Категории:

Актуальные проблемы работы по созданию текста сочинения при выполнении заданий части с егэ

Поиск по сайту:


Скачать 63.68 Kb.
Дата07.05.2012
Размер63.68 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Сформулировать идею текста помогут такие клише
Клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию
Подобный материал:

Актуальные проблемы работы по созданию текста сочинения при выполнении заданий части С ЕГЭ

Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников и вступительный экзамен в вуз обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой школы умений.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, надо внимательно прочитать формулировку задания. Анализ формулировки задания и критериев его оценки позволяет вычленить мыслительные действия, которые следует совершить при подготовке сочинения:

  1. определить тему текста, его основную мысль, понять его проблематику, вычленить и сформулировать одну из проблем;

  2. прокомментировать проблему;

  3. понять позицию автора и чётко её сформулировать;

  4. выразить согласие или несогласие с автором;

  5. сформулировать собственную позицию;

  6. аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на знания, личный, жизненный и читательский опыт;

  7. композиционно оформить сочинение, придать ему цельность и связность, продумать последовательность изложения и разбиение текста на абзацы;

  8. позаботиться о речевом оформлении текста, подобрать слова и выражения, грамматические конструкции;

  9. обеспечить соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм в тексте сочинения;

  10. обеспечить фактическую точность как при интерпретации исходного текста, так и при подаче фонового материала;

  11. соблюдать заданный объём сочинения 150-300 слов (с учётом служебных).


Исходя из данных мыслительных критериев оценки сочинения, предлагаем учащимся следующие этапы и подходы к написанию сочинения.

  1. Вступление может:

  • Вводить тему текста,

  • Сообщать об основной проблеме,

  • Быть основным тезисом, который можешь аргументировать,

  • Быть основанием для объяснения основной проблемы,

  • Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции,

  • Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста),

  • Определять круг проблем, затронутых автором,

  • Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором,

  • Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.




  1. Вступление может быть написано в форме:

  • Лирического размышления,

  • Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста),

  • Рассуждения о заглавии, которое ты дал данному тексту (в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать конфликт),

  • Диалога с воображаемым собеседником о теме, проблеме, идее текста,

  • Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую при ассоциации в связи с проблемой текста, может начинаться с цитаты или пословицы, в которых содержится основная мысль текста или служащих выходом на его проблематику (цитата не должна быть искажена!),

  • Может начинаться с ключевого слова текста,

  • Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста,

  • Описательного утверждения.


Клише, которые помогут начать сочинение:

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т.д.) …

  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т.д.)

  • … вот тема, к которой обращается автор текста.

  • Эта статья о …

  • Автор обращается к актуальной теме – теме …

  • Этот текст о …




  1. Формулировка основной проблемы:

Клише, которые помогут сформулировать проблему:

…? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос …

…? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.


  1. Комментарии основной проблемы:

Проблемы, которые чаще всего рассматриваются на ЕГЭ:

  • Нравственные

  • Экологические

  • Социальные

  • Психологические

  • Философские

  • Социально-психологические

  • Социально-философские

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

  • Общественно-значимой

  • Социальной

  • Философской

  • Политической

  • Идеологической

  • Нравственной

  • Межнациональной

  • Морально-этической

  • Злободневной

  • Животрепещущей

  • Актуальной

  • Жизненной

  • Насущной

  • Острой

  • Важной

  • Серьёзной

  • Спорной

  • Неотложной

  • Основной

  • Глубокой

  • Неразрешимой

  • Назревшей

  • Наболевшей

  • Мучительной

  • Первоочередной

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

  • К какой категории относится избранная автором проблема;

  • Насколько она злободневна;

  • Что делает её злободневной;

  • Традиционна ли эта проблема или нова;

  • Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;

  • Если нова, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, что позволяет сделать такой вывод;

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы.

Проблема может заставить читателя:

  • Глубоко задуматься

  • Серьёзно размышлять

  • Рассуждать вместе с автором

  • Лучше понять себя и окружающих

  • Серьёзнее относиться к …

  • Переосмыслить своё отношение к …

  • Критичнее относиться к …

  • Поделиться мыслями о …

  • Оценить собственную позицию

  • Открыто выразить своё отношение к …

Клише:

  • Проблема, поднятая автором, современна …

  • Эта общественно-политическая проблема сегодня актуальна, как никогда.

  • Социальная проблема … - острая проблема сегодняшнего дня, и известный писатель (публицист) не обошёл её своим вниманием.

  • Эта нерешённая злободневная проблема – одна из причин …

  • О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста.




  1. Позиция автора

Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

^ Сформулировать идею текста помогут такие клише:

Автор подводит читателя к мысли о том, что …

Идея текста такова:

… - вот главная мысль текста.

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:

Цель автора текста – убедить читателя в том …


  1. Аргументация собственной позиции:

  1. Жизненный опыт – реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традицинно-исторический опыт.

  2. Читательский опыт – художественная, историческая, научно-популярная литература.

^ Клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

Нельзя не согласиться с автором в том, что …

С автором можно поспорить:

Автор прав в том, что … однако его мысль о … вызывает сомнение.


  1. Заключение должно быть:

  • Органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

  • Завершить сочинение, ещё раз обратив внимание эксперта на самое главное.

  • Логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

Заключение может:

  • Содержать твоё решение проблемы, поставленной автором;

  • Отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме;

  • Дополнять мысль автора;

  • Содержать рассуждение автора о злободневности рассматриваемых тем и проблем;

  • Содержать этически корректное возражение автору;

  • Представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении.


На этапе корректорской правки следует внимательно перечитать сочинение и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, структурной полноты предложений. Следует выявить все виды ошибок и найти наиболее подходящие способы их исправления. Отдельно надо проверить текст с целью исправления лексических повторов.


Итоговая оценка по предмету в большей мере зависит от того, как выполнено это задание. Именно поэтому работе над частью С мы уделяем большое внимание.

Скачать, 35.38kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru