Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Концепция вернадского о превращении биосферы в ноосферу содержание

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 226.57 Kb.
Дата11.03.2012
Размер226.57 Kb.
ТипРеферат
Содержание
1. Биосфера в трудах В.И.Вернадского.
2. Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере.
3. Учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу.
Список использованной литературы
Подобный материал:


КОНЦЕПЦИЯ ВЕРНАДСКОГО О ПРЕВРАЩЕНИИ БИОСФЕРЫ В НООСФЕРУ


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2

1. Биосфера в трудах В.И.Вернадского. 4

2. Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере. 7

3. Учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17



ВВЕДЕНИЕ


Человечество находится ныне в условиях глобального экологического кризиса, то есть деградации жизненной среды нашего обитания, которая в недалеком будущем может 
приобрести необратимый характер. Проблема сохранения живой природы Земли стала проблемой выживания человеческого рода. Казалось бы говорить в таких условиях о 
ноосфере, сфере разумных отношений между человечеством и биосферой, явно 
преждевременно. И в то же время в естественнонаучной, философской и научно-популярной литературе проблеме ноосферы уделяется большое внимание. Одним из создателей этого учения был крупнейший ученый и мыслитель 
XX ст. В. И. Вернадский.

Владимир Вернадский стал одним из немногих учёных XX века, оставивших свой след в самых разных областях науки – в том числе геологии, биологии, химии, философии. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли, пронизанная жизнью, закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое несёт в себе черты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет»1. Возникшая ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.

Величайший натуралист современности В.И.Вернадский, который свои умозаключения строил исключительно на основе обобщения громадного эмпирического материала писал, что «человек должен понять...что он не есть случайное, независимое от окружающего свободно действующее явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история»2.

Он полагал также, что деятельность человека сравнима с действием геологической силы, поэтому человек должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте. Человек – это определённая функция биосферы, переживающей в настоящее время главное геологическое изменение, а именно возникновение ноосферы.

Развиваясь, ноосфера превращается в новую структурную часть космоса. Вернадский подчёркивал, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

В нашем реферате мы рассмотрим понятие биосферы и ноосферы, взгляды Вернадского на биосферу, его теорию о ноосфере, а также проанализируем учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу


^

1. Биосфера в трудах В.И.Вернадского.



Около 60 лет назад выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами.

В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: “На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”3. Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобразуется живыми существами.

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский, прежде всего, уточнял понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, а живое вещество – это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в туже самую среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находится в непрерывном и тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое4.

Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценозы. Последние в свою очередь неизбежно входят во взаимодействия между собой, что, в конечном счете, уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни – биосферы.

Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействия живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции, т.е. усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы.

Несмотря на всю свою противоречивость, развитие биосферы является фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты. Существование жизни на Земле коренным образом изменило облик нашей планеты и его составляющие – ландшафт, климат, температуру Земли и т.д.

В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума). Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и целенаправленного изменения окружающей природной среды разумными существами. В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы5:

  • заселение человеком всей планеты,

  • резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами,

  • усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли,

  • преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере,

  • расширение границ биосферы и выход в Космос,

  • открытие новых источников энергии,

  • равенство людей всех рас и религий,

  • увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики,

  • свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли,

  • подъем благосостояния трудящихся Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить влияние болезней,

  • разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения,

  • исключение войн из жизни общества.

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает техносферу.

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты был увиден Вернадским6.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения – все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.

Изучая биосферу, механизмы ее эволюции, Вернадский делает следующие обобщения7:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как и всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени.

2. Человек во всех его проявлениях составляет определенную часть строения биосферы.

3. «Взрыв» научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе. Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть, миллиарды лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу.

^

2. Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере.



В.И.Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни – основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. Это концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом8. Представления Вернадского о ноосфере по многим позициям близки к развивавшимся Тейяр де Шарденом9.

Под ноосферой Вернадский понимал целостную геологическую оболочку Земли, формирующуюся в результате синтеза технической и культурной деятельности людей, а также естественных природных процессов. Самое главное в его концепции – это роль сознательного начала в процессе преобразования природы и идея о творческом воздействии человека на окружающую природу10.

В работе «Научная мысль как планетное явление» В. И. Вернадский дал несколько 
определений понятия «ноосфера». Одно из них звучит так: «Под влиянием научной мысли  и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу»11.

Выходит, для познания биосферы и ноосферы (или техносферы то есть сферы, где проявляется человеческий разум и осуществляются человеком технические преобразования) наиболее оправдан и можно сказать, фундаментален геологический подход, прежде всего геохимический, предложенный Вернадским и лежащий в основе его учения, обобщающего другие более частные концепции биосферы.

Так,  В.И. Вернадский понятие "ноосфера" употреблял в разных смыслах:

  • как состояние планеты, когда человек становится  преобразующей геологической силой;

  • как область активного проявления научной мысли;

  • как главный фактор качественной перестройки биосферы.

Вернадский рассматривает возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы, сознание же, однажды возникнув, начинает оказывать всё возрастающее влияние на биосферу благодаря трудовой деятельности человека.

Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты, данные и результаты в единую целостную систему знания, которая убедительно объясняет, какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Она основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, труда и мысли в эволюции биосферы, а через последнюю, и в изменении происходящих на Земле геологических процессов и лика Земли в целом.

Вернадский писал: «Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального  человечества...  Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу»12. В период перехода от биосферы к ноосфере появляется такой мощный геохимический фактор, как увеличивающееся количество зелёного живого вещества за счёт расширения посевных площадей и повышения интенсивности земледелия.

Это приводит к ускорению процессов эволюции, быстрее возникают новые виды растений и животных, а это оказывает в свою очередь ещё большее влияние на ускорение процессов обмена между живым и косным веществом в биосфере. В результате, человек «избавился от голода новым путём, лишь в слабой степени известным животным – сознательным, творческим обеспечением от голода и, следовательно, нашёл возможность неограниченного проявления своего размножения».

Вернадский предвидел неминуемое расширение «границ» ноосферы, имея в виду неизбежный выход человека в космическое пространство. В основе ноосферы – «сферы разума» – лежит гармония человека и красоты природы, и он призывал бережно относиться к этой гармонии. Переход к ноосфере начался с момента появления в жизни человека огня и изготовления первых орудий производства и охоты, благодаря чему он получил преимущество перед животным миром и начал процесс приручения диких животных и создания новых сортов культурных растений.

Теперь уже человек действует не как разумное существо, а как творец. Изучению влияния человека на окружающую среду, поиску путей восстановления пострадавших в процессе его деятельности природных систем посвящена наука, возникшая уже после смерти Вернадского (в семидесятых годах двадцатого века) и получившая своё название, как «экология». Но экология в отличие от учения о ноосфере не изучает процессы преобразования человеком земной коры, не изучает геологическую деятельность человека, её закономерности и последствия.

Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам13.

1. Ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах которой человеческая деятельность становится основным  определяющим фактором развития.

2. Ноосфера есть качественно высшая стадия развития биосферы, связанная с коренным преобразованием как природы, так и самого человека, т.е. ноосфера представляет собой не выделенный над биосферой "мыслящий пласт", а качественно новое состояние самой биосферы,  ее очередную трансформацию в ходе эволюции.

3. Ноосфера как высокоорганизованное состояние  биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств.

4. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносреда, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если для В.И. Вернадского концепция ноосферы связывалась с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера, в своей ипостаси техносреды, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

5. Ноосфера – феномен не столько природы, сколько космоса. Биосфера – живая оболочка Земли; создаваемая разумом искусственная среда (ноосфера) тоже пока в основном на Земле. Ноосфера, включенная в систему бытия человека, предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Считается, что космизм в онтологическом плане – это идеология техногенной среды.

Вышеприведенные аксиомы отражают главные свойства, которыми должна обладать ноосфера.

^

3. Учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу.



Ноосфера – последнее из многих состояний эволюций биосферы в геологической истории – состояние наших дней. По нашему мнению, здесь можно выделить 
несколько аспектов данного понятия. Во-первых, ноосфера – природное геологическое 
явление, высшее эволюционное состояние биосферы. Переход биосферы в ноосферу носит в основном естественный, закономерный характер: во-вторых, ноосферогенез имеет не только стихийный, но и сознательный характер, поскольку ставится вопрос о перестройке биосферы: в-третьих, важнейшим компонентом ноосферы является свободно мыслящее человечество  как единое целое: в-четвертых, создатель биогеохимии называет движущие силы перехода биосферы в ноосферу: научную мысль (науку) и труд (материальное производство).

Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются: биосфера – 
населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли; 
человечество как единое целое, наука, техника («В живом веществе создалась новая 
геологическая сила ума и техники на нашей планете небывалая»), культура («область человеческой культуры и проявления человеческой мысли – вся ноосфера»)14.

Таким образом, ноосфера представляет собой единство природного (биосфера) и социального («общество»). В дальнейшем мысль о единстве природного и социального была  конкретизирована и углублена: «Ход истории пошел к объединению человечества, к  ноосфере – будущему единству человеческой организации как единой действенной 
структуре... Ноосфера – есть планетное явление, и исторический процесс, взятый в 
планетном масштабе, есть то же геологическое явление»15. Ноосфера, с естественнонаучных позиций, – это современная биосфера, частью которой является человечество. Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь на биологическом плане частью биосферы, человечество, как носитель разума, – явление социальное, поэтому оно является биосоциальной реальностью, которая представляет собой основу ноосферы.

Каковы же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное состояние? Особое место здесь принадлежит  идее об эволюции живого вещества человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты». Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по  мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним – биосфера и  человечество.

Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью эволюционного процесса:  «... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было  названо Данацефолизацией, а Ле Контом – психозойской эрой. Это связано с 
развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга – орудия 
научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью... не есть 
кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)»16.

Итак, если под ноосферой понимать гармонизированную систему «общество-биосфера», то человечество может и не дождаться такой «ноосферы». Большое методологическое значение имеет идея В. И. Вернадского о единстве человечества, его материальной и духовной жизни. По его мнению, «человечество едино... Жизнь 
человечества, примесей ее разнородности, стала неделимой, единой... Телеграф, телефон, 
радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми». И далее: «... впервые в истории человечества мы 
находимся в условиях единого исторического процесса, охватывающего всю биосферу 
планеты. Как раз закончились сложные... исторические процессы, которые в конце концов  в нашем XX столетии создали единое, неразрывное целое»17. Все народы Земли в научно-техническом, технологическом, информационном аспектах стали единым целым. 

Причем это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет»18

И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она – одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают  одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием  всего человечества.

Анализируя развитие научного знания в истории человечества, создатель биогеохимии выдвинул идею о «взрыве научного творчества», имеющую большое методологическое  значение. Он отмечает закономерность и неизбежность этого взрыва: «Взрыв» научной  мысли в XX ст. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее  строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем  темпе». Взрыв научной мысли с конца XIX века превратил науку в важнейшую геологическую силу, преобразующую общество, биосферу и всю поверхностную оболочку  Земли. Он стал единым из важнейших факторов формирования и развития  научно-технической революции. Превращение науки в важнейший фактор общественного развития носит объективный и закономерный характер, как и сам переход биосферы в  ноосферу.

Субъективным фактором бурного развития науки XX в., по мнению 
В. И. Вернадского, является свобода научной мысли, которая, однако, была 
весьма ограничена в тоталитарном обществе. 

В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней  государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного 
изыскания», во-вторых, «XX век – век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа»19.

Иными  словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования  биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему  мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие  которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.

Великий натуралист выделил также три тенденции, лежащие в основе развития 
ноосферы: «Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, – с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений... Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо  всех ... не становились реальной государственной задачей... В-третьих, впервые 
поставлена... проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни... ослабления болезней для всего человечества. Впервые ставится задача проникновения 
научного знания во все человечество»20.

В настоящее время данные тенденции проявляются еще более отчетливо. Более того, проблемы  народонаселения и здравоохранения приобрели глобальный характер. В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека и человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек 
живет в биосфере и от нее не отделим». Поэтому произведенная деятельность человечества должна быть связана с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы. Очень актуальной является идея Вернадского о том, что ноосферное сознание 
должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель 
планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном 
аспекте»21.

Важно, чтобы экологическим сознанием обладали все жители нашей 
планеты и в первую очередь – люди, наделенные правом принимать и реализовывать ответственные решения.

Введение идеи «цель» в концепцию ноосферы было важным методологическим 
положением Вернадского. Ноосфера формируется не только в результате стихийной 
деятельности (сам переход биосферы в ноосферу есть стихийное геологическое явление), 
но и в результате сознательного целеполагания деятельности людей как организованного единства человеческого бытия: перед учеными на ближайшее будущее стоят «небывалые 
для них задачи сознательного направления организованности ноосферы...»22.

Следует отметить, что создатель биогеохимии выступал за интеграцию человеческих
знаний. Он отмечал, что «рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой, – расширять охват его со всех точек зрения». Современная экология является биологической и  географической одновременно, поскольку ее объект – биосфера Земли.

Ноосферная концепция  В. И. Вернадского осуществляет органический синтез естественных и социогуманизаторских  наук. По его мнению, «биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками  не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными». Кстати, сам  Вернадский считал науки о биосфере и ее объектах науками. Учение о ноосфере интегрирует естественные и социогуманитарные знания в единый комплекс, изучающий систему «общество – биосфера»23.

Итак, в основе ноосферной концепции В. И. Вернадского лежат следующие идеи: биосоциального эволюционизма; единства вселенскости человечества, его автотрофности; органической связи человечества и биосферы; превращение человечества в мощную геологическую силу; исключительной роли науки в преобразовании биосферы в ноосферу.  В. И. Вернадский определил как предпосылки перехода биосферы в ноосферу, так и  тенденции развития самой ноосферы. И как следствие всего сказанного, создатель биохимии заложил основы экологического (ноосферного) сознания всего человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Великим русским космистом был В.И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере, обобщив данные физики, химии, биологии, геологии, геохимии, биохимии, а также истории и философии. Деятельность всех живых организмов и особенно человеческого общества В.И. Вернадский называл мощной геологической силой, а к научной мысли он относился именно как к планетному явлению.

До него понятие биосфера отождествлялось с пленкой жизни, а она ускользала от внимания геологов из-за своей ничтожности по сравнению с атмосферой, гидросферой или земной корой. Ученый впервые показал, что биосфера – закономерный результат развития нашей планеты, ее верхней области – земной коры. Живые организмы в биосфере не случайные гости, а часть закономерной организованности. В последние годы жизни ученый пришел к выдающемуся философскому открытию – идее перехода биосферы в ноосферу – сферу разума.

Исследуя пути и закономерности преобразования биосферы в ноосферу, В.И. Вернадский пришел к убеждению, что ноосфера вступает в свои права, следуя не благим пожеланиям, не политическим расчетам, не ожиданиям экономических выгод; это новое состояние биосферы возникает независимо от воли и желания людей. Ноосферная тенденция может быть реализована по-разному: плавно, с минимальными издержками, или болезненно, через катастрофы и огромные потери.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало основой экологической стратегии человечества, от которой зависит будущее и само существование планеты Земля. Под биосферой он понимал планетарную область распространения жизни, взятой в прошлом, настоящем и будущем. Под влиянием же научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу (сферу разума)24.

Преобразование биосферы в ноосферу В.И. Вернадский связывал с эволюцией форм биогеохимической энергии. В ходе эволюции живого вещества возникла, наряду с биогеохимической энергией, порождаемой размножением организмов и всюдностью жизни, культурная биогеохимическая энергия. "Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода Homo и близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности далеко оставляющие за собой обычную биогеохимическую энергию живого вещества планеты". Именно эта форма энергии "создает в настоящее время ноосферу"25.

Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.

Термины "биосфера" и "ноосфера" прочно вошли в понятийный аппарат науки, как и тезис об эволюции биосферы. Превращение биосферы в ноосферу – закономерный результат эволюции неживой и живой природы, вершина этой эволюции.

^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.

  2. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994. – 672 с.

  3. Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.

  4. Иванов Ю. Настоящий Вернадский // Зеркало недели. – 2000. – № 24.

  5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Сост. А.Ф. Яншина. – М.: Наука , 1991. – 272 с.

  6. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // В.И.Вернадс­кий. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

  7. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 345 с.

  8. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука, 1999. – 412 с.

  9. Колчинский Э. И. Эволюция биосферы: Историко-критические очерки исследований в СССР. – Л., 1990.

  10. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера.– М., 1990.

  11. Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации: Межгос. конф., Крым, 23-25 мая 2001 г.: Доклады / Сост.: В.И. Резуненко и др. – М.: Ноосфера, 2001. – 467 с.

  12. Соколов Б.С. Биосфера: понятие, структура, эволюция // В.И. Вернадский и современность. – М.: Наука, 1986.

  13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  14. Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М., 1993.

  15. Халапсис В. С. Ноосферология В. И. Вернадского // Философия и социология в контексте современной культуры (сборник научных трудов). – Днепропетровск, ДДУ, 1988.

  16. Шепелев Е.Я. В.И. Вернадский и современность: К 125-летию со дня рождения // Косм. биология и авиакосм. медицина. – 1988. – Т. 22, № 6.

  17. Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. – М., 1996.

1 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // В.И.Вернадс­кий. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.


2 Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.


3 Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука, 1999. – 412 с.


4 Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994. – 672 с.



5 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.


6 Иванов Ю. Настоящий Вернадский // Зеркало недели. – 2000. – № 24.


7 Колчинский Э. И. Эволюция биосферы: Историко-критические очерки исследований в СССР. – Л., 1990.


8 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // В.И.Вернадс­кий. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.


9 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.


10 Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.


11 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Сост. А.Ф. Яншина. – М.: Наука, 1991. – 272 с.



12 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.


13 Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М., 1993.


14 Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. – М., 1996.


15 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.


16 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.


17 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.


18 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // В.И.Вернадс­кий. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.


19 Халапсис В. С. Ноосферология В. И. Вернадского // Философия и социология в контексте современной культуры (сборник научных трудов). – Днепропетровск, ДДУ, 1988.


20 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // В.И.Вернадс­кий. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.


21 Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации: Межгос. конф., Крым, 23-25 мая 2001 г.: Доклады / Сост.: В.И. Резуненко и др. – М.: Ноосфера, 2001. – 467 с.


22 Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. – М., 1996.


23 Халапсис В. С. Ноосферология В. И. Вернадского // Философия и социология в контексте современной культуры (сборник научных трудов). – Днепропетровск, ДДУ, 1988.


24 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Сост. А.Ф. Яншина. – М.: Наука, 1991. – 272 с.


25 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.



Скачать, 316.08kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru