Категории:

Подготовка и оформление реферата реферат

Поиск по сайту:


Скачать 277.22 Kb.
Дата08.03.2012
Размер277.22 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Основные этапы работы над рефератом
2 этап — исполнительский.
3 этап — заключительный.
Выходные данные
Содержание (оглавление) реферата
Оформление ссылок и сносок
Систематизация материала в табличной форме
Основные элементы таблицы
Оформление иллюстраций
Подобный материал:

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА


Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. [1]

В учебном процессе реферат понимается в более широком смысле: это — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.

Реферату должны быть присущи следующие категории:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

  • связность (логическая и формально-языковая),

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на: информативные, или рефераты–конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и индикативные, или рефераты–резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.


^ Основные этапы работы над рефератом


1 этап — подготовительный.

Включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

^ 2 этап — исполнительский.

Включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект.

Выписка осуществляется тогда, когда нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше, всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность хорошо изучить литературу, создать задел, пригодный на будущее.

Цитаты (от лат. zito — «призываю в свидетели») — это выписки из текста книг (статей) — выдержки, сведения словами автора. Правила цитирования:

  1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, небольшими абзацами).

  2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки: «…общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть» (Ф.Хайек О свободе.— Минск: Полифак-Референдум, 1990. — 104 с.).

В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста вместо пропущенного также вставляют три точки: «Высокие инфляционные ожидания, нарастающий товарный дефицит, агонизирующее состояние сферы услуг… — все это не способствует развитию безналичных расчетов в сфере личного потребления» (Основы банковского дела. — Киев: МП «Издательство Либра», 1994. — 153 с.).

Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста.

«Военные историки на Западе … пытаются разобраться: почему Германии не удалось добиться победы в первые месяцы войны? Почему несмотря на значительный перевес сил…вермахт не смог выиграть «блиц-криг»…» (Л.Безыменский Германские генералы — с Гитлером и без него. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. — 162 с.)

  1. Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив и т.п.). Если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено.

  2. После каждой цитаты нужно указывать ее источник. Обычно в квадратных скобках ставят номер, под которым источник указан в списке использованной литературы. В случае использования одного и того же источника, уже упомянутого в предыдущей цитате, указывают в скобках или в с списке: «там же».

Тезис (от греч. tezo — «утверждаю») — более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.

По способу изложения тезисы можно разделить на текстуальными и свободные.

В текстуальных тезисах излагается мысль словами тезируемого текста. В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника (текста), изложить же ее можно, как говорят, своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость и лаконичность.

Конспект (от лат. conspectus — «обзор, изложение») — наиболее сложная и наиболее совершенная форма записи прочитанного, т.к. объединяет в себе многие виды записей — пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.

^ 3 этап — заключительный.

Включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Структурными элементами реферата являются:

  1. титульный лист;

  2. содержание (оглавление) реферата;

  3. введение;

  4. основная часть;

  5. заключение;

  6. список использованных источников;

  7. приложения.


Требования к структурным элементам реферата


  1. Титульный лист

Является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Структурные элементы:

    • Надзаголовочные данные (т.е. данные, стоящие выше заголовка — имени автора). В учебных рефератах они обозначают учебное заведение, где обучается учащийся. Название учебного заведения пишут прописными буквами.

    • Заголовок (это фамилия автора). Указывается фамилия, инициал имени (без отчества), а также класс в котором автор обучается. Фамилия — с прописной буквы, слова «учащийся …» — строчными.

    • Заглавие (название темы реферата). Пишется всегда прописными буквами. Слова «тема» или «на тему» не пишутся.

    • Подзаголовочные данные. Это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т.п. Вид работы (доклад, реферат) указываются ниже наименования темы строчными буквами.

    • Сведения об ответственности. Здесь указываются фамилия (фамилии) лица (лиц), имеющего отношение к подготовке реферата, т.е. руководителя (или руководителей).

    • ^ Выходные данные. Надзаголовочные данные не дают ответа, где находится указанное учреждение. Поэтому в нижней части титульного листа пишут название города. Здесь же указывается год написания реферата. Здесь же указывают год написания реферата. При этом ни слово «год», ни буквы «г» не пишутся. Пример правильно оформленного титульного листа приведен в приложении.




  1. ^ Содержание (оглавление) реферата

Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц.

Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение (обоснование выбранной темы)

  • Основная часть

  • Заключение (выводы)

  • Список использованных информационных ресурсов;

  • Приложения (если таковые имеются)




  1. Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.


Языковые клише, используемые во введении:


Тема

  1. Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу…

  2. Реферат посвящен характеристике проблемы…

  3. Темой реферата является…

  4. В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.


Проблема

    1. В центре внимания автора находятся…

    2. На первый план автором выдвигаются…

    3. Главные усилия автора направлены на…

    4. В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.


Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат

  1. Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…

  2. Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…

  3. Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

  4. В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…



Характеристика первоисточников, используемых автором реферата

  1. Автор привлекает к анализу следующие материалы…

  2. Материалом исследования послужили…

  3. В основе реферата лежат материалы исследований…




  1. Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.


^ Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с.15]. Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.


  1. Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Языковые клише, используемые в заключении:

    1. Автор приходит к выводу, заключению о том…

    2. В заключение можно сказать…

    3. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

    4. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

    5. Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)

    6. На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.




  1. Список информационных ресурсов

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.


Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.


Например:

Книги:

  1. Воронцов Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой: Учебн. пособие для преподавателей и учащихся ср. спец. уч. заведений. — М.: Высшая школа, 1977. — 83 с.

  2. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. — Санкт-Петербург: ГМП «Формика», 1992. — 383 с.

  3. Организация и методика проведения деловых совещаний: Учебное пособие. — Киев: МАУП, 1995.

Из энциклопедии:

  1. Гвоздецкий Н.А. Эльбрус //БСЭ — 3-е изд. — М., 1978. — Т.30. — С.151.

Журнал:

  1. Александрова З. Правовое регулирование труда государственных служащих //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. — 1989. — №1. — С. 16 – 19.

  2. Семенов Ю. Непримиримость: Роман-хроника //Смена — 1987. №20. — С.25–32; №21. — С.24 – 32; №22. — С. 24–31; №23 – С.24–31; №24. — С.24–32.

Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных источников как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники).

Например:

Веб-документ:

  1. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. — Центр «Информика». http://www.informika.ru/text/school/its.html (18 февраля 1999).

Электронная почта:

  1. Виктор Кривощеков <victor@iis.ru> О конкурсе ThinkQuest в России. Личная перписка (12 апреля 2002).

Телеконференция:

  1. Розина И.Н. rozina@edu.donpac.ru Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января 1999. — edu@emissia.spb.su GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 1999).

Электронный ресурс на компакт-диске:

  1. Российская национальная библиография plus [Электрон. ресурс]=Russian books in print plus: With Russ. books out of print/ BowkerSaur with Рос. кн. палатой и др. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). Ed.1: March 1994. — Cop.1994/ — 1 электрон. опт. диск, 2 дискеты + Users guide (Разд. паг.)+ Руководство пользователя (Разд. паг.). — Загл. с контейнера.




  1. Приложения

Приложения к реферату позволяют повысить уровень работы, более полно раскрыть тему.

В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.


^ Систематизация материала в табличной форме

Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

^ Основные элементы таблицы

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.

Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».


^ Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.


Требования к оформлению реферата

  1. Дипломная работа должна быть представлена в твердых обложках.

  2. Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4(210x297).

  3. Объем реферата не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до 30 — 35 страниц.

  4. Для текста, выполненного на компьютере — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк —1,5-2; размер полей: левого — 20мм, правого — 10 мм, верхнего —20 мм, нижнего — 20 мм.

  5. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

  6. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

  7. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются.

  8. Выделение названий разделов, глав, параграфов в тексте обязательно. Это делается размером шрифта, его полужирным начертанием.

  9. Никаких рамок, обрамляющих текст, в том числе и титульный лист, не делается.

Критерии оценки реферата

Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

  • соответствие реферата теме,

  • глубина и полнота раскрытия темы,

  • адекватность передачи первоисточника,

  • логичность, связность,

  • доказательность,

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),

  • оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.);

  • языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

1. Критерии оценки введения:

  • наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

  • наличие сформулированных целей и задач работы,

  • наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

  • наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка;

  • проблемность и разносторонность в изложении материала,

  • выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование,

  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа,

  • выражение своего мнения по проблеме.


Приложение


Образец титульного листа реферата



Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 67


И.Петрова,

учащаяся 11 «А» класса


«интернет и авторское право»


Реферат по курсу предмета «Информатика и ИКТ»


Руководитель

учитель информатики и ИКТ

И.А.Смирнова


Кострома

2005



Информационные ресурсы

  1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. — Введ.01.01.86. — М., 1984. — 75 с.

  2. Воронцов Г.А. Работа над рефератом. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 64 с.

  3. ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация»

  4. Калмыкова И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов// Образование в современной школе— 2001 .— №11.— С. 57- 61.

  5. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) //Практика административной работы в школе. — 2002. — №1.

  6. Розина И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. — Ростовский государственный педагогический университет. — http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/rosina.html (3 мая 2004г.)



Т.Н. Резепина, КОИПКРО, 2006 г.

Скачать, 15.77kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов