Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения Тематика рефератов для студентов очной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 268.03 Kb.
Дата09.03.2012
Размер268.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Характеристика курса
Цель и задачи курса
Задачи курса
Учебно-тематический план
Учебная программа
Тема 2. Предмет и аппарат социологии коммуникации
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Подобный материал:


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социологии коммуникативных систем


Утверждена решением Ученого совета

социологического факультета

Протокол № ___ от «___» _______2007 г.


«СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ»



Учебно-методический комплекс


Автор-составитель:

Доктор филологических наук, профессор Цаголова Р.С.;

Кандидат филологических наук, доцент Башаратьян М.К.





Москва




СОДЕРЖАНИЕ



  1. Характеристика курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  2. Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

  3. Учебная программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

  4. Планы семинарских занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

  5. Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения . . . 21

  6. Тематика рефератов для студентов очной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

  7. Тематика курсовых работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

  8. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 25

  9. Тест по выявлению уровня подготовленности студентов по дисциплине «Социолингвистика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28



^ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Данный курс является завершающим в цикле профилирующих курсов, посвященных проблемам социальной коммуникации. Курс опирается на уже полученные студентами знания по истории и теории социологии и рассматривает современные теоретические концепции информационного общества. В то же время курс соотнесен с читаемыми параллельно курсами социологии международных отношений (глобальных мировых изменений), антикризисного управления, социологии общественного мнения, рядом спецкурсов.

Студент обязан проявить глубокое знание теоретических источников, умение анализировать с учетом полученных знаний современную информационную политику, разрабатывать планы коммуникативного управления для конкретных типов организаций, диагностировать проблемы межличностного общения и предлагать рекомендации по их разрешению. Студент обязан хорошо знать основные методы исследования коммуникативных процессов и уметь применять их в своей практической деятельности.


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цель данного курса состоит в том, чтобы дать теоретическое и методологическое обоснование взаимодействия социальных структур общества и коммуникативных систем различных уровней, а также выявить взаимосвязь факторов, обуславливающих адекватную передачу и восприятие социально значимой информации в межличностной и массовой коммуникации, рассмотреть современные теории информационного общества и показать значимость коммуникативных параметров в современной социологической теории.


^ Задачи курса:


  • Обобщить и закрепить накопленные в предыдущих курсах знания по социологии коммуникаций, дополнить эти знания обобщениями нового порядка ( например, от языковой политики к информационной политике)

  • Познакомить с новыми теоретическими понятиями в социологии коммуникаций (уровни, типы коммуникации, институты коммуникации) и новыми теоретическими направлениями в исследовании коммуникации (гендерные различия в коммуникации и т.п.), новыми технологиями коммуникативного воздействия (НЛП-технологии)

  • Дать теоретические представления об информационном обществе как обществе нового типа и показать роль коммуникативных процессов в обеспечении эффективного функционирования этого типа общества, раскрыть значение процессов коммуникации для управления обществом, успешного функционирования организаций разного типа, значение коммуникативной компетентности личности для ее социального успеха.

  • Выработать практические навыки исследования коммуникативных процессов в обществе в контексте глобализации информационного пространства, познакомить с основными методами исследования коммуникативных процессов и привить практические навыки в области коммуникативного менеджмента.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



@№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час), в том числе

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары




1

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

8

2

2

4

2

Предмет и аппарат социологии коммуникации

8

2

2

4

3

Системность коммуникации

8

2

2

4

4

Уровни организации коммуникации

14

4

4

6 контр.раб

5

Типы коммуникации

10

2

2

6

6

Социологические доминанты коммуникации

10

2

2

6

7

Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах

10

2

2

6

8

Стереотипы общения. Межкультурная коммуникация

10

2

2

6

9

Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов

14

4

4

6 реферат

10

Информационная политика

10

2

2

6

11

Информационное воздействие. Коммуникативный менеджмент

14

4

4

6

12

Институты коммуникации. Глобальное интерактивное общение

10

2

2

6

13

Коммуникативная среда организации. «Паблик рилейшнз» как институт управления коммуникативными процессами

14

4

4

6 тест

14

Методы изучения коммуникативных процессов

10

2

2

6




ИТОГО:

150

36

36

78


Форма итогового контроля: Экзамен.


^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Раздел I. Социология коммуникации в структуре социологического знания

Тема 1. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной деятельности их представителей.

Взаимодействие факторов, определяющих природу социальной коммуникации – биологических, социальных, этнических, психологических и др. Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах : бихевиоризм, необихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм. Поиски новых подходов к изучению социальной коммуникации.

Социология коммуникации как интегрирующая научная дисциплина. Онтологические, гносеологические и аксиологические основы теории коммуникации. Характеристики социальных структур, существенные для коммуникации: а)обусловленность видами человеческой деятельности, б)соотнесенность с актуальными концептами данного времени и места, в)относительная устойчивость в плане диахронии и нормативно обусловленная вариативность в плане синхронии.

Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии.


^ Тема 2. Предмет и аппарат социологии коммуникации

Базовые составляющие социологии коммуникации: а) социальные системы, структуры, институты, процессы б)коммуникативные системы, в) виды, каналы и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации с целью воздействия на общество и индивидов.

Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур, к пониманию социальной информации и ценностной ориентации. Обоснование социального статуса как важнейшей категории коммуникации (Г.Дж.Мейн, М.Вебер, Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер и др.).

Общественная природа языка. Функции языка. Структурный, семантический и прагматический аспекты языка. Предмет социологии коммуникации (коммуникативистики).Основные единицы прагмалингвистики.

Понятия «информации», «социально-значимой информации», «каналов связи», структура «коммуникативного акта» (Лассуэл, Якобсон ), «коммуникативная /языковая компетентность», «коммуникативная / речевая деятельность», «язык как система систем», «социокоммуникативная система».

Раздел II. Системность коммуникации

Тема 3. Системность коммуникации

Понятие системности в науке. Система, структура, классификация, таксономия, стратификация и типология как научные понятия. Критерии определения типов коммуникативных систем. Естественные коммуникативные системы (вербальный язык, язык мимики и жестов, языки животных). Искусственные коммуникативные системы (химические символы, музыкальная нотация, логико-математический язык, искусственные языки общения – волапюк, эсперанто). Их общие и отличительные характеристики.

Различные виды искусственных коммуникативных систем: априорные. Апостериорные. Смешанные, их функции и эффективность.

Языки программирования. Информационные языки.

Перспективы использования коммуникативных систем в реализации тенденции к системной интеграции информационных технологий. Создание мирового виртуального интерактивного пространства.


Тема 4. Уровни организации коммуникации

Критерии выделения уровней организации коммуникации.

Семиотический уровень. Понятие знака (Ч.Пирс. Ч.Моррис). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Общие характеристики семиотических систем. Понятие о синтактике, семантике и прагматике в семиотической теории.

Лингвистический (языковой) уровень коммуникации. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы. Различные подходы к моделированию дискурса:

Ментальная модель (Ф.Джонсон-Лэрд), модель фреймов (М.Минский. Ч.Филлмор), модель сценариев (Р.Шенк, Р.Абелсон), модель ситуаций (Т.А.ван Дейк). Функциональные характеристики дискурса, существенные для социологии коммуникации. Тематическое поле, языковой код, регистр (тональность) и способ (канал) коммуникации – важнейшие структурные компоненты дискурса.

Паралингвистический (невербальный) уровень организации коммуникации. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Виды невербальных коммуникативных средств: фонационные, кинесические и графические, их функции.

Типология кинесических средств и их роль в речевом поведении. Социальная дифференциация и вариативность невербальной коммуникации. Роль ситуативных переменных коммуникации в актуализации социальной дифференциации и вариативности. Взаимодействие вербальных и невербальных коммуникативных единиц. Частные функции невербальной коммуникации.

Металингвистический (метаязыковой) уровень организации коммуникации. Понятие «метазыка».Основная функция метаязыкового уровня. Научный дискурс как коммуникативная единица. Специфика научного дискурса.

Синтетический уровень организации коммуникации. Обоснование системности коммуникации на синтетическом уровне (на примере любого синтетического вида искусства).Общие и различные характеристики коммуникативных систем синтетического уровня. Социально-значимые компоненты систем синтетического уровня и социологические аспекты его изучения.


Тема 5. Типы коммуникации

Коммуникация как процесс обмена информацией. Каналы передачи информации.

Участники коммуникативного акта. Типы коммуникации в зависимости от структуры коммуникативного акта.

Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции. Речевой этикет. Технологический прогресс и его влияние на характер межличностного общения (непосредственное общение, почта, телефон, телевидение, мировая интерактивная среда). Психологические аспекты межличностного общения. Понятие манипуляции.

Межгрупповая коммуникация. Типы малых групп. Семья и организация. Коммерческие и некоммерческие организации. Досуговые группы (объединения по интересам). Особенности циркуляции информации в малых группах. Обмен информацией между малыми группами. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве (периферия, лакуны – «теневые» группы, невостребованные социальные группы , центр социального пространства).

Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Глобализация пространства общения и трансформация основных характеристик текста (низкий порог вхождения, мозаичность композиции и т.д.). Основные виды текстов массовой коммуникации: новости и реклама . Средства массового информирования и каналы массовой коммуникации. Массовая культура и массовая коммуникация. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации (В. Парето, К.Мангейм, Т.Парсонс, Р.К.Мертон, С.Холл, Т.Адорно, М.Маклюэн и др.).


Раздел III. Социологические аспекты коммуникации

Тема 6. Социологические доминанты коммуникации

Понятие функции в социальной коммуникации. Основные функции социальной коммуникации. Частные функции социальной коммуникации как социологические доминанты.

Факторы, обусловливающие актуализацию социологических доминант коммуникации: стратификационный, ситуационный, оценочный и функциональный.

Обоснование категорий социального статуса, коммуникативных ролей и коммуникативных сфер, социальной ситуации, коммуникативной установки, смысловой и оценочной информации и социальной ориентации как социологических доминант. Их содержание и способы актуализации. Разграничение понятий социального статуса, коммуникативной роли и социального стереотипа. Конвенциональная обусловленность речевого этикета.

Тема 7. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах

Обоснование понятия «языковая личность» в социологическом аспекте (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Т.Парсонс, Ч.Кули, Дж.Мид, Ю.А.Сорокин). «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.

Структура «языковой личности».Вербально-семантические, когнитивные и прагматические характеристики языковой личности в модели Ю.Н.Караулова. «Индивидуальная языковая личность» и «коллективная языковая личность». Социальные характеристики коммуникантов. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.

Пол как заданная характеристика коммуникативной личности. Современные исследования влияния гендерных различий на характер когнитивных процессов и связанное с этим коммуникативное поведение личности. Мужской и женский типы коммуникации (структурирование информации, отсев важной/незначимой информации, эмоциональность общения, детализированность изложения, темп речи и т.п.). Темпы развития коммуникативной активности у мальчиков и девочек. Коммуникативная диагностика девиантного поведения.


Тема 8. Стереотипы общения. Межкультурная коммуникация

Понятие «стереотипов» в социологии. Социальные, психологические, этнические стереотипы. Стереотипизация общения и обеднение информационной структуры коммуникации. Тенденция к стереотипизации общения в массовой коммуникации и в условиях глобального общения с целью сокращения временных затрат на освоение и переработку информации. Массовое потребление как предпосылка стереотипного общения. Работы Р.Барта и Ж.Бодрийяра о мифологии современного общения и мире «симулякров».

Понятие «культуры». Культура как аксиологическая система. Трудности постижения системы стереотипов иной культуры. Межэтнические конфликты. Межконфессиональные конфликты. Конфликты между разными социальными слоями в культуре на бытовом уровне. Категория «толерантности». Перспективы налаживания межкультурного общения


Раздел IV. Информационное общество и его институты

Тема 9. Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов

Типология общественных формаций. Характерные черты постиндустриального общества. Работы главных теоретиков постиндустриального общества ( Дж.Гэлбрейт,

Д. Белл, М Маклюэн, М. Кастельс, З.Бжезинский, О.Тоффлер, Ф.Фукуяма и др.), российские работы в этой области (С.Л.Афанасьев, В.Л Иноземцев). Место информационных процессов в современном обществе. Доступ к производству и потреблению информации. Понятие информационного империализма.

Идеи теоретиков информационного общества об электронном коттедже, мировой деревне. Глобальное общение индивидов. Разрушение политических и экономических границ. Психологические последствия компьютерного общения. Понятие «информационной безопасности» в индивидуально-психологическом и социально-политическом аспектах. Новые социальные общности и технологии организации социального взаимодействия через глобальные информационные сети (на примере политической деятельности). Изменение структуры современных СМИ.


Тема 10. Информационная политика (структура и основные особенности)

Власть и типы проводимой ею политики (экономическая, социальная, языковая и т.п.).Информационная политика как интегрированное представление в общественном мнении портрета власти. Основные информационные потоки в обществе. Доверие в обществе властным институтам. Консолидация информационных потоков. Формирование государственной идеологии. Патриотизм. Информационные войны в обществе. Компромат в общественном сознании. Неэффективная информационная политика.

Партии и некоммерческие организации как субъекты политики. Образование и информационная политика государства. СМИ и другие институты формирования общественного мнения.. Работа с субкультурами ( возрастные, социальные субкультуры) и удовлетворение информационных потребностей маргинальных групп. Искусство и творческая жизнь как элементы информационной политики государства. Международная информация. Информационная безопасность.


Тема 11. Информационное воздействие. Коммуникативный менеджмент

Коммуникативный менеджмент как одна из важнейших разновидностей управления социальными процессами. Требования к специалисту в области коммуникативного менеджмента. Оценка уровня лингвистической компетентности коммуникативного менеджера. Понятие о техниках нейро-лингвистического программирования. Прикладные модели коммуникации.

Понятие манипуляции. Публичное и непубличное информационное пространство. Техники манипулирования информационными потоками.

Принципы информационной войны. Понятие информационной угрозы. Уровень суггестивных шумов. Суггестия и безопасность. Понятие информационной мишени. Типовая стратегия информационной войны. Признаки информационного поражения. Последствия информационной войны.


Тема 12. Институты коммуникации. Глобальное интерактивное общение

Образование как институт коммуникации. Общественная политика в области образования. Критерии коммуникативной компетентности. Кризис коммуникативной компетентности в российском обществе конца ХХ века и его последствия для государства.

Библиотека как институт коммуникации. Перспективы развития информационных хранилищ. Понятие базы данных. Изменение отношения к чтению. Современные типы чтения. Современные информационные системы. Поиск информации. Его автоматизация. Позитивные и негативные последствия автоматизации информационных процессов. Креативное начало в поиске информации и ее производстве.

СМИ как институт коммуникации. Эволюция этого института в Х1Х - ХХ веке. Мировые информационные агентства. Производители и потребители новостей. Роль ньюсмейкеров в обществе. Создание интерактивной коммуникационной среды в СМИ.

Реклама как институт коммуникации. Структура рекламного агентства. Заказчики и производители рекламной информации. Потребители рекламной информации. Моделирование социальных потребностей и социального взаимодействия в языке рекламы. Особенности рекламных текстов. Международные рекламные сети.

Глобальное интерактивное общение. Создание мировых информационных сетей. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети. Структура потребляемой в сетях информации. Типичные потребители информации в сетях. Рунет. Интернет.

Тема 13. Коммуникативная среда организации. ПР как институт управления коммуникативными процессами

Организация как важнейшая социальная ячейка. Типы организаций. Роль организации в социализации личности (образование, производство, досуг).

Возникновение «паблик рилейшнз» (управления общественными связями и отношениями) как попытка оптимизации коммуникативной среды организации. Понятие внутренней и внешней среды организации. ПР как институт управления коммуникативными процессами. Правовые и этические основы деятельности ПР-служб. Информационно-аналитическое обеспечение и планирование деятельности ПР-служб. Структура ПР-агентства и ПР-отдела в организации. Требования к персоналу ПР-служб.

Понятие корпоративной культуры. Методы формирования имиджа организации и ее лидера. Работа пресс-центров и пресс-служб. Публичные акции ПР. Технологии ПР в конфликтной ситуации. Технологии ПР в переговорном процессе.


Раздел V. Методы изучения коммуникативных процессов

Тема 14. Методы изучения коммуникативных процессов

Методология как система научного познания.

Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций (анкетирование, включенное наблюдение, корреляционный анализ и т.п.). Особенности адаптации данных методов к коммуникации как предмету исследования (на примере социолингвистической анкеты).

Методы социологических исследований массовой коммуникации. Роль контент-анализа в исследовании текстов СМИ. Мотивационный анализ. Когнитивное картирование и оперативное кодирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ. Дискурс-анализ как метод исследования социальной коммуникации. Качественные методы в социологии коммуникаций. Глубинное интервью и фокус-группы и их место в социологии коммуникаций. Работа с экспертами.


ЛИТЕРАТУРА

Литература основная

Барт Ролан Мифологии, М. 1995

Белл Даниэл Грядущее постиндустриальное общаство.М.1999

Бодрийяр Жан Система вещей.М.,1995

Дейк ван.Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.,1989

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.М.,1984

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика, М. , 1995

Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М.,2000

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура.М.2000

Конецкая В.П. Социология коммуникации . М., 1997

Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2001

Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию, М.,1979

Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999

Сорокин П. Социальная и культурная динамика, СПб,,2000


Литература дополнительная

Батра Р., Майерс Дж.,Аакер Д. Рекламный менеджмент, изд.5, М- СПб-Киев, 1999

Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001

Белановский С.А. Глубокое интервью.М.2001

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 2001

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М. 1997

Гвишиани Н.Б. Язык научного общения. Вопросы методологии.М.,1986

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.М.,1980

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент, СПб. 1997

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1989

Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. 8изд., М- СПб- Киев, 2000

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.1994

Колшанский Г.В. Паралингвистика.М.,1974

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.М.,1986

Общение. Текст. Высказывание.М.,1989

Сендидж Ч. Реклама: теория и практика, М. 2001

Соломоник А. Семиотика и лингвистика.М.,1995

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000

Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации.М.,1989

Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления, СПб., 1999

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации, М., 2001

Язык и массовая коммуникация.,М.,1984


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах (бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм).

  2. Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур (Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер).

  3. Язык как система систем

  4. Речевая деятельность.

  5. Социокоммуникативная система.

  6. Языковая компетентность.

  7. Основные дихотомии языкового описания (система-структура, язык-речь, диахрония-синхрония, синтагматика-парадигматика).

  8. Языки программирования.

  9. Язык мимики и жестов. Паралингвистика.

  10. Язык животных.

  11. Языки межнационального общения. Интерлингвистика.

  12. Понятие знака. Типология знаков. Работы Ч.Пирса, Ч.Морриса.

  13. Различные подходы к моделированию дискурса. М.Минский, Ч.Филлмор, Р.Шенк, Т.Ван Дейк.

  14. Специфика научного дискурса.

  15. Общие и различные характеристики коммуникативных систем синтетического уровня.

  16. Речевой этикет.

  17. Психологические аспекты межличностного общения.

  18. Понятие манипуляции. Психология лжи.

  19. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения.

  20. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве.

  21. Вовлеченность субкультур в процесс массовой коммуникации.

  22. Массовая культура и массовая коммуникация.

  23. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации.

  24. «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.

  25. Социальные доминанты языкового существования.

  26. Теория речевых актов и ее значение для социологии коммуникаций.

  27. Мужской и женский типы коммуникации.

  28. Коммуникативная диагностика девиантного поведения.

  29. Р.Барт и его «Мифологии»

  30. «Система вещей» Ж.Бодрийяра.

  31. Понятие «культуры».

  32. Категория «толерантности» и налаживание межкультурного общения.

  33. Бытовые, этнические и конфессиональные стереотипы и проблема межкультурного общения.

  34. Место информационных процессов в современном обществе.

  35. Стадия вхождения России в информационную общественную формацию.

  36. Понятие информационного империализма.

  37. Психологические последствия компьютерного общения.

  38. СМИ в информационном обществе.

  39. Понятие информационной безопасности.

  40. Внутриполитическая информация. Государственная идеология. Патриотизм.

  41. Международная информация.

  42. Институты формирования общественного мнения.

  43. Информационная политика государства и образование.

  44. Техники нейро-лингвистического программирования. Сознательное и бессознательное в общении.

  45. Суггестия и информационная безопасность.

  46. Современные системы хранения и поиска информации .Позитивные и негативные последствия автоматизации информационных процессов.

  47. Креативное начало в поиске, производстве и потреблении информации.

  48. Мировые информационные агентства.

  49. Структура рекламного агентства.

  50. Особенности рекламных текстов.

  51. Международные рекламные сети.

  52. Интернет. Рунет.

  53. Требования к персоналу ПР-служб.

  54. Технологии ПР в конфликтной ситуации.

  55. Технологии ПР в переговорном процессе.

  56. Особенности анкетирования при изучении коммуникативных процессов.

  57. Мотивационный анализ. Когнитивное картирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ.

  58. Экспертное знание в социологии коммуникаций.

  59. Контент-анализ. Возможности метода и особенности его применения.

  60. Дискурс-анализ. Возможности метода и технология организации исследования.



Примерная тематика рефератов и курсовых работ

  1. Основные направления исследования социальной коммуникации

  2. Поиск новых подходов к изучению социальной коммуникации

  3. Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии

  4. Место коммуникации в концепции Ю.Хабермаса

  5. Теория коммуникации Т.М.Дридзе

  6. Типы социокоммуникативных систем

  7. Перспективы создания мирового виртуального интерактивного пространства

  8. Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса

  9. Основные положения теории речевых актов

  10. Различные подходы к моделированию дискурса

  11. Виды невербальных коммуникативных средств

  12. Научный дискурс как коммуникативная единица. Специфика научного дискурса

  13. Характерные черты современной риторики. Разработка проблем риторики в трудах Ю.В.Рождественского

  14. Общие и различные черты коммуникативных систем синтетического уровня.

  15. Язык искусства

  16. Современные исследования межличностной коммуникации

  17. Понятие манипуляции и современные тенденции манипулятивного воздействия.

  18. Коммуникация и ложь

  19. Современный российский речевой этикет

  20. Особенности циркуляции информации в малых группах.

  21. Основные виды текстов массовой коммуникации.

  22. Массовая культура и массовая коммуникация.

  23. Проблемы аудиовизуальной культуры в трудах М.Маклюэна

  24. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации

  25. Язык современных российских СМИ

  26. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования

  27. Современные исследования влияния гендерных различий на характер когнитивных процессов и коммуникативное поведение личности

  28. Развитие коммуникативной активности детей

  29. Коммуникативная диагностика девиантного поведения

  30. Стереотипы и межкультурное общение

  31. Теория « симулякров» Ж.Бодрийяра

  32. Р.Барт о мифологизации современного общения

  33. Понятие об информационном обществе и стадиях его становления

  34. Концепция культурных потоков в информационном обществе в работах М.Кастельса

  35. Характерные черты постиндустриального общества в концепции Д.Белла

  36. Понятие информационной безопасности

  37. Информационные войны

  38. Информационная политика

  39. Технологии организации социального взаимодействия через глобальные информационные сети

  40. Психологические проблемы компьютерного общения

  41. Образование и информационная политика государства

  42. Информационный обмен и формирование субкультур (молодежная субкультура)

  43. Понятие о коммуникативном менеджменте.

  44. Креативное начало в поиске информации и ее производстве.

  45. СМИ как институт коммуникации.

  46. Реклама как институт коммуникации.

  47. Язык рекламы.

  48. Понятие внутренней и внешней коммуникативной среды организации

  49. «Паблик рилейшнз» как институт управления коммуникативными процессами

  50. Методы формирования имиджа организации

  51. Понятие корпоративной культуры

  52. «Паблик рилейшнз» в проведении политической кампании.

  53. Требования к проведению социолингвистического анкетирования.

  54. Контент-анализ как метод изучения СМИ.

  55. Фокус-группы и глубинные интервью в рекламной деятельности.



Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Объект и предмет социологии коммуникаций.

  2. Общественная природа языка. Функции языка. Структурный, семантический и прагматический аспекты языка.

  3. Аппарат социологии коммуникаций. Информация. Структура коммуникативного акта. Коммуникативная компетентность.

  4. Естественные коммуникативные системы. Сравнение их с искусственными коммуникативными системами.

  5. Искусственные коммуникативные системы. Создание мирового интерактивного пространства.

  6. Семиотический уровень организации коммуникации

  7. Вербальный уровень организации коммуникации.

  8. Дискурс. Различные подходы к моделированию дискурса. Структурные компоненты дискурса. Функциональные характеристики дискурса.

  9. Паралингвистический уровень организации коммуникации.

  10. Металингвистический уровень организации коммуникации.

  11. Синтетический уровень организации коммуникации.

  12. Межличностная коммуникация.

  13. Межгрупповая коммуникация.

  14. Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Основные виды текстов массовой коммуникации.

  15. Социологические доминанты коммуникации.

  16. Понятие речевого этикета.

  17. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.

  18. Гендерные различия в коммуникативных процессах.

  19. Стереотипы общения.

  20. Основные проблемы межкультурной коммуникации.

  21. Понятие «симулякра» в концепции Ж.Бодрийяра

  22. Понятие информационного общества.

  23. Технологии организации социального взаимодействия через глобальные информационные сети.

  24. Понятие «информационной безопасности».

  25. Основные параметры постиндустриального общества в концепции Д.Белла.

  26. Российские концепции информационного общества. Стадия вхождения России в информационную общественную формацию.

  27. Основные информационные потоки в обществе. Структура информационной политики. Анализ эффективности информационной политики.

  28. Субъекты информационной политики.

  29. Коммуникативный менеджмент как одна из важнейших разновидностей управления социальными процессами.

  30. Прикладные модели коммуникации. Понятие о нейро-лингвистическом программировании.

  31. Понятие манипуляции. Техники манипулирования информационными потоками.

  32. Понятие информационной войны. Последствия информационных войн.

  33. Образование как институт коммуникации.

  34. Библиотека и базы данных как институты коммуникации.

  35. СМИ как институт коммуникации. Современные тенденции в развитии СМИ.

  36. Реклама как институт коммуникации. Моделирование социального взаимодействия и социальных потребностей в языке рекламы.

  37. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети. Интернет.Рунет.

  38. «Паблик рилейшнз» как институт управления коммуникативными процессами.

  39. Понятие корпоративной культуры. Методы формирования имиджа организации и ее лидера.

  40. Публичные акции ПР.

  41. Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций.

  42. Котент-анализ в исследовании текстов СМИ.

  43. Дискурс-анализ как метод исследования коммуникации.

  44. Применение глубинных интервью и фокус-групп в социологии коммуникаций

  45. Постмодернистские концепции общения (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида,У.Эко)

  46. Концепция технологического прогресса Олвина Тоффлера

  47. Описание коммуникативных процессов в концепции информационного общества М.Кастельса

  48. Понятие электронного коттеджа и мировой деревни в трудах теоретиков информационного общества.

  49. Трансформация системы СМИ в российском обществе 1985-2001 гг.

  50. Изменение языковой компетентности в российском обществе 1985-2001 гг.


Скачать, 660.76kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru