Категории:

Смирнов В. А., Лангборт Т. М., Корженко А. Н., Кудашев В. Н

Поиск по сайту:


Скачать 109.98 Kb.
Дата11.03.2012
Размер109.98 Kb.
ТипДокументы
Подобный материал:


Проектирование элементов автоматики современных автоматизированных подстанций


Смирнов В.А., Лангборт Т.М., Корженко А.Н., Кудашев В.Н.

Все существующие подстанции в той или иной мере имеют традиционную автоматизированную систему управления, построенную на электромеханических или электронных устройствах автоматики, управления, сигнализации, имеющую мнемосхемы на панелях и щитах. Существенным элементом системы управления подстанции являются устройства технологической автоматики. В частности, к таковым относятся элементы систем: электроснабжения постоянного оперативного тока (щит постоянного тока); обогрева приводов, шкафов (ящиков), помещений; охлаждения трансформаторов, реакторов; пожаротушения и пожарной сигнализации; вентиляции; водоснабжения; управления выключателями; управления разъединителями; управления РПН.

Особое место среди систем автоматического управления, устанавливаемых на подстанции, занимают комплексы релейной защиты и противоаварийной автоматики.

При новом строительстве и, во многих случаях, при реконструкции на подстанциях проектируются современные цифровые системы управления (АСУ). Создание АСУ позволяет принципиально изменить условия оперативного управления и обслуживания подстанции, поскольку цифровые системы управления позволяют сосредоточить весь необходимый ресурс для наблюдения и управления элементами подстанции на одном автоматизированном рабочем месте (АРМ). При этом АРМ может располагаться на самой ПС или на географически удаленном пункте управления.

Создание АСУ, объединяющей все функции управления подстанцией, предполагает интеграцию с АСУ всех автоматических систем управления, установленных на подстанции. При этом нужно иметь в виду, что основное функциональное назначение технологической автоматики остается без изменений

Существует два функциональных назначения интеграции, которые обеспечиваются взаимодействием АСУ и систем автоматики:

  • оперативное диспетчерское управление;

  • технологический контроль и обслуживание.

Первое назначение требует организацию непрерывного процесса обмена информацией с жестко заданными временными характеристиками и возможность ввода управляющих воздействий в соответствии с регламентом оперативного управления.

Второе назначение требует эпизодического обмена информацией для наблюдения и управления состоянием контролируемой системы с точки зрения технологических ограничений, переключений и технологического обслуживания цифровых систем (перепрограммирование, тестирование и т.п.), контроля ресурса. По-сути речь идет о системах мониторинга технологической автоматики объектов.

Степень соответствия функциональным назначениям определяется степенью взаимной интеграции конкретной системы автоматики и АСУ. Наивысшая степень интеграции потенциально возможна, если система автоматики построена на микропроцессорной основе и подключается к АСУ по цифровому интерфейсу. Если система автоматики построена на электромеханической или микроэлектронной основе, ее подключение к АСУ возможно набором телемеханических сигналов: ТС, ТИ, ТУ. В этом случае реализовать технологический контроль и обслуживание посредствам АРМ крайне затруднительно.

Процесс создания цифровых систем управления на отечественных ПС развивается эволюционным путем, поскольку готовых цифровых систем управления, имеющих все подсистемы (включая технологическую автоматику) ни одним производителем еще не предложено. Наиболее комплексные и законченные системы управления предлагают зарубежные фирмы, но и они требуют доработки в связи с наличием на подстанциях специфических отечественных автоматических устройств управления. В связи с этим существует три варианта проектирования интеграции технологической автоматики и АСУ:

  1. Подключение серийно выпускаемых электромеханических или микроэлектронных устройств автоматики через контроллеры со стандартными входами ТС, ТИ и выходами ТУ.

  2. Подключение серийно выпускаемых цифровых устройств автоматики по цифровому интерфейсу.

  3. Замена аналоговых устройств автоматики на цифровые устройства индивидуального изготовления и их подключение по цифровому интерфейсу

Третий путь наиболее трудоемкий, поскольку требует наличия или разработки технических условий и технического задания (ТЗ) на соответствующую автоматику. Даже при наличии ТЗ разработка технических и программных средств, опытно-промышленная эксплуатация занимает много времени. Поэтому по третьему пути при проектировании АСУ приходится идти только тогда, когда рассматривается сложная автоматика, требующая большого объема технологического контроля и обслуживания.

Наиболее разработана, как цифровая автоматическая система, система РЗА. Наборы программно – технических средств (ПТС) для построения комплексов защиты подстанций, линий электропередачи во всем диапазоне напряжений 6-500 кВ предлагаются и зарубежными фирмами, и отечественными производителями. Релейные микропроцессорные терминалы предоставляют пользователю два типа информации. Это оперативно-диспетчерская информация о срабатываниях, неисправностях, измерения, и технологическая информация, представляемая на АРМ релейщика. Информация первого типа должна поставляться в АСУТП регулярно с заданными задержками по времени. Информация второго типа может иметь большие объемы (осциллограммы) и поставляется по запросу. Не возникает принципиальных сложностей в организации обмена информацией для терминалов, в которых передача этих двух типов информации разделена в пространстве за счет наличия двух портов подключения в систему. Если же имеется только один порт, то процессы передачи информации разделяются во времени. В этом случае приходится либо прекращать передачу диспетчерской информации на время работы персонала на АРМ релейщика, либо усложнять систему установкой дополнительного сервера, буферизирующего обмен информацией между терминалами РЗ и системой управления.

Поскольку терминалы РЗ имеют многофункциональное назначение, процедура обмена информации отягощена дополнительными задачами, требующими времени на обработку. В связи с этим, чтобы обеспечить приемлемое время обновления оперативно-диспетчерской информации, терминалы РЗ объединяются в группы опроса, каждая из которых подключается в систему через свой порт. Сложнее решается обратная задача, когда на подстанции, не имеющей средств получения от РЗА по цифровым каналам, устанавливаются фирменные шкафы с микропроцессорными терминалами РЗ. К примеру, в этом случае в устройства телемеханики и в систему центральной сигнализации удается ввести только два сигнала, предусмотренных в шкафах фирмы «ЭКРА» штатно, - «срабатывание» и «неисправность». В шкафах фирмы ООО «АББ Автоматизация» исходно вывод на клеммы подобных сигналов не предусматривается.

Противоаварийная автоматика оказалась наиболее консервативной системой управления при ее переводе на цифровые терминалы. Объясняется это просто тем, что зарубежные фирмы, представляющие на нашем рынке терминалы РЗА, АСУ в принципе не имеют подобных функций. Поэтому первопроходцам в этой области пришлось индивидуально заниматься разработкой ТУ и ТЗ, изготавливать устройства, писать алгоритмы и программы, разрабатывать программы испытаний и сдачи – приемки с нуля, не имея аналогов. Отдельные микропроцессорные устройства противоаварийной автоматики, допущенные соответствующими органами к применению на электроэнергетических объектах, появились буквально вчера. Это комплексные, надежные устройства, выполняющие все известные функции ПА. Однако их применение трудно обосновать для выполнения простых задач, допустим таких, как формирование сигналов фиксации отключения выключателя (ФОВ), линии (ФОЛ). Лучшим решением, легко реализуемым аппаратно и программно, является включение функций ПА в ПТС РЗ или АСУТП, но в этом случае возникает непреодолимое препятствие для производителей – отсутствие типовых технических условий и требований на ПТС ПА. Поэтому в проектах применяются известные решения с использованием электромагнитных реле.

При переходе к цифровым системам автоматики не удается обойтись простым копированием функций, реализованных ранее в электромеханических устройствах автоматики.

Автоматика управления выключателями традиционно выполнялась в виде отдельных панелей, на которых располагались схемы, реализующие функции контроля цепей катушек включения и отключения выключателя, контроль состояния привода (давление воздуха, положение пружин), АПВ, защита от непереключения фаз и т.п. При проектировании автоматики управления выключателями с использованием современных выключателей и терминалов защит оказывается, что практически все функции автоматики частично реализованы в схемах управления приводом выключателей, поставляемых совместно с выключателем, и частично – в микропроцессорных терминалах защит. Поэтому панель автоматики управления выключателем, как отдельный элемент исчезает.

Попытки реализовать отдельные функции автоматики управления выключателями в контроллерах АСУТП приводит к противоречию. Контроллеры, являющиеся составными частями АСУТП, становятся элементами систем автоматики, к которым предъявляются технические и организационные требования, отличные от требований к устройствам АСУ. Такие простые функции, как логика формирования сигналов для ФОВ и ФОЛ, легко реализуются дополнительными электромагнитными реле.

Вслед за панелью автоматики исчезает и панель управления. Ее функции с избытком выполняют кнопки терминалов защит и светодиодные и жидкокристаллические индикаторы, заменяющие ключи, устройства световой индикации, блинкеры и мнемосхемы.

Неоднозначность принятия решений по интеграции технологической автоматики с АСУ наглядно иллюстрирует решение вопроса проектирования оперативной блокировки при операциях с разъединителями, особенно, когда на ПС имеются разъединители нескольких разных производителей.

Может быть реализовано несколько вариантов выполнения оперативной блокировки.

Вариант 1: Выполнение традиционной электромагнитной блокировки.

Достоинством этого варианта является многолетний опыт ее построения, недостатком – наличие многочисленных связей внутри ячейки, пересылок и транзитов между ячейками.

При выборе этого варианта возникает необходимость установки дополнительных аппаратов для реализации электромагнитной блокировки разъединителей таких типов, как DBF, т.к. собственные элементы электромагнитной блокировки в приводах разъединителей этого типа отсутствуют. Возможно использование промежуточного реле с включением его замыкающего контакта в цепь управления в качестве замка электрической блокировки.

Однако в АСУТП, в случае обычной электромагнитной блокировки, ни какой информации о состоянии оперативной блокировки не поступает. Получение такой информации требует большого числа дополнительных кабельных связей и в принципе проблематично, поскольку блок-замки не имеют выходных блок-контактов.

Вариант 2: Выполнение только логической блокировки средствами АСУТП.

Этот вариант предусматривает выполнение логики оперативной блокировки программным путем в контроллерах. Блокируется или разрешается выдача команды управления из контроллера непосредственно в схему управления приводом разъединителя. Такой вид блокировки применим для всех типов разъединителей, в том числе и для коммутационных аппаратах с ручным приводом основных и заземляющих ножей.

Для управления коммутационными аппаратами, имеющими двигательные приводы средствами АСУТП формируются команды "Выполнить управление" с предварительной логической проверкой допустимости операции. Для коммутационных аппаратов с ручным приводом может выполняться формирование команд "Разрешить операцию". При этом чи напряжение подается на блок-замок электромагнитной блокировки.

Данный вариант наиболее полно использует ресурсы АСУТП, требует минимальных затрат, связанных с установкой дополнительного оборудования (кабели, переключатели, промежуточные реле).

Поскольку в двигательных приводах разъединителей типа РГ(РГН, РДЗ) и SGF установлены электромагнитные блок-замки, то необходимо либо исключить из схемы устройство электромагнитной блокировки, либо формировать команды на управление блок-замками из контроллера. Во втором случае потребуется установка дополнительного пакета переключателя «местное-дистанционное» в цепи блок-замка для обеспечения деблокирования приводов в ремонтных режимах, прокладка дополнительных кабельных связей, дополнительные выходы в контроллере.

Достоинством этого варианта является отсутствие блокировочных связей как внутри ячейки, так и между ячейками. Недостатком варианта является то, что выполнение логической блокировки потребует изменения схем управления приводами разъединителей, причем в зависимости от типа разъединителя степень изменения будет разной.

Отсутствие в приводах разъединителей типа DBF электромагнитных блокировочных элементов делает реализацию логической блокировки наиболее простой по сравнению с разъединителями других типов, т.к. для операций с коммутационным аппаратом не требуется формирование команды «Разрешить операцию».

Вариант 3. Выполнения совместно логической блокировки и элементов электромагнитной блокировки (блок-замков).

Этот вариант предусматривает сохранение элементов электромагнитной блокировки в приводах разъединителей (блок-замков) при формировании в АСУТП двух отдельных команд:

  • команды "Разрешить операцию" - для подачи напряжения на блок-замок электромагнитной блокировки;

  • команды "Выполнить управление", поступающей от АСУТП в цепи управления привода разъединителя.

Формирование команд "Разрешить операцию" выполняется в контроллере для всех присоединений, в том числе и для коммутационных аппаратов с ручным приводом. Формируется команда посредствам логических алгоритмов, запрограммированных в контроллерах в соответствии с логикой традиционных релейно-контактных схем. Операции с коммутационными аппаратами с ручным приводом выполняются при выдаче команды "Разрешить операцию" вручную.

Дистанционные команды "Выполнить управление" для аппаратов, имеющих двигательные приводы, активизируются посредствам АРМ дежурного и поступают в цепи управления привода с помощью самостоятельных контактов, отдельно от контактов разрешающих операцию.

Достоинствами этого варианта являются:

  • отсутствие блокировочных связей как внутри ячеек, так и между ячейками;

  • сохранение блок-замков электромагнитной блокировки, установленных в схемах управления приводами разъединителей.

Существенным недостатком данного варианта является то, что для вывода отдельных команд для разрешения и выполнения операций требуется удвоенное число промежуточных реле и жил контрольных кабелей. Требуется установка дополнительных переключателей "местное-дистанционное". Выполнение логической блокировки, как и в предыдущем варианте, потребует изменения схем управления приводами разъединителей.

На практике встречаются все три варианта, причем наблюдается постепенный отказ от использования электромагнитной блокировки и блок-замков. В последнее время существенно упрочилось доверие к цифровым системам управления, как результат появились проекты подстанций 110-500 кВ, в которых применяется только логическая оперативная блокировка разъединителей.

Как отмечалось выше, АСУ электросетевого объекта включает в себе не только оперативное управление, но и технологический контроль и обслуживание, которые входят составной частью в АСУ производственно-технической деятельности (АСУП). Основой для функционирования АСУП яяется система мониторинга электросетевого объекта в целом. В свою очередь система мониторинга объекта базируется на подсистемах мониторинга элементов объекта - основного оборудования и систем управления (в частности – систем технологической автоматики). Подсистемы мониторинга элементов поставляют информацию об их текущем состоянии и ресурсе. Эта информация должна поступать в систему паспортизации и использоваться для анализа ситуации и принятия решений по объекту. Для технологического контроля и обслуживания должны использоваться АРМ подсистем мониторинга групп элементов объекта. Все элементы естественно делятся на две группы – основное силовое оборудование и системы управления (включая автоматику). Внутри групп возможно выделение отдельных АРМ РЗА и ПА; технологической автоматики, средств связи и т.п.

В настоящее время широкого практического использования достигли только системы мониторинга РЗА. В связи с этим интеграция средств РЗА с АСУТП подстанций хорошо подкреплена программно-аппаратными средствами и штатно выполняется при проектировании. Все остальные подсистемы мониторинга находятся на стадии разработки регламента их использования. Однако с уверенностью можно сказать, что структура программно-аппаратных средств систем мониторинга технологической автоматики должна быть подобна структуре систем мониторинга РЗА. Принципиальное различие может состоять только в устройствах связи с объектом и в составе исходной информации. Поэтому существующие на рынке программно-аппаратные средства автоматизации потенциально готовы для построения систем мониторинга технологической автоматики. Внедрение таких систем сдерживается отсутствием нормативной и методологической документации, предписывающей использование систем мониторинга элементов электросетевых объектов.

Скачать, 72.82kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов