Категории:

План ответа. Содержание пэ. Что такое этический кодекс. Классификация этических кодексов

Поиск по сайту:


Скачать 104.72 Kb.
Дата15.12.2012
Размер104.72 Kb.
ТипКодекс
Содержание
2. Сегодня кодекс
3. Классификация этических кодексов.
Корпоративные кодексы
Профессиональные кодексы
Профессиональные кодексы в России
4. Кодексы в СКС и туризме
Кодекс профессиональной этики музейного работника
Подобный материал:

Вопрос 12 Профессиональные и корпоративные этические кодексы: мировой и отечественный опыт


Предмет: Профессиональная этика и этикет

Источник: Методичка «Профессиональная этика и этикет» Л. М. Загорская

Шифр 87.7 № 2460 П841

План ответа.

  1. Содержание ПЭ.

  2. Что такое этический кодекс.

  3. Классификация этических кодексов.

  4. Профессиональные кодексы в сервисе и туризме ( на примере одной сферы)

1. Содержанием профессиональной этики является:

  1. кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений с т.з. профессиональной деятельности

  2. способы обоснования кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистичного познания данной профессии, ее этоса.


^ 2. Сегодня кодекс — это система норм, формальных и неформальных, регулирующих отношения в обществе. Процесс исторического развития кодексов проявился в следующей тенденции: часть неформальных кодексов постепенно формализовалась в юридическую норму.

В современном обществе растет роль неформальных кодексов, основанных на морально-психологических принципах и правилах. Причины этого следующие:

1) усложнение социальной жизни, возрастание скорости изменений, в результате — невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;

2) постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитивного социального управления к более сложному, от внешнего — к внутреннему, от физического — к морально-психологическому.

Так, в сфере экономики побуждение к труду на ранних этапах развития общества было вызвано страхом перед физическим наказанием или смертью, при капитализме — экономическими факторами, а в постиндустриальном обществе эта мотивация постепенно сменялась стремлением жить «по-человечески», «достойно», «не хуже других». Другими словами, четко прослеживается тенденция перехода от принципа «работать, чтобы жить» к принципу «жить, чтобы работать», возникает потребность творческой самореализации человека. Прогнозы ученых относительно последующего типа мотивации сводятся к утверждению, что на смену идет мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.

Кодексы являются формализованным средством конкретизации нравственных законов в предпринимательстве, тем самым, ориентируя работника на этическую мотивацию деятельности.

^ 3. Классификация этических кодексов. Этические кодексы подразделяются на профессиональные и корпоративные. Если последние отражают стандарты, принятые в организации или фирме, то профессиональные кодексы фиксируют правила поведения работающих в отрасли или направлении деятельности (например, кодекс рекламиста, юриста, социального работника и т. д.). Остановимся более подробно на характеристике каждого вида кодексов.
^

Корпоративные кодексы


Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, например: «Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства», а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками. Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х годов, когда после ряда нашумевших судебных процессов против крупных компаний в кодексы стали включать некоторые положения антимонопольных законов, принятых в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах компаний этого времени можно встретить подробные инструкции о том, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.

По исследованиям ученых, наиболее типичные вопросы, разработанные в корпоративных кодексах, предусматривалось наказание своих сотрудников за следующие нарушения: предложение взятки и согласие ее принять, совет дать или принять взятку, принятие дорогих подарков, принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам, неуступчивость в конфликте интересов, личное поведение, нанесшее вред репутации компании, ведение противозаконной политической деятельности, неоправданное завышение или занижение цены, прямое или косвенное использование внутренней информации о делах компании, неэтичное поведение. В сфере услуг чаще всего сталкивались с проблемой подарков и различного рода «уступок».

Американская ассоциация менеджеров опубликовала свод этических кодексов различных фирм с оценкой их эффективности. Исследования показали, что кодексы, состоящие из общих положений (например, «не воруй»), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, кому они адресованы. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются.

По результатам исследований оказалось, что содержание большинства американских кодексов можно представить тремя основными положениями:

1) служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2) в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для фирмы действия;

3) служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к клиентам.

В кодексах наиболее подробно освещены проблемы, возможные в отношениях с клиентами, партнерами, инвесторами и конкурентами, а также конфликты интересов.

Сегодня почти все крупные корпорации (97%) и половина мелких фирм США имеют подробные своды правил, регулирующих отношения с клиентами, партнерами, государством и обществом. Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему.

Многие кодексы, особенно в крупных корпорациях, потеряли смысл, так как были ориентированы только на нужды самой компании. В них много говорилось об ответственности перед компанией и лояльности к ней служащих и крайне мало — об обязательствах фирмы перед своими сотрудниками и всем обществом. Как показывают исследования, большинство американских кодексов написаны в патерналистском или авторитарном духе, а это убеждает служащих в том, что критерием истинности являются уровень заработной платы и ранг в управленческой иерархии. Только в 40 из 155 исследованных американских кодексов закреплены обязанности фирмы перед своими сотрудниками.

Эта особенность американских корпоративных кодексов становится еще более очевидной, если сравнить их содержание с положениями аналогичных документов, принимаемых в других странах. Вне Америки корпоративные кодексы получили пока еще незначительное распространение. Проведенное в 1987 г. исследование 200 корпораций мира показало, что только 30% неамериканских компаний имеют свои кодексы. В Канаде их число составляет 50%. в Объединенном Королевстве — 42%. Из 189 обследованных британских, французских и западногерманских компаний кодексы приняли 41%. В целом европейские кодексы значительно больше обращены к проблемам взаимоотношений со служащими, чем американские. Эта тема встречается во всех европейских и только в 55% американских кодексов. Если в США к общественным проблемам и вопросам охраны окружающей среды обращаются 42% кодексов, то в Западной Европе — 65%. Можно говорить о том, что американская деловая этика больше повернута к клиентам, подрядчикам и партнерам, а европейская — к служащим и обществу в целом.
^

Профессиональные кодексы


Наряду с корпоративными кодексами создавались и профессиональные. Развитие последних шло несколько быстрее. Появившиеся в начале 20-х годов XX века американские профессиональные кодексы стали результатом деятельности министра торговли Г. Гувера, проводившего в эти годы кампанию за честный бизнес.

Наиболее подробные кодексы дают представление о тех этических проблемах, для решения которых они создавались. Большинство кодексов, прежде всего, регламентировало борьбу с соперниками.

Профессиональные кодексы действительно эффективны лишь в сферах, в которых действуют мелкие предприниматели, не зависящие от системы ценностей крупных корпораций. Поэтому наиболее серьезные препятствия для кодексов чести встречаются, во-первых, там, где ассоциация охватывает меньшинство профессионалов, во-вторых, там, где профессиональные кодексы часто сталкиваются с корпоративными. Известно, что последние требуют от служащего абсолютной преданности компании. Вообразим теперь, что инженер уверен в потенциальной опасности возводимой конструкции. Что он должен делать: обратиться в вышестоящие инстанции, поднять шум в прессе или отказаться от работы? Совет инженеров главным в своем кодексе признает «служение безопасности, здоровью и благосостоянию общества». Согласно его предписаниям, инженеру в сомнительных ситуациях надлежит обращаться в «соответствующие органы». Однако лишь ничтожное число корпоративных кодексов признает за служащими право на подобные действия.
^

Профессиональные кодексы в России


В России процесс создания профессиональных кодексов пока еще только начинается. Еще недавно никто не хотел верить в то, что здесь возможен честный бизнес. Утверждалось, что в наших условиях к бизнесу невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной предпринимательской корпоративной этики. Однако факты говорят об обратном. Борьба за этические ценности в бизнесе ведется как Торгово-промышленной палатой РФ, так и объединениями деловых людей. Уже сегодня существует несколько отечественных этических кодексов, принятых деловыми профессиональными ассоциациями. Их анализ позволяет судить как о нынешнем состоянии, так и о направлении развития российской деловой культуры.

Наиболее распространенными нарушениями, осуждаемыми в российских кодексах, являются использование чужих товарных знаков, незаконное использование чужой собственности, применение физического насилия в борьбе с конкурентами, демпинг, обман, дача ложных сведений, умышленная неоплата счетов, вымогательство, получение от клиента вознаграждения в скрытой или неявной форме.

Три ключевых для российских кодексов темы — это отношения с партнерами, клиентами, а также преданность профессиональному союзу. Дух и «буква» существующих в России кодексов говорят о том, что развитие деловой культуры у нас идет по американскому пути с учетом, правда, крайне несовершенного российского законодательства и специфически российских взаимоотношений государства и бизнеса.

^ 4. Кодексы в СКС и туризме. Можно рассмотреть на примере Глобального кодекса туризма или др.

Приведем пример кодекса по специализации «Социокультурный сервис»:

^ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА

1. Отношение к делу

Ст. 1. Главными элементами любой деятельности, в том числе и музейной, являются цели. Музейный работник должен четко их осознавать, и его собственные цели в отношении этой деятельности должны совпадать с целями организации.

Ст. 2. Все действия музейного работника в процессе деятельности должны быть направлены на достижение этих целей. Цель музейной деятельности — хранить музейные предметы и использовать их строго по назначению.

Ст. 3. При комплектовании музейных фондов нельзя пользоваться неясными или сомнительными предметами (например, крадеными).

Ст. 4. Так как музеи и музейщики зачастую играют роль экспертов, возникает соблазн занизить оценку музейной коллекции, поэтому не следует совмещать профессиональную работу в музее с коллекционированием.

Ст. 5. Музеи и музейные работники должны периодически проводить сверку экспонатов для сохранения музея в том же виде.

Ст. 6. В работе необходимо уделять больше места творчеству.

Ст. 7. Важно сохранить максимум оригинальности музейного предмета при реставрации, но не улучшить его при этом.

Ст. 8. Каждый работник музея должен обладать такими качествами, как ответственность, вкус, профессионализм, опыт, компетентность и т. д.


П. Отношение к другим людям

Ст. 9. Любой человек имеет возможность посещения музея. Музейный работник должен помнить об этом, не делая никаких исключений.

Ст. 10. Музей пополняют фонды за счет покупки экспонатов, дарения их музею и даже изъятия таможенными организациями. Музеи должны быть честными по отношению к партнерам и заключать только честные сделки.

Ст. 11. Необходимо помнить, что главная цель музейной деятельности — просветить людей, поэтому музеи должны обмениваться музейными экспонатами (временно их экспонировать) с другими, давая возможность людям и в других городах и странах их увидеть.

Ст. 12. Просветительная работа включает в себя экспозиционно-выставочную деятельность (экскурсии, лекции), ввиду этого музейные работники должны как можно больше времени уделять проведению каких-либо учебных занятий, в первую очередь для школьников (знакомство с иллюстрациями и т.д.), организации зрелищных экспозиций для пенсионеров.

Ст. 13. Музейные работники не должны завидовать экспозиции музея, которая больше, чем их, а стараться в ходе собирательной работы и комплектовании фондов, в том числе экспедиций различного рода, пополнять фонд своего музея.


III. Отношение к законам и государственным органам

Ст. 14. Все музеи обладают сходными характеристиками, поэтому их можно объединить в одной организации, которой является Международный Совет музеев (ИКОМ). Он является некоммерческой неправительственной организацией и поэтому не может принуждать музеи к выполнению тех или иных действий, но он вырабатывает правила музейной деятельности, которые имеют рамочный, т. е. рекомендательный, характер.

Один из основных документов данной организации «Кодекс профессиональной музейной этики», и все музейные работники должны ему следовать.

Ст. 15. Музейный работник должен помнить о том, что в отношении музейной деятельности существует большое количество документов, которые преследуют незаконную деятельность музейных работников (в том числе и ст. 164 УК РФ — Хищение предметов, имеющих особую ценность).

Ст. 16. Такие государственные органы, как таможня, милиция, судебные приставы, являются «поставщиками» музейных предметов, и музейные работники должны относиться к ним соответственно.

Ст. 17. Музейный работник является государственным служащим, он должен принимать во внимание все пункты профессионального кодекса музейной этики и «держать марку».


IV. Отношение к природе

Ст. 18. В ходе археологических, этнографических экспедиций нужно нравственно относится к природе, все найденные объекты при этом отправлять в музей.

Ст. 19. Бережно относиться к флоре и фауне региона, где проходит экспедиция, не используя при этом методы, которые могут им навредить.


3. Примеры кодексов. Комитет ТПП РФ по деловой этике, Центр общественных связей и информации ТПП РФ, Национальный фонд «Российская деловая культура» и Ассоциация консультантов по подбору персонала, в рамках программы Комитета ТПП РФ по деловой этике «Стандарты добросовестной практики», провели "круглый стол" « Профессионально – этические кодексы объединений предпринимателей: проблемы и опыт разработки, принятия, поддержания и распространения».

Участникам были предоставлены информационные и методические материалы, возможность проконсультироваться по интересующим их вопросам, связанным с этикой профессии.

Еще пример положений профессионального кодекса в сфере оказания услуг кадровыми агенствами.

  • Конфиденциальность - информация, полученная от заказчика или соискателя не подлежит разглашению.

  • Лояльность - интересы заказчика для нас превыше всего.

  • Неприкосновенность - Агентство "Карьера" не предлагает сотрудникам Заказчика никаких вакансий в течение года после исполнения последнего заказа.

  • Высокое качество - все сотрудники агентства повышают свой профессиональный уровень, посещая различные семинары и тренинги, а также путем обмена опытом с коллегами.

  • Объективность - все соискатели без исключения проходят в агентстве единую процедуру оценки и отбора.

  • Оперативность - информирование заказчика о том, как продвигается работа на всех этапах выполнения заказа. Все изменения, которые могут повлиять на выполнение заказа, сообщаются сторонами друг другу.

  • Деловая этика - взаимоотношения с заказчиками и соискателями строятся на взаимном уважении. Агентство строго следует нормам профессионально - этического кодекса Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП).

  • Достоверность информации - заказчику представляется только проверенная информация о кандидатах. Кандидатам представляется достоверная информация о фирме.

Скачать, 776.74kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru