Биография П. П. Бажова

Поиск по сайту:


Скачать 292.23 Kb.
НазваниеБиография П. П. Бажова
Дата09.03.2012
Размер292.23 Kb.
ТипБиография
Смотрите также:




Биография П.П.Бажова


На восток от запада, в самом центре континента Евразия есть волшебное место, окрашенное на карте синим и темно-зеленым. Это цвет изумруда и малахита, самого лучшего в мире малахита. Это цвет стоящих здесь лесов и крыш старинных особняков Екатеринбурга. Здесь и горы синие и зеленые, а под землей, где добывают в шахтах медь, золото и камни драгоценные, обитает не горстка гномиков, троллей и эльфов, а властвует Хозяйка Медной горы, красавица с зелеными глазами. Работают здесь почти сплошь мастеровые люди, причем не просто так, а с живинкой в деле. И открывает им Хозяйка Медной горы тайны творчества.

Ну, что, как вам Урал? Что холодновато? Морозно? Туманно? Немного дымно от труб? Все скрыто от глаз? Таинственный край! Загадочный край! Лучшего места для рождения сказочника нельзя было и придумать. Поэтому и родился здесь, в самой серединке зимы и России Павел Петрович Бажов.

У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Его детство и юность прошли в Сысерти и на Полевском заводе. И отец, и дед, и прадед всю свою жизнь провели на медеплавильных заводах Сысертского округа.

Отец Бажова был замечательным мастером своего дела, но он любил правду, спину ни перед кем не гнул, да еще был остер на язык, за это ему дали прозвище "Сверло".

Мать писателя, Августа Степановна, была искусной кружевницей. В такой простой рабочей семье и рос будущий писатель.

Первыми воспитателями Павлуши (так в детстве звали Павла Петровича) были заводские рабочие. Они рассказывали ему сказки, старинные легенды и разные истории о даровитых мастерах, о тяжком труде на рудниках, о "вольных людях", о бунтах против жестоких хозяев рудников. Помните Дедушку Слышко? Настоящее имя его — Василий Хмелинин. Он служил сторожем на дровяном складе Полевского завода. Склад на Думной горе был. Вот на ту гору ребятишки и сбегались по вечерам слушать сказы старика Хмелинина - весельчака и балагура. Часами слушал Павлуша, не уставая, про Золотой Волос и могучего Полоза, про Огневушку-Поскакушку и Хозяйку Медной горы... Другие ребята послушали да забыли, а Павлуша все запомнил, потом записывать стал в отдельную тетрадь и людям пересказал.

Заводскую школу в Сысерти Павлуша окончил хорошо. Он рос смышленым мальчиком и родители хотели, чтобы их единственный сын учился дальше. Но куда примут парнишку из рабочей семьи? В те времена начальная школа была первой и последней ступенью образования для ребят из рабочей семьи. Но Паше повезло. Помог ветеринар Николай Семенович Смородинцев, добрый знакомый отца. И вот Паша едет учиться в Екатеринбург, в духовное училище. Пять лет спустя он с отличием закончил училище и его послали учиться дальше - в Пермскую духовную семинарию. В этой семинарии в разные годы учились такие замечательные люди, как изобретатель радио А. С. Попов, писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие.

Семинарию Бажов окончил хорошо, мечтал поступить в Томский университет, но умер его отец, из-за отсутствия средств он не смог продолжить учебу.

После окончания семинарии П.П. Бажов едет учителем в деревню Шайдуриха, около Невьянска. Он учит грамоте детей и их родителей. Потом он снова едет в Екатеринбург, где поступает работать учителем русского языка и литературы в то самое духовное училище, где учился сам. П. П. Бажов любил свой предмет и умел передать свою любовь детям. На его уроках не было зубрежки и страха перед учителем. Это были уроки открытий. П. П. Бажов рассказывал о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Л. Н. Толстом, учил думать и выражать свои мысли просто и красиво. Восемнадцать лет учительствовал.

Здесь Бажов встретил Валентину Иваницкую, будущую жену. Когда она окончила училище, они поженились, и стал Бажов главой большой семьи, в которой было семеро детей. И любовь у них была, и счастье было, и горюшка им тоже хватило.

В гражданскую войну Павел Петрович воевал и в плену был. А после войны он журналистом стал: талант у него писательский открылся. Он работал редактором газеты "Окопная правда", корреспондентом "Крестьянской газеты". Много путешествовал по Уралу, записывал уральский фольклор — песни, легенды, предания. Задумка у Павла Петровича была - написать книгу о заводах Урала.

"Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов - редактор Уралгиза - бороду носил, а вот пиджак - нет: "Галстук, понимаете, при нем надо, а его под бородой все равно не видно... Ну его".

Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга «Уральские были», где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников» - приказчиков, так и простых мастеровых.

"Колдун" вовсе не слыл нелюдимым, но и хорошие знакомые, и близкие друзья уважительно обращались к нему по имени-отчеству, никак иначе. О переезде в столицу Павел Петрович не помышлял, жил в Свердловске (бывшем и нынешнем Екатеринбурге), в небольшом собственном доме на углу улицы Чапаева. В доме тепло пахло деревом, потому что стены были бревенчатые, неоштукатуренные, пол - дощатый. Богатства, да и мало-мальского достатка, не водилось, зато подрастали дети и внуки.

В шестидесятый день рождения Павла Петровича, в январе 1939 года, в Свердловске, вышла из печати книга: П. Бажов "Малахитовая шкатулка" - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. Очень скоро все эти истории стали известны, без преувеличения, миллионам читателей.

Сам Павел Петрович, происходивший из коренной уральской рабочей семьи, слышал их еще в детстве, в Сысерти и Полевском, от разных рассказчиков. В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановят). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил все свое время сказам, и они замерцали в "Малахитовой шкатулке" подлинными уральскими самоцветами.

И вдруг, что называется в одночасье пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ "Девка Азовка". В 1939 в "Сведлгизе" вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". В 1942 и 1944 "Малахитовая шкатулка", заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 - в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира.

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства.

Что же означает слово "сказ"? Это литературное произведение, в котором рассказчиком является как бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек. Например, у П. П. Бажова во многих сказах в роли рассказчика выступает дедушка Слышко.

Автор отличал сказ от сказки. Он утверждал: хотя в сказе могут встречаться фантастические образы, "в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой".

Сегодня мы хотим рассказать вам, как сказы Бажова получили вторую жизнь в театральных постановках, в мультфильмах и кино.


^ Театр в жизни и творчестве П. П. Бажова.

Нет документальных свиде­тельств о том, что Павел Петрович Бажов присутство­вал на открытии Нового городского театра в Екатеринбурге 29 сент. (12 окт.) 1912 (ныне Театр оперы и балета), но то, что в первые же годы его су­ществования писатель был в числе постоянных зрителей, является фактом доказанным. Как и для большинства передовой провинциальной интеллигенции начала 20 в., одной из жизненных ра­достей и средством приобщения к высокой культуре был для Бажова те­атр, тем более что эту тягу с ним пол­ностью разделяла жена Валентина Александровна.

Интерес к любительским спек­таклям, домашнему музицированию зародился у Валентины Александ­ровны еще в детстве. Вообще в молодой семье с са­мого начала поддерживалась тради­ция следить за театральной жизнью. «Вместе с мамой они много читали, ходили в театры, чаще в оперный», — свидетельствует в книге об отце Ариадна Бажова-Гайдар. Когда дети подросли, Павел Петрович старался и им привить потребность следить за культурной жизнью города, за новыми театральными постановками.

«Театр у нас в семье всегда лю­били, — вспоминает Ариадна Пав­ловна. — Хорошо помню свой пер­вый поход в оперный театр. Было мне лет пять или шесть». При этом старались сходить в театр все вместе, а потом, по дороге домой (часто из театра шли пеш­ком), обсуждали увиденное. Павел Петрович с удовольствием вспоминал отдель­ные моменты спектакля, интересовался, все ли было понятно детям. Бывало, что выкраивать деньги на театр удавалось с трудом (семья все­гда жила скромно), тогда Валентина Александровна Ба­жова покупала билеты на послед­ний, 33-й ряд Свердловского драмтеатра (места здесь были самые дешевые, а видно и слышно хорошо).

По словам дочери, Павел Петрович больше всего любил оперу. Бросал любую работу ради того, что­бы послушать по радио записи Шаляпина или Обуховой. Восхищался творчеством русских композиторов — Чайковского, Глинки, Глазунова, Му­соргского, но знал и западную классику.

Большой интерес Бажова к театру подтверждает в своих воспоминаниях уральский писатель Борис Рябинин; «Ис­кусство было близко ему во всех формах. Он аккуратно смотрел все новые спектакли в театрах Сверд­ловска, часто бывал в опере. Неред­ко придешь на какой-нибудь спек­такль, идущий на сцене уже давно и, казалось бы, не представляющий особого интереса, и вдруг видишь в первом ряду знакомую бороду, слы­шишь знакомое покашливание. В беседах с литературной молодежью Павел Петрович всегда подчеркивал важность, необходимость для писа­теля много ездить, смотреть, впиты­вать в себя, вдумываться в увиден­ное». Систематически посещал Бажов те­атр и в годы ВОВ, когда в Сверд­ловск были эвакуированы Цент­ральный театр Красной Армии и МХАТ.

Завзятым театралом Павел Петрович оста­вался до последних лет своей жиз­ни. Неудивительно, что его как од­ного из авторитетнейших деятелей культуры привлекали к обществен­ной работе. Например, он был членом обл. репертуарной комиссии. Такие комиссии создавались при местных органах руководства культурой в ка­честве формы связи с общественно­стью. В обязанность членов комиссии входило давать отзывы о теат­ральном репертуаре.


^ Спектакли по сказам Павла Петровича Бажова

Бажовские сказы стали источни­ком вдохновения практически для всех театров, от драматического и оперного до кукольного.

Первыми обратили внимание на творчество писателя самодеятельные драматические коллективы, и в частности детские. В 1939 драм-коллектив Свердловского дворца пионеров под руководством талантливого ре­жиссера и воспитателя Л. К. Диковского поставил «Малахитовую шкатулку». Бажов горячо откликнулся на этот за­мысел. По воспоминаниям Елены Хоринской, Павел Петрович вместе с режиссером-поста­новщиком работал над инсценировкой сказа, вникал в сложную жизнь детского коллектива: «Так, при горячем уча­стии самого писателя, создавался в Свердловском дворце пионеров пер­вый, незабываемый спектакль "Ма­лахитовая шкатулка", выпущенный в 1939 году». В июле 1940 спектакль был с успехом показан на областном смотре художественной самодеятельности. ВОВ, как рассказывает Хоринская, не пощадила артистов: не вернулись с фронта исполнитель роли барина Турчанинова Юра Ярков и танкист Юрий Бельтиков, игравший Степана, в кавалерийском рейде по тылам про­тивника погиб Ким Ефремов. Но не умер спектакль. Он был выпущен вновь в победном 1945-м, а затем в 1953, уже после смерти писателя. «Малахитовую шкатулку» еще до начала войны ставили и самодеятельные драмати­ческие коллективы домов культуры в Кировграде, Дегтярске Свердловской области. Бажов ездил смотреть эти спектакли.

Вторая группа спектаклей по бажовским сказам связана с инсценировкой сказа «Ермаковы лебеди», сделанной пи­сателем Евгением Пермяком. Премьера прошла в Свердловском ТЮЗе 23 марта 1942.

В первые годы после войны к бажовскому творчеству обращаются кукольные театры, и инициативу также держат в своих руках ураль­цы. В начале 1946 Свердловский, а затем и Московский кукольные театры показали премьеру спектакля «Сказы старо­го Урала» (по мотивам ряда бажовских сказов, автор пьесы К- Филип­пова). Павел Петрович одобрительно отнесся к работе кукольников. В беседе с иссле­дователем его творчества М. А. Бати­ным он говорил о сложившемся у него убеждении в том, что куколь­ный театр «может давать очень се­рьезные вещи». В этом искусст­ве, по его словам, наиболее привлекательная зрительная сторо­на (в свердловском спектакле ему нрави­лись куклы художницы Елены Берданосовой). Образ здесь строится на типаже, на преувеличении. Это мас­ки, но очень выразительные.

Но особенно триумфально бажовские образы утвердились в ба­лете. Еще в 1941 молодой свердловский композитор А. Г Фридлендер написал ба­лет «Горная сказка» (в основе — сказ «Медной горы Хозяйка»). Пре­мьера балета «Каменный цветок» состоялась в Свердловском театре оперы и балета им. А. В. Луначарского 5 авг. 1944 и стала заметным собы­тием в жизни творческого коллек­тива. Писатель, сначала скептически от­несшийся к возможности балетного воплощения сказов, не возражал, од­нако, против начала работы, а, про­смотрев спектакль, благожелатель­но отозвался о постановке.


^ Современные постановки

Сюжет бажовского сказа о камен­ном цветке увлек музыкального ге­ния 20 в. С. С. Прокофьева. Создан­ный им балет «Сказ о каменном цветке» завершил его балетную трилогию, начатую «Ромео и Джу­льеттой» и «Золушкой» и принес­шую советскому балетному театру воистину мировую славу. К работе над этим балетом Прокофьев впер­вые обратился еще в кон. 1940-х. 1 марта 1953 начались репетиции «Сказа о каменном цветке» в Боль­шом театре СССР в Москве. Композитор до последнего дня своей жизни ра­ботал над музыкой, внося коррективы. Премьера балета «Сказ о каменном цветке» (либр. М. Прокофьевой-Мендельсон и Л. Лавровского) со­стоялась в февр. 1954. Спектакль вошел в сокровищницу отечественного балетного искусства еще и потому, что в нем танцевала гениальная Г. Уланова (Катерина). В партии Хозяйки выступила М. Плисецкая.

В 1957 «Сказ о каменном цвет­ке» был поставлен Ленинградским теат­ром оперы и балета им. С. М. Киро­ва (Мариинским), но уже под новым названием — «Каменный цветок» и в новой редакции молодого балет­мейстера Юрия Григоровича. В исполнении молодых артистов бажовские образы получили яркое толкование. Данилу станцевал В. Васильев (дебют, принесший артисту известность). В партии Катерины выступила Е. Максимова. Хозяйку Медной горы снова станцевала М. Плисец­кая. Об ее исполнении Д. Д. Шос­такович писал: «Такая фантастичес­кая и вместе с тем земная Хозяйка - один из самых прекрасных образов-символов, олицетворяющих собой нетленную красоту искусства». Знаменательные слова сказаны композитором и о работе Ю. Григоровича: «Сейчас в нашем балетном искусстве проис­ходят важные творческие сдвиги. Прямое свидетельство тому - спек­такль "Каменный цветок". Все луч­шее из области хореографии в смысле соотношения классических традиций и современных средств — представлено в этой постановке в форме яркой и убедительной. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком. В танце раскрыты характеры героев, их чувства, мысли, стремле­ния, борьба; танцем обрисован на­род; наконец, найдена выразитель­нейшая танцевальная форма для мира фантастики. Все это — удачи знаменательные».

В 1959 еще один балет — «Синюшкин колодец» на бажовский сю­жет пишет уральский композитор В. И. Горя­чих.

Замечательный спектакль по мо­тивам бажовских сказов в 1950-е был создан в жанре музыкальной ко­медии. В 1955 Свердловский театр музыкальной комедии показал премьеру спектакля «Марк Береговик» композитора К.А. Кацмана «Марк Береговик» был первой музыкаль­ной комедией на уральском материале.

Сюжеты и образы бажовских сказов продолжают свою сценичес­кую жизнь и сейчас. Время откры­вает в них новые грани и актуаль­ность, наряду со «старыми», уже побывавшими на сцене сюжетами активно осваиваются новые. Особый всплеск театрального интереса к Бажову был вызван в связи со 100-ле­тием со дня его рождения, которое отмечалось в 1979.

Синтетическую театральную фор­му, способную выразить самобыт­ный мир писателя, пытался найти Свердловский государственный драматический театр, на его сцене был поставлен музыкаль­но-драматический спектакль «Мала­хитовая шкатулка» (автор пьесы Э. Вериго, композитор Е. Щекалев, премьера 30 дек. 1978). В манящее и загадочное цар­ство Хозяйки Медной горы с бесчис­ленными богатствами и одиноче­ством «каменной девки» (актриса Е. Ляхова) вводил пролог, колоритно решенный. С помощью музы­кально-пластических средств рисо­валась картина тяжелого труда ра­бочих «в горе» и притеснители народа — Северьян с прислужника­ми. И хотя в ряде эпизодов (ослепле­ние Хозяйкой мужика-хитника, некоторые танцы ящерок) подобный прием выполнял откровенно иллюстратив­ную роль, в целом замысел удался — был создан собирательный образ на­рода.

Первый опыт радиоспектакля по бажовским сказам принадлежит челябинскому радио — 28 марта 1941 была передана радиопостановка «Малахитовая шкатулка», горячо принятая слушателями.

Как вспоминает П. Кулешов, читавший пове­ствовательный текст от лица дедуш­ки Слышко, вся творческая группа работала с большим подъемом. Радиоинсценировки бажовских сказов впоследствии дела­лись не раз.

Характерно, что именно «Мала­хитовой шкатулкой» в 1998, в кон. 20 в., открылась новая гос. сцена Екатеринбурга — Камерный театр, в состав которого входит и мемориальный Дом-музей Павла Петровича Бажова.


^ Уральский народный хор, 2008

В 2008 году Ураль­ский государственный народный хор и Уральский государствен­ный оркестр народных инстру­ментов под управлением Леони­да Шкарупы показали премьеру спектакля по бажовскому сказу «Синюшкин колодец».

Вчитаемся в наставление баб­ки Лукерьи вну­ку: «Как худых ду­мок в голове дер­жать не станешь, так и все у тебя лад­но пойдет». «Про ка­кие, — спрашивает Илья, — ты, бабуш­ка, худые думки ска­зываешь?» «А это, — отвечает, -— про деньги да про бо­гатство. Хуже их нету». Слова эти не нужно, разуме­ется, понимать пря­молинейно. Но разго­вор идет о главных жизненных ценностях, и это существенно. В рамках важных для пи­сателя мыслей и раз­ворачивается сюжет, противопоставление доброго да работяще­го заводского парня Ильи и вороватого, жадного Кузьки Двоерылко, мастака «чужое в свой кар­ман прибрать», за что и наказала его хранительни­ца подземных кладов Синюшка.

Судьбу сказа «Синюшкин колодец» можно назвать счастливой. До­вольно простой по сюжету, он позволял не только углубиться в конфликт, но и давал большие возможности для показа народных обычаев, песен и плясок, для создания красочных массовых сцен, то есть всего того, что так мастерски умеют делать артисты хора.

Перед нами спек­такль в жанре мюзикла. Создатели «Синюшкина колодца» не скрывают, что сце­ническое воплощение сказа основано «на современных ритмах, джазовых ин­тонациях, нетипичной для народного кол­лектива пластике», пускай и переплета­ющихся с классической традицией.

Говоря откровенно, такое пе­реплетение удалось не во всем,
произведение получилось не­ровным по качеству. Кажется
также, что композитор недоиспользовала возможности избранного ею жанра, и, прежде всего — при характеристике
главных положительных персо­нажей. Большие музы­кально-танцевальные сцены подарены жадно­му Двоерылке, который ради золота «готов продать родную мать», Кикиморе с Лешим. Мы видим массовый номер «Это мое» сосе­дей Ильи по заводскому поселку, вмиг растащивших убогое досто­яние бабки Лукерьи. Но вот Илья с Настей такого подарка от ком­позитора не получили. Не при­влечена музыка и для раскрытия колоритного и загадочного бажовского образа — представи­тельницы «тайной силы» бабки Синюшки. Все это, разумеется, поставило в трудное положение талантливых исполнителей ролей.

Коллектив мог бы шире и красочнее проявить себя, свою народную сущность. Не гово­рю уж о том, что имя Бажова обязывало намного требовательнее отнестись к ли­тературной основе — к тексту пьесы. Но в целом для Уральского народного хора это был интересный эксперимент.


^ Сказы Бажова в кино

Еще до начала Великой Отечественной войны, в 1940 году, киностудия «Мос­фильм» известила автора «Малахитовой шкатулки» о желании экранизировать только что появившуюся книгу. После войны киностудия вернулась к своей идее и 19 мая 1945 года зак­лючила с Бажовым договор на создание сценария. Через год фильм был готов. И снял его молодой режиссер Александр Птушко, впослед­ствии единодушно признан­ный классиком сказочного фильма. Творческая группа решила пойти по неосвоен­ному пути: сделать цветной фильм-сказку, который оказался бы интересен и взрос­лым и детям.

В Свердловске «Камен­ный цветок» шел в киноте­атре для детей и юношества. В 1946 году фильм «Каменный цветок» получил приз на кинофестивале в Канне «За лучшую цветную картину».

«МЮД» — сейчас это всем известный «Салют». Бажов, который, конечно, ужасно переживал, как примут кар­тину, не раз приходил в ки­нотеатр на встречи с юны­ми зрителями, интересовал­ся их впечатлениями, отве­чал на вопросы.

Судьба у фильма оказа­лась счастливой. И не толь­ко в СССР.

Павел Петрович сообщал в письме одному из своих адресатов Б. В. Бирюкову: «Идет она (картина. — Ю. М.) бойко не только у нас, но и за рубежом, где стала показываться с нача­ла мая. Из Германии вон мне сообщили, что видели «Штайнблюме» в самом большом кино Лейпцигской ярмарки. В Праге картина продержалась на экране совершенно неслыханный срок — 8 недель. Идет там, конечно, с надписями на чужом языке. По-чешски, вероятно, это еще туда-сюда, но по-немецки долж­но быть забавно...»

Как ни странно, намного позже, чем москвичи, на творчество Бажова обратили внимание уральские кине­матографисты.

Особое место в фильмах, сделанных по произведениям П.П. Бажова, занимает художественная картина режиссера Олега Николаевского «Тайна зеленого бора», снятая по мотивам «Зеленой кобылки» на Свердловской киностудии в 1960 году по мотивам повести П. Бажова «Зеленая кобылка».
Действие фильма происходит в начале XX века. Трое друзей из рабочего уральского поселка — Егорка, Петька и Колюшка однажды, возвращаясь с рыбалки, нашли в лесу раненого революционера. Они оказывают ему помощь и прячут от жандармов...

Мультфильмы.

Прорыв произошел много позже — в мультипликации. В 1970-х годах фильмы по сказам Бажова стали соз­даваться на Свердловской киностудии один за другим: 1973 г. — «Синюшкин колодец» режиссера Валерия Фомина, 1982-й — его же «Травяная западенка»... Несколько анимацион­ных фильмов по бажовским сказам снял режиссер игрового кино Олег Николаевский — «Медной Горы Хо­зяйка» (1975), «Малахитовая шкатул­ка» (1976), «Каменный цветок» (1977). В 1978 году режиссер И. Резников де­лает анимационную картину «Подаренка» по сказу «Серебряное копыт­це», а в 1979-м — «Золотой волос».

^ Фильм «Тайная сила»

В 2000 году уральская бажовская фильмотека пополнилась полнометражной художественной кинолентой «Тайная сила» режиссера Марины Казниной. В ней причудливо перепле­лись прошлое и современность, дей­ствуют Хозяйка Медной горы и Ве­ликий Полоз и наши нынешние мас­тера по камню. Создатели фильма хо­тели не только представить зрителю яркое зрелище, но и вернуться на но­вом этапе к вопросу о вечных жиз­ненных ценностях — поиску красо­ты, стремлению человека к творчес­кой самореализации. Съемки фильма проходили в Верхней Сысерти, непо­далеку от родины Бажова, а государ­ственные музеи, частные коллекцио­неры предоставили для картины заме­чательные экспонаты — красивейшие друзы, каменные вазы, чаши и другие изделия, символы уральского мастер­ства.


^ Фильм «Золотой Полоз»

сценарий Геннадия Бокарева, режиссер Владимир Макеранец, 2007

В 2007 году режиссер Владимир Макеранец снял фильм «Золотой Полоз», сценарий к фильму написал уральский драматург Геннадий Бокарев. В начале фильма за кадром звучит голос:

«Вот тут оно все и было. В этих местах. И не так чтоб сильно давно. Лет триста тому. С походом... Люди тут жили. Всякие люди: татары, башкиры, русские. Вогулы тоже. Разно жили. Кто — по совести. А кто и поперек...

Вам, нынешним, знать про то, как они жили, про что думали, во что верили, похоже, не шибко интересно. Вы все больше чудесами интересуетесь. Особенно заморскими. Хоббитами разными да Гаррями Поттерами. А ведь и здесь, в этих краях, тоже чудеса бывали. Да еще какие!.. Про них да про тех, с кем они, чудеса эти, случались, писатель один рассказал. Павел Петрович. Бажов по фамилии. Ваши деды его хорошо знали. Не по одному разу читы­вали. Отцы — меньше. А вам ежели и доводилось это имечко слыхивать, то краем уха. Самым крайним краешком. Вот и подумайте: хорошо ли это — не знать, кто были ваши прадеды, чья кровь в ваших жилах бьется? Без кого и вас бы ни на этой земле, ни на этом свете не было? Известно ведь: кто своих дедов из памяти выкинул, тот и сам внуками забыт будет...»


^ Угадай с полуслова

"Медной... (горы Хозяйка) ";

"Малахитовая... (шкатулка)";

"Каменный,.. (цветок) ";

«Горный... (мастер)";

"Серебряное... (копытце)";

"Хрупкая... (Веточка) ";

"Ключ... (земли)";

"Синюшкин... (колодец);

"Золотой... (волос) ";

"Орлиное... (перо)";

"Про великого...(Полоза)";

"Травяная... (западенка)";

" Две... (ящерки)";

"Кошачьи... (уши)";

"Живинка... (в деле)";

"Зеленая... (кобылка)";

"Огневушка-... (поскакушка)";

"Таюткино... (зеркальце) ".


Чудесные превращения

Сказ хоть и отличается от сказки тем, что в основе сказа лежит истинное происшествие, но и в сказке, и в сказе существуют фантастические образы и чудесные превращения. Скажите-ка мне:


1. В кого превращалась ^ Хозяйка Медной горы:
хозяйка

ящерка

старуха

девица. -


2. Синюшка:

царевна с золотым подносом старушка

купеческая дочь с подносом

простая девчонка в синем платьице из серебра.


3. Великий Полоз:

человек в кафтане из золотой парчи.


4. Драгоценные камни:
пыль

пустота

слезы

капли крови.


Блиц-турнир

1. Где родился П. П. Бажов?

  • В Полевском?

  • В Сысерти?

  • В Зюзельке?

  • В Екатеринбурге?

Бажов родился в Сысерти.

2.В каком году родился П. П. Бажов?

  • 1917

  • 1879

  • 2001

Бажов родился в 1879г.

^ 3. В каком из этих сказов П. П. Бажова появляется Хозяйка
Медной горы?


  • Приказчиковы подошвы

  • Синюшкин колодец

  • Серебряное копытце

  • Золотой волос

Хозяйка Медной горы появляется в сказе «Приказчиковы подошвы»

^ 4.Какими словами начинается сказ « Медной горы хозяйка»?

  • Пошли раз двое наших траву смотреть

  • У Настасьи, Степановой-то вдовы шкатулка малахитова
    осталась.

  • Ни одни мраморски на славе-то были по каменному-то делу...

  • Катя Данилова-то невеста незамужницей осталась...

Сказ начинается словами: Пошли раз двое наших траву смотреть.


^ 5.Где искать надо Синюшкин колодец?

  • В Зюзельском

  • На Азов-горе

  • В Косом Броду

  • В Полевском.

Синюшкин колодец искать надо в Зюзельском

^ 6. В каком уральском городе находится тихая улочка, крутиком спускающаяся к пруду, где прошло детство писателя?

  • В Екатеринбурге

  • В Нижнем Тагиле

  • В Невьянске

  • В Сысерти

Детство писателя прошло в Сысерти.


^ 7. Кто из этих героев II, Бажова побывал в подземном царстве
Хозяйки Медной горы:


  • Степан

  • Дедушка Кокованя

  • Даренка

  • Настасья

В подземном царстве Хозяйки Медной горы побывал Степан.

^ 8.Кого в сказе П. Бажова отец памяткой звал?

  • Танюшку

  • Таютку

  • Лейко

  • Ланко

" Отец звал памяткой Танюшку в сказе «Малахитовая шкатулка»


^ 9.Куда поехал работать П. П. Бажов после окончания
Духовной семинарии?


  • Деревня Шайдуриха

  • Село Тыгиш

  • Село Покровское

  • Село Молтаево

Бажов поехал работать учителем в деревню Шайдуриху

^ 10. Кого в сказе П.Бажова «Недокормышем» прозвали?

  • Даренку

  • Муренку

  • Данилку

  • Митю

Недокормышем в сказе «Каменный цветок» звали Данилку.

^ 11. О ком говорит П. П. Бажов в сказе: «Он в семье-то ровно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет»?

  • Митюха.

  • Данилушко

  • Прокопьич

  • Даренка

«Огоньком в лесу» Бажов называл Митюху из сказа «Хрупкая веточка».


Каких подземных жителей из сказов П. П. Бажова вы знаете?

Сидит на камне спиной к парню девка. Коса сизо-черная, и не как у наших девок болтается, а ровно к спине прилипла. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная. Кто такая? (Хозяйка Медной горы)


Вдруг девчонка махонька, вроде кукленки, а живая, волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руках платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. Кто такая? (Огневушка-Поскакушка)


У него на правой ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где станет ножкой бить - там груды дорогих камней. А сам он не выше стола. Ножки тоненьки, головка легонька. Кто это? (Серебряное копытце)


Видит - девушка подходит, простая, годов так восемнадцати, платьишко на ней синее, платок синий, а на ногах бареточки синие. А пригожа эта девчонка — и сказать нельзя: глаза звездой, брови дугой, губы - малина, и руса коса через плечо перекинута, а в косе лента синяя. Кто такая?

(Бабка Синюшка)


Одежда на ём, - все желтая, из золотой, слыш-ко, парчи. Шапка желтая, а справа и слева красная. Лицо желтое в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Глаза зеленые и святят, как у кошки. На том месте, где встанет, там земля у него под ногами вдавится. Из какого произведения этот отрывок? (Про Великого Полоза)


^ Загадки от Серебряного копытца


1. Вот удивительный кристалл,
Он зелень всю в себя вобрал.
По всем статьям красив, хорош:
Годится в серьги, в перстень, в брошь.

В лугах искрится и горит,

Кто камень сей определит? /изумруд/


2.Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка его кристалл сверкает

Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед.

Кто без ошибки камень назовет? /горный хрусталь/


3.В нем навсегда застыл зеленый пламень.

Красив своим узором минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал. /малахит/


4.По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал. / алмаз/


5.Он не рубин, но блеск его и цвет
Роднит с рубином этот самоцвет.
Он, верность обещаниям храня,
Чарует взоры искрами огня,

Когда ж Куприн назвал им свой «Браслет»,

Он повести отдал свой дивный свет.

Теперь его не трудно отгадать

И благородным именем назвать. /гранат/


Переведен на современный язык

  1. Хезнуть - украсть, отдать, слабеть, болеть, играть, кричать.

  2. Вожгаться - работать, зажигаться, весело танцевать с
    огоньками.

  3. Басенька - умненькая, красивенькая, пригожая, ласковая,
    веселенькая, печальная.

  4. Изробленный - прорезанный на кусочки, уставший,
    уработанный, инвалид.

  5. Блазнить - дразнить, болеть, орать (кричать), мерещится,
    казаться.

  6. Чирла - птичка, яичница-глазунья, сковорода, лопата, пирог,
    суп.

  7. Соковина - сок, название, шлак от медеплавильного
    производства.

  8. Змеевик - змеевка, растение, камень, деталь машины.

  9. Теплуха - шапка, теплая комната, название птицы, рукавица,
    печка.

  10. Помучнеть - потолстеть, покраснеть, позеленеть, побледнеть,
    повеселеть.

  11. Жоркий - жаркий, хороший, жадный.



1. Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью
завел, дом обстроил - все как следует. Жить бы ровно да
радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на
глазах и таял.

(«Медной Горы Хозяйка»)

2. Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже
и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только
различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его
было довольно - и сорт, выше нет.

(«Каменный цветок»)

3. - Не иначе это у тебя, Степан, из кистей выпала. В кого только
зародилась! Сама черненька да басенька, а глазки зелененькие.
На наших девчонок будто и вовсе не походит.

(«Малахитовая шкатулка»)

4. Вот и стали они поживать. Прокопьич за станком сидит, а Катя
по хозяйству бегает. Управится и садится за рукоделье. Сперва
у них гладенько катилось, только Прокопьичу все хуже и хуже.
День сидит, два лежит. Изробился, старый стал. Катя и
заподумывала, как они дальше жить станут.

(«Горный мастер»)

5. Только подумала Катя и видит через прогалы - идет кто-то
внизу, на Данилушку походит и руки вверх тянет. Катя свету не
взвидела, так и кинулась к нему... с дерева-то! Ну, а пала тут же
на землю, где стояла. Образумилась, да и говорит себе: «Верно,
что блазнить мне стало. Надо поскорее домой идти».

(«Горный мастер»)

6. Тут-то братья и сестры к Кате приступать стали, почему не
сказала про Колывань-то. Только от Кати тоже немного
добились. Сразу отрезала: «Чья бы корова мычала, моя бы
молчала. Мало я вам сказывала, что Данило живой. А что вы?
Женихов мне подсовывали да с пути сбивали! Садитесь-ка
лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то» «Горный мастер»)

7,8. Сидит Митюха, обтачивает свои ягоды из купеческого материала, а сам все о том же думает: «Из какого бы вовсе дешевого здешнего камня такую же поделку гнать?» Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука -с кольцом на пальце и в зарукавье, - и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика, а на ней, как на подносе, соковина дорожная.

(«Хрупкая веточка»)

9.Хуже всего зимой приходилось. Избушка, видишь, худенькая,
теплуху подтапливать надо

(«Таюткино зеркальце»)

10. И вот ушел старик в лес, а ребята остались. Друг на друга
поглядывают и ничего не говорят, потом старший насмелился и
говорит тихонько: «Смотри, братко, не забудь, чтобы не бояться», -
а у самого губы побелели, и зубы чикают. Младший на это
отвечает: «Я, братко, не боюсь», - а сам помучнел весь.

(«Про Великого Полоза»)

12. И пошла от него плясом. Чисто змея извивается, а глазами уперлась - не смигнет. С той поры и стал Костька гулянки чуть не каждую неделю заводить. Л оно ведь шибко доходно -полсотни человек допьяна поить. Приисковый народ на это жоркий

(«Змеиный след»)
Реклама:





Скачать 292.23 Kb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru