Загрузка...
Категории:

Загрузка...

«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 422.07 Kb.
страница1/3
Дата11.03.2012
Размер422.07 Kb.
ТипДокументы
Содержание
I.Теоретическая база опыта
III. Основополагающими принципами данного опыта являются
IV. Условия возникновения и становления опыта
V. Сущность опыта
VI. Основные компоненты опыта
VIII. Система работы учителя и ее результативность
Система поэтапного использования
Тематика занятий
Время использования ИТ на уроке
Тематика занятий
Время использования ИТ на уроке
География России. Природа. – 8 класс.
Тематика занятий
Время использования ИТ на уроке
Тематика занятий
Время использования ИТ на уроке
Тематика занятий
Время использования ИТ на уроке
Подобный материал:
  1   2   3

Доморозов В.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ


Информационно-педагогический модуль


Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского района по теме: «Информационные технологии в процессе обучения географии»


Проблема над которой работает учитель:

Использование информационных технологий в преподавании географии


Цель:

Выделить основные аспекты применения информационных технологий на уроках географии и использовать их в условиях образовательного процесса.


^ I.Теоретическая база опыта:

1.Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники./ А.Г.Гейн. М. Просвещение, 1991 г.

2. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе2003, №8.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. / Г.К.Селевко. - М. НИИ школьных технологий, 2005.

3.Бухаров, М.Н. Практическая теория компьютерного обучения./ М.Н.Бухаров. Труды IV научной сессии « Радиотехники, электроники и связь на рубеже тысячелетия». РНТО РЭС им. А.С. Попова. М., 2000. с191.

4.Васенин, В.А. Российские академические сети и 1пtеrnet ( состояние, проблемы, решения) / Под ред. В.А. Садовничего. М.; РЭФИА, 1997.

5.Видюкова, Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся./Н.В.Видюкова. Пед. мастерская. 2004, №4

6.Дидактические основы компьютерного обучения. Л.1989.

7. Петрова, Н.Н. Примерное поурочное планирование по географии с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9кл.)./ Н.Н.Петрова., Д.В.Новенко. М. Школа. Пресс. 1999.

8. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. /Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

9. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении./ Д.В. Новенко. География в школе, 2004, №5.

10. Баранов, А.С. О возможности использования средств MS Offise в обучении географии./ А.С. Баранов. География в школе, 2003, №7.

11.Свириденко, С. С. Современные информационные технологии./ С.С.Свиренко. - М.: - Радио и связь, 1999.

12. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса./ Г.К.Селевко. – Нии школьных технологий, 2006.

13. Симонов, А. В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития. / А.В.Симонов. - М.: 2002.

14.Полад, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образо­вания. / Е.С.Полад. — М.,1999.

15. Политика в области образования и новые информационные технологии. Нац. доклад РФ // Матер. 2-го Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образова­ние и информатика", М.; 1996, 34 с.

16. Талызина, Н.В. Контроль и его функция в учебном процессе. / Н.В.Талызина. Советская педагогика 1989, №3

17. http://www.kmn.nsc.ru

18. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе 2003. №8.

19. Программы спецсеминаров по методике обучения географии / Под ред. Е.А.Таможней. — М . МПГУ «Прометей», 2002

20. Екшибарова, Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. / Н.А.Екшибарова. География в школе №4. 2006.

21. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования./ Б.С.Гершунский. М.Педагогика, 1987.

22. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. / Е.И.Машбиц. - М. Педагогика, 1988г.

23. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А.Андреев. Школьные технологи. 2001. №3.

24. Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. / А.Г.Селевко. - М: Народное образование, 2002.

25. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии. В 2ч. / Ю.А.Шафрин. - М.2002.

26. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. / В.В.Гузеев. - М: Центр «педагогический поиск», 2004.

27. Калмыков, А.А. Виртуальный учитель. / А.А.Калмыков. Школьные технологии. 2002. .№4.

28. Резников, Ф.И. Быстро и легко осваиваем работу в Интернете. / Ф.И.Резников. - М: Триумф, 2000.

29. Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. / А.Г.Селевко. М, Народное образование., 2002.


II. Актуальность

В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров (ПК) в обучении. Медленно, но все же материальная база школ и других образовательных учреждений, пополняется компьютерной техникой. Но в связи с этим возникает вопрос: «как использовать с наибольшей пользой это современное средство обучения?»

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе « информация – алгоритм – ПК», сформировать навыки работы с ИТК, научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.

Современная система образования должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии позволяет решать данные задачи.

Самым трудным и одновременно очень важным в процессе компьютерного обучения ( помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно- педагогических средств (ППС). Нехватка ПО, а тем более нехватка методических рекомендаций по их использованию сильно отталкивает учителей, желающих использовать ПК в обучении. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ.


^ III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- научность;

- системность;

- открытость;

- перспективность;

- проведение занятий на основе использования информационной технологии;

- усиление практической направленности содержания курсов географии;

- обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


^ IV. Условия возникновения и становления опыта:

- Модернизация системы географического образования в Белогорской средней общеобразовательной школе направлена на внедрение компьютерных технологий и мультимедиа;

-Система образования направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности;

-Недостаточное количество методического материала по использованию вариантов сочетания традиционной и информационной технологий обучения.


^ V. Сущность опыта:

1.Уточнены понятия “поток учебной информации” и “информационная технология обучения”.

2.Определены роль и место использования информационной технологии в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов курса.

3.Сформулированы критерии отбора учебных тем при работе по традиционному курсу географии. Наряду с этим разработаны критерии отбора и конструирования содержания школьного курса географии, с использованием информационной технологии.

4.Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения географии. которая выразилась в овладении учащимися работы с информационным потоком, предложенным компьютером, в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и приобретении более качественных знаний по географии.

-изучить составляющие информационной технологии в процессе обучения

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- исследовать условия и эффективность применения ИТ в обучении географии;

- создание системы поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии;

- сформировать информационные знания и умения.


^ VI. Основные компоненты опыта

1.Предложены методические рекомендации по использованию компьютерных технологий при изучении школьного курса географии.

2.Разработатна система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии в условиях сельской школы.

3.Предложена методика и описание особенностей технологии компьютерного урока.

4. Разработаны формы фиксации результатов учебной деятельности учащихся с использованием компьютерных технологий.


VII. Новизна предусматривает:

  1. Индивидуально ориентированный подход в обучении учащихся при изучении географии с использованием ИКТ на профильном и базовом уровнях;

  2. Внедрение авторской модели организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ.

  3. Применение электронных курсов для учащихся по географии.

  4. использование методических рекомендаций по применению ИКТ в преподавании географии.

Проведение эксперимента – использование компьютера в учебном процессе как мощного технологического средства, как средства самореализации учащихся, как инструмент творчества, стимулирующий его лучше познать самого себя, полнее раскрыть свои способности, проявить свою индивидуальность, как средства повышающего эффективность учебного процесса, уровень предметных знаний.


^ VIII. Система работы учителя и ее результативность

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического анализа изучаемой проблемы учителем Белогорской СОШ Гудковой А.Н. было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий формирующий контрольный

На I этапе проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной документации. Изучены основные информационные технологии, технологии применения средств ИТК в предметном обучении, выявлены предъявляемые к ним требования, определены пути решения поставленной проблемы. В результате была сформулирована гипотеза исследования, определены основные цели и задачи.

На II этапе были проанализированы и изучены программы, опробованы педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств, контролирующие и моделирующие программы по некоторым разделам всех курсов школьной географии. В результате проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности систем контроля и моделирования географических процессов и методик их применения.

На III этапе завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов.

На VI этапе проводиться составление методических рекомендаций для учителей географии поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии в условиях сельской школы.

Основные результаты исследования сводятся к следующему:

-Определены роль и место использования информационных технологий в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения.

-Разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии.

-Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения географии.

Материалы работы могут быть использованы в процессе изучения школьного курса географии в 6-10-х классах. Система поэтапного использования ИТ предназначена для учителей географии. Творчески работающий педагог имеет возможность, отталкиваясь от предоставленных подходов, разработать собственные.

^ Система поэтапного использования

информационных технологий в обучении географии.


Физическая география /начальный курс/ - 6 класс.




^ Тематика занятий

Тема, раздел, параграф

Тип урока

Методы

Методическое использование ИТ

Ожидаемый результат обучения

^ Время использования ИТ на уроке

1.

Введение. Что изучает география.

§ 1

Вводный, комбинированный

Иллюстративный

Демонстрация фрагментов

Рисунок: «Что изучает география»

10 мин.

2.

Развитие географических знаний о Земле.

§ 2

Комбинированный

Программированный

Интерактивная карта, видеофрагмент

Кроссворд: «географические открытия»

15 мин.

3.

Условные знаки плана местности

§ 3-4

Комбинированный

Практический

Игровые моменты.

Практика с условными знаками

План своего двора

По 5 минут на уч-ся

4.

Высота абсолютная и относительная. Изображение рельефа горизонталями.

§ 6

Комбинированный

Частично-поисковый

Работа со словарем: ключевые понятия и термины.

Разбор схемы: изображение рельефа горизонталями

Рисунок холма и впадины методом горизонталей

15 мин.

5.

Форма и размеры Земли. Глобус.

§ 9

Комбинированный

Программированный

Разбор схемы: «Строение Земли».

Работа со словарем

Составление схемы: «Внутреннее строение Земли»

10 мин.

6.

Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.

§ 19

Комбинированный

Беседы

Видеофрагменты: «вулканы»

Модель вулкана

15 мин.

7.

Основные формы рельефа Мирового океана.

§ 22

Комбинированный

Частично-поисковый

Схема: «основные формы рельефа Мирового океана»

Контурная карта: «Крупнейшие хребты Мирового океана»

10 мин.

8.

Обобщение

Повтор.

§ 16-22

Повторно-обобщающий

Контроля и самоконтроля

Тестовые задания

Мини-сообщение о вулкане.

По 5 минут на уч-ся

9.

Мировой океан и его части

§ 24

Комбинированный

Частично-поисковый

Интерактивная карта.

Словарь: ключевые слова темы

Словарик по теме.

15 мин.

10.

Движение вод в океане.

§ 26

Комбинированный

Иллюстративно-программированный

Видеофрагмент.

Интерактивная карта

Контурная карта: «Течения в Мировом океане»

10 мин.

11.

Реки

§ 30

Комбинированный

Частично-поисковый

Слайд: «Формирование речной долины».

Словарь.

Описание своей реки по плану.

5 мин.

12.

Температура воздуха

§ 36-37

Интегрированный

Практический

Построение таблицы по данным и графика хода температур.

Анализ календарика: «Наблюдение за погодой»

20 мин.

13.

Климат своей местности

Повтор.§ 34-44

Повторно-обобщающий

Практический

Интерактивная карта. Практика.

Мини-сообщение: «Народные приметы»

20 мин.

14.

Биосфера и ее части. Биоразнообразие организмов на Земле.

§ 45

Комбинированный


Иллюстративный

Схема: «Животный мир материков»

Кроссворд: «Органический мир Земли»

10 мин.

15.

Обобщение

Повтор. § 45-46

Комбинированный


Иллюстративный

Беседы.

Слайды: «Растительный и животный мир Росси»

Рисунок «Органический мир п. Белогорский»

10 мин.

16.

Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты.

§ 49-50

Комбинированный


Программированный

Интерактивная карта. Слайды: «Народы мира».

Видеофрагменты:»Крупнейшие города мира»

Рассказ о народах своего села

20 мин.

17.

Итоговое повторение

Повтор.

§ 1-50

Повторно-обобщающий


Контроля и самоконтроля

Практика. Контроль. Тесты

Сочинение: «Что нового я узнал из курса географии»

По 10 минут на уч-ся.



География материков и океанов- 7 класс.




^ Тематика занятий

Тема, раздел, параграф

Тип урока

Методы

Методическое использование ИТ

Ожидаемый результат обучения

^ Время использования ИТ на уроке

1.

Карта –второй язык географии. Явления и процессы на географических картах.


Стр.

15-17


Комбинированный


Объяснительно-иллюстративный


Обзор карт. Словарь.


Анализ карт атласа за 7 класс.

10 мин.

2.

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Стр.

20-24

Комбинированный


Объяснительно-иллюстративный


Схема: «Вселенная». Слайды.

Схема: «Место Земли в Солнечной системе»

15 мин.

3.

Роль атмосферы в жизни Земли.

Стр.

28-34

Комбинированный


Эвристическая беседа

Видеофрагмент: Распределение климатических компонентов по сезонам года»

Графическое изображение строения атмосферы.

15 мин.

4.

Гипотезы происхождения Гидросферы. Единство вод Земли

Стр.

38-49

Комбинированный


Практический


Схемы. Диаграммы. Тесты.

Словарь.

Схема: «Мировой круговорот воды»

15 мин.

5.

Земля – планета людей

Стр.

61-65

Комбинированный


Частично-поисковый

Диаграммы. Графики. Слайды. Схема: «переселение народов»

Мини-сообщение: «Расы людей»

10 мин.

6.

Африка

Стр.

87-95

Вводный

Программированный


ФГП материка.

Контурная карта: «ФГП материка»

20 мин.

7.

Внутренние воды Африки

Стр.

105-107

Комбинированный


Программированный


Карты. Слайды.

Диаграмма: «Крупнейшие реки Африки»

5 мин.

8.

Обобщение по теме: Африка.

Стр.

87-130

Повторно-обобщающий

Контроля и самоконтроля


Практика:»Географические объекты на карте». Тесты.

Кроссворд: Африка

20 мин.

9.

Австралия и Океания

Стр.

130-145

Урок-путешествие

Программированный


ФГХ – диктор.

Работа с профилем.

Контурная карта: «Острова Океании»

15 мин.

10.

ФГП Южной Америки

Стр.

146-147

Комбинированный


Практический


Практика.

Описание особенностей крайних точек материка

10 мин.

11.

Народы и страны Южной Америки

Стр.

159-168

Комбинированный


Частично-поисковый

Практика: Составление портрета представителей различных рас/творческое задание/.

Визитная карточка страны

10 мин.

12.

Обобщение по южным материкам

Стр.

87-168

Повторно-обобщающий

Контроля и самоконтроля


Практика. Тесты.

Выпуск «молнии»: В чем своеобразие каждого материка?

20 мин.

13.

Океаны

Тема 4

Вводный

Программированный


Обзор ФГХ океанов – диктор.

Лоция океана

15 мин.

14.

Современные исследования полярных областей

Стр.

160-177

Комбинированный


Частично-поисковый

Схемы. Слайды. Видеофрагмент. Практика.

Прект: «Пути добычи полезных ископаемых в Антарктиде»

15 мин.

15.

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Стр.

183-184

Комбинированный


Программированный


Карты. Схемы. Видеофрагменты.

Сообщение: «Национальные парки»

10 мин.

16.

Природные зоны

Стр.

190-193

Комбинированный


Практический


Практика: Географические объекты на карте Северной Америки. Распределение органического мира по природным зонам.

Сочинение: «Путешествие по природной зоне»

10 мин.

17.

Обобщение.

Повтор. Темы 6

Комбинированный


Частично-поисковый

Обзор ФГХ материков и океанов – диктор. Практика.

Проект возможного путешествия по странам и континентам

15 мин.

18.

ФГП Евразии

Стр.

202-203

Вводный

Программированный


Слайды: «Достопримечательности Евразии». Практика.

Профиль Кавказских гор.

15 мин.

19.

Органический мир Евразии

Стр.

218-223

Комбинированный


Программированный



Карты. Схемы. Слайды. Практика.

Творческое задание: Природная зона в рисунках

15 мин.

20.

Народы и страны.

Стр.

224-260

Комбинированный


Практический


Карты. Схемы. Практика: «Составление каталога субрегионов Евразии»

Визитная карточка стран Евразии.

20 мин.

21.

Обобщение по северным материкам

Повтор. темы

4-7

Повторно-обобщающий

Контроля и самоконтроля

Практика. Тесты.

Сочинение: «Какое место на Земле самое интересное?»

20 мин.
  1   2   3

Скачать, 113.63kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru