Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Методические материалы к описанию состояния инфраструктуры инновационной деятельности Научное содержание задачи разработки методических материалов

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 303.51 Kb.
Дата15.12.2012
Размер303.51 Kb.
ТипЗадача
Содержание
2. Источники информации для описания состояния инфраструктуры
3. Концепция инфраструктуры.
4. методические подходы к описанию инновационной инфраструктуры
Производственно-технологическая группа
Экспертно-консалтинговая группа
Кадровая группа
Информационная группа
Финансовая группа
Сбытовая группа
Промышленный потенциал (по данным статистики)
Научно-технический потенциал (по данным статистики)
Статистические данные по федеральным округам
Численность специализированных организаций научно-инновационного комплекса по видам деятельности.
Выполнение функций научно-инновационного комплекса организациями Центрального федерального округа.
Типы организаций, составляющих группу организаций инфраструктуры
5. Анализ эффективности деятельности организаций инфраструктуры
6. Методологические результаты анализа инфраструктуры инновационной деятельности.
Подобный материал:



Методические материалы к описанию состояния инфраструктуры инновационной деятельности




1. Научное содержание задачи разработки методических материалов.


Государственная политика изменения типа экономического развития с ориентаций на инновационный тип требует разработки системы мер поддержки этого направления. Общая характеристика этих мер была дана ещё в документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576). На базе этого документа была разработана Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. Разъясняя положения Стратегии, Министр образования и науки А.А.Фурсенко1 выделил развитие инфраструктуры инновационной деятельности в качестве одного из главных принципов, реализуемых в Стратегии - «создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт, для реализации национальных приоритетов технологического развития». Содержание мер по реализации этого принципа нашло отражение в формулировке одной из задач Стратегии:

Вторая задача – создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие:

  • финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь «посевных» и венчурных технологических фондов;

  • технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т. п..

Задача развития инфраструктуры тесно связана с задачами развития сектора исследований, усиления исследовательской деятельности в вузах, развития инновационной деятельности в промышленности. Реализация мер по переходу к инновационному типу экономического развития требует организации постоянного мониторинга за происходящими изменениями с целью своевременной корректировки принимаемых мер, внесения корректив в концептуальные документы и целевые программы.

Возможны оценки состояния инновационного сектора либо на основе статистических данных, либо на основе специально собранной информации о наличии и деятельности организаций инфраструктуры инновационной деятельности. Между этими методами нет прямого соответствия, так как статистика фиксирует число и долю инновационно-активных предприятий, но не состояние инфраструктуры инновационной деятельности. Между тем не существует и общепринятых методов сбора информации и описания состояния организаций инфраструктуры. Отдельные ведомства могут зафиксировать количество созданных с их участием организаций определенного типа: центров коллективного пользования, центров трансфера технологий, но не имеют возможности охватить все разнообразие видов организаций инфраструктуры безотносительно их ведомственной принадлежности и форм собственности. Теоретическая сложность описания инфраструктуры заключается и в том, что понятие о типе организации инфраструктуры и ее функциях в реальности размыто, границы между типами нечеткие. Еще сложнее оценить степень достаточности уровня развития инфраструктуры для региона, так как отдельные функции организаций инфраструктуры могут выполнять и другие организации, не зарегистрированные в качестве организаций инфраструктуры.

Каждый исследователь создает собственное представление о состоянии инфраструктуры инновационной деятельности, руководствуясь своими целями и методами, в результате чего само понятие инфраструктуры инновационной деятельности является неустойчивым и неопределенным. Подготовка методических материалов имеет целью обоснование единой концепции инфраструктуры инновационной деятельности, подкрепленной как анализом накопленного опыта мониторинга, так и конкретными данными мониторинга, приведенными в качестве примеров.

^ 2. Источники информации для описания состояния инфраструктуры.

Статистические данные о научном потенциале регионов, о масштабах инновационной деятельности, о структуре народного хозяйства не дают непосредственной информации о состоянии инновационной инфраструктуры, но дают представление о направлении и масштабах возможных запросов к этой инфраструктуре со стороны экономики регионов.

Основным источником информации об организациях инфраструктуры служат сайты регионов и самих организаций. Причем, информация об организациях инфраструктуры может быть почерпнута и из сайтов других организаций, в первую очередь вузов, которые во многих случаях являются учредителями технопарков, центров коммерциализации технологий и других подобных организаций. В последние годы задача сбора информации в Интернете упростилась за счет того, что многие регионы создали на своих официальных сайтах специальные разделы по инновационной политике и состоянию организаций инфраструктуры инновационной деятельности. Обязательны к изучению источники: сайты торгово-промышленной палаты в регионах, содержащие списки высокотехнологичных организаций региона; официальные списки научных организаций и организаций инфраструктуры инновационной деятельности; списки победителей конкурсов на выполнение государственных заказов на НИОКР.

Информация о перспективах развития региональных инфраструктур наиболее полно дается в целевых программах инновационного или научно-технического развития регионов.

Электронные биржи технологий содержат информацию о производителях инноваций (научные организации, предприятия, инновационные центры и другие), об организациях инфраструктуры, занятых продвижением инновационных проектов, в меньшей степени об организациях и компаниях, потенциальных потребителях инноваций. Ценность этих источников информации в том, что они дают представление о реальной активности организаций инфраструктуры.

Электронные СМИ содержат самую разнообразную информацию о состоянии и развитии инновационной сферы. Для анализа состояния инфраструктуры ценна информация о деятельности конкретных организаций.


^ 3. Концепция инфраструктуры.


Понятие «инфраструктура инновационной деятельности» включает совокупность организаций, предоставляющих услуги по продвижению новаций в производство. При этом предполагается, что речь идет об организациях общего пользования, общедоступных, а поток новаций имеет своим источником деятельность научных организаций. Работа по сбору данных об этих организациях сопряжена с необходимостью определять критерии отнесения конкретных организаций к этой совокупности. Наиболее общим ориентиром должна служить концепция, согласно которой организации инфраструктуры инновационной деятельности составляют часть научно-инновационного комплекса как отрасли народного хозяйства. На практике выделение в народном хозяйстве отраслей происходит на основе определения ведущего общего признака всех входящих в отрасль организаций. Для сырьевых и перерабатывающих отраслей таким признаком служит указание основного ресурса: нефть и газ, лес, рыба, уголь. Для отраслей более глубокой переработки природных ресурсов ведущим признаком является общий тип производимых продуктов: автомобилестроение, судостроение, машиностроение в целом, приборостроение, электроэнергетика, пищевая промышленность. Реже используется определение отрасли по виду применяемых технологий (химическая промышленность).

В научно-инновационном комплексе объединяющим признаком является использование в качестве главного ресурса научного знания. В системе наука – трансфер – производство этот ресурс можно определить как новацию, а весь комплекс как производящий и перерабатывающий новации или научные знания. Научный ресурс создается в рамках отрасли, поступает в оборот как сырье (оборот прав на объекты интеллектуальной собственности в части результатов научных исследований), перерабатывается, превращаясь в инновационный продукт, и снова поступает в оборот. При реализации инновационного продукта (вещи или технологии) этот основной ресурс уже находится в связанном виде, так как продается не научный результат, а изготовленная с его помощью продукция. Наличие научного ресурса отражается в цене продукта.

Внутри научно-инновационного комплекса как и во всякой отрасли можно выделить блоки, отвечающие разным стадиям переработки ресурса и разным видам участия организаций в этой работе. По видам деятельности эти блоки можно определить следующим образом:

- производство знаний (научные исследования и разработки);

- подготовка кадров для производства и использования знаний;

- переработка знаний в промышленные продукты (изделия и технологии), то есть собственно инновационная деятельность;

- оказание специальных услуг для поддержки инновационной деятельности (задача организаций инфраструктуры);

- производственная деятельность высокотехнологичных предприятий;

- управленческая и координирующая деятельность.

Описание инфраструктуры без рассмотрения её места в общей системе перечисленных функций будет заведомо неполноценным. Эффективность работы организаций инфраструктуры зависит от их связей с другими организациями: научными и научно-образовательными, инновационными, партнерами по инфраструктурной деятельности, высокотехнологичными предприятиями. Указанная специализация организаций научно-инновационного комплекса не является абсолютной и строгой, как правило, происходит совмещение видов деятельности. Кроме того, виды деятельности, свойственные организациям научно-инновационного комплекса, выполняют и другие организации народного хозяйства, не относящиеся к этому комплексу по главному виду своей деятельности. По этим причинам при описании научно-инновационного комплекса как отрасли следует различать понятия хозяйственной отрасли и чистой отрасли. В состав хозяйственной отрасли включаются те организации, для которых определяющие отрасль виды деятельности являются главными (уставными). Понятие чистой отрасли шире и включает наряду со специализированными организациями и организации народного хозяйства, выполняющие аналогичные функции. В первую очередь это высокотехнологичные предприятия, совмещающие научную и производственную деятельность. Ядро этих предприятий составляют созданные во второй половине 20 века организации типа научно-производственных предприятий и научно-производственных объединений, а также конструкторские бюро, имеющие собственное производство. В последние десятилетия к этому ядру присоединились негосударственные предприятия, выполняющие собственные разработки и ведущие производство на их основе. Массовым явлением стало совмещение научных исследований и разработок с производством в научно-исследовательских институтах, вплоть до академических институтов, ведущих фундаментальные исследования.

Сказанное выше относительно научно-инновационного комплекса в целом, может быть отнесено и к инфраструктуре инновационной деятельности как подотрасли. Из сказанного следует, что описание инфраструктуры методом составления списков организаций разного типа, даже в сочетании с использованием статистической информации, не может дать адекватного представления об инфраструктуре как подотрасли научно-инновационного комплекса. Это относится как к описанию инфраструктуры на уровне федерации, так и к описанию региональных инновационных систем.

Полноценное формализованное описание инфраструктуры в рамках научно-инновационного комплекса может быть дано с помощью аппарата реляционных баз данных, которые позволяют вводить множество признаков объектов и получать с помощью запросов информацию о любых аспектах деятельности организаций, входящих в хозяйственную или чистую отрасль, в том числе о состоянии организаций инфраструктуры и об уровне обеспеченности регионов инфраструктурными услугами, независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности предоставляющих их организаций.

^ 4. методические подходы к описанию инновационной инфраструктуры

Использование прямого учета данных об организациях инфраструктуры для описания ее состояния и развития в регионах России и в целом в стране применено при организации сайта РИНКЦЭ2. Вся инновационная система рассматривается в двух аспектах: описание территорий (Наука и инновации в регионах России) и описание организаций научно-инновационного комплекса (Национальная инновационная система), в котором выделен блок «инновационная инфраструктура». Информация организована в базе данных реляционного типа, где каждой организации соответствует индивидуальная запись.

Каждому типу организаций соответствует краткое условное обозначение. Но, поскольку организации одного и того же типа могут выполнять пересекающиеся функции, в базу заносится информация и о той сфере, в которой действует каждая организация. При этом получается, что организация одного типа может присутствовать в разных функциональных группах.

Таблица 1

Расшифровка аббревиатур организаций по типу инфраструктуры:

^ Производственно-технологическая группа

А

— ассоциация

БИ

— бизнес-инкубатор

ИПК

— инновационно-промышленный комплекс

ИТЦ

— инновационно-технологический центр

ТК

— технологический кластер

ТП

— технопарк

ЦКП

— центр коллективного пользования

^ Экспертно-консалтинговая группа

А

— ассоциация

ИНЦ

— инновационный центр

КЦ

— коучинг-центр

ЦК

— центр консалтинга

ЦС

— центр субконтрактации

ЦТТ

— центр трансфера технологий

^ Кадровая группа

А

— ассоциация

ВУЗ

— высшее учебное заведение

ОУ

— образовательное учреждение




^ Информационная группа

А

— ассоциация

АЦ

— аналитический центр

БД

— базы данных и знаний

ИАЦ

— информационно-аналитический центр

ИЦ

— информационный центр

НКЦ

— научно-координационный центр

СЦ

— статистический центр

ЦД

— центр доступа

^ Финансовая группа

А

— ассоциация

БФ

— бюджетный фонд

ВФ

— венчурный фонд

ИФ

— инновационный фонд

СФ

— страховой фонд

ФИ

— финансовый институт

^ Сбытовая группа

А

— ассоциация



Такая методика представления информации о состоянии инновационной инфраструктуры приспособлена к нуждам и запросам индивидуальных пользователей, которые ищут для себя партнеров или интересуются состоянием инфраструктуры в том или ином регионе. Работа с сайтом инфраструктуры позволяет получить информацию об организациях любого типа. Но полная информация о состоянии организаций инфраструктуры региона должна быть получена на сайте «Наука и инновации в регионах России». Пользователь выбирает интересующий его регион и получает информацию либо о всех организациях научно-инновационного комплекса, либо об организациях интересующего его типа. Здесь же дается и статистическая информация о ведущих отраслях экономики региона и состоянии науки и инновационной деятельности.

Ниже представлены в качестве примера данные по Псковской области.

Таблица 2

^ Промышленный потенциал (по данным статистики)

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовый региональный продукт (млн.руб.)

20525.8

24098.9

29488.4

35816

40582.9

51464.9

63107.7

н/д

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

2791

3135

5614

5905

5547

7603

13679

16394


Таблица 3

^ Научно-технический потенциал (по данным статистики)

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество организаций

12

10

11

11

11

10

10

14

12

Число занятых в области НИР (всего)

427

306

364

355

353

280

287

262

230


Детальная информация об организациях инфраструктуры, сгруппированная по типам и по видам деятельности, представлена на сайте «Наука и инновации в регионах России». Можно получить общее представление о блоках научно-инновационного комплекса в подразделах сайта «Генерация знаний», «Разработка инновационной продукции и технологий», «Инновационная инфраструктура», «Рынки инноваций». Последняя группа включает списки инновационно-активных предприятий (высокотехнологичных), которые объективно являются наиболее перспективными потребителями результатов научно-технической деятельности.

Организация информационной модели инновационной системы в приведенном виде удовлетворяет принципам:

- основана на первичной информации, полученной непосредственно от организаций;

- не включает дополнительных экспертных или аналитических материалов;

- ориентирована на широкий круг пользователей.


Для описания научно-инновационной деятельности как отрасли народного хозяйства требуется расширение информационной модели. Описание отрасли должно давать возможность оценить долю специализированных организаций (хозяйственная отрасль) в общем объеме инновационной деятельности на всех ее этапах: научная деятельность, образовательная, инфраструктурная, собственно инновационная, производственная, управленческая. Кроме того, описание каждой организации должно иметь пересечения с описанием смежных отраслей народного хозяйства, поскольку это открывает путь к созданию единой информационной системы, позволяющей прослеживать цепочку переделов базового ресурса – научного знания. В нашем случае это означает указание на раздел научных исследований в соответствии с государственной классификацией ГРНТИ, с которым можно соотнести происхождение новации (научного ресурса), и указание технологической группы, к которой относится законченный инновационный продукт. Эта последняя информация позволяет связывать инновационные предложения с предприятиями народного хозяйства, базирующимися на родственных технологиях.

Не всегда представленная организациями информация позволяет однозначно ответить на указанные вопросы о классификации научного ресурса и производимых технологиях, поэтому работа по расширению описания совокупности организаций как отрасли неизбежно связана с необходимостью экспертных оценок. Вводимая при этом погрешность может быть сокращена до приемлемого уровня укрупнением классификационных разделов как при описании научных направлений, так и при описании групп технологий. Специально разработанные списки технологий введены в базу данных мониторинга как и укрупненный перечень разделов ГРНТИ.

Если в информационной модели, представленной на сайте РИНКЦЭ, многообразие функций организаций научно-инновационного комплекса отображалось регистрацией их в разных функциональных группах, то при анализе состояния отрасли в целом требуется более формализованный подход. Он состоит в присвоении каждой организации видов экономической деятельности из заданного списка. Список включает виды:

- научная деятельность,

- образовательная,

- инфраструктурная,

- инновационная,

- производственная,

- управленческая.

Имеется возможность для каждой организации в базе данных заполнить три поля с указанными выше видами деятельности. Порядок расположения полей отображает приоритетность для организации этих видов деятельности. Таким образом, база данных содержит не только информацию о выполняемых организацией видах деятельности, но и об их приоритетности.

Основания для указания видов деятельности и их приоритетности содержатся в типе организации, в её названии, в представленной ею информации о своей деятельности. Ввиду важности неформальной информации о содержании деятельности организации она фиксируется в базе данных в специальных полях: цели и задачи, примечания.

Формальные основания для определения видов деятельности по приоритетам можно указать на примерах. Для вуза на первом месте стоит образовательная деятельность, на втором в обязательном порядке научная. Но в некоторых случаях вузы декларируют свою производственную или инфраструктурную деятельность. Это является основанием для заполнения третьего поля. Для специализированных инфраструктурных организаций на первое место ставится вид деятельности – инфраструктурная, на втором месте в зависимости от специализации организации может быть инновационная деятельность (технопарк), научная (центр коммерциализации технологий). Новым явлением стало распространение среди научно-исследовательских институтов производственной деятельности. В результате стало обнаруживаться сглаживание различий между НИИ, КБ, проектными институтами, научно-производственными предприятиями.

Представление сводной информации по территориям удобнее всего иллюстрировать на примере федеральных округов, так как на уровне регионов слишком велика роль случайностей в формировании совокупности организаций инфраструктуры. По этой причине и статистическая информация о научно-инновационной деятельности представлена в таблице 4 сгруппированной по федеральным округам.

Таблица 4

^ Статистические данные по федеральным округам

Показатели

российская федера­ция


центральный федеральный округ


северо-западный федеральный округ

южный федеральный округ

приволжский федеральный округ

уральский федеральный округ

сибирский федеральный округ

дальневосточный федеральный округ

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

3666

1445

533

321

549

220

429

169

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками. тыс.чел.

761

396

99

33,6

120,6

43,7

54

13,5

Внутренние затраты на исследования и разработки. млн.руб.

431073

238762

58586

13582

57148

24654

28690

9650

Выдано патентов на
изобретения

22260

11276

1749

2015

3435

1181

2163

441

Выдано патентов на
полезные модели

9250

3786

916

604

2046

933

822

143

Число созданных передовых производственных технологий

854

342

115

34

191

58

93

21

Число организаций,
осуществлявших технологические инновации

3414

962

359

303

922

349

369

150

Удельный вес организаций, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, процентов

9,4

9,4

8,9

7,2

12,5

10,1

7,7

7,2

Затраты на технологические инновации

Млрд. руб.

307,2

62,6

29,6

18,7

90,0

80,8

21,4

4,1

Объем инновационных товаров, работ, услуг млрд.руб.

1033,6

281,4

89,5

75,6

475,6

119,0

49,0

13,1


Из данных этой таблицы видны два центра научной и инновационной деятельности, имеющих различную специфику. Классический научный потенциал центрального и северо-западного федеральных округов составляет почти две трети общероссийского научного потенциала. В то же время потенциал заводской науки, очевидно, более развит в промышленных округах: Приволжском и Уральском. Именно здесь сосредоточены основные затраты на технологические инновации.

Это обстоятельство подтверждает обоснованность принятого в ходе мониторинга решения включить в число обследуемых организаций и высокотехнологичные предприятия типа научно-производственных предприятий и объединений.

Анализ деятельности организаций инфраструктуры проводится на фоне данных о состоянии научно-инновационного комплекса в целом. Группировка организаций сделана по основным видам экономической деятельности, свойственным этому комплексу.

Таблица 5

^ Численность специализированных организаций научно-инновационного комплекса по видам деятельности.

Виды деятельности

Число организаций

Научная

435

Образовательная

381

Инфраструктурная

736

Инновационная

114

Производственная

160

Управленческая

6

Всего

1833



В таблице 5 приведены данные мониторинга, в ходе которого отображаются не все 100% организаций, а достаточно активные, имеющие собственные сайты или упоминаемые на сайтах других организаций. Из научных и образовательных учреждений не нашли полного отображения учреждения, имеющие профиль общественных наук и потому не включенные в систему трансфера технологий (промышленных).

Возможности реляционной базы данных по описанию научно-инновационных комплексов ниже проиллюстрированы на примере Центрального федерального округа.

В таблице 6 даны сведения о числе организаций, выполняющих свойственные научно-инновационному комплексу виды деятельности, как приоритеты разного уровня.

Таблица 6

^ Выполнение функций научно-инновационного комплекса организациями Центрального федерального округа.

Виды деятельности

Число организаций, выполняющих эти виды деятельности

Приоритет 1

Приоритет 2

Приоритет 3

Всего

Научная

193

182

18

393

Образовательная

133

6

12

151

Инфраструктурная

301

66

0

367

Инновационная

45

136

16

197

Производственная

94

9

5

108

Управленческая

4

11

0

15

Всего

770

412

54

1236


Дублирование видов деятельности очень специфично. Высокий уровень дублирования научной деятельности связан с тем, что для всех вузов научная деятельность в обязательном порядке следует за образовательной деятельностью. Распространена научная деятельность и среди высокотехнологичных предприятий типа научно-производственных предприятий или объединений.

Но дублирование образовательной деятельности встречается крайне редко. В основном это учебные заведения, специализирующиеся на подготовке кадров для инновационной деятельности, поэтому они отнесены в группу инфраструктурных организаций, специализирующихся на подготовке кадров.

В состав организаций, выполняющих один общий вид деятельности, входят разные типы. Например, среди 193 организаций, выполняющих научную деятельность как основную, находятся 117 НИИ, 38 НЦ (научных центров), 13 ЦКП (центров коллективного пользования).

Состав группы организаций инфраструктурной деятельности следующий:

Таблица 7

^ Типы организаций, составляющих группу организаций инфраструктуры



обозначение

тип

Количество

1

БИ

Бизнес-инкубатор

42

2

ФИ

Финансовый институт (фонд)

52

3

ТП

технопарк

52

4

ЦТТ

Центр трансфера технологий

30

5

ИЦ

Информационный центр

30

6

ЦК

Центр коммерциализации

25

7

ОМС

Организации международного сотрудничества в инновационной сфере

11

8

ИР

Институты рынка

10

9

А

Ассоциации (партнерства, союзы, общества)

15

10

Прочие

Выставки, учебные заведения, предприятия

34




Всего




301


Центральный округ выделяется среди других количеством научных организаций. Это связано не только с высоким промышленным потенциалом округа, но и с концентрацией в нем научных исследований общегосударственного уровня. База данных позволяет достаточно просто оценить влияние федеральных функций на развитие потенциала. Применив фильтр «всероссийский» к названиям научных организаций, получим итог – 18 научных организаций округа имеют в своем названии это прилагательное. Еще 5 организаций имеют прилагательное «федеральный». Из 193 имеющихся в базе научных организаций центрального округа 23 даже формально являются общероссийскими. Есть и другой способ оценки концентрации научных функций страны и регионов округа, это выделение организаций, расположенных с Москве. В Москве находится 132 научных организации из общего числа 193 организации в округе. За вычетом Москвы общее число научных организаций в остальных регионах округа составляет 61, то есть того же порядка, что и в других федеральных округах.

Безусловный лидер Центральный округ по количеству наукоградов. В округе находятся 25 наукограда из общего числа 46 наукоградов в России.


^ 5. Анализ эффективности деятельности организаций инфраструктуры

Из количественного анализа состояния инфраструктуры и всего научно-инновационного комплекса можно получить информацию о структуре комплекса, о степени взаимодействия и совмещения инновационной деятельности организаций комплекса с другими организациями народного хозяйства. На основании этой информации можно сформулировать предположения о тенденциях в развитии инновационной системы Российской Федерации и о возможных действиях органов власти с учетом этих тенденций. Например, из факта распространения научной и инновационной деятельности в группе высокотехнологичных предприятий можно сделать вывод о целесообразности укрепления деловых связей научно-инновационного комплекса с организациями этой группы. В научно-инновационном комплексе наименее заняты собственно научными исследованиями образовательные учреждения, и в то же время высокотехнологичные предприятия испытывают потребность в научной поддержке. Поэтому решение правительства о создании специализированной целевой программы поддержки кооперирования вузов с производственными предприятиями по реализации проектов создания высокотехнологичного производства имеет реальное основание, подтверждаемое вышеприведенными количественными данными.

Но аналитический потенциал количественного анализа ограничен достаточно общими выводами и рекомендациями. Более содержательную информацию можно получить при переходе к индивидуальному анализу деятельности отдельных организаций и региональных инновационных систем. Перспективным источником информации для анализа региональных инновационных систем могут быть региональные целевые программы развития инновационной и научно-технической деятельности. Краткая информация о действующих региональных программах такого рода размещена на Федеральном портале по научной и инновационной деятельности3.

Материалы о целях и обоснованиях программ содержат информацию о состоянии инфраструктуры инновационной деятельности, действующих институтах (законы, организационные структуры, распоряжения органов власти, формы участия общественности), а также указание на слабые места или, напротив, - указание на возможности содействовать экономическому развитию с помощью усиления системы трансфера технологий. Подробные обоснования целесообразности создания новых организаций инфраструктуры встречаются крайне редко, но они дают представление о той сети связей, в которой должна будет действовать новая организация. Анализ подобных материалов позволяет сформулировать общие рекомендации по сбору и анализу материалов об эффективности деятельности организаций инфраструктуры.

Без специального обследования организации по типу аудита или глубокого анкетирования нельзя составить представление о реальной экономической эффективности работы организации. Но можно получить качественную картину. Для этого собирается информация о партнерах изучаемой организации. Вся совокупность партнерских организаций группируется по уровням:

- учредители,

- опорные научные организации,

- горизонтальные связи (аналогичные организации, информационные сети),

- высокотехнологичные предприятия – потенциальные партнеры по реализации инновационных предложений.

Если на каждом уровне имеется несколько организаций, то можно сделать вывод о прочном положении данной организации и наличии перспектив для эффективной работы.

Эффективность организации как элемента инновационной системы региона можно оценить также по представленной организацией информации о видах выполняемых ею работ. Виды работ или инфраструктурные функции данной организации сопоставляются с полным перечнем инфраструктурных функций, которые должна обеспечивать инфраструктура инновационной деятельности региона. Ориентировочно ценность организации для региональной инновационной системы можно определить долей выполняемых ею функций в полном списке.

Методологическая трудность при этом методе состоит в том, что каждая организация при описании своей деятельности использует собственную терминологию, не совпадающую с принятой в базе данных мониторинга организаций инфраструктуры.

В процессе мониторинга организация инфраструктуры регистрируется в зависимости от реально выполняемых функций в группах, указанных ранее в таблице 1:

- производственно-технологическая;

- экспертно- консалтинговая;

- кадровая;

- информационная;

- финансовая;

Организации производственно-технологической группы предоставляют типичные услуги технопарков и инкубаторов; аренду помещений, юридическую и бухгалтерскую поддержку. Поскольку многие организации сферы услуг в народном хозяйстве оказывают аналогичные услуги, следует обращать внимание на наличие специфического аспекта предлагаемых организациями инфраструктурных услуг, то есть, специализации на проблемах трансфера технологий. Это означает, что, например, в качестве юридических услуг необходимо отмечать услуги по защите интеллектуальной собственности, маркетинг и реклама должны иметь также направленность на работу с инновационными продуктами.

Опыт анализа работы центров трансфера технологий с помощью широкого анкетирования показал, что в качестве набора специфических услуг можно использовать типовой набор подразделений этих центров, который сохранялся независимо от масштабов их деятельности.

Служба менеджмента

Инвестиционный совет.

Экспертная служба.

Юридическая служба.

Патентная служба.

Маркетинговая служба.

Конструкторско-технологическая служба.

Сертификационная служба.

Развитая инфраструктура должна обеспечивать выполнение всех указанных функций по запросам инновационных организаций. Следует обратить внимание на особенности роли конструкторско-технологической службы, которая формально не относится к инфраструктурным услугам, но имеется почти во всех центрах трансфера технологий. Её наличие означает готовность организации принять участие в самой инновационной деятельности, то есть, доводке проекта. Эта функция в отчетах о деятельности центров упоминается как сопровождение инновационных проектов, и она важна для центров как одна из наиболее экономически доходных.

Отдельную организацию инфраструктуры с точки зрения ее роли в обслуживании инновационной деятельности можно оценивать по тому, насколько полно в ее функциях представлен вышеприведенный список.

^ 6. Методологические результаты анализа инфраструктуры инновационной деятельности.

Адекватное представление о состоянии инфраструктуры способен дать анализ выполняемых организациями инфраструктуры функций в сочетании с анализом роли в выполнении инфраструктурных функций другими организациями научно-инновационного комплекса.

Информационная модель изучаемой системы, в данном случае инфраструктуры инновационной деятельности, зависит от планируемых целей её использования. Не может быть модели лучшей или наиболее точной для всех практических возможных целей. В нашем случае в качестве справочной системы об организациях инновационной системы целесообразно использовать модель, примененную на сайте РИНКЦЭ. Для целей анализа системы в целом, необходимого для выработки рекомендаций по государственной инновационной политике, требуется дополнение фактической информации экспертными оценками, создающими возможность изучать степень связанности организаций в единую систему.

Единственно удобным методом отображения информации об организациях инновационной системы, в том числе и ее инфраструктурной части, является организация информации в реляционной базе данных.

Организации инновационной системы в информационном отношении являются объектами с размытыми характеристиками, поэтому требуется компенсация этой «размытости» введением дополнительных классификационных признаков.

Полное представление о сфере инновационной деятельности требует представления совокупности занятых этими функциями организаций в виде народнохозяйственной отрасли, имеющей ядро – хозяйственную отрасль, и периферию – чистую отрасль.


Скачать, 141.42kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru