Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ

Поиск по сайту:


НазваниеПредмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ
страница1/6
Дата12.03.2012
Размер2.36 Mb.
ТипАнализ
Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6

  1. Предмет микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.



Экономика в целом изучает способы и методы получения результата при минимуме затрат. Предметом микроэкономики являются экономический выбор, совершаемый малыми экономическими единицами, такими как фирма, домашнее хозяйство и отдельный потребители.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть.

Позитивный анализ – это научное представление о фактах (фирме выплачивают субсидии, и она уменьшает издержки)

Нормативный анализ – это представление о том, как должно быть (чтобы фирма уменьшала издержки, ее нужно субсидировать)



  1. Методы изучения микроэкономики. Экономические модели.


Методы:

  • Анализа

  • Разделения

  • Соединения

  • Индукция (от фактов к обобщению)

  • Дедукция (от теории к фактам)

  • Гипотетический

  • Абстрагирование (отвлечение от моментов, выведение общих правил)

  • Моделирование (условный образ какого-либо события) (знаковое, словесное, графическое, математическое)


Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его Объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Таким образом, структура модели зависит от того, каковы особенности объекта изучения и цели субъекта исследования. Простейшей экономико-математической моделью является график. Мы можем построить модель: конкретную практическую или обобщенно-теоретическую, микро или макро уровня, с большим или маленьким количеством элементов, с линейной или нелинейной зависимостью между основными составляющими, никак не распределенную во времени или наоборот - зависимую от срока действия (меньше года, пять лет, пятнадцать-двадцать лет). Помимо этого, экономическая модель может быть как открытой (мы учитываем фактор влияния объектов или субъектов извне, то есть тех, которые не включены в модель непосредственно) так и закрытой системой (такая модель - замкнутая, на нее не осуществляется внешнего влияния).


  • Уровень обобщения:

Теоретические, конкретные

  • Сфера охвата:

Макроэкономические, микроэкономические

  • Степень структурности:

Малоразмерные, Крупноразмерные

  • Характер взаимосвязи:

Линейные, нелинейные

  • Время и характер действия:

Статическая , динамическая

  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

  • Возможность внешнего влияния:

Открытая, закрытая



  1. Принцип рационального поведения и его значение в экономической теории.


Идеи индивидуализма, рационального, или разумного, выбора при принятии решений были использованы для анализа экономической деятельности и прежде всего изучения рыночных отношений. Теория рационального выбора стала разрабатываться главным образом в экономических исследованиях и начала рассматриваться как чисто экономическая теория. Рациональным считается такое поведение индивида, которое приводит к наибольшей его выгоде или пользе и достигается путем максимизации его выгоды. По уверению А. Смита и других классиков политической экономии, оно должно способствовать достижению богатства и благосостояния всего общества. На этой основе возникло то представление об "экономическом человеке", согласно которому он всегда поступает во всем разумно, не подвержен эмоциям, постороннему влиянию и добивается достижения максимума выгоды при принятии своих решений.

Человек ограничен в своих возможностях. В экономической теории над такой ограниченностью понимают относительную ограниченность ресурсов. Все 4 вида экономических ресурсов, или факторов производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Другими словами, наша планета имеет лишь определенное количество всех ресурсов, которые можно использовать в производстве товаров и услуг. Индивид поступает рационально, когда полностью использует доступные ему ресурсы. Под полной занятостью мы понимаем использование всех доступных ресурсов. Чтобы добиться эффективности, необходимо достигнуть и полного объема производства. Под ним мы понимаем такое использование всех ресурсов, которое обеспечило бы максимально полное удовлетворение наших экономических потребностей. Полный объем производства подразумевает два вида эффективности: эффективность производства и эффективность распределения. Эффективность производства достигается, когда любые необходимые товары и услуги производятся с наименьшими издержками. А эффективное распределение означает, что ресурсы используются для производства тех товаров и услуг, которые в наибольшей степени требуются обществу.

Рациональный человек в экономике: ленивый, жадный, эгоистичный.



  1. ^ Экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов. Модель кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки.


В процессе выбора, как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

  • Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)

  • Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)

  • Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)


Кривая производственных возможностей (КПВ) - это модель, позволяющая определить экономические затраты на уровне экономики в целом. Она отражает все возможные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне технологий.




Альтернативные издержки , издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей — экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив.


Альтернативные издержки - неотделимая часть любого принятия решений.

Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив.

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать недополученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.


Модель кривой производственных возможностей (КПВ) используется для иллюстрации проблемы выбора в масштабах экономики всей страны и показывает альтернативные варианты использования этой страной ограниченных ресурсов.

Для построения КПВ необходимо принять несколько допущений:

  • Экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов

  • Имеющиеся факторы производства постоянные как по количеству, так и по качеству

  • В экономике используются неизменные технологии


Предположим, что небольшое островное государство использует свои ресурсы только для производства двух благ: ракет и конфет

Можно рассмотреть две крайние ситуации. В первом случае общество решает направить все имеющиеся ресурсы на производство потребительских товаров (то есть конфет). Тогда максимальное количество конфет, которое может быть произведено экономикой за год с использованием всех имеющихся ресурсов и данной технологии, составляет 10млнтонн.

Во втором случае все ресурсы направляются на производство военных ракет. В этом случае, макс кол-во = 4 тысячи штук.

Между этими двумя крайними случаями существует множество промежуточных вариантов. Уменьшив производство конфет, это государство может увеличить производство ракет, и наоборот.

КПВ показывает максимальное количество продукции, которое может быть произведено при данном уровне развития технологий и количестве ресурсов.

Любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной и отражает эффективное использование экономикой имеющихся ресурсов и технологии.

Эффективной считается такая комбинация, при которой нельзя увеличить производство одного блага, уменьшая производство другого.

Точки, лежащие внутри КПВ, являются неэффективными и отражают неполное или неэффективное использование имеющихся у общества ресурсов. В этом случае общество может увеличить объем производства одного блага без уменьшения объема производства другого.

Точки, лежащие выше КПВ, являются недостижимыми для экономики страны при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии.


В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей.


Закон «возрастающих альтернативных издержек»: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные, а потому и наиболее эффективные ресурсы и только после их истощения — менее пригодные. Поэтому при производстве дополнительной единицы одного блага первоначально используются универсальные ресурсы, а затем в производство вовлекаются специфические, менее эффективные ресурсы, которые могут быть использованы только частично. Кроме того, при производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхода одних и тех же материалов. В условиях ограниченности и отсутствия взаимозаменяемости ресурсов альтернативные издержки будут расти по мере расширения производства альтернативного блага. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией.



  1. ^ Типы экономических систем. Эффективность распределения ресурсов в рыночной и плановой системах.


Экономические системы – различные способы решения вопросов экономического выбора и увязки ограниченности ресурсов и безграничных потребностей человека.


  • Традиционная экономическая система


Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.


Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.


  • Рыночная экономическая система


Основные особенности капиталистической экономики:

  • Частная собственность

  • Свобода предпринимательского выбора

  • Конкуренция

  • Опора на рыночную систему

  • Ограниченная роль государства


Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (что?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "как?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "для кого?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.


  • Командная экономическая система


Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос, как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.


  • Смешанная экономическая система


Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.


Плановая система. Согласно концепции ценообразования, цены устанавливались в плановом порядке и должны были способствовать рациональному выполнению плановых заданий, служить инструментом для оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Другими словами, за ценами осталось выполнение только планово-учетной функции. В социалистическом хозяйстве центральный плановый орган принимает решения о том, что, как и где производить. При этом цены и рентабельность не играют никакой роли при распределении ресурсов. От уровня цен на произведенную продукцию не зависят ни доходы работающих, ни объем ресурсов, которыми располагает предприятие для своего развития. Доходы устанавливаются тарифной системой, премии - на основе степени выполнения плана, а средства для развития выделяются, исходя из централизованного плана капитальных вложений, в основном, из бюджетных источников. Если предприятие получает высокий доход, то он направляется в государственный бюджет, если процесс производства убыточен, то убытки также покрываются из бюджета.


Рыночная система способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.


  1. ^ Спрос и величина спроса. Факторы спроса.


Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

­

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

При рассмотрении кривой спроса прочие условия, влияющие на спрос, кроме цены предполагаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые тоже оказывают влияние на величину спроса.

В частности:

  • Потребительские предпочтения

  • Изменение числа покупателей

  • Цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплименты) товары.

  • Потребительские ожидания

В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2). В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево.


  1. ^ Потребительский выбор и индивидуальный спрос. Рыночный спрос.


Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги).

Формально запись потребительского выбора для двух продуктов может быть такой:

u(x1,x2) → max (максимизируется функция полезности)

При условии:

p1x1 + p2x2 ≤ I (т. е. общие затраты на оба продукта не должны превышать дохода потребителя).


Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.




Основными факторами рыночного спроса являются:

  • доходы потребителей

  • предпочтения (вкусы) потребителей

  • цена данного блага

              • цены товаров-заменителей и дополняющих благ

  • количество потребителей данного блага

              • численность населения и его возрастная структура;

              • распределение доходов среди демографических групп населения

  • внешние условия потребления

  • реклама

  • стимулирование сбыта




  1. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.


Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Так же предложение — определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.

Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.

Факторы, приводящие к изменению предложения:

  • изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)

  • изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары

  • перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается)

  • количество товаропроизводителей


Индивидуальное предложение - количество продукта, предъявленного к продаже по разным ценам одним производителем, когда все другие условия рынка останутся неизменными.

Рыночное предложение – количество продукта, предложенного по разным ценам разными производителями, когда все другие условия рынка остаются неизменными.


Графически суммируется так же, как и рыночный спрос.



  1. ^ Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.


Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.





Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

^ Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.

Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.

  1. Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

  2. Краткосрочный период-некоторые факторы(сырье,раб.сила) являются постоянными.

  3. Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.




  • Мгновенный период

Мгновенный период характеризуется следующими факторами:

количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.

продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса, и равновесная цена определяется только кривой спроса

как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).




  • Краткосрочный период

В краткосрочном периоде:

Реклама:




  1   2   3   4   5   6

Скачать 2.36 Mb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru