Категории:

Учебно-методические материалы по дисциплине «общее языкознание»

Поиск по сайту:


Скачать 303.6 Kb.
Дата12.03.2012
Размер303.6 Kb.
ТипЛитература
Содержание
Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания
Вильгельм фон гумбольдт — основоположник общего языкознания”
Натуралистическое направление в языкознании. а. шлейхер
Логико-грамматическое направление в языкознании х1х века. ф.и. буслаев
Психологическое направление
Младограмматическое направление
Казанская лингвистическая школа
Московская лингвистическая школа
Лингвистическая концепция фердинанда де соссюра
Основные направления структурализма
Языкознание хх века. современные направления лингвистических исследований
Работа с таблицей
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Рекомендуемая схема анализа научных работ
Контрольное задание № 3
Контрольное задание № 4
Подобный материал:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

специальность 031001 «Филология»


Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ, СРЕДНИЕ ВЕКА, В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ





  1. Зарождение языкознания (IV тыс. до н.э.–V в. н.э.).

  2. Языкознание в средние века (V–ХVII вв.).

  3. Языкознание в эпоху Возрождения и Просвещения (ХIV–ХVIII вв.).



ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 11–61.

  2. Алпатов В.М. “Грамматика Пор-Рояля” и современная лингвистика (К выходу в свет русских изданий) // Вопросы языкознания, 1992. — № 2.

  3. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. — М., 1975.

  4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 5–30.

  5. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. — С.38–48.

  6. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — Ч.1. — С.7–16.

  7. История лингвистических учений: Древний мир. — Л.: Наука, 1980.

  8. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.: Наука, 1985.

  9. История лингвистических учений: Средневековая Европа. — Л.: Наука, 1985.

  10. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. — СПб., 1991.

  11. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 7–37.

  12. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. — М.; Л., 1952. — Т. 7. — С. 23–24, 35–41.

  13. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 5–42.

  14. Сусов В.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.

  15. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин; под ред. Ф.П. Филина. — М., 1977. — С. 17–22.

16. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 15-39.


Практическое занятие № 2

. ^ ОТКРЫТИЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА И СТАНОВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ


  1. Сущность сравнительно-исторического языкознания.

  2. Возникновение германистики (Франц Бопп, Якоб Гримм, Расмус Раск).

  3. Формирование славистики (А.Х. Востоков).



ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 54–62.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 31–41.

  3. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 28–68.

  4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 37–47; 55–81.

  5. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 43–141.

  6. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. — М., 1955.

  7. Сусов В.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 41-55.


Практическое занятие № 3

^ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ”



  1. В. Гумбольдт — основатель теоретического языкознания.

  2. Философская основа лингвистических взглядов В. Гумбольдта.

  3. Основные лингвистические проблемы, рассмотренные Гумбольдтом.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 62–78.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М,. 1984. — С. 41–57.

  3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. — М, 1984.

  4. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX-ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч.1. — С. 69–104.

  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С.48–55.

  6. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 52–56.

  7. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989. — С. 37–54.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 57-68.


Практическое занятие № 4

^ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ. А. ШЛЕЙХЕР


Характеристика натуралистического направления.

Лингвистическая концепция А. Шлейхера.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 78–84.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 88–96.

  3. Десницкая А.В. О лингвистической теории Августа Шлейхера // Вопросы языкознания. — 1971. — № 6.

  4. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — Ч.1. — С. 105–122.

  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 59–63.

6. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 71-84.


Практическое занятие № 5

^ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ Х1Х ВЕКА. Ф.И. БУСЛАЕВ


  1. Общая характеристика логико-грамматического направления.

  2. Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико-грамматического направления.

  3. Основные работы Ф.И. Буслаева “О преподавании отечественного языка”, “Историческая грамматика русского языка”.



ЛИТЕРАТУРА





  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 60–63.

  2. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. — М., 1959.

  3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992.

  4. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. — С. 69–91.

  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 48–55.

  6. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — M., 1977. — С. 112–123.

  7. Чурмаева Н.В. Буслаев Ф.И. — M.: Просвещение, 1984.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 86-92.


Практическое занятие № 6

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ЯЗЫКОЗНАНИИ


  1. Общая характеристика психологического направления.

  2. А.А. Потебня — глава психологического направления в России, его основные работы.

  3. Общелингвистические взгляды А.А. Потебни, их критический анализ.



ЛИТЕРАТУРА


Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 68–87.

Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — M., 1978. — С. 91–104.

Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — Ч.1. — С. 123–135.

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 88–92.

Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 52–56.

Потебня А.А. Из записок по русской грамматике, т. 1–4 — М., 1958–1969.

Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989.

Франчук В.Ю. А.А. Потебня. — М.: Просвещение, 1986.

Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1977. — С. 179–236.

10. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 93-109.


Практическое занятие № 7

^ МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


  1. Общая характеристика младограмматического направления, его представители в западноевропейской науке.

  2. Основные идеи младограмматиков.

  3. Сильные и слабые стороны младограмматического направления.

  4. Критика младограмматического направления.

  5. Анализ статьи Г. Шухардта “О фонетических законах”.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 94–116.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 96–114.

  3. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч.1. — С. 184–232.

  4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 71–81.

  5. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 78–96.

  6. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005.

  7. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986.

  8. Шухардт Г. О фонетических законах // В.А. Звегинцев. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть 1. — М., 1964. — С. 304–312.

9. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 110-117.


Практическое занятие № 8

^ КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА


Общая характеристика Казанской лингвистической школы.

Основные лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ, его вклад в языкознание.

Основные лингвистические взгляды В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского.


ЛИТЕРАТУРА


1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 116–129.

  1. Андреева Л.А. И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казани // Рус. яз. в шк. — 1985. — № 3.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 150–177.

  3. Бодуэн де Куртенэ Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1–2. — М., 1963.

  4. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. — С. 110–119.

  5. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 263–300.

  6. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — С. 96–103.

  7. Кодухов В.И. Общее языкознание. — М., 1974. — С. 59–65.

  8. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1977. — С. 327–411.

10. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 140-159.

11.Щерба Л.В. И.А. Бодуэн де Куртенэ и его значение в науке о языке // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.


Практическое занятие № 9

^ МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА


  1. Общая характеристика Московской лингвистической школы.

  2. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании.

  3. Научные заслуги А.А. Шахматова и А.М. Пешковского.

  4. Значение Московской лингвистической школы в развитии сравнительно-исторического языкознания.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979. — С. 183–196.

  2. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX– начало XX вв.). — М.: Наука, 1968. — Гл. 1, 2, 3. — С. 28–84.

  3. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца ХIX века (к 150-летию со дня рождения ученого). — Рус. яз. в шк. — 1998. — № 1.

  4. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 238–262.

  5. Кодухов В.И. Общее языкознание. — М., 1974. — С. 65–70.

  6. Колосов В.В. Значение лингвистических трудов А.А. Шахматова для современного славянского языкознания // Вопросы языкознания. — 1971. — № 2.

  7. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 92–96.

  8. Макаров В.И. А.А. Шахматов. — М., 1981.

  9. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956.

  10. Стеценко А.Н. Ф.Ф. Фортунатов //Рус. речь. — 1972. — № 4.

  11. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. — М., 1956. — Т. 1. — С. 126–131, 182–190.

  12. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1977. — С. 273–322.

  13. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941.

  14. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 161-183.

  15. Щерба Л.В. Ф.Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.



Практическое занятие № 10

^ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА


  1. Характеристика лингвистической деятельности Ф. де Соссюра.

  2. Антиномии Соссюра.

  3. Концепция языкового знака.

  4. Ученики и последователи Ф. де Соссюра, их вклад в развитие языкознания.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 129–142.

  2. Апресян Ю.И. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966. — С. 27–36.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 157–176.

  4. Будагов Р.А. Фердинанд де Соссюр и языкознание нашего времени // Будагов Р.А. Язык, история и современность. — М., 1971. — С. 42–63.

  5. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. — М., 1974. — С. 45–82.

  6. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 358–361.

  7. Кодухов В.И. Общее языкознание. — М., 1974. — С. 70–76.

  8. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 110–116.

  9. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977.

  10. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. — М., 1990.

  11. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 184-200.



Практическое занятие № 11

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРАЛИЗМА


  1. Общая характеристика структурализма.

  2. Пражский лингвистический кружок (функциональная лингвистика).

  3. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

  4. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).



ЛИТЕРАТУРА


  1. Амирова Т.А. Из истории лингвистики ХХ века. — М., 1999.

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 157–194.

  3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966.

  4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 214–266.

  5. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.

  6. Горбачевский А.А. Введение в языкознание. – Челябинск: ЧГПУ, 1998. – С. 116-121.

  7. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. 2, гл. 2, 3, 4. — С. 91–209.

  8. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. — М., 1974. — С. 5–33, 82–156.

  9. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — С. 117–162.

10.Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005. – С. 185-214.

11. Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. — М., 1967. — С. 17–41.

12.Трубецкой Н.С. Основы фонологии. — М., 1960.

  1. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 203-282.



Практическое занятие № 12, 13

^ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ХХ ВЕКА. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


  1. Основные этапы и черты русского языкознания после Октябрьской революции.

  2. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика.

  3. Лингвистические взгляды И.И. Мещанинова.

  4. Научные заслуги В.В. Виноградова.

  5. Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы.

  6. Научные заслуги Е.Д. Поливанова, Г.О. Винокура.

7. Отличительные черты современного этапа развития мирового языкознания.

8. Современные направления лингвистических исследований.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 227–323.

  2. Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991. — С. 143–167.

  3. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходе к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. –С 15-26.

  4. Амирова Т.А. Из истории лингвистики ХХ века. — М., 1999.

  5. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979. — С. 384–399.

  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 267–298.

  7. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978.

  8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). — М., 1972.

  9. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце 20 века // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 239-320.

  10. Иванова В.Ф. Академик Л.В. Щерба как теоретик и практик русского правописания // Рус. яз. в шк. — 1985. — № 3.

  11. История советского языкознания. Хрестоматия. — М., 1981. — С. 153–184.

  12. Колесов В.В. Щерба Л.В. — М.: Просвещение, 1987.

  13. Кондрашов Н.А. Академик В.В. Виноградов (к 100-летию со дня рождения): лингвистическое наследство // Рус. яз. в шк. — 1994. — № 6.

  14. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 178–192, 193–196.

  15. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века ( опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 144-238.

  16. Одинцов В.В. В.В. Виноградов. — М.: Просвещение, 1983.

  17. Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке 20 века // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 7-34.

  18. Сусов И.П. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 в. // Сусов И.П. История языкознания: Учеб. пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999. – С. 177-201.

19. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 283-376.

  1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.



Самостоятельная работа студентов

Темы рефератов по курсу «Общее языкознание»

  1. Анализ работ основоположников сравнительно-исторического языкознания Ф. Боппа, Я. Гримма, Р. Раска, А.Х. Востокова.

  2. Анализ работы В. Гумбольдта “О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода”.

  3. Анализ работы А. Шлейхера “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”.

  4. Анализ работ Ф.И. Буслаева “Историческая грамматика русского языка” и “О преподавании отечественного языка”.

  5. Анализ работ А.А. Потебни “Из записок по русской грамматике” и “Мысль и язык”.

  6. Анализ работы Г. Пауля “Принципы истории языка”.

  7. Анализ работ И.А. Бодуэна де Куртене: “Фонема”, “Опыт теории фонетических альтернаций”, “Языкознание, или лингвистика, XIX века”.

  8. Анализ работы Ф.Ф. Фортунатова “Сравнительное языкознание”.

  9. Анализ работы А.А. Шахматова “Синтаксис русского языка”.

  10. Анализ работы А.М. Пешковского “Русский синтаксис в научном освещении”.

  11. Анализ работы В.В. Виноградова “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”.

  12. Анализ работ И.И. Мещанинова “Общее языкознание”, “Члены предложения и части речи”.

  13. Анализ работ Л.В. Щербы (на выбор).

  14. Анализ работы Ф. де Соссюра “Курс общей лингвистики”.

  15. Пражская школа структурализма. Анализ основных работ представителей этой школы.

  16. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика), её отличие от других направлений структурализма. Анализ основных работ представителей этой школы.

  17. Американская школа структурализма (дескриптивная лингвистка). Анализ работы Л. Блумфилда “Язык”.

  18. Анализ работ французских лингвистов (А. Мейе, Э. Бенвенист, Ж. Вандриес, Л. Теньер, А. Мартине) (На выбор).

  19. Анализ работы Е. Куриловича “Очерки по лингвистике”.

  20. Анализ работ Н. Хомского “Язык и мышление”, “Аспекты теории синтаксиса”.



^ Работа с таблицей

В целях систематизации изучаемого материала при изучении вопросов по истории лингвистических учений полученные данные желательно свести в таблицу:



Ученый- лингвист

Годы

жизни

Историческая эпоха

Работы

Основные

положения анализируемых работ

Значение

научных работ ученого





















^ Контрольные вопросы для самостоятельной работы

Занятие 1

    1. Чем обусловлено возникновение языкознания в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Риме?

    2. Охарактеризуйте особенности грамматики Панини.

    3. В чем различие древнегреческих и древнеиндийских лингвистических традиций?

    4. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие проблемы языкознания, которые волновали древнегреческих и древнеримских ученых.

    5. Каково значение классического языкознания?

    6. Охарактеризуйте состояние лингвистики в Западной Европе в средние века.

    7. В чем сущность спора между номиналистами и реалистами?

    8. Какова причина расцвета арабского языкознания в средние века?

    9. Назовите основные особенности арабского языкознания.

    10. Чем объясняется повышенный интерес к языку в эпоху Возрождения?

    11. Какова роль Данте в развитии языкознания?

    12. В чем отличие лингвистики ХVII–ХVIIIвв. от предшествующего языкознания?

    13. Какова роль Ф. Бэкона, Д. Локка, Г. Лейбница, Р. Декарта, И. Гердера, Ж.Ж. Руссо в развитии лингвистических идей?

    14. Почему грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло характеризуется как универсальная и рациональная? В чем ее достоинства и недостатки? Какие, на ваш взгляд, актуальные для нашего времени идеи содержатся в этой грамматике?

    15. Назовите основные лингвистические труды М.В. Ломоносова и вопросы языкознания, которые в них рассматриваются.

    16. Почему М.В. Ломоносов считается одним из предшественников сравнительно-исторического языкознания?

    17. В чем особенность его “Российской грамматики”?



Занятие 2


  1. В чем сущность сравнительно-исторического метода?

  2. В чем различие методики сравнения у Ф. Боппа и Р. Раска?

  3. Каковы заслуги Ф. Боппа и Р. Раска в становлении сравнительно-исторического языкознания?

  4. Докажите своеобразие вклада Я. Гримма в развитие сравнительно-исторического метода.

  5. Какова заслуга А.Х. Востокова в развитии сравнительно-исторического языкознания в России?


Занятие 3


1. Почему В. Гумбольдт считается основателем общего языкознания?

2. Какова философская основа лингвистических взглядов В. Гумбольдта?

3. Охарактеризуйте основные лингвистические проблемы, рассмотренные Гумбольдтом.

4. На примере проблемы “язык — мышление — деятельность” покажите идеализм воззрений Гумбольдта.

5. Что является объективно ценным в научном наследии Гумбольдта?


Занятие 4

  1. Чем вызвано появление натуралистического направления в языкознании?

  2. Каковы основные идеи теории А. Шлейхера?

  3. Почему А. Шлейхер относил язык к естественным явлениям?

  4. Как, в понимании А. Шлейхера, развивался язык?

  5. В чем сильные и слабые стороны его концепции?


Занятие 5

1. Дайте общую характеристику логико-грамматического направления.

2. Назовите основные работы Ф.И. Буслаева.

3. Перечислите общие проблемы языкознания, обсуждаемые в работах Ф.И. Буслаева.

В чем отличие “Исторической грамматики русского языка” Ф.И. Буслаева от предыдущих грамматик?

Каково значение трудов Буслаева для развития сравнительно-исторического языкознания?

Раскройте основные положения синтаксической теории Ф.И. Буслаева, укажите ее логические основания.


Занятие 6

Перечислите причины возникновения психологизма.

Дайте общую характеристику психологического направления и охарактеризуйте его основных представителей.

Каковы философские основы лингвистической концепции А.А. Потебни?

Изложите взгляд А.А. Потебни на проблему соотношения языка и мышления.

Раскройте сущность его учения о слове, о внутренней форме слова, изложите его теорию грамматической формы.

Раскройте сущность синтаксического учения А.А. Потебни.

Каково значение лингвистических работ А.А. Потебни?


Занятие 7

1. Дайте общую характеристику младограмматического направления.

2. Назовите его основных представителей.

Охарактеризуйте основные идеи младограмматиков.

В чем основная заслуга младограмматиков?

Чем обусловлены слабые стороны младограмматического направления?

Какие лингвистические школы находились в резкой оппозиции к младограмматизму?


Занятие 8


Дайте общую характеристику Казанской лингвистической школы.

Каковы основные взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на язык?

Что, по его мнению, влияет на развитие языка?

Охарактеризуйте вклад И.А. Бодуэна де Куртенэ в фонетику и фонологию.

Изложите основные лингвистические взгляды В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского, перечислите их научные заслуги.

Занятие 9

1.Каковы отличительные черты Московской лингвистической школы?

2. В чем сущность фортунатовского учения о грамматической форме и его грамматической классификации слов?

3.Раскройте содержание синтаксической концепции Ф.Ф. Фортунатова.

4.Перечислите научные заслуги А.А. Шахматова и А.М. Пешковского. Охарактеризуйте их основные работы.

5.Каково значение Московской лингвистической школы в развитии сравнительно-исторического языкознания?


Занятие 10

  1. Назовите антиномии Ф. де Соссюра.

  2. Почему антиномия языка и речи является основной в лингвистической концепции Ф. де Соссюра?

  3. Чем, в понимании Соссюра, различаются внешняя и внутренняя лингвистика?

  4. Чем различаются парадигматика и синтагматика?

  5. Почему Соссюр отдавал предпочтение синхронии перед диахронией?

  6. Каковы особенности языкового знака?

  7. Назовите учеников и последователей Соссюра. Охарактеризуйте их вклад в развитие языкознания.



Занятие 11

  1. Укажите основные признаки лингвистического структурализма.

  2. Назовите основные направления зарубежного структурализма.

  3. В чем основные заслуги Пражского лингвистического кружка? Расскажите о его основных представителях.

  4. Что нового внесли американская и датская школы структурализма в языкознание? Расскажите об основных представителях этих направлений.

  5. В чем основные недостатки дескриптивизма и глоссематики?



Занятие 12, 13

  1. Назовите основные этапы и охарактеризуйте основные черты русского языкознания после Октябрьской революции.

  2. В чем ошибочность “нового учения о языке” Н.Я. Марра?

  3. Дайте характеристику лингвистической деятельности академика И.И. Мещанинова.

  4. Каковы научные заслуги Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Е.Д. Поливанова, Г.О. Винокура?

  5. Назовите отличительные черты современного этапа развития мирового языкознания.

6. Охарактеризуйте современные направления лингвистических исследований.


Методические рекомендации по СРС

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАУЧНЫХ РАБОТ

При анализе работ ученых-лингвистов необходимо освещение следующих вопросов:

  • Историческая эпоха, в которую была создана данная работа.

  • Что было достигнуто в этой области до вклада ученого-языковеда?

  • Основные положения анализируемых работ.

  • Что нового внес автор в данную область лингвистических знаний?

  • Практическое и теоретическое значение работы. Использование данных исследований последующими учеными и современными лингвистами. Возникновение школ, течений.

  • Личное отношение студента к анализируемому труду и его автору.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература


1. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003.

2. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2003.

4. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005.

5. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005.

6. Сусов И.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.

7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие. – М Изд-во Флинта: Наука, 2004.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта: Наука, 2004.


Дополнительная литература



  1. Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991.

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки русской культуры, 1999.

  3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966.

  4. Амирова Т.А. Из истории лингвистики XX века. — М., 1999.

  5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974.

  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984.

  7. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX – начало XX вв.). — М.: Наука, 1968.

  8. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979.

  9. Березин Ф.М. История советского языкознания: Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. — М., 1981.

  10. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979.

  11. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.

  12. Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. — М., 1953.

  13. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. — М., 1965.

  14. Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. Из истории лингвистических учений. — М., 1988.

  15. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика. — М., 1959.

  16. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992

  17. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1–2. — М., 1963.

  18. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978.

  19. Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1983.

  20. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ вв. в очерках и извлечениях. – М., 1964-1965.

  21. История лингвистических учений: Древний мир. — Л., 1980.

  22. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.,1981.

  23. История лингвистических учений: Средневековая Европа. — Л., 1985.

  24. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. — СПб., 1991.

  25. Кацнельсон С.Л. Общее и типологическое языкознание. — Л., 1988.

  26. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974.

  27. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979.

  28. Курилович Е. Очерки по лингвистике. — М., 1962.

  29. Лингвистическая типология: Сборник статей. — М., 1985.

  30. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002.

  31. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.,. 1952. — Т.7.

  32. Лоя Я.В. История лингвистических учений. – М., 1968.

  33. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. — М., 1938.

  34. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. — Л., 1975.

  35. Нелюбин Л.Л. Перевод и прикладная лингвистика. — М., 1983.

  36. Общее языкознание / Под. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983.

  37. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986.

  38. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.,1956.

  39. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. — М., 1958–1969. — Т. 1-4.

  40. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989.

  41. Прикладное языкознание. — СПб., 1996.

  42. Реформатский А.А. Введение в языкознание. — М., 1996.

  43. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. — М., 1990.

  44. Сахарный А.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — ЛГУ, 1989.

  45. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

  46. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. — М.1955.

  47. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты серед. 18- нач. 20вв.: Справочное пособие. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2001.

  48. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1933.

  49. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977.

  50. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М., 1990.

  51. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. — М., 1975.

  52. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология, сост. В.Н. Базылева, В.П. Нерознак. – М.: Академия, 2001.

  53. Трубецкой П.С. Избранные труды по филологии. — М., 1987.

  54. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. — М., 1988.

  55. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, т. 1– 2. — М., 1956.

  56. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.

  57. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.

  58. Хрестоматия по истории русского языкознания / Составитель Ф.М. Березин. – М., 1977.

  59. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941.

  60. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. — М., 1988.

  61. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

  62. Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969.

  63. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

  64. Якобсон Р. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986.


Вопросы к экзамену по курсу «Общее языкознание»


  1. Проблемы языкознания в древнем мире.

  2. Языкознание в средние века.

  3. Языкознание в эпоху Возрождения и Просвещения.

  4. Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания.

  5. Натуралистическое направление в языкознании XIX века. А. Шлейхер

  6. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта – основателя теоретического языкознания.

  7. Логико-грамматическое направление в языкознании XIX века.

Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико- грамматического направления в России.

8. Психологическое направление в языкознании XIX века.

А.А. Потебня — глава психологического направления в России.

9. Младограмматическое направление. «Принципы истории языка» Г. Пауля.

10. Критика младограмматизма в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в. Социологическое и эстетическое направления в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в.

11. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ, его вклад в языкознание.

12. Лингвистическая деятельность В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского.

13. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании.

14. Лингвистическая деятельность А.А. Шахматова

15. Лингвистическая деятельность А.М. Пешковского.

16. Лингвистическая концепция Ф де Соссюра.

17. Пражский лингвистический кружок.

18. Датский структурализм.

19. Американский структурализм.

20. Советское языкознание 1918-1950-х гг., его главные особенности.

21. Научные заслуги академика В.В. Виноградова.

22. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика.

23. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы.

24. Современные направления лингвистических исследований.


Форма отчетности по СРС:


      1. Экзаменационные вопросы по перечисленным темам.

      2. Доклады по указанным темам.

3.Чтение научных работ ученых-лингвистов.


Контрольные тесты
по курсу «Общее языкознание»



Контрольное задание № 1


  1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Индии?

а) Аристотель;

б) Панини;

в) Марк Теренций Варрон.


  1. Основоположниками какого лингвистического метода были ученые-германисты Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск?

а) описательного;

б) сравнительно-исторического;

в) компонентного анализа.


  1. Вильгельм фон Гумбольдт является...

а) представителем натуралистического направления в языкознании;

б) автором работы “Немецкая грамматика”;

в) основоположником общего языкознания.


  1. Для кого из выдающихся лингвистов характерен психологический подход при анализе языковых явлений?

а) А.А. Потебня;

б) Шлейхер;

в) Ф.И. Буслаев.


  1. Кто из ученых-лингвистов определял фонему как обобщенное выражение всех антропофонических свойств звуков, как фонетический тип?

а) Л.В. Щерба;

б) Н.С. Трубецкой;

в) И.А. Бодуэн де Куртенэ.


  1. Ф.Ф. Фортунатов - представитель...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.


  1. Укажите основную лингвистическую работу А.М. Пешковского.

а) “Русский синтаксис в научном освещении”;

б) “Сравнительное языкознание”;

в) “О частях речи”.


  1. Какую школу структурализма называют функциональной лингвистикой?

а) Датскую школу;

б) Пражскую школу;

в) Американскую школу.


  1. Кто из представителей Пражского лингвистического кружка выдвинул понятие о смыслоразличительных оппозициях?

а) Б. Трнка;

б) Н.С. Трубецкой;

в) В. Матезиус.


  1. Н.Я. Марр является...

а) автором книги “Общее языкознание”;

б) основоположником “нового учения о языке”;

в) известным фонетистом и фонологом.


Контрольное задание № 2


  1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?

а) Панини;

б) Дионисий Фракийский;

в) Махмуд Кашгарский.


  1. Кто из представленных ученых ввел санскрит в научный обиход?

а) Вильям Джонс;

б) И.Ю. Скалигер;

в) Ж.-Ж. Руссо.


  1. Представители какого лингвистического направления рассматривали язык как биологическое явление?

а) младограмматического;

б) формально-грамматического;

в) натуралистического.


  1. Какая из перечисленных работ принадлежит Ф.И. Буслаеву?

а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;

б) “Историческая грамматика русского языка”;

в) “Мысль и язык”.


  1. А.А. Потебня – представитель...

а) Московской лингвистической школы;

б) Харьковской лингвистической школы;

в) Казанской лингвистической школы.


  1. Представителями какого лингвистического направления были Г. Пауль, А. Лескин, К. Бругман, Б. Дельбрюк?

а) формально-грамматического;

б) младограмматического;

в) натуралистического


  1. Основная работа А.А. Шахматова имеет название...

а) “Синтаксис русского языка”;

б) “Сравнительное языкознание”;

в) “О частях речи”.


  1. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?

а) антиномия объективного и субъективного в языке;

б) антиномия индивидуального и коллективного;

в) антиномия языка и речи.


  1. Кому из ученых-структуралистов принадлежит учение о знаках и фигурах?

а) Л. Блумфилду;

б) Р.О. Якобсону;

в) Л. Ельмслеву.

  1. Какая из указанных работ принадлежит Н. Хомскому?

а) “Основы структурного синтаксиса”;

б) “Члены предложения и части речи”;

в) “Аспекты теории синтаксиса”.


^ Контрольное задание № 3


  1. Проблемы отношений между вещами и их именами и о взаимоотношениях самих слов (аналогия или аномалия) волновали ученых...

а) древней Индии;

б) древней Греции;

в) древнего Рима.


  1. Для какой из перечисленных ниже грамматик характерно отождествление логических и языковых категорий?

а) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова;

б) “Русская грамматика” А.Х. Востокова;

в) “Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло.


  1. Кому из лингвистов принадлежит знаменитая формула: “Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”?

а) Я. Гримму;

б) В. фон Гумбольдту;

в) Ф. де Соссюру.


  1. Ф. И. Буслаев – представитель...

а) логико-грамматического направления;

б) натуралистического направления;

в) психологического направления.


  1. Какая из представленных работ принадлежит Г. Паулю?

а) “Сравнительное языкознание”;

б) “Мысль и язык”;

в) “Принципы истории языка”.


  1. И. А. Бодуэн де Куртенэ – представитель...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.


  1. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?

а) антиномия понимания и непонимания;

б) антиномия индивидуального и коллективного в языке;

в) синхрония и диахрония.


  1. Основоположником дескриптивной лингвистики является...

а) Л. Ельмслев;

б) Л. Блумфилд;

в) В. Матезиус.


  1. Представители какой школы структурализма развивали фонологические принципы учения И.А. Бодуэна де Куртенэ?

а) Пражской школы;

б) Американской школы;

в) Датской школы.



  1. Л.В. Щерба является...

а) автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове) “;

б) основателем ленинградской фонологической школы;

в) основоположником “нового учения о языке”.


^ Контрольное задание № 4



  1. Проблема создания международных языков волновала ученых....

а) античности;

б) эпохи средневековья;

в) эпохи Просвещения.



  1. Какая из указанных антиномий представлена в учении В. фон Гумбольдта?

а) синхрония и диахрония;

б) парадигматика и синтагматика;

в) индивидуальное и коллективное в языке.



  1. Возникновение сравнительно-исторического языкознания в России связано с именем...

а) А.Х. Востокова;

б) Ф.И. Буслаева;

в) А. А. Потебни.



  1. Представители какого лингвистического направления преувеличивали роль истории для языкознания?

а) натуралистического;

б) младограмматического;

в) формально-грамматического.



  1. Автором какой лингвистической работы является И. А. Бодуэн де Куртенэ?

а) “Фонема”;

б) “Мысль и язык”;

в) “Рассуждение о славянском языке”.



  1. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов - представители...

а) Казанской лингвистической школы;

б) Московской лингвистической школы;

в) Харьковской лингвистической школы.



  1. Кто из перечисленных лингвистов был одним из последователей Ф. де Соссюра?

а) А.А. Шахматов;

б) Ш. Балли и А. Сеше;

в) Н.Я. Марр.



  1. Представителями какой школы структурализма были З. Харрис, Б. Блок, Ч. Хоккетт?

а) Пражской школы;

б) Датской школы;

в) Американской школы.



  1. Кто из представленных лингвистов был ближайшим учеником Н. Я. Марра, основоположника “нового учения о языке”?

а) В.В. Виноградов;

б) И.И. Мещанинов:

в) Л.В. Щерба.



  1. Автором работы “Синтаксические структуры” является...

а) Э. Бенвенист;

б) Е. Курилович;

в) Н. Хомский.


Контрольное задание № 5


  1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?

а) Яска;

б) Аристотель;

в) Махмуд Кашгарский.



  1. Первой нормативно-стилистической научной грамматикой русского языка является...

а) “Славенская грамматика” Мелетия Смотрицкого;

б) “Грамматика словенска” Лаврентия Зизания;

в) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова.



  1. Кто из представленных лингвистов изображал развитие языков и их отношение друг к другу в виде родословного дерева?

а) А.Х. Востоков;

б) А. Шлейхер;

в) В. фон Гумбольдт.



  1. Ф. И. Буслаев – автор работы...

а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;

б) “Принципы истории языка”;

в) “О преподавании отечественного языка”.



  1. Представителями какого лингвистического направления были Г. Штейнталь, А.А. Потебня?

а) психологического;

б) младограмматического;

в) формально-грамматического.



  1. Для какого из указанных лингвистов характерен “атомистический” (изолированный) подход к языковым явлениям?

а) Ф. де Соссюр;

б) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

в) Г. Пауль.



  1. И.А. Бодуэн де Куртенэ является...

а) автором работы “Сравнительное языкознание”;

б) основателем Казанской лингвистической школы;

в) представителем натуралистического направления.



  1. Представителями какой школы структурализма были Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон?

а) Американской школы;

б) Пражской школы;

в) Датской школы.



  1. В.В. Виноградов является...

а) Автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”;

б) известным фонетистом и фонологом;

в) основоположником “нового учения о языке”.



  1. Кто из представленных ученых является представителем Московской фонологической школы?

а) Л.В. Щерба;

б) М.И. Матусевич;

в) Р.И. Аванесов.

Скачать, 2387.81kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru