Загрузка...
Категории:

Загрузка...

3. Революционная доктрина Н. Г. Чернышевского заключение список использованной литературы

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 94.14 Kb.
Дата09.03.2012
Размер94.14 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Понятие "нигилизм"
2. Социальная характеристика нигилиста
3. Революционная доктрина Н.Г. Чернышевского
Подобный материал:

© www.akademos.ru, 2007


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. Понятие "нигилизм"………………………………………………………...3

2. Социальная характеристика нигилиста…………………………………...6

3. Революционная доктрина Н.Г. Чернышевского……………………….…9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14


Полный текст работы (14 стр.) вы можете получить обратившись к автору. Контактный e-mail: tgp2004@yandex.ru

ВВЕДЕНИЕ


Выбранная мною тема "Нигилизм, нигилисты и революционная доктрина Чернышевского" представляется достаточно интересной. Изучение этой темы позволяет понять общественно-политические взгляды будоражившие Россию 1850-1860-х годов.

Нигилизм, как и любое социально-политическое явление, имеет свою историю.

На 50-60-е годы XIX века приходится волна отрицания существующего порядка, распространение идеологии нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме". В то же время молодежь находилась под влиянием социалистических идей романа Чернышевского "Что делать?" (1862).

Логика развертывания феномена нигилизма свидетельствует о том, что в чисто психологическом плане в нигилизм включают лишь негативное содержание: нигилист-де в своей деятельности априори противопоставляет свою деятельность устоявшимся законам, традициям и обычаям. Однако более пристальное внимание к нигилизму дает основание говорить о том, что в своем историческом развитии он явно тяготеет к гуманистическим идеалам. И выясняется, что наличие разных объяснений его говорит не столько о слабости аргументации исследователей этого феномена, сколько о необходимости заниматься им. Различные плюралистические тенденции и направления в интерпретации нигилизма – все это суть объективные признаки нигилизма как концептуального понятия.

В данной работе анализируется понятие "нигилизм", социальная характеристика движения нигилистов. Также рассмотрены идейные убеждение и революционные взгляды Н.Г. Чернышевского легшие в основу концепции революционного народничества.


  1. ^ Понятие "нигилизм"



Критические умонастроения вылились в общественное движение в конце 1850-1860-х гг., категорически отрицавшее господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившее название «нигилизм» (от латинского «nihil» - ничто, этимологически восходящее к понятию «nihilum», что означает «ни единой малости», «ни волоска»), возводящее отрицание в собственно цель и вербовавшее своих сторонников по принципу неприятия существующей действительности.

В публицистическом смысле понятие нигилизм употребил Н.И.Надеждин в статье “Сонмище нигилистов” в журнале “Вестник Европы” в 1829 году. С помощью публицистического жанра Надеждин попытался отразить новые литературные и философские тенденции своего времени.

В дальнейшем, как известно, идеи нигилизма развиваются Д.И.Писаревым, Н.Г. Чернышевским, И.С. Тургеневым и др., но преимущественно в литературе, хотя с определенным философским подтекстом.

Идеологом нигилизма в России был Д.И. Писарев. Этот “коновод нигилистов” сформулировал принципы “ultimatum” своего времени. “Аристократизм” духа его критики подвергал абсолютному отрицанию любую “постепенность”, любое “приспособленчество”, “соглашательство”: никакого “революционного слова” – только “дело” – вот альфа и омега революции как формы “общечеловеческой солидарности.

Не все, кого называли нигилистами, стояли на позиции тотального отрицания. Как и всякое значительное социальное явление, нигилизм не был однороден. Для одних он был высокой миссией высвобождения сознания от иллюзий, формированием трезвого взгляда на мир, утверждением новых идеалов, для других - отрицанием как таковым. Современники мучительно пытались определить суть и границы этого явления. «Нигилизм у всех на языке, все о нем толкуют как о предмете, известном и определенном, хотя никому не приходит в голову объяснить смысл этого слова и характер тех явлений, которые хотят им обозначить», - писал М.А.Антонович на страницах «Современника» в 1863 г.

Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм во всех его проявлениях. Требовали свободу личности, равноправия женщины, проповедовали «разумный эгоизм», утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытному знанию. Они считали, что мораль старого общества препятствует развитию личности, поэтому цель была определена как «расчистка места» и создание нового человека.

Понятие «нигилизм» напрямую связывалось современниками с понятиями «аморализм» и «атеизм». Нигилизм - это не только умонастроение, но и манера поведения, определенное отношение к обществу.1

Ницше впервые дал определение понятию «нигилизм». «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность … нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?». Глубокая идея заложена в этом определении понятия «нигилизм» – нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира. Нигилизм – это явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.2

Автор трактата «Европейский нигилизм» М. Хайдеггер связывал нигилизм со смертью христианского Бога, когда этот «христианский Бог» утрачивает власть над предназначением человека. Интересно, что нигилизм на русской земле также имеет религиозные корни. Мысль о смерти Бога лежит в основе всякого обоснования нигилизма в России. Иными словами, мы никуда не можем здесь деться от знаменитых слов Ивана Карамазова: «если Бога нет…», – хотя далее из его рассуждений следует, что речь идет не столько о том, что действительно Бога нет, сколько о том, что люди думают, будто его нет. Для Ф.М. Достоевского очевидно, что моральное разложение начинается именно с мысли, что Бога нет; об этом он писал и в «Подростке»: «Великая прежняя идея оставила их…».

Проводя сравнение между верой в Бога и нигилизмом, Хайдеггер отдает предпочтение последнему как «долговечному событию», как господствующей истине о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Нигилизм у Хайдеггера – это свободная и чистая задача установления новых ценностей, освобождение от прежних ценностей как освобождение для некой переоценки всех этих ценностей. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и просвещением – в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности – основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности».

Русский народ всегда оказывался народом, который воплощал в жизнь самые смелые идеи европейцев. Исторически нигилизм зародился не на русской земле, но, пройдя всю Европу, только у нас явился в таких безобразных и крайних проявлениях. «Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе… Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности».3


^ 2. Социальная характеристика нигилиста


Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция - уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30-40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.

В 1862 г. появился роман Тургенева «Отцы и дети», в котором автор описал на примере главного героя Базарова типические черты шестидесятника, назвав его «нигилистом». И хотя до Тургенева слово существовало и употреблялось, оно стало общепринятым термином, обозначающим новый тип человека, определенное явление общественной жизни, только после публикации романа.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. Россия переживала глубокий социальный, экономический, политический кризис. Реформы, структурные сдвиги в экономике, процессы дезорганизации в обществе привели к изменению его социальной структуры: фиаско и уход с политической арены одного класса и вступление на арену общественной жизни другой политической силы - не класса, а смешенной социальной группы, состоящей из выходцев из различных классов, сословий. Определяющими характеристиками этой группы были: быстрая, преимущественно нисходящая социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата в силу социально-экономических преобразований средств к существованию, а с ними и морально-нравственных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей среды. Шел процесс выработки новой ценностно-нормативной базы, моделей поведения, образа жизни. Определялось новое видение мира, претензии на влияние.

Так как дворянство являлось главным носителем культуры, просвещения, исторической традиции, оно было незаменимо при слабости русской буржуазии и темноте крестьянства. По сути, часть дворян взяла на себя роль 3-го сословия и выступила против собственных привилегий. Кризис 1859-1861 гг. подвел черту под революционностью дворянства как класса.

Для середины XIX в. агентом социальных перемен стал разночинец-демократ - человек, вступивший в мир при менее благоприятных условиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт, вышедший нередко из «низов» и хорошо знавший народную жизнь. Отличительными чертами разночинцев были: наличие образования или стремление к нему, избавление от родительской опеки, ига патриархальной семьи, полезная общественная деятельность (работа в школах, больницах, занятия научной и литературной деятельностью...).

Мироощущение, умонастроение разночинцев отличались критическим отношением ко всем сторонам российской действительности, практически все общепринятые ценности, нормы подвергались сомнению. Непримиримость к социальной несправедливости, политическому и духовному гнету, представление о долге перед народом, стремление служить ему, ожидание перемен также характерно для них. Эти «новые» люди концентрировались в обеих столицах, преимущественно в Петербурге, где сложилась социальная ситуация, далекая от традиционного, патриархального уклада страны. Обновлялись и развивались идеи 30-40-х годов, утверждались новые представления, разрушались старые общественные установки.

История нигилизма вобрала в себя целую систему социологических, политологических, философских и др. понятий, содержание которых свидетельствует о том, что она обретала ту или иную актуальность в зависимости от характера социального времени и, прежде всего, политического строя. Изначальная сложность этого содержания вовсе не говорит о том, что она абсолютна в своей последней инстанции. Скорее, наоборот, активный трансформационный динамизм социально-политических метаморфоз, развернутых во времени, говорит об относительности тех понятий, которые, так или иначе, формировали определенную концептуальность нигилизма. Если при этом мы учтем то положение, что следует брать во внимание зависимость содержательности нигилизма от детерминирующего воздействия субъективного фактора, социальное поведение которого, как, впрочем, и другие формы его жизнедеятельности, отличаются определенной непредсказуемостью, то нигилизм именно как социокультурный феномен представляет не только определенную сложность, но и определенную актуальность. Далеко не все работы основоположников нигилизма имеют современное звучание. Но заложенная ими “тайна” того феноменального в истории просвещения явления, которое именуется нигилизмом, до сих пор актуальна; она оказалась непреходящей.

С самого начала развития нигилизма его представители скорее были общественными деятелями, учеными, критиками, просветителями, но не нигилистами в чистом виде. Тем не менее за их словами, за их идеями стоял поступок, готовность пострадать за свои убеждения. Все это оправдывалось апелляцией к народу. “Феодализм упал, абсолютизм упал; упадет когда-нибудь и тираническое государство капитала”, – прогнозировал Писарев.4


^ 3. Революционная доктрина Н.Г. Чернышевского


В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в России, сменяя дворянских революционеров, выступи­ли революционеры из разночинной интеллигенции.

Экономической основой такого перемещения револю­ционной инициативы от идеологов одного класса к идео­логам другого класса было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в стране.

Революционно-демократические и материалистиче­ские теория были направлены на обоснование необходи­мости отмены крепостного права. Деятельность передо­вых русских естествоиспытателей также объективно способствовала подъему революционной инициативы общества…


Полный текст работы (14 стр.) вы можете получить обратившись к автору. Контактный e-mail: tgp2004@yandex.ru


Список использованной литературы


  1. Антонов В. Ф. Историческая концепция Н. Г. Чернышевского: Учеб. пособие М.: МГПИ, 1992. - 86 с.

  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Редкол.: Э. Ф. Володин и др.; Послесл. А. Л. Андреева; Примеч. В. Н. Чекалова. М.: Наука, 1990.-220с.

  3. Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998.-150с.

  4. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М.: Б. и., 1996.-166 с.

  5. Никоненко В.С. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-162 с.

  6. Хессин Н.В. Н. Г. Чернышевский в борьбе за социалистическое будущее России. М.: Мысль, 1982.-255 с.




1 Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998. С.16-17.

2 Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М.: Б. и., 1996. С.81.


3 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: ЗАО «Сварог и К», 1990. С. 280.

4 Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: изд-во ОГУ, 1998. С.29-31.

Скачать, 329.68kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru