленение чёрным позором. Лучше бы, конечно, смерть!


УЧЕНИК. Муса Джалиль стойко переносит плен, издевательства, муки, жуткие допросы. Но не собственная боль его тревожит. Мы не слышали ни единого стона, ни одной жалобы. Кровь и слёзы матерей и детей, стон земли, которая сама как бы в плену у палачей, не может не отозваться в сердце поэта. «Каменный мешок», «Палачу», «Варварство» и другие стихотворения рассказывают о зверствах фашистов, об их нечеловеческом облике. Их и животными нельзя назвать, потому что даже хищники выглядят гуманнее.

(Читается стихотворение «Волки»).


ВЕДУЩАЯ. Что больше всего поражает в стихах Мусы Джалиля? (Читает высказывание): «Жизнелюбие – вот что сильнее всего поразило меня в «Моабитской тетради», -- признался Герой Советского Союза Сергей Борденко. – Ведь

В самых трагических его стихах есть выход к надежде, к свету. И тут же юмористические строки. Помните «Соседей» с их плутовкой – козой, чуть не поссорившей двух приятелей? А «Влюблённый и корова», «Простуженная любовь»… Трудно поверить, что такие брызжущие весельем стихи написаны под топором палача».

Что же помогала поэту сохранять этот неукротимый оптимизм? С одной стороны незримые связи с Родиной, с народом, частицей которого он не переставал себя ощущать? Что ещё?

УЧИНИЦА. Я думаю, таким помощником является чувство дружбы. Друзья,

Которых у Мусы было очень много. Воспоминания о них, их теплота, дружеское участие, верность, мудрость согревают поэта в холодном каменном мешке.

И, конечно, мысль о друге неразрывно связана с мыслью о Родине. (Отрывок из стихотворения «Другу»):

Зачем о ранней гибели тужить?

Мы жизни не купили, Друг, ответь,

Мы сами выбирали как нам жить,--

Не сами разве выбирали смерть?!...


Давал я клятву, жадно жизнь любя--

Отдать её за отчую страну;

Мой друг, будь сотня жизней у тебя,

Ты б за народ их отдал как одну!


Пускай победам Родины сейчас

Нам радоваться издали дано,

Но всё ж, мы ощущаем всякий час,

Что сердцем мы с Отчизной -- заодно!


Не думай, что солдат пред смертью слаб,

Что нашу юность уничтожит смерть

Ведь вслед нам скажут юные: «Когда б

Так жить и так достойно умереть!».

Воспоминание о друзьях, единомышленниках и саратниках, помогает выжить. Но не менее дороги и значимы друзья, обретённые в неволе, люди, с которыми делишь и холод, и голод, и кандалы. Таким другом был Андре Тиммерманс, которому Джалиль посвятил несколько стихотворений. Одно из них «Мой подарок». (читает стихотворение)


ВЕДУЩАЯ. Кто ещё хочет высказаться?


УЧЕНИЦА. Наверное, кроме чувства дружбы огромной вспомогательной силой была любовь. Этой теме посвящена большая часть стихотворений «Моабитской тетради». Здесь всё: и первая встреча, и счастье, и печаль, и смех, и слёзы – всё то, чем всегда полна любовь. Любовь – это ещё одна могучая неразрывная связь с Родиной. (читает стихотворение «Девушке»)


УЧЕНИК. Я тоже хотел бы прочитать одно стихотворение, в котором поэт говорит о том, что самая мощная сила в любви – верность. (читает стихотворение «Любимой»)


УЧЕНИК. Я считаю, что для Мусы Джалиля недостаточно, чтобы подруга любила его и ждала. Любящая женщина может многое простить. Для поэта важно, чтобы она верила, что он остался прежним, таким, каким она его любила: честным, преданным, неподкупным, чистым сердцем и разумом. Об этом говорит стихотворение «Не верь». (читает стихотворение «Не верь»)


УЧЕНИК. Томясь в тюремных застенках, Муса Джалиль не переставал следить за событиями на фронте. Каждый новый успех Красной Армии прибавлял силы, наполнял радостью сердце, рождал надежду на скорую Победу! Эта вера просто клокочет в стихотворении «Новогодние пожелания», написанное под новый 1944 год.

«Да принесёт грядущий Новый

Свободу сладкую для нас!

Да снимет с наших рук оковы!

Да вытрет слёзы с наших глаз!» (до конца).


УЧЕНИЦА. Но как, скажите, мог Муса предугадать, что День Победы будет праздноваться в мае? Каким же пронзительным сердцем надо было обладать, чтобы ещё в октябре 1943 года сквозь толщу мук и крови, сквозь каменные стены увидеть тот блистательный день. (читает стихотворение «После войны»).


ВЕДУЩАЯ. (читает стихотворение «Последняя песня»)

В августе 1944 года Муса Джалиль был казнён. Он принял смерть с улыбкой на устах, пересохшими от жажды. Ушёл из жизни не только самобытный, талантливый поэт, ушёл гордый, чистый, светлый человек, не знающий более сладких слов, чем Родина, Свобода. Жизнь. Как горьковский сокол на могучих крыльях своих песен он летит в бессмертие. « О Смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью, но будет время -- и капли крови твоей горячей как искры вспыхнут во мраке жизни и много новых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!..

Безумству храбрых поём мы песню!».


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (8кл.)

Учитель Козобродова Евгения Георгиевна


^ ТЕМА. ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

ЦЕЛЬ. 1. Обобщение сведений об однородных членах предложения, известных

учащимся по курсу V-VI классов; дать понятие о распространённых и

нераспространённых однородных членах, о рядах однородных членов,

об однородных членах, выраженных различными частями речи.

2. Формирование умения ориентироваться в полученной информации.

3. Способствовать воспитанию любви к русскому языку как к неисся –

каемому источнику выразительных средств. Способствовать эстетичес

кому воспитанию.

Урок построен на основе ТЕХНОЛОГИИ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебники, тетради. Картина А.Шилова «Вдвоём» (1981),

Компьютерный диск со слайдами. Карточки.


^ ХОД УРОКА


I. Начало урока. Введение. (приём «Отсроченная отгадка»)

Учитель показывает классу картину Художника А.Шилова «Вдвоём»

- Что вы видите? Ответить нужно одним предложением.

Возможные ответы. Я вижу пожилого человека. Я вижу дедушку с собачкой. Я вижу умного, интеллигентного старца. Я вижу дедушку и собачку.

Учитель. Так кого мы видим на картине – дедушку и собачку или дедушку с собачкой? Какое из этих выражений определяет основной художественный замысел картины и почему именно эта форма приемлема для этого? Сегодня мы постараемся разобраться во всех этих вопросах.

II. Контрольно-подготовительный этап. Опрос по предыдущим темам. Приём «согласен/ не согласен».

1. По наличию главных членов предложения делятся на двусоставные и односоставные. (Согласен)

2. Определённо-личные – это предложения двусоставные. (Не согласен. Это односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым.)

3. Неопределённо-личные –односоставные предложения с одним главным членом подлежащим. (Не согласен. С одним главным членом – сказуемым)

4. В безличных предложениях определённо подразумевается действующее лицо. (Не согласен. Нет и не может быть действующего лица)

5. Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее. (Согласен)

6. Неполные предложения могут существовать вне контекста. (Не согласен. Неполные предложения существуют только в контексте).

Задание. Запишите предложение. Определите тип. Скажите, чем оно осложнено.

На улице тихо, свежо, безлунно. (Безличное. Однородные сказуемые)

III.Знакомство с темой. Постановка учебной цели. Приём «знаем/ не знаем»

Вопрос учителя: Что мы знаем об однородных членах предложения из курса предыдущих классов? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. Однородными могут быть любые члены предложения.)

Найдите однородные члены в предложениях, написанных на доске. Поставьте пропущенные запятые. Какие это члены?(Опред., дополн., обстоят. и т.д.)

Лес весь был разукраш..н в ж..лтые красные золотистые краски осен...

В глухих озёрах в заросш..х руч..ях уныло отр..жаются стволы корявых берёзок.

Всё насыщ..лось теплом весны, её ар..матом, её звуками.

IV. Сотворчество.

А. Знакомство с теоретическим материалом. Самостоятельная работа с учебником. (стр. 115. под красной чертой)

- Что нового для себя узнали из этого материала?

- Найдите в предыдущих предложениях предложения с распространёнными однородными членами.

Б. Работа со слайдом. Определите способ выражения однородных членов.

Ел он с аппетитом, много, крепкими зубами с хрустом обгладывая кости бараньего бока.

При каждом налёте весь лес начинал стрелять в воздух. Стреляли стоя, с колена, лёжа, из винтовок, из пулемётов, из наганов.

Вывод. Однородные члены могут быть выражены разными частями речи.

В. Однородные члены составляют ряд. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Сколько рядов однородных членов в написанном на доске предложении?

Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.

Слайд. Переделайте предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов. В это время сильная группа составляет предложения с однородными членами по картине.

В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник.

Г. Кластер.

Начертить кластер по теме нашего урока.

1. Итак, центр нашего внимания на уроке? – (Однородные члены предложения)

2. Что мы знали о них до сегодняшнего дня? (Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, могут быть любыми членами предложения.)

3. Что нового мы узнали о них сегодня? (Однородные члены могут быть распространёнными: в одном предложении может быть несколько рядов однородных членов; однородные члены могут быть выражены разными частями речи

  1   2

Скачать 0.5 Mb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru