Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа государственного экзамена по педагогике и психологии воспитания направление

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/2
Дата30.04.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
«государственного экзамена
Пояснительная записка
Квалификационная характеристика выпускника
Требования к профессиональной подготовленности магистра
Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра
Специальные требования.
Требования к итоговой государственной аттестации магистра
Требования к уровню подготовки выпускников
Критерии оценки
Рекомендации о проведении государственного экзамена
Вопросы к государственному экзамену
2. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в России и мире.
3. Воспитание как процесс развития личности. Формирование гражданской позиции личности в процессе общего, социального воспитания
4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новейшее время.
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль Нового времени.
6. Инновационные концепции и модели организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.
7. Инновационные концепции и модели организации обучения в современном образовательном учреждении.
9. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деяте
10. Культура руководства и управления в педагогическом процессе современного образовательного учреждения.
11. Логика и методы педагогических исследований.
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. Г. БЕЛИНСКОГО

Принято

на заседании Ученого совета

факультета психологии

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________201_ г.


Декан

факультета _________В.В. Константинов




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


___________________ Ю.А. Мазей


«_____» ___________________ 201_ г.



ПРОГРАММА

^ «ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ


Направление – 050700.68

М Педагогика и психология воспитания


Степень (квалификация) — МАГИСТР

ПЕДАГОГИКИ


Пенза 2010 г.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.2 Степень (квалификация) выпускника – магистр педагогики (программа 050716.68 педагогика и психология воспитания)

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050700.68 Педагогика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. ^ Квалификационная характеристика выпускника

Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать результаты процесса обучения. в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности .Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по направлению 050700.68 Педагогика ( магистерская программа 050716.68 Педагогика и психология воспитания) подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; преподавательской; коррекционно - развивающей; консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; социально-педагогической.

Цель проведения государственного экзамена по педагогике и психологии воспитания:

- итоговый контроль знаний будущих магистров в области психолого-педагогической подготовки к работе в школе.

В процессе экзамена студент должен продемонстрировать знания в области педагогики, общей, социальной, возрастной и педагогической психологии. При этом выпускник должен показать знание основ педагогической деятельности и ее психологического сопровождения; психодиагностики, психокоррекции и психоконсультирования.

Государственный экзамен по педагогике и психологии в отличие от курсовых экзаменов по отдельным дисциплинам носит комплексный характер. При ответе на вопросы билета студент должен проявить умение интегрировать имеющиеся у него педагогические и психологические знания, грамотно обосновать взаимосвязь педагогики, общей, возрастной, социальной, педагогической и других разделов психологии, показать готовность к владению имеющимися знаниями и умениями в решении ситуаций психолого – педагогического сопровождения развития личности обучающихся.

При ответе на экзамене студенты должны рассматривать вопросы в теоретико педагогическом и психологическом, историко педагогическом и психологическом, а также практическом аспектах; подтверждать теоретические положения, сформулированные в ответах, примерами из современной практики психологического и педагогического сопровождения образования, развития, воспитания и обучения личности, из личного опыта педагогической и психологической практики.

Следует отметить, что в процессе экзамена в соответствии с инструкцией о проведении государственного экзамена по педагогике и психологии выпускнику могут быть заданы вопросы, выходящие за рамки билета, но входящие в настоящую программу.

Задачей Государственного экзамена по педагогике и психологии воспитания является проверка:

- знаний студента о сфере педагогики и психологии образования, сущности, содержании и структуре организации деятельности учителя, воспитателя, классного руководителя и психологической службы в школе; об истории и современных тенденциях развития предмета педагогики, психологии и отдельных направлений педагогического и психологического знания; о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, специальных факторах образования, воспитания и развития личности; о закономерностях психического развития человека в различные возрастные периоды и разнообразных видах деятельности;

- об особенностях онтогенеза детей; о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических и социально-психологических технологиях социализации личности;

- выявление у студентов умений психолого-педагогической диагностики; разработки учебно-программной документации и использование их для психолого – педагогического сопровождения, профилактики и коррекции развития детей различных возрастов; знаний основ организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

^ Требования к профессиональной подготовленности магистра

Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 050700.68 Педагогика.

^ Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра

Магистр педагогики подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;

умения:

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

^ Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие выпускнику возможность выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.

^ Требования к итоговой государственной аттестации магистра

Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация магистра педагогики включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра педагогики к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по отраслям науки 13.00.00. Педагогические науки; 19.00.00 Психологические науки

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 050700.68 Педагогики определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 050700.68 Педагогика.

Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующего научного направления.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

по педагогике и психологии воспитания

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (программа «Педагогика и психология воспитания») к выпускнику предъявляются следующие требования в области педагогики и психологии воспитания:

- владеть системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности,

- знать основные вопросы в области педагогики, общей, педагогической, возрастной и социальной психологии,

- иметь знания и практические умения в области педагогики и психологии воспитания;

- уметь решать психолого – педагогические задачи, соответствующие квалификации «магистр»: коррекционно-развивающие, социально-педагогические, образовательные, воспитательные, культурно-просветительные, научно-методические;

- уметь отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Государственный экзамен по программе «педагогика и психология воспитания» проводится по бально – рейтинговой системе.

Материал

по бально – рейтинговой оценке

на государственном экзамене в магистратуре

п\п

Педагогика и психология

воспитания

ФИО поступающего/баллы

Социальная педагогика


ФИО поступающего/ баллы

1.

98 -

99 -

2.

96 -

97 -

3.

94 -

95 -

4.

92 -

93 -

5.

90 -

91 -

6.

88 -

89 -

7.

86 -

87 -

8.

84 -

85 -

9.

82 -

83 -

10

80 -

81 -

11.

78

79

12.

76

77

13.

74

75

14.

72

73

15.

70

71

Примечания:

  1. Максимальное количество баллов – 100 (из них:

- 60 баллов – ответ на первый вопрос билета (статья, реферат и т.д.);

- 40 баллов - второй вопрос – (анализ ситуации).

  1. Проходной балл – 70 баллов (соответственно 50 и 20).

  2. 60 баллов распределяются следующим образом:

- до 20 баллов – понятийный аппарат;

- до 20 баллов – содержание ответа;

- до 20 баллов – качество анализа и наличие необходимых качеств, свойств, умений и компетенций.

4. 40 баллов распределяются следующим образом:

- до 10 баллов – анализ структуры и содержания ситуации;

- до 10 баллов – традиционная модель решения ситуации;

- до 20 баллов – модель собственного решения ситуации.

Ответ выпускника на экзамене оценивается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «отлично» выставляется выпускнику, продемонстрировавшему полное, всестороннее, осознанное, правильное знание программного материала и изложившему ответ логично, грамотно, убедительно, осознающему пути и возможности совершенствования образовательного процесса, показавшему сформированность необходимых теоретических знаний и практических умений на творческом уровне, готовому к дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Отметкой «хорошо» оценивается ответ выпускника, характеризующийся полнотой, осознанностью, правильностью, грамотностью и систематичностью изложения. Допускаются неточности в формулировках, негрубые ошибки, которые самостоятельно исправляются студентом в процессе беседы с преподавателем. Выпускник показывает сформированность умений на репродуктивном уровне и допускает отдельные неточности в ответе. При этом студент демонстрирует способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Отметки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший полное, осознанное, правильное знание учебно-программного материала в объеме, достаточном для предстоящей работы по профессии. При ответе студент может допустить негрубые ошибки, не затрагивающие концептуальных основ излагаемого вопроса, затрудняться в самостоятельном изложении материала, но правильно отвечать на задаваемые ему вопросы, в результате наводящих вопросов с помощью преподавателя исправлять допущенные ошибки и неточности.

Отметка «неудовлетворительно» может быть поставлена выпускнику, обнаружившему неполное, неосознанное знание учебно-программного материала, допускающему грубые ошибки, затрагивающие концептуальные основы излагаемого вопроса, неспособному самостоятельно изложить ответ на вопрос билета, отвечающему неправильно или не дающего вопроса, ответ на заданные вопросы. Демонстрируемый уровень знаний не может быть признан достаточным для профессиональной деятельности педагога-психолога.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен по педагогике и психологии воспитания на очном отделении проводится в виде слайд-презентаций с использованием мультимедийных средств и интерактивной доски факультета психологии. Количество слайдов по каждому экзаменационному вопросу строго регламентировано – не более 6. Шрифт – Times New Roman, размер -14. В слайдах количество слов не должно превышать 150. Пример слайд-презентации приведен ниже.

















Информация может быть оформлена и в виде тезисов, и в виде различных схем. Презентация служит основой для полного и развернутого ответа на итоговом государственном экзамене.

ПРИМЕЧАНИЕ

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «Педагогика и психология воспитания» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому и психологическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогика».

Проведение государственного экзамена по программе «Педагогика и психология воспитания» осуществляется на основе информационной технологии воспроизведения знаний и умений, соответствующих цели, задачам и содержанию деятельности магистра.

^ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ПРОГРАММЕ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ»


1. Анализ современных дидактических концепций.

Понятие «концепция» в современном педагогическом знании.

В.В. Краевский, В.Н. Новиков, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин, А.И. Кочетов, М.Н. Скаткин, В.И. Пискунов и др. о методологических основах педагогических концепций.

Концепции развивающего, интегрального, блочно-зачетного, модульного, интегрированного, личностно-ориентированного, технологического, экстернатного, семейного, дистантного обучения, Вальдорфская система обучения, профильное обучение, индивидуально-проектное обучение, школа диалога культур B.C. Библера, духовно-культурное обучение и др.).

^ 2. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в России и мире.

Образование как социо-культурный феномен развития современного государства, общества и личности. Профильность, интеграция и дифференциация как основы развития современного образовательного процесса в России и мире. Этно-экологические, демографические и конфессиональные особенности развития отечественной и мировой системы образования.


^ 3. Воспитание как процесс развития личности. Формирование гражданской позиции личности в процессе общего, социального воспитания и ее социализации.

Воспитание как категория педагогики: Сущность, методология, источники, движущие силы, закономерности и принципы осуществления. Взаимосвязь воспитания и развития личности. Методы, формы, средства и технологии воспитания, направленного на развитие личности. Концепции и модели организации воспитательного процесса в школе. Самовоспитание и его взаимосвязь с воспитанием личности. Понятие «гражданской позиции» в педагогической теории и практике жизнедеятельности личности. Гражданское воспитание, гражданственность социальной позиции личности в социуме как факторы становления ее гражданской позиции. Готовность личности к патриотическому и правовому действию в процессе социализации - основа гражданской позиции личности. Патриотизм и правовая просвещенность как факторы готовности личности к проявлению гражданственности в поведении и деятельности.

^ 4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новейшее время.

Социально-экономические и этно-конфессиональные основы развития педагогической мысли, образования и воспитательных систем в Новейшее время. Характеристика основных систем образования и воспитания в Новейшее время. Реформы образования в России конца XIX - XXI вв.

Особенности развития системы образования России с 1917 по 1985 гг. Педагогическая деятельность В. К. Зеньковского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвилли и др. Педагогика сотрудничества. Развитие образования и педагогики в России с 1985 г. по настоящее время.

^ 5. Воспитание, образование и педагогическая мысль Нового времени.

Социально-экономические и этно-конфессиональные основы развития педагогической мысли, образования и воспитательных систем в Новое время.

Зарождение педагогики как системы знаний о воспитании и образовании личности (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский).

Характеристика основных систем образования и воспитания в Новое время в России и Зарубежье.

Анализ классических подходов к воспитанию и образованию личности (Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Г. Кершенштейнер, В. Лай, М. Монтессори, Д. Дьюи и др.).

Основные направления отечественной педагогической мысли (В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов, Д. Толстой и др.).

^ 6. Инновационные концепции и модели организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.

Сущность понятия «инновационная воспитательная система». Основные инновационные воспитательные технологии: детские и молодежные социальные инициативы (ДИМСИ); субъектной социальной активности человека (СПО-ФДО); духовной культуры молодого поколения: В. Д. Шадриков - «живая культура»; Б. М. Неменский - «мудрость красоты» и др.

^ 7. Инновационные концепции и модели организации обучения в современном образовательном учреждении.

Понятие «инновационная концепция» и «модель обучения» в современном педагогическом знании и практике. Сравнительно-сопоставительный анализ классно-урочной модели организации обучения и дистанционного образования с элементами студийно-технологической подготовки обучающихся. Содержание и технологии разработки инновационных подходов к деятельности педагога, учащихся и их взаимодействии. Примеры инновационных концепций модели организации обучения (М. П. Щетинин, А. В. Караковский и др.).

8. История педагогики и образования, как области научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание образования и педагогическая мысль в государствах древнейших цивилизаций, Античного мира, Средневековья и Возрождения.

Предмет, методология и задачи истории педагогики и образования как области научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Школа в странах Древнего Востока. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира и Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, В. Фельтре и др.).

^ 9. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Концепция и модель развития коллектива и группы в работах А. С. Макаренко, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, А. В. Мудрика. Сущность, стадии развития, функции, технологии развития и саморазвития коллектива как одного из видов социальной группы. Коллектив как фактор воспитания культуры личности. Коллектив (группа) как фактор саморазвития и саморегулирования личности.

Основные функции и содержание деятельности классного руководителя (воспитателя) по развитию детского коллектива и отношений между коллективом и отдельной личностью. Технологии коррекции отношений учащихся в учебном коллективе (группе).

^ 10. Культура руководства и управления в педагогическом процессе современного образовательного учреждения.

Понятие «культура руководства и управления». Сущность, методология, методы руководства и управления педагогическим процессом. Системность, самоуправление, демократизация и гуманизация руководства и управления педагогическим процессом. Технологии руководства и управления педагогическим процессом (программно-целевое управление в режиме развития; управление по результату - П. И. Третьяков; управление педагогическим коллективом; диагностико-технологическое управление (В. Н. Зайцев); и др.).

^ 11. Логика и методы педагогических исследований.

Современные подходы к определению методологических основ педагогического исследования. Структура и содержание педагогического исследования (В. И. Пискунов, В. В. Краевский, Б. С. Гершунский и др.). Характеристика и классификация методов педагогического исследования. Инновационные подходы к организации педагогического исследования и реализации его результатов в педагогической практике.

^ 12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт.

Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных и практических основ. Факторы, влияющие на содержание образования. Теория формального и материального образования. Прагматическая теория образования. Государственный образовательный стандарт. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия: принципы построения. Проблемы использования учебников в системе среднего и высшего профессионального образования.

^ 13. Методы, современные модели организации обучения. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

Понятие «метод обучения» в современном педагогическом знании. Сущность, классификации, критерии выбора и квалиметрия эффективности реализации методов в процессе обучения. Классно-урочная-предметная, студийно-технологическая и дистанционная модели организации обучения.

Авторские школы и пилотажные педагогические проекты (В.А. Караковский, М.П. Щетинин, B.C. Библер, Р. Штейнер; Е.А. Ямбург - адаптивная школа; социокультурные истоки - И.А. Кузьмин; школы самоопределения - А.Н. Тубельский; агрошкола - А.А. Католиков; школа завтрашнего дня - Д. Хорвард; дистанционное образование «Эйдос» — А.В. Хуторской и др.).

Характеристика инновационных процессов в современной школе.

^ 14. Мировоззрение. Формирование мировоззрения личности в процессе общего, социального воспитания и ее социализации.

Формирование мировоззрения как важнейшая задача обучения, воспитания и педагогического сопровождения социализации личности. Сущность и структурные компоненты мировоззрения. Виды мировоззрения. Пути, методы, формы, средства и технологии формирования мировоззрения учащихся. Духовность и гражданственность как черты мировоззрения современной личности. Методы, пути, технологии их становления.

^ 15. Обучение как процесс развития личности.

Обучение как специфический процесс развития и формирования личности. Сущность, методология, структура, задачи, закономерности, принципы, формы, методы и технологии обучения учащихся в современной школе. Инновационные концепции и модели обучения (личностно-ориентированное, развивающее, проблемное, интегративное, дистантное, семейное, компьютерное, дифференцированное, блочно - зачетное обучение, обучение творческому саморазвитию и др.).

^ 16. Основные образовательные технологии.

Понятие «образовательные технологии» в современной педагогической теории и практике. Содержание основных образовательных технологий (гуманно-личностной ориентации образования - Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин; технология витагенного образования - А. С. Белкин; технологии активизации деятельности учащихся - игровые, поисковые, проектные, тренинговые, развитие критического мышления; технологии интенсификации обучения - В. Ф. Шаталов; и др.

^ 17. Основные технологии воспитания.

Понятие «технологии воспитания» в современном педагогическом знании и практике. Содержание основных воспитательных технологий (коллективного воспитания - А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский; КТД; коммунарское воспитание на основе КТД - И. П. Иванов; системное воспитание - Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др.; технологии индивидуализированного воспитания - О. С. Газман; технология тьютерского воспитания - Т. М. Ковалева; технология самовоспитания - А. И. Кочетов и др.).

^ 18. Основы руководства и управления в деятельности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Понятие «руководства и управления деятельностью» в современном педагогическом знании и практике. Управление качеством образования как основа руководства деятельностью педагогического коллектива. Содержание, структура, функции управленческой деятельности педагогического коллектива и администрации (М. М. Поташник и др.).

^ 19. Особенности воспитания в юношеском возрасте.

Педагогические особенности развития личности в юношеском возрасте (вопросы самоопределения; «открытие Я» — И.С. Кон; социализации ценностей социума, референтного развитию личности). Особенности взаимодействия основных источников воспитания с личностью в юношеском возрасте (И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.).

^ 20. Особенности воспитания младших школьников.

Педагогические особенности развития личности в младшем школьном возрасте (вопросы самоопределения; социализации ценностей социума, референтного развитию личности). Особенности взаимодействия основных источников воспитания с личностью в младшем школьном возрасте (III. А. Амонашвилли, Г. С. Абрамова, Т. А. Куликова и др.).

^ 21. Формирование культуры личности в процессе общего, социального воспитания и ее социализации.

Понятие культуры. Виды культур. Культура как основа педагогического взаимодействия педагога и ученика. Диалог культур (B. C. Библер) как фактор и условие формирования культуры личности. Аксиологические, андрогогические и акмеологические основы становления культуры личности. Источники, принципы, методы, формы, пути и технологии процесса становления культуры личности в ходе обучения, воспитания и ее социализации.

^ 22. Социальное воспитание как процесс развития личности.

Сущность, методология, источники, движущие силы социального воспитания. Принципы социального воспитания. Методы, формы, средства и технологии социального воспитания. Семья как фактор социального воспитания. Самовоспитание и готовность личности к саморегулированию — основы эффективности социального воспитания личности (А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский, А. Г. Ковалев, П. Н. Осипов, Г. К. Селевко и др.).

^ 23. Педагог современной школы. Психологическая коррекция педагогического действия. Профессионально-педагогическая культура педагога.

Нормативные основы деятельности современного педагога (Конституция РФ, Закон об образовании РФ и региона, Устав образовательного учреждения, профессиограмма педагога).

Содержание деятельности педагога, его функции и роль в коррекции развития и социализации учащихся.

Психологическая коррекция педагогического действия (типы педагогов, стиль педагогического взаимодействия с учащимися; побуждение педагогов к аксиологическому и акмеологическому профессиональному проявлению; коррекция условий деятельности педагогов и побуждение их к личностно-ориентированному действию; коррекция психо-соматических проявлений личности педагога).

Профессионально-педагогическая культура педагога.

^ 24. Педагогика как отрасль научного знания и учебный предмет.

Педагогика как отрасль научного знания и учебный предмет, ее предмет и объект. Методология и категориальный аппарат педагогики (воспитание, обучение, социализация, педагогическая деятельность и др.). Связь педагогики с другими науками (философией, психологией, статистикой, математикой, социологией и т.д.) и практикой.

Методы и логика педагогических исследований (определение метода исследования; сущность и характеристика методов педагогического исследования).

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

^ 25. Школы как педагогические системы. Планирование деятельности педагогического и ученического коллективов. Понятие управления и педагогического менеджмента.

Понятие педагогической системы (В. А. Сластенин, М. И. Рожков, А. П. Тряпицына и др.). Сущность, признаки, принципы, методы, формы планирования деятельности педагогического и ученического коллективов. Культура управления как фактор эффективности деятельности современного образовательного учреждения. Совершенствование планирования деятельности участников педагогического процесса как важнейшая предпосылка качества деятельности образовательного учреждения как педагогической системы.

Основные функции и принципы организации деятельности и управления педагогическими системами.

Управление и педагогический менеджмент как категории теории и практики управления педагогическими системами (В. И. Лисов, М. М. Портнов, А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Т. И. Шамова и др.). Методология, закономерности и принципы организации деятельности и управления образовательными системами, развитие школы как инновационный процесс.

^ 26.Психология как наука. Предмет и принципы психологии. Место психологии в системе наук. Классификация психических явлений.

Предмет и задачи психологии. Принципы психологии. Частные и специальные психологические науки. Понятие о методологии науки. Методы психологии. Классификация психических явлений.

^ 27.Особенности эмоционально-волевой сферы. Виды эмоций и чувств.

Понятие эмоций и чувств: их различия и сходство. Функции эмоций и чувств. Виды высших чувств. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Понятие воли и ее функции. Психологическая структура волевого действия. Волевые качества личности.

^ 28. Познавательная сфера личности, особенности ее диагностики.

Понятие ощущения, восприятия, их значение в жизни человека. Классификация ощущений и восприятий. Понятие мышления, его виды. Логические операции. Понятие речи. Функции и виды речи. Роль воображения в жизни человека, виды воображения. Определение памяти, основные процессы памяти. Виды и способы развития памяти. Внимание, его виды. Методы исследования познавательных процессов.

^ 29.Способности, виды способностей. Задатки. Понятие интеллекта. Методы диагностики способностей и интеллекта.

Проблемы способностей в психологии. Понятие о задатках. Уровни развития способностей. Методы диагностики способностей. Понятие интеллекта.

^ 30.Понятие о темпераменте, его свойства. Характер, акцентуации характера.

Определение темперамента, история по изучению свойств темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. (Гиппократ, К. Г. Юнг, И. П. Павлов, В. М. Русалов, У. Шелдон и др.). Методы диагностики темперамента. Определение характера. Типы акцентуаций характера. Взаимосвязь характера и темперамента. Особенности диагностики характера.

^ 31.Потребностно-мотивационная сфера личности, особенности ее диагностики.

Потребности и мотивы. Классификация потребностей. Структура мотивов и направленность личности. Функции мотивов. Мотивация личности. Особенности психодиагностики мотивационно-потребностной сферы личности.

^ 32.Самосознание личности. Самооценка. Механизмы психологической защиты.

Проблемы сознания в зарубежной психологии. Определение самосознания. Структура самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Проблема «Я» - концепции в психологии. Самооценка личности. Механизмы психологической защиты личности, виды психологической защиты.

^ 33.Психические состояния. Классификация состояний, их диагностика.

Определение психического состояния в науке. Классификация состояний, их диагностика.

^ 34.Предмет и методы социальной психологии. Краткий исторический очерк.

Предмет и задачи социальной психологии. История развития социально-психологического знания. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку. Развитие отечественной социальной психологии.

^ 35.Психология общения. Виды и функции общения.

Проблема общения в социальной психологии. Понятия, функции, виды общения. Структуры общения. Основные аспекты коммуникативного процесса. Невербальная коммуникация. Понятие социальной перцепции. Эффекты межличностного восприятия. Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э. Берна.

^ 36.Проблема группы в социальной психологии, классификация групп. Малая группа как социально-психологический феномен.

Группа как объект социально - психологического анализа. Функции и размер группы. Классификация групп. Понятие малой группы. Виды малых групп. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе.

^ 37.Динамические процессы в группе. Конфликт, и его функции, структура. Методы разрешения конфликта.

Понятие о групповой динамике. Принятие решения в группах. Лидерство и руководство в группах. Социально - психологический климат группы. Понятие о конфликтах. Виды конфликтов.

^ 38.Понятие о межличностных отношениях, их классификация.

Понятие о межличностных отношений. Виды и классификация межличностных отношений.

39. Психолого-педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения.

Психолого-педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. История развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом. Развитие человека в системе понятий педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры.

^ 40.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Личность педагога-психолога. Этический кодекс.

Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Профессиональный психолог как ученый исследователь и как прикладник-практик. Профессиональная проблема развития и саморазвития психолога-профессионала. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности педагога-психолога. Этические принципы в работе педагога-психолога.

^ 41.Психолого-педагогический практикум.

Нормативные основы деятельности современного педагога-психолога (Конституция РФ, Закон об образовании РФ и региона, Устав образовательного учреждения, профессиограмма педагога).

Содержание деятельности педагога-психолога, его функции и роль в коррекции социализации учащихся.

Психологическая коррекция педагогического действия (типы педагогов, стиль педагогического взаимодействия с учащимися; побуждение педагогов к аксиологическому и акмеологическому профессиональному проявлению; коррекция условий деятельности педагогов и побуждение их личностно-ориентированному действию; коррекция психосоматических проявлений личности педагога).

Профессионально-педагогическая культура педагога.

^ 42.Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Научные школы в психологии.

Изменение системы психологических представлений с Античности до В. Вундта. Психологическая наука в XX веке. Научные школы в психологии.

^ 43.Общая характеристика методов психологических исследований.

Классификация методов психологического исследования. Классификация Б. Г. Ананьева.

Неэмпирические методы исследования: организационные, методы обработки, интерпретационные. Эмпирические методы исследования. Наблюдение как метод и методика. Вербально-коммуникативные методы. Эксперимент, виды экспериментов. «Архивный» метод. Моделирование. Биографический метод.

^ 44.Методология психологических исследований. Организация и проведение психолого-педагогического исследования.

Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и метода. Уровни методологии. Методологические принципы исследований и психологии.

Логика научного исследования. Планирование психолого-педагогического исследования. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

^ 45.Теоретические основы психологического консультирования. Структура, техники и методы консультирования.

Теоретические проблемы определения психологического консультирования: определение границ психологического консультирования, психотерапия, психотерапии и псикоррекции; этические принципы и кодекс поведения психолога-консультанта; цели и задачи психологического консультирования.

Психологическое консультирование: общая и частная модели, их структурные компоненты. Психологическое консультирование как интервью. Психологическое консультирование как исследовательский процесс. Психологическое консультирование как психотерапевтический процесс. Этапы и фазы консультирования. Групповые и индивидуальные формы работы.

Методы, применяемые в психологическом консультировании в различных психотерапевтических школ: психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенциональное направления.

^ 46. Математические основы измерений в психологическом исследовании.

Психология и математика. Типы измерительных цикл: номинальная, порядковая, интервальная шкалы и шкалы отношений. Построение многомерных номинативных и ранговых шкал.

Описательная статистика. Первичные описательные статистики: меры центральной тенденции, меры изменчивости. Виды распределений. Параметры распределений.

^ 47.Сущность брака и семьи. Функции, типы, динамика развития семьи.

Определение семьи (Харчев, Соловьев, Антонов и др.). Основные этапы развития брачно-семейных отношений. Модели брака и семьи. Альтернативные формы брака. Жизненный цикл развития семьи. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи. Особенности современной семьи.

^ 48.Характеристика детско-родительских отношений. Консультирование по проблеме взаимоотношений детей и родителей.

Воспитание ребенка в семье. Воспитание в разных типах семей. Стили семейного воспитания. Типы родительских позиций. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

^ 49.Девиантное поведение личности. Профилактика, коррекция дефектов девиантного поведения.

Понятия девиантного и делинквентного поведения. Причины девиантного поведения. Концепции девиации. Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков. Реабилитация подростков с девиантным поведением.

^ 50.Предмет, задачи, основные научные теории коррекционной педагогики и специальной психологии.

Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Аномалии психического развития. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Система реабилитационной работы.

^ 51.Возрастные кризисы, их причины и роль в психическом развитии.

Понятие возрастного кризиса. Характеристика кризисных периодов. Чередование стабильных и кризисных периодов в детском развитии. Кризисы зрелости, их хронологические сроки. Отличия нормативных кризисов зрелости от детских кризисов.

^ 52. Диагностика способностей и достижений.

Возможности тестов в диагностике способностей. Диагностика интеллекта. Представления об интеллекте и его структуре. Психометрический интеллект Интеллектуальные тесты: вербальные, невербальные; шкалы измерения интеллекта Д. Векслера; групповые тесты. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития. Принцип построения и особенности отечественных методик диагностики умственного развития (ШТУР; АСТУР; ТУРМШ).

Понятие креативности. Креативность и интеллект. Креативность и личность. Южнокалифорнийские тесты креативности Дж. Гилфорда, тесты креативности П. Торранса.

Классификация специальных способностей в зарубежной психологии. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тест технического мышления Сишора-Беннетта. Батарея общих способностей — ГАТБ. Области применения тестов специальных способностей.

Тесты достижений. Области применения тестов достижений: образование, профессиональная сфера. Нормоориентированные и критериальноориентированные тесты достижений.

^ 53. Методики и формы проведения психокоррекции в наркологической практике.

Современная парадигма зависимости. Био-психо-социо-духовная модель помощи при зависимостях. Первичная профилактика зависимостей в работе школьного психолога. Роль психолога при вторичной и третичной профилактике зависимостей. Помощь в решении личностных и межличностных проблем как основа профилактики при зависимости. Индивидуальная, групповая, семейная формы работы при зависимости.

^ 54. Проблема периодизации психического развития.

Понятие факторов психического развития. Биологизаторское и социологизаторское направления в психологии (теория рекапитуляции; теория социального научения). Теории когнитивного направления (Ж. Пиаже) и персоногенетического (Л. Колберг, А. В. Петровский).

^ 55. Общая характеристика арт-терапевтического метода.

История становления арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные арт-терапевтические направления: динамически ориентированное, гуманистическое, гештальториентированное; медицинское, педагогическое, социальное. Виды арт-терапии: изотерапия, интегративная арт-терапия - арт-фототерапия, арт-сказкотерапия, арт-музыкотерапия, арт-куклотерапия и т. д. Особенности арт-терапевтического взаимодействия. Диагностические и терапевтические возможности арттерапии. Классификации арт-терапевтических техник: индивидуальные и групповые, саморегуляционные (симптоматические) - глубинные (этиологические), направленной визуализации, медитативные, телесные, техники с использованием принципа полярности и др. Особенности обсуждения арт-терапевтического продукта.

^ 56. Основные методы тренинга.

Метод лекции. Структурирование материала и особенности проведения лекции. Мозговой штурм (брейнсторминг). Условия проведения мозгового штурма. Технология и эффекты групповой дискуссии. Планирование дискуссии и «эскиз темы». Организация и проведение деловых и ролевых игр.


^ 57. Основные подходы к диагностике личности.

Номотетический подход к диагностике личности. Типологические опросники (MMPI, опросник Шмишека, ПДО) и опросники черт личности (16F опросник Р. Кеттелла, опросники Г. Айзенка).

Опросники диагностики отдельных свойств личности: мотивации (опросники А. Мехрабиана, В. Мильмана), интересов (опросники Кьюдера-Стронга, Е. Климова, ОДАнИ), ценностей (опросники Рокича, СЖО Д. А. Леонтьева), установок (самоактуализации личности М. Кроза; самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева; субъективной локализации контроля Дж. Роттера; уровня субъективного контроля В. Ф. Бажина, Е. Н. Голынкиной, А. М. Эткинда).

Идиографический подход к диагностике личности. Психосемантические методы идиографической диагностики (техника репертуарных решеток, семантический дифференциал, Q-copтировка).

Проективная диагностика личности (ТАТ, САТ, методика «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, цветовая методика М. Люшера, экспрессивные рисуночные техники).

Прогностичность результатов личностных методик.

^ 58. Предмет и основные понятия клинической психологии.

Мозговые механизмы высших психических функций, межполушарная ассиметрия мозга и межполушарные взаимодействия; сенсорные и гностические нарушение работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом; патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы; методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний; психосоматика, психология аномального развития; основное содержание деятельности клинических психологов.

^ 59.Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста.

Понятие психологического возраста. Периоды возрастного развития в детстве и зрелости. Понятия ведущего вида деятельности, психологических новообразований, социальной ситуации развития.

^ 60.Понятие о методах активного социально-психологического обучения.

Основные методы активного социально-психологического обучения. Эффективность различных методов активного обучения. Их описание, преимущества и недостатки применения методов в процессе обучения.

^ 61.Понятие о психокоррекции. Принципы и виды психокоррекции.

Понятия о психокоррекции и психокоррекционной ситуации. Виды психокоррекции по форме организации, по способу управления корректирующим воздействием, по направлению корректирующего воздействия. по содержанию, по продолжительности. Принципы организации психокоррекции.

^ 62.Предмет, методы и задачи психологии труда.

Предмет, цели и задачи психологии труда. Человек как субъект труда. «Этический парадокс субъекта труда». Этапы развития человека как субъекта труда. Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова. Этапы освоения профессии А.К. Марковой. Основные этапы развития субъекта труда (периодизация Д. Сьюпера). Принципы построения методов психологии труда. Четыре вида методов психологии труда. Классификация методов психологии труда Ю. В. Котеловой. Трудовой метод. Метод моделирования трудовых процессов Составление профессиограмм и психограмм.

^ 63.Предмет, задачи, принципы, методы педагогической психологии.

Предмет, принципы, основные проблемы и задачи педагогической психологии. Основные понятия педагогической психологии.

Методологические подходы к психолого-педагогическим исследованиям: естественнонаучный, гуманитарный. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в педагогической психологии. Характеристика формирующего эксперимента.

Психологические основания педагогического процесса. Основные парадигмы образования: когнитивно-ориентированная и личностно-ориентированная.

^ 64.Предмет, основные задачи и история психодиагностики.

Предмет, объект психодиагностики. Понятие психодиагностики. Задачи психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Возникновение тестирования (Ф. Гальтон, А. Бине, Дж. Кеттелл и др.). Тесты, их характеристика, классификации по содержанию и форме применения. Опросники и анкеты, их особенности, виды; трудности их разработки и интерпретации. История проективной диагностики (вклад Г. Роршаха, Г. Мюррея, Маховер и др.). Проективная техника, виды проективных методик, их отличительные особенности. История становления контент анализа в психодиагностике.

^ 65.Проблема профессионального выбора в психологии.

Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Хорни, К. Адлер).Теория профессионального развития Дж. Сьюпера. Типологическая теория Дж. Холланда. Теория черт Ф. Парсонса. Сценарная теория Э. Берна. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга. Этапы профессионализации. Личностно-деятельностный подход А. Н. Леонтьева. Подход К. К. Платонова к профессиональному консультированию. Основные идеи Е. А. Климова в профессионализации. Подход Б. С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте.

^ 66.Профориентационная работа: цели, задачи, планирование, организация.

Теоретические подходы к профессиональной ориентации. Характеристика основных структурных компонентов профориентации: профессиональное просвещение, профконсультирование, профотбор, профподбор, профадаптация. Организация и планирование профориентационной работы в школе.

^ 67.Психодиагностические методы и методики. Психологические критерии научности психодиагностических методик.

Дифференциальная психометрика. Функции психодиагностических методик. Психодиагностические методики как инструмент сравнения. Критерии научности психодиагностических методик: стандартизация, надежность, валидность. Стандартизация процесса диагностики и оценивания результатов диагностики. Критерии оценивания результатов диагностики: статистическая норма, квантильная стандартизация, социально- психологический норматив. Статистическая норма: стандартные оценки, шкалы «взвешенных оценок» (Т- оценки, стены, IQ).Надежность психодиагностических методик: коэффициенты надежности, стабильности, константности. Валидность, способы ее установления. Виды валидности: теоретические и прагматические.

^ 68.Психодиагностическое исследование, психодиагностический диагноз и прогноз.

Понятие психодиагностического исследования. Основные этапы исследования: сбор данных в соответствии с задачей исследования, обработка и интерпретация материала, вынесение решения. Психологический диагноз. Объекты, уровни диагноза: симптоматический, этиологический. Психологический прогноз. Психодиагностическое заключение, виды, схемы написания. Планирование психодиагностической работы.

^ 69.Психокоррекция поведенческой сферы.

Психокоррекция поведенческой сферы. Понятие отклоняющегося поведения и его причины, основные направления и задачи коррекции поведенческих отклонений. Методы и приемы формирования мотивации к изменению поведения. Методы и приемы эмоциональной саморегуляции. Методы когнитивного переструктурирования. Методы подкрепления позитивного поведения. Методы угашения нежелательного поведения.

^ 70.Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Понятие об эмоциональном нарушении у детей подростков. Основные причины нарушений у детей подростков. Основные направления коррекции. Основные методы и приемы коррекции эмоциональных нарушений у детей подростков (аутотренинг, психогимнастика, систематическая десенсибилизация и др.)

^ 71.Психологическая служба в образовании.

Становление психологической службы за рубежом и в России. Модели психологической службы в системе образования. Концепции психологической службы образовательных учреждений. Основные задачи психологической службы.

^ 72.Психологические основы организации педагогической деятельности.

Концептуальные модели труда учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.

Психология педагогического воздействия. Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического воздействия. Виды педагогического воздействия. Приемы и техники управления учащимися на уроке. Принципы организации познавательной деятельности на уроке. Особенности управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке. Приёмы организации понимания материала.

Проблемы профессионального и личностного развития учителя. Психологические факторы, условия и движущие силы профессионального развития учителя.

^ 73.Психотерапия в широком и узком смысле.

Психотерапия в широком смысле — социотерапия, лечение средой, трудотерапия. Психотерапия в узком смысле — групповая и индивидуальная. Цели, задачи и три основных метода психотерапии.

^ 74.Психофизиологические основы трудовой деятельности.

Функциональные состояния человека в труде. Понятия работоспособности. Основные фазы работоспособности. Основные компоненты и стадии утомления (Н. Д. Левитов). Понятие «психической напряженности». Устойчивость к стрессам (М. Фридман, Р. Розерман) Типы поведения людей в экстремальных ситуациях (Г. Селье , К. К. Платонов, В. Л. Марищук и др.). Монотония.

^ 75.Становление психологии труда и инженерной психологии в России.

История психологии труда и инженерной психологии. Экспериментальные исследования Ф. Тейлора. Психотехника Г. Мюнстерберга. Научные направления в трудах В. М. Бехтерева, А. К. Гастева, С. Г. Геллерштейна, А. А. Ухтомского и др.


  1   2

Скачать, 29.68kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru