Категории:

«инновационное развитие системы бизнес-образования в условиях модернизации российской экономики» 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

Поиск по сайту:


Скачать 406.95 Kb.
страница1/2
Дата06.12.2012
Размер406.95 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
I. общая характеристика работы
Степень разработанности научной проблемы.
Цель диссертационного исследования
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи
Гипотеза исследования
Методологической, методической и информационной основой
Практическая составляющая
Научная новизна исследования
Наиболее существенные научные результаты
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Достоверность и обоснованность
Апробация работы
Структура и объем работы
Глава 2. Современные тенденции развития системы бизнес-образования в России.
Глава 3. Оценка и развитие инновационного потенциала российских бизнес-школ.
Ii. основные положения диссертации, выносимые на защиту
Таблица 1Сравнительная характеристика классической (университетской) и предпринимательской школ бизнеса
Исторический период
Начало 60-х годов ХХ века
Последнее десятилетие ХХ века и начало ХХI века
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2


На правах рукописи


ЛИДЭ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА


«ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»


08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)


Автореферат

диссертации на соискание ученой

степени кандидата экономических наук


Москва – 2012


Работа выполнена в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова».


Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор

Макарова Ирина Камильевна


Официальные оппоненты: Новицкий Николай Александрович,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБУН «Институт экономики РАН»,

заведующий сектором

Халова Гюльнара Османовна,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

университет нефти и газа им. И.М. Губкина»,

профессор


Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ)


Защита состоится 25 апреля 2012года в 13.00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 521.005.01 при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 21, ауд. 501.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.


Автореферат разослан «24» марта 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

к. э. н., доцент Е.П. Пилипенко

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Глубокие и динамичные изменения, характеризующие развитие экономической ситуации в России на современном этапе, предъявляют новые серьезные требования к специалистам в сфере экономики и бизнеса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования соответствующей инновационной инфраструктуры. Одним из важнейших элементов развитой инновационной инфраструктуры выступает сфера образования, в том числе и бизнес-образование. При этом бизнес-образование занимает особое место, так как, с одной стороны, конкурентоспособность бизнеса и экономики в целом зависит от подготовки и квалификации управленческих кадров, а с другой, получение бизнес-образования является одной из главных инвестиций в человеческий капитал, которую может позволить себе человек в течение своей жизни.

Исходя из этого, программы подготовки управленческих кадров являются важной составляющей общего комплекса мер, направленных на скорейшее решение многочисленных проблем, возникающих на этапе формирования инновационной российской экономики. Уже более двадцати лет в нашей стране система бизнес-образования представляет эффективные пути и средства для наиболее полной адаптации формирующейся экономической системы к новым реальностям за счет развития высококвалифицированного кадрового потенциала, полностью отвечающего современным требованиям и ориентированного на максимальное использование и внедрение рыночных механизмов.

Формирование отечественных бизнес-школ происходило в исключительно сложный период становления рыночной экономики, когда взаимодействовали, сосуществовали старые и новые экономические отношения, когда остро проявилось противоречие между издержками консервативной рационально-бюрократической системы подготовки управленческих кадров, сформированной еще на советских предприятиях, и потребностями в современных менеджерах, способных работать в сложных и изменчивых условиях рыночной среды. В последние годы на российском рынке бизнес-образования на­метились серьезные изменения. Они складывались под воздействием многих факто­ров, порожденных новыми тенденциями и процесса­ми политического, экономического, юридического и социального характера, происходящими как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Новый им­пульс развитию бизнес-образования в России дало предложение В.Путина о создании в рамках приоритетных национальных проек­тов Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ.

В современных условиях проводимая модернизация российской экономики требует кардинальных изменений системы бизнес-образования, как одного из ведущих направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды, непосредственно влияющего на повышение конкурентоспособности страны и ускорение темпов экономического роста. Основными направлениями трансформации системы бизнес-образования, обеспечивающими ее включение в мировой рынок образовательных услуг, являются повышение открытости, пе­реход к разработке индивидуальных образова­тельных программ и максимально гибких «клиентоориентированных» схем, основанных на компетентностном подходе, повышенных требованиях к контро­лю качества образования на всех его этапах.

Реализация данных направлений выдвигает перед наукой необходимость переосмысления традиционных теоретических понятий, методологических подходов и формирования новых представлений о роли и месте российского бизнес-образования в инновационных преобразованиях общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями. Однако следует констатировать, что к настоящему времени теоретическая база бизнес-образования как молодой сферы отечественного образования развита достаточно слабо, остается фрагментарной, зачастую противоречивой, а методический инструментарий образовательных технологий, как правило, базируется на разработках, подтвердивших свою действенность эмпирически на основе опыта передовых зарубежных бизнес-школ, фирм, консультантов.

Актуальность проблематики, недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов, а также научно-практическая и народнохозяйственная значимость изучения поставленных проблем обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.

^ Степень разработанности научной проблемы. Методологические проблемы становления современного экономического и бизнес-образования в России проанализированы в трудах А.Абалкина, А.Аганбегяна, Н.Петракова, С.Шаталина, Б.Мильнера, О.Ворожейкина, Н.Давыдова, Л.Евенко, Я.Кузьминова, С.Мясоедова, В.Фальцмана и др. Эволюцию управленческого образования исследуют Л.Евенко, Н.Грант, Д.Беннетт.

Исследование теоретических и методологических основ формирования системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационному типу развития экономики рассматривают Л.Евенко, С.Филонович, О.Виханский, Я.Кузьминов, В.Мау, Т.Клячко, Е.Карпухина, В.Годин и др. Социально-экономические аспекты бизнес-образования представлены в работах И.Колесниковой, С.Филоновича, Л.Евенко, Г.Константинова, С.Мордовина и др.

Проблематика рыночной модернизации и реформирования системы образования в рамках экономики знаний получила отражение в работах Л.Гребнева, Ю.Колесникова, Е.Князева, Д.Львова, Б.Мильнера и др. Интеграционные параметры модернизации российской образовательной системы в рамках Болонского процесса раскрыты в работах В.Байденко, С.Зарецкой, А.Галагана, В.Нечаева, В.Сенашенко и др. Потребности современных отечественных предпринимателей в бизнес-образовании выступают предметом исследований Т.Люлькиной, А.Лысенко и др.

Сравнительный анализ институциализации бизнес-образования в международном контексте содержится в работах Д.Беннета, Л.Евенко, А.Лысенко, С.Мэррэя. Особенности внедрения западных моделей бизнес-образования в постсоциалистический контекст анализируют отечественные и зарубежные авторы: Э.Моппель, А.Орлов, И.Ткаченко, Р.Лаптон, Д.Дженсон, У.Керр, В.Круглов и др.

Значительное количество публикаций по проблемам бизнес-образования, как правило, касаются отдельных, обособленных авторами вопросов, но при этом отсутствует системный подход к управлению бизнес-школами в условиях становления инновационной экономики. Нерешенность перечисленных и других взаимосвязанных с ними проблем предопределили направленность, логику и структуру исследования.

^ Цель диссертационного исследования заключается в анализе современного состояния российской системы бизнес-образования и разработке рекомендаций по оценке и развитию инновационного потенциала бизнес-школ в условиях модернизации экономики и глобализации мирового рынка образовательных услуг.

^ Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность бизнес-образования как элемента инфраструктуры рыночной экономики и ключевого фактора инновационного роста;

  • выявить предпосылки и закономерности смены парадигм бизнес-образования, обосновав взаимосвязь трансформаций национальных систем экономик и управленческого образования;

  • исследовать исторический опыт развития отечественной системы управленческого образования и становления бизнес-образования; предложить систематизацию основных этапов эволюции, обосновав теоретические и эмпирические предпосылки их формирующие и выявив факторы, обуславливающие их смену в российском обществе на протяжении ХХ-ХХI веков;

  • проанализировать современные тенденции развития национальных моделей бизнес-образования, раскрыть пути их конвергенции как субъектов глобализирующегося рынка образовательных услуг;

  • определить отличительные черты современной модели российского бизнес-образования как одного из самых молодых направлений отечественного образования, но активно влияющего на способность экономики России выйти на качественно новые рубежи, успешно интегрироваться в мировую систему образования;

  • обобщить опыт использования образовательных технологий в отечественных бизнес-школах для подготовки современных управленческих кадров;

  • изучить практику реализации частно-государственного партнерства в сфере бизнес-образования, выявив проблемы и перспективы его развития;

  • раскрыть методологию оценки инновационного потенциала бизнес-школ и применения бенчмаркинга в области образовательных услуг как инструмента инновационного развития отечественных бизнес-школ;

  • предложить инновационные образовательные технологии на основе использования информационно-коммуникационных систем.


Объектом исследования является система бизнес-образования в России.

Предметом диссертационной работы являются проблемы развития российской системы бизнес-образования в условиях инновационных преобразований общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями.

^ Гипотеза исследовани заключается в том, что темпы экономического роста и развитие системы бизнес-образования находятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики в свою очередь повышает потребность компаний в управленческих кадрах, соответственно растут доходы менеджеров. Данная сфера профессиональной деятельности становится все более привлекательной, что и обуславливает рост наборов в бизнес-школах. О наличии положительной корреляции между темпами экономического роста и набором в бизнес-школы свидетельствуют высокие темпы развития бизнес-образования в различных регионах мира, демонстрирующих в настоящее время и высокие темпы экономического роста (Индия, Китай и др.). В этой связи, становится очевидным, что одним из важнейших факторов инновационного развития российской экономики должна стать система бизнес-образования, способная готовить современные управленческие кадры, соответствующие мировым стандартам.

^ Методологической, методической и информационной основой диссертационного исследования являются принципы, положения и сущность научного позна­ния, включая методы логического, экономического, статисти­ческого и системного анализов, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области эффективности и управ­ления научно-техническим прогрессом.

Диссертация базируется на официальных документах, на обобщении литературы по анализируемым проблемам, статистических материалах Росстат России, а также данных, опубликованных в средствах массовой информации.

^ Практическая составляющая исследования предполагала изучение конкретного опыта развития инновационной деятельности в системе бизнес-образования, оценки инновационного потенциала бизнес-школ и использования инновационных образовательных технологий в процессе подготовки управленческих кадров для современной экономики.

^ Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного исследования проблем формирования и функционирования российской системы бизнес-образования и на этой основе разработке рекомендаций по оценке и развитию инновационного потенциала бизнес-школ в современных условиях.

^ Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором и определившие научную новизну и значимость проведенных исследований:

  • доказано, что в условиях инновационного развития российской экономики, усиления рыночной конкуренции и процессов глобализации бизнес-образование выступает в качестве важного элемента инфраструктуры, обеспечивающего формирование и развитие человеческого капитала, являющегося основой инновационных преобразований общества;

  • обоснована гипотеза автора о наличии корреляционных связей между закономерностями и сдвигами в экономике и ситуацией в бизнес-образовании и сделан вывод о смене парадигм бизнес-образования: от технократической к научной, затем к системной и о зарождении новой сетевой парадигмы бизнес-образования, связанной с развитием информационных технологий, появлением Интернет;

  • выявлены черты развития процесса конвергенции между базовыми моделями бизнес-образования: «традиционной» (германской), «новой» (американской) и "смешанной" в условиях воспроизводства общественного интеллектуального капитала, интернационализации бизнеса и глобализации рынка образовательных услуг;

  • предложена авторская систематизация основных этапов эволюции системы управленческого образования в России: дореволюционный, советский и современный (включающий переходный к рыночному); обоснованы теоретические и эмпирические предпосылки, формирующие их смену; определены отличительные черты современной модели российского бизнес-образования;

  • на основе проведенного анализа уже имеющегося отечественного опыта и международной практики реализации моделей частно-государственного партнерства в области бизнес-образования предложен комплекс мероприятий по решению этой проблемы в современных российских условиях;

  • разработаны методические рекомендации по оценке инновационного потенциала бизнес-школы, основанные на использовании методик PEST-анализа и SWOT-анализа, а также методики стратегичности (стратегической матрицы);

  • разработана модель применения функционального бенчмаркинга как инструмента обеспечения инновационного развития и повышения конкурентоспособности российских бизнес-школ, позволяющего сократить временные и финансовые затраты, снизить возможные риски;

  • предложены инновационные образовательные технологии на основе использования информационно-коммуникационных систем, внедрение которых позволит обеспечить высокое качество обучения менеджеров и формирование у них профессиональных компетенций, необходимых для управления современным бизнесом.

^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью поставленных задач и заключается в том, что полученные в ходе исследования положения, выводы и предложения развивают и дополняют ряд аспектов теории человеческого капитала, могут служить теоретической основой для разработки системы мер федеральной и региональной политики по модернизации системы бизнес-образования, ее вхождения в мировой рынок образовательных услуг. Разработанные теоретические положения могут быть использованы:

  • в процессе формирования концепций социально-экономического развития, совершенствования и реформирования образовательного комплекса России, региональных образовательных комплексов;

  • при разработке законодательных и нормативных актов по модернизации российской системы образования;

  • при подготовке менеджеров в вузах, бизнес-школах, при чтении учебных курсов для студентов и магистрантов, в системе подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности внедрения разработанных автором мероприятий при подготовке программ модернизации российской системы бизнес-образования на федеральном и региональном уровнях. Концептуальные положения, выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при совершенствовании деятельности бизнес-школ, государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Материалы и выводы исследования могут найти применение в преподавании учебных курсов в вузах, в центрах переподготовки кадров, в корпоративных университетах, а также при разработке стратегий развития бизнес-школ в условиях высококонкурентного рынка образовательных услуг.

^ Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлена теоретико-методологической проработанностью проблемы, опорой на достижения современных экономических и управленческих наук по проблемам развития высшего образования и бизнес-образования в постиндустриальном обществе, применением системного подхода и методик, адекватных предмету и задачам исследования, а также корректным применением методов сбора, анализа и обработки данных исследования, полученных эмпирическим и аналитическим путем.

^ Апробация работы. Основные положения и результаты данного диссертационного исследования обсуждались в ходе выступления автора на заседании кафедры «Менеджмент» ИМПЭ им. Грибоедова.

Ряд положений диссертации нашел отражение в практической работе Международной школы бизнеса Финансового университета, которая активно участвует в выставках и конференциях, посвященных инновационным технологиям в бизнес-образовании:

  • XV Международная научно-практическая конференция РАБО «Инновационные технологии в современном образовании» в Мексике в Технологическом университете Монтеррей;

  • VII Международный научно-практический семинар «Проблема непрерывного развития: новое направление в управлении бизнесом и бизнес-образованием»;

  • XIV Международная конференция РАБО «Цели, содержание и методы современного образования» (технологические инновации в образовании, проблемы построения системы life-long learning);

  • международная панельная дискуссия при поддержке РАБО: «Post-Industrial Economy: the Challenges and the New Trends in Management Education» и многие другие.

Основные положения исследования докладывались на вузовских, межвузовских, международных, научно-технических конференциях студентов, аспирантов, молодых специалистов и представителей бизнес-сообщества, организованных Российской ассоциацией бизнес-образования, РАНХиГС при Президенте РФ, Финансовым университетом при Правительстве РФ и др.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Структура диссертационной работы выглядит следующим образом:

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития системы бизнес-образования в современном обществе.

1.1.Роль бизнес-образования как элемента инфраструктуры инновационной экономики.

1.2.Эволюция систем управленческого образования: мировой и отечественный опыт.

1.3.Национальные модели бизнес-образования и процесс их интернационализации в глобальной образовательной среде.

^ Глава 2. Современные тенденции развития системы бизнес-образования в России.

2.1.Особенности российской модели бизнес-образования: проблемы и перспективы ее развития.

2.2.Анализ реализации образовательных программ в отечественных бизнес-школах.

2.3.Опыт частно-государственного партнерства в области бизнес-образования.

^ Глава 3. Оценка и развитие инновационного потенциала российских бизнес-школ.

3.1.Методические рекомендации по оценке инновационного потенциала бизнес-школы.

3.2.Использование бенчмаркинга как инструмента инновационного развития бизнес-школ.

3.3.Внедрение инновационных образовательных технологий на основе применения информационно-коммуникационных систем.

Заключение.

Библиографический список.

  1   2

Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов