Категории:

Конспект открытого урока в 10 гуманитарном классе Учитель Горелова Л. В

Поиск по сайту:


Скачать 68.99 Kb.
Дата14.03.2012
Размер68.99 Kb.
ТипКонспект
Содержание
Работа с классом в форме беседы.
Подобный материал:

Конспект открытого урока в 10 гуманитарном классе

Учитель Горелова Л.В.


Духовные искания Пьера Безухова.

Уроки Платона Каратаева

(на материале IV тома романа Л.Толстого «Война и мир»)


Цели и задачи урока:

  1. Осмысление духовно-нравственных исканий Пьера Безухова, в числе их итогов.

  2. Осознание роли Платона Каратаева в романе Л.Толстого.

  3. Постижение «мысли народной» в романе.

  4. Приобщение учащихся к философским и религиозно-нравственным исканиям Л.Толстого, воплотившимся в романе «Война и мир» в образах Пьера Безухова и Платона Каратаева.

  5. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников.


Эпиграф к уроку: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?

(I Кор. 3,16).

Оборудование урока:

  1. Фильм С.Бондарчука «Война и мир» (4 серия, мин.37-40).

  2. CD «Кирилл и Мефодий».Литература. 10 класс. Урок.

  3. Тренажер «Восстановите в хронологической этапы жизненных исканий Пьера Безухова».


План урока, записанный на доске:

  1. Духовные искания Пьера Безухова до встречи с Платоном Каратаевым.

  2. Платон Каратаев – воплощение народного духа в романе.

  3. Изменения, произошедшие в Пьере после встречи с Каратаевым.

  4. Итог духовных исканий Пьера Безухова.



Слово учителя.

Цели и задачи урока. План урока, запись его в тетрадях.

Как известно, отношения Л.Толстого с христианством и русской православной церковью были сложными и драматичными, писатель все подвергал сомнению, в том числе и христианские догматы: Бог- Троица. На страницах романа «Война и мир» отразились философские и религиозно-нравственные искания писателя, которые нам хочется понять.

Л.Н.Толстой в разгар Крымской войны, в марте 1855 года, писал в своем дневнике о том ,что чувствует себя способным посвятить жизнь осуществлению великой и громадной мысли: «Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».За три года до смерти Л.Толстой почувствовал себя, по его словам, «обязанным» исправить Христа, Конфуция, Будду, «потому что они жили 3-5 тысяч лет тому назад» и их учения устарели. Но в годы создания романа «Война и мир» до этого было еще далеко. Что представляли собой взгляды писателя в середине 60-х годов, какая религия соответствовала, по его мнению, «развитию человечества», была «практической», давала «блаженство на земле», делала людей счастливыми?

М.М.Дунаев, богослов и исследователь русской литературы, в своей книге «Вера в горниле сомнений» пишет о том, что Л.Толстой в романе, говоря о христианстве, не упоминает Христа, но пользуется словом Бог, которое обладает некоторой неопределенностью. «Разумеется, историческая эпопея не богословское изыскание. Однако, если речь о Боге заходит постоянно в произведении, то не обойти стороной вопроса: христианский ли это Бог-Троица?» По мнению М.М.Дунаева, «Бог у Толстого не мыслится в пространстве одного из христианских догматов». И хотя на страницах романа «Война и мир» речь часто заходит оевангельской любви, о Божьей любви, о роевой жизни, это собственно толстовское, а не христианское, православное понимание.

Л.Толстой, как видим, находясь в поисках религии «практической», думая о том, что может сделать людей счастливыми, отходит от подлинного православного вероучения. Его герои, и прежде всего Пьер Безухов, мучительно размышляют над вопросами: что есть жизнь, смерть, человек, Бог; что надо любить,что ненавидеть; что есть добро,что зло; зачем жить? Любимые герои Л.Толстого живут честно, поэтому путаются, ошибаются, редко бывают счастливыми.

Мы уже рассматривали тему духовных исканий Пьра Безухова на материале I, II, III томов романа-эпопеи. В последнем томе романа, в годину бедствий и страданий народных, в сожженной Москве, во французском плену, эти искания продолжаются, герой приближается к истине, как ее понимал Л.Толстой.


^ Работа с классом в форме беседы.


1. По фрагментам романа давайте вспомним этапы духовных исканий Пьра Безухова. Поможет нам в этом тренажер, составленный ученицей К.М. Восстановите хронологическую последовательность исканий героя, дайте краткий комментарий. Тренажер.


2. Каким предстает Пьер до встречи с Платоном Каратаевым? В чем отличительные особенности героя?

– Героя отличают искренность, естественность, пытливость ума, увлеченность (Наполеоном, масонами). В то же время он слабоволен, подвержен чужому влиянию (Анатоля, Долохова, Василия Курагина, Баздеева). Но герой критически относится к себе, рефлексирует, раскаивается, испытывает потребность в нравственном самоусовершенствовании, живет мучительной, но интенсивной духовной жизнью. Пьер бескорыстен, сорит деньгами, в нем есть потребность делать добро. Во время общей беды в 1812 году он жаждет пострадать, принести жертву, совершить подвиг. Но Пьер не удовлетворен жизнью, его существование безрадостно, хотя он умеет и любить, и дружить.


3. По какому пути идет развитие героя?

– По пути сближения с народом, узнавания народа, восхищения им в Бородинском сражении.


4. В какой момент жизни Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым?

– После расстрела поджигателей, в тяжелейший период, когда мир для героя разрушился и превратился «в кучу бессмысленного сора».В нем «уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».


5. Каким Л.Толстой рисует в романе Платона Каратаева, мы с вами говорили на предыдущем уроке. Давайте посмотрим, каким он предстает в фимьме Сергея Бондурчука в исполнении Михаила Храброва. На чем великий режиссер и актер сделали акцент, представляя героя?

– Сергей Бондарчук очень бережно относится к тексту Л.Толстого. Он точно передает обстановку и атмосферу встречи: сарай; подавленность Пьера и ласковость, мягкость, сердечность Платона, его услужливость, заботливость. Голос героя негромок, проникновенен. Речь пересыпана пословицами и поговорками, от которых веет верой в лучшее, оптимизмом, успокоенностью. Эпизод из фильма роизводит сильное впечатление.


6. Обратимся к слайду, посвященному Платону Каратаеву.Авторы программы «Кирилл и Мефодий» дают свою трактовку образа героя. Чем она отличается от нашей? Что в ней для нас нового?

– Мы не говорили о том, что Каратаев отказался от собственного «я», в нем нет эгоизма, концентрации на себе, своих переживаниях. Осмысление действительности ему тоже чуждо, он не делает попытки что-либо изменить в окружающем его мире. «Не нашим умом, а Божьим судом». Это отличает его от Пьера. Он всех любит одинаково, во всех видит Божье начало. Платон стал спасением для Пьера.


7. Как изменился Пьер Безухов под влиянием Платона Каратаева? (Анализ 11-12 гл. IIч. IVтома)

– До неузнаваемости изменился его внешний облик, прежде всего костюм: грязная продранная рубаха, солдатские портки, завязанные на щиколотках веревочками для тепла, кафтан, мужицкая шапка.

– Герой изменился физически: не казался толст,но сохранился «вид крупности и силы, наследственной в их породе».Борода, усы, «спутанные волосы на голове, наполненные вшами». Ноги босы.

– Изменилось выражение глаз: «твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде.» В облике ощущались энергичность, готовность к деятельности.

– Иным стало настроение Пьера: с удовльствием переставлял босые ноги.На лице появилась « улыбка оживления и самодовольства».В душе его жили приятные воспоминания о пережитом за последние 4 недели.

– Подчеркивая изменения в своем герое, Л.Толстой рисует два пейзажа в его воспиятии. До плена Пьер не замечал природы, как и жизни вокруг себя, был погружен в мир собственных сомнений и раздумий. Обращает на себя внимание то, что утренний пейзаж, купола Новодевичьего монастыря, «морозная роса на пыльной траве», «прикосновение свежего воздуха», крик галок, брызнувшее лучами солнце вызвали в герое «не испытанное им чувство радости и крепости жизни»

– В главе автор дает прямые оценки своему герою, характеризуя его внутреннее состояние. Пьер «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». «Успокоение и согласие с самим собою»,что так восхитили героя в солдатах в Бородинском сражении, он ощутил и в себе.

– Пьер переоценил себя прежнего: наивно, как ему теперь казалось, было искать гармонии с собой в филантропии, масонстве, в любви к Наташе. «Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение у бить Наполеона»; его ненависть к жене, чрезмерная забота о тайне имени представлялись «не только ничтожны, но и забавны».

– Герой настолько был погружен в процесс выживания, что ему не было дела до войны с французами, до судьбы России, хотя до плена, до встречи с Платоном Каратаевым он любил поразмышлять над судьбами мира. «Ему очевидно было, что все это не касалось его,что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом».

– Пьер приобрел новое представление о счастье. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие этого свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека.» Он оценил наслаждение еды, питья, сна, тепла, разговора с человеком, когда во всем этом была потребность.

– Погружение в жизнь естественную изменило отношение окружающих к Пьру. Если раньше петербургский свет смеялся над ним, то теперь его уважали и французы, и свои, он представлялся им «несколько таинственным и высшим существом».Имел «положение почти героя».

8. Какие изменения произошли во французских солдатах и офицерах после оставления Москы?

– В них появились злобность и жестокость.Это ощутил Пьер, он осознал таинственную и роковую силу, котороя управляла людьми, лошадьми, событиями. Именно этот герой почувствовал, что роковой силе противостоит «крепость и сила жизни».

9. Как ведет себя герой, когда по отношению к нему французы проявляют жестокость?

– Пьер хохочет. Произносит, на первый взгляд, странные слова: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»

10. Какой смысл герой вкладывает в эти слова?

– Он ощущает в своей душе Бога. Ему ничего не страшно. Это чуство он приобрел благодаря Платону Каратаеву. Он стал ощущать себя частью Божьего мира. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. И все это мое, и все это во мне, и все это я! … И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»

Анализ XII главы 3-ей части третьего тома.


Д.З. Ответить на вопрос: как Пьер Безухов среагировал на смерть Платона Каратаева? Почему?

Каким предстает Пьер в эпилоге романа?




Скачать, 157.44kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru