Загрузка...
Категории:

Загрузка...

История социологии

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/4
Дата09.03.2012
Размер0.7 Mb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Пояснительная записка
Примерный тематический план курса
Раздел 1. Становление социологии как науки
Раздел 2. Классический этап развития социологии
Раздел 3. Становление и развитие социологической мысли России и Беларуси
Раздел 4. Современная западная социология: основные
Всего по курсу
Становление социологии как науки
Тема 2. социально-философские и социально-исторические предпосылки становления социологии
Тема 3. зарождение социологии как науки. первый позитивизм (о.конт, л.а.кетле, д.с.милль) и проект новой науки об обществе
Тема 4. эволюционно-органическая концепция
Классический этап развития социологии
Тема 8. антипозитивизм в социологии. становление немецкой социологической школы.
Тема 9. социология ф. тенниса
Тема 10. социология м. вебера
Тема 11. социологическая концепция в.парето.
Тема 12. интегральная социология п.сорокина
Современная западная социология. .
Тема 14. перемещение центра развития социологии в сша. чикагская школа социологии
Тема 15. структурный функционализм
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ


Учебная программа

для высших учебных заведений

по специальности 1 – 23 01 05 Социология


МИНСК

БГУ

2009

    УДК 316 (075.8)

ББК 60.5

И 907


Авторы:


А.Н. Елсуков, доктор философских наук, профессор

Л.Г. Титаренко, доктор социологических наук, профессор

Рекомендована кафедрой социологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.

"29" мая 2009 года, протокол № 11

Рекомендовано Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета в качестве типовой по курсу "История социологии" для студентов социологического отделения.

«9» июня 2009, протокол № 7


Рецензенты:

Кафедра политологии, социологии и социального управления Белорусского

национального технического университета

Доктор социологических наук, профессор С.А. Шавель


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа вузовского учебного курса "История социологии" рассчитана на профессиональную подготовку студентов-социологов.

Цель изучения курса «История социологии» - дать студентам теоретические знания о процессе становления и развития социологии как науки с момента ее зарождения до настоящего времени.

Основные задачи курса:

 сформировать у студентов теоретико-методологическую базу научного объяснения и понимания закономерностей развития социологии в исторической перспективе и многообразии ее направлений,

 научить творческому осмыслению процессов становления и развития социальных теорий, объективной оценке вклада национальных социологий в развитие дисциплины в целом,

 развить у студентов умение самостоятельного социологического и критического мышления в процессе изучения теоретического наследия классиков социологической мысли.

В соответствии с действующим образовательным стандартом данный курс является базовым для студентов-социологов и рассчитан на четыре семестра изучения на втором и третьем курсах в объеме 255 часов (125 часов лекций, 82 часа семинарских занятий, 48 часов отводится на различные формы контролируемой самостоятельной работы студентов). Кроме того, на заочном отделении для студентов по специальности "Социология" данная дисциплина также преподается в течение четырех семестров на втором и третьем курсах в соответствующем объеме часов.

Каждый раздел, представленный в рамках данной программы, может рассматриваться как самостоятельный курс, ибо занимает один учебный семестр и предполагает собственный вид отчетности в виде зачета или экзамена.

Издание включает в себя развернутую программу лекционного курса по всем четырем разделам курса, списки обязательной и дополнительной литературы, а также некоторые материалы для проведения семинарских занятий и организации для самостоятельной контролируемой работы студентов.

При разработке программы большое внимание обращалось на тот факт, что преподавание истории социологии как базового курса для подготовки профессионалов должно осуществляться, исходя из принципов творческого и систематического изучения студентами мирового социологического наследия. При этом достаточно большое внимание уделено тому, чтобы изучение классических текстов по социологии гармонически сочеталось с исследованием трудов современных социологов как зарубежных, так и отечественных. Поскольку без глубокого знания истории своей дисциплины не может быть осуществлена подготовка профессионалов вообще, изучение истории социологии, безусловно, составляет теоретико-методологическую базу профессиональной подготовки социологов. Знание истории социологии облегчает студентам изучение всех других социологических дисциплин, ибо позволяет точно определить роль и место той или иной теории в структуре социологического знания.

Основной акцент в рамках данного курса делается на изучении основных парадигм, социологических школ и направлений.

Особенность изучения данного курса состоит в том, что наряду с учебной литературой по истории социологии, которой в настоящее время имеется большое количество, требуется хорошее знание первоисточников. Для того чтобы не повторялись название основных учебных пособий в списке литературы после каждой темы, в этом списке указаны лишь первоисточники (произведения классиков социологической мысли), учебная литература (основная и дополнительная) дается в конце программы общим списком.

Объем знаний, определяемой данной программой, может учитываться при составлении билетов государственного экзамена по социологии, а также при подготовке и корректировке паспорта социологической специальности, составлении экзаменационных вопросов кандидатского минимума, как по общей социологии, так и по отдельным направлениям социологических специализаций.

^ Примерный тематический план курса

"История социологии"





Содержание курса (наименование темы)

Лекции

Сем.

КСР

^ Раздел 1. Становление социологии как науки

1


Предмет и задачи истории социологии

как науки

2







2

Исторические и социально-философские предпосылки возникновения социологии

16

6

2

3

Зарождение социологии как науки. Первый позитивизм и проект новой науки об обществе. О.Конт, Л.А.Кетле, Д.С.Милль. Марксистская трактовка общественных явлений.

4

4

2

4

Натурализм в социологии. Понятие географического и биологического редукционизма. Эволюционно-органическая концепция социологии Г.Спенсера

4

2

2

5

Социал-дарвинистские концепции социологии (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смол)

2

4

2

6

Психологические концепции в социологии ХIХ в. (психологический эволюционизм, теории подражания, психология масс, инстинктивизм и психоанализ, зарождение интеракционизм)

8

4

4




Итого по разделу:

36

20

12

^ Раздел 2. Классический этап развития социологии

7

Итальянская школа социологии. Теоретическая социология В. Парето. Социологические идеи Г. Моски и Р. Михельса.

8

6

4

8


Социология Э.Дюркгейма. Французская школа социологии

10

6

2

9

Влияние идей философии жизни и неокантианства на формирование антипозитивистских концепций социологии

2

2




10

Социологические идеи Г. Зиммеля и Ф. Тенниса

8

2

4

11

Социологические идеи М.Вебера и их влияние на развитие современной социологии.

8

4

2




Итого по разделу:

36

20

12

^ Раздел 3. Становление и развитие социологической мысли России и Беларуси

12

Особенности развития общественно-политической и социологической мысли к. XIX – н. XX вв. в России

2







13

Народничество и анархизм как специфическое проявление русской общественно-политической мысли и его отражение в социологических концепциях

4




2

14

Этико-психологическое (субъективное) направление в русской социологии

2







15

Концепции "объективной" (позитивистской) социологии

2

2

2

16

Идеи неокантианства в русской социологии

2




2

17

Концепции христианской социальной философии и социологии




2




18

Влияние неопозитивизма на социологическую мысль России

2




2

19

Влияние марксистских идей на общественно- политическую и социологическую мысль России

2

2




20

Этапы становления и развития социологии в Советской России

2

2




21

Становление и развитие социологической мысли в Беларуси

4

2







Итого по разделу:

22

10

8




^ Раздел 4. Современная западная социология: основные

школы и направления


22


Основные теоретико-методологические парадигмы современной социологии


2

2

2

23

Перемещение центра развития социологии в США. Чикагская школа социологии (Р.Парк, У.Томас, Ф.Знанецкий 2

4

4




24


Структурный функционализм.


2

2




25

Теория социального конфликта (Л.Козер, Л.Крисберг, Р.Дарендорф, Р.Коллинз)

4

2

2

26

Технократические теории (Дж.Гэлбрейт, Д.Белл) и постиндустриальная парадигма социального развития (М.Кастельс, Р.Инглхарт, Э.Тоффлер, А.Турен)

2

2




27

Теории обмена (Дж.Хоманс, П.Блау)

4

2

2

28

Символический интеракционизм




2

2

29

Неофрейдистские концепции в социологии (А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливан)

2




2

30

Феноменологическая социология (А.Шютц, Г.Гарфинкель, П.Бергер, А.Гурвич и др.)


4




2

31

Диалектическая социология. Франкфуртская школа неомарксизма (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Хабермас). Современная критическая

теория

2

2




32

Новейшие макросоциологические концепции современности (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман)




2

2

33

Современные теории феминизма и сексуальной дифференциации (С.Бовуар, К.Миллет, Н.Чодоров, Дж.Викс)

4







34

Дебаты о модернити и постмодернити (З.Бауман, Ш.Айзенштадт, Э.Гидденс). Проблемы человека и культуры (Дж.Ритцер, Ф.Джеймсон)

2

2




35

Новейшие тенденции развития западной социологии (П.Штомпка, Х.Йоас, Р.Будон, М.Арчер, У.Бек)

2




2




Итого по разделу:


34

20

14




^ ВСЕГО ПО КУРСУ:





82

48




РАЗДЕЛ 1.

^ СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Место и роль истории социологии в самоопределении социологии как науки. Предмет истории социологии. Организация исторического материала в истории социологии и способы его анализа. Принципы построения курса истории социология. Единство исторического и логического методов исследования в структуре историко-социологического познания. Эмпирический статус истории социологии. История социологии и современное обществоведение.

Литература:

1. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. Х1Хначало ХХ века. Часть 1. М., 2005.

2. Иванов Д.В. Социология: теория и история. СПб., 2006.

3. История социологии. Учеб. пособие / Под общей ред. А.Н. Елсукова и др.- 2-е изд. перераб. и доп.- Мн., 1997.

4. История теоретической социологии в 4-х т. Т.1. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 1997.

^ ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Общая характеристика социальной философии и философии истории как теоретических предпосылок социологии.

а) Социально-философские идеи античности. Зарождение и развитие идей социальной философии в Древней Греции. Вклад Платона в развитие социальной философии античности. Работа Платона "Государство". Платоновское определение общества и государства. Платон о социальной структуре общества и системах воспитания. Платон о формах правления и типах государства. Платоновское учение о типах личности.

Дальнейшее развитие идей социальной философии в трудах Аристотеля. Работа Аристотеля "Политика". Аристотелевское учение об управлении и о человеке как о политическом существе. Аристотель о социальной структуре общества, о правильных и неправильных формах государственного правления. Значение работ Платона и Аристотеля для становления социальной проблематики политизированного общества.

б) Социально-философские идеи Средневековья. Зарождение христианства и установление феодальных отношений в Европе. Новая парадигма культуры. Отцы церкви и их борьба за установление христианских основ бытия. Аврелий Августин и его работа "О граде божием" как новый взгляд на человека, общество и государство.

Возникновение схоластики и ее влияние на утверждение геоцентрической картины мира. Идеи Фомы Аквинского о боге, государстве и человеке. Борьба социально-философских идей в период разложения феодального общества.

в) Социально-философские идеи Возрождения. Гуманизм и идеология централизованного государства. Зарождение идей утопизма. Творчество Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Мишель Монтень и его идеи о человеке, обществе и культуре. Социально-политические воззрения Никколо Макиавелли. Зарождение идей утопизма — Т.Мор и Т.Кампанелла.

г) Социально-философские идеи Нового времени. Зарождение новых экономических отношений в Западной Европе и изменение идеалов социально-политического устройства общества. Работы Т.Гоббса "Левиафан" и Л.Монтескье "О духе законов" и их значение для развития социологических идей.

д) Утверждение идей исторической закономерности. Идеи философии истории, их влияние на формирование социологического знания. Теория исторического круговорота итальянского философа и социолога Дж. Вико, изложенная в его работе "Основания новой науки об общей природе наций". Идея исторического прогресса в работе Ж.Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума".

Работа И.Гердера "Идеи к философии истории человечества" и ее роль в утверждении идеи прогрессивного развития человечества, движения человеческого общества от природного состояния к гуманизму

е) Социально-философские идеи социалистов-утопистов. Кризис новых экономических отношений в Европе и зарождение идей утопического социализма. Концепция исторической закономерности Сен-Симона и ее влияние на утверждение социологического знания.

ж) Социально-философские идеи немецкой классической философии. Истолкование природы человека и общества в философии Канта. Философско-исторические и социологические идеи Гегеля. Роль прав в формировании гражданского общества.

з) Социально-философские идеи марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс об исторической закономерности. Материальное производство как основа общественной жизни. Классовая структура общества.

Теория социального противоречия и конфликта. Марксистская идея общественного развития и революционного преобразования общества. Учение о государстве, семье и личности. Специфика марксистской трактовки методов социального исследования. Исторические судьбы марксизма.
  1   2   3   4

Скачать, 234.92kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru