Категории:

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г

Поиск по сайту:


страница1/26
Дата09.04.2012
Размер5.39 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Глава 1. Общие положения
Организации (п. 1).
Физические лица (п. 2).
Индивидуальные предприниматели (п. 3).
Обособленное подразделение организации (п. 4).
Банки (банк) (п. 5).
Счета (счет) (п. 6).
Лицевые счета (п. 7).
Счета Федерального казначейства (п. 8).
Недоимка (п. 9).
Место нахождения обособленного подразделения российской организации (п. 10).
Место жительства физического лица (п. 11).
Товар (п. 12). Работа (п. 13). Услуга (п. 14).
Финансовый год (п. 15).
Законодательство РФ о страховых взносах (п. 16).
Глава 2. Уплата страховых взносов
Обязательное пенсионное страхование.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательное медицинское страхование.
Обязательное пенсионное страхование.
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
(Постатейный)




Введение



Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - комментируемый Закон) с 1 января 2010 г. регулирует отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР - на обязательное пенсионное страхование, ФСС - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС - на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты (но не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения).

Это регулирование заменило предусматриваемое ранее в гл. 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ, а также в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - в части уплаты страховых взносов в ПФР.

Как отмечалось авторами законопроекта, определяемые объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, в основном совпадают с установленными гл. 24 НК РФ объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по ЕСН для данной категории налогоплательщиков. Размер страховых взносов для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, предлагается определять исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется по отношению к страховым взносам, подлежащим уплате в каждый государственный внебюджетный фонд, как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховой взнос, и соответствующего установленного тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз. Закон также воспроизводит применительно к страховым взносам положения гл. 24 НК РФ в части круга плательщиков, а также порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов. Существующие льготы по уплате ЕСН распространять на страховые взносы не предполагается.

Кроме того, Закон включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов возлагается на: ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФОМС; ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с НК РФ наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов).

Закон также включает в себя переходные положения, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС, а также определяет порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2010 г.

Одновременно с комментируемым Законом принят и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 N 213-ФЗ, которым в связи с принятием данного Закона внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в т.ч. в НК РФ и БК РФ, а также законы о конкретных видах обязательного социального страхования - Федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (новое наименование), "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

^

Глава 1. Общие положения



Статья 1. Предмет правового регулирования

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи определяет предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. определяет общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями:

отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование (далее также - ОПС);

отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование (далее также - ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование (далее также - ОМС);

отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

При этом в ч. 1 комментируемой статьи также введены в юридико-технических целях сокращения для обозначения по тексту комментируемого Закона:

страховых взносов в ПФР на ОПС, ФСС на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФОМС на ОМС - сокращение "страховые взносы";

Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - сокращение "фонды обязательного медицинского страхования".

2. Часть 2 комментируемой статьи исключает из сферы действия комментируемого Закона следующие правоотношения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования:

правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Соответствующим актом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве), который согласно его преамбуле устанавливает в России правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных названным Законом случаях;

правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Данные правоотношения урегулированы соответствующими нормами ст. 17 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (наименование в ред. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1) и ст. 19 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ)*(1).

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования устанавливаются особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования. Речь идет о следующих актах:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), который согласно его преамбуле устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (наименование в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ: далее - Закон об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности), который согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (наименование в ред. Закон РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1, далее - Закон о медицинском страховании), который согласно его преамбуле определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в России.

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится традиционное для федерального законодателя, применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Следует отметить, что указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. О понятиях таких принципов и норм см. разъяснения, данные в п. 1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"*(2).

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(3). Согласно положениям названного Закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. О разъяснениях данных положений см. п. 5 постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"*(4), а также п. 3 названного выше постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что в целях единообразного применения комментируемого Закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения. Полномочием на определение порядка издания таких разъяснений данная норма наделяет Правительство РФ.

В рамках такого регулирования издано постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"*(5), которым в целях единообразного применения комментируемого Закона право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России.

Разумеется, с учетом правовой позиции, выраженной в постановлении КС России от 17 ноября 1997 г. N 17-П*(6), такие разъяснения, хотя и конкретизирующие законодательные нормы, юридической силой федерального закона не наделяются. Издаваемые на основании указанного постановления Правительства РФ разъяснения являются не более чем нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации*(7) (в последующем вносились изменения). Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88*(8).

Следует также отметить, что целый ряд норм комментируемого Закона предусматривают издание нормативных правовых актов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Указанным органом в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"*(9), также является Минздравсоцразвития России.


Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом, и соответственно должен использоваться в иных актах законодательства РФ о страховых взносах. Предваряя рассмотрение данного понятийного аппарата, необходимо отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Также следует отметить, что постольку, поскольку комментируемый Закон воспроизводит применительно к страховым взносам положения гл. 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ в части круга плательщиков, а также порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, понятийный аппарат комментируемого Закона во многом определен по аналогии с понятийным аппаратом данного Кодекса.

В этой связи при применении норм комментируемого Закона представляется уместной аналогия с п. 1 ст. 11 части первой НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(10), из этой нормы следует, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

^ Организации (п. 1).

В п. 1 комментируемой статьи в точности воспроизведено определение понятия организации, данное в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ*(11)) для целей этого Кодекса. Так, в указанной норме НК РФ определено, что организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (при этом введено юридико-техническое сокращение "российские организации"), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (при этом введено юридико-техническое сокращение "иностранные организации"). Единственное, что отличает от этого определения положение п. 1 комментируемой статьи, - в нем не введено юридико-техническое сокращение "иностранные организации".

Понятие юридического лица, являющегося по данной терминологии российской организацией, определено в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Статья 51 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ*(12)) регламентирует государственную регистрацию юридических лиц. Так, согласно п. 1 указанной статьи юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. В п. 2 статьи предусмотрено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ)*(13), что и закреплено в ч. 1 его ст. 1.

^ Физические лица (п. 2).

Пункт 2 комментируемой статьи в точности воспроизводит положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ*(14)), в котором определено, что физические лица для целей данного Кодекса - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(15): иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Там же определено, что постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства является лицо, получившее вид на жительство (вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность), и что временно проживающими на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства являются лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность).

Такие же определения понятий "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" даны и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(16). В соответствии с ч. 1 ст. 6 названного Закона гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. В ч. 2 указанной статьи установлено, что приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Гражданами РФ согласно ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу названного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.);

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом.

^ Индивидуальные предприниматели (п. 3).

В п. 3 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), определяющее для целей данного Кодекса, что индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также воспроизведено по аналогии положение п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 23 части первой ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением ЕГРИП, регулирует упомянутый выше Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что также закреплено в ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439"*(17) установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(18), что и закреплено в его преамбуле.

^ Обособленное подразделение организации (п. 4).

Определение обособленного подразделения организации дано в п. 4 комментируемой статьи основе положений п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), согласно которым: обособленное подразделение организации для целей данного Кодекса - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места; признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение; при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В постановлении Президиума ВАС России от 8 июля 2003 г. N 2235/03*(19) отмечено, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением (до налоговых органов постановление доведено письмом МНС России от 29 декабря 2003 г. N ШС-6-14/1377). По мнению МНС России, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912*(20), одно рабочее место для целей данного Кодекса признается обособленным подразделением.

Обособленными подразделениями организации, создание которых отражается в ее учредительных документах, являются представительства и филиалы, которым посвящена ст. 55 части первой ГК РФ:

представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2);

представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п. 3).

^ Банки (банк) (п. 5).

В п. 5 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), определяющее для целей данного Кодекса, что банки (банк) - это коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России;

Как определено в ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ)*(21):

кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество;

банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

^ Счета (счет) (п. 6).

Пункт 6 комментируемой статьи воспроизводит положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в котором определено, что для целей данного Кодекса счета (счет) - это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Но при этом в п. 6 комментируемой включено дополнительно указание на расходование денежных средств физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

Под определение, данное в п. 2 ст. 11 НК РФ (соответственно, и в п. 6 комментируемой статьи), не подпадают депозитные, транзитные валютные и ссудные счета, так как они не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое использование. Такие разъяснения Минфин России давал неоднократно (см., напр., письма от 21 июня 2005 г. N 03-02-07/1-155, от 26 сентября 2005 г. N 03-02-07/1-243, от 9 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-295 и от 18 сентября 2006 г. N 03-02-07/1-250).

Как предусмотрено в гл. 2 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (в ред. Указания Банка России от 14 мая 2008 г. N 2009-У)*(22):

банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам);

текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой;

расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы;

бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов РФ;

корреспондентские счета открываются кредитным организациям. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах;

корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций;

счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению;

специальные банковские счета открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленном законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях;

счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в кредитных организациях (филиалах) с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

В отношении понятий валюты РФ и иностранной валюты необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в России является рубль. В ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(23) уточнено, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) России и что 1 рубль состоит из 100 копеек.

Для целей Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(24) в ч. 1 его ст. 1 определено, что:

1) валюта РФ - это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта - это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

^ Лицевые счета (п. 7).

В п. 7 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), определяющее, что для целей данного Кодекса лицевые счета - это счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Лицевым счетам для учета операций по исполнению бюджета посвящена ст. 220.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ*(25)): учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями данного Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования); лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством; лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования). Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н*(26) (в последующем вносились изменения).

^ Счета Федерального казначейства (п. 8).

Пункт 8 комментируемой статьи в точности воспроизводит положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в котором определено, что счета Федерального казначейства для целей данного Кодекса - это счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В п. 1 ст. 166.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), определяющем бюджетные полномочия Федерального казначейства, наряду с прочим предусмотрено, что Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным данным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н*(27) (в последующем вносились изменения).

^ Недоимка (п. 9).

Определение понятия недоимки дано в точной аналогии с положением п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), определяющим, что недоимка для целей данного Кодекса - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

^ Место нахождения обособленного подразделения российской организации (п. 10).

В п. 10 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), определяющее для целей данного Кодекса, что место нахождения обособленного подразделения российской организации - это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

^ Место жительства физического лица (п. 11).

Пункт 11 комментируемой статьи в точности воспроизводит положение п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ*(28)), в котором определено, что место жительства физического лица для целей данного Кодекса - это адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.

В то же время в комментируемой статье не воспроизведены положения п. 2 ст. 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), согласно которым: при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ по просьбе этого физического лица для целей данного Кодекса место жительства может определяться по месту пребывания физического лица; при этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок регистрации, о котором идет речь, установлен постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"*(29) (в последующем вносились изменения), изданным на основании норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(30).

^ Товар (п. 12). Работа (п. 13). Услуга (п. 14).

В п. 12-14 комментируемой статьи воспроизведены определения понятий товара, работы и услуги, данные в ст. 38 части первой НК РФ, посвященной объекту налогообложения. Так, согласно указанной статье:

товаром для целей данного Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3);

работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4);

услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5).

Кстати говоря, в п. 2 ст. 38 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) определено, что под имуществом в данном Кодексе (имеется в виду, для целей определения объекта налогообложения) понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

^ Финансовый год (п. 15).

Понятие финансового года используется бюджетным законодательством РФ. Как определено в ст. 12 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Соответственно, данное определение и воспроизведено в п. 15 комментируемой статьи.

^ Законодательство РФ о страховых взносах (п. 16).

Данное понятие введено в комментируемом Законе исключительно в юридико-технических целях. Иначе говоря, речь не идет о выделении законодательства РФ о страховых взносах в самостоятельную отрасль законодательства. Напротив, комментируемый Закон указан как составная часть законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании в ч. 1 ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ) и как составная часть законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ч. 1 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ). Подразумевается, что комментируемый Закон является и составной частью законодательства РФ об обязательном медицинском страховании, однако Закон о медицинском страховании не определяет состав такой отрасли законодательства.

Нормативные правовые акты РФ, о которых идет речь в п. 16 комментируемой статьи, - это издаваемые по предусмотренным в комментируемом Законе вопросам постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, т.е. Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 1 Закона).


Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

1-2. Комментируемая статья определяет органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее по тексту комментируемого Закона такой контроль в юридико-технических целях обозначается сокращением "контроль за уплатой страховых взносов", а органы - "органы контроля за уплатой страховых взносов").

В соответствии с ч. 1 данной статьи полномочия по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов возлагаются на: ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС; ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

Соответственно Законом 2009 г. N 213-ФЗ в п. 2 ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании включено положение об обязанности страховщика (т.е. ПФР) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФР.

Согласно ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в России; ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В указанной статье также установлено, что ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (к настоящему времени таковой еще не принят) и названного выше Закона.

ПФР, как указано в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)"*(31), образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России; ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и названным Положением; ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории России законодательством о банках и банковской деятельности.

В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что ФСС и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности. В этой связи следует отметить, что Законом 2009 г. N 213-ФЗ в названный Закон включена статья 4.2 о правах и обязанностях страховщика (т.е. ФСС). Согласно п. 5 ч. 2 указанной статьи страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. В отношении прав и обязанностей страховщика, связанных с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, часть 3 указанной статьи отсылает к комментируемому Закону.

Видами страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно ч. 1 ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности (здесь и далее в ред. Закона 2009 г. N 213-ФЗ) являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

В ч. 2 указанной статьи установлено, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются названным Законом, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

Как предусмотрено в ст. 2.2 Закона об обязательном социальном страховании по нетрудоспособности: ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является ФСС (ч. 1); ФСС и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2); правовой статус и порядок организации деятельности ФСС определяются федеральным законом (ч. 3).

Федеральный закон, о котором идет речь в последней из указанных норм, до настоящего времени не принят. Как установлено в п. 1 Указа Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"*(32), ФСС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ; денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат; управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. В соответствии с п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"*(33), ФСС России управляет средствами государственного социального страхования России.

До вступления в силу комментируемого Закона контроль за уплатой страховых взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществлялся налоговыми органами. Так, в ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ), устанавливалось, что:

с 1 января 2001 г. (т.е. с даты введения в действие части второй НК РФ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами РФ;

в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм ЕСН в порядке, установленном НК РФ;

взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ и ФОМС), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ.

Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, в целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов (органы ПФР и ФСС) закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с НК РФ наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов). Закон также включает в себя переходные положения, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС, а также определяет порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на ОПС, образовавшейся на 1 января 2010 г. (см. ст. 59 и 60 Закона, а также комментарии к ним).

3. Постольку, поскольку в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи полномочия по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов в отношении страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС, возложены на ПФР и его территориальные органы, часть 3 данной статьи предусматривает осуществление ПФР и его территориальными органами обмена необходимой информацией соответственно с ФФОМС и ТФОМС. При этом предусмотрено, что такой обмен информации осуществляется в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

Следует отметить, что Законом 2009 г. N 213-ФЗ в п. 1 ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании включено положение о праве страховщика (т.е. ПФР) осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в электронной форме. Там же предусмотрено, что порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме устанавливается с учетом требований Федеральных законов "Об электронной цифровой подписи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 12 Закона о медицинском страховании (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1) для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные ФОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год"*(34) создан ФФОМС, предложено создать ТФОМС, а также утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

В п. 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857*(35), установлено, что ФФОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФФОМС согласно п. 2 названного Устава - это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.


Статья 4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом

1. В комментируемой статье определен порядок исчисления сроков, установленных комментируемым Законом. Этот порядок закреплен в точной аналогии с нормами ст. 61 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в которой определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что сроки, установленные комментируемым Законом, определяются одним из следующих способов: календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

В ст. 190 части первой ГК РФ также предусмотрено, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Как разъяснено в п. 4 информационного письма Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"*(36), в силу указанной статьи срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, т.е. не зависит от воли и действий сторон. Из аналогии с этим разъяснением следует, что в ч. 1 комментируемой статьи речь идет о таком событии, неизбежность наступления которого не зависит от воли и действий участников отношений, регулируемых комментируемым Законом (плательщиков страховых взносов, органов контроля за уплатой страховых взносов и т.д.).

2. Часть 2 комментируемой статьи посвящена началу срока, определенного периодом времени: течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Соответственно календарная дата или день наступления события (совершения действия) в расчет не принимаются. Следует подчеркнуть, что в данной норме речь идет о днях без их деления на часы, т.е. для целей исчисления сроков дни неделимы.

3-7. В ч. 3-7 предусмотрены правила определения окончания срока, исчисляемого периодом времени:

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (ч. 3);

срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам и отсчет кварталов ведется с начала календарного года (ч. 4);

срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца (ч. 5);

срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (ч. 6);

в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7).

В приведенных положениях (как и в соответствующих нормах ст. 61 НК РФ) просматриваются аналогии с нормами гл. 11 "Исчисление сроков" части первой ГК РФ, ст. 108 "Окончание процессуального срока" ГПК РФ и ст. 114 "Окончание процессуальных сроков" АПК РФ. В этой связи в качестве примеров применения норм комментируемой статьи вполне допустимо использовать следующие рекомендации, данные в п. 15 информационного письма Президиума ВАС России от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(37):

если календарная дата события, которым определено начало течения срока в один год, - 14 апреля 2004 г., то течение этого срока началось 15 апреля 2004 г., днем его окончания будет 14 апреля 2005 г.;

если календарная дата события, которым определено начало течения срока в один месяц, - 18 апреля 2005 г., то течение этого срока началось 19 апреля 2005 г., днем его окончания будет 18 мая 2005 г.;

если календарная дата события, которым определено начало течения срока в 10 дней, - 14 апреля 2005 г., то течение этого срока началось 15 апреля 2005 г., днем его окончания будет 28 апреля 2005 г. (с учетом того, что 16, 17, 23 и 24 апреля 2005 г. нерабочие дни).

Исходя из положений ст. 111 ТрК РФ выходными днями следует считать субботу и воскресенье. Нерабочими праздничными днями в России согласно ч. 1 ст. 112 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ*(38)) являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

8. В ч. 8 комментируемой статьи предусмотрено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом в случае, если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то в соответствии с данной нормой срок не считается пропущенным.

Понятие "организация связи" определено в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ)*(39) - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Там же предусмотрено, что положения названного Закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

Следует отметить, что в комментируемой статье (как и в ст. 61 части первой НК РФ) не закреплено правило, аналогичное тому, которое содержится в п. 1 ст. 194 части первой ГК РФ, ч. 4 ст. 108 ГПК РФ и ч. 7 ст. 114 АПК РФ: если срок установлен для совершения какого-либо действия и действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Скачать, 389.94kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru