Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Рабочей программы учебной дисциплины охрана природы и рациональное природопользование уровень основной образовательной программы

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 70.03 Kb.
Дата09.03.2012
Размер70.03 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Форма обучения
Цели освоения дисциплины
2.Содержание дисциплины
3. Образовательные технологии
4.2. Дополнительная литература
Подобный материал:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОХРАНА ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование


Профиль: биология


^ Форма обучения: очная


Кафедра: общей биологии и зоологии


ФИО разработчика: д.б.н., проф. А. Д. Нумеров


Трудоёмкость дисциплины: 2 зачетные единицы


Количество часов - 72

В т. ч. аудиторных – 32 час.; внеаудиторных – 40.


Форма отчётности: зачет


Воронеж – 2011

  1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями освоения дисциплины «Охрана природы и рациональное природопользование» являются:

- формирование систематизированных знаний в области охраны природы и рационального природопользования;

- формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей функционирования сложных систем надорганизменного уровня.

- воспитание навыков экологической культуры.


В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:


Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).


Общепрофессиональные:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).


Специальные:

- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7).


^ 2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1.

Охрана природы в России и мире. Предмет, цели, задачи и структура курса. Ключевые концепции и принципы, управляющие природными процессами. История становления представлений и межпредметные связи.


Введение. История экологического кризиса. Основные этапы взаимодействия общества и природы. Развитие представлений о строении природной среды. Современная фундаментальная экология и научные основы природопользования. Важнейшие экологические законы и правила. Взаимосвязи биологии, экологии, географии и др. наук в решении проблем охраны природы и природопользования.

2.

Взаимодействие организма и среды. Понятие о средах обитания и экологических факторах. Основные представления об адаптациях организмов. Лимитирующие факторы среды.

Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов. Общие закономерности их действия на живые орга­низмы. Классификация экологических факторов. Свет. Температура. Влажность. Основные среды жизни и адаптации к ним организмов. Водная среда обитания. Основные свойства водной среды. Экологические зоны миро­вого океана. Специфические адаптации гидробионтов. Наземно-воздушная среда жизни. Почва как среда обитания. Живые организмы как среда обитания. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды.

3.

Популяция как единица существования, эволюции, и охраны видов.

Основные особенности и свойства популяции, как биологической системы. Статические и динамические свойства популяций. Циклические колебания. Популяция как саморегулирующаяся система. Гоме­остаз популяции. Иерархическая структура популяций. Половая, возрастная, пространственная и этологическая структуры популяций.

4.

Закономерности организации и функционирования биоценозов и экосистем.

Пространст­венная и экологическая структуры биоценоза. Понятие о трофических уровнях экосистем, трофичес­ких цепях и сетях. Взаимоотношения организмов в биоценозе. Экологическая ниша. Первичная и вторичная продукции. Понятие о экосистемах и биогеоценозах. Экологические сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии. Климакс экосистемы. Влияние деятельности человека на сукцессии. Управляемые сукцессии. Биологическая продуктивность биоценозов и продовольственная проблема.

5.

Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды.

Система охраняемых территорий в зарубежных странах. История заповедного дела в России. Национальные парки, памятники природы, заказники и др. Современные цели и задачи заповедного дела. Место и роль заповедников в системе природных охраняемых территорий. Основные функции заповедников. Площадь охраняемых территорий. Экологическое образование в заповедниках. Понятие о госкадастре заповедников России.

6.

Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию.

Проблемы изучения, оценки и использования природных условий и ресурсов. Возобновляемые и не возобновляемые ресурсы. Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Водные, почвенные и агроклиматические ресурсы в природных и хозяйственных территориальных системах. Биотические ресурсы. Лесные ресурсы. Категории лесных массивов в зависимости от их функций и режимов эксплуатации. Мониторинг лесных биоценозов, методы их защиты. Ресурсы животного мира. Эколого-экономические основы рационального использования природных ресурсов.

7.

Научные основы управления процессами природопользования. Экономические отношения в сферах природопользования и обеспечения экологической безопасности.


Закон РФ об охране окружающей природной среды. Территориально-региональные системы управления природопользованием. Мониторинг состояния окружающей среды и прогноз изменений. Социально-экономическая сущность и особенности природопользования в условиях формирования рыночных отношений и перехода на путь устойчивого развития. Система оценок природных ресурсов и состояния экологической обстановки в регионах. Основные принципы и особенности экономических отношений в сфере природопользования.

8.

Глобальные и региональные проблемы охраны природы и рационального природопользования. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.

Сущность глобальных проблем и механизмы их формирования. Глобальные изменения климата. Экологические проблемы Мирового океана. Мировые энергетическая и сырьевая проблемы. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических, проблем. Междуна-родные и региональные Красные Книги и другие программы охраны природы.


^ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционно-семинарская система обучения. Технология модульного обучения.


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература


  1. Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования: Уч.пос. для вузов. - М. : Дрофа, - 2006. – 96 с.

  2. Бродский А.К. Общая экология / А.К. Бродский .- М.: Академия, 2006. - 253 с.

  3. Константинов В.М. Охрана природы: Уч. пос. - М.: Академия, - 2003. – 240 с.

  4. Николайкин Н.И. и д.р. Экология: Учеб. для студентов вузов/ Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П.- 4-е изд. испр. и доп.- М.: Дрофа, 2005. - 622с.

  5. Чернова Н.М. Общая экология: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Чернова, А.М. Былова. – М. : Дрофа, 2004. – 416с.


^ 4.2. Дополнительная литература


  1. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учеб. для сельскохозяйствен. вузов / Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.-3-е изд. пререраб. и доп.- М.: Колос, 1996. - 304с.

  2. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников, А.А. Вакулин, А.К. Рустамов; учебник для вузов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1999. – 304 с.

  3. Благосклонов К.Н., Иноземцев А.А., Тихомиров В.Н. Охрана природы. М.: Высшая школа. – 1967. - 443 с.

  4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М. : Инфра-М, - 2001. – 434 с.

  5. Бринчук М.М. Экологическое право. Юристъ, - 1998. – 352 с.


4. 3. Программное обеспечение

1. Комплект авторских компьютерных презентаций по основам экологии, охране природы и рациональному природопользованию. Схемы, рисунки, фотографии.

2. Комплект CD-DVD дисков по темам лекций. Видеофильмы.

Скачать, 52.49kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru