Категории:

Примерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Поиск по сайту:


Скачать 287.31 Kb.
Дата08.03.2012
Размер287.31 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
Цель и задачи курса
Требования к уровню
Ii. содержание курса
Раздел 1. Начало древнерусской литературы
Раздел 2. Литература Киевской Руси (XI – XII вв.)
Раздел 3. Литература периода феодальной
Раздел 4. Литература периода объединения
Раздел 5. Литература периода укрепления Русского
Раздел 6. Литература XVII в.
Примерная тематика курсовых работ
Iii. распределение часов курса
Iv. форма итогового контроля
Подобный материал:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.


Примерная программа дисциплины

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI – XVII вв.


Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию


Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский


Москва

2005


Автор:

Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Рецензенты:

Пирожкова Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Гаранина Наталия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы. I. История древнерусской литературы XI – XVII вв.» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
^

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА




Ознакомить студента с историей развития русской литературы на ее ранних периодах существования.

История отечественной литературы является важной частью гуманитарного образования, литературной подготовкой журналиста. Наряду с памятниками древнерусской литературы студенты будут ознакомлены с развитием русской публицистики таких выдающихся мыслителей, как И. Волоцкий, А. Курбский, протопоп Аввакум и др.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Изучение курса «История древнерусской литературы XI – XVII вв.» предполагает усвоение студентами основных фактов и закономерностей развития русской литературы, публицистики на ранних этапах их развития, повышение общекультурного, патриотического, профессионального уровня студентов.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение



Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Связь литературы с общими закономерностями исторического процесса. Проблема периодизации. Своеобразие древнерусской литературы: рукописная традиция, анонимность памятников, затрудненность хронологического приурочивания. Историзм древнерусской литературы, связь с фольклором. Гражданственность и патриотизм – характерные черты литературы. Идеи единства русской земли, борьба с внешним врагом, объединительные тенденции – темы древнерусской литературы. Публицистичность памятников. Возникновение древней литературы. Списки, редакции, изводы. Проблема художественного метода, система жанров и стилей. Взаимосвязь жанра и стиля. Этапы изучения литературы XI – XVII вв. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихомирова в изучении древнерусских памятников. Исследования древнерусской литературы А. С. Орлова, Н. К. Гудзия, И. П. Еремина, В. П. Андриановой-Перетц, Д. С. Лихачева и др. Познавательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Традиции древней русской литературы в литературе XVIII и XIX вв.

^

Раздел 1. Начало древнерусской литературы


(конец Х – первая половина XI вв.)


Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы. Письменность у восточных славян. Принятие христианства по византийскому образцу. Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Литературная и культурная связь Руси с Византией, со славянскими странами, странами Западной Европы и Востока. Древнехристианская книжность на Руси. Культовый характер переводной литературы. Библейские канонические книги, апокрифы, жития святых, поучения. Обусловленность выбора переводов потребностями русского раннефеодального государства. Значение книг Библии в этическом и эстетическом плане. Поэтическая образность, афористичность стиля, многообразие жанров в Библии. Связь апокрифов с фольклором. Демократизм содержания и формы. Отражение в апокрифической литературе социальных противоречий. Сборники переводных житий: «Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики». Тематическое и стилистическое многообразие агиографической литературы.

Византийские исторические хроники и их значение (хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола). «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, сборник «Пчела».


^ Раздел 2. Литература Киевской Руси (XI – XII вв.)


Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII вв.

«Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники и редакции. Гипотезы А. А. Шахматова и Д. С. Лихачева. Летопись как важнейший источник политических течений Киевской Руси. Патриотизм и гражданственность – характерные черты «Повести временных лет». Историзм летописи, формирование идеи русской государственности (защита идеи единства русской земли и независимости, политической и религиозной, от Византии). Образ летописца. Содержание и художественные особенности летописи, ее связь с фольклором. Многожанровость летописи как результат использования устных и письменных источников: историческая повесть, сказание, легенда, элементы воинской повести, агиография. Поэтический стиль летописи. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

Торжественная и простая проповедь XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона – памятник ораторского красноречия, отражающий запросы и нужды русской действительности времен Ярослава Мудрого. Утверждение идеи равноправия всех христианских народов и ее государственной и религиозной независимости от Византии. Публицистичность «Слова о законе и благодати». Композиция и стиль «Слова о законе и благодати». Поэтическая образность «Слова о законе и благодати»: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи.

Кирилл Туровский и его слова – проповеди, посвященные прославлению христианских праздников. «Слово на новую неделю по пасхе», лирико-драматический характер проповеди, роль символики и пейзажа. Значение проповеднической литературы.

«Поучение чадам» Владимира Мономаха. Жанр поучений. Личность Владимира Мономаха – выдающегося государственного деятеля. Идеал правителя, князя-воина. Публицистичность памятника. Элементы автобиографизма. Стилистическое своеобразие памятника: соединение церковных и светских элементов в стиле. Нравственный аспект памятника.

Житийная литература. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Осуждение княжеских братоубийственных войн и утверждение идеи родового старшинства в системе княжеского наследия – основная политическая тенденция жития. Отличие анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» от традиционного жития. «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» (Нестора). Поэтичность образов Бориса и Глеба, драматизм и лиричность «Сказания о Борисе и Глебе». Композиция и стилистические особенности памятника. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Особенности жанра, композиции, стиля. Приемы изображения персонажей «Жития Феодосия Печерского».

Киево-Печерский патерик. История создания патерика. Легенды и сказания. Отражение взаимоотношений монастыря и княжеской власти. Монастырский быт. Литературное значение патерика. А. С. Пушкин о прелести простоты и вымысла патериковых рассказов. Их литературное значение.

«Хождение игумена Даниила» в «святую землю». «Хождение» как литературный жанр. Личность Даниила и его рассказ о «земле обетованной». Патриотизм и лиризм автора путешествия. Легендарно-апокрифические элементы «Хождения».

«Слово о полку Игореве». История его открытия, опубликования и изучения. Историческая основа памятника и хронологическое его приурочивание. Полемика о подлинности «Слова о полку Игореве» и времени его создания. «Слово о полку Игореве» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Автор «Слова о полку Игореве», его позиция, понимание им реально-исторической обстановки и призыв к единству русских князей для защиты земли Русской. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве», роль природы. Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления. Своеобразие жанра «Слова о полку Игореве». Образы Русской земли, Бояна, изображение князей. Стиль «Слова о полку Игореве» и средневековый эпос («Песня о Роланде», «Песня о Нибелунгах»). Значение «Слова о полку Игореве» для русской и мировой литературы. Идейно-художественные особенности переводных повестей: «Александрия», «Древгениево деяние», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Батальные картины, поэтичность повестей, элементы стиля воинской повести, их влияние на древнерусскую литературу. Дидактические переводные повести об Акире Премудром и повести о Варлааме и Иосифе.


^

Раздел 3. Литература периода феодальной


раздробленности (XIII – XIV вв.)


Усиление княжеских междоусобиц, нашествие татаро-монголов приводит к потере Киевом своего общерусского значения. Новые политические и культурные центры: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское, Московское и др. Связь с культурными традициями Киева. Проблема общерусского единства в литературных памятниках. Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народностей.

«Моление Даниила Заточника». Две редакции памятника. Образ автора, вопрос о его социальном происхождении. Постановка проблемы в литературоведческих работах. Своеобразие памятника, его обличительный пафос, антибоярская и антиклерикальная направленность. Идея сильной власти князя. Гимн уму, человеческому достоинству, новые критерии в определении общественной ценности человека. Афористичность стиля, книжные и народно-поэтические традиции в стиле памятника. В. Г. Белинский об авторе «Моления Даниила Заточника».

Повести о татарском нашествии. Реально-историческое осмысление событий. Причины поражения русских войск. Героика и патриотизм в борьбе русского народа с татаро-монголами. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.) – воинские повести. Композиция «Повести о приходе Батыя на Рязань», особенности языка и стиля. Народно-поэтические образы в повести. Воинский подвиг Евпатия Коловрата. Изображение князей и дружины.

Серапион Владимирский и его «Слова». Лиризм и драматичность в оценке событий татарского нашествия. Особенности стиля и языка «Слов» Серапиона Владимирского. Публицистичность его произведений.

Агиографическая литература периода нашествия татаро-монголов: «Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского». Идейная направленность житий и художественные особенности.

«Слово о погибели Русской земли». Гражданский патриотический пафос памятника. Народно-поэтическая стилистика.

«Житие Александра Невского». Идея защиты родины. Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля. Своеобразие жанра: сочетание воинской повести и жития. Своеобразие стиля и языка.

«Сказание об Индийском царстве» – произведение переводной литературы.

^

Раздел 4. Литература периода объединения


Северо-Восточной Руси и образования Русского централизованного

государства (конец XIV – начало XVI вв.)


Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. Летописные повести о Куликовской битве, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», общность идейной направленности повестей. Осознание роли Москвы как объединительного центра. Патриотический пафос. Прославление победы как результат единения русских князей, народа в борьбе с кочевниками.

Поэтичность «Задонщины», ее связь с устным народным творчеством. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Сходство и различие памятников. Историческое своеобразие «Задонщины». Особенности композиции и стиля.

Формирование религиозно-политической идеологии Московского государства и московской литературы конца XIV – XV вв. Возникновение риторического, панегирического стиля в литературе.

Усиление в XV в. культурных связей Руси с южно-славянскими странами. Политические и стилистические традиции литературы Киевской Руси. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», идейная направленность и новый эмоционально-риторический стиль агиографического произведения.

Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского», им написанное. Прославление миссионерской и просветительской деятельности Стефана, создавшего пермскую азбуку и обратившего язычников в христианскую веру. Новые принципы изображения человека, особенности композиции и нового риторико-панегирического стиля «плетения словес».

«Житие Сергия Радонежского». Нравственное и политическое значение «Жития Сергия Радонежского». Лиризм в изображении Сергия, особенности повествовательного стиля.

Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета.

Возвышение Москвы и усиление ее роли в русской жизни конца XIV – XV вв.

Теория «Москва – третий Рим», предпосылки возникновения политической теории, ее формирование и отражение в литературных памятниках второй половины XV в.

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора – Искандера. Падение Константинополя под ударами турок в 1453 г. Историко-философское осмысление событий в повести. Художественная выразительность батальных картин, принципы изображения царя Константина и султана Магомета.

Повести о Вавилонском царстве. «Сказание о князьях Владимирских». Политическая направленность произведений. Постановка и решение проблемы преемственности Русью – Москвой – знаков царского достоинства, царской власти. Историко-легендарный характер повестей и их литературные особенности. Публицистичность произведений.

Проблема царской власти в «Повести о мутьянском воеводе Дракуле». Та же проблема о пределах «самовластия» и характере единодержавного правления в публицистическом «Послании на Угру» архиепископа Вассиана, обращенном к Ивану III.

Идейно-религиозные течения второй половины XV в., антицерковная и внутрицерковная борьба в них. Характеристика церковных группировок («иосифляне» и «заволжские старцы»). Еретические течения. Ересь «жидовствующих» и ересь «стригольников». Социальный и рационалистический характер ереси.

Развитие в XV в. областных литератур, отстаивание ими политической и церковной самостоятельности.

Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и житийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. Культ архиепископа Иоанна в «Повести о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим».

«Повесть о новгородском посаднике Щиле» как отражение борьбы с ересью стригольников. «Житие Зосимы и Савватия соловецких». Легендарный характер жития, отразившего борьбу с «литовской партией» Марфы Борецкой.

«Повесть о новгородском белом клобуке», в которой доказывается предопределенность перехода духовной власти из Рима в Новгород. Разделение светской и церковной властей. Независимость Новгорода от Москвы объясняется тем, что «белый клобук» (церковная власть) выше «царского венца» (светской власти). Политическая тенденциозность новгородской литературы.

Повесть о «Псковском взятии». Лиризм и драматизм повести.

Тверская литература. Тверь и Москва. «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу».

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, его любовь к родине, любознательность, веротерпимость. Описание Индии. Особенности жанра, языка и стиля «Хождения», автобиографизм произведения.

Памятник Муромо-Рязанской литературы – «Повесть о Петре и Февронии». Отражение в повести антибоярской тенденции, характерной для русского государства конца XV – начала XVI вв. Поэтичность повести, ее пронизанность фольклором. Демократизм повести. Образ крестьянки Февронии. Сюжетность повести, жанровое своеобразие, фольклорные и агиографические черты в стиле и языке повести.

^

Раздел 5. Литература периода укрепления Русского


централизованного государства (XVI в.)


Расцвет русской публицистики XVI в., вызванный остротой политической борьбы внутри светской (борьба служилого дворянства с боярской знатью) и церковной власти.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Идеологическая острота, ясность и целеустремленность авторской позиции. «Слова» митрополита Даниила, их публицистичность и дидактизм, литературные особенности (просторечная лексика, разговорная интонация, яркость деталей, элементы натурализма). Сочинения Максима Грека. Проблематика публицистики Максима Грека, ее жанровое многообразие. Полемический философский трактат «Беседа ума с душой», приемы аллегории. Защита интересов монастырских крестьян в «Слове о покаянии». Политическая тенденция в «Слове, пространно излагающем с жалостью настроения и безчиния царей и властей последнего жития». Стиль и язык литературно-публицистических произведений Максима Грека.

Публицистические произведения Ивана Пересветова, их политическая тенденциозность: «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магомет-салтане». Светский характер публицистики. Антибоярская направленность. Программа государственных преобразований, необходимая для упрочения единодержавной власти. Черты памфлетности, прием иносказания в стиле публицистики Пересветова.

Андрей Курбский и его публицистические письма к Ивану Грозному. Политическая позиция Курбского, защитника идеологии боярской знати. Композиция писем, риторичность стиля и книжность языка.

Иван Грозный как писатель-публицист. Личность Грозного в его письмах к Курбскому, в послании к старцам Кирилло-Белозерского монастыря. Обоснование Грозным законности единодержавной власти, памфлет против боярской знати. Автобиографические элементы в письмах к Курбскому. Ирония и сарказм как форма выражения. Новые черты в стиле и языке писем. Эмоциональность, экспрессия, соединение книжного языка с просторечным. Композиция писем. Литературное значение сочинений Ивана Грозного.

«История о Казанском царстве» – публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 г. Апология могущества Московского государства и его царя Ивана IV. Художественное воплощение публицистической идеи. Занимательность сюжета, связь с фольклором.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие светские и церковные литературные памятники второй половины XVI в. Общая характеристика Московского летописания. Никоновский летописный свод. Свод житийной литературы – великие «Четьи-Минеи» митрополита Макария. Создание «Степенной книги», ее политическое значение. «Домострой» – книга, утвердившая нормы семейной жизни. Литературные элементы «Домостроя» (картины быта, просторечный язык).


^ Раздел 6. Литература XVII в.


Характеристика эпохи «смутного времени». Отражение в посланиях, «подметных письмах» борьбы с польско-шведской интервенцией. Политическая тенденциозность произведений: «Повесть 1606 г.», «Новая повесть о преславном Российском царстве», повести о Скопине-Шуйском, «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства». Публицистическое осмысление событий, стремление авторов вскрыть причины разорения и внушить читателю определенный взгляд на правителей и судьбу страны. Осознание в произведениях решающей роли народа. Литературные влияния и связь с устным народным творчеством.

«Новая повесть о преславном Российском царстве» – наиболее яркое по публицистическому пафосу и литературной выразительности произведение. Антибоярская тенденция, непосредственное обращение к народу. Ритмизация речи, сочетание риторического книжного стиля, библейской образности с просторечием, живым народным языком.

«Сказания» Авраамия Палицына и «Летописная книга», приписываемая кн. И. М. Катыреву-Ростовскому. Историзм произведений, новое в изображении исторических деятелей и роли народа. Новые формы повествования, введение элементов виршевой поэзии.

Значение событий «смутного» времени для последующего развития литературы: демократизация литературного процесса, светский характер произведений, новый герой, новые темы и жанры.

Эволюция жанра жития в XVII в. «Житие Юлиании Лазаревской». Сочетание житийных элементов с биографической повестью. Изображение Юлиании Лазаревской на фоне реальной жизни дворянской усадьбы конца XVI – начала XVII вв. Стиль «Жития».

Новое в жанре исторического повествования.

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Демократизация жанра, новый герой – казаки. Поэтичность повести, влияние казачьего фольклора на стилистику. Патриотический пафос. Традиция и новаторство в жанре и стиле воинской повести.

Повести о начале Москвы. Вторая половина XVII в. связана с общественно-политическими событиями этого времени. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. способствовало сближению с Западной Европой в экономическом и культурном отношении. Усиливается роль Украины и Белоруссии в развитии литературного процесса.

Результат событий «смуты» – активизация демократических слоев населения, укрепление позиций дворянства. Интерес к жизни рядового человека и окружающей его бытовой обстановке. Новые жанры: бытовая повесть, сатира, виршевая поэзия, драматургия.

Бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злочастии». Основа сюжета, обобщенно-собирательный образ Молодца. Жизненность ситуации: в вымышленном герое воплощены характерные черты молодого поколения середины XVII в. Связь повести с устным народным творчеством. Стих и язык повести.

«Повесть о Савве Грудцыне». Тема взаимоотношений двух поколений роднит с «Повестью о Горе и Злочастии». Сюжетность повествования, роль интриги. Раскрытие характера Саввы Грудцына. Широта охвата исторических событий. Традиционность демонологических мотивов. Идейно-художественная функция образа беса. Традиционные и новые черты в содержании, стиле и жанре повести. Композиция повести. «Повесть о Фроле Скобееве». Светский характер повести. Новые черты в образе героя. Отход от традиционных, домостроевских норм морали. Занимательность сюжета. Юмор в повести. Отношение автора к небогатому дворянину Фролу Скобееву. Особенности языка повести.

«Повесть о Карпе Сутулове». Сатира в изображении духовенства. Занимательность повествования, связь с народной сказкой. Образ купеческой жены Татьяны. Особенности жанра и языка повести.

Демократическая сатира второй половины XVII в. Тематика сатиры и предопределенность ее появления.

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Злободневность сатиры. Обличение судебных порядков, взяточничества подьячих, социальной несправедливости. Связь приемов сатирических обобщений с народной сказкой. Образность народного языка сатирических произведений. «Азбука о голом и небогатом человеке». Протест против социального неравенства, против власти богатых. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и афористичность стиля.

Сатирические произведения, обличающие духовенство: «Калязинская челобитная», «Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Сказание о попе Савве». Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм, деловых и разговорных оборотов речи. Близость произведений к сатирической народной сказке. Язык и стиль сатиры XVII в. Значение демократической сатиры в развитии реалистических тенденций в литературе.

Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древнего благочестия». Идеолог старообрядчества, писатель-публицист протопоп Аввакум (1621 – 1682 гг.). Антифеодальный характер раскола, отразившийся в сочинениях Аввакума.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автобиографизм «Жития». Личность Аввакума, «огнепального» протопопа. Обличение представителей церковной и светской власти. Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре «Жития». Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и агиографических сюжетов), в стиле и языке произведения. Эстетическое кредо Аввакума в спорах об иконном писании. И. С. Тургенев, М. Горький о языке, стиле и личности Аввакума.

Стихотворство второй половины XVII в. Истоки русского стихотворства. Досиллабические вирши. Силлабическая поэзия в творчестве Симеона Полоцкого. Просветительская деятельность поэта, драматурга, издателя. Русское барокко в виршах Полоцкого. Стихотворные сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Панегирические вирши и вирши сатирического характера.

«Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого и ее связь со «школьными драмами». Интермедия. Истоки классицизма в творчестве Полоцкого.

Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Возникновение придворного театра и его репертуар.

Переводная литература второй половины XVII в. Жанры переводной литературы. Сборники дидактических повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Характеристика шуточных и анекдотических новелл в сборниках «Фацеции», «Апофегматы». Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре Златых ключей. Обработка восточного сюжета в «Повести о Еруслане Лазаревиче».

Идейно-художественные традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII – XIX вв. (гражданственность, патриотизм, публицистичность литературы, а в области поэтики: использование сюжетов, поэтических образов, жанров).

Общекультурное и воспитательное значение древнерусской литературы.


^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


Рефераты и письменные работы не предусмотрены учебным планом МГУ.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ


1. Возникновение древнерусской литературы и особенности ее изучения.

2. Первые книги на Руси (книги Библии, сборники житий и т. д.).

3. Апокрифическая литература («Хождение Богородицы по мукам»).

4. Особенности жанра жития в литературе XI – XII вв. («Житие Алексея, человека Божия».)

5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра и стиля.

6. Проповедническая литература XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

7. Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет».

8. Источники редакции «Повести временных лет».

9. Истоки жанров и особенности стиля (там же).

10. Фольклорность (там же).

11. «Поучение чадам» Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра.

12. «Киево-Печерский патерик».

13. «Слово о полку Игореве». Историческая основа, время издания.

14. Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».

15. Система образов в «Слове о полку Игореве».

16. Фольклорность «Слова о полку Игореве».

17. Поэтический стиль «Слова о полку Игореве».

18. Композиция «Слова о полку Игореве».

19. Особенности жанра и стиля «Слова о полку Игореве».

20. Полемика вокруг «Слова о полку Игореве».

21. Основные тенденции литературного развития XIII – начала XIV вв.

22. Повести о нашествии татар на Русь.

23. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Особенности жанра воинской повести.

24. «Житие Александра Невского». Новое в жанре жития.

25. «Слово о погибели Русской земли».

26. «Моление Даниила Заточника». Личность и стиль.

27. Памфлетность «Моления Даниила Заточника».

28. Повести о Куликовской битве.

29. «Задонщина» Сафония Рязанца.

30. Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в.

31. Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». Стиль «плетения словес».

32. Теория «Москва – третий Рим». Ее отражение в литературных памятниках.

33. «Повесть о взятии Царьграда турками».

34. «Сказание о князьях Владимирских».

35. Новгородская областная литература. «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим».

36. «Повесть о новгородском белом клобуке».

37. «Повесть о Петре и Февронии». Сюжетность и фольклорность повести.

38. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествий.

39. Личность Афанасия Никитина в «Хождении за три моря».

40. Заволжские старцы и иосифляне. Ереси.

41. Расцвет русской публицистики XVI в. Проблематика и жанры.

42. Церковная публицистика XVI в. Максим Грек и митрополит Даниил.

43. Иван Пересветов – первый светский публицист.

44. «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова. Публицистичность, прием иносказания, язык произведения.

45. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.

46. Личность Грозного в его письмах и особенности стиля.

47. Письма Курбского. Классовость позиции, особенности стиля.

48. «История о Казанском царстве». Проблематика и художественные особенности.

49. Обобщающие произведения XVI в. и их значение.

50. Основные тенденции развития литературы в XVII в. (новый герой, жанры, тематика, язык).

51. Повести Смутного времени. «Новая повесть о преславном Российском царстве».

52. Эволюция жанра жития в XVII в. («Житие Юлиании Лазоревской»).

53. Традиции и новаторство в жанре воинской повести. («Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков»).

54. Особенности жанра бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии».

55. «Повесть о Фроле Скобееве».

56. «Повесть о Савве Грудцыне». Новый герой, язык повести.

57. Сатирические повести, направленные против судопроизводства. «Повесть о Шемякином суде».

58. «Повесть о Ерше Ершовиче». Формы и приемы сатиры.

59. Антицерковная сатира. «Калязинская челобитная» и «Притча о бражнике».

60. «Повесть о Карпе Сутулове».

61. «Житие протопопа Аввакума». Жанр, язык и стиль.

62. Переводные повести XVII в. «Повесть о Бове-королевиче».

63. Симеон Полоцкий – поэт, драматург.

64. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

65. Начало русского театра. Репертуар (1672 – 1676 гг.).


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


п/п

№№

Наименование тем

и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные

занятия (часы)

Само-стоя-тельная работа

лекции

семинары

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


Возникновение древнерусской литературы и особенности ее изучения


Первые книги на Руси


Митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати». Политический характер церковной проповеди. Храм Софии


«Повесть временных лет»


Жанр житий. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Борис и Глеб в изобразительном искусстве


«Поучение чадам» Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра


«Слово о полку Игореве» и архитектура XII в. (Успенский собор во Владимире, церковь покрова на Нерли)


Фольклорность «Слова о полке Игореве». Особенности жанра


Литература XIII – начала XIV вв. Повести о татаро-монгольском нашествии. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Особенности жанра воинской повести. «Слово о погибели Русской земли».


«Моление Даниила Заточника». Личность и стиль


Повести Куликовского цикла. «Задонщина»


Московская литература. Епифаний Премудрый. «Житие Стефана Пермского». «Житие Сергия Радонежского»


Теория «Москва – третий Рим». Повесть о взятии Царьграда турками


Литература XV в. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Повесть о Петре и Февронии»


Расцвет русской публицистики конца XV – XVII вв. Переписка Грозного и Курбского


XVII в. Основные тенденции развития. Повести Смутного времени. Бытовая повесть. Сатира


Протопоп Аввакум и его «Житие»


Симеон Полоцкий – стихотворец, драматург


5


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


6


7


6



2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


3


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


4


5


4





ИТОГО:

108

36

72





^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Форма итогового контроля – экзамен.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Тексты

Древняя русская литература: хрестоматия / сост. Н. И. Прокофьев. – М., 1980.

Древнерусские предания XI – XVI вв. – М., 1982.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / под общей ред. Н. К. Гудзия. – М., 1960.

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

Литература Древней Руси: хрестоматия / сост. Л. А. Дмитриев. – М., 1990.

Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы XI – начало XII века. – М., 1978; ПЛДР XII века. – М., 1980; ПЛДР. XIII век. – М., 1981; ПЛДР. XIV – середина XV вв. – М., 1982; ПЛДР. Вторая половина XV века. – М., 1982; ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI вв. – М., 1984 и т.д. до ПЛДР. XVII век. – М., 1989. – Кн. 2.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979.

Повесть временных лет / подготовка текста Д. С. Лихачева. – М.-Л., 1950. – Ч. 1, 2.

Повести Древней Руси XI – XII века. – Л., 1983.

Повесть о Петре и Февронии / подгот. текста Р. П. Дмитриевой. – Л., 1979.

Пустозерская проза. – М., 1989.

Русская демократическая сатира XVII века / подгот. текстов ст. и коммент. В. П. Андриановой-Перетц. – Л., 1977.

Русская драматургия последней четверти XVII – начала XVIII вв. – М., 1972.

Русские повести XV – XVI веков / сост. М. О. Скрипель. – М.-Л., 1958.

Русские повести XVII века. – М., 1954.

Сказание и повести о Куликовской битве – 7-е изд. / подгот. Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева. – Л., 1982.

Слово о полку Игореве: Древнерусский текст, переводы и переложения. – М., 1986.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина / подгот. Я. С. Лурье, Л. С. Семенов. – Л., 1986.

Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII веков / сост. Н. К. Гудзий. – М., 1973.

Художественная проза Киевской Руси XI – XIII вв. – М., 1957.


Учебники и учебные пособия


Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд. – М., 1966.

Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – 2-е изд. – Л., 1987.

История русской литературы: В 3 т. – М.-Л., 1958. – Т. 1.

История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980. – Т. 1.

Кусков В. В. История древнерусской литературы. – 5-е изд. – М., 1989.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. XI – первая половина XIV вв.


Дополнительная литература


Андрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.

Еремин И. П. Литература Древней Руси. – М.-Л., 1966.

Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. – М., 1958.

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров, сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – 2-е изд. – Л., 1985.

Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. – М.-Л., 1952.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.

Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М.-Л., 1960.

Лихачев Д. С. Великое наследие. – М., 1975.

Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.-Л., 1960.

Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л., 1973.

Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI – XIII вв. – М., 1980.

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVIII века. – М., 1974.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М.-Л., 1966.

Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971.

Шахматов А. А. Повесть временных лет. – Пг., 1916. – Т. 1.

Утверждено на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.


ПРЕДСТАВЛЕНО:


Председатель Учебно-методического совета

по образованию в области журналистики

(по специальности 030601) Я. Н. Засурский


Зам. председателя УМО по классическому

университетскому образованию А. М. Салецкий


СОГЛАСОВАНО:


Начальник отдела

нормативно-методического

обеспечения развития структуры,

содержания, технологий

и кадров высшего образования ____________ Н. М. Розина

(подпись)


Ведущий специалист отдела нормативно-

методического обеспечения развития

структуры, содержания, технологий

и кадров высшего образования,

курирующий направление ____________ А. В. Минаев

(подпись)


Скачать, 250.2kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов