Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа учебной дисциплины для студентов специальности 030601 (021400) журналистика

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/5
Дата07.05.2012
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Для студентов гуманитарного факультета МФЮА
II. Программа курса
Тема 2. Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.
Тема 3. Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности.
Тема 4. Модель информационного метаболизма психики.
Тема 5. Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.
Тема 6. Дополнительные признаки как способы передачи информации
Тема 7. Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста.
Тема 8. Информационные аспекты
Митрохина Анна Леонидовна
2.6. Тетрасоциология и соционика: основания для гармоничных команд диалога
Подобный материал:
  1   2   3   4   5

Министерство образования Российской Федерации

Московская финансово-юридическая академия


МЕТОДЫ СОЦИОНИКИ

В ЖУРНАЛИСТИКЕ


Программа учебной дисциплины для студентов специальности

030601 (021400) ЖУРНАЛИСТИКА


МОСКВА

2008


Составитель: А. Л. Митрохина

Рецензенты: доктор политологических наук Р.Н. Ордуханян, кандидат философских наук М.Г. Кузнецова.

Методы соционики в журналистике: Программа. – М.: МФЮА, 2008.

Одобрено и рекомендовано кафедрой журналистики.

Протокол заседания от 28 февраля 2008 года.

^ Для студентов гуманитарного факультета МФЮА,

обучающихся по специальности 030601 «Журналистика».


Программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ и предназначена для преподавателей и студентов.


I. Тематический план изучения дисциплины

«Методы соционики в журналистике»


Форма обучения: очная

Форма итогового контроля: экзамен.




п/п

Наименование тем

Всего

Аудиторные занятия

в т.ч.

Сам. работа

лекции

семинары

1.

Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики.


4


2


-


2

2.

Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.


10


4


4


2

3.

Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности.


24


8


8


8

4.

Модель информационного метаболизма психики.


10



4


4


2

5.

Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.


16


4


4


8

6.

Дополнительные признаки как способы передачи информации и их роль в журналистской практике.


16


4


4


8

7.

Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста.


16


4


4


8

8.

Информационные аспекты в глобальном информационном процессе.




12


4


2


6




Итого

108

34

30

44



^ II. Программа курса


Тема 1. Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики.


Психоанализ З. Фрейда (1856-1939) как общепсихологическое учение о личности. Представление о структуре психики и ее уровнях: сознании (Эго), предсознании (Суперэго) и подсознании (Ид). Типология личности К.Г.Юнга (1875-1961) на основе дихотомий «экстраверсия-интроверсия», «рациональность-иррациональность», «мышление-чувство», «ощущение-интуиция». Понятие психической функции. Рациональность-иррациональность. Экстраверсия-интроверсия. Признаки Юнга как базовые свойства информационной системы психики человека. Типы личности по И. Майерс-Бриггс (1897-1980). Признаки по И. Майерс-Бриггс: экстравертный, интровертный, мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий, решающий, воспринимающий. Типология О.Крегера и Дж.М.Тьюсона.


^ Тема 2. Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.


Теория информационного метаболизма А.Кемпинского. Метод информационного психоанализа. Соционика А.Аугустинавичюте: объединение типологии Юнга с теорией информационного метаболизма и информатикой. Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа) как способа селекции и передачи информации. Главные открытия соционики. Понятие дуальной природы человека и теория интертипных отношений. Метод моделирования в применении к анализу человеческой психики. Определение сильных и слабых качеств человека, возможности прогнозирования его поведения. Тип интеллекта как способ восприятия и обработки информации о мире. Определение базиса Юнга. Открытие модели А. Функциональная структура психики. Предмет и метод соционики. Значение и роль соционики в профессии журналиста.


^ Тема 3. Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности.


Представление о жизни как единстве образов и смыслов. Общее определение информации и понятие информационного аспекта. Психические функции и макроаспекты первичного информационного потока: вещество, поле, пространство и время. Объекты и их энергетические состояния. Функция как способ приема и обработки информации. Рациональное и иррациональное восприятие действительности. Логика, этика, интуиция и сенсорика. Различия рациональных и иррациональных типов. Особенности их совместимости. Экстравертная и интровертная установки психики. Отражение сущностей объектов и их соотношений. Восемь аспектов информационного потока и общепсихологический принцип восприятия информации «7 плюс-минус 2». Различия экстравертированных и интровертированных типов, объектный и субъектный подход к миру. Различия интуитивных и сенсорных типов. Различия логических и этических типов. Соционические символы, обозначающие аспекты и функции. Семантика аспектов информационного потока как первореалий психических образов окружающего мира. Экстравертированная логика (семантика и лексика). Интровертированная логика (семантика и лексика). Экстравертированная этика (семантика и лексика). Интровертированная этика (семантика и лексика). Эстравертированная сенсорика (семантика и лексика). Интровертированная сенсорика (семантика и лексика). Экстравертированная интуиция (семантика и лексика). Интровертированная интуиция (семантика и лексика). Логическая, этическая, сенсорная и интуитивная информация в СМИ. Особенности языка аспектов информации и особенности работы с ними в СМИ (на телевидении, радио, в периодических изданиях, Интернете), сфере рекламы, связи с общественностью. Роль и значение практических навыков работы с информационными аспектами в профессии журналиста. Информационная специализация СМИ и методы соционики.


^ Тема 4. Модель информационного метаболизма психики.


Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа). Модель А и принципы ее построения. Графическое изображение, мерность психических функций и ячейки модели. Витальное и ментальное кольцо модели А. Сильные и слабые функции колец модели А. Перегрузки по точке наименьшего сопротивления (болевой функции). Необходимость построения блока из двух функций, дающего необходимую информацию о мире. Блоки функций. Принцип построения блока. Освоение информации с позиции основного блока. Горизонтальные и вертикальные блоки модели А. Акцептные и продуктивные блоки. Принципы дуальных отношений, отраженные в структуре модели А. Инертные и контактные блоки. ТИМ и конкретное информационное наполнение психики. Значение и роль ТИМа при выборе профессии. ТИМ журналиста и выбор специализации в профессии. Рекомендуемые направления деятельности журналиста с учетом ТИМа: работа в редакции (с текстом), в кадре или за кадром (на телевидении), на каналах радиовещания, электронных или рекламных изданиях. Информационно-аспектный анализ (а также элементы контент-анализа) и оценка эффективности деятельности СМИ. Ведущие информационные аспекты телевидения, радиовещания, периодических и Интернет-изданий.


^ Тема 5. Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.

Интуитивно-логический экстраверт. Сенсорно-этический интроверт. Этико-сенсорный экстраверт. Логико-интуитивный интроверт. Этико-интуитивный экстраверт. Логико-сенсорный интроверт. Сенсорно-логический экстраверт. Интуитивно-этический интроверт. Сенсорно-этический экстраверт. Интуитивно-логический интроверт. Логико-интуитивный экстраверт. Этико-сенсорный интроверт. Логико-сенсорный экстраверт. Этико-интуитивный интроверт. Интуитивно-этический экстраверт. Сенсорно-логический интроверт. Описание, портреты и анализ ТИМов известных отечественных и зарубежных журналистов, политиков, общественных деятелей. Проблема принятия собственного ТИМа и творческая реализация работника СМИ. Основные принципы определения ТИМа другого человека и возможности прогнозирования его поведения и восприятия получаемой информации. ТИМ и проблема личностной и социальной идентификации.

^ Тема 6. Дополнительные признаки как способы передачи информации

и их роль в журналистской практике.


Инструментарий и эффективность методов соционики. Аспектон. Динамические и статические аспекты информации. Признаки Рейнина как способы обмена и передачи информации. Индивидуальные и дуальные признаки. Особенности проявления признаков в речи и поведении. Процесс-результат. Позитивизм-негативизм. Эмотивисты и конструктивисты. Стратеги и тактики. Уступчивые и упрямые. Квестимность и деклатимность. Роль и значение признаков в работе журналиста. Техника задавания вопросов и ведения интервью, ток-шоу, тематических бесед на радио и телевидении, пресс-конференциях с учетом признаков.


^ Тема 7. Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста.


Дуальная природа человека и теория интертипных отношений А.Аугустинавичюте. Таблица интертипных отношений В.Ляшкявичюса. Дуальные (дополняющие) аспекты информации. Общее представление об интертипных отношениях. Виды интертипных отношений: дополнение (дуальные), тождество, активация, зеркальные, полудополнение (полудуальные), родственные, социального заказа, суперэго, конфликта, ревизии (контроля), погашение (полной противоположности), квазитождество, деловые, миражные. Интертипные отношения в журналистской практике, деловом общении. Вербальная и невербальная информация и коммуникации. Вербальный имидж в рекламе. Требования к рекламному тексту. Аудиальные, визуальные и кинестетические каналы информации и их использование в СМИ, сфере рекламы, политики, связей с общественностью. Язык жестов, мимики и пантомимики. Устная и письменная речь. Речевой имидж. Габаритный имидж. Профессионально-личностный имидж с точки зрения теории информационного обмена. Технология определения ТИМа: умение выделять информационные аспекты, наработка навыков выделения аспектов в ходе беседы и на невербальном уровне.

^ Тема 8. Информационные аспекты

в глобальном информационном процессе.


Социон как единство 16 ТИМов. Описание первой, второй, третьей и четвертой квадр. Дух квадры. Аспекты, определяющие информационные ценности квадры. Ценности и квадральные признаки. Аристократы и демократы. Решительные и рассудительные. Веселые и серьезные. Принципы движения информации в соционе. Кольцо социального прогресса (информационного социального заказа). Матрицы С.Грофа и ценности квадры. Интегральный тип группы, этноса, государства. Отражение ценностей квадр в СМИ, политике и пропаганде. Цивилизационные, этнические и конфессиональные конфликты с точки зрения теории информационного обмена. Соционика как концепция информационного гуманизма в современном мире. Современные информационные технологии и методы соционики в создании имиджа профессии журналиста, социальных процессов, политических лидеров, своего или иностранного государства. Роль и значение теории информационного обмена в деятельности СМИ.


Основная литература и учебно-методическое обеспечение


  1. Митрохина А.. Основы соционики. Конспект лекций для студентов факультетов журналистики. Рукопись в печати, 2008.

  2. «Погрешность измеряющего инструмента, или Этюды на тему соционики». Учебный фильм о соционике. Автор и режиссер А.Митрохина. @ LALvideo, 2005.

  3. «Здравствуй, Homo socionicus!». Научно-популярный фильм о соционике. Авторы сценария С.Гловюк, А.Митрохина, режиссер А.Митрохина. @ LALvideo, 2007.

  4. «Восемь аспектов». Сборник учебных видеоматериалов. А.Митрохина.

  5. «Живые портреты». Сборник учебных материалов о ТИМах. А.Митрохина.

  6. «Невербальная коммуникация и имидж внешнего вида». Сборник учебных видеоматериалов о ТИМах. А.Митрохина.

  7. «Вербальная коммуникация и речевой имидж». Сборник учебных видеоматериалов о ТИМах. А.Митрохина.

  8. «Аспекты информационных программ на ТВ». Сборник учебных видеоматериалов. А.Митрохина.



Дополнительная литература


Монографии


  1. А. Аугустнавчюте. Соционика: Введение. Сост. Л. Филиппов. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ», Спб.: Terra Fantastica, 1998.

  2. А. Аугустнавчюте. Соционика: Психотипы. Тесты. Сост. Л. Филиппов. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ», Спб.: Terra Fantastica, 1998.

  3. А. Аугустинавичюте. Соционика. – М., «ИГ Черная Белка», 2008.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.; Лениздат, 1992.

  5. Бескова Л., Удалова Е. Уроки соционики, или самое главное, чему нас не научили в школе. – М., «Астрель», 2003.

  6. Брах Альфред. Психология мимики. Как читать мысли по лицу. - М.: «Маркетинг», 2004.

  7. Вемъ А. Язык тела и его демоны. О чем умолчал Алан Пиз. – СПБ.:Питер, 2006.

  8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4 – М., 1984.

  9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002.

  10. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М. Издательство АСТ, Изд. Института трансперсональной психологии, Изд. К. Кравчука. - 2004.

  11. Глухов В.П. Основы психолингвстки. АСТ, Астрель, Москва, 2005.

  12. Горенко Е., Толстиков. Природа собственного Я. – М., «Армада-пресс», 2001.

  13. Гуленко В. Менеджмент слаженной каманды. – М., «Астрель», 2003.

  14. Ермак В. Как научиться понимать людей. – М., «Астрель», 2003.

  15. Известия Академии Имеджелогии. Том 1, под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005.

  16. Ким Е., Бутенко Е. Бизнес-тренинг от HOLLYWOOD(a). Использование видео в учебных целях. – М.: Форум: ИНФА-М, 2005.

  17. Кривошеев Е. М. Соционика глазами психолога. Доброе слово, М., 2005.

  18. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  19. Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов, Санкт-Петербург, Астрель Х, 2006.

  20. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., «Персей», «Вече», «АСТ», 1995.

  21. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. – М., «Персей», «Вече», «АСТ», 1995.

  22. Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджелогия и паблик рилешенз в социокультурной сфере: учеб. Пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006.

  23. Мадариага де, С. Англичане. Французы. Испанцы. Пер. с англ. А.В.Говорунова. – СПб.: «Наука», 2003.

  24. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2006.

  25. Налчаджян А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  26. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значения. - СПБ.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

  27. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. – М., 2001.

  28. Политическая психология: Хрестоматия/Сост. Е.Б.Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  29. Прокофьева Т. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М., «Алмаз», 2005.

  30. Рейнин Г. Соционика: Типология. Малые группы. – СПб.: Изд-во «Образование-культура», 2005.

  31. Седых Р.Г. Информационный психоанализ. Соционка как метапсихология. – М., 1994.

  32. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

  33. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. – СПб.: Изд-во С.-Перерб. Ун.-та, 2007.

  34. Удалова Е.А. Уроки соционики – 2 или Секреты наших отношений. – М., 2007.

  35. Философский энциклопедический словарь под ред. Л.Ф. Ильичева. – М. Советская энциклопедия. – 1983.

  36. Чуркина М., Жадбко Н. Тренинг для тренеров на 100%. Секреты интенсивного обучения. – М., Альпина Бизнес Букс, 2005.

  37. Шульман Г.А. Соционика изнутри. Принципы проведения и исследований и преподавания на примере соционики Аушры Аугустинавичюте. – М., Доброе слово: Черная белка, 2007.

  38. Юнг К. Психологические типы. – Спб., «Азбука», 2001.

  39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.



Статьи


  1. Аугустинавичюте А. Две вертации. Соционика, ментология и психология личности, N 6, 1996.

  2. Аугустинавичюте А. Соционная природа человечества и асоционность общества (1982, декабрь) // "16", 1991, № 2 (6), с. 1 - 7; повторно: СМиПЛ, 1995, No. 3.

  3. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №1-6.

  4. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. //Соционика, ментология и психология личности. – 1996. - №№ 1-2.

  5. Ермак В.Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики – становление индивидуальности и личности человека. // Соционика, ментология и психология личности. – 2005.- № 1.

  6. Захарова Е.И. Определение психического статуса ребенка до рождения.//Перинатальная психология и психология родительства. – М., 2006, №1.

  7. Кемпинский А. Психология власти. // Экзистенциальная психология. – М.-Спб., Изд. «Совершенство», «Университетская книга». – 1998.

  8. Литвиненко И.Ю. Система аспектов информационного потока и соционический подход к экспликации их семантики. //Соционика, ментология и психология личности. – 2007. - № 5

  9. Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2005. - № 12.

  10. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационногог метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. – 2003. - № 3.

  11. Миронов В.В. Как определять соционический тип, не задавая вопросов, или тело никогда не врет. «Соционика, ментология и психология личности», 2006, №1.

  12. Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБПЧ (Санкт-Петербург) в составе: Доспехов С.В., Кочубеева Л.А., Мальская Е.Н., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Методика типирования по признакам Рейнина с применением контент-анализа. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, №1.

  13. Таланов В. Л. Анкетная диагностика признаков Рейнина и психологические профили популярных профессий в проекции на признаки. «Соционика, ментология и психология личности», 2005, №5.

  14. Трехов А. Признак «квестимы/деклатимы», группы квестимности и кольца заказа. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, №1.

  15. Трехов А. Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, №2.

  16. Эглит И.М. Знаки психических функций в модели А. - «Соционика, ментология и психология личности» 2007, №5.

  17. Материалы отечественной и зарубежной периодической печати, радио, телевидения.

  1   2   3   4   5

Скачать, 310.18kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru