Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Л. Р. Полонская Индиуизм основа индийской цивилизации

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/6
Дата14.03.2012
Размер2.52 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Сообщения, замечания к дискуссии
Вступительное слово директора института востоковедения ран р. б. рыбакова.
Паван к. варма, директор
Л. р. полонская
А. а. куценко
И. а. ефремова
IV этап-500-1100 гг. н.э.
V этап- 1100-1600 гг. н.э.
В. г. лысенко
Творение мира как игра бога и неоведантизм
Е.н. анникеева
В. а. ефименко
Индуизм и тантра
Символы богов
А. а. ткачева
В. с. юрлова женщина в индуизме
И. п. челышева
Б.и. клюев политический индуизм
А. а. ледков
С. д. серебряный
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6

ИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ЦЕНТР ИНДИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ

ВОСТОКОВЕДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНДИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ИНДУИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Материалы научной конференции


Председатель конференции – А.А.Куценков

Организатор – Е.Ю.Ванина

Ответственный редактор – И.П.Челышева


ЦЕНТР ИНДИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МОСКВА 1994


ББК 86.39

П 685


Председатель конференции – А.А.Куценков, организатор Е.Ю.Ванина. Отв. ред. И.П.Челышева


В сборник вошли выступления участников научной конференции «Индуизм и современность», проходившей в Центре индийских исследований ИВ РАН под председательством руководителя ЦИИ д.и.н. А.А. Куценкова в феврале 1994 г.


Организатор конференции: к.и.н. Е.Ю.Ванина.

Ответственный редактор сборника: к.и.н. И.П.Челышева


ISBN 5 – 202 – 13188 - 3

Содержание


Вступительное слово директора Института Востокведения РАН Р.Б.Рыбакова

Павам К.Варма – Индуизм и современность

Л.Р.Полонская – Индиуизм – основа индийской цивилизации

А.А.Куценков – Индуизм и каста

И.А.Ефремова – Общие этапы развития кастовой системы в Индии в контексте эволюции индуизма

В.Г.Лысенко – Индийская философия как проблема культурологии

О.В.Мезенцева – Творение мира как игра Бога и неоведантизм

Е.Н.Аникеева – Неоведанта и историко-философская концепция С.Н.Дасгупты

В.А.Ефименко – Индуизм и тантра

А.А.Ткачева – Неоиндуистский мистицизм в России

Е.С.Юрлова – Женщина в индуизме

И.П.Челышева – Локмата Ниведита (к вопросу восприятия индуизма иностранцами – участниками национально-освободительного движения)

Б.И.Клюев – Политический индуизм

А.А.Ледков – Взаимодействие индуизма с традиционными верованиями Непала (на примере западно-непальского культа божеств Мошто)

^ Сообщения, замечания к дискуссии:

С.Д.Серебряный – Бхагавад-гита в России

Е.Н.Молодцева – Современное прочтение этического учения Бхагавад-гиты

М.Н.Егорова – Учение «Живой этики» как система мысли, близкая адвайта-веданте

К.З.Ашрафян – Несколько замечаний к дискуссии


^ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН Р. Б. РЫБАКОВА.

То, что мы живем в эпоху перемен, то, что мы проходим при этом через переходный период - не только не требует доказательств, попросту банально. Однако, за стремительными изменениями страны и мира, быта и лозунгов, экономики и политики, целей и средств, за изменениями, бросающимися в глаза, проступают изменения иного рода. Они намного медлен­нее и основательнее калейдоскопического мелькания новостей и "инноваций" и, если последние исчерпываются расхожим газетным штампом "ветер перемен", то те изменения, о которых я говорю, подобны скорее сдвигам.

А говорю я, в частности, о сдвигах в человеческом сознании и именно в том плане, как они касаются нас, востоковедов.

В XX веке общечеловеческое сознание выходит последова­тельно на два новых уровня - уровень сознания планетарного и далее на уровень сознания космического.

Коммуникационное "сжатие" планеты в результате беспрецедентного ранее развития средств передвижения и ин формации, переплетение связей и усиление взаимозависимости выводят нас на уровень планетарного мышления.

Не вдаваясь пока в подробности, отмечу, что это коренньм образом меняет роль и задачи мирового востоковедения.

Выход человека за пределы Земли, изучение космических излучений, страх перед общечеловеческими катастрофами (ядерной, экологической, демографической) и возможностью ис­чезновения человека как вида, нарастающее понимание единства всего сущего выводят нас на уровень космического сознания.

Очень коротко, пунктиром, скажу, что эти перемены влекут за собой кардинальные изменения, среди прочего, в религиозных представлениях человека. На наших глазах подходит к концу тот цикл духовного развития, когда религия человека была теснейшим образом увязана с обрядностью, которая в свою очередь связывалась с трудом и бытом до-урбанистического человека. Прежде всего с его сельскохозяйственной деятельностью. Грядут новые религии, религии городских сект и движения, "интеллигентские" интеллектуальные религии духа; малоудачные пока их формы уже наводнили и нашу страну, и весь мир, соединяя по-своему Восток и Запад; но они как раз явление переходного периода, "слишком ранние предтечи" и не более того.

В страну, не отягощенную обрядностью, этической религией Духа дрейфуют сейчас (с большим или меньшим успехом) и все существующие религии. И вот в этой связи особо следует отметить индуизм.

Но вернемся к упомянутым выше изменениям роли и задач востоковедения. Представляется, что мы, наши коллеги, да и наши читатели, и здесь стоим на пороге нового этапа.

Был в мировом востоковедении период, условно говоря, колониально-экзотический . Запад был Запад, Восток был Восток, а востоковедение служило переводчиком - прежде всего для "белой администрации". Доминировали аспекты филологические, ибо через язык и текст познавались управляемые "инопланетяне".

Потом наступила эпоха "третьего мира", вызывавшего большой политический интерес со стороны первых двух миров В условиях их непрерывного противостояния. Слово "Запад" стало эвфемизмом того, что несколькими десятилетиями раньше считалось империализмом. Востоком - по крайней мере, на Западе - начали именовать социалистический лагерь, а в востоковедении, идеологизированном и политизированном (и у нас и у "них"), все более значительную роль пыталась играть политология.

И вот сейчас время ставить перед востоковедами новые за­дачи. Мировая наука начинает выходить на комплексное изучение человека и человечества. Европоцентристские концепции все явственнее обнаруживают свою провинциальную тупиковость. Азиоцентризм, негритюд и Pax Americana отходят

в прошлое, так и не став действительно мощным явлением мировой стратегической мысли. На смену локальным подходам идет синкретизм науки о человеке. И в этом тйже видно отражение новых уровней общечеловеческого сознания, планетарного и космического.

Разумеется, все это ни в коей мере не обозначает пренебре­жение цивилизационными характеристиками - наоборот, только через их изучение возможно постижение целого, но доминантой нового подхода становится открытое еще древнеиндийскими риши "единство в многообразии".

Не филолог, и не политолог, а культуролог, представитель новой науки, объединяющей и филологию, и политологию, и де­сятки других дисциплин, становится сейчас главной фигурой в востоковедении и даже шире - в обществоведении, в науке о че­ловеке и человеческом обществе. Без востоковедения не может быть науки о человеке - но без культурологии не может сейчас быть востоковедения.

Интерес к Востоку как к чему-то необычному, странному своей непохожестью на нас и, следовательно являющемуся от­клонением, исключением из правил (вспомним Монтескье -"персиянин, персиянин, как это можно быть персиянином?"). Этот интерес любопытствующего европейского обывателя уже сменился признанием того непреложного факта, что большин­ство населения Земли исторически развивалось по иным, не ев­ропейским путям. Многообразие человеческого опыта, опыта землян, требует тщательного, сущностного изучения всех составляющих мировой культуры. Но сущностное изучение не может в наше время стать конечной целью, оно должно соединяться с изучением компаративистским, призванным вы­явить как специфику, так и общее, то, из чего и слагается само понятие мировой культуры.

Так видится будущее современной науки как части плане­тарного самосознания живущих на Земле людей. Но Земля - те­ло космическое. Достижения мысли и техники, особенно в XX веке, приблизили понятие Космоса, превратили его из абстрактного символа в реальный фактор нашего существования. Единство усеянного звездными мирами неба над нами и нравственного закона внутри нас, единство макро и микро- кос­моса, перестало в наши дни быть философской или поэтической метафорой.

Выше уже говорилось о намечающихся сдвигах в религиоз­ном восприятии мира. Грубо говоря, безличный, все проникаю­щий, насыщенный энергетическими импульсами космос все больше и чаще замещает в религиозном сознании традиционный образ бога, религии становятся все в большей степени религиями духа, ослабевают организационные рамки церквей, ширится диалог религий между собой и поиски возможностей диалога между религией и наукой, возникают новые учения, исходящие из признания общей основы и общих (общечеловеческих) ценностей всех вероучений.

Нельзя не отметить, что эти кардинальные изменения выбраны не только и, может быть, даже не столько успехами "освоения космического пространства" или "угрозами звездных войн", но и безусловно той самой включенностью Востока в об­щечеловеческую культуру, о которой уже говорилось выше. Че­ловек планеты, в том числе и воспитанный на традициях аврамических религий, не может теперь уже игнорировать кос­мическое мировосприятие Китая или Индии - тем более, что фоном его существования служат конфликты знания и веры, традиций и исканий, организаций, фанатично исповедующих своего "партийного" бога, и индивидуальности, открытой ветрам всех культур.

Изучение индуизма давно уже стало одной из важнейших за­дач востоковедения .

Индуизм - это ключ ко всей индийской культуре, а без Индии нет науки о человечестве. Индуизм космичен по своей природе, хотя, несомненно, как все религии мира он отягощен изощренной обрядностью, видимостью многобожия, миллиарда­ми диких предрассудков и установлений; но индуизм - не только религия и даже не только образ жизни, как любят характеризо­вать его западные востоковеды. Он - целостное мировосприятие, в основе которого испокон веков лежит космическое сознание. Правда, это сознание первобытного первопроходца земли чудовищно далекого от современности. Но есть определенная симметрия исторического цикла, соединяющая - хотя бы возможностью самоуничтожения человека как вида - зарю чело­вечества и переживаемую нами эпоху. Индуизм, это прежде всего философия, философия "единства в многообразии" - а все остальное в нем, боги и богини, священные реки и животные, диаграммы и мантры, мифология и эпос, все это грандиозный театр для простого народа, где гениальные мировоззренческие идеи безвестных философов выступают в доступных для понимания всех и каждого масках.

Итак, индуизм должен стать объектом пристального изучения - чтобы понять Индию, чтобы понять нам самих себя и человека вообще, чтобы своевременно оценить тектонические сдвиги, гул которых уже улавливается у нас под ногами.

Востоковедение призвано сыграть в будущем роль соедини­теля человеческой культуры и те, кто посвятил себя изучению религий Востока, в том числе и индуизма, уже вносят весьма значительный вклад в это чрезвычайно важное дело как говорил Н.К. Рерих - "из древних чудесных камней сложите ступени в Грядущее!"

  1   2   3   4   5   6

Скачать, 70.06kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru