Загрузка...
Категории:

Загрузка...

История боспора киммерийского – величественного крымского государства предисловие

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 267.39 Kb.
Дата09.04.2012
Размер267.39 Kb.
ТипРеферат
Содержание
История основания боспора
Создание и расцвет боспорского государства
Последние столетия в истории боспора
2. История возникновения боспора
2.Устройство полисов
3. Эпоха правления Археанактидов
Рис. 1. Поселения Восточного Крыма в архаическую эпоху
4. Становление экономики
3. Создание и расцвет боспорского государства
2. Основы экономического расцвета
3. Расцвет культуры
Понятие образования счита­лось идеалом греческой культуры, кредо духовной жиз­ни античных городов.
Уже эти произведения показывают, что Пантикапей являлся не только полити­ческим и экономическим, но и культурным центром Бос­пор
4. Причины расцвета Боспора и начало его заката.
4. Последние столетия в истории боспора
2. Особенности экономического развития в данный период
3. Социальная структура населения
4. На пути к христианской культуре
5. Конец существования Боспорского государства.
Подобный материал:

ИСТОРИЯ БОСПОРА КИММЕРИЙСКОГО – ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО КРЫМСКОГО ГОСУДАРСТВА


Предисловие


По словам А.С.Пушкина, уважение к минувшему является чертой, отличающей культуру от дикости.


В.О. Ключевский утверждал: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий».


Недавно нам в руки попала книга о Боспоре Киммерийском – древнем греческом государстве, существовавшем в Крыму на рубеже эпох. В состав этого государства входила когда-то и Феодосия с ее окрестностями. За период существования Боспор пережил как небывалый расцвет, так и непоправимый упадок. Чем жили люди в прошлом? О чем думали? Что ценили? Какие процессы, происходящие в обществе, в сознании народа, в их материальной и духовной жизни повлияли на расцвет и закат этого древнего полиса?


Наследие прошлого никогда не проходит бесследно для страны, территории и народов, ее населяющих. Спираль истории неуклонно возвращается на круги своя. Уроки прошлого тем и ценны, что мы можем перенять лучшее и переосмыслить причины худших событий, чтобы избежать их повторения. Возможно, краткий экскурс в историю одного из величайших крымских государств даст нам понимание того, каким может быть Город Мечты.


* Данный обзор составлен по материалам книги В.М. Зубарь, А.С. Русяевой «На берегах Боспора Киммерийского», ИД «Стилос», 2004


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ




  1. ^ ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ БОСПОРА

1. Основание греческих поселений

2. Устройство полисов

3. Эпоха правления Археанактидов

4. Становление экономики


  1. ^ СОЗДАНИЕ И РАСЦВЕТ БОСПОРСКОГО ГОСУДАРСТВА

  1. Эпоха династии Спартокидов

  2. Основы экономического расцвета

  3. Расцвет культуры

  4. Причины расцвета Боспора и начало его заката




  1. ^ ПОСЛЕДНИЕ СТОЛЕТИЯ В ИСТОРИИ БОСПОРА

  1. Начало варварских набегов

  2. Особенности экономического развития в данный период

  3. Социальная структура населения

  4. На пути к христианской культуре

  5. Конец существования Боспорского государства.

1. ВВЕДЕНИЕ


Боспорское Царство, Боспор — античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). Уничтожено гуннами в 80-х гг. IV в. н.э.


Насильственно прерванная история Боспорского го­сударства, как и всей античной цивилизации, не исчез­ла бесследно в ушедших веках. Литературная традиция донесла до нашего времени названия его городов, имена правителей и их родословные, красочные рассказы о войнах и борьбе за власть. Но более всего разнообразных памятников и простых вещей дает земля Боспора Киммерийского. Они знакомят нас с тем, как жили и чем занимались обитавшие на ней в античную эпоху люди, помогают изучить их разносторонние контакты со всеми центрами ойкумены (ойкумена - освоенная человечеством часть территории), понять многообразие и сложность их истории и культуры. Они также раскрывают со всей возможной полнотой духовный мир боспорцев, их отношение к богам, героям и царям, гражданам и иностранцам, бесправным и зависимым. В их отражении видится извечно человеческое стремление к правопорядку, миру и красоте.


^ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОСПОРА


1. Основание греческих поселений.

В середине VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы и к середине VI века до н. э. осваивают всё побережье. Колонии основывались как апойкии — независимые полисы (города-государства).

Итак, в последней четверти или даже в конце VII века до н. э. в Северо-Восточном Причерноморье появляются два поселения — Таганрогское и Пантикапей. Первое так и не стало городом и прекратило свое существованию в середине VI века до н. э.

Совершенно иной оказалась судьба Пантикапея. Основателями Пантикапея были милетяне. Об этом говорят многие древние писатели, называющие Пантикапей не только первым городом, основанным на Боспоре, но и «метрополией всех милетских поселений Боспора». Пантикапей «всегда был резиденцией боспорских правителей». Все эти данные заставляют смотреть на город как на некий центр, которому было суждено большое будущее.

Пантикапей расположился в глубине самой удобной бухты Керченского пролива, что давало большие преимущества. Прежде всего это удобная стоянка для кораблей, что обеспечивало перспективы для морской торговли. Кроме того, пролив был (и остается) важным районом миграций рыбы, одного из основных источников пищи эллинов. И, наконец, с суши к городу примыкали почти не заселенные плодородные степи, обеспечивающие не только необходимый, но и запасной фонд земель для населения. Гавань Пантикапея находилось на месте центра современного города Керчи.

В течение 580—560 годов до н. э. вдоль побережья Керченского полуострова и на островах в дельте Кубани, из которых впоследствии сформировался современный Таманский полуостров, возникает еще несколько апойкий, некоторые из которых затем выросли в большие города и сохранились до нашего времени. Наиболее значительным городом на европейском берегу была Феодосия, основанная также переселенцами из Милета. В Азии милетяне основали еще один город Кепы, сыгравший важную роль в истории государства.

Греческие рабовладельческие полисы были основаны в районах с плотным местным населением (в Крыму жили скифы и тавры, на Таманском полуостровесинды и меоты). Полис, как правило, включал в себя городской центр, средоточие политической, культурной и религиозной жизни, а также сельскохозяйственную округу — хору.

Очень скоро полисы стали испытывать военное давление со стороны варваров. Чтобы противостоять им, греческие колонии объединяются. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива.

^ 2.Устройство полисов

Все основанные эллинами поселения (за исключением небольших сельских поселений хоры) должны были иметь ту или иную форму полисной организации. Подобно Ольвии и Херсонесу на первом этапе их существования форма управления была аристократической, характерной в то время и для Эллады. Однако в наиболее крупных городах Боспора — Пантикапее, Гермонассах и Фанагории — могла быть и более жесткая форма управления — тирания. Во главе объединения стояли тираны Пантикапея из греческого (милетского) рода Археанактидов. Должность тирана (правителя) Пантикапея и архонта Аполлонийского союза превратилась в наследственную. Архонты принадлежали к знатному роду Археанактидов, которые управляли Боспорским межполисным союзом 42 года.

Изначально слово «тиран» отнюдь не носило негативного оттенка. В Древней Греции так называли людей, которые силой захватывали власть в государстве. Тирания была вполне общепризнанной формой правления, а тиранов можно было считать топ-менеджерами, успешно сделавшими политическую карьеру.

Тираны чаще всего происходили из аристократических родов. Большинство из них в молодости отличались победами в олимпийских или других календарно-религиозных спортивных состязаниях, а также военных стычках. Роль победителя повышала амбиции, возносила его над толпой, окружала массой поклонников. При удобном случае отдельные из них захватывали власть относительно ле­гко при помощи нескольких десятков гоплитов или стражи. Чтобы привлечь на свою сторону народ, тираны широко использовали религиозные представления, заботились в первую очередь о возведении храмов и алтарей, обогащении сокровищниц, организации общеполисных празднеств.

^ 3. Эпоха правления Археанактидов

Ко времени правления Археанактидов относятся наиболее заметные археологические остатки монументальных сооружений оборонительного и религиозного характера. К первым из них относится возведение Тиритакского оборонительного вала. Характер наиболее ранней Тиритакской оборонительной линии и ее внушительная длина свидетельствуют о том, что это было чрезвычайно трудоемкое и сложное фортификационное сооружение. В общем же возведение Тиритакского оборонительно­го вала имело чрезвычайно важное значение для консоли­дации боспорских греков и обеспечения их безопасности.

По археологическим данным горо­да в это время занимали еще незначительные площади. Например, Пантикапей - около 9 га, где в общем прожи­вало 2-3 тыс. человек. Из них граждан было несколько меньше. По некоторым подсчетам во всех боспорских населенных пунктах в то время жило всего около 15 тыс. человек, из которых, возможно, только менее 5 тыс. составляли боеспособные мужчины.

Как представляется, возвышение и стремительный рост экономического потенциала Пантикапея в V в. до н. э. явился не столько причиной, сколько следствием объединения греческих городов в симмахию, хотя ранняя пантикапейская монетная чеканка свидетельствует о том, что этот центр, безусловно, был экономическим лидером региона. Но только сконцентрировав средства и ресурсы объединения греческих городов, направляемые на совме­стную оборону, в условиях постоянной угрозы варварских набегов, а несколько позже и на культовое строительство, Пантикапей мог развиваться более быстрыми темпами, чем другие боспорские города.

^ Рис. 1. Поселения Восточного Крыма в архаическую эпоху

I — примерные границы Пантикапейского полиса; II — примерные границы полиса Нимфей; III — трассы валов; IV — городские поселения; V — деревни: 1 — Андреевка Южная; 2 — Ю.-Чурубашское; 3 — Героевка; 4 — на горе Опук

Значительное вни­мание Археанактиды уделяли религиозным мероприятиям. В частности, с их деятельнос­тью связывают сооружение монументального храма Аполлона Петро­ва в Пантикапее около середины V в. до н.э. Сохранившиеся архитектурные детали, позволившие осуществить его реконструкцию, дают право относить его к самым грандиозным культовым сооружениям это­го времени в масштабах Причерноморья. Скорее всего, такой храм рассматривался эллинами как символ рели­гиозно-политического объединения, благодаря которому была достигнута решающая победа над кочевниками.

^ 4. Становление экономики

Время правления Археанактидов было периодом дальнейшего экономического подъема государства. Появляются города, увеличивается число сельских поселений. В ряде городов перепланируются старые участки, наряду с новыми жилыми кварталами появляются производственные сооружения, святилища. Некоторые города, как уже отмечалось ранее, окружаются крепостными стенами. Ведущей отраслью экономики государства является сельское хозяйство. О значении его в жизни полисов на Боспоре свидетельствует изображение на монетах Пантикапея, Фанагории, Синдской Гавани колоса пшеницы или зерна. Развиваются различные ремесла, особенно керамическое производство, связанное с потребностями бурно развивающегося сельского хозяйства. В большом объеме развиваются ремесла, особенно изго­товление вооружения. Кроме того, развиваются металлообработка, связанная с военным делом, и ювелирное производство. В столице государства Пантикапее особенно активно функционирует оружейная мастерская.


На первое место во внешней торговле выходят Афины, начавшие после побед над персами контролиро­вать черноморские проливы. Как и в другие районы, на Боспор привозилось также большое количество вина и оливкового масла в амфорной таре их Хиоса, Фасоса, Коринфа, Менды и иных центров. Боспорские греки по­купали терракотовые статуэтки, скульптуру, ювелирные украшения и различные предметы греческих мастеров.


Исходя из всего сказанного, Археанактиды не сумели еще создать сильное Боспорское государство, куда бы вошли все проживавшие здесь эллины. Их консолидация носила в основном религиоз­ный и оборонительный характер. Однако то, что эллины встали на путь дальнейшего развития под эгидой Апол­лона и Археанактидов, спасло их от возможного покоре­ния скифами.

Археанактиды не сумели продержаться у власти больше 42 лет, предназначенных их роду судьбой и историей. Но они открыли для своих последователей возможные пути создания сильного и самого большого территориального эллино-варварского государства, равного которому еще не было в Причерноморье. Подобного рода государства возникнут в античном мире только после походов Александра Македонского. И это значит, что магистральный путь развития государства, избранный Боспором и его правителями, был правильным.

^ 3. СОЗДАНИЕ И РАСЦВЕТ БОСПОРСКОГО ГОСУДАРСТВА


1. Эпоха династии Спартокидов

В 438 до н. э. тираническая власть в Пантикапее и архонтская в Аполлонийском межполисном союзе перешла к Спартоку, потомков которого называли Спартокидами. Последние превратили свою тираническую власть в царскую около 385 г. до н.э., подчинив Феодосию, Гермонассу и Фанагорию (а ещё раньше - в 403 г. до н. э. - Нимфей) и возглавляли Боспор до 107 г. до н. э.

Приход к власти Спартокидов ознаменовался значительным расширением территории государства, которое начал преемник Спартока и Селевка Сатир I, продолжили Левкон I и Перисад I (348—311 гг. до н. э.) — правители IV века до н. э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора.

Расширение владений Спартокиды начали с присоединения Нимфея и Феодосии. Победа над Феодосией сулила большие возможности в плане присоединения со временем территории всего Керченского полуострова вместе с его скифским населением. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта.

Левкон в итоге создал могущественное греко-варварское государство на Боспоре. Оно отличалось от всех припонтийских полисов не только размерами и подчинением многих разноэтнических объединений, но и своей поли­тически-правовой структурой. Созданную им державу, из-за четко выраженной авторитарной власти, называют территориальной монархией. В своем руковод­стве страной Левкон опирался на хорошо подобранную и организованную администрацию, наемное войско и впос­ледствии храмы различных божеств. Возможно поэтому древние авторы вели отсчет династии от его имени и называли последующих правителей Левконидами.


Перисад — продолжатель политики Левконидов. Главным содержанием политики Перисада было ук­репление власти архонта над греческими полисами и ца­ря над подчиненными отцом варварскими территориями, к которым он присоединил еще земли досхов и фатеев. Но в общем он проводил миролю­бивую политику как по отношению к греческим городам, так и скифам.


^ 2. Основы экономического расцвета

Объединение под властью династии Спартокидов к началу IV в. до н. э. значительных территорий в Восточном Крыму, на Таманском полуострове и в прилегающих к нему районах, безусловно, является пово­ротным пунктом в истории Боспорского государства. Неудивительно поэтому, что именно со второй чет­верти IV в. до н. э. начинается стре­мительный рост количества сельских поселений и организация сельскохо­зяйственной территории государства.

Основой экономики государства при Спартокидах остается по-прежнему сельское хозяйство и тесно связанная с ним хлебная торговля. Спартокиды ежегодно продавали Афинам около 400 тыс. медимнов (16 380 т) беспошлинно, то есть фактиче­ски презентуя им 300 медимнов (540 т) зерна. По свидетельству Страбона, из Феодосии при Левконе также было вывезено 86 тыс. т зерна. Этого тирана вообще называли хозяином боспорского хлеба. Спартокиды действительно обеспечивали своим хлебом половину населения крупнейшего в Среди­земноморье города. В обмен на хлеб, соленую рыбу, шерсть, кожи или за деньги, полученные от их продажи, Спартокиды получа­ли из Афин драгоценные ювелирные изделия, одежду, оружие, высокохудожественные расписные сосуды, мра­мор и скульптуру, вино и оливковое масло, ткани и т. д.

С земледелием, как основным занятием, связано широкое распространение культов божеств, покровительствовавших земледелию, — Деметры, Диониса и Афродиты Апатуры.
О большой роли сельского хозяйства свидетельствуют также виноградарство и виноделие. Правда, климат Северного Причерноморья был менее благоприятен для виноградарства, чем в Греции, и на зиму виноградные лозы приходилось присыпать землей, чтобы они не замерзали. Тем не менее уже во второй половине IV века до н. э. виноградарство становится на Боспоре товарным производством. Успешно развивалось и боспорское садоводство. Греческие авторы при описании боспорских поселений непременно упоминают об окружающих их прекрасных садах. Не случайно один из городов государства даже назывался «Кепы», что означает «сады». Боспоряне выращивали яблони, груши, гранаты, сливу, алычу и другие садовые культуры.

Важнейшим из промыслов Боспора всегда было рыболовство, достигшее во второй половине IV века до н. э. высокого развития. При раскопках любого боспорского города или поселения всегда встречаются кости рыб или приспособления для рыбной ловли.

Чрезвычайно важным во взаимоотношениях Боспора с Афинами является укрепление флота при помощи на­бранных в этом полисе при Перисаде матросов. Афиняне могли поддержать его и в кратковременном военном кон­фликте со скифами.

При Левконе и его ближайших потомках развивается и совершенствуется ремесленное производство. Возникают и активно функционируют практически все известные в античном мире ремесла, включая производство дорогих краснофигурных ваз, мраморных статуй и рельефов. Наиболее важное значение для государства и его правителей в то время имели ювелирное производство в металлургии, а в керамическом производстве — изготовление черепицы.

Боспорские ювелиры и чеканщики не ограничивались рамками ремесла и поднялись до вершин высокого искусства. Нигде в античном мире нет такого количества столь превосходно выполненных изделий из золота, серебра и их сплава электра, как в Северном Причерноморье. Большинство из них найдено на Боспоре, в богатых скифских и меотских курганах. Боспорские мастера отлично знали вкусы своих заказчиков и, имея несравненно большие возможности, которые им давало территориальное государство в сравнении с полисом, быстро вытеснили с рынка конкурентов из Ольвии, Херсонеса и других греческих городов Причерноморья. Высокий уровень ювелирного искусства на Боспоре не был превзойден нигде, ни в то время ни позднее, вплоть до нашего времени. Золотые серьги, например, найденные в Феодосии, не смог повторить ни один современный ювелир, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки.

^ 3. Расцвет культуры

В период правления пер­вых Спартокидов изменились не только территориаль­ные границы государства, но и внешний облик городов, материальное благосостояние их жителей. Во многом обогатилось и духовное мировоззрение граждан, имев­ших возможность получать начальное образование не только в открывшихся школах и гимнасиях в крупных городах Боспора, но и высшее - в Афинах. Разумеется, поехать туда учиться могли только дети богатых жите­лей, приближенных к царскому двору.


^ Понятие образования счита­лось идеалом греческой культуры, кредо духовной жиз­ни античных городов. Большое внимание уделялось прежде всего ораторскому искусству и философии, пра­ву, математике, истории, медицине. Каждый грек в госу­дарстве с денежным обращением должен был читать и считать. В Пантикапее сосредотачивались основные интеллектуальные силы. Сюда приглашались художни­ки, скульпторы, ювелирных дел мастера из других греческих городов. Они работали для удовлетворения раз­личных запросов царя, боспорской, скифской и синдской элиты. Пантикапей становится городом - столицей всего государства. В строительстве каменных домов, благоуст­ройстве улиц и дворов было занято большое количество населения. Очевидно, по примеру других городов здесь существовала специальная охрана, обеспечивавшая защиту горожан и приезжих.


Происходило постоянное расширение городской застройки в связи с ростом населения. А вместе с этим начали уделять большое внимание благоустройству. Появилось много колодцев, водостоков, в том числе и канализационных. Склоны горы Митридат в Пантикапее террасировались и застраивались домами. В ее центре был сооружен царский дворец и, вероятно, храм почита­емых царской семьей божеств. Недалеко располагался театр, другие общественные и культовые сооружения. Около середи­ны V в. до н. э. на верхнем плато акрополя был сооружен большой периптериальный храм Аполлона Врача. Этот величественный ансамбль, хорошо просматриваемый со всех сторон, был окружен мощной оборонительной стеной с башнями. Он составлял культурную доминанту Пантикапея.


Жилые дома становятся более просторными. Интерь­ер отдельных из них оформляется как в богатых гречес­ких домах Афин. Стены штукатурились и красились в разные цвета, а нередко и расписывались. Мебель - дере­вянные ложа, кресла, столы, сундуки - украшались ко­стяными и бронзовыми рельефами или ажурными накладками. В каждом доме жилые помещения в вечернее время освещались светильниками, большинство из кото­рых также составляло афинский импорт.


Дома богатых жителей строились с колоннадой пор­тиков в дорическом и ионическом ордерном стиле. Такие же ордера применялись при сооружении храмов. Во мно­гих домах Пантикапея, Фанагории, Нимфея и других го­родов в классическое время обязательным являлось уст­ройство андрона - комнаты для хозяина. Здесь он отды­хал и устраивал симпосии для своих друзей и гостей. По­этому в андронах стояло по 6-8 лож и столики для вина и яств. Полы нередко покрывались мозаикой. Здесь же хозяин дома демонстрировал шкуры убитых им диких животных; подушки и покрывала, изготовленные в его доме; приобретенные на рынке расписные вазы, террако­ты, мраморные статуэтки; редкие вина и чаши. Симпосии сопровождались игрой на флейте, лире или кифаре, песнями, составлением коротких стихов, играми, рассказами о войне, путешествиях, охоте и т. д.


Женщины обитали в другой половине дома - гине­кее, занимались хозяйством и домашними ремеслами, воспитывали детей, готовились к проведению разнообразных обрядов, в том числе и свадебных. В основном, как и в предшествующее время, пища была скромной, но разнообразной: пшеничные и ячменные лепешки, каши, рыба (свежая, соленая, вяленая, сушеная, маринованная), овощи, фрукты, мясо, сыр, различные острые соусы, приправы и, естественно, разбавленное водой вино. Употреблялось не только привозное, но и местное.


Многочисленные изображения трапез на посвяти­тельных и надгробных стелах дают ясное представление о сервировке стола и отдельных деталях интерьера. Ча­ще всего мужчина, полулежа на ложе с подушками и по­крывалами, держит в руке чашу для питья вина. Рядом в кресле в парадном драпированном костюме сидит жена, поставив ноги на маленький стульчик. На столе лежат хлебные лепешки и. несколько сосудов с пищей. Рядом стоит большой кратер или гидрия, из которых мальчик-прислужник черпает вино киафом с длинной ручкой. В царских семьях сервировка стала отличалась, конечно, богатством и разнообразием сосудов из золота, серебра и бронзы. В их владении находились и высоко­художественные краснофигурные, чаще всего с позоло­той сосуды. Краснофигурные сосуды для вина через посредство боспорских купцов или в виде даров поступа­ли и к скифской элите.


По-видимому, при Спартокидах получил окончатель­ное оформление и так называемый боспорский мужской костюм. Он состоял из плотно облегавших тело штанов, заправленных в мягкие сапоги, куртки и плаща, застегнутого фибулой на правом плече, переброшенном через левое плечо и спускающемся в виде треугольника на груди. Короткие куртки или рубашки, широкие или узкие штаны носили также земледельцы, ремесленники, торговцы и представители других слоев населения. За­житочные имели верховых лошадей и повозки. Костюм женщин изменился меньше. Возможно, они чаще носи­ли гиматий, покрывающий и голову. Очевидно, многие боспорянки пользовались привозными ароматическими маслами. Они хранились в разнообразных небольших со­судах. И лишь в редчайших случаях, очевидно, богатые гречанки покупали масла в расписных фигурных лекифах, изготовленных в Афинах первоклассными мастера­ми.


На Боспоре найдены лучшие образцы серег, выполненных в роскошном стиле и сделанных в греческой микротехнике. В настоящее время известно четырнадцать пар таких серег из разных уголков античной ойкумены, хранящихся в больших музеях мира. Из них семь происходят из погребений Крыма и Тамани, одна из некрополя Херсонеса Таврического. Однако всемирной известностью пользуется пара роскошных серег из гробницы в окрестностях Феодосии.


В общем боспорские греки и в период правления первых Спартокидов сохраняли основные традиции в устройстве городов и быта. Некоторые изменения в их мировоззрении диктовались как соседством с варварскими племенами, так и экологическими особенностями ре­гиона.


В IV в. до н. э. в Пантикапее, а возможно, и в дру­гих городах были организованы специальные мастерские скульпторов, торевтов (мастеров по обработке металлов), художников, в которых создава­лись разнообразные произведения искусства. Особенно много изготовлялось статуй, в том числе и портретных, а также в зависимости от соци­ального статуса семьи различ­ные типы надгробий.


^ Уже эти произведения показывают, что Пантикапей являлся не только полити­ческим и экономическим, но и культурным центром Бос­порского государства.


Примечательной особенностью художественной жиз­ни на Боспоре являлась торевтика. Никогда более боспорская торевтика не достигала таких выдающихся успехов, как в период правления Левкона и Перисада. Художественная обработка драго­ценных металлов, появление на Боспоре выдающихся мастеров стали возможны благодаря экономическому процветанию государства, обогащению его правителей и определенной прослойки населения. Для удовлетворения их запросов привозились ювелирные изделия из многих греческих городов. А обогащение многих шло, как известно, за счет торговли хлебом и рыбой, хорошо налажен­ным вывозом этих продуктов в города Эгеиды и в первую очередь - Афины.


Боспорские мастера достигли больших успехов в художественной обработке кости и дерева. Здешняя знать проявляла все больший интерес к памятникам искусства, желание украсить ими свои жилища, туалетные при­надлежности и даже саркофаги для счастливого продол­жения жизни в потустороннем мире. Именно благодаря этому мы знаем, какие прекрасные рельефные и резные сюжеты выполняли здесь по специальным заказам бога­тых людей художники и каких успехов они достигли в своем творчестве.

В религиозном мировоззрении боспорских греков происходит также ряд изменений. Они продолжали по­читать своих исконных богов-покровителей и защитни­ков, прежде всего Аполлона Иетроса, Афродиту Уранию и Деметру. О существовании их святилищ известно по посвятительным надписям жрецов и жриц или их детей, ставивших статуи за отцов, отбывших срок жречества.

На пантикапейском акрополе были сосредоточены статуи многих богов и героев, их святилища. Чрезвычай­ную популярность завоевал культ Геракла. Обычно к нему обращались, надеясь на его помощь и защиту те, кому приходилось принимать участие в битвах.

Очень богатые граждане посвящали любимым боже­ствам храмы, о чем сообщалось в надписях на каменных плитах, которые вывешивались на его стенах или вы­ставлялись в них при входе.


На основании имеющихся в настоящее время источ­ников можно заключить, что в первой четверти IV в. до н. э. на территории Керченского, Таманского полуостро­вов и в Синдике окончательно сложилось Боспорское государство территориального типа, близкое в отдельных чертах, но не адекватное эллинистической монархии. Оно инкорпорировало в свой состав как многочисленные греческие полисы, так и варварское население, по отноше­нию к которому боспорские тираны выступали в качестве царей.


^ 4. Причины расцвета Боспора и начало его заката. Экономической основой нового государственного образования, от которой в значительной степени зависе­ло благосостояние правящей династии, был хлеб. Зерно, преимущественно пшеница, в качестве фороса поступало от покоренных синдов и других племен, а возможно, и греческого населения подвластных городов. Оно и было основным богатством Боспора. Именно доход от вывоза хлеба, в первую очередь, в Афины, пос­тупавший в распоряжение Спартокидов, позволил им, опираясь на администрацию и воинов-наемников, укре­пить свою власть и превратить Боспор в самое могущест­венное государство в Северном Причерноморье. Благодаря этому широкое развитие получила культура. В результате строительства каменных общественных и жилых домов, храмов и алтарей, благоустройства площадей, улиц, гаваней, установки статуй преобразился облик всех боспорских городов. Сосредоточение в Пантикапее разнообразных художественных мастеров и произведений искусства, как привозных, так и местного изготовления, выделяло этот город как столицу государства и главную резиденцию его правителей во всем Причерноморье.


Государственная машина Боспора настолько окрепла и усовершенствовалась применительно к условиям периферии античного мира, что власть Спартокидов сохранялась и далее еще на протяжении почти 200 лет без существенных изменений. Но признание правления Перисада I, наследника Спартокидов, высшей ступенью развития государства означает и признание начало его заката. И подобно тому, как после смерти Александра Македонского (в 323 г. до н. э.) началась борьба за власть между его преемниками, так и после смерти Перисада I в 310/309 году до н. э. на Боспоре также начинается война его сыновей, что явилось первым признаком заката существования Боспора.


^ 4. ПОСЛЕДНИЕ СТОЛЕТИЯ В ИСТОРИИ БОСПОРА


1. Начало варварских набегов.

С третьей четверти III в. в истории Боспора, как и в истории античных государств Северного Причерноморья, начинается новый этап исторического развития. Если раньше он тесно увязывался с социально-экономическим кризисом в Римской империи, то теперь основное внимание должно быть уделено последствиям варварских нашествий, получивших название «готских» или «скифских» войн. Их результаты не могли не отразиться на особенностях социально-экономического и политического развития Боспорского государства.

В результате херсонесско-боспорских войн, в которых ведущую роль играли варварские элементы, экономика государства была подорвана, но жизнь на территории боспорских населенных пунктов продолжалась. Причем именно в IV в. в состав их населения усилился приток варварских элементов, которые в значительной степени изменили не только культуру, но и их облик.

С середины III в. государство подвергалось натиску варваров — готов, боранов, ворадов. Пришельцы совершали морские походы, опираясь на Боспор как на организационную базу и используя его флот.

Однако варварские набеги были не единственной причиной начала кризиса. Этому во многом способствовала внутридинастическая борьба за власть.

^ 2. Особенности экономического развития в данный период

В резуль­тате неблагоприятной военно-политической ситуации третьей четверти III в. сельское хозяйство, являвшееся основой экономики Боспора на протяжении всей антич­ной эпохи, было подорвано. Наиболее ярко это прослежи­вается по сравнительно лучше изученным памятникам Керченского полуострова. С этого времени и вплоть до второй четверти VI в. жизнь продолжалась на ряде горо­дищ в Крымском Приазовье и на берегах Керченского про­лива, но она носила очаговый или локальный характер.


Это не могло не сказаться не только на положении Боспорского государства, но и на облике городов. Сель­ское население, среди которого значительный процент составляли выходцы из варварской среды, концентриру­ется в городах и крупных населенных пунктах. Город­ские центры, и в первую очередь столичный Пантикапей, из крупного общественного и ремесленно-торгового цен­тра постепенно превращается в аграрно-ремесленный город, где объемы торговых операций резко падают.


Общая политическая конъюнктура в мире изменилась. Афины пришли в упадок и не могли больше оплатить всю массу боспорской товарной продукции. В то же время огромную массу хлеба на рынки Эллады стал поставлять Египет. Доставка его из Египта была дешевле, и это резко сократило спрос на хлеб из Северного Причерноморья. Поэтому хлебный экспорт Боспора сокращается, уступая место вывозу рыбы, скота, рабов.


Наряду с сельским хозяйством, продолжали существовать и промыслы, в частности рыбо-засолка. Ремесленное производство теперь было тесно связано с сельским хозяйством и направлено не на экспорт, а на удовлетворение потребнос­тей в основном внутреннего рынка и ближайшей округи.


Роль денег в экономической жизни постепенно падала. Сокращение объемов торговых операций, с чем свя­зано уменьшение производства ремесленной продукции, и увеличение в экономике удельного веса сельского хозяй­ства, а также стирание резкой грани между боспорскими городами и сельскими поселениями принято связывать с процессом натурализации хозяйства и называть рустификацией, являвшейся наиболее характерной чертой эконо­мического развития Боспора в позднеантичный период. Необходимо отметить, что в своей основе экономика всех без исключения дока­питалистических обществ на протяжении всей их исто­рии была натуральной. Подъем внутренней и внешней торговли, а следовательно, рас­ширение сферы товарных отношений, не могли привести к качественным изменениям в главной отрасли произ­водства - сельском хозяйстве. Основная причина этого кроется в том, что в сферу обмена и торговли не было во­влечено главное средство производства - земля. Только в тех условиях, когда земля становится объектом купли-продажи во всем обществе, а не в рамках какой-то опре­деленной социальной группы, можно говорить, что товар­ные отношения достигли своего наивысшего развития.


Негативные явления в области экономики были свя­заны не с внутренним кризисом способа производства, а главным образом с внешнеполитическими факторами, и в первую очередь с гибелью значительного количества сель­ских поселений и прекращением поступлений ренты-налога в государственную казну.


Неблагоприятные тенденции в экономике привели к увеличению замкнутости отдельных хозяйств и разрыву связей с внешним рынком. Особенно болезненно сложив­шееся положение должно было затронуть сравнительно крупные хозяйства, ориентировавшиеся на рынок, в пер­вую очередь боспорских царей и их окружение, получав­ших основной доход в виде земельной ренты-налога с подвластных им сельскохозяйственных территорий, обра­батывавшихся зависимым населением широкого правово­го спектра.


^ 3. Социальная структура населения. Кризис в эконо­мике привел к упрощению социального состава населе­ния в сравнении с предшествующим периодом и росту тех слоев, которые либо полностью, либо частично были лишены средств к существованию. Разгром варварами, входившими в состав готского союза, системы военных поселений, а вместе с этим исчезновение царского зе­мельного фонда, бывшего ведущей формой землевладе­ния на протяжении первых веков, а также ослабление центральной власти, способствовало увеличению количе­ства мелких производителей. Теперь они лишь номинально зависели от центральной власти. А это в свою очередь привело к кризису устоявшейся системы сбора налогов.

Гибель значительного количества поселений на сель­скохозяйственной территории Боспора и обособление тер­риториально-хозяйственных районов привело на Боспоре к росту значения соседских общин, что было связано с постепенным падением роли государства в позднеантич-ный период. Именно такая форма общественной организа­ции преобладала на Боспоре и в общины было объединено подавляющее большинство населения территориально-хозяйственных районов, где господствовала количествен­но небольшая социальная верхушка, игравшая ведущую роль в гражданском самоуправлении.


^ 4. На пути к христианской культуре

На последнем этапе своей истории Боспорское государство большие средства и силы отдавало на строительство крепостных сооружений. Города постепенно потеряли былую славу и красоту. Величественные храмы и дворцы старели. На­лаженное благоустройство улиц и дворцов пришло в упа­док. Населения становилось все меньше. Постоянные угрозы и набеги варваров создавали у него чувство безнадежности и неверие в будущее.


Бесспорно, во многих городах стояли еще старые храмы и алтари. Население продолжало сохранять основные греческие традиции в языке и рели­гии. Самые поздние боспорские надписи сохраняют чис­тоту языка, но не известно, конечно, каким он был в повседневной жизни. Этническое смешение, отдаленность от главных культурных центров, наличие варварских и римских имен, терминов, словосочетаний стали причи­ной многих изменений.

Тесная связь Боспора с Малой Азией, откуда распро­странялись новые религиозные течения, способствовали и проникновению христианства. Редкие памятники с христианской символикой указывают, что население продолжало почитать в основном свои старые божества. Но сложное экономическое положение Боспора во второй половине III в. и бедственное положение основной массы боспорцев способствовало постепенной христианизации.

Но несмотря на это, хрис­тианские культовые сооруже­ния этого времени на Боспоре пока неизвестны. Тем не менее языческие верования еще долго будоражили умы хрис­тиан. Особенно на периферии античного мира они стали составной частью календарных праздников и погребаль­ного обряда.


На протяжении всей античной эпохи на Боспоре, как и в других районах, помимо государственных институ­тов, общинная организация и различные сообщества, объединявшие людей не только по профессиональному, но и религиозному признаку, играли чрезвычайно важ­ную роль в общественной и частной жизни. Именно в это время в самоуправлении отдельных общин и территори­ально-хозяйственных районов выросла роль представите­лей христианской церкви, объединявших вокруг себя самые широкие слои населения. Не исключено, что в период значительного ослабления центральной власти именно объединение вокруг христианской церкви какой-то части населения способствовало сохранению Боспора как единого политического целого и его ориентации на Византию.


^ 5. Конец существования Боспорского государства. Во второй четверти VI в. власть на Боспоре вновь захватили гунны. В IV в. Боспор обращается к римлянам, чтобы те за уплату ежегодной дани помогли обеспечить ему спокойную жизнь. Однако Рим сам с трудом отбивается от варваров и не может оказать помощь ослабевшему Боспору. Вторжение гуннов нанесло последний удар по Боспорскому государству. В 80-х гг. IV в. гунны разрушили многие поселения и города на Таманском полуострове. Переправившись через пролив, они превратили в развалины города европейского Боспора. И хотя на развалинах греческих городов в конце IV в. жизнь возродилась, Боспорское государство уже прекратило своё существование.

Скачать, 840.66kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru