Категории:

Животные прошлого

Поиск по сайту:


Скачать 92.36 Kb.
Дата25.06.2012
Размер92.36 Kb.
ТипУрок
Содержание
Животные прошлого.
Средства обучения
Животные прошлого
Группа 2. Найди ошибки в тексте.
Группа 3. Найди ошибки в тексте.
Группа 4. Найди ошибки в тексте.
Подобный материал:

Животные прошлого. Урок природоведения. 5 класс. Учитель географии МОУ СОШ № 19 Красноармейского района. Краснодарский край.

Аннотация

Урок природоведения по теме «Животные прошлого» является вторым в теме «Жизнь на Земле» в рамках УМК А.А.Плешакова, Н.И. Сонина. Главная учебно-методическая цель данного урока сделать ученика полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Основными образовательными процессами являются самостоятельная познавательная и коммуникативная деятельность. Формы и методы организации урока способствуют формированию ключевых компетенций учащихся.


Тема урока: ^ ЖИВОТНЫЕ ПРОШЛОГО.

Цель: Сформировать представление о том, что животный мир изменялся, о чем можно судить по ископаемым останкам.

Задачи:

  1. Обсудить с учащимися доказательства эволюции (выявить разницу между окаменелостями и отпечатками).

  2. Развивать умение работать с информацией в текстовой и графической форме.

  3. Развивать навыки составления кратких рассказов по заданной теме.

  4. Развивать творческие способности учащихся в рамках дифференцированного домашнего задания.

  5. Формирование организационных компетентностей: умение определять цель совместной работы, обмениваться информацией, устанавливать рабочие соглашения и поддерживать работу группы.

^ Средства обучения

Ископаемые останки и окаменелости, буклеты «Животные прошлого», тексты о животных прошлого, слайды «Животные прошлого», магниты и карточки с ключевыми словами.


Содержание и ход урока

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащиеся

Организация учебно-воспитательного процесса.

Приветствие и инструктаж работы в группах




  1. Актуализация

Мы продолжаем разговор о развитии жизни на Земле.

1. Используя рубрику буклета, выполни задание № 1.

2. Организация работы с лентой времени. Выполни задание

№ 2. О последовательности появления различных форм жизни.


3.Какой можно сделать вывод?

Задание № 1 (приложение 1):

Устные ответы.


Задание № 2 (приложение 1):

Ответы:

3.5 млрд.лет

Океан.


Вывод: Жизнь на Земле развивалась постепенно, в ходе эволюции.

  1. Изучение нового материала.

Беседа:

Помоги молодому специалисту! Он «заучился» у него все перепуталось, и он не может найти ответы на вопросы. (использует ключевые слова, которые появляются в ходе работы на доске)

  1. Как ученые узнали о тех животных, которые жили на Земле, когда людей еще не было?

  2. Где жили животные 500 млн. лет назад?

  3. Была ли обитаема суша?

  4. Кто и когда стали первыми наземными животными?

  5. Когда появились динозавры?

  6. Когда вымерли динозавры?

  7. Посчитайте, сколько лет на земле продолжалось господство динозавров?

  8. Есть ли животные, которые сохранились и живут до сих пор?

  9. Как называется время, в которое мы живем?



Они изучали ископаемые останки: окаменелости и отпечатки.

В океане.


Нет


350 млн. лет назад.

Многоножки, пауки, стрекозы, стегоцефалы

225 млн. лет назад

65 млн. лет назад


160 млн.лет


Есть


кайнозой




Итак, жизнь на Земле развивалась постепенно в ходе эволюции. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим.





Организация работы в группах

Об этом палеонтологи узнали с помощью ископаемых останков. Мы их сейчас тоже изучим.

Изучение ископаемых останков. Работа с коллекцией ведется с помощью буклета, в котором помещен определитель (приложение 1).




Беседа:

  1. Какие можно привести доказательства того, что органический мир изменяется?

  2. По рассмотренным коллекциям определите. Что это отпечатки или окаменелости? Как узнать их возраст?

  3. Опиши их.

Знакомят с результатами работы.

Организация работы в группах

^ Животные прошлого:

Вам предстоит приготовить коллективное выступление на НПК по проблемам сохранения видового разнообразия живого на Земле. С помощью дополнительного материала подготовьте выступление группы (Приложение 2)

1 группа: пещерный медведь

2 группа: шерстистый носорог

3 группа:

мамонт

4 группа: дронт







Выступления с использованием слайдов

3.Закрепление и первичный контроль усвоения материала

Каждой группе раздается текст с ошибками. Ребятам предстоит их найти (Приложение 3)

Работа с учебным текстом.

4.Домашнее задание

Стр.102-106 (вопросы)

По желанию (дифференцированно):

  1. Приготовить историю о динозавре,

  2. Вылепить динозавра,

  3. Составить кроссворд по данной теме









Приложение 1

Буклет «Животные прошлого» содержит определитель ископаемых останков и окаменелостей, задания по теме «Развитие жизни на Земле».


Приложение 2.

Тексты о животных прошлого

g:\документы татьяна\мои документы\школа\предмет\уроки\5 класс\животные прошлого\пещерный медведь.jpg

Пещерный медведь

Внешний вид

Длина тела пещерного медведя достигала 2,7—3,5 м, что на 30 % крупнее современного бурого медведя. Передняя часть тела была более развита чем задняя, ноги короткие и сильные, голова массивная. Череп пещерного медведя отличается от черепа бурого медведя более крутым лбом, а так же отсутствием передних ложнокоренных зубов.

Образ жизни

Судя по значительной степени стачивания зубов, пещерный медведь был вегетарианцем, чью основную пищу составляли травянистые растения, а также мёд. Однако зимой, в холодное время года, медведь мог охотиться на копытных или даже людей. Судя по всему, они не впадали в спячку[источник не указан 36 дней]. Медведицы рожали 1—2 медвежат. Продолжительность жизни составляла около 20 лет. Обитал пещерный медведь на лугах, в разрежённых лесах и лесостепи, в горы поднимался до пояса альпийских лугов.

Распространение

Водился пещерный медведь только в Евразии (включая Ирландию и Англию), на территории которой образовывал несколько географических рас. В частности, в альпийских пещерах, лежащих на больших высотах (до 2445 м над уровнем моря), и в Гарцских горах (Германия) к концу плейстоцена развились карликовые формы этого вида. На территории современной России пещерный медведь водился на Русской равнине, на Жигулёвской возвышенности, на Урале, в Западной Сибири.

Вымирание

Причиной вымирания пещерного медведя, вероятно, послужило изменение климата в конце вюрмского ледникового периода, когда площадь лесов резко сократилась, лишив пещерного медведя источников пищи. Однако заметную роль в его вымирании сыграла и охотничья деятельность древних людей. Считается также, что доисторические европейцы не только охотились на пещерного медведя, но и поклонялись ему, как тотему[3].


g:\документы татьяна\мои документы\школа\предмет\уроки\5 класс\животные прошлого\шерстистый носорог.jpg

Шерсти́стый носоро́г (лат. Coelodonta antiquitatis) — вымерший вид носорогов, живший в эпоху ледникового периода.

Внешний вид.

Из археологических находок следует, что шерстистый носорог был объектом охоты неандертальцев около 70 тысяч лет назад. Особи шерстистого носорога жили в одиночку и достигали длины 3,5 метра. Имели два рога, из которых передний иногда был более 1 метра длиной.

Распространение

Был распространён на заснеженных равнинах между Западной Европой и Сибирью.

Вымирание

Из-за изменения климата и систематической охоты на него человека разумного шерстистый носорог вымер около 8 тысяч лет назад.[1] Наиболее близким родственником из живущих сегодня видов ему является суматранский носорог. В рамках проекта плейстоценовый парк рассматривается возможность восстановления шерстистого носорога методами генной инженерии.


g:\документы татьяна\мои документы\школа\предмет\уроки\5 класс\животные прошлого\мамонты.jpg

Ма́монты— вымерший род млекопитающих из семейства слоновых, живший в четвертичном периоде.

Внешний вид.

Некоторые особи достигали высоты 5,5 метров и массы 10—12 тонн. Таким образом, мамонты были в два раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих — африканских слонов. Основные виды мамонтов по размерам не превосходили современных слонов, но обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями; последние могли служить мамонту для добывания пищи в зимнее время из-под снега. Коренные зубы мамонта с многочисленными тонкими дентино-эмалевыми пластинами были хорошо приспособлены для пережёвывания грубого растительного корма.

Распространение

Мамонты появились в плиоцене и жили 4,8 млн. — 4500 лет назад в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. В Сибири и на Аляске известны случаи нахождения трупов мамонтов, сохранившихся благодаря пребыванию их в толще многолетней мерзлоты.

Вымирание

Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад во время последнего Ледникового периода. По мнению многих учёных, существенную или даже решающую роль в этом вымирании сыграли охотники Верхнего Палеолита. Согласно другой точке зрения, процесс вымирания начался до появления людей на соответствующих территориях.


g:\документы татьяна\мои документы\школа\предмет\уроки\5 класс\животные прошлого\дронт.jpeg

Дро́нт — вымершее семейство нелетающих птиц отряда голубеобразных.

Распространение

Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане, поблизости от Мадагаскара. Обитали в лесах, держались отдельными парами. Гнездились на земле, откладывая одно крупное белое яйцо.

Образ жизни.

Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предполагается, что взрослая птица весила 20-25 кг (для сравнения: масса индюка — 12-16 кг), в высоту достигала метра. Лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. В отличие от пингвинов и страусов дронты не умели не только летать, но и хорошо плавать или быстро бегать: на островах не было сухопутных хищников и бояться было нечего. В результате многовековой эволюции додо и его собратья постепенно утратили крылья, которые превратились в несколько пёрышек, а хвост — в маленький хохолок.

Вымирание.

Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев — сначала португальцев, а потом голландцев. Мало того, что их мясо оказалось вкусным и охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, на острова были завезены крысы, свиньи, кошки и собаки, которые с удовольствием поедали яйца беспомощной птицы. Беспомощной в полном смысле слова — для охоты на дронта к нему нужно было просто подойти и ударить палкой по голове. Не имевший ранее естественных врагов, дронт был доверчив как ребёнок. Кстати, возможно именно поэтому моряки присвоили ему имя «додо» — от простонародного португальского слова doudo (совр. doido, порт. глупый, сумасшедший


Приложение 3.

Группа 1. Найди ошибки в тексте.

Мы с вами живем в эпоху динозавров! О том, что они существовали на Земле, нам поведали ученые-палеонтологи. Доказательством эволюции являются ископаемые останки. Их великое множество: это - древние рыбы аммониты, древние пресмыкающиеся – стегоцефалы, головоногие моллюски – белемниты. Многие животные вымерли по вине человека, такие как: мамонты, дронты, динозавры, аммониты.

^ Группа 2. Найди ошибки в тексте.

Мы с вами живем в кайнозойскую эру. А много миллионов лет назад на Земле жили удивительные существа. Аммониты и брахиоподы были обитателями суши, дронты бороздили океан. Все животные появились одновременно и исчезали в связи с изменениями климата. На территории Африки жили шерстистые носороги.

^ Группа 3. Найди ошибки в тексте.

Ученые считают, что жизнь на Земле появилась 3,5 млрд. лет назад. Она зародилась на суше. Со временем в морях появились различные моллюски: аммониты, белемниты, колониальные морские организмы – кораллы. Динозавры господствовали на Земле 165 млн. лет. Древние млекопитающие мамонты, шерстистый носорог, птица дронт были уничтожены древними охотниками.

^ Группа 4. Найди ошибки в тексте.

Развитие жизни на Земле происходило постепенно в ходе эволюции. Жизнь зародилась в океана. Примерно 65 млн. лет назад живые существа заселили сушу. Шло время на смену земноводным аммонитам и губкам пришли пресмыкающиеся. Период расцвета динозавров – юрский. Динозавры вымерли из-за изменения климата. Многие животные, появившись исчезали, другие сохранились и до сих пор.


Приложение 4.

Ключевые слова (на отдельных листах)

Ископаемые останки

Окаменелости

Отпечатки

В океане

Многоножки, пауки, стрекозы, стегоцефалы

225 млн.лет назад

65 млн. лет назад

Кайнозой

эволюция

Скачать, 122.15kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru