Категории:

Ергашев евгений рашидович принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов

Поиск по сайту:


страница1/4
Дата09.03.2012
Размер0.64 Mb.
ТипДиссертация
Содержание
Семенов Владимир Михайлович
Шалумов Михаил Славович
Общая характеристика работы
Цели и задачи исследования.
Объектом исследования стали
Методологическую и методическую основу
Теоретическая база исследования.
Нормативной базой послужили
Эмпирическую базу исследования
Научная новизна диссертационного исследования
Основные положения, выносимые на защиту
Теоретическая и практическая значимость
Апробация и практическая реализация результатов исследования.
Структура работы
Основное содержиние работы
В главе 1 «Прокурорское надзорно-охранительное право»
Глава 3. «Принципы прокурорского надзорно-охранительного права»
Принцип законности
Принцип гласности.
Принцип доступности
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4


На правах рукописи


ЕРГАШЕВ
ЕВГЕНИЙ РАШИДОВИЧ



ПРИНЦИПЫ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРНО-ОХРАНИТЕЛЬНОГО
ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ



Специальность 12.00.11 – судебная власть,
прокурорский надзор, организация
правоохранительной деятельности, адвокатура


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук


Екатеринбург 2008

Диссертация выполнена на кафедре правоохранительных органов и прокурорского надзора государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия»


Научный консультант – заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор

^ Семенов Владимир Михайлович


Официальные оппоненты: заслуженный юрист РФ, доктор

юридических наук, профессор

Скуратов Юрий Ильич


доктор юридических наук, профессор

^ Шалумов Михаил Славович


доктор юридических наук, профессор

Кобзарев Федор Михайлович


Ведущая организация – Казанский государственный университет


Защита состоится: «__» _____________ 2008 г. в ____ час. На заседании диссертационного совета Д.212.282.03. при Уральской государственной юридической академии по адресу: 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д.21. Зал заседаний Совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной юридической академии.


Автореферат разослан «__» _____________ 2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Политические, экономические и социальные преобразования значительно степени затронули вопросы, касающиеся места органов прокуратуры Российской Федерации в государственном механизме, их назначения и функций, принципов их организации и деятельности. Изменения действующего законодательства и дальнейшее развитие российской правовой науки породили многочисленные дискуссии ученых и практиков, о признании прокурорского надзора (прокурорского надзорно-охранительного права) в качестве самостоятельной отрасли права, о подходах к определению понятия, видов и системы принципов данного права, об их правовом и общеобязательном характере, нормативности и институциональности. Многочисленность и полярность нередко недостаточно обоснованных позиций о сущности, видах и системе исследуемых правовых принципов порой приводят к размыванию их фундаментальной роли в регулировании общественных отношений. Отсутствие законодательно закрепленной целостной системы принципов прокурорского надзорно-охранительного права также негативно отражается и на организации деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, поскольку затрудняет достижение целей и решение, поставленных перед прокуратурой РФ задач, а также надлежащее осуществление возложенных на нее функций. Немаловажное значение для надлежащего решения органами прокуратуры РФ поставленных перед ними задач имеют и принципы институтов прокурорского надзорно-охранительного права, являющиеся основными руководящими положениями отдельных видов общественных отношений складывающихся в конкретном направлении прокурорской деятельности.

Названные вопросы требуют глубокого научного осмысления, так как до настоящего времени комплексных исследований принципов прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов не проводилось.

^ Цели и задачи исследования. Цель данной работы – создание целостной концепции принципов прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов, исследование основных факторов, обусловливающих содержание указанных принципов, а также их системы.

Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:

-обосновать, что прокурорское надзорно-охранительное право является самостоятельной отраслью современного российского права;

-сформулировать критерии разграничения прокурорского надзорно-охранительного права на отдельные институты, обосновать наличие и виды данных институтов;

-исследовать влияние современной правовой идеологии на формирование и содержание принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-сформулировать понятие принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-определить систему принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-выявить и разграничить признаки общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-выявить принципы институтов прокурорского надзорно-охранительного права, а также критерии отнесения их к определенному правовому институту;

-определить общеправовые принципы прокурорского надзорно-охранительного права:

-выявить межотраслевые принципы прокурорского надзорно-охранительного права;

-определить отраслевые принципы прокурорского надзорно-охранительного права;

-определить принципы институтов прокурорского надзорно-охранительного права, а именно:

института надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, института надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, института надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное расследование,

института надзора за исполнением законов судебным приставами-иполнителями,

института надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу,

института участия прокурора в рассмотрении судами дел;

-определить соотношение общеправовых, межотраслевых, отраслевых и принципов институтов прокурорского надзорно-охранительного права.

- сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего основополагающие начала прокурорского надзорно-охранительного права.

^ Объектом исследования стали основные руководящие начала, положения, прокурорского надзорно-охранительного права.

В предмет исследования входят:

-законодательство о прокуратуре дореволюционного, советского и современного периодов;

- уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, исполнительное законодательство, административное, трудовое, семейное законодательство советского и современного периодов;

- международное законодательство в части, относящейся к организации и деятельности органов прокуратуры;

- суждения практиков - работников прокуратуры и судей об основополагающих началах организации и деятельности прокуратуры РФ;

- постановления и определения Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ;

- научные труды ученых по рассматриваемым в диссертации вопросам.

^ Методологическую и методическую основу проведенного исследования составили диалектический метод познания социальных и правовых явлений в их развитии и взаимообусловленности, а также современные учения и теории о государстве и праве, которые определяют состав и последовательность процессов поступательного развития общества. В качестве основных источников были использованы достижения науки прокурорского надзора, что позволило автору обосновать ряд проблемных положений, которые имеют характер новых научных результатов. Диссертация основывается на материалистической диалектике. При написании работы применены общенаучный, системный, структурно-функциональный, конкретно-социологический методы исследования, (исторический, статистический, сравнительно-правовой, системного анализа) и другие современные методы.

Осуществлен контент-анализ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УИК РФ, логико-юридический анализ других правовых актов. Определенное место в работе уделено доктринальному толкованию отдельных понятий, важных для исследования принципов прокурорского надзорно-охранительного права.

^ Теоретическая база исследования. При формулировании теоретических положений и практических рекомендаций автор опирался на труды ведущих российских ученых в различных областях теории права: М.Г. Авдюкова, С.С. Алексеева, В. Б. Алексеева, Н.Н. Алексеева, Н.С. Алексеева, А.А.Алексеева, Л.Б.Алексеева, В.Н.Аргунова, Л.Е.Ароцклера, Т.А.Ашурбекова, В.К.Бабаева, С.Н.Бабаева, В.И.Баскова, Г.О.Бессонова, И.Ж.Бахтыбаева, А.А.Белкина, Г.Д.Беловой, М.Н.Белянкина, А.Д Берензона., Е.Ф.Беркевича, Л.Берталанфи, В.Г.Бессарабова, В.М.Бозрова, А.Д.Бойкова, А.Т.Боннера, Е.А.Борисовой, И.А.Бородина, Г.И.Бровина, Н.О.Буцковского, Г.А.Воробъева, И.Н.Викторова, В.А.Винниченко, Р.П.Вольфа, Т.Г.Воеводиной, Б.А.Галкина, Н.И. Газетдинова, С.И.Герасимова, Н.Л.Гранта, М.А.Гуревича, А.П.Гуськовой, А.А.Давлетова, В. Г. Даева, Л.М. Давыденко, А.М. Дворянского, И.Ф.Демидова, Т.Н.Добровольской, В.Н. Додонова, А.В.Дулова, А.В. Ермакова, Э.Н.Жевлакова, Г.А.Жилина, В.М.Жуйкова, И.М.Зайцева, С.И.Захарцева, Н.Б.Зейдера, В.С Зеленецкого., В. К.Звирбуля, Г.П.Ивлиева, А.А.Ильенковой, А.Ф.Казусева, Ю.А.Каленова, А.Б. Карелина, А.Е.Мироновой, В.М.Корельского, Ю.В.Кореневского, В.Н.Карташова, А.Ф.Клеймана, В. В.Клочкова, Ю.Н.Ковязина, Ф.М.Кобзарева, А.Ф.Козлова, О. А.Кожевникова, Н.Н.Колоколова, К.И.Комиссарова, Ю.В.Кореневского, Н.М.Коркунова, А.П.Короткова, О.Н.Коршуновой, В.В.Кравчука, В.Н.Кудрявцева, Л.С.Курочкиной, Р.И.Лазарева, А.М.Ларина, В.В.Лебедева, В.Г.Лебединского, И.Н.Лисбуса, В.Д.Ломовского, Е.А.Лукашевой, А.В Малько, Г.В. Мальцева, М.П.Малярова, Т.Д.Маркелова, И.Э.Мартыненко, М.Н.Марченко, О.П.Масюковича, М.Н.Маршуновой, Н.И.Матузова, Е.А.Матвиенко, А.В.Мацкевича, В.Г.Мелкумова, В.В.Мельника, Н.В.Мельникова, М.С.Мельниковского, В.В.Миронова, В.Т.Михайлова, И.В.Михайловской, И.В.Михалевич, А.В.Малько, А.Я.Мыцыкова, С.Н.Назарова, Н.Н.Неновски, С.Г.Новикова, Л.А.Николаевой, Ю.К.Осипова, А.Е.Пашерстника, С.С.Пашина, В.Д.Перевалова, Н.А.Перфильева, И.И.Петрухина, А.С.Пиголкина, А.Н.Познанского, В.В.Похмелкина, А.Л.Протопопова, Т.И.Отческой, М.Ю. Рагинского, Н.В.Радутной, Я.Г Розенфельда, Н.И.Ропакова, В.И.Рохлина, В.О.Рябцева, В.М.Савицкого, И.К.Севостьяник, В.З.Самсонова, А.П.Сафронова, Г.П.Середы, В.М.Семенова, Е.В.Сидоренко, К.Ф.Скворцова, Ю.И.Скуратова, В.Случевского, А.Ф.Смирнова, А.Б.Соловьева, Ю.Н.Солодухина, Б.М.Спиидонова, А.Я.Сухарева, А.П.Стуканова, Ю.А.Тихомирова, М.Е.Токаревой, В.Н.Точиловского, В.Г.Ульянова, А.Г.Халиулина, Е.Ю.Хуторецкой, Ф.Н.Фаткуллина, Н.В.Федорова, А.В.Фролова, А.Ф.Черданцева, А.А.Чувилева, А.В.Чурилова, М.С.Шалумова, А.В.Шахматова, В.И.Шинда, В.В.Шиманогвского, Л.С.Явича, В.В.Яркова, В.Б.Ястребова и других.

^ Нормативной базой послужили Конституция Российской Федерации, 1993 г., Конституция СССР 1977 г., международные акты, УПК РФ, 2001 г. ГПК РФ, 2002 г. АПК РФ, 2002, УИК РФ, 1996г., Положение о прокурорском надзоре в РСФСР 1922 г., Положение о прокурорском надзоре 1955 г., Закон СССР 1979 г. «О прокуратуре СССР», федеральные законы: «О прокуратуре РФ»1992 г., «О милиции» 1991 г., «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1995 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. и др. ; рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам – членам Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» 2000 г., Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 1996 г., приказы, указания, инструкции Генерального прокурора РФ.

^ Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, официальные статистические данные Генеральной прокуратуры РФ за 2003-2007 г.г. об участии прокуроров в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2003-2007 г.г., опубликованные результаты эмпирических исследований выполненных иными авторами, аналитические данные и обобщения надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры Свердловской области, обобщения районных прокуроров г. Екатеринбурга.

^ Научная новизна диссертационного исследования связывается диссертантом с комплексным освещением основных вопросов понятия и системы принципов прокурорского надзорно-охранительного права. Она представляет собой первую в российской литературе монографическую работу, в которой предпринята попытка комплексного исследования принципов прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов, проблемы, имеющей научно-теоретическое и практическое значение для развития современного российского права, а также организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации и состоит в следующем:

-обоснована концепция прокурорского надзорно-охранительного права, как отдельной отрасли права;

-разработаны и выделены институты прокурорского надзорно-охранительного права и выявлены их критерии;

-на базе нового процессуального законодательства, последних изменений законодательства о прокуратуре РФ, а также последних разработок юридической науки впервые проведено комплексное исследование принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-доказано влияние идеологии на формирование принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-сформулировано понятие принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-выявлены и обоснованы критерии выделения принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-выявлены основные факторы, обусловливающие наличие тех или иных принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-определена и обоснована система принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-разработаны и выделены общеправовые принципы прокурорского надзорно-охранительного права;

-разработаны и выделены отраслевые принципы прокурорского надзорно-охранительного права;

-дана характеристика межотраслевых принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-разработаны и выделены принципы отдельных институтов прокурорского надзорно-охранительного права;

-показана взаимосвязь и взаимозависимость принципов, входящих в систему прокурорского надзорно-охранительного права;

-выявлены пробелы и внесены конкретные предложения по внесению изменений в Конституцию РФ и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» касающиеся принципов прокурорского надзорно-охранительного права.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Положения, относящиеся к понятию и системе принципов прокурорского надзорно-охранительного права:

-сформулировано понятие принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-выведены характерные черты и признаки принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-обоснован вывод, что принципы прокурорского надзорно-охранительного права носят правовой, общеобязательный характер и являются нормативными;

-доказывается, что принципы прокурорского надзорно-охранительного права представляют собой единую систему, предопределяющую их взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимодействие;

-обосновывается, что принципы прокурорского надзорно-охранительного права оказывают прямое влияние на организацию и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации;

-обоснован вывод, что сущность и значение отдельного принципа прокурорского надзорно-охранительного права взаимообусловлены не только его содержанием, но и действием системы принципов в целом;

-обосновывается что принципы прокурорского надзорно-охранительного права, являясь принципами правовой отрасли, представляют собой одну из составляющих единой системы принципов права, но в то же время образуют собственную систему принципов, состоящую из четырех звеньев, групп;

-приведены обоснования и сформулированы определения общеправовых принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

-определены межотраслевые принципы прокурорского надзорно-охранительного права;

-приведены обоснования и сформулированы определения отраслевых принципов прокурорского надзорно-охранительного права;

2. Положения, относящиеся к принципам институтов прокурорского надзорно-охранительного права:

-определены и обоснованы принципы института надзора за исполнением законов;

-определены и обоснованы принципы института надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-определены и обоснованы принципы института надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное расследование;

-определены и обоснованы принципы института надзора за исполнением законов судебными приставами;

-определены и обоснованы принципы института надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-определены и обоснованы принципы института участия прокурора в рассмотрении судами дел.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем. Содержащиеся в ней теоретические положения могут быть использованы:

-при дальнейшей теоретической разработке прокурорского надзорно-охранительного права как самостоятельной отрасли современного российского права,

-разработке проблем связанных с принципами организации и деятельности органов прокуратуры,

-в учебном процессе юридических вузов при изучении учебной дисциплины «Прокурорский надзор».

Результаты научных исследований могут быть также учтены при разработке рекомендаций по совершенствованию Закона о прокуратуре РФ. Ряд выводов могут быть использованы в правоприменительной деятельности органов прокуратуры. Сформулированные в диссертации положения, рекомендации, и выводы опираются на достижения правовой науки, науки управления и других наук. При ее написании использовались гносеологически значимые для данного исследования выводы экономики, социологии, права, теории управления. В ней нашли широкое применение логические подходы, междисциплинарный подход, комплексность, системность.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что на ее основе возможна разработка прикладных аспектов и практических рекомендаций по совершенствованию организации и деятельности органов прокуратуры РФ.

Результаты данного научного исследования могут быть также учтены при разработке рекомендаций по совершенствованию ведомственного нормотворчества и законодательства РФ.

^ Апробация и практическая реализация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре прокурорского надзора и правоохранительных органов (в настоящее время кафедра прокурорской деятельности) Уральской государственной юридической академии. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях, семинарах, а также применялись автором в учебном процессе, в ходе взаимодействия с органами прокуратуры на практике. Основные положения, выносимые на защиту выводы, рекомендации и предложения изложены в опубликованных автором монографии, тридцати одной статье, шести учебниках и учебных пособиях.

^ Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, подразделяющихся на 14 параграфов, заключении и, списка использованной литературы.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖИНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цели и задачи, объект и предмет, характеризуются методология исследования, теоретическая, нормативная и эмпирическая база, раскрывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяется их теоретическая и практическая значимость. Приводятся данные апробации результатов диссертационного исследования.

^ В главе 1 «Прокурорское надзорно-охранительное право», которая состоит из двух параграфов, обосновываются наименование и обособленность (самостоятельность) прокурорского надзорно-охранительного права, а также понятие институтов исследуемой отрасли и критерии их разграничения на виды.

В первом параграфе «Прокурорское надзорно-охранительное право как отрасль современного российского права» отмечается, что нормативно регламентированная деятельность прокуратуры дифференцируется на надзорную и ненадзорную. Оба указанных вида являются по своей сути законоохранительными, с одной стороны, и правоохранительными - с другой, поскольку направлены на соблюдение действующего законодательства, а также на охрану предусмотренных Конституцией РФ и иными законами прав и свобод человека и гражданина. Различие между ними обусловлено лишь правовыми средствами, применяемыми в соответствующих случаях органами прокуратуры.

Следовательно, правовые нормы, в совокупности, составляющие прокурорское надзорно-охранительное право, являются охранительными независимо от того, регулируют ли они надзорную, либо ненадзорные функции прокуратуры.

Основываясь на данных аргументах, а также учитывая, что прокурорский надзор безусловно является главной функцией российской прокуратуры автор делает вывод, что исследуемую отрасль более правильно именовать прокурорским надзорно-охранительным правом, а не прокурорско-надзорным или прокурорским. Именно это наименование с большей объективностью отражает его содержание и назначение.

Автор поддерживает позицию Ю.Е Винокурова, В.Ф. Крюкова., В.Н Галузо, В.М. Семенова, и других ученых и отмечает, что самостоятельность и обособленность прокурорского надзорно-охранительного права определяются его предметом, то есть объективными закономерностями возникновения, развития и функционирования органов прокуратуры в ее взаимодействии с иными государственными и негосударственными органами, а также методом правового регулирования, - совокупностью приемов юридического воздействия, их сочетанием, характеризующим использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств. Кроме того, обосновывается вывод, что немаловажным атрибутом отрасли права являются ее принципы.

Во втором параграфе «Понятие и виды институтов прокурорского надзорно-охранительного права» выделяются критерии (признаки) разграничения прокурорского - надзорно-охранительного права на отдельные институты. Обосновывается вывод, что признаками разграничения прокурорского надзорно-охранительного права на отдельные институты являются предмет и метод правового регулирования.

Дается определение института прокурорского надзорно-охранительного права как обособленной группы юридических норм, регулирующих определенные общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры и поднадзорными и неподнадзорными субъектами по поводу соблюдения Конституции и исполнения законов. Делается вывод, что именно субъект правоотношений, возникающих по поводу соблюдения Конституции и исполнения законов, в которых обязательным участником являются органы прокуратуры, обусловливает особенности предмета правового регулирования прокурорского надзорно-охранительного права и оказывает определенное влияние на формирование того или иного его института.

По данным признакам отрасль прокурорского надзорно-охранительного права подразделяется на следующие институты: надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов; надзора за исполнением прав и свобод человека и гражданина; надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест задержанных и заключенных под стражу; надзора за исполнением законов судебными приставами; участия прокурора в рассмотрении судами дел.

Обосновывается критерий разграничения институтов прокурорского надзорно-охранительного права на два вида, надзорные и ненадзорные.

  1   2   3   4

Скачать, 45.21kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru