Загрузка...
Категории:

Загрузка...

1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 426.63 Kb.
страница1/3
Дата13.03.2012
Размер426.63 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Ведь именно Сумароков первым ввел трагедии классицизма. Т
Журнал Новикова «Трутень».(1769)
Александр Николаевич Радищев
25. Эволюция жанра светской оды в творчестве Г.Р.Державина. Образцы духовной лирики поэта (ВНИМАНИЕ! Билеты с 25 по 26 объединен
28. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева: жанрово-композиционное своеобразие, повествовательная структура, проблемы худ
32. Предромантические повести Карамзина («Остров Борнгольм», «Чувствительный и холодный. Два характера», «Рыцарь нашего времени»
Автор работы: Алексей Александрович Караваев
Подобный материал:
  1   2   3

WWW.STDOZOR.NAROD.RU

1. Феномен литературы XVII века. Своеобразие культурного диалога России с западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса XVII века.

Литературный процесс XVIII века менялся очень быстро. Литература классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской литературы - нормативность. На протяжении XVIII в. господствовала теория стиха. Петровская эпоха: 1689 г. - подавление восстания стрельцов. 1725 г. - год смерти Петра.

Изначально Россия резко контрастировала с западными государствами. Силовые реформы Петра привели к сближению с западной Европой. Государство было прогрессивной силой. Сила, осуществившая реформы Петра - дворянство. Окружение Петра I: Волынский, Опраксин, Меньшаков, Толстой. До Петра I определялось критическое положение русской культуры. Русская культура поддавалась влиянию Востока: Персии и Индии, что портила нравы людей. При Петре I началось возрождение. Он отстоял независимость и самостоятельность русского государства.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

2. Культурная жизнь Петровской эпохи. Развитие драматургии, поэзии и прозы. Литературная деятельность Феофана Прокоповича.

Русская Культура во время правления Петра I сделала величайший шаг вперед. Петр смог отстоять русскую независимость и самостоятельность. Русское государство стало по-настоящему европейским. Петр хотел превзойти Запад и не простыми подражаниями ему, а чем-то новым. Нужно было строить свою собственную национальную культуру. Русские люд XVIII века многому учились на Западе, но при этом отбирали для себя все самое важно из сокровищницы западной культуры. Русская культура получила развитие драматургии, поэзии, прозы. Одним из пропагандистом Петра и его дела был Ф.Прокопович. Он был ученый монах. Образование получил в Киеве Италии. Феофан сочетал в себе черты ученого-гуманиста эпохи Возрождения с просветительскими стремлениями европейской мысли его времени. Он учил следовать образцам классической античной литературы: Гомеру, Вергилию, Горацию и др. Одним из крупных произведением был «Владимир». Это трагидо-комедия, написанная в стихах, есть эпилог, пять актов. Завязка произведения – начало борьбы жрецов с Владимиром, решившим упразднять язычество (дорогие друзья, вспомните историю – крещение Руси – 988 г.). Третий акт – кульминация действий, борьба: Владимир сомневается на путях к истине, изображен спор Жиривола с философом-христианином. Четвертый акт – переход к развязке (борьба в душе Владимира). Пятый акт – «катастрофа», развязка: по приказу Владимира сокрушены идолы и жрецы посрамлены. В комедии много иронических вставок, сатира, спор внутри себя. Кроме этой книги, Феофан написал еще: «Духовный регламент», «Первое учение отрокам». Смысл «Духовного регламента» - призыв бороться с реакционной стариной, с ветхозаветским застойным укладом жизни во имя прогресса. Феофан был отличным пропагандистом идей Петра I.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

3. Жизнь и творчество А.Д.Кантемира. Жанр сатиры: источники, проблематика, особенности стиля и языка.

Антиох Кантемир - первый русский классицист и первый светский поэт. Начиная с Кантемира, литература стала такой, какая она есть – литературой жизни. Литература Ломоносова – литература красоты. Эти направления объединились в творчестве Пушкина. Кантемир в основном известен как автор сатир. Он - родоначальник сатирической литературы, самый ранний предшественник Гоголя. Кантемир: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравном плачу». Кантемир знал древние и новые языки, философию, физику, математику, был другом Вольтера и Монтескье. По происхождению – молдаванин (Державин – татарин, Фонвизин – немец). Родился в Константинополе, умер в Париже. Попал в Россию в три года. Творчество Антиоха делится на два периода – российский и заграничный. Предпосылки отъезда из России возникли в 1730 г. Кантемир помог Анне стать самодержавной правительницей. Верховный тайный совет – из восьми человек – предложил ей пункты, по которым совет решал вопросы о войне, мире, налогах и чинах. Кантемир, Прокопович и Татищев посоветовали Анне стать самодержавной. 15 февраля 1730 г. Анна разорвала пункты. Дерзость Антиоха Кантемира возмущала Анну Иоановну. Он способствовал возбуждению дерзких мыслей. Считал необходимым гуманно обращаться с холопами. Призывал к человеческому отношению к людям. Кантемир считал, что русское дворянство должно обновляться, хотя сам был из родовой знати. Прямо принимал участие в общественных делах. Антиох мечтал занять пост президента Академии наук. У Кантемира всего 9 сатир. Особенность: все сатиры построены однообразно: после вступления (обращение, например, к с своему уму, к Феофану, к музе, к солнцу).

У всех сатир Кантемира двойное название. Первая часть раскрывает, к кому автор обращается, вторая – направленность, содержание. 1729 г. – первая сатира Антиоха “К уму своему, или На хулящих учение”. Направлена против сограждан, говорящих о ненужности наук. Авторская мысль просвечивается в подборе четырех фигур главных героев: две старого и две нового времени (Лука – «гимн во славу пупу»). Герой Сильван – «Сильва» – лес, темный. Сатира построена на столкновение различных голосов, но автор никого не обвиняет. Он доводит мысль до крайности, когда не отрицать мысль нельзя, и отрицает ее. Иногда идет в изображении персонажа от бытовой вещи. Речи противников просвещения не выдуманные. Идеал Кантемира – просвещение: “Не могу уже читать, значит умираю”. С каждым новым правлением у русских писателей возникала надежда – на появление нового Петра I. Петр II – идеал просвещения для современников: “Надежда музам всходит не мала”. Кантемир тоже лелеял эту мысль. Но он видел недостатки просвещенного абсолютизма. Фундамент правового государства для Антиоха – суд.

Излюбленные слова – ум и разум. Речь афористична («каменный душою, бьешь холопа до крови»). Много разговорной и просторечной лексики. Много пословиц и поговорок. Сближение его языка с русской разговорной речью. Антиох Кантемир – очень серьезно относился к творчеству, его можно считать первым русским филолог. Вторая сатира – до получения первых стихов, похваленных Феофаном Прокоповичем “Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворянам злонравным”. Антиох использует характерный прием классицизма – значимые имена. Пишет по должности гражданина. Евгений – представитель дворян, который не может простить Петру “Табели о рангах”. Четвертая сатира: “К музе моей”. Объект изображения – творчество. Впервые возник образ музы в русской литературе. Говорит о том, что не может не писать. Общество устало от реформ. Антиох сделал попытку отойти от сатиры. Написал героическую поэму «Петрида», посвещенную Петру. Кроме того в 1762 г. написал две оды. Он никак не может хвалить. Не смеет сочинять высоким стилем, но не писать не может. Во второй, заграничный период творчества писателя. наблюдается снижение обличительного пафоса. Хотя современные исследователи утверждают, что наоборот – пафос увеличился. “К солнцу. На состояние сего свету” – пятая сатира. “Сатира о воспитании”. Сатиры скорее новы, чем стары. Корень зла не в природе, а в воспитании. Собственный пример – вот что воспитывает. Нельзя давать детей на воспитание дворовым. “На бесстыдную нахальчивость”. Появляется осторожность в обращении со словом. Антиох занимается переработкой старых сатир в более зрелые произведение. Наблюдается усиление обличительного момента.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

4. Вклад В.К.Тредиаковского в реформу русского стихосложения. Переводческая деятельность поэта. Образцы оригинальной лирики.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769). Первый русский профессиональный поэт, переводчик. Провел реформу русского стихосложения. Открыл путь к словесным наукам. Сделал перевод романа “Езда в остров Любви” Поля Торлина. Первый галантный любовный роман в России. Духовенство запрещает книгу. Часть романа написана стихами, часть – прозой. Роман аллегоричен (кокетство – “глазолюбность” – аллегорический герой). “Нужно залюбить сразу двух” – как быть счастливым в любви. Простой русский слог, отказ от церковно-славянского языка из-за его малопонятности, темности, неблагозвучности, жесткости. Тредиаковский поставил вопрос о разграничении светской и церковной литературы. Сумароков – Тредиаковский – Ломоносов: между ними шла постоянная вражда. 1735 г. книга «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Стихотворная реформа Тредиаковского. Церковь писание стихов не поощряла. После воссоединение Украины с Россией появился выход на польскую литературу. Русским стала известна силлабика. Количество слогов одинаково в каждой стихотворной строке – силлабический стих – количественный подход. Рифма только женская, что несвойственно для русского языка. Новый способ основан на чередовании ударных и безударных слогов, получается ритм.

- ударный,  - безударный (обозначение Тредиаковского (горизонтальная полоска, горизонтальная скобка)).

___ - хорей __ - ямб Тонический способ – название Тредиаковского. Что натолкнуло Тредиаковского на мысль о реформах: «Поэзия моего родного народа всему меня довела» (но примеров этой поэзии не привел). Писать по-старому – старомодно. Каждое нововведение проверяется практикой. Эксперименты: нарочно сочиненная российским пентаметром ради эксперимента. Он считал, что открытым им способом может писаться только длинный стих. Пользовался только женской клаузулой и хореем. В его реформу внес поправки Ломоносов. Уезжал в Германию. 1739 г. прислал «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения». Признание мужской и женской клаузулы (рифмы). ВНИМАНИЕ! Причина реформы Тредиаковского – национально-историческая. Естественны были поиски наиболее национальных форм стиха, а такие формы могла дать только тоническая система, т.к. особенность русского языка – многоакцентность (ударение может падать на любой слог).

Тредиаковский написал «Аргениду» и «Тилемахиду». Поэзия Тредиаковского: поэзия у него слишком своеобразна, преобладает латинский синтаксис, много фраз «о» и «ах» и всегда восклицание. В оде «Вешнее тепло» он активно использует славянизмы. Соловей назван «славий», коростель «крастель», ветви «хвраститий», стихи написаны почти псалмом.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

5. Особенности похвальной оды в поэзии М.В.Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреонтом».

Основным видом поэтического творчества Ломоносова была»похвальная» ода. Особенность похвальной оды Ломоносова заключается в том, что они написаны чистым ямбом. Ломоносов старался соответствовать строго в написании «высокого» жанра. Похвальная ода – это обширное стихотворение, написанное в высоком штиле, состоит из множества больших строф (10 строк), оды писал на великие события, к примеру на восхождение Елизаветы Петровны на престол. Ода Ломоносова – декларация, она очень сильно политизирована. В своих одах Ломоносов говорит голосом правительства, это сообщение манифеста той власти, о которой мечтал Ломоносов, а не Елизавета. В «Разговоре с Анакреонтом» идет диалог. Этот диалог построен очень необычно. Сначала Ломоносов переводит Анакреонта, а потом отвечает ему, потом снова переводит Анакреонта. В первой же своей стихотворной речи Анакреонт отказывается воспевать героев, так как его лира поневоле велят петь ему только любовь. В Ломоносовской лире слышен «геройский» ответ. Он сравнивает Анакреонта с Катоном. Когда Анакреонт просит написать портрет любимой, Ломоносов пишет его. Это портрет России.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

6. Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова.

Научная деятельность Ломоносова ставила его в не очень приятном свете перед церковью. Ломоносов не был атеистом, просто для его бог – это принцип жизни природы. То есть бог существует лишь для того, чтобы мир не разрушился и не наступи хаос. В «духовных одах» поэтический язык Ломоносова просто, в основном эти оды имеют вид переложенных псалмов – хорошо видна лирика Ломоносова. Но в этой лирике Ломоносов не страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий величие своего идеала, величие своего бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного, гневная отповедь порочным – таков лирический пафос духовных од Ломоносова. Ясно виднеется тема борьбы («Переложение псалма 26»). Эта тема переплетается с темой природы, её величия, её необъятного разнообразия, мудрости, красоты. Ломоносов славит бога именно в природе. Он говорит, что горы, долы, пещеры, травы, хлеб и т.п. – все дары матери-природы, символом которой является бог. Ломоносов перекладывал эпизоды из Библии. Но здесь он далеко не точно это дела. Толковал по-своему.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

7. Классицизм как литературное направление: истоки, философия, поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы А.Сумароков о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» М.Ломоносова.

Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в середине XVIII столетия. Затем распространился по Англии, Германии, Италии и проник в Россию. Идея классицизма – это все то, что подчиняется законам разума и общества. Все индивидуальное не входит в систему ценностей классицизма. Поэт-классик не изображает конкретного, единичного человека, он изображал человека вообще, отвлеченно человека. Показываются не конкретные факты жизни человеческой, а общие законы психики. Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствует своему жанру. Русский классицизм прослеживается с 17 века в творчестве Симеона Полоцкого. Но именно Сумароков и его единомышленники создали окончательный единый стиль. Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России с начала XVIII века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала. А.П.Сумароков и Ломоносов вместе выступали против Тредиаковского в теоретическом споре об эмоциональном содержании размеров русского стиха. Сумароков писал эпистолы: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве» - в них он дает характеристику риторического стиля и жанра оды вполне в Ломоносовском духе. Но в этих эпистолах заметны следы нового, специфически сумароковсого. Он выдвигает наряду с величественными жанрами (одой и трагедией) другие жанры, интимно-лирические, салонные, комические, чуждые Ломоносову (песня, эклога, комическая поэма).

- «О пользе книг церковных в России на русском языке». Типография Московского университета. Теория «трех штилей» - в качестве предисловия. Ломоносов выделил в русском языке три группы слов (взял церковнославянский и народный язык) –Группа общих слов: Бог, слава; Старославянские (церковнославянские) слова (малоупотребительные): отвергаю, Господень; Русские слова: говорю, ручей. От употребления этих групп слов зависят три штиля (разная пропорция церковнославянских слов): Высокий – первая и вторая группа; Средний (посредственный) – первая и третья группа; Низкий – третья группа. Связь стилей с жанрами – первая теория жанров в русской литературе. Церковнославянскому языку отдано преимущество перед другими языками. Русский язык не достаточно развит, пишутся только деловые бумаги. Ломоносов боялся засилья иностранных слов. Жанры: ода, героическая поэма – высокий стиль; научные сочинения – средний стиль; эпистолярный жанр – низкий стиль. Ломоносов советовал не употреблять устаревших слов. Ломоносов очистил язык, приблизил его к славянскому и латинскому. Пушкин был к этому не способен – он белоручка. Ломоносов прокладывал путь. Будущее было за Пушкиным, систему нарушил Державин.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии А.П.Сумарокова.

Сатирические произведения “Пиит и его друг” - раздражительный характер. Сумароков написал 10 сатир. “Кривой толк”, “О худых судьях” – похоже на Кантемира (продолжает линию обличения). Чиновники – “хамовое отродье”. Иногда не повторяет Кантемира: меньший объем, много желчи, близость к памфлету: “Хор ко привратному свету” – мир наизнанку. Сумароков считал, что сатиры его могут повлиять только на добродетельного человека. 1762 г. Екатерина II. 1763 г. - коронационные торжества: «Торжествующая Минерва». Театрализованное шествие. Отражение пороков, с которыми будет бороться Екатерина: взяточничество, чиновническое засилье, хромая правда. Народная песня о синице. «Хор» – изображение прекрасной жизни на Западе. Сумароков причислял себя к особому кругу – близкому к государству. Выступал против свободы крестьянства. «Самодержавие в России – лучше доля». Считал, что нужно ввести продажу крепостных в законные рамки. Написал 374 притчи (басни). В некоторых притчах нет аллегорий, следовательно, они не басни. Тематика басен – нападение на дворянскую спесь, подьячих, купцов, администраторов («Самохвал» боролся с Ломоносовым). В баснях Сумарокова много движения, просторечных выражений, пословиц, поговорок, любовных песен. Любовные песни, воспевали любовь. «Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись». Жалобы на разлуку, сетования без деталей – возлюбленная вообще. Изобрел язык любви, обедненный классицизмом. «Простоту языка требовал». Обвинял высокопарные стихи. Отсутствует мифология, но присутствует много фольклорных элементов. Сумароков – предшественник Дмитриева и Дельвига и Мерзлякова. Сонеты, эпиграммы, оды, элегии. Он плохой одослагатель, но Сумароковские «вздорные оды» - пародии на Ломоносовские оды - хороши. Самое раннее противодействие классицизму пошло от ревнителей классицизма. Сумароков выступал против высокого Ломоносовского языка, его тропов. «Рассмотрение од господина Ломоносова: строфы прекраснейшие… (номер оды и строфы), прекрасные …, весьма хорошие …, хорошие…, требующие исправления, о которых ничего не говорю…». «Некоторые строфы: его…, моя…».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

9. Жанр трагедии в творчестве Сумарокова. Проблематика и художественное своеобразие трагедии «Димитрий Самозванец».

Жанр трагедии в творчестве Сумарокова уникален. ^ Ведь именно Сумароков первым ввел трагедии классицизма. Трагедии построены на канонах классицизма, но не имеющей точного соответствия в западной литературе. Его трагедии – это драматические поэмы, чуждые каких бы то ни было черт конкретной живой действительности в ткани своих образов. Сумароков пережил две полосы трагедийного творчества. «Димитрий Самозванец» относится ко второй. “Дмитрий-самозванец” выступление против тирании. Трагедии – орудия воспитания. Торжество добра, наказание зла. Интерес сосредоточен на монологах. Неравнодушие к исторической обстановке. Нет колорита времени и места. Все ясно, нет ничего недоговоренного. Тема восстания в данном произведении особо ярко выражена. Эта трагедия посвящена проблеме восстания против тирана. Дмитрий изверг и злодей: он убивает людей без зазрения совести. Он ненавидит русский народ и готов отдать его во владение полякам, он хочет ввести власть папы и католизма. Против него поднимают народный гнев. Трон Дмитрия начинает колебаться уже в первом действии. В пятом – восстание свергает тирана, который закалывается и «издыхает». Восстанием руководит Шуйский, притворяющийся слугой Дмитрия. Аналогична роль наперсника Дмитрия Пармена; Сумароков интригу одобряет, т.к. цель оправдывает средства. Цель: свержение диктата, Сумароков дает суровый урок царям. Он говорил, что власть царя небезгранична. («Не истина царь – я; закон – монарша власть, // А предписание закона – царска страсть»). Трагедии Сумарокова были школой дворянской морали и общественного сознания, рассчитанной ближайшим образом на людей своего класса. Воспитательная роль широка.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

10. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве Сумарокова.

Живой русский язык появляется только в его комедиях. Не было “грамматического дара”. Ломоносов не мог написать по заказу трагедию. Место трагика занял Сумароков. Школа Сумарокова (в его трагедиях блистала Семенова, Нежнин). Преобладание стихотворного жанра. Пять актов, иногда три акта. Выведение в комедии своих врагов в смешном виде: Трисотениус – Тредиаковский. Помпениус – Ломоносов. Пьесы напоминают народный театр. Мало указаний в комедиях на русскую действительность. "Рогоносец по воображению” – вершина бытовой комедии. Всего 12 комедий. Хронологически они азбиваются на три группы: пьесы: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем наступает перерыв не менее чем в четырнадцать лет, далее написано еще шесть: «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс», затем последние три комедии: «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери». Сумароков в первых комедиях использовал итальянские маски, итальянский эпос, в этих комедиях были черты российской злободневности, оживляющие и осмысливающие её. Комедии второго периода изменились, но не сильно (остались условные изображения людей, имен). Появилось новое построение, началась комедия характеров. В каждой пьесе в центре его внимания – один образ, и все остальное нужно либо для оттеснения центрального образа, либо для фикции сюжета, по-прежнему малосущественного.

  1   2   3

Скачать, 183.73kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru