Категории:

Конспект лекций для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» всех форм обучения

Поиск по сайту:


страница1/5
Дата08.03.2012
Размер1.2 Mb.
ТипКонспект
Содержание
Классификация предприятий общественного питания. характеристика и концепции деятельности
2 Классификация предприятий общественного питания
Фабрики заготовочные
Кулинарная фабрика и фабрика быстрозамороженных блюд
Специализированные цехи по выработке полуфабрикатов
Специализированные кулинарные цехи
Цех бортового питания
Комбинат общественного питания
Услуги по организации потребления и обслуживания
Услуги по реализации кулинарной продукции
Услуги по организации досуга
Информационно – консультативные услуги
Прочие услуги общественного питания
3 Общие требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания
Ресторанный бизнес. особенности развития
Концепция дорогих ресторанов
Гастрономическая тема
Характерные особенности сети ресторанов
Жизненный цикл
Стратегия территориальной экспансии
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности



В.А. Волкова, Т.Л.Корчагина


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


для студентов специальности 271200

«Технология продуктов общественного питания»

всех форм обучения

Часть 1


Кемерово 2003




УДК: 642.5: 658.5


Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.


Рецензенты: директор столовой Кузбасского государственного

технического университета г. Кемерово

Т.Г.Тимошилова,

руководитель органа по сертификации продукции и

услуг Кемеровской гор. СББЖ

Н.И.Тонышева


Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Конспект лекций для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» всех форм обучения. Часть 2 / Т.Л.Корчагина, В.А.Волкова. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2003. - 100 с.

ISBN 5-89289-284-0



Конспект лекций включает классификацию предприятий общественного питания, их характеристику и концепции деятельности. Предназначено для студентов, преподавателей, может быть полезно практическим работникам.

Библ. Назв. – 10, табл. – 1, ил. - 1

4001010000

О ——————

У 50(03)-03


ISBN 5-89289-284-0 © Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

2003.


Лекция № 1


^ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА И КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 Определения

2 Классификация предприятий общественного питания

3 Общие требования, предъявляемые к предприятиям общественного

питания


  1. Определения


В системе общественного питания применяются следующие термины и определения согласно ГОСТ Р 50647-94, ГОСТ 30389-95:

    1. Предприятие общественного питания – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

    2. Услуга общественного питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлет-ворению потребностей населения в питании и проведении досуга.

    3. Норматив развития сети – показатель, выраженный отно-шением установленного числа мест в сети предприятий общественного питания к расчетной численности потре-бителей.

    4. Процесс обслуживания - совокупность операций, выпол-няемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной про-дукции и организации досуга.

    5. Тип предприятия общественного питания – вид предприятия с характерными особенностями обслу-живания, ассортимента реализуемой кулинарной про-дукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

    6. Класс предприятия общественного питания – совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.


^ 2 Классификация предприятий общественного питания


При определении типа предприятий учитывают следующие факторы:

  • ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность приготовления;

  • техническую оснащенность;

  • методы обслуживания;

  • квалификацию персонала;

  • качество обслуживания;

- номенклатуру предоставляемых услуг.

В настоящее время выделяют следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие другого типа.

Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Бар- предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказ-ные блюда, изделия и напитки.

Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная – предприятие общественного питания с огра-ниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслу-живания потребителей.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- класс «люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент ориги-нальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей – для баров;

- класс «высший» - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресто-ранов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров;

- класс «первый» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напит-ков сложного приготовления для ресторанов, выбор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают по следующим признакам:

  • ассортимент реализуемой продукции - рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

  • место расположения - ресторан городской, при гостинице, вокзале и др.;

  • концепция - авторский или неавторский, в котором при-меняется соответствующая технология: своя фирменная, традиционная, с элементами новизны (данный критерий не является ГОСТом).

Бары различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - пивной, молочный, гриль – бар, салат - бар, снэк-бар, экспресс - бар и др.;

  • по концепции - видеобар, спорт - бар, ирландский паб и др.

  • по специфике обслуживания потребителей (концепции) - видеобар, спорт- бар, ирландский паб и др.

Столовые различают:

  • по ассортименту реализуемой продукции - общего, диети-ческого, лечебно-профилактического питания;

  • по обслуживаемому контингенту потребителей - открытого типа или обслуживающие определенный контингент потребителей: школьная, студенческая и т.п.;

  • по месту расположения - общедоступная, по месту учебы и др.

Закусочные или как их сейчас называют предприятия быстрого обслуживания (fast food) классифицируют по ассортименту реали-зуемой продукции (специализированные и общего типа). К первому типу относятся: пиццерия, блинная, пельменная, пончиковая, котлетная, вареничная и др.

В основу классификации предприятий общественного питания могут быть положены следующие признаки: функциональное значение, технологическая стадия обработки сырья, способ производства кулинарной продукции, ассортимент, характер обслуживания и предоставляемые услуги, частота потребительского спроса, вид питания, место нахождения предприятия, обслуживаемый контингент посетителей, сезонность работы, степень мобильности.

  1. В зависимости от функционального назначения в системе общественного питания сеть распределяется на следующие группы предприятий:

    • сочетающие функции производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции и покупных товаров (столовые, рестораны, кафе, бары, закусочные);

    • осуществляющие производство полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий (заготовочные предприятия);

    • сочетающие функции производства и реализации кулинарной продукции (предприятие по отпуску обедов на дом);

    • осуществляющие реализацию полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий (магазины кулинарии и отделы полуфабрикатов).

2. В соответствии с технологической стадией обработки сырья (в зависимости от выполняемых производственных функций) сеть предприятий общественного питания делится на предприятия заготовочные и доготовочные. Функция производственно-торговой деятельности заготовочных предприятий направлена на централизованный выпуск полуфабрикатов различной степени готовности, кулинарных и кондитерских изделий и снабжение ими предприятий общественного питания закрытой и открытой сети.

К заготовочным предприятиям относят фабрики - заготовочные, фабрики-кухни, специализированные цехи по выпуску полу-фабрикатов, специализированные цехи по выпуску кулинарной продукции, кулинарные фабрики и фабрики быстрозамороженных блюд.

^ Фабрики заготовочные – предприятия, предназначенные для изготовления в широком ассортименте полуфабрикатов и комплексного снабжения ими предприятий доготовочных, розничной торговли и магазинов кулинарии.

Фабрики-кухни – крупные механизированные предприятия, выпускающие в основном обеденную продукцию, кулинарные и кондитерские изделия с доставкой специализированным транспортом на предприятия доготовочные. Наиболее целесообразна организация таких предприятий для снабжения продукцией школьных столовых и других предприятий некоммерческого типа.

^ Кулинарная фабрика и фабрика быстрозамороженных блюд – предприятия, изготавливающие индустриальными методами готовые блюда с расфасовкой и упаковкой.

Наиболее целесообразен этот тип предприятий общественного питания при организации питания на транспорте, для снабжения розницы.

^ Специализированные цехи по выработке полуфабрикатов – цехи, специализирующиеся на выработке различного ассортимента полуфабрикатов. Чаще всего они располагаются при предприятиях пищевой промышленности.

^ Специализированные кулинарные цехи – цехи, которые организуют, как правило, в составе крупных предприятий общественного питания. Их назначение – изготовление кулинарной продукции из мяса, рыбы и т.д. для реализации в магазинах кулинарии и по другим каналам реализации продукции.

^ Цех бортового питания. Цех организуют при аэропортах для приготовления, комплектования, кратковременного хранения и отпуска пищи на самолеты.

Школьная кулинарная фабрика - заготовочное предприятие для производства кулинарной продукции и снабжения школьных столовых и буфетов.

^ Комбинат общественного питания – производственно-хозяйственный комплекс из заготовочных и доготовочных предприятий общественного питания с единым технологическим процессом приготовления продукции, магазином кулинарии и различными вспомогательными службами (при заводах).

Доготовочные предприятия общественного питания выра-батывают кулинарную продукции из полуфабрикатов различной степени готовности, получаемую от заготовочных предприятий или предприятий пищевой промышленности. Они также могут про-изводить механическую обработку сырья для дальнейшего его использования с целью получения кулинарной продукции.

К доготовочным предприятиям относят следующие типы предприятий общественного питания: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

3. В зависимости от способа производства кулинарной продукции предприятия общественного питания могут работать на сырье, полуфабрикатах, сырье и полуфабрикатах.

4. Ассортимент реализуемой продукции в предприятиях общест-венного питания может быть широким (в столовых, ресторанах) и ограниченным (в закусочных, кафе, специализированных предприятиях).

5. По характеру обслуживания и предоставляемым услугам пред-приятия могут обеспечивать прием пищи с организацией досуга (рестораны, бары, кафе), либо относительно быстрое обслуживание (столовые, закусочные, буфеты).

6. По частоте потребительского спроса предприятия могут удов-летворять ежедневные потребности в питании (столовые, закусочные, буфеты), периодический спрос на специализиро-ванную продукцию или продукцию повышенного качества (рестораны, специализированные кафе), редкий спрос на национальную кулинарную продукцию (рестораны и кафе с национальной кухней).

7. В соответствии с местонахождением и обслуживаемым кон-тингентом посетителей сеть предприятий общественного питания подразделяют на следующие группы:

  • обслуживающие определенный контингент населения и размещающиеся на производственных предприятиях, в учреждениях, вузах, школах;

  • обслуживающие все контингенты питающихся и размещающиеся на улицах и площадях города (общедоступные).

8. В зависимости от сезонности работы предприятия могут работать круглый год (постоянного функционирования) или периодично (сезонные).

9. По степени мобильности предприятия общественного питания могут быть стационарными и передвижными (автобуфеты, тоннары и т.д.).

Предприятия общественного питания различных типов и классов условно можно отнести к коммерческим и некоммерческим.

Коммерческие предприятия – это предприятия различных форм собственности (ООО, ОАО, ЧП и т.д.), которые работают в условиях «рынка покупателя» и рассчитаны, в зависимости от типа и класса, на различие сегмента потребителей. Вся хозяйственная, торговая, производственная деятельность находится в коммерции самих предприятий. Как правило, это предприятия открытой сети. Основная задача таких предприятий – предоставление услуг, необходимых для определенного сегмента потребителей, и получение в результате этого прибыли.

К таким предприятиям можно отнести рестораны, бары, столовые, кафе, предприятия fast-food разной специализации. Коммерческие предприятия общественного питания могут работать как на потребителя в высоком ценовом интервале, так и в среднем ценовом интервале. В соответствии с выбранным сегментом потребителей разрабатывается концепция предприятия (от демокра-тичного до концептуального).

Некоммерческие предприятия – это предприятия, находящиеся на балансе какой-либо структуры, обслуживающие определенный постоянный контингент. В отличие от коммерческих предприятий основной их задачей является обеспечение социальных гарантий определенным слоям населения.

Это, прежде всего, подразделения промышленных предприятий, обеспечивающие питанием рабочих и служащих во время рабочего дня; школы, средние учебные заведения и вузы; спортивные и зрелищные комплексы; транспорт, армия и пеницитарные учреждения.

Обязанность предоставлять услуги питания дополнительно к основным услугам заложена во всех развитых странах в стандарты обслуживания (или правила работы) названных отраслей. При этом предприятия, обязанные оказывать услуги питания для названных «отраслей» (их контингентов), обычно не преследует цель извлечь прибыль от работы служб общественного питания, а стремятся обеспечить нормальное питание при безубыточной работе. Среди них есть и предприятия чисто социальной направленности, финансируемые в существенной степени из бюджета.

В последнее время наблюдается некоторая тенденция, направленная на слияние коммерческих и некоммерческих структур. Это обусловлено следующим: если внимательно рассмотреть специфику работы именно некоммерческих служб общественного питания, то можно увидеть много такого, что делает эту работу весьма привлекательной для вложения капитала.

Во-первых, «клиентура» некоммерческих служб питания в определенной мере постоянна, «привязана» к пункту питания (работа, учеба, лечение и пр.). Иными словами, загрузка предприятия практически постоянна, легко просчитываема и поддается планированию.

Во-вторых, некоммерческая служба питания работает в соответствии с требованиями и уровнем услуг, которые согласовывают не с индивидуальным клиентом, а с предприятием, при котором эта служба действует. Это позволяет установить стандарт на услугу, заключить длительный договор, в том числе с включением стоимости питания в общий тариф на услугу (скажем, на транспорте), что практически предопределяет объем производства и реализации, а также и финансовый результат. Все это легко поддается планированию.

В-третьих, в некоммерческих службах питания – строго определенное меню и точно известное количество смен. Это позволяет строить рациональные графики работы, позволяющие снизить численность работающих.

В-четвертых, производством некоммерческой службы проще управлять: число посетителей, как и размеры порций, вполне предсказуемы. Следовательно, легче планировать процесс производства (от закупки сырья до отпуска и организации потребления кулинарной продукции).

В-пятых, рабочий день в некоммерческих службах питания строго нормирован; редки сверхурочные работы, требующие повышенной оплаты. Суббота и воскресенье, как правило, - выходные дни.

В-шестых, уровень квалификации основной части работников (конечно, с учетом типа предприятия) может быть не столь высоким, что позволяет снижать часть издержек производства (идущую на оплату труда).

В-седьмых (наиболее важное), некоторые виды некоммер-ческого питания (по крайней мере, сегодня до принятия второй части НК РФ) освобождены от налогов. В частности, в школьных, студенческих столовых продукция собственного производства освобождена от НДС, как и в больницах, детских дошкольных учреждениях, в организациях социально-культурной сферы, финан-сируемых из бюджета (Инструкция ГНС РФ от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС»). Сверх того, ряд региональных органов освобождают предприятия социальной сферы от налога на прибыль. Так, например, в Москве освобождена от налогообложения прибыль, полученная от оказания услуг по организации питания учащихся школ, ПТУ, вузов, техникумов (Закон г. Москвы от 18.07.97 № 19 «О ставках и льготах по налогу на прибыль»).

Посмотрим теперь, как используют преимущества неком-мерческих служб общественного питания в развитых странах, чтобы организовать эффективно работающие структуры, совмещающие предоставление полноценного и доступного по цене питания с получением нормальной прибыли на капитал.

Одно из эффективных направлений – создание хозяйственных объединений (юридических лиц) по отраслевому принципу: иначе их называют «цепи» предприятий. Цель - координировать усилия для повышения конкурентоспособности благодаря объединению функций управления.

Как правило «цепь» создают на базе управляющей компании, уже имеющей популярную торговую марку. Компания профес-сионально управляет всей «цепью», разрабатывая маркетинговую стратегию, стандарты услуг, организацию системы снабжения, обеспечивая постоянный инспекционный контроль за тем, чтобы ассоциированные члены «цепи» соблюдали стандарты обслуживания. Привлекая высококвалифицированных специалистов, управляющая компания создает эффективные технологии, повышающие качество услуг при снижении их себестоимости. Результат - рост прибыли.

В развитых странах большинство предприятий, предлагающих услуги общественного питания, входят в одну из национальных или международных «цепей». Как все это сказывается на предприятиях некоммерческих служб питания?

Вхождение в “цепь” позволяет централизовать систему снабжения, что крайне важно именно для предприятий, весьма зависимых от сложной и разветвленной системы поставщиков. В «цепи» широко используют возможность централизованного производства и предпродажной подготовки продукции на крупных фабриках, где применяют современные высокопроизводительные технологии; это естественно, снижает стоимость обслуживания. Кроме того, «цепь» может содержать квалифицированную службу технологов и диетологов, которые разрабатывают оптимальное меню, обеспечивают рациональную систему обслуживания и выпуск промышленностью нужных для производства продуктов.

В любой «цепи» различают полноправных членов (на правах собственности или аренды) и ассоциированных (они остаются независимыми и самоуправляемыми, а участие в бизнесе принимают на основе договора франшизы или находятся во внешнем управлении на основе контракта).

Представителями данного типа являются столовые при промышленных предприятиях, школах, ПТУ и т.д.

Предприятия общественного питания различного типа и класса могут оказывать следующие виды услуг (согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОКУН 002-93 и ГОСТ Р 50764-95).


Таблица 1 – Перечень услуг общественного питания


Код

Наименование


122000

Услуги общественного питания

122100

Услуги питания

122101

Услуги питания ресторана

122102

Услуги питания кафе

122103

Услуги питания столовой

122104

Услуги питания закусочной

122105

Услуги питания бара

122106

Услуги питания предприятий других типов

122200

Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий


Продолжение таблицы 1


Код

Наименование

122201

Изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятиях общественного питания

122202

Изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии

122203

Услуги повара по изготовлению блюд и кулинарных изделий на дому

122204

Услуги кондитера по изготовлению кондитерских изделий на дому

122300

^ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

122301

Услуги официанта на дому

122302

Услуги мойщицы посуды на дому

122303

Организация обслуживания торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий

122304

Организация питания и обслуживания участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.д.

122305

Доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении

122306

Доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах

122307

Доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей на дому

122308

Доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в купе, каюте, салоне самолета)

122309

Доставка кулинарной продукции по заказам и

обслуживание в номерах гостиниц


Продолжение таблицы 1


Код

Наименование

122310

Бронирование мест в зале предприятия общественного питания

122311

Продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами

122312

Доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий, напитков, оставшихся после обслуживания торжеств, на дом потребителю

122313

Организация рационального, комплексного питания

122400

^ УСЛУГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

122401

Комплектация наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам, для самостоятельного приготовления кулинарной продукции

122402

Отпуск обедов на дом

122403

Реализация кулинарной продукции и кондитерских изделий через магазин и отделы кулинарии реализации

122404

Реализация кулинарной продукции вне предприятия

122500

^ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

122501

Услуги по организации музыкального обслуживания

122502

Организация проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм

122503

Предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда

122600

^ ИНФОРМАЦИОННО – КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ УСЛУГИ

122601

Консультация специалистов по изготовлению, оформлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, сервировок столов

122602

Консультация диетсестры по вопросам использования кулинарной продукции при различных видах заболеваний в диетических столовых

122603

Организация обучения кулинарному мастерству

122700

^ ПРОЧИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

122701

Прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря


Продолжение таблицы 1


Код

Наименование

122702

Продажа фирменных значков, цветов, сувениров

122703

Предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и др.

122704

Гарантированное хранение ценностей потребителей

122705

Вызов такси по заказу потребителя (посетителя предприятия общественного питания)

122706

Парковка личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия общественного питания



Перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.


^ 3 Общие требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания


На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения ''Правил оказания услуг общественного питания'', санитарных, технологических норм и правил, а также требований пожаро - и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования следующих нормативных документов по безопасности услуг:

  • санитарно-гигиенические и технологические требования –

СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.3.2.1324-03, СП 1.1.1058-01, Сборники технологических нормативов;

  • торгово-технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально-технического оснащения должны быть изготовлены из разрешенных материалов и отвечать требованиям С.П.2.3.6.1079-01.

  • требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов – СанПиН 2.3.2.1078-01;

  • экологической безопасности – СНиП 2.08.02-89,

С.П.2.3.6.1079-01;

  • противопожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004 – 91 ССБТ;

  • электробезопасности – СНиП 11-4 – 79.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:

  • проведение погрузочно-разгрузочных работ;

  • складирование тары;

  • размещение контейнеров с мусором;

  • сжигание мусора, порожней тары, отходов.

Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02-89.

На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

Каждая партия продукции, реализуемая вне зала предприятия, должна иметь сопроводительный документ (удостоверение качества), утвержденное и подписанное руководителем. В него включают следующие данные:

  • наименование предприятия-изготовителя;

  • нормативный документ, в соответствии с которым выработана продукция;

  • дата изготовления;

  • срок хранения;

  • масса упаковочной единицы;

  • цена одной штуки (килограмма) изделия.

Сроки хранения являются сроками годности и включают в себя время с момента окончания технологического процесса, время транспортирования, хранения и реализации.

К предприятиям общественного питания различных типов и классов предъявляются требования:

  • к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий;

  • к мебели, столовой посуде, приборам, белью;

  • к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции;

  • к методам обслуживания, форменной одежде и обуви, музыкальному обслуживанию.

В случае продажи товара с недостатками, не оговоренными продавцом, покупатель имеет право:

  • заменить товар;

  • добиться снижения стоимости товара на выявленный дефект;

  • потребовать возмещения ему оплаченной суммы;

  • потребовать устранить выявленный недостаток, если это возможно.

Персонал должен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприимства, в отношении потребителей проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций.

Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую специальную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции.


Лекция №2


^ РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ


1 Концепции ресторанного бизнеса

2 Кейтеринг как форма обслуживания потребителей


1 Концепции ресторанного бизнеса


Если рассматривать ресторанный бизнес и этапы его становления, то образ ресторанного рынка до кризиса 1998 года можно представить в виде «песочных часов». Практически все рестораны очень дорогие. Ресторанов средней ценовой категории очень мало. Конструкция не очень устойчива, так как общая масса фигуры невелика, а центр тяжести находится в ее середине. Ресторанный рынок 2000 года напоминает «Бочонок». Часть дорогих ресторанов понизила стоимость обслуживания, появилась рыночная концепция экономичных ресторанов, а также сети экономичных ресторанов. Появилось заметное число недорогих ресторанов-кафе. Конструкция более устойчива, общая масса фигуры возросла. «Пирамида»- ресторанный рынок экономически развитых стран и будущее российского ресторанного рынка. Немного эксклюзивных ресторанов, в основе - большое количество дешевых заведений. Самая устойчивая конструкция: рынок услуг послекризисный меняется в сторону снижения стоимости обслуживания. В ресторанном бизнесе появляются экономичные рестораны, сеть экономичных ресторанов и эксклюзивные (концептуальные, авторские) заведения. Причем среди недорогих предприятий появляется большое количество предприятий смешанного типа - ресторан-кафе, ресторан - клуб.

Дорогие рестораны, количество которых наиболее велико в крупных городах - мегаполисах (из 1732 заведений в Москве 500 - дорогие рестораны) – это, как правило, авторские рестораны, где управляющий является сильным шефом, менеджером, сомелье. Количество данных предприятий в сети ресторанного бизнеса по Москве составляет до 30% от общего количества. Авторские рестораны - это рестораны, специализирующиеся на какой либо теме, способной удовлетворять непостоянный интерес публики к характерному гастрономическому ассортименту в гармоничной по теме обстановке отдыха и развлечений.

Среди данных заведений очень много таких, которые специализируются не только на какой - либо одной кухне (азиатской, европейской, русской), но и много заведений, где кухня поставлена в стиле – фьюдж. В такой кухне наблюдается сочетание разных направлений и стилей. Для дорогих ресторанов характерна невысокая оборачиваемость мест (0,5) и высокая сумма чека на гостя (до 60 у.е.).

^ Концепция дорогих ресторанов может быть ориентирована в зависимости от ряда факторов.

Категория публики. По категории публики торговые концепции можно условно классифицировать в соответствии с доминирующим мотивом посещения ресторана:

  • празднование события, значимого для заказчика и приглашенных;

  • отдых среди людей своего круга;

  • отдых с семьей (с детьми и без) в вечернее время, в выходные и праздничные дни;

  • романтическая встреча;

  • развлекательная программа в клубной атмосфере;

  • прием пищи в промежутках деловой активности;

  • «по пути» во время дальних переездов;

  • традиционный ужин после работы с сотрудниками или друзьями;

  • клубная принадлежность;

  • проживание в гостинице или курортной зоне.

Конечно, один человек может выступать в разных ролях и иногда по независящим от него обстоятельствам появляться на публике в качестве юбиляра, семьянина, бизнесмена и т.д.

^ Гастрономическая тема. Гастрономическая тема, а, следовательно, и концепция деятельности предприятия, может варьировать в следующих направлениях:

  • широкий выбор классических блюд и напитков высокого качества при соответствующих ценах;

  • популярные блюда хорошего качества;

  • авторская кухня выдающихся поваров;

  • функциональный ассортимент, прошедший «отбор» у постоянных клиентов;

  • функциональный ассортимент, не рассчитанный на постоянную клиентуру;

  • этническая кухня с преобладанием специальных и малоизвестных блюд и напитков.

Форма обслуживания. Из форм обслуживания в предприятиях ресторанного бизнеса применяют:

  • полное обслуживание с презентацией блюд и напитков, изготовленных по индивидуальному заказу;

  • поточное неполное самообслуживание (демонстрационные столы с правом выбора из большого ассортимента представленных в зале блюд и напитков, размещение за гостевыми столами);

  • любые формы обслуживания за пределами ресторана в помещениях заказчика (кейтеринг - выездное обслуживание, ресторан в свободной экономической зоне);

  • отпуск продукции на «вынос»;

  • рестораны - бары (обслуживание за барной стойкой, смешанная форма обслуживания).

По среднему чеку на гостя.

По месту расположения:

  • отдельно стоящее здание в торгово-административной зоне;

  • отдельное здание на транспортных потоках;

  • технологически спланированные помещения с отдельным входом и вывеской;

  • «спутниковые» помещения в больших общественных центрах;

  • «спутниковые» отдельные здания в зонах отдыха или развлечений;

  • закрытые клубные помещения;

  • сезонный ресторан (без стационарных помещений).

По раскрутке концептуальной темы:

  • классический, традиционный стиль с обеспечением строгого контроля над стандартом качества;

  • театрализованная тема с множеством декораций;

  • модный стиль (копия на популярные рестораны);

  • раскручивание «легенды» вокруг имени владельца (атрибутика владельца ресторана);

  • механическое изображение, контрастирующее с традиционной обстановкой;

  • литературный стиль с использованием имен героев романов, фильмов и с соответствующим интерьером

  • художественный стиль «под музей» или с включением копий предметов искусств и старины;

  • плавучие рестораны и тематические.

По типу основных вложений:

  • в здание и перепланировку помещений;

  • в интерьер;

  • в высокотехнологичное оборудование;

  • в рекламу,

  • в обеспечении продукции высокого качества;

  • в систему управления и контроля;

  • в систему поиска и подготовки профессиональных кадров;

  • в развлекательную политику и систему реализации.

Обеспечение продукции высокого качества и подготовка профессиональных кадров – наиболее значимые факторы успеха конкурентоспособного предприятия.

По типам рекламы:

  • стандартная реклама в СМИ, с использованием формы приглашения;

  • выразительное название ресторана, дающее представление о меню и типе публики;

  • развлекательные музыкальные программы, включая дискотеки и театрализованное шоу;

  • подбор и удержание яркой постоянной клиентуры (клубная политика);

  • направленная реклама для корпоративных клиентов;

  • широкое использование торговых агентов и «изустной рекламы» от заинтересованных лиц;

  • красочные вывески в городе и рекламные печатные материалы в общественных центрах.

Таким образом, концепция ресторана включает ответы на следующие вопросы: кто будет покупать; что именно будут покупать; сколько это будет стоить; как это произвести; сколько надо потратить денег и что надо сделать, чтобы потраченные деньги возвращались быстрее в дело; кто всем этим будет заниматься и т.д.

Большую часть среди предприятий ресторанного бизнеса занимают экономичные демократичные рестораны, среди которых можно отметить все большую тенденцию к созданию сети предприятий. По Москве, например, это сеть таких заведений, как: ''Елки – палки'', ''Гинно – такки'', ''Якитория'' и др. За последние несколько лет годовой оборот сетевых ресторанов стал на 80% выше, чем у экономичных и на 200% выше, чем у дорогих. Такое стало возможно за счет определенных характерных особенностей сетевого бизнеса.


^ Характерные особенности сети ресторанов

Ценовая категория. Сетевые рестораны не могут быть дорогими по определению. Это основа обеспечения трафика посетителей. Поэтому цены сетевых ресторанов всегда «разумны». Разумность, конечно же, приобретает различный смысл для раз-личных сетей, разных стран и даже разных городов России: 8-10 у.е – для Москвы, 60-80 рублей - для Кемерова. Возможность держать достаточно низкие цены в ресторане данного типа возможно за счет экономии на затратах. Экономия на затратах - один из ключевых принципов сетевого бизнеса. Он достигается, во - первых, за счет единой методологической поддержки маркетинга, кадровой политики, логистики

В сфере логистики: большие по сравнению с независимыми ресторанами объемы централизованного закупа для кухни - «козырь» в разговоре с поставщиками: чем больше компания покупает, тем больше размеры скидок, на которые она может рассчитывать.

В сфере кадровой политики: однотипность требований к персоналу облегчает и упрощает его обучение. «За полтора - два месяца человека без опыта работы можно обучить основам. Дальнейшие навыки он получает в процессе работы, стажируясь в уже функционирующем заведении.

В сфере маркетинга: предприятия сетевого бизнеса, как правило, не требуют большой раскрутки (за исключением предприятия, выходящего на рынок первым). Потребитель знает, что он может получить от предприятия, входящего в сеть, и, как правило, его ожидания оправдываются.

Во - вторых, в предприятиях данного типа наиболее эффективно используется недвижимость за счет наличия заготовочных цехов.

^ Жизненный цикл. Концептуальные, авторские рестораны, как правило, имеют ограниченный жизненный цикл. Сети ресторанов не имеют ограниченного времени жизни, по крайне мере теоретически. Создавая сеть, рестораторы тратят много усилий на раскрутку и продвижение имени (бренда) и имиджа сети. Поэтому в оформлении сетевых ресторанов не найдется чего-то очень вычурного, бросающегося в глаза, того, что через некоторое время может надоесть посетителям. Это касается названия, оформления, меню. Концепция сетевого ресторана должна быть ориентирована на «обычного» человека (человека с улицы). Посещение такого ресторана должно стать чем-то повседневным, обыденным. Стандартизация сервиса. При создании бренда важное значение имеет стандартизация сервиса: один и тот же ассортимент, одинаковое качество блюд и обслуживания. Посетив одно заведение сети, клиент знает, что он найдет в другом. И это, скорее всего, станет решающим фактором выбора ресторана в следующий раз.

Стандартизация бизнеса наиболее оптимальна при наличии заготовочного цеха по производству полуфабрикатов различной степени готовности. Наличие заготовочного цеха обеспечивает стандартное качество блюд и возможность четкого контроля за ним.

Последнее критически важно для поддержания имени. Кроме того, заготовочный цех приносит существенный дополнительный эконо-мический эффект, так как на нем возможно сосредоточение высококвалифицированных кадров, оборудования, новых технологий.

^ Стратегия территориальной экспансии. Ключевой момент при выборе места нового ресторана - наличие высокого трафика. Это, конечно же, центр города, который привлекает максимальное коли-чество посетителей развитой транспортной инфраструктурой, обилием магазинов, учреждений. Есть еще один важный момент, который отмечают ведущие рестораторы: для любой сети важно иметь хотя бы один ресторан в центре города. Это своего рода визитная карточка или демонстрация высокой репутации компании. Таким образом, каждая из сетей, по возможности, сначала должна создать флагманское предприятие в центре города, а затем начинать экспансию в другие районы города.

Все характерные вышеперечисленные особенности сетевого ресторанного бизнеса позволяют быть ему наиболее привлекательным для вложения капитала.

Особое место в ресторанном бизнесе занимает ресторан в свободной экономической зоне или выездное обслуживание (кейтеринг).


^ 2 Кейтеринг как форма обслуживания потребителей


Кейтеринг – обслуживание потребителя путем предоставления ему провизии и возможности доставлять удовольствие при организации приема или общественного мероприятия.

Кейтеринг (от английского ''cater'' - поставлять провизию, обслуживать зрителя, посетителя) – сложный многоуровневый процесс, требующий отлаженных технологий и четко организованного процесса поиска, приема и выполнения заказов. Качественные кейтеринговые услуги сегодня могут предоставлять незначительное число ресторанов и специализированных компаний. Возрастающий спрос на выездное обслуживание делает это направление бизнеса весьма перспективным.


Виды кейтеринга


Принято выделять пять основных видов кейтеринга:

  • в помещении;

  • вне помещения (например, в помещении клиента);

  • контрактный (разъездной);

  • социальный (независимый или индивидуальный);

  • розничный.

Кейтеринг в помещении - один из наиболее популярных видов. Он имеет много общего с традиционным ресторанным обслуживанием. Помимо организации стола клиенту предлагается соответствующим образом оборудованное помещение, которое может быть использовано для проведения различных мероприятий. Помещение для такого вида кейтеринга называется банкетным залом. Главное преимущество кейтеринга в помещении заключается в том, что все необходимое оборудование размещено в здании, где состоится прием. Здесь имеется кухня для подготовки и приготовления блюд, охлаждаемое помещение для хранения продуктов, а также место для санитарной обработки. Возможность использования инвентаря, оборудования позволяют клиенту экономить на затратах и времени подготовки мероприятий.

Недостаток кейтеринга в помещении - в большом количестве оборудования, следовательно, большие издержки на содержание.

^ Кейтеринг вне помещения - это обслуживание на территории заказчика в соответствии с его требованиями. Здесь наиболее характерным примером являются компании по доставке пиццы. Большинство предприятий, занимающихся данным видом кейтеринга, готовят продукты на специальных кухнях, которые им принадлежат или арендуются, а затем привозят заказ к месту проведения мероприятия.

Преимущества кейтеринга вне помещения состоят в том, что многие издержки: аренда помещения, накладные расходы, оплата коммунальных услуг, а также налоги могут быть значительно ниже, чем для кейтеринга в помещении.

К недостаткам данного вида кейтеринга можно отнести высокие расходы на транспортные средства, необходимость специального оборудования по хранению и доставке приготовленных блюд, высокие временные затраты.

^ Социальный (независимый) кейтеринг - это предоставление услуг по приготовлению блюд для проведения общественного мероприятия. Основное отличие этого вида обслуживания заключается в том, что процесс приготовления продукции происходит на территории и оборудовании заказчика под его контролем. Данный вид кейтеринга считается наиболее простым и часто рассматривается как начальный этап в таком бизнесе.

Клиент и продавец услуг социального кейтеринга заранее оговаривают дату, меню, условия сервировки и обслуживания. В обязанности продавца входит также уборка помещений после проведения мероприятия. Обычно услугами социального кейтеринга пользуются для семейных торжеств с небольшим числом приглашенных (10-50 чел.), поэтому специалисту нужны лишь один-два помощника.

Преимущества социального кейтеринга - отсутствие или незначительные размеры накладных расходов. Недостаток – нет страховки и пенсии, так как это предпринимательство часто носит характер индивидуальной трудовой деятельности.

^ Разъездной кейтеринг (контракт на поставку) по характеру услуг лишь отчасти напоминает кейтеринг в его классическом понимании. Тем не менее, этот вид предпринимательской деятельности может быть отнесен к кейтерингу, поскольку клиентам предлагаются полуфабрикаты, приготовленные на пищевом предприятии. Они доставляются к месту конечной обработки, где доводятся до кондиции и продаются. Контракт на поставку популярен на строительных, съемочных площадках, в офисных компаниях, где требуется обеспечить питанием группу людей. Поскольку оборудование, используемое для приготовления полуфабрикатов в походных условиях, довольно дорогое, этот вид кейтеринга требует определенных инвестиций.

Розничная продажа готовых продуктов питания также может являться разновидностью кейтеринга, например, если этим видом деятельности занимается гастрономический отдел универмага или отдел по продаже горячих блюд на дом. Обслуживание заключается в доставке запечатанных в целлофан подносов или пакетов с заранее приготовленными завтраками или обедами.


^ Структура кейтеринга


Структура кейтеринга включает эксплуатационный, административный и производственный отделы.

Эксплуатационный отдел осуществляет управление всеми структурами, занимается закупками оборудования, продуктов, напитков. Он же обеспечивает и контролирует работу системы на всех этапах выполнения заказа, привлечение клиентов, разработку меню, оформление зала, производство, доставку оборудования, декораций и еды клиенту, безопасность мероприятия, его техническое обеспечение и обслуживание

^ Административный отдел осуществляет координацию деятельности производственной и эксплуатационной служб, выполняет секретарские функции

Производственный отдел занимается контролем за производством и организацией обслуживания потребителей.


^

Лекция № 3



ПРЕДПРИЯТИЯ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА И КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1   2   3   4   5

Скачать, 3006.94kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов