Категории:

Черноиванова Наталья Николаевна г. Волгоград. 2010 г. Содержание введение 2 стр пояснительная записка

Поиск по сайту:


Скачать 184.65 Kb.
Дата30.04.2012
Размер184.65 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
2- пояснительная записка
Назначение курса
Учебно-воспитательная задача курса
Направленность курса
В процессе работы
Образовательные результаты
Цель курса
Основные умения и навыки
Формы занятий
Формы контроля
Содержание программы
Методические рекомендации
Истоки казачества.
Регулярные казачьи войска.
IV. Трагедия казачества.
V . Возрождение казачества.
Рекомендуемые темы рефератов к семинарским занятиям
Рекомендуемая литература
Подобный материал:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №9


ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Н.НЕВЕРОВА

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА

Элективный курс по истории России для 10-х классов

«История донского казачества»



СОСТАВИТЕЛЬ: учитель истории и

обществознания, высшей категории

Черноиванова Наталья Николаевна.


г. ВОЛГОГРАД. 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение – 2 стр.

  2. Пояснительная записка – 3 стр.

  3. Тематическое планирование – 5 стр.

  4. Содержание программы -7 стр.

  5. Методические рекомендации -10 стр.

  6. Заключение – 12 стр.

  7. Рекомендуемые темы к семинарским занятиям – 13 стр.

  8. Рекомендуемая литература 13 стр.



-1-


ВВЕДЕНИЕ


Данная программа разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции ее гуманизации: максимального учета потребностей региона, личностных интересов и направленности личности учащихся при условии сохранения единого образовательного пространства. Она отвечает регионально-территориальному спросу на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и духовной культуре родного края.

Предлагаемый элективный курс решает основный задачи исторического образования:

1. Позволяет учащимся удовлетворять интерес в области истории своего края.

2. В небольшой по объему, но достаточно подробной форме охарактеризовать наиболее важные проблемы возрождения казачества, его культуры и самобытности.

3. Более глубоко изучить историю России.

4. Развивает историческое мышление.

5.Воспитывает современное историческое сознание.

Исходя из этих задач, необходимо раскрыть различные грани общественной жизни казаков. Долгое время в советской исторической науке вопросы истории и культуры казачества и их влияние на процесс развития государства умалчивались или были под запретом. С начала 90-х годов идет процесс возрождения казачества, это дает нам возможность осмыслить глубинный ход российской истории, главной ценность которой является ценность человеческой личности.

Освоение учениками данного курса должно помочь им в подготовке при поступлении по избранному, военно-историческому профилю, а полученные при этом компетентности позволят быть успешными на следующей ступени образования.


^



-2-


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа элективного курса «Казачество – это поэзия русско-славянского народа» предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Основная задача данного курса - способствовать формированию у школьников стойкой гражданской позиции, любви к истории родного края и своему историческому прошлому.

^ Назначение курса помочь школьникам овладеть объемом знаний по истории Донского казачества, которая является неотъемлемой частью истории России.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа, (из них 13 часов практических, 9 часов семинарских, 12 часов лекционных) с учетом того, чтобы помочь учащимся заинтересоваться историей донского казачества, т.к. казаки во многом повлияли на развитие исторического процесса России.

^ Учебно-воспитательная задача курса: вооружить учащихся основными знаниями по истории донского казачества его влиянии на развитие общегосударственной истории; способствовать формированию у них культурных ценностей своего народа.

^ Направленность курса – развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

^ В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  • Историческими фактами и знаниями.

  • Должны научиться сравнивать, исторические факты, научится сопоставлять события, даты и исторические результаты.

  • Должны выработать ценностное отношение к казачеству, к его истории, роли, историческому месту и перспективам развития.

  • Должны определиться в собственной гражданской позиции

Итогом работы отдельных учащихся или групп учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по отдельным историческим событиям или личностям

^ Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить следующие формы контроля:

-текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам права)

-тематический контроль (защита рефератов, участие в семинарах, решение проблемных задач, подготовка презентаций.).


-3-


-зачетный практикум (практическое выполнение обязательных заданий).

Обобщающий (итоговый) контроль (защита устных и письменных докладов, рефератов на итоговой конференции).


^ ЦЕЛЬ КУРСА: способствовать формированию у старшеклассников ценностных ориентаций на примере традиций и культуры донского казачества.


ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории России и истории, общественном развитии донского казачества.

2. Дать учащимся общее представление о роли и историческом месте в развитии государства донского края.

3. Место и роль возрождения казачество, влияние возрождения на сегодняшнее развитие государства.

4. Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире.

5. Воспитывать гражданскую ответственность, гуманизм.


^ ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

1.освоение способов анализа информации, способов совместной деятельности, навыков решения проблем;

2.выработка у учащихся более развитых способностей осмысливать события прошлого и настоящего в историческом контексте;

3.развитие у обучающихся навыков определения и аргументации своего отношения к историческим версиям и оценкам, опыта рассмотрения и рассуждения дискуссионных проблем истории и современности.


^ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: лекции, практические занятия, семинары, проблемные задания, ролевые и деловые игры, заочные экскурсии, защиты проектов, презентации. При изучении тем необходимо использовать дополнительную литературу (список прилагается) и материалы СМИ.


-4-


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий контроль, за успеваемостью, осуществляется по участию в семинарских и практических занятиях.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


N

СОДЕРЖАНИЕ



Всего часов

В том числе

Формы контроля




лекция

практ.

сем-р

I.

Вводное занятие.
















1.

Донская земля в древности исторические корни казачества

1

1

---





Лекция



II.

Истоки казачества.
















2.

Образование Войска Донского

1

1







Лекция.

3.

Ермак и казаки покорители Сибири

2




1

1

Семинарское занятие и защита рефератов

4.

Донские казаки в период «Великой смуты». Азовские походы

2

1

1




Лекция.

Практическое занятие.

5.

Восстание под предводительством Степана Разина.

2




2




Защита реферата.

Виртуальная экскурсия

6.

Культура, быт и нравы донских казаков в XVI_XVIIвеках. Воспитание в казачьих семьях.

3

1

1

1

Урок-лекция.

Защита проектов

(электронные презентации).

Ролевая игра.

7.

Эпоха Петра I. Восстание под предводительством Кондратия Булавина.

2




1

1

Урок с решением проблемных задач.

Презентация исторического портрета.

III.

Донское казачество в эпоху XVIII-XIX и нач. XX вв.
















8.

Донские казаки в русско-турецких войнах. Война 1812 года. М.Платов – герой войны.

2




1

1

Урок-панорама.

Презентация исторического портрета


9.

Государственно-административные преобразования на Дону в царствование Александра I.

1

1







Урок-лекция

10

Быт и культура дворянской усадьбы на дону.

2

1

1




Урок-лекция

Виртуальная экскурсия.

11.

Донские казаки в Кавказской и Крымской войнах.

1

1







Урок –лекция.

12.

Донская культура и быт в XVIII-XIX веках. Казачий спас.

3

1

1

1

Лекция.

Ролевая игра.

Виртуальная экскурсия.

13.

Донские казаки в начале XХ века. Русско-японская война. Первая мировая война.

2




2




Индивидуальные задания.

Защита рефератов.

IV.

Трагедия казачества.
















14.

Казаки в революционном вихре.

3

1

1

1

Лекция.

Семинарское занятие

Деловая игра


15.

Гражданская война, расказачивание

2




1

1

Защита рефератов.

Проблемные задания.

16.

Донские казаки в Великой Отечественной войне.

1

1







Семинарское занятие.

17.

Казаки в эмиграции

1

1







Урок –«круглый стол»

V.

Возрождение казачества.
















18.

Казаки в конце XX века.

3




2

1

Практическая работа, защита реферата.

Урок-конференция.

-6-
^




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:



Тема-1. Донская земля в древности - 1час.

Скифы, сарматы. Дон в первой половине XI века. Половцы Дон в составе Золотой Орды. Первые упоминания о донских казачьих поселениях. Первые казачьи городки. Жилища казаков. Походы за «зипунами». Социальные факторы формирования донского казачества.


Тема-2. Образование Войска Донского-1час.

Что такое Войско Донское? Понятие «донское казачество. Предпосылки возникновения войска. Структура войскового управления. Роль политики русского правительства в объединении донских казаков. Казачье самоуправление.


Тема-3. Ермак и казаки покорители Сибири –2часа.

Вольное казачество в XVI веке. Первое участие донских казаков совместно с русскими войсками в осаде Казани 1552 год. Атаман Ермак Тимофеевич. Поход казаков Ермака в Сибирь. Казаки – землепроходцы Сибири.


Тема-4. Донские казаки в период «Великой смуты» - 2 час.

Причины смутного времени. Донские казаки в войсках ЛжедмитрияI и ЛжедмитрияII. Причины участия донских казаков в русской смуте начала XVII века. Участие казаков в восстании И.Болотникова. Участие в Земском соборе 1613 года. Признание донского казачества военно-служивым сословием. Отношение между Войском Донским и Московским государством. Азовское осадное сидение 1637-1641гг. Мероприятия правительства по укреплению Войска Донского. Донские казаки в азовских походах Петра I


Тема-5. Восстание под предводительством Степана Разина –2 ч.

Соборное уложение 1649 года. Наступление русского правительства на вольности донского казачества. Причины Разинского восстания. Начало восстания, поход на Волгу и Каспийское море. Поход Разина по Волге. Поражение восстания. Последствие восстания для казаков. Виртуальная экскурсия «Взятие Царицына Стенькой Разиным».


Тема-6. Культура быт и нравы донских казаков в XVI-XVIIв-2ч.

Распространение христианства и установление церковной организации на Дону. Первые казачьи монастыри.


-7-


Медицина, казачьи знахари. Быт и нравы казаков. Памятники литературы «Повесть об Азовском сидении» и др. Развитие земледелия на Дону. Животноводство.

Коневодство. Воспитание девочек в казачьей семье. Воспитание мальчиков в казачьей семье. Казачьи символы и атрибуты.


Тема-7.Эпоха Петра I. Восстание под предводительством Кондратия Булавина -2ч.

Петр I в нашем крае. Переволока. Царицынская сторожевая линия. Экспедиция Ю.Долгорукова на Дон. Причины восстания. Избрание К.Булавина войсковым атаманом. Поход на Волгу и осада Саратова. Поход на Азов. Заговор против Булавина. Поражение восстания и потеря казачьих вольностей. Е.Пугачев, волжское казачье войско.


Тема-8. Донские казаки в русско-турецких войнах. Война 1812 года. М.Платов – герой войны.–2 часа.

Русско-турецкие войны 1768-1774гг.,1787-1791гг. Война 1812 года. Казачьи полки атамана Иловайского и Исаева. Казаки в итальянском и швейцарском походе. Казачий атаман, граф М. Платов. г.Новочеркаск.


Тема-9. Государственно-административные преобразования на дону в царствование Александра I –1час.

Реформы АлександраI. Изменения в жизни донского казачества. Укрепление войсковых учреждений. Усиление донского дворянства. Новые правила призыва и отправления казаков на службу.Указ царя «Об учреждении комиссии для составления положения о внутреннем и военном управлении Войском Донским.».


Тема –10. Быт и культура дворянской усадьбы на дону -2 часа.

Указ Павла I «О присвоении донским чиновникам права дворянства». Одежда донских дворян. Культурная жизнь дворян.

Благотворительность донских дворян. Виртуальная экскурсия « Дворянская усадьба на дону».


-8-


Тема-11. Донские казаки в Кавказской и Крымской войнах –1ч.

Кордонная служба донских казаков на кавказской линии. Казаки в русско-иранской и русско-турецкой войнах. Восточный вопрос во внешней политике России. Донские казаки на Дунайском и Крымском фронтах. Оборона Севастополя.


Тема-12. Донская культура XVIII-XIX веков –2 час.

Образование на Дону. Открытие кадетских корпусов. Газеты, журналы. Донская поэзия. Донские музыканты. Донской театр и его особенности. Донская архитектура. Казачья усадьба. Домашнее хозяйство. Одежда. Казачья кухня. Воинская обрядность. Донская свадьба. Донские круги. Казачий спас. Устои, семейная обрядность. Увеселения и забавы донских казаков. Донской народный театр. Донская казачья песня. Деловая игра «Казачья свадьба». Виртуальная экскурсия «Родовое гнездо».


Тема-13. Донские казаки в начале XX века – 2 часа.

Донские казаки в русско-японской войне 1904-1905 г. Русская конница на Дальнем Востоке. Причины привлечения казаков для борьбы в первую русскую революцию. Жизнь и служба казаков накануне первой мировой войны. Мобилизация сил донских казаков в войне. Подвиги донских казаков. Переформирование казачьих частей. Создание донской пешей бригады. Каледин А.М. Краснов П.П. Мамонтов К.К. Д


Тема-14. Казаки в революционном вихре- 3 час.

Дон в февральской революции 1917 года. Создание Донского исполнительного комитета. Создание союзов казаков и казачьих офицеров. I Общеказачий съезд. Избрание Каледина А.М. атаманом Войска Донского. Казаки и КорниловЛ.Ф. Создание добровольческой армии на Дону. Красные казаки. Создание казачьего военно-революционного комитета. Падение Новочеркаска. Деловая игра « Казачий съезд Войска Донского»


Тема-15. Гражданская война. Расказачивание – 2час.

Провозглашение Донской советской республики. Казачьи мятежы. Деятельность Краснова П.Н. Попытки примирения с большевиками. Наступление войск Красной армии на Дон. Постановление ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. Реализация политики большевиков.


-9-


Расказачивание. Истребление казаков. Антисоветские выступления. Развал Донской армии. Победоносное наступление Красной армии. Мероприятия Советской власти в 20-30 годы.


Тема-16. Донские казаки в Великой Отечественной войне-1 час.

Мобилизация донских казаков. Создание новых кавалерийских частей. Создание особой Донской казачьей добровольческой дивизии. Партизанское движение на Дону. Подвиги донских казаков на фронте и в тылу.


Тема-17. Казачество в эмиграции -1 час.

Казаки и белое движение. Эмигрантские общины. Большевистское обращение к белоэмигрантам.


Тема- 18. Казаки в конце XX века-2 часа.

Состояние донского казачества накануне его возрождения. Начало процесса возрождения. Образование Союза казаков Области войска Донского. Съезд казаков Дона и его решения. Этапы возрождения казачества. Деятельность казачьих обществ. Создание профессиональных художественных коллективов, кадетских корпусов и школ.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


I.Вводное занятие.

Показать своеобразие исторического пути развития междуречья Волги и Дона.

Способствовать углублению знаний по истории Древнего мира и средних веков.

Способствовать формированию у школьников представления о многообразии форм исторического бытия и деятельности людей. Развивать у школьников интерес и уважение к истории и культуре древних цивилизаций.

II.^ Истоки казачества.

К вопросу о происхождении казачества раскрыть причины образования Войска Донского, его самоуправления и влияние на историю Государства Российского.

Способствовать углубленному изучению исторических личностей и их влияния на организацию регулярного войска и признания войсковой организации государством.

-10-


Рассмотреть влияние политики Петра I на развитие нашего края.

Способствовать развитию умения самостоятельного поиска и отбора материалов, формулированию и отстаиванию собственной позиции


III. ^ Регулярные казачьи войска.

Углубить и систематизировать представления учащихся об участии России в войнах XVIII века. Показать участие регулярных казачьих войск в этих войнах и их влияние на Победу.

Способствовать совершенствованию познавательных умений, умений работать с документами, картами.

Показать роль М.Платова в Отечественной войне 1812 года.

Развивать умения работы с исторической литературой, формирования и отстаивания собственной позиции по проблемным вопросам.

Способствовать развитию навыка участия в ролевой игре.

Способствовать формированию гордости за прошлое своего государства и самоотверженность предков.


^ IV. Трагедия казачества.

Раскрыть двойственность политики Советского государства.

Дать развернутую характеристику участия казаков в революциях и Гражданской войне. Раскрыть сущность белого и красного движения. Показать роль постановления ЦК РКП(б) в массовых репрессиях по рассказачиванию. Дать характеристику и оценку современников мероприятиям Советской власти.

Познакомиться

Развивать навык работы с историческим документом.


^ V . Возрождение казачества.

Проанализировать отношение государства к возрождению традиций казачества. Выявить интересы общества к казачьей культуре, традициям, обычаям. Проанализировать результаты съезда казаков и деятельность казачьих обществ.


-11-


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Данный курс дает глубокое представление об истории и культуре народа, который из глубины веков влиял на развитие государственной системы, на формирование нашего общества.

Изученный материал дополняет содержание базисного курса по истории России и дает хорошую подготовку по краеведению. Удовлетворяет познавательные потребности старшеклассников, способствует формированию у них понимания исторического прошлого. Используемые на занятиях альтернативные подходы оценки проблем обеспечивают особую мировоззренческую роль исторического образования в системе профильной подготовке учащихся.


-12-


^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1.«Личность Ермака Тимофеевича»

2.«Степан Разин на донской земле»

3.«Особенности культуры казаков в XVI-XVII веках»

4. «Петр Великий в нашем крае».

5.«Личность героя Отечественной войны 1812 года, казачьего атамана, графа М.Платова»

6.«Родовое гнездо» - особенности жилища донских казаков»

7.«Портрет-характеристика А.М. Каледина и П.П. Краснова»

8.«Традиционные промыслы донских казаков»

9.«Трагедия казачьего народа в начале XX века»

10.«Шолоховский круг»

11.«Казачье зарубежье»

12. «Казачья культура в первой половине XХ века»


^

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



1.Венков А.В. История донского казачества. Ростоа-на-Дону. 2001.

2.Бугай Н.Ф. Казачество России: проблемы возрождения. Обозреватель 1993 г. N28.

3.Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне. 1914-1918г.г.Москва 1994г.

4.Ермошин А.А. Революция и казачество. Москва 1982 г.

5.Черкань П.А. Венков А.В. История казачества Дона. Учебное пособие. Ростов-на-Дону 1999 г.

6. Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки по истории. Ростов-на-Дону. 1995г.

7.Козлов А.И. Расказачивание. «Родина»N7 1990 г.

8.Иллюстрированная история казачества. Репринтное воспроизведение. Волгоград 1994 г.

9.Краснов П.Н. Казаки империи. Ростов-на-Дону 1999г.

10.Рябов С.И. Донская земля в XVII веке. Волгоград 1992 г.

11.Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Ростов-на-Дону 1990 г.

12.Таболина Т.В. Возрождение казачества. Москва 1994 г.

13 АстапенкоМ.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на Дону 1994 г.

-13-

Скачать, 313.41kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов