Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Организация производства

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/7
Дата23.11.2012
Размер1.19 Mb.
ТипУчебное пособие
Содержание
Рекомендовано редакционно-издательским советом
Глава 2. Товарная политика предприятия 24
Глава 3. Производственный процесс и его структура 33
Глава 4. Производственная мощность и структура предприятия 53
Глава 5. Рациональные формы организации производства 60
Глава 6. Организация основного производства 64
Глава 7. Организация вспомогательного производства 70
Глава 1. Организационно-правовые формы предприятий
Полное товарищество
Товарищество на вере (коммандитное)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) –
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество
Постановка на учет в налоговом органе.
Постановка на учет в уполномоченных органах государственных внебюджетных фондов.
Ведение индивидуальным предпринимателем (ИП) книги учета доходов и расходов
Финансово-промышленные группы (ФПГ).
Предпринимательские союзы.
Выбор цели ценообразования – определение спроса – анализ издержек – выбор методов ценообразования – установление окончательной ц
Предметы труда
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


В.А.Волкова, Т.Л.Корчагина


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА


Учебное пособие


Для студентов вузов


Кемерово 2005


УДК 642.5:658(075)

ББК 36.99:65.9я7

В67


Рецензенты:


Л.Л. Харченко, канд. экон. наук, доцент,

зав. кафедрой « Экономическая теория»

Кемеровского института (филиала)

Российского государственного торгово–экономического университета;

Т.А.Бакушева, исполнительный директор

ООО «Элис-Компани» г. Кемерово


^ Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности


Волкова В.А., Корчагина Т.Л.

В67 Организация производства: Учебное пособие. /Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005.- 80 с.

ISBN


Учебное пособие рекомендуется для самостоятельного изучения теоретического материала дисциплины «Организация производства», выполнения контрольной работы, сдачи зачета.

Предназначено для студентов вузов, преподавателей, представляет интерес для инженерно-технических работников пищевой промышленности и общественного питания.


УДК 642.5:658(075)

ББК 36.99:65.9я7


ISBN


© В.А.Волкова, Т.Л.Корчагина, 2005

© КемТИПП, 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Глава 1. Организационно-правовые формы предприятий 4

1.1. Хозяйственные товарищества 4

1.2. Хозяйственные общества 7

1.3. Производственные кооперативы 13

1.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 16

1.5. Индивидуальное предпринимательство 16

1.6. Объединения юридических лиц 21

^ Глава 2. Товарная политика предприятия 24

2.1.Понятия: товар, товарный ассортимент, товарная политика 24

2.2. Элементы товарной политики и их характеристика 24

2.3. Решения в области товарной политики 26

2.4. Характеристика состояния экономики РФ в конце ХХ –

начале ХХ1 века 28

2.5. Пищевой статус населения РФ и пути его улучшения 30

^ Глава 3. Производственный процесс и его структура 33

3.1. Производственный процесс: понятие, составляющие 33

3.2. Принципы рациональной организации производственных

процессов 40

3.3. Нормирование труда 42

3.4. Типы производств и их характеристика 49

^ Глава 4. Производственная мощность и структура предприятия 53

4.1. Производственная мощность предприятия и ее резервы 53

4.2. Производственная структура предприятия

и ее составляющие 55

^ Глава 5. Рациональные формы организации производства 60

5.1. Кооперирование 60

5.2. Концентрация 61

5.3.Специализация 62

5.4. Комбинирование 63

^ Глава 6. Организация основного производства 64

6.1. Понятие и сущность поточного производства 64

6.2. Характеристики производственного процесса 66

6.3. Классификация и характеристика поточных линий 68

6.4. Эффективность поточного производства 69

^ Глава 7. Организация вспомогательного производства 70

7.1. Организация складского хозяйства 70

7.2. Организация ремонтной службы 72

7.3. Организация диспетчеризации на предприятии 72

7.4. Организация работы экспедиции 74

Методические указания к выполнению контрольной работы 75

Вопросы для сдачи зачета 78

Библиографический список 79


Введение


Организация, как общая функция управления, представляет собой упорядочение и структурирование составных элементов сложного организма, каковым является предприятие.

Главной задачей организации производства на предприятии является обеспечение эффективности его деятельности. Среди частных задач следует выделить:

  • выбор организационно-правовой формы деятельности предприятия;

  • выбор товарной политики предприятия;

  • выбор мощности предприятия;

  • разработка типа и структуры производства;

  • разработка производственной структуры предприятия,

  • выбор эффективной формы организации производства;

  • организация основного и вспомогательного производства;

  • организация рабочих мест;

  • установление необходимой пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственного процесса.

Общая цель преподавания дисциплины «Организация производства» – научить студентов применять общие законы развития и организации производства в практике деятельности конкретных предприятий с учетом возросшей конкурентной борьбы в современных условиях развития рыночных отношений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий разных организационно-правовых форм, особенности их применения, важнейшие положения по организации и структуре производственного процесса, особенности организации и оперативного управления основным и вспомогательным производством на предприятии, методики расчета производственной мощности предприятия, поточных линий.

Студенты должны уметь: устанавливать и анализировать производственную структуру предприятия, структуру производственного процесса, определять его длительность, рассчитывать параметры потоков, выявлять резервы производственной мощности предприятия и обосновывать мероприятия по их использованию и т.д.


^ Глава 1. Организационно-правовые формы предприятий


Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс или смету. Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Предприятие является основной формой организации предпринимательства. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это хозяйственная единица, которая:

  • самостоятельно принимает решения;

  • использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

  • стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. нацеленной на получение прибыли. Гражданским кодексом РФ установлен состав организационно-правовых форм предприятий-юридических лиц и определены права граждан-физических лиц.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами.

В соответствии с законодательством РФ предприятия могут функционировать в следующих организационно-правовых формах:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.


1.1. Хозяйственные товарищества


Хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли. Взносы членов организации могут быть в виде денег, ценных бумаг и т.д. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере, которые действуют на основании учредительного договора.

^ Полное товарищество – это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.

Убытки и прибыли распределяются пропорционально доле каждого из участников в общем имуществе товарищества.

Полное товарищество действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками (полными товарищами). Учредительный договор содержит следующую информацию:

  • фирменное название;

  • местонахождение;

  • предмет деятельности;

  • сроки функционирования;

  • имена участников;

  • вклад каждого участника;

  • характер распределения прибыли.

Продажа одним из участников своей доли новому лицу возможна только с согласия других членов полного товарищества.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но в некоторых случаях решение может приниматься большинством голосов.

Участник полного товарищества не имеет права без согласия других участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах других лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Участники полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе не менее, чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества.

Особенности полного товарищества:

  • предпринимательская деятельность его участников признаётся деятельностью самого товарищества как юридического лица;

  • при недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников (или всех вместе).

Деятельность товарищества основана на лично доверительных отношениях всех его участников, утрата или изменения которых влекут прекращение деятельности товарищества. Коммерческая практика показала, что такие товарищества нередко становятся формой семейного предпринимательства.

Преимущества полного товарищества:

  • возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;

  • каждый член полного товарищества имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;

  • полные товарищества более привлекательны для кредиторов ,так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества.

Недостатки полного товарищества:

  • между полными товарищами должны быть особые доверительные отношения, в противном случае может быстро наступить распад этой организации;

  • каждый член полного товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам этой организации, то есть в случае банкротства каждый член отвечает не только вкладом, но и своим личным имуществом;

  • не могут привлекать дополнительные капиталы, как это может сделать товарищество на вере.

^ Товарищество на вере (коммандитное) - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, в котором участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие – коммандисты (или члены-вкладчики) отвечают только своим вкладом.

Полные товарищи участвуют в предпринимательской деятельности, коммандисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и не могут влиять на решения полных товарищей.

Товарищество на вере отличается от полного товарищества следующим:

  • товарищество на вере состоит из двух групп участников- полных товарищей и вкладчиков .Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества. Другая группа участников- вкладчики лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Таким образом, в товариществе на вере допускается использование капитала сторонних лиц (вкладчиков), то есть появляется возможность привлечения дополнительных средств не за счет имущества полных товарищей, что является их преимуществом по сравнению с полными товарищами;

  • включение в фирменное наименование товарищества на вере имени вкладчика автоматически ведет к превращению его в полное товарищество, прежде всего в смысле неограниченной и солидарной ответственности своим личным имуществом по долгам обязательств;

  • закон специально регламентирует правовое положение вкладчика на вере. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами на вере и выступать от его имени, но имеют право знакомиться с финансовой деятельностью предприятия;

  • вкладчики на вере обладают тремя имущественными правами, связанными с внесением ими вклада в имущество товарищества: первое-право на получение причитающейся на их долю части прибыли товарищества, второе - за вкладчиками сохраняется возможность свободного выхода из товарищества с получением своего вклада, третье-вкладчик может передать свою долю или ее часть как другому вкладчику, так и третьему лицу, при этом согласие товарищей не требуется;

  • при ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов или денежного эквивалента из имущества товарищества после удовлетворения требований других кредиторов.


1.2. Хозяйственные общества


Хозяйственные общества являются объединением капиталов, что предполагает сложение капиталов, но не деятельности вкладчиков: руководство и оперативное управление предприятием осуществляют специально созданные органы. Ответственность по обязательствам несет предприятие, участники освобождены от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности. Хозяйственные общества могут быть в форме ООО, ОДО, АООТ, АОЗТ.

^ Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли (паи). Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 МРОТ на момент государственной регистрации.

Паи распределяются между учредителями без проведения публичной подписки и должны быть именными. Размер долей определяется учредительными документами. Члену ООО выдается письменное свидетельство, которое не может быть продано другому лицу без разрешения общества и не является ценной бумагой.

ООО имеет ряд характерных особенностей:

  • это преимущественно мелкие и средние предприятия;

  • паевые свидетельства не обращаются на рынке;

  • структура общества простая, управление делами, заключение сделок осуществляют один или несколько распорядителей;

  • число участников может быть ограничено в законодательном порядке (не более 50 человек);

  • не обязано публиковать устав, данные о балансе и т.д.

ООО действует на основании учредительного договора и устава. В учредительном договоре определяется порядок совместной работы, состав учредителей, размер уставного капитала, размер доли каждого из учредителей, порядок, сроки хранения и внесения их в уставной капитал, ответственность учредителей общества за нарушение обязанностей по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников из общества.

В соответствии с Федеральным законом устав общества должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;

  • сведения о месте нахождения общества;

  • сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов;

  • сведения о размере уставного капитала общества;

  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

  • права и обязанности участников общества;

  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

  • сведения о порядке хранения документов общества и предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

  • иные сведения, предусмотренные федеральным законом, к примеру, сведения о филиалах общества и его представительствах.

Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредитов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществе с ограниченной ответственностью.

Высшим органом управления ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в специализированное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.

Общество с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности:

  • является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества;

  • раздел уставного капитала общества на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества;

  • в законе предусматриваются более высокие требования к уставному капиталу, его определению и формированию, чем к складочному капиталу товариществ. Прежде всего размер этого капитала ни при каких условиях не может быть менее минимальной суммы, определенной законом.

Преимущества общества с ограниченной ответственностью:

  • возможность быстрого аккумулирования значительных средств;

  • может быть создано одним лицом;

  • члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.

Недостатки: уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством; ООО менее привлекательны для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по обязательствам общества.

Общество может быть создано одним человеком или группой людей. ^ Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность хозяйственных обществ, участники которых могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества в солидарном порядке, одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (трехкратный, пятикратный и т.д.).

Общество с дополнительной ответственностью по сути является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. На него распространяются все общие правила последнего. Поэтому все сказанное выше об обществе с ограниченной ответственностью в равной мере относится и к обществу с дополнительной ответственностью.

Общества с дополнительной ответственностью имеют те же преимущества и недостатки, что и ООО . Дополнительным их преимуществом является то, что они более привлекательны для кредиторов, так как несут дополнительную личную ответственность по обязательствам общества, но в то же время это является и их недостатком.

^ Акционерное обществоэто коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций и участники несут риск убытков в пределах стоимости своих акций. В этом плане акционерные общества близки к обществам с ограниченной ответственностью, но между ними имеются и существенные различая:

  • организация уставного капитала акционерного общества иная – здесь имеется полное равенство долей и обязательное их оформление акциями;

  • акционер при выходе из общества не может потребовать ни- каких выплат, причитающихся на его долю (ни денежных, ни имущественных), поскольку осуществить такой выход можно лишь единственным способом – путем продажи, уступки или иной передачи своих акций другому лицу. Следовательно, АО, в отличие от ООО, гарантированно от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен.

  • акционерные общества обязаны публиковать отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года;

  • участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Организация капитала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг- акций дает обществу два основных преимущества:

  • возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вкладчиков;

  • возможность быстрого отчуждения и приобретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, что означает по сути возможность быстрого, почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой. При других формах организации предпринимательства это невозможно.

Вместе с тем коммерческая практика показала и большие опасности злоупотреблений, возможные при этой организационно-правовой форме. Руководители (директора, учредители) АО при наличии огромного числа мелких акционеров (как правило, некомпетентных в предпринимательстве и заинтересованных только в получении дивидендов) имеют по сути бесконтрольные возможности распоряжения огромными чужими капиталами. Поэтому нормальное и эффективное функционирование АО, как свидетельствует вся мировая практика, возможно лишь в условиях развитого акционерного законодательства.

Акционерные общества могут быть открытые и закрытые. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (АООТ). Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (АОЗТ). Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чем тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав общества должен содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;

  • место нахождения общества;

  • тип общества (открытое или закрытое);

  • количество, номинальная стоимость, категории акции (обыкновенные, привилегированные) и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

  • права акционеров –владельцев акций каждой категории (типа);

  • размер уставного капитала общества;

  • структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений ;

  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

  • сведения о филиалах и представительствах общества.

Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Уставом общества могут быть определены:

  • количество и номинальная стоимость акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции);

  • права, предоставляемые акциями общества каждой категории (типа), которые оно размещает;

  • порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость).

В органы управления АО могут входить общее собрание акционеров, совет директоров (правление) и наблюдательный совет (ревизионная комиссия). Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее, чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

На годовом собрании акционеров общества решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) ,учреждении аудитора общества, рассматриваются и учреждаются представленные советом директоров (наблюдательным советом) годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков общества, распределение прибыли и убытков. Помимо годового собрания акционеров могут проводиться и внеочередные общие собрания акционеров.

В компетенцию общего собрания акционеров общества входит решение важных вопросов жизнедеятельности акционерного общества (АО), среди которых:

  • внесение изменений и дополнений в устав АО или утверждение АО;

  • реорганизация АО;

  • ликвидация АО, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

  • определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) АО, избрание его членов и досрочное прекращение его полномочий;

  • определение предельного размера объявленных акций;

  • увеличение уставного капитала АО путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;

  • уменьшение уставного капитала АО путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения АО части акций в целях сокращения их общего количества и другими путями в соответствии с Федеральным законом “Об акционерных обществах”;

  • образование исполнительного органа АО, досрочное прекращение его полномочий, если уставом АО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО;

  • избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) АО и досрочное прекращение их полномочий;

  • утверждение аудитора АО;

  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков АО, распределение его прибыли и убытков;

  • утверждение решения о неприменении преимущественного права акционеров на приобретение акций АО или ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусмотренного ст.40 Федерального закона “Об акционерных обществах”;

  • порядок ведения общего собрания акционеров;

  • образование счетной комиссии;

  • определение формы сообщения АО материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования;

  • дробление и консолидация акций;

  • заключение сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 Федерального закона “Об акционерных обществах”;

  • совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением АО имущества, в случаях, предусмотренных ст. 79 Федерального закона “Об акционерных обществах”;

  • приобретение и выкуп АО размещенных акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом “Об акционерных обществах”;

  • участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества за исключением решения вопросов, отнесенных к общей компетенции общего собрания акционеров. Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров сроком на один год, но могут переизбираться неограниченное число раз.

Председатель совета директоров (наблюдательного совета) избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов из общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета). Федеральным законом (ст. 65) установлена исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Исполнительный орган акционерного общества осуществляет руководство текущей деятельностью общества.

Ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Мировая практика показывает, что корпоративная форма хозяйствования доказала свою рациональность там, где имеются крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство.

Преимущества акционерных обществ:

  • только акционерные общества имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг). Другие юридические лица такой возможности не имеют;

  • акционер несет ограниченную ответственность (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.

Недостатки АО:

  • отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля нужно иметь 20 % акций;

  • в руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблениям.


1.3. Производственные кооперативы


Согласно ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Слова «производственный кооператив»или «артель» должны входить в фирменное наименование кооператива. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В уставе должны содержаться следующие сведения:

  • фирменное наименование кооператива и слова «производственный кооператив» или «артель»;

  • место нахождения кооператива;

  • условия о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;

  • о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию;

  • о порядке распределения прибыли и убытков кооператива;

  • о размере и об участиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам;

  • о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

  • о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе;

  • о порядке вступления в кооператив новых членов;

  • о порядке выхода из кооператива;

  • об основаниях и порядке исключения из членов кооператива;

  • о порядке образования имущества кооператива,

  • о перечне филиалов и представительств кооператива;

  • о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

В уставе кооператива могут содержаться и другие необходимые для его деятельности сведения, не противоречащие законодательству. Например, об образовании неделимого фонда кооперативов и других его фондов, об отнесении к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива других вопросов деятельности, помимо тех, которые установлены Федеральным законом (ст. 15) и др.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удостоверения требований его кредиторов.

Высший орган управления кооператива – общее собрание его членов. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Он вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Производственный кооператив отличается как от товариществ, так и от обществ следующим:

  • производственный кооператив основан на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом. Каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада;

  • полученная в кооперативе прибыль распределяется прежде всего с учетом трудового участия, а не имущественного вклада (пая). Именно по этому производственный кооператив охарактеризован в ГК как артель;

  • ГК дополнил классическую конструкцию кооператива – артели двумя важными положениями:

  1. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам, хотя и не всем своим имуществом, а в заранее определенном уставом размере (это в какой-то мере сближает его с обществом с дополнительной ответственностью). Обычно этот размер является кратным по отношению к паевому взносу или долевому участию члена кооператива, но не может быть ниже предусмотренного законодательством минимума;

  2. Членство в кооперативе возможно как для юридических, так и для физических лиц, не участвующих непосредственно в его деятельности, но осуществляющих определенные имущественные вклады (и соответственно получающих на них известный доход).

Преимущества производственного кооператива:

  • прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредитов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относиться к своему труду;

  • законодательством не ограничивается число членов кооператива, что предоставляет большие возможности физическим лицам для вступления в кооператив;

  • равные права всех членов в управлении кооперативом, так как каждый имеет только один голос.

Недостатки производственного кооператива: в связи с тем, что число членов кооператива не должно быть менее пяти, существенно ограничиваются возможности их создания; каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.


1.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия


Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества в них всегда является государство. Имущество предприятия является неделимым, не может быть распределено по вкладам, долям, акциям.

Устав унитарного предприятия содержит сведения о предмете и целях деятельности, размерах уставного фонда, порядке и источниках его формирования.

Имущество может принадлежать унитарному предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Хозяйственное ведение предусматривает право государственного и муниципального предприятия владеть, распоряжаться, управлять имуществом предприятия в пределах, закрепленных законодательством.

Оперативное управление предусматривает право государственного и муниципального предприятия владеть, распоряжаться, управлять имуществом предприятия в пределах, задаваемых собственником предприятия.

Предприятие на правах хозяйственного ведения может быть признано банкротом, ликвидировано или реорганизовано, а на правах оперативного управления - не может.


1.5. Индивидуальное предпринимательство


Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

  • правоспособностью (способностью иметь гражданское право и нести обязанности);

  • дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их согласно ст.271 ГК РФ);

  • иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии совершить юридические действия, заключать сделки, исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещённой деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу (дееспособным возрастом считается возраст с 18 лет).

Статус индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица (ПБОЮЛ), гражданин приобретает в результате его государственной регистрации. Для этого гражданин должен в установленном порядке представить в регистрирующий орган по месту жительства следующие документы:

  • заявление, составленное по установленной форме;

  • документ об уплате регистрационного сбора.

В заявлении необходимо указать все те виды деятельности, которыми индивидуальный предприниматель будет заниматься. Если индивидуальный предприниматель намеревается в последствии осуществлять виды деятельности, не зарегистрированные в свидетельстве, он обязан осуществить перерегистрацию в установленном порядке.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистрирующим органом в день предоставления документов либо в 3-х дневный срок со дня получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдаётся или высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации его в качестве предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе, второй выдается предпринимателю, третий должен быть направлен в налоговый орган по месту жительства физического лица, получившего свидетельство индивидуального предпринимателя. В случае утраты предпринимателем свидетельства регистрирующий орган выдает ему дубликат, за который взыскивается 20% суммы уплаченного сбора.

^ Постановка на учет в налоговом органе. В соответствии с первой частью Налогового кодекса индивидуальные предприниматели должны встать на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. При подаче заявления одновременно с заявлением о постановке на учет предоставляется свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений об индивидуальных предпринимателях включают также персональные данные: Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, гражданство. При постановке на учет в налоговом органе, каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН).

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех документов. Постановка на учет, снятие с учета осуществляется бесплатно. Индивидуальный предприниматель обязан в соответствии с законом о налогах и сборах в течение 30 дней со дня регистрации недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, подать заявление в налоговый орган о постановке такого имущества на учет в налоговом органе.

^ Постановка на учет в уполномоченных органах государственных внебюджетных фондов. В соответствии с законодательством индивидуальные предприниматели в течение 10 дней после получения ими свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей обязаны стать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ.

При постановке на учет индивидуальные предприниматели представляют свидетельство о государственной регистрации и документы (паспорт), удостоверяющие личность плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подтверждающие регистрацию по месту жительства. Уполномоченные государственных внебюджетных фондов в пятидневный срок должны поставить предпринимателей на учет (при условии, что предприниматели будут осуществлять наем работников), выдать соответствующее свидетельство и справку о постановке на учет для предъявления в банк при открытии расчетного счета.

В соответствии с федеральным законом установлены следующие тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ:

  • для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств – в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения - в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента;

  • для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

  • для адвокатов – в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу адвокатов;

  • для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, установлен в размере 5,4% выплат в денежной или в натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Тариф страховых взносов индивидуальных предпринимателей в фонд обязательного медицинского страхования установлен в размере 3,6% (из них 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Индивидуальным предпринимателям необходимо знать нормативные акты Правительства РФ, устанавливающие перечень выплат работникам, с которых не производится уплата страховых взносов.

^ Ведение индивидуальным предпринимателем (ИП) книги учета доходов и расходов. Индивидуальные предприниматели при осуществлении своей деятельности обязаны вести книгу учета доходов и расходов. В ней указывается:

  • фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

  • виды осуществляемой деятельности;

  • адрес постоянного места жительства;

  • номера открытых в банке счетов.

Страницы книги должны быть пронумерованы, листы прошнурованы, на последней странице скреплены печатью налогового органа и подписью ответственного работника налогового органа. На первой странице книги учета доходов и расходов указывается номер свидетельства о государственной регистрации и дата выдачи ИНН.

С учетом конкретных особенностей , специфики тех или иных видов деятельности налоговый орган может разработать иную форму книги учетов и расходов, включив в нее показатели, необходимые для определения облагаемого дохода. Все расходы, понесенные индивидуальными предпринимателями на осуществление деятельности, должны быть документально подтверждены.

Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом в судебным или добровольном порядке, о чем он должен официально объявить должникам. В соответствии со ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным по решению суда в случае, когда он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Дело о признании индивидуального предпринимателя банкротом рассматривается и разрешается арбитражным судом. Основание и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятия», где сказано, что предприниматель признается банкротом, если установлена его неспособность удовлетворить требование кредиторов по оплате товаров, работ, обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом или из-за неудовлетворительной структуры предприятия.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником – индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором.

При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.

Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

При внесудебном порядке предприниматель считается банкротом после официального объявления им о своем банкротстве в Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам своим личным имуществом, а при недостатке у него денежных средств взыскание обращается на конкретное имущество за исключением имущества, определенного перечнем, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Под имуществом имеется ввиду как личное имущество гражданина- предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности.

Таким образом:

1. Прибыль предприятия становится целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия.

2. Предприятие в своем стремлении повысить прибыль обладает четырьмя степенями относительной свободы в отношении установления цены, формирования затрат, выбора номенклатуры и ассортимента продукции, формирования объемов продукции.

3. Обеспечить получение прибыли предприятие может только в том случае, если наращиваются объемы реализации , которые в свою очередь зависят от работ по маркетингу, повышению качества выпускаемой продукции и от уровня издержек на производимую продукцию.

4. Нерентабельная работа предприятия в течение длительного времени должна настораживать руководство, поскольку предприятие может попасть в разряд несостоятельных, что может привести его к банкротству.


1.6. Объединения юридических лиц


На основе Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст.121) коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др.

Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах:

  • добровольность объединения на основе общности экономических интересов;

  • равноправие участников совместной деятельности;

  • свобода выбора организационной формы объединения;

  • самоуправление участников и объединения в целом;

  • организация отношений между участниками на договорной основе.

Предприятия, входящие в объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

Холдинг и финансово-промышленные группы (ФПГ) стали создаваться в России в последние годы. Они призваны восстановить утерянный контроль государства и министерств за деятельностью государственных предприятий, технологические и кооперационные связи со странами СНГ, прерванные в результате распада СССР, а также оживить инвестиционную деятельность в стране и тем самым повысить эффективность функционирования как государственных, так и частных предприятий.

Холдинг - это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании.

Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, располагая 5% акций дочерних фирм (на практике достаточно гораздо меньшей доли акций), эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающую фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.

За рубежом процесс создания холдинговых компаний напрямую связан с развитием интеграционных процессов. В частности, холдинговые компании часто выходят за рамки национальных границ, образуя транснациональные компании (ТНК). Важным элементом при этом является слияние или различные системы участия в акционерном капитале. На Западе единственным ограничением при создании холдинговых компаний является монопольное законодательство.

Холдинговая компания осуществляет управление в рамках ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей.

Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании и предоставление их результатов дочерним компаниям.

Основные преимущества холдинговых компаний заключаются в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией усилий. Положительные стороны деятельности обусловливаются следующими возможностями холдинговых компаний:

  • использовать увеличение размеров производства и сбыта;

  • достичь высокой эффективности в международном движении капитала;

  • амортизировать негативное воздействие государства на предприятия.

Основным недостатком холдинговых компаний является реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдинга в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.

^ Финансово-промышленные группы (ФПГ). Существуют три возможности образования ФПГ:

- на основе объединения частных предприятий по договору;

- по решению Правительства РФ с участием государственных

предприятий;

- по межправительственным соглашениям.

ФПГ создаются с целью привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей.

Отличительные черты ФПГ:

  • сердцевиной группы обычно служит какая-либо финансовая компания (банк, сбербанк, страховая компания и т.п.);

  • иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

  • важную роль играет участие промышленной группы, которую составляют предприятия различных отраслей.

Преимущества ФПГ:

  • органическое взаимодействие финансового и промышленного капиталов;

  • единая политика ценообразования:

  • развитие процесса кооперации производства.

В качестве основного недостатка следует отметить возможность монополизации рынка, что связано в большей мере с несовершенством антимонопольного и налогового законодательств.

^ Предпринимательские союзы. Такие структуры представляют собой группы независимых компаний, связанных между собой общими целями.

Для предпринимательского союза характерно то, что участие в одном союзе не исключает участие в других видах деятельности. Отдельные фирмы, входящие в предпринимательский союз, различаются размерами и ролью, которую они выполняют в пределах союза. Однако тот факт, что все они связаны общей целью, меняет принципы взаимоотношений.

Характерные черты сетевых предпринимательских союзов:

  • переплетение связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями;

  • долгосрочные отношения между организациями – участниками, при которых каждая из них выступает одновременно как самостоятельная и ведущая.

Предпринимательские союзы чаще всего создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности. Это связано с основным преимуществом такого объединения - возможностью добиться общими усилиями поставленных задач, неосуществимых для каждой отдельно взятой компании.

Преимуществом также может служить доступ к новым технологиям, захват новых рынков сбыта и т. д.


  1   2   3   4   5   6   7

Скачать, 2034.84kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru