Категории:

Курс А. Блок «Двенадцать». Проблематика поэмы. Образная система. Поэтика. Тема революции в произведениях М. Шолохова «Донские рассказы» и Б. Лавренева «Сорок первый»

Поиск по сайту:


Скачать 360.27 Kb.
Дата09.03.2012
Размер360.27 Kb.
ТипРассказ
Содержание
Полки идут
Не жалею, не зову, не плачу, Я теперь скупее стал в желаньях
Ты теперь не так уж будешь биться, Все мы, все мы в этом мире тленны
Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Мы теперь уходим понемногу Счастлив тем, что целовал я женщин
Милые березовые чащи! Знаю я, что не цветут там чащи
Слишком я любил на этом свете Знаю я, что в той стране не будет
Много дум я в тишине продумал
Ваше За голод
Клячу историю загоним. России не быть под Антантой
За океаны! Крепи
Пусть, Флагами небо оклеивай!
Выше средней сложности
О, звериная! Ты шлешь моряков
Как полем в полночь, в свист и гам, Несется, грозный, напролом
Чтоб вихрь души не угасил, Боится, видно, - год мелькнет
Ловящей кисти башлыка, Бушует, прядает вокруг
Корабль, с гуденьем, прочь к грядам Ненаступивший этот год
Он прав – опять фонарь, аптека
А.А. Ахматова
...
Полное содержание
Подобный материал:

Вопросы к зачетам и экзамену


Контрольные вопросы

4 курс

  1. А. Блок «Двенадцать». Проблематика поэмы. Образная система. Поэтика.

  2. Тема революции в произведениях М. Шолохова «Донские рассказы» и

Б. Лавренева «Сорок первый».

3. Тема революции в творчестве писателей русского зарубежья: З. Гиппиус

«Петербургский дневник», И. Бунин «Окаянные дни», А. Аверченко

«Дюжина ножей в спину революции».

4. Героико-революционная драматургия 20- х годов. Своеобразие конфликта в пьесах К. Тренева «Любовь Яровая» и Б. Лавренева «Разлом».

  1. Художественное решение темы революции в романе Д. Фурманова

«Чапаев».

  1. Поэзия 20-х годов: М. Светлов, Э. Багрицкий, Н. Тихонов. Романтический характер поэзии. Основные мотивы. Эволюция.

  2. Тема революции в произведениях Б. Пильняка «Голый год» и «Повесть

непогашенной луны».

  1. Поэзия Н. Клюева.

  2. Основные литературные группировки 20-х годов: РАПП, Леф, Серапионовы братья, Перевал и др.

  3. Анализ романа А. Фадеева «Разгром» как произведения революционной культуры.

  4. Цикл новелл И. Бабеля «Конармия». Проблематика. Стилевое своеобразие. Оценка в критике. Анализ отдельных новелл.

  5. Сопоставительный анализ произведений А. Фадеева «Разгром» и

И. Бабеля «Конармия».

  1. Художественное решение темы революции в романе А. Серафимовича «Железный поток».

  2. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия.

  3. Проблема счастья и свободы в романе Е. Замятина «Мы».

  4. Проблема ценности человеческой личности в романе Е. Замятина «Мы».

  5. Стихи В. Маяковского «о месте поэта в рабочем строю»: тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

  6. Особенность художественного решения темы любви в поэме В. Маяковского «Про это».

  7. Общественное и личное в поэме В. Маяковского «Люблю». Любовная лирика В. Маяковского: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

  8. Сатирическая поэзия В. Маяковского 20- х годов: «Столп», «Служака», «Подлиза», «Размышления у парадного подъезда» и др.

  9. Поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Характеристика сюжета, композиции, жанра. Историзм поэм. Синтез эпоса и лирики.

  10. Тема социалистического строительства в лирике В. Маяковского.

  11. Сатирическая драматургия В. Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня». Своеобразие драматургии В. Маяковского.

  12. Художественное новаторство В. Маяковского.

  13. Публицистика А. М. Горького. Цикл статей «Несвоевременные мысли».

  14. Жанр литературного портрета в творчестве А. М. Горького. Анализ одного – двух очерков.

  15. Роман А. М. Горького «Дело Артамоновых». Творческая история. Проблематика. Система персонажей.

  16. Роман А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина» – художественная панорама русской жизни предреволюционной эпохи. Образ истории. Народ в романе.

  17. Образ Клима Самгина.

  18. А. М. Горький. «Васса Железнова»: второй вариант. Сущность внесенных автором в пьесу изменений.

  19. Пьеса А. М. Горького «Егор Булычов и другие». Особенности конфликта. Историзм пьесы. Трагедия Егора Булычова.

  20. Проблематика и художественное своеобразие повести М. Булгакова «Собачье сердце».

  21. Сатирические произведения М. Булгакова «Дьяволиада» и «Роковые яйца».

  22. Сатирические рассказы М. Зощенко.

  23. Сатирический роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

  24. Тема социалистического строительства в романе Ф. Гладкова «Цемент».

  25. Тема природы в лирике С. Есенина. Философские мотивы его лирики.

  26. Тема любви в лирике С. Есенина.

  27. Тема родины в лирике поэта. Идейно-художественная эволюция поэта.

  28. Поэма С. Есенина «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образ Анны Снегиной.

  29. Характеристика стилевого своеобразия лирики С. Есенина.

  30. Жанр художественной автобиографии в литературе русского зарубежья:

И. Бунин «Жизнь Арсеньева» и И. Шмелев «Лето Господне».


5 курс 1 семестр


  1. Тема социалистического строительства в произведениях тридцатых годов

(Л. Леонов «Соть», В. Катаев «Время, вперед», А. Малышкин «Люди из

захолустья»).

  1. Человек и природа в произведениях М. Пришвина «Жень-шень» и «Фацелия».

  2. «Чевенгур» А. Платонова – роман о судьбе революции. Жанр романа.

Главные образы. Пророческий смысл произведения. Своеобразие стиля

А. Платонова.

  1. Повесть А. Платонова «Котлован». Символический смысл основных образов. Тема коллективизации в повести. Философский смысл произведения. Особенности стиля.

  2. Идейно-художественное своеобразие рассказов А. Платонова «Фро» и «В

прекрасном и яростном мире».

  1. Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия». Образы главных героев.

  2. Жанрово – композиционное своеобразие пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных».

  3. М. Булгаков «Бег». Основные проблемы и образы. Особенности композиции. Судьбы русской эмиграции.

  4. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности сюжетно- композиционной структуры и художественного времени. Стилевое своеобразие романа.

  5. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Смысл древних глав. Образ Понтия Пилата.

  6. Тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Мастера.

12. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сатира в романе.

  1. Образ нечистой силы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», художественные функции этого образы.

14. Сущность трагедии семьи Мелеховых в романе – эпопее «Тихий Дон».

Григорий Мелехов как трагический характер.

15. Дискуссии о Григории Мелехове в отечественной критике.

16. Произведение М. Шолохова «Тихий Дон» как роман – эпопея.

  1. М. Шолохов «Поднятая целина». Творческая история произведения.

Конфликт в романе.

18. Гуманистический пафос рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

19. Поэзия М. Цветаевой. Основные мотивы и художественное своеобразие.

20. Поэзия А. Ахматовой. Основные мотивы. Эволюция. Поэтика.

21. Поэзия О. Мандельштама. Основные мотивы. Творческая эволюция.

  1. А. Толстой «Хождение по мукам». История создания. Жанровое своеобразие. Эволюция образа народа в трилогии.

  2. А. Толстой «Хождение по мукам». Пути интеллигенции в революции. Тема потерянной и обретенной родины.

  3. А. Толстой «Петр Первый». Своеобразие жанра. Образ Петра. Народ в романе. Петровская тема в русской литературе.

  4. Лирика периода Великой Отечественной войны. Основные мотивы. Жанрово-стилевая характеристика.

  5. Поэмы периода Великой Отечественной войны («Зоя» М. Алигер, «Сын»

П. Антакольского и др.)

  1. Художественная проза и публицистика периода Великой Отечественной

войны А. Толстой «Русский характер», «Родина», Б. Горбатов «Непокоренные», А. Фадеев «Молодая гвардия», В. Некрасов «В окопах

Сталинграда» и др.)

  1. Героическая драма военных лет (К. Симонов «Русские люди»,

А. Корнейчук «Фронт»).

  1. Л. Леонов «Нашествие». Система персонажей в пьесе. Психологизм

Л. Леонова. Подтекст.

30. Л. Леонов «Нашествие». Образ Федора Таланова.

31. Л. Леонов «Нашествие». Образы врагов и художественные средства их характеристики.

32. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Особенности композиции и жанра.

33. Характеристика Василия Теркина. Особенности типизации.

34. Место и роль лирического героя в поэмах А. Твардовского «Василий Теркин» и «За далью – даль».

35. Сатирическая поэма А. Твардовского «Василий Теркин на том свете».

36. Проблематика и основные образы в поэме А. Твардовского «Дом у дороги». Символика в поэме.

37. Поэма А. Твардовского «За далью – даль» как лирическая эпопея.

38. Проблематика поэмы А. Твардовского «По праву памяти».

  1. Лирика А. Твардовского. А. Твардовский - редактор журнала «Новый мир».

5 курс 2 семестр


  1. Общая характеристика литературы первого послевоенного десятилетия.

Противоречия литературного процесса. Партийные постановления по вопросам литературы и искусства 1956 – 1948 годов. Теория бесконфликтности. Поиски выхода из ситуации переходного периода.

«Районные будни» В. Овечкина.

  1. Общая характеристика литературы шестидесятых годов как периода «оттепели» Новые тенденции в литературе и искусстве («Жестокость»

П. Нилина, «Судьба человека» М. Шолохова, «Батальоны просят огня»

Ю. Бондарева и др.). Место поэзии в обществе.

  1. Система персонажей в романе Л. Леонова «Русский лес». Образы Вихрова

и Грацианского.

  1. Своеобразие жанра романа Л. Леонова «Русский лес». Роль образов – символов.

  2. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики Б. Пастернака.

  3. Историко-философская концепция романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Проблематика романа. Особенности жанра.

  1. Система персонажей в романе «Доктор Живаго». Образ Юрия Живаго.

Образ Антипова-Стрельникова.

  1. Деревенская проза 60-х – 70-х годов. Общая характеристика. Образ крестьянского дома в произведениях Солженицына, Распутина, Абрамова.

  2. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор». Новый характер проблематики.

Образ Матрены. Символика в рассказе.

  1. В. Белов «Привычное дело». Судьба традиционной крестьянской культуры

в повести. Образы главных героев.

  1. Повесть В. Распутина «Последний срок». Проблематика. Система персонажей.

  2. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблематика повести. Конфликт. Система персонажей. Символика.

  3. Повесть В. Распутина «Пожар». Социально – философский смысл произведения. Образ Ивана Петровича Егорова. Символика в повести.

  4. Повесть В. Распутина «Живи и помни». Сущность трагедии Андрея и Настены. Женские образы В. Распутина.

  5. Проблематика романа Ф. Абрамова «Дом». Образ современной деревни в романе. Символика в романе «Дом».

  6. В. Шукшин – рассказчик. Своеобразие героя В. Шукшина. Анализ 5 – 6 рассказов.

  7. В. Шукшин «Калина красная». Проблематика повести. Егор Прокудин как трагический герой.

18. Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы». Образ народной войны в повести.

19. С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проблематика. Особенности жанра.

20. В. Быков «Сотников». Проблематика. Система персонажей.

  1. Ю. Бондарев «Берег». Нравственно-философская проблематика романа. Композиция. Система персонажей. Художественная картина мира в романе.

  2. В. Кондратьев «Сашка». Образ рядового бойца в повести. Особенности конфликта.

  3. Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» как философская драма. Образ Зилова.

  4. В. Астафьев «Печальный детектив». Система персонажей. Композиция. Проблема нравственного оскудения личности в повести.

  5. Поэзия последних десятилетий. Основные мотивы. Жанрово – стилевое своеобразие.

  6. «Тихая лирика». Проблематика. Художественное своеобразие. Основные представители.

27. Жанровое своеобразие и основные представители авторской песни.

28. Ч. Айтматов «И дольше века длится день». Проблематика. Система персонажей. Мифологические элементы в произведении. Особенности художественного времени.

29. Ч. Айтматов «Плаха». Композиция романа. Тема взаимоотношений человека и природы. Образ Авдия. Смысл параллели Авдия и Христа.

30. Ч. Айтматов «Плаха». Образ Бостона. Смысл названия романа.

31. А. И. Солженицын. Путь в литературу. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». Роль этого произведения в жизни общества.

32. А. И. Солженицын. Проблематика и своеобразие жанра книги «Архипелаг ГУЛАГ».

33. В. Шаламов «Колымские рассказы». Анализ 3 - 4 рассказов.

34. С. Залыгин «На Иртыше». Своеобразие решения темы коллективизации.

35. В. Быков «Облава». Проблематика повести. Основной конфликт.

36. Рассказы Л. Петрушевской «Гигиена» и «Новые Робинзоны» как антиутопии.

37. Л. Петрушевская «Время – ночь». Особенности художественного мира

Л. Петрушевской.

38. Постмодернизм как художественное явление. Полемика постмодернизма с предшествующей культурой.

39. Поэзия И. Бродского. Философская лирика. Тема родины и изгнанничества. Анализ 2 – 3 стихотворений. И. Бродский как представитель постмодернизма.

40. В. Пелевин как представитель постмодернизма. Анализ одного из произведений В. Пелевина.

41. Т. Толстая «Кысь». Особенность художественных образов. Проблематика романа.

42. Проблема национального русского характера в тетралогии Ф. Абрамова «Пряслины». Семья Пряслиных. Образы Михаила и Лизы Пряслиных.

43. В. Дудинцев. «Белые одежды». Проблематика романа. Конфликт. Система персонажей.

44.В. Гроссман. «Жизнь и судьба». Новый взгляд на Великую Отечественную

войну.


Примерная тематика курсовых работ


  1. Формы психологизма в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

  2. Подтекст в пьесе А. Вампилова «Утиная охота».

  3. Образы-симулякры в прозе В. Пелевина.

  4. Особенности жанра литературной сказки в пьесе Е. Шварца «Дракон».

  5. Текст и подтекст в повести Н. Катерли «Дневник сломанной куклы».

  6. Особенности художественного времени в повести О. Славниковой «Бессмертный. Повесть о настоящем человеке».

  7. Пародия и ирония в повести Ю. Полякова «Козленок в молоке».

  8. Современная массовая литература как художественное явление.

  9. Образ крестьянского дома в произведениях деревенской прозы.

  10. Художественная детализация и символика в произведениях В. Распутина.

  11. Художественные функции пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

  12. Проблематика и система образов в романе Т. Толстой «Кысь».

  13. Символика названия в повести Л. Петрушевской «Свой круг».

  14. Правомерно ли понятие «Современная женская проза»?

  15. Фантастика братьев Стругацких: проблематика, поэтика.

  16. Современная поэзия постмодернизма (Д. Пригов, Т. Кибиров,

Л. Рубинштейн).

  1. Интертекстуальные связи в романе Т. Толстой «Кысь».



Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы


Контрольная работа № 1

  1. Ниже средней сложности

Вариант №1


  1. По приведенному отрывку из поэмы В. Маяковского «Хорошо!» охарактеризуйте своеобразие ритмики В. Маяковского.


^ Полки

идут

у меня на виду.

Барабану

в бока

бьют

войска.

Нога

крепка,

голова

высока.

Пушки

ввозятся, -

идут

краснозвездцы.

Приспособил

к маршу

такт ноги:

вра-

ги

ва-

ши –

мо-

и

вра-

ги.

Лезут?

Хорошо.

Сотрем

в порошок.


  1. Найдите образы-символы в поэме А. Блока «Двенадцать». Дайте характеристику образа-символа.

  2. Назовите основные мотивы в стихотворении С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Охарактеризуйте систему образов в этом стихотворении.


^ Не жалею, не зову, не плачу, Я теперь скупее стал в желаньях,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Увяданья золотом охваченный, Словно я весенней гулкой ранью

Я не буду больше молодым. Проскакал на розовом коне.


^ Ты теперь не так уж будешь биться, Все мы, все мы в этом мире тленны,

Сердце, тронутое холодком, Тихо льется с кленов листьев медь…

И страна березового ситца Будь же ты вовек благословенно,

Не заманит шляться босиком. Что пришло процвесть и умереть.


^ Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

С. Есенин.

Вариант №2


  1. В следующем отрывке из поэмы В. Маяковского «Хорошо!» найдите рифму. Покажите своеобразие рифмы В. Маяковского.


Лет до ста

расти

нам

без старости.

Год от года

расти

нашей бодрости.

Славьте,

молот

и стих,

землю молодости.


  1. Как развивается мотив движения в поэме А. Блока «Двенадцать»? Какой символический смысл он имеет?

  2. Каковы основные мотивы в стихотворении С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» Покажите интонационно-синтаксическое своеобразие этого стихотворения.



^ Мы теперь уходим понемногу Счастлив тем, что целовал я женщин,

В ту страну, где тишь и благодать. Мял цветы, валялся на траве

Может быть, и скоро мне в дорогу И зверье, как братьев наших меньших,

Бренные пожитки собирать. Никогда не бил по голове.


^ Милые березовые чащи! Знаю я, что не цветут там чащи,

Ты, земля! И вы, равнин пески! Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Перед этим сонмом уходящих Оттого пред сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски. Я всегда испытываю дрожь.


^ Слишком я любил на этом свете Знаю я, что в той стране не будет

Все, что душу облекает в плоть. Этих нив, златящихся во мгле.

Мир осинам, что, раскинув ветви, Оттого и дороги мне люди,

Загляделись в розовую водь. Что живут со мною на земле.


^ Много дум я в тишине продумал, 1924

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


11. Средней сложности

Вариант №1


  1. Произведите целостный анализ стихотворения В. Маяковского «Левый марш. Обратите внимание на историко-литературный контекст, хронотоп, образную систему, лексику, ритмику, интонацию этого стихотворения. Сделайте вывод о поэтическом новаторстве В. Маяковского.


Левый марш

(Матросам)


Разворачивайтесь в марше! Там

Словесной не место кляузе за горами горя

Тише, ораторы! солнечный край непочатый.

^ Ваше За голод,

слово, за мора море

товарищ маузер. шаг миллионный печатай!

Довольно жить законом, Пусть бандой окружат нанятой,

данным Адамом и Евой. стальной изливаются леевой, -

^ Клячу историю загоним. России не быть под Антантой

Левой! Левой!

Левой! Левой!

Левой! Левой!


Эй, синеблузые! Глаз ли померкнет орлий?

Рейте! В старое ль станем пялиться?

^ За океаны! Крепи

Или у мира на горле

у броненосцев на рейде пролетариата пальцы!

ступлены острые кили?! Грудью вперед бравой!

^ Пусть, Флагами небо оклеивай!

оскалясь короной, Кто там шагает правой?

вздымает британский лев вой. Левой!

Коммуне не быть покоренной. Левой!

Левой! Левой!

Левой!

Левой!



  1. Охарактеризуйте композицию поэмы А. Блока «Двенадцать». Обратите внимание на начало поэмы, ее финал, центральные события. Охарактеризуйте образную систему поэмы. Почему в критике она получила название «Эпиграф к столетию»?

  2. Охарактеризуйте основные мотивы лирики С.А. Есенина, приведите конкретные примеры. Какова эмоционально-ценностная ориентация лирики С. Есенина?


Вариант №2


  1. Проанализируйте пьесу В. Маяковского «Клоп». В чем заключается художественное новаторство сатирической драматургии В. Маяковского?

  2. Охарактеризуйте критические дискуссии по поэме А. Блока «Двенадцать». В чем сущность расхождений взглядов критиков? Какова ваша позиция? Какие особенности художественной структуры этой поэмы приводят к возможности ее различных интерпретаций?

  3. Охарактеризуйте поэму С. Есенина «Анна Снегина». Выделите ее основные мотивы. Проследите их развитие и взаимосвязь. Покажите соотношение лирического и эпического начал в этой поэме. Определите новые черты поэтики С. Есенина, проявившиеся в этом произведении. Охарактеризуйте историко-литературный контекст.



111. ^ Выше средней сложности

Вариант №1


  1. Произведите сопоставительный анализ стихотворений В. Маяковского «Ода революции» и Б. Пастернака «Кремль в буран конца 1918 года». Определите авторскую позицию в каждом из них и способы ее художественного выражения. Рассмотрите стихи в контексте творчества их авторов.


В. Маяковский.

Ода революции


Тебе, А завтра

освистанная, Блаженный

осмеянная батареями, стропила соборовы

тебе, тщетно возносит, пощаду моля, -

изъязвленная злословием штыков, твоих шестидюймовок тупорылые боровы

восторженно возношу взрывают тысячелетия Кремля.

над руганью реемой «Слава».

оды торжественное Хрипит в предсмертном рейсе.

«О»! Визг сирен придушенно тонок.

^ О, звериная! Ты шлешь моряков

О, детская! на тонущий крейсер.

О, копеечная! туда,

О, великая! где забытый

Каким названьем тебя еще звали? мяукал котенок.

Как обернешься еще, двуликая? А после!

Стройной постройкой, Пьяной толпой орала.

грудой развалин? Ус залихватский закручен в форсе.

Машинисту, Прикладами гонишь седых адмиралов

пылью угля овеянному, вниз головой

шахтеру, пробивающему толщи руд, с моста в Гельсингфорсе.

кадишь, Вчерашние раны лижет и лижет,

кадишь благоговейно, и снова вижу вскрытые вены я.

славишь человечий труд. Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды! -

и мое,

поэтово

- о, четырежды славься, благословенная! -


Б. Пастернак

Кремль в буран конца 1918 года

Как брошенный с пути снегам И грандиозный, весь в былом,

Последней станцией в развалинах, Как визьонера дивинация,

^ Как полем в полночь, в свист и гам, Несется, грозный, напролом,

Бредущий через силу в валяных, Сквозь неистекший в девятнадцатый.


Как пред концом, в упаде сил Под сумерки к тебе в окно

С тоски взывающей к метелице, Он всею медью звонниц ломится.

^ Чтоб вихрь души не угасил, Боится, видно, - год мелькнет, -

К поре, как тьмою все застелется. Упустит и не познакомится.


Как схваченный за обшлага Остаток дней, остаток вьюг,

Хохочущею вьюгой нарочный, Сужденных башням в восемнадцатом,

^ Ловящей кисти башлыка, Бушует, прядает вокруг,

Здоровающегося в наручнях, Видать – не наигрались насыто.

А иногда! – А иногда, За морем этих непогод

Как пригнанный канатом накороть Предвижу, как меня, разбитого,

^ Корабль, с гуденьем, прочь к грядам Ненаступивший этот год

Срывающийся чудом с якоря, Возьмется сызнова воспитывать.


Последней ночью, несравним

Ни с чем, какой-то странный, пенный весь,

Он, Кремль, в оснастке стольких зим,

На нынешней срывает ненависть.


  1. Охарактеризуйте своеобразие хронотопа романов Е.И. Замятина «Мы» и

А.П. Платонова «Чевенгур». В чем вы видите основу для сопоставления этих произведений? Каковы особенности поэтики каждого из романов?

  1. Охарактеризуйте систему персонажей романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина», особенности композиции этого романа. Объясните, с чьей точки зрения ведется повествование и каковы способы выражения авторской позиции.


Вариант №2


  1. Охарактеризуйте и покажите на примерах стиховое новаторство В. Маяковского. Рассмотрите особенности стиха В. Маяковского в историко-литературном контексте его эпохи. Кто из современников В. Маяковского близок ему в художественных исканиях?

  2. Сопоставьте авторскую позицию и эмоционально-ценностные ориентации В. Маяковского и А. Платонова (по произведениям В. Маяковского «Левый марш», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» и А. Платонова «Котлован», «Чевенгур»).

  3. Охарактеризуйте философскую проблематику романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Выделите основные символические сцены и образы и раскройте их смысл, объясните слова и фразы-лейтмотивы.



Контрольная работа №2

  1. Ниже средней сложности

Вариант №1


  1. Какой знаменитый поэт о другом знаменитом поэте пишет эти стихи? О ком они?

^ Он прав – опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит…

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит –

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.


  1. Произведите сопоставительный анализ двух женских образов: Натальи и Аксиньи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  2. Охарактеризуйте образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вариант №2


  1. Раскройте проблематику поэмы А.А. Ахматовой «Реквием».

  2. Охарактеризуйте образ Петра 1 в романе А. Толстого «Петр 1».

  3. Объясните смысл финала в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


11. Средней сложности

Вариант №1


  1. Покажите своеобразие хронотопа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  2. Охарактеризуйте жанровое своеобразие стихотворения А.А. Ахматовой «Приморский сонет». Произведите сопоставительный анализ этого стихотворения со стихотворением А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

^ А.А. Ахматова

Приморский сонет

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.


И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней.

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.


И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…


Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У Царскосельского пруда.


Июнь 1958 г.

А.С. Пушкин

Брожу ли я вдоль улиц шумных, День каждый, каждую годину

^ Вхожу ли в многолюдный храм, Привык я думой провожать,

Сижу ль меж юношей безумных, Грядущей смерти годовщину

Я придаюсь моим мечтам. Меж их стараясь угадать.


Я говорю: промчатся годы, И где мне смерть пошлет судьбина?

^ И сколько здесь ни видно нас, В бою ли, в странствии, в волнах?

Мы все сойдем под вечны своды - Или соседняя долина

И чей-нибудь уж близок час. Мой примет охладелый прах?


Гляжу ль на дуб уединенный, И хоть бесчувственному телу

^ Я мыслю: патриарх лесов Равно повсюду истлевать,

Переживет мой век забвенный, Но ближе к милому пределу

Как пережил он век отцов. Мне все б хотелось почивать.


Младенца ль милого ласкаю, И пусть у гробового входа

^ Уже я думаю: прости! Младая будет жизнь играть,

Тебе я место уступаю: И равнодушная природа

Мне время тлеть, тебе цвести. Красою вечною сиять.


  1. Раскройте образ Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» и проанализируйте литературоведческие дискуссии об этом образе.



Вариант №2


  1. Покажите, какие формы психологизма использует М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон».

  2. Охарактеризуйте особенности композиции поэмы А.А. Ахматовой «Реквием». Объясните роль библейских мотивов. Раскройте отношение лирической героини этой поэмы к народу.

  3. Сопоставьте, как решена тема интеллигенции и революции в романах

М. Булгакова «Белая гвардия» и А. Толстого «Хождение по мукам».


111^ . Выше средней сложности

Вариант №1


  1. Охарактеризуйте такие твердые стихотворные формы, как «онегинская строфа», «рондо», «сонет». Какие из них оказались наиболее продуктивными? Приведите примеры.

  2. Дайте определение понятий «интертекстуальные связи», «реминисценции», «аллюзии». Найдите эти особенности в стихотворении А.А. Ахматовой «Поэт (Борис Пастернак)».

^ А. А. Ахматова

Поэт

(Борис Пастернак)


Он, сам себя сравнивший с конским глазом, И снова жжет московская истома,

Косится, смотрит, видит, узнает, Звенит вдали смертельный бубенец…

^ И вот уже расплавленным алмазом Кто заблудился в двух шагах от дома,

Сияют лужи, изнывает лед. Где снег по пояс и всему конец?


В лиловой мгле покоятся задворки, За то, что дым сравнил с Лаокооном,

Платформы, бревна, листья, облака. Кладбищенский воспел чертополох,

^ Свист паровоза, хруст арбузной корки, За то, что мир наполнил новым звоном

В душистой лайке робкая рука. В пространстве новом отраженных строф, -


^ Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем Он награжден каким-то вечным детством,

И вдруг притихнет, - это значит, он Той щедростью и зоркостью светил,

^ Пугливо пробирается по хвоям, И вся земля была его наследством,

Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон. А он ее со всеми разделил.

И это значит, он считает зерна 19 января 1936 г.

В пустых колосьях, это значит, он

К плите дарьяльской, проклятой и черной,

Опять пришел с каких-то похорон.



  1. Покажите жанровое своеобразие драматургии М. Булгакова (по пьесам «Дни Турбиных», «Бег»). Объясните художественную функцию комических и трагических элементов.



Вариант №2


  1. Дайте определение жанра романа-эпопеи в трактовке В. Белинского,

М. Бахтина, Е. Хализева. Докажите принадлежность к жанру романа-эпопеи произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  1. Сопоставьте авторскую позицию и особенности поэтики произведений

А.П. Платонова «Котлован» и М.А. Шолохова «Поднятая целина».

  1. Произведите комплексный анализ текста: М.М. Пришвин. Из поэмы «Фацелия»: Мышь. Опираясь на этот текст, покажите своеобразие художественного мира М.М. Пришвина.


Мышь в половодье плыла долго по воде в поисках земли. Измученная, наконец-то увидела торчащий из-под воды куст и забралась на его вершину. До сих пор мышь эта жила, как все мыши, смотрела на них, все делала, как они, и жила. А вот теперь сама подумай, как жить. И на вечерней заре солнечный луч красный так странно осветил лобик мышиный, как лоб человеческий, и эти обыкновенные мышиные глазки-бусинки черные вспыхнули красным огнем, и в них вспыхнул смысл всеми покинутой мыши, той особенной, которая единственный раз пришла в мир, и если не найдет средства спасенья, то навсегда уйдет; и бесчисленные поколения новых мышей никогда больше не породят точно такую же мышь.

Со мной в юности было, как с этим мышонком: не вода, а любовь, тоже стихия, охватила меня. Я потерял тогда свою Фацелию, но в беде своей что-то понял и, когда спала любовная стихия, пришел к людям, как к спасительному берегу, со своим словом о любви.


^ Контрольная работа №3

  1. Ниже средней сложности

Вариант №1


  1. Определите жанр произведения, стихотворный размер, какому литературному направлению оно принадлежит. Что вы знаете о его авторе?


^ Б.Ш. Окуджава

Живописцы


Живописцы, окуните ваши кисти

в суету дворов арбатских и в зарю,

чтобы были ваши кисти, словно листья,

словно листья, словно листья к ноябрю.


^ Окуните ваши кисти в голубое,

по традиции забытой городской,

нарисуйте и прилежно и с любовью,

как с любовью мы проходим по Тверской.


Мостовая пусть качнется, как очнется!

^ Пусть начнется, что еще не началось.

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…

Что гадать нам: удалось - не удалось?


Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,

Наше лето, нашу зиму и весну…

Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!

Я потом, что непонятно, объясню.


  1. Что такое «деревенская проза»? Назовите писателей и произведения, которые можно отнести к «деревенской прозе». Что их объединяет?

  2. Охарактеризуйте систему персонажей романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».



Вариант №2


  1. Расскажите историю создания романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

  2. Объясните понятие «тихая лирика». К кому из поэтов может быть отнесено это понятие? Назовите их произведения, темы и образы.

  3. Представьте, что вам поручено подготовить сборник произведений о Великой Отечественной войне. Назовите произведения, которые вы в него включите. Напишите вступительную статью к этому сборнику.


11. Средней сложности

Вариант №1


  1. Проанализируйте стихотворение Б. Пастернака «После дождя». Выявите особенности поэтики Б. Пастернака. Обратите внимание на своеобразие художественного времени в его лирике.


^ Б. Л. Пастернак

После дождя


За окнами давка, толпится листва, Все стихло. Но что это было сперва!

И палое небо с дорог не подобрано. Теперь разговор уж не тот и по-доброму!


Сначала все опрометью, вразноряд Со стекол балконных, как с бедер и спин

^ Ввалилось в ограду деревья развенчивать, Озябших купальщиц, - ручьями испарина.

И попранным парком из ливня – под град, Сверкает клубники мороженый клин,

^ Потом от сараев – к террасе бревенчатой. И градинки стелются солью поваренной.


Теперь не надышишься крепью густой. Вот луч, покатясь с паутины, залег

^ А то, что у тополя жилы полопались, - В крапиве, но, кажется, это ненадолго,

Так воздух садовый, как соды настой, И миг недалек, как его уголек

Шипучкой играет от горечи тополя. В кустах разожжется и выдует радугу.


1915, 1928



  1. Раскройте понятия «символ», « художественная деталь». Определите роль символики и художественной детализации в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

  2. Охарактеризуйте смысл названия, проблематику и жанровое своеобразие произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».


Вариант №2


  1. Раскройте понятие психологизма в литературе. Покажите, какие формы психологизма использованы в повести В. Быкова «Сотников».

  2. Раскройте смысл названия романа Ф. Абрамова «Дом». Покажите, как образ-символ дома раскрывается в других произведениях «деревенской прозы».

  3. Произведите целостный анализ стихотворения А. Вознесенского «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Охарактеризуйте особенности поэтики А. Вознесенского. Определите, чьи традиции развивает

А. Вознесенский.

^ А. А. Вознесенский

Не возвращайтесь к былым возлюбленным,

былых возлюбленных на свете нет.

Есть дубликаты –

как домик убранный,

где они жили немного лет.


Вас лаем встретит собачка белая,

и расположенные на холме

две рощи – правая, а позже левая –

повторят лай про себя, во мгле.


Два эха в рощах живут раздельные,

как будто в стереоколонках двух,

все, что ты сделала и что я сделаю,

они разносят по свету вслух.

А в доме эхо уронит чашку,

ложное эхо предложит чай,

ложное эхо оставит на ночь,

когда ей надо бы закричать:


«Не возвращайся ко мне, возлюбленный,

былых возлюбленных на свете нет,

две изумительные изюминки,

хоть и расправятся тебе в ответ…»


А завтра вечером, на поезд следуя,

вы в речку выбросите ключи,

и роща правая, и роща левая

вам вашим голосом прокричит:

«Не покидайте своих возлюбленных.

Былых возлюбленных на свете нет…»


Но вы не выслушаете совет.


111. Выше средней сложности

Вариант №1


  1. Объясните понятие «подтекст». Покажите, какие формы подтекста использует А. Вампилов в пьесе «Утиная охота». Выявите традиции

А.П. Чехова в пьесе А. Вампилова.

  1. Охарактеризуйте жанр авторской песни. Назовите основных представителей этого жанра, его основные мотивы. Обратившись к конкретным текстам, покажите присущие авторской песне романтические тенденции и свойственную ей систему ценностей.

  2. Выявите способы выражения авторской позиции в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и В. Шаламова «Колымские рассказы».


Вариант №2


  1. Объясните понятие «архетип». Покажите присутствие архетипов в прозе

В.Г. Распутина. Объясните их художественную функцию.

  1. Объясните, в каких формах в литературе может быть использовано «чужое», неавторское слово. Приведите примеры. Для чего «чужое слово» вводится в текст?

  2. Представьте себе, что вы получили задание составить сборник русской лирики конца ХХ века. Составьте оглавление к этому сборнику и напишите вступительную статью.



Контрольная работа №4

  1. Ниже средней сложности

Вариант №1


  1. Проанализируйте проблематику и поэтику рассказа Л.С. Петрушевской «Новые Робинзоны».

  2. В чем выражается авторская ирония в повести С. Довлатова «Компромисс»?

  3. Охарактеризуйте двуединый образ человека-насекомого в повести

В. Пелевина «Жизнь насекомых».


Вариант №2

  1. Охарактеризуйте характер Медеи в повести Л.Улицкой «Медея и ее дети». Покажите интертекстуальные связи в этой повести.

  2. Охарактеризуйте образ книги как носительницы духовной пищи и вечной истины в романе Т.Толстой «Кысь».

  3. Раскройте образ матери в повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».


11. Средней сложности

Вариант №1


  1. Объясните понятие «образ-симулякр». Приведите примеры образов-симулякров в повести В. Пелевина «Generation «П».

  2. Объясните понятия «текст» и «подтекст». Покажите присутствие подтекста в повести Н. Катерли «Дневник сломанной куклы».

  3. Объясните понятия «ирония» и «пародия». Покажите присутствие иронии и пародии в романе Ю. Полякова «Козленок в молоке».



Вариант №2


  1. Расскажите биографию И. Бродского. Покажите, как решается тема Родины и изгнанничества в его лирике.

  2. Объясните понятия «повествовательная перспектива», «точка зрения». Покажите, с чьей точки зрения ведется повествование в повести

Л.С. Петрушевской «Время ночь».

  1. Объясните понятие «хронотоп». Покажите своеобразие хронотопа в произведении О. Славниковой «Бессмертный. Повесть о настоящем человеке».


111. Выше средней сложности

Вариант №1


  1. Охарактеризуйте философские основы постмодернизма. Назовите произведения, относящиеся к постмодернизму, и покажите, как эта философия в них проявляется.

  2. Раскройте понятие «символ». Объясните символику названия повести

Л.С. Петрушевской «Свой круг». Покажите многозначность образа-символа круга. Найдите библейские аллюзии в этой повести.

  1. По роману В. В. Набокова «Приглашение на казнь» покажите характерное для В. В. Набокова двоемирие. Объясните смысл финала романа.



Вариант №2


  1. Охарактеризуйте основные эстетические принципы постмодернизма. Приведите примеры.

  2. Произведите целостный анализ стихотворения И. Бродского «Колыбельная трескового мыса». Покажите характерную для И. Бродского многозначность поэтического слова и образа.

  3. Что такое «современная женская проза»? Назовите круг авторов и произведений, которые можно к ней отнести. Есть ли основания рассматривать современную женскую прозу как самостоятельное художественное явление? Какие?



Оценка контрольных работ


Максимальная оценка за ответ на один вопрос:

- ниже средней сложности - 5 баллов;

- средней сложности – 10 баллов;

- выше средней сложности – 15 баллов.


Положительная оценка соответствует:

10-15 баллов – удовл.

15-30 баллов – хорошо

31-45 баллов – отлично

Скачать, 1020.96kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru