Вариант №27 Задание

Поиск по сайту:


Скачать 211.02 Kb.
НазваниеВариант №27 Задание
Дата30.04.2012
Размер211.02 Kb.
ТипДокументы
Смотрите также:



В А Р И А Н Т №27


Задание:


  1. Опишите как осуществлялось формирование Запорожской Сечи – казачьей христианской республики.

  2. Проанализируйте причины, суть и последствия столыпинской аграрной реформы в Украине.

  3. Охарактеризуйте государственные документы: «Декларация о государственном суверенитете Украины» и «Акт провозглашения независимости Украины».



1. Опишите как осуществлялось формирование Запорожской Сечи – казачьей христианской республики.


Причины возникновения казачества заключались в усилении феодального гнета, что привело к бегству крестьян и горожан в незаселенные степные районы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель.

Первые сведения об украинских казаках упоминаются в дипломатической переписке между Россией, Польшей, Турцией, Крымом, Молдовой и Валахией (1489, 1492, 1494 гг.).

В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Черкассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие. Жизнь была крайне трудна: каждому казаку приходилось начинать, имея лишь небольшой скарб, который он сумел прихватить из дома. А жизнь в пограничных с татарами районах заставляла каждого иметь оружие, искусно им владеть и быть готовым в любое время его применить.

Все это закаляло казачество, заставляло его держаться вместе, что ускоряло имущественную дифференциацию в среде казачества, вновь прибывшие вынуждены были наниматься к зажиточным казакам, из которых формировалась казацкая старшина.

В итоге: к началу XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в середине XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".

Запорожской Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Токмаковка (около современного города Марганца Днепропетровской области), а позже, неоднократно переносилась. Впоследствии термин "Запорожская Сечь" распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

Основные черты общественного устройства Запорожской Сечи и всего казачества:

отсутствие крепостничества;

формальное равенство между всеми казаками (вправе пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т.п.);

Запорожская Сечь была одновременно военной организацией, каждый казак обязан за свой счет нести военную службу; как политическая организация Запорожская Сечь была казацкой республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

Запорожская Сечь служила юго-восточным пограничным защитным форпостом украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены были вначале столкнуться с запорожским казачеством;

казаки и сами наносили удары - спускаясь по Днепру па своих быстроходных больших лодках ("чайках". 20 м в длину, 4 м в ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 - боевой экипаж с 4-6 пушками; в поход обычно шло 80-150 "чаек", они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там Турецкие гарнизоны неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, захватили в Черном море турецкие галеры и т.п.).

Казацкая символика - красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св. архангел Михаила (белым цветом), на другой изображение белого креста; печать - герб Запорожской Сечи - изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава - символ власти и др.

Значение казачества. Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны середины ХVII в.

Запорожская Сечь была военной организацией: казаки жили в куренях (военное подразделение), ими руководил атаман или гетман, который руководил Сечью при помощи казацкой верхушки - старшины. Казаки совершали успешные походы в Крым и даже доходили до Стамбула (Константинополя). По рекам и морю они ходили на небольших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались чайками. По краям прикреплялись связки камыша, что придавало дополнительную устойчивость. У казаков была конница, но все же основой их войска была пехота. Чтобы противостоять татарской коннице казаки начинают активно использовать огнестрельное оружие - пищали, пистоли, небольшие пушки. По степи они передвигались на возах, которые в случае нападения татар казаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь по татарам. Прорваться в середину квадрата было очень трудно, и обычно татары отступали.

Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежедогодно сменявшимся и непременно неженатым начальством.

Кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь составляли войсковую старшину.

Кошевой атаман соединял в своих руках военную, администра­тивную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром», «фельдмаршалом» войска и действо­вал как совершенно неограниченный диктатор:

он мог выбросить непослушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом;

в мирное время он был «конституционным владыкою» Запорожья и потому управлял всею областью козацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами;

исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками, и потому наказывал виновных за проступки и оп­ределял казнь злодеям за преступления;

считался верховным на­чальником запорожского духовенства и потому принимал и опреде­лял духовных лиц из Киева в сичевую и паланочные церкви.

Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на раде всех следовавших за ним чинов, узаконивал распределение «по лясам» земли, покосов, рыбных ловель, звериных уходов, разделял военную добычу, войсковые доходы, царское жалованье, принимал новых лиц в Сечь, отпускал старых козаков из Сечи, выдавал аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в дипломатические отношения с соседними государствами. Но при всей своей силе кошевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска. Жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни остальных козаков.

Войсковой судья был вторым лицом после кошевого атамана в запорожском войске; как и кошевой атаман, он избирался на войсковой раде из простого товариства. Судья был блюстителем тех предковских обычаев и вековечных порядков, на которых зиж­дился весь строй козацкой жизни; в своих решениях он руководст­вовался не писаным законом, как совсем не существовавшим у запорожских козаков, а преданиями или традициями. Обязанностью войскового судьи было судить виновных скоро, право и нелицепри­ятно; он разбирал уголовные и гражданские дела и производил суд над преступниками, представляя, однако, окончательный приговор суда решать кошевому атаману или войсковой раде. Внешним знаком власти войскового судьи была большая серебряная печать, кото­рую он обязан был держать при себе во время войсковых собраний или рад и прикладывать к бумагам, на которых постановлялось решение всей рады. Судья, как и кошевой атаман, не имел ни особого жилища, ни отдельного стола, а жил и питался обще с козаками своего куреня. Главным доходом судьи было царское жалование.

Войсковой писарь, как и кошевой атаман и войсковой судья, выбирался товариством на общей раде и заведывал всеми письменными делами запорожского войска. Обя­занность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто другой, вместо него, осмелился писать от имени коша кому-либо или принимать письма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войско­вого писаря в Запорожье было очень велико. Влияние войсковых писарей тем сильнее было в Запо­рожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в течение многих лет бессменно. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильни­ца — каламарь.

Войсковой асаул, так же, как кошевой атаман, судья и писарь, избирался общею радою из простых козаков низового товариства; обязанности войскового асаула были очень сложны: он наблюдал за порядком и благочинием между козаками в мирное время в Сичи, в военное в лагере; следил за исполнением судебных приговоров по решению кошевого или всей рады, как в самой Сичи, так и в отдаленных паланках войска; производил следствия по поводу разных споров и преступлений в среде семейных козаков запо­рожского поспольства; заготовлял продовольствие для войска на случай войны, принимал хлебное и денежное жалованье и, по приказу кошевого, разделял его сообразно должности каждого старшины; охранял всех проезжавших по степям запорожских вольностей; защищал интересы войска на пограничной линии; посылался впереди войска для разведки о неприятелях; следил за ходом битвы во время сражения; помогал той или другой стороне в жаркие минуты боя. Внешним знаком власти запорожского войскового асаула была деревянная трость, на обоих концах скованная серебряными кольцами, которую он обязан был держать во время войсковых собраний. Жизнь и доходы войскового асаула были такие же, как и войскового писаря; но жалованья он получал 40 рублей в год. В помощники войсковому асаулу выбирался войско­вой подасаулий, а на случай войны войсковой обозный, ведавший артиллериею и войсковым продовольствием и разделявший все труды асаула.

Должность куренных атаманов, называемых просто «отамання», числом 38, по числу куреней в Запорожской Сечи , как и другие, была выборная; в куренные избирался человек расторопный, храбрый, решительный, иногда из бывшей войсковой старшины, а большею частию из простых козаков; выбор куренного атамана известного куреня составлял частное дело только этого куреня и исключал вмешательство козаков другого куреня. Куренные атаманы прежде всего исполняли роль интендантов в Сечи; прямою их обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня и хранение денег и имущества козаков в куренной скарбнице; поэтому у куренного атамана всегда находи­лись ключи от скарбницы, которые в его отсутствие никто не смел брать, если на то не было разрешения от куренного. Куренные атаманы заботились о козаках своего куреня, как отцы о собственных детях и, в случае каких-либо проступков со стороны козаков, виновных наказывали телесно, не испрашивая на то ни у кого разрешения. Любимых куренных атаманов запорожские козаки слушались иногда больше, чем кошевого или судью, и потому часто через куренных атаманов кошевой атаман в трудных и опасных вопросах или случаях действовал и на настроение всего войска. Неспособных, пьяниц, небрежных или просто не сумевших понравиться козакам куренных атаманов козаки немедленно сбрасывали и даже иногда казнили смертью.

После войсковой старшины и куренных атаманов следовали так называемые «батьки» или «старики», «сивоусые диды», «знатные радцы», т.е. бывшие войсковые запорожские старшины, или оставившие свои должности по старости лет и по болезни, или уступившие их другим после войсковой рады. Опытность, прославленная отвага, отчаянное удальство в молодые годы — давали им право на громадный нравственный авторитет в среде запорожского войска. Это были «столбы» всего низового войска, носители всех его преданий и строгие исполнители козацких обычаев. На радной площади «сивоусые деды» занимали место тотчас после войсковой старшины; в совещаниях по куреням—тотчас после куренных атаманов; во время войны начальствовали над отдельными отряда­ми и даже иногда над самими полковниками; при отправке «лис­тов» от сичевого товариства приписывались тотчас после имени кошевого атамана, а после смерти пользовались такою честью, что, при их погребении, один раз палили из пушек, «а из мелкого ружья более, нежели по другим простым козакам».

За войсковою старшиной следовали войсковые служители — довбыш, пушкарь, толмач, кантаржей, шафарь, канцеляристы и школьные атаманы.

Из уголовных преступлений самым большим считались: предательство, убийство козаком товарища; побои, причиненные козаком козаку в трез­вом или пьяном виде; воровство чего-либо козаком у товарища и укрывательство им краденной вещи: «особливо строги были за большое воровство, за которое, ежели только двумя достоверными свидетелями в том докажутся, казнят смертию»; связь с женщиной и содомский грех ввиду обычая, запрещавшего брак сичевым козакам; обида женщине, когда козак «опорочит женщину не по пристойности», потому что подобное преступление «к обесславлению всего войска запорожского простирается»; дерзость против начальства, особенно в отношении чиновных людей русского правительства; насилие в самом Запорожье или в христианских селениях, когда козак отнимал у товарища лошадь, скот и имущество; дезертирство, т. е. самовольная отлучка козака под разными пред­логами в степь во время похода против неприятеля; гайдамачество, т. е. воровство лошадей, скота и имущества у мирных поселенцев украинских, польских и татарских областей и проезжавших по запорожским степям купцов и путешественников; привод в Сичь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; пьянство во время походов на неприятеля, всегда считавшееся у козаков уголовным преступлением и ведшее за собой строжайшее наказание.


^ 2.Проанализируйте причины, суть и последствия столыпинской аграрной реформы в Украине.

Во время революции 1905-1907 гг. и после неё ситуация в Украинском селе оставалась очень напряжённой. Община перестала быть опорой самодержавия на селе, усиливалось социальное расслоение крестьян, между различными слоями возникали противоречия. Большая часть крестьян неуклонно беднела, до 80% крестьян были безземельными. Имели место пережитки крепостничества, что привело к искусственному аграрному перенаселению (в Восточной Украине за 1860-1910 гг. сельское население возросло на 86%, а площадь пахотных земель - лишь на 31%), а следовательно, к уменьшению индивидуального крестьянского землевладения и снижению оплаты труда. Была распространена система отработок, переход на денежную ренту осуществлялся очень медленно. Общинное землевладение охватывало 40% дворов. В общем в Украине крестьянам принадлежал 91 млн.дес. надельной и 5,4 млн.дес собственной земли, помещики владели 10,9 млн.дес. Практически все надельные земли были чересполосными, т.е. надел состоял из многих частей, расположенных в разных местах, что усложняло обработку. Из-за бедноты культура сельского хозяйства в большинстве хозяйств оставалась на очень низком уровне, из-за чего урожайность на крестьянских землях была намного ниже, чем на помещичьих. Всё это вызывало выступления крестьян, которые продолжались и после революции.

Перечисленные и другие факторы говорили о том, что на селе нужны коренные преобразования. Во главе этих преобразований стал председатель Совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин. Само название реформы не совсем правильное, т.к. Столыпин разработал лишь некоторые пункты реформы, основу же её составляли предложения, высказанные С.Ю.Витте ещё перед революцией. Но приводил реформу в исполнение именно Столыпин.

Столыпинская реформа предусматривала преобразования власти на местах. Действовавшая система основывалась на сословных началах. Сельское и волостное управление было сословно - крестьянским, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства. Получалось, что одно сословие руководило другим. Правительство намеревалось уменьшить сословный характер управления. В духе националистических идей был построен законопроект о введении земства в западных губерниях империи, в том числе в Киевской, Волынской и Подольской, где среди помещиков преобладали поляки. Столыпин заявил, что новое земство должно быть «национально - русским» (украинцев он считал русскими). С этой целью избирательные съезды и собрания были разделены на национальные курии, причём на долю поляков приходилось меньшее число гласных, чем на долю всех неполяков. Это означало, что крупные помещики в новом земстве окажутся в меньшинстве. Кроме того, новое земство было бессословным, имущественный ценз был понижен двое. Государственный совет отклонил основную часть законопроекта, и этот закон был принят без его согласия(по 87 статье). Такая политика повернула дворянство против Столыпина.

Одной из частей столыпинской реформы являлось переселение крестьян на неосвоенные территории империи. Особенно много малоземельных крестьян двинулось с Украины в Сибирь. За 1906 - 1912 гг. туда выехал почти 1 млн. человек. В 1914 г. в Сибири и на Дальнем Востоке проживало около 2 млн. украинцев. Но переселение не было по-настоящему организовано. Оно проходило в ужасных антисанитарных условиях, крестьяне ехали в неприспособленных вагонах со знаменитой надписью «40 человек, 8 лошадей». Не имея капитала для организации хозяйства, переселенцы попадали в очень трудное положение. Около 70% переселенцев не получили земли вообще, многие получили непригодные для сельского хозяйства земли. Уровень орудий труда был очень низок. Хроническое недоедание, непривычные климатические условия, отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к массовой смертности среди переселенцев, доходившую в некоторых поселениях до 30 - 40%. Тысячи переселенцев, хлебнув горя, возвращались. В 1911 г. на Украину возвратилось 68,5% переселенцев. Вернувшись на родину, бывшие переселенцы пополняли ряды безземельных крестьян, то есть переселенская политика потерпела крах..

Наиболее активно реформа проводилась в первые несколько лет после революции. С 1910 г. темпы укрепления земли стали снижаться. Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не исправили положение. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. Однако вновь приблизиться к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.

Укрепление чересполосных земель фактически приводило только к образованию беспередельных общин. К началу столыпинской реформы около трети общин в Украине не переделяли землю. Иногда рядом соседствовали две общины - переделяющаяся и беспередельная. Большой разницы в уровне их земледелия никто не отмечал. Только в беспередельной разница между богатыми и бедными была больше. Не разрушив полностью общины, но запретив переделы, реформа ещё больше усилила социальное расслоение крестьян.

В течение 1907-1915 гг. закрепили землю в индивидуальную собственность в среднем на Правобережье 48% крестьян, на Юге - 42%, на Левобережье - 16,5%. До 1916 г. было образовано 440 тыс. хуторов, или 14% дворов, что значительно выше по сравнению с Россией, где из общин вышло 24% хозяйств, а на хутора - 10,3%. Такой значительный процент выхода крестьян из общины на Украине объясняется тем, что тут общинное землевладение было менее распространено (на Правобережье общинники составляли 1-9% всех дворов), общинное землевладение не являлось традиционным для Украины. Большинство хуторских хозяйств были убогими, приходили в упадок и разорялись, продавая свои земли зажиточным крестьянам по очень низким ценам (38 - 80 рублей за десятину при рыночной цене 250 рублей).

Не спасал положение и Крестьянский банк, т.к. его цены были недоступны многим беднякам, к тому же они постоянно росли (от 105 руб. за десятину в 1907г. до 136 руб. в 1914г.). Всего в 1906 - 1916 гг. Банк продал украинским крестьянам 596,4 тыс. дес. земли, купил у помещиков 572,2 тыс. дес, остальное было куплено у крестьян.

Из - за отсутствия финансирования реформы бедняки никак не были поддержаны, они продолжали беднеть, если в 1906 г. на одно бедняцкое хозяйство припадало в среднем 3,7 десятины земли, то в 1916 - 2,2 десятины.

За 1907 - 1910 гг. на Украине состоялось 4552 выступления крестьян, что говорило о том, что аграрная реформа не решила проблем основной массы крестьян.

Положительные результаты столыпинская реформа имела для зажиточных крестьян, у которых и в общине было достаточно земли. В целом реформа ускорила переход села на индустриальную основу. Создались условия для развития частного сельского землевладения. Реформа стимулировала развитие агрономических приёмов, повышение агрокультуры. В целом благодаря ей и другим факторам в 1909 - 1913 гг. продуктивность сельского хозяйства в Украине возросла в полтора раза. В сёлах образовывались прокатные технические станции, для малоземельных крестьян образовывались общества по аренде земли и коллективному ведению сельского хозяйства.

К другим факторам общего поднятия хозяйства относят: во - первых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно на мировом рынке; во - вторых, за годы реформ был только один неурожайный год (1911), зато подряд два года (1912 и 1913) были отличные урожаи.

После убийства Столыпина эсером Багровым в 1911 году реформы практически остановились, т.к. у Столыпина не было явных однодумцев, которые бы продолжали его дело.


^ 3.Охарактеризуйте государственные документы: «Декларация о государственном суверенитете Украины» и «Акт провозглашения независимости Украины».

Верховный Совет УССР 16 июля 1990 г. принял исторический документ — «Декларацию о государственном суверенитете Украины».

Декларация - объявление, провозглашение, официальное заявление; обычно в форме Декларации провозглашаются основные принципы внешней или внутренней политики государства, программные положения политических партий, основные положения деятельности международных организаций в конкретной области международных, отношений.

Декларация состоит из преамбулы и 10 разделов.

1) В преамбуле подчеркивается, что Верховный Совет УССР провозглашает суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и нераздельность власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях».

2) Одним из важных положений Декларации является положение о гражданстве. Украина имеет свое гражданство, где все равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий. Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

3) Декларация провозглашала самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, формировать государственный бюджет, а при необходимости ввести собственную денежную единицу.

4) В Декларации признана самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации.

5) Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязывалась придерживаться трех неядерных принципов не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие.

6) Декларация провозглашала право Украины непосредственно осуществлять отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими; консульскими, торговыми представительствами.

Историческое значение Декларации о государственном суверенитете Украины заключается в том, что она определила основные направления внутренней и внешней политики, экономического развития и государственного строительства. Этот документ представляет собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений. В основе Декларации лежат демократические традиции украинского народа, которые развивались на протяжении веков.

В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного договора. Причем, если консерваторы в политбюро ЦК КПСС откровенно заявляли о необходимости сохранения унитарного по своей сути государства, то М. Горбачев старался сберечь СССР в виде «настоящей федерации". В этой ситуации Эстония, Латвия, Литва, Грузия и Молдова категорически отказались от любых переговоров об «обновлении Союза». Верховный Совет Украины, возглавляемый Л, Кравчуком, отклонил федеративную концепцию договора, выдвинув план трансформации Союза в конфедерацию.

19 августа 1991 г., когда М. Горбачев пребывал на отдыхе на крымском курорте Форос, из Кремля на весь мир сообщили о его «болезни и невозможности дальнейшего выполнения обязанностей президента СССР». Полномочия главы государства переходили к вице-президенту Г. Янаеву. Власть брал на себя так называемый Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению в СССР (ГКЧП). В его состав, кроме Г. Янаева, вошли также премьер-министр СССР В. Павлов, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов и ряд других высших государственных лиц. Своей главной целью мятежники провозгласили «спасение единого государства».

Украина, которая стала камнем преткновения на пути к замаскированному сохранению империи, была одним из важнейших объектов деятельности «гэкачепистов». В Киев срочно был командирован представитель заговорщиков генерал армии В. Варенников, который, заручившись поддержкой первого секретаря Компартии Украины С. Гуренко. старался склонить Л. Кравчука к признанию легитимности (законности) ГКЧП. Эти усилия оказались напрасными - хотя и не совсем последовательно и решительно, но все же Председатель Верховного Совета Украины осудил переворот и не признал правомочность распоряжений ГКЧП на территории Украины. Военные части, дислоцированные в Украине, а также милиция и другие силовые структуры не поддержали мятежников. Союз офицеров Украины предложил организовать отряды добровольцев для защиты украинского парламента, а также призвал военнослужащих - граждан Украины - не исполнять распоряжений ГКЧП. Ряд местных Советов, особенно в западных областях Украины, решительно и недвусмысленно выступили против узурпации власти кучкой мятежников и призвали население не признавать их. Фракция Народной Рады в украинском парламенте призвала народ к гражданскому неповиновению и к всеукраинской забастовке против наступления диктатуры. В обращении Львовского областного Совета к населению области содержался призыв «при попытке насильственного устранения демократически избранной народом власти ответить массовыми актами гражданского неповиновения». Харьковский горсовет квалифицировал деятельность ГКЧП как тягчайшее преступление. Из всех политических сил Украины только руководство Компартии стало на сторону мятежников. Уже 19 августа ЦК Компартии направил низовым организациям тайные шифротелеграмы, в которых призвал «принять меры к участию коммунистов в содействии Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению в СССР». Между тем попытка штурма «Белого дома» в Москве в ночь с 20 на 21 августа, предпринятая ГКЧП, закончилась неудачей. Стало ясно, что путч потерпел поражение. 22 августа Президиум Верховного Совета УССР принял решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета. 24 августа Верховный Совет собрался и принял исторический документ - Акт провозглашения независимости Украины. Компартия Украины была запрещена.

События 1 декабря 1991 г. стали важнейшим этаком в государственном строительстве Украине, «в корне изменил» ее внутреннее и международное положение.

Референдум - форма принятия законов или решение важнейших вопросов общественной или государственной жизни путем всенародного волеизъявления - голосования или опроса.

В списки было занесено 37 млн. 886 тыс. граждан. В бюллетень по референдуму были включены текст Акта провозглашения независимости Украины, принятого Верховной Советом 24 августа 1991 г., и вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?». В голосовании приняли участие 31 млн. 891,7 тыс. граждан, то есть 84,2% от общего количества включенных в списки. Из них на вопросы бюллетеня ответили «Да. подтверждаю» 28 млн. 804.1 тыс. граждан, или 90,3%. Положительный ответ дало население всех областей Украины, независимо от национальной принадлежности. Следовательно, за независимость проголосовали не только украинцы, но и представители других народов, которые проживают на территории Украины.

В один день с референдумом прошли и выборы Президента Украины. В голосовании по выборам Президента Украины приняли участие 31 млн. 892,4 тыс. человек. В избирательный бюллетень были включены:

1) Председатель Верховного Совета Украины Л. Кравчук,

2) председатель Львовского облсовета В. Чорновил;

3) председатель Украинской Республиканской партии Л. Лукьяненко,

4) заместитель председателя Верховного Совета Украины В. Гринев;

5) председатель Украинской Народной партии Л. Табурянский;

6) председатель Народной Рады в парламенте Украины И. Юхновский;

Несмотря на существенные различия в программах, все кандидаты поддерживали идею независимости Украины.

Президентом Украины стал Леонид Макарович Кравчук, за которого проголосовало 19 млн. 643,6 тыс. граждан (61,56% принявших участие в голосовании). Следовательно, Председателя Верховного Совета Украины поддержали более половины украинских избирателей. Его предвыборной программой была программа пяти «Д»: Государственность, Демократия, Благосостояние, Духовность, Доверие.

5 декабря 1991 г. на заседании Верховного Совета Украины Л. Кравчук принял присягу Президента Украины, изложил программные ориентиры своей политики в новом качестве. «Президент, - подчеркнул он, - получив власть от народа, должен служить ему и обеспечивать благосостояние, права и свободы каждого человека».

Референдум 1 декабря 1991 г. подтвердил Акт провозглашения независимости Украины, провозглашенный Верховным Советом. Если решение Верховного Совета мог отменить Верховный Совет второго созыва, то решение референдума отменить никто не мог.

Решения референдума позволили Украине утвердиться на международной арене как независимому государству. До 1 декабря 1991 г. формально независимую Украину не признало ни одно государство. В течение декабря 1991 г. она была признана более 40 странами.

Декабрьский референдум перечеркнул решение мартовского референдума о сохранении Союза ССР и его итоги создали правовую основу для преобразования декларированной независимости в реальную.

И референдум 1991 г., и президентские выборы подтвердили желание подавляющего большинства граждан Украины жить в независимом демократическом государстве, самостоятельно решать внутренние политические и экономические проблемы. Вековая мечта украинского народа о независимости обрела политическое оформление.

Молодое государство стало строить международные отношения на основе взаимного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, развития всесторонних политических, экономических и культурных связей.


Список использованной литературы:


  1. Субтельний О. Україна: історія. – К: Либідь, 1994. – 736 с.

  2. История Украинской ССР в двух томах. Редакционная коллегия: К.К.Дубина, И.А.Гуржий и др. 1969г., Киев, изд-во «Наукова Думка». Том 1, с. 603 - 610.

  3. Пётр Аркадьевич Столыпин. Нам нужна великая Россия. 1991, Москва, изд-во «Молодая гвардия», с. 12 - 14, 176 - 180.

  4. Україна і світ. Історія господарства від первісної доби і перших цивілізацій до становлення індустріального суспільства. 1994, Київ, видавництво «Генеза», с. 274-278.

  5. Семенова М. «Мы – славяне». Санкт-Петербург, 1998 г.

  6. Крушинський В.Ю., Левенець Ю.А. Істроія України. – К.: Зодіак – ЄКО, 1993. – 176с.







Скачать 211.02 Kb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru