Категории:

1. Личностно ориентированное обучение

Поиск по сайту:


страница1/13
Дата14.03.2012
Размер2.03 Mb.
ТипРеферат
Содержание
Содержание Стр.
Тема 2. Учебная среда
Тема 3. Интерактивное обучение. Пути обновления учебного содержания
Тема 4. Оценка деятельности учителя
Тема 5. Учебная деятельность школьников. Оценка учебных достижений школьников
Тема 1. Личностно ориентированное обучение
Смена доминант в обучении. Ученик – центр учебного процесса.
С.В. Буланов
Традиционное обучение
Опора на субъектный опыт.
2. Знание психофизических особенностей.
3. В роли равноправных партнеров
Зависимость результатов обучения от методов обучения.
Открытые методы и приемы
Обучение в парах и группах.
Ч. Джумагулова
1. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими
2. Поведение ученика на занятии зависит от его психического склада и состояния здоровья
3. Никто не любит, чтобы ему приказывали
4. Никто не любит построения по команде
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Бишкек, 2007


Авторы-составители


Ч. Джумагулова, менеджер проекта ПИКС, советник по образованию фонда «Спасите детей» (Великобритания)

Н.П. Задорожная, к.п.н., эксперт программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ст.н.с. Лаборатории критического мышления АУЦА

Т.В. Знакомская, ведущий специалист гос. инспекции по лицензированию МОН и МП

Л.П. Кибардина, д.п.н., профессор КАО

И.А. Низовская, эксперт проекта ПИКС, директор лаборатории критического мышления АУЦА

Г.С. Султаналиева, директор Общественного фонда «Шаг за шагом»


^ Содержание Стр.


Введение……………………………………………………………………………………………9

Тема 1. Личностно ориентированное обучение


Материалы для чтения

Л.П. Кибардина. Личностно ориентированное обучение и его особенности……………..11 С.В. Буланов. Личностно ориентированное обучение………………...……………………….16

И.А. Низовская. Ключи к успешному преподаванию……………………………………..……19

Ч. Джумагулова. Концепция инклюзивного образования…………………………………..… 24

Упражнения…………………………………………….………………………………………...27

Приложение…………………………………………….…………………………………………33


^ Тема 2. Учебная среда


Материалы для чтения

Введение в тему…………………………………………….…………………………………...…35 Л.П. Кибардина. Понятие образовательной среды……………………………………………..37

Н.П. Задорожная. Среда как показатель профессиональных качеств учителя………………..41

Ю. Долженко. Принимайте ребенка таким, какой он есть…………………………………...…46

К. Роджерс. Учить – значит провоцировать изменения в учениках………………....………48

Упражнения…………………………………………….………………………………………...55

Приложение…………………………………………….…………………………………………65


^ Тема 3. Интерактивное обучение. Пути обновления учебного содержания

Материалы для чтения


Л.П. Кибардина. Понятие формы организации учебной деятельности……………….……….67

Е. Коротаева. Погружение в общение………………..………………..…………..……..………71

Л.П. Кибардина. Нравственные аспекты содержания (по материалам проекта «Глобальное образование») ………………..………………..………………..………………..………...………77

Упражнения…………………………………………….………………………………………...84

Приложение…………………………………………….…………………………………………85


^ Тема 4. Оценка деятельности учителя

Материалы для чтения


Л.В.Трубайчук. Профессиональное становление педагога: компетентностный подход……………..……………………..……………………..……………………..……………93 И. А. Низовская. Оценка ключевых компетенций. (По материалам педагогических публикаций) ……………..…………………………………………………...……………………99 Т.В. Знакомская. Оценка профессиональной деятельности и личности учителя……………..……………………..……………………..……………………..…………104

Упражнения………………………………………….………………………………………….111

Приложение…………………………………………….…………………………………….…116


^ Тема 5. Учебная деятельность школьников. Оценка учебных достижений школьников


Материалы для чтения

Н. П. Задорожная, И. А. Низовская. Оценка в классе в русле критического мышления…………………….…………………….…………………….……………………….118

Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередис. Методика оценки в русле развития критического мышления……………………………………….…………………….……………………..……129

Какую таксономию создал Бенджамен Блум? (По материалам книг: Кларин М.Б.Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.; Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996). …………………….…………………….…………………….………………135

Упражнения………………………………………….………………………………………….137

Приложение…………………………………………….…………………………………….…137


Словарь …………………………………………….………………………………………….…145


Введение

Инновационные процессы, происходящие в образовании во всем мире, находят отражение и в Кыргызстане. В Кыргызстане в настоящее время действуют разнообразные проекты, учителям предлагаются разные инновационные технологии.

Цель данного пособия – познакомить специалистов образования, призванных инспектировать работу школ и педагогических работников, с новой образовательной философией. Изменения в образовании призваны изменить не только учителя, но специалистов на разных уровнях. Освоение учителем инновационных технологий – сложный, непростой процесс. На пути к инновациям для специалистов важно переориентировать свои функции с контроля на наставничество, на помощь учителю в его профессиональном развитии. В этих условиях специалистам образования необходимо хорошо ориентироваться в инновациях, понимать их специфику, знать их основные принципы.

В Кыргызстане в настоящее время действуют разные программы и проекты. Обратимся к самым распространенным.

Проект по повышению участия общественности в вопросах образования и улучшения качества знаний (ПИКС) направлен на улучшение качества в секторе образования в четырех центральноазиатских странах. Проект ПИКС осуществляется при финансовой поддержке Американского Агентства по Международному сотрудничеству (ЮСАИД). Проект ПИКС – комплексная программа, реализация которой требует взаимодействия как между партнерами по проекту, так и координации действий с правительственными структурами различных уровней, неправительственными и донорскими организациями. Консорциум проекта в Кыргызстане включает Академию развития через образование (АРО), Фонд «Сорос-Кыргызстан», Альянс «Спасите детей» (Великобритания и США) и организацию Абт Ассошиитс, которые тесно сотрудничают с Министерством образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики, местными образовательными управлениями и государственными структурами, школами и местными сообществами. В разных регионах страны определены 13 школ профессионального развития, в которых были внедрены инновационные технологии обучения и обучены учителя и администрация. На базе школ профессионального развития были обучены учителя кластерных школ. Более 4 тысяч учителей прошли обучение по программам «Шаг за шагом», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Инклюзивное образование».

Программа «Шаг за шагом» - это международная образовательная программа, разработанная Институтом открытого общества. Она была основана в Кыргызстане в 1994 году. Данная программа предлагает учителям начальной школы интерактивные методы работы с детьми и поддерживает участие местного сообщества и семьи в процессе дошкольного и начального школьного обучения. Центр образовательных инициатив «Шаг за шагом» является членом международной Ассоциации Step by Step (ISSA), которая объединяет 29 стран мира. Миссия состоит в том, чтобы подготовить детей к активной жизни в демократическом обществе, прививая знания и навыки, столь необходимые в меняющемся мире. В различных регионах Кыргызстана функционируют тренинг-центры.

Программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) появилась в Кыргызстане в 1997 году. Осуществлялась Фондом «Сорос-Кыргызстан». В основе программы – инновационная педагогическая система. Ее характеризуют гуманистическая психолого-педагогическая основа, особая базовая модель обучения/учения, нетрадиционная методика. Программа базируется на интерактивных методах. Интерактивные методы, используемые для развития критического мышления, предполагают взаимодействие между учащимися, преподавателем и учащимися. Использование этих методов позволяет организовать следующее формы общения: «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-информация».

Программа «Инклюзивное образование» (ИО) – программа, основанная на подходе, при котором все дети, несмотря на физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общую систему образования. Инклюзивное образование называется также интегрированным образованием.

В настоящее время Министерство образования, науки и молодежной политики совместно с ЮНИСЕФ осваивают проект «Глобальное образование». Это целостная парадигма образования, которая построена на том, что в мире все связано: между собой связаны сообщества людей, связаны природные явления; связано прошлое, настоящее будущее; связаны вопросы мира и социальной справедливости; устойчивое развитие будущего зависит от каждого из нас. В целом в глобальном образовании выделены следующие направления: экологическое, межкультурное и правовое.

Принципы, методы и приемы, используемые названными программами, пересекаются, имеют близкие методологические основания, обусловленные общими тенденциями в образовании.

Данное пособие призвано информировать специалистов образования о новых тенденциях, инновационных подходах, нетрадиционных методиках, которые применяются кыргызстанскими учителями.

Пособие состоит из пяти частей, отражающих пять тем, предлагаемых на тренинге. Каждая тема включает материалы для чтения, упражнения и приложение. Заключает пособие словарь понятий и терминов, отражающих инновационные процессы в образовании.

^ Тема 1. Личностно ориентированное обучение


Л.П. Кибардина, д.п.н.,

профессор КАО

Личностно ориентированное обучение и его особенности

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

ЛОО– это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение. Это обеспечивает ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.

^ Смена доминант в обучении. Ученик – центр учебного процесса. В последние годы произошла смена доминант в обучении от общественного заказа на уровень образования личности к индивидуальной потребности каждого человека соответствующего собственным запросам уровня образования. Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу ЛОО. Это связано с новым взглядом на личность:

  • ребенок – личность, которая живет сейчас;

  • личность субъект в педагогическом процессе;

  • личность – цель образования;

  • приоритетные качества личности –это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, …)

ЛОО базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

И.С.Якиманская делает акцент в ЛОО на формирование «Я-концепции» и субъектный подход к учащемуся. «В основе его (ЛОО) лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие ни как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом… Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по нашему мнению, суть личностно-ориентированной педагогики».

Сущность феномена ЛОО заключается в следующем:: в центре процесса обучения личность учащегося с его уникальными индивидуальными способностями, неповторимым субъектным опытом, интересами и склонностями, а это значит, что учебный процесс необходимо организовать так, чтобы все это было востребовано самим обучающимся и получило дальнейшее развитие.

Системообразующим стержнем ЛОО является личность учащегося, на которую необходимо ориентироваться преподавателю в учебном процессе.

К проблеме личностно ориентированного обучения обращается и Д.Г. Левитес. Он отмечает: «Образовательный процесс личностно ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении».

Основные идеи личностно ориентированного обучения:

  • дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;

  • уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;

  • создание возможности выбора;

  • учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;

  • организация среды деятельности школьника;

  • развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);

  • самостоятельность и ответственность;

  • индивидуализация;

  • родители – участники процесса.

Ученые о личностно ориентированном обучении.

И.С. Якиманская рассматривает ЛОО с психологических позиций и уделяет главное внимание формированию положительной «Я концепции», т. е. умение ученика видеть в себе положительные качества и развивать их. По ее мнению, обучать можно всему и любого, но учиться должен каждый сам, чтобы стать образованным человеком.

Ш. А. Амонашвили: «Вера учителя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение через постижение объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды».

Д. Г. Левитес считает, что ЛОО предоставляет каждому ученику, опираясь на его интересы, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. ЛОО обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Г. К. Селевко считает одной из важных идей ЛОО – формирование положительной «Я концепции»:

  • видеть в ученике уникальную личность;

  • создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);

  • исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);

  • предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).

По его мнению, учение без принуждения осуществляется через:

  • требовательность, основанную на доверии;

  • учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;

  • замена принуждения желанием, рожденным от успеха;

  • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

  • применение косвенных требований через коллектив.


Урок, ориентированный на школьника:

  • знания детей являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;

  • запросы и знания ученика уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности учителя;

  • учитель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей;

  • обучение создает продукт деятельности.

Учебный план, ориентированный на ученика это схема всего, что происходит в классе: оформление среды (интерьер, центры, распорядок дня), учебные материалы (отбор, хранение, доступ), содержание (предметы для одного дня).


Основные особенности ЛО урока:

  • «приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

  • организация сотрудничества учителя и учеников;

  • доброжелательность в общении, взаимоуважение;

  • открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

  • взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

  • содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

  • приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность деятельности ученика в противовес контролирующей функции;

  • взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов». (Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока // Завуч. – 2006. – №2. – С.28.)

Якиманская И. С., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72.


Материалы к ЛО уроку

При подготовке урока необходимо:

  • конкретизация общей цели на отдельных этапах урока;

  • подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;

  • разные формы организации учебной деятельности;

  • продуктивная деятельность учащихся;

  • использование разных форм общения;

  • использование субъектного опыта детей;

  • коррекция работы;

  • обобщение полученных знаний и умений;

  • внимание к процессу, а не только к результату.

Проведение ЛО урока предполагает:

  • использование разнообразных форм и методов обучения;

  • создание атмосферы заинтересованности;

  • поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;

  • создание условий для выбора содержания и деятельности;

  • создание условий для делового общения;

  • подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);

  • анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;

  • давать рекомендации по выполнению домашней работы.

Основные особенности ЛО урока:

  • дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду;

  • продумывание возможности самоуправления детей;

  • не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы;

  • обмен мнениями, оценками;

  • активная работа с учебным материалом;

  • создание ситуаций успеха;

  • поиск альтернативных путей овладения информацией;

  • использование субъектного опыта детей;

  • создание проблемных, трудных ситуаций;

  • чередование видов и форм работы.



Критерии анализа ЛО урока:

  • создание положительных эмоций в начале урока;

  • сообщение не только темы, но и организационных форм;

  • гибкая организация учебной деятельности школьников;

  • стимулирование учеников к выбору различных способов учения;

  • использование разнообразного дидактического материала;

  • активизация субъектного опыта детей;

  • организация общения детей;

  • анализ ответов учащихся;

  • работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.

Отрывки из статьи М. Поташника От «педагогических шмонов» к диагностике // Народное образование. – 1997. –№1. –С.60-65

«Истины ради напомним, что никогда в истории школы советского периода не было никаких директивных документов, обязывающих или запрещающих проверять поурочные планы. Эта практика рождалась на местах и превращалась в элемент местной управленческой традиции. Так оно осталось и сейчас»(С.61).

«… никаких, даже общих требований к форме, объему, структуре, содержанию (поурочного) плана быть не может, ибо это индивидуальный творческий документ учителя». (С.62)

«Любой учитель, если он хочет стать профессионалом, должен понять, что обучение – это всегда управление. Управление процессом усвоения знаний и умений, действиями ребят на уроке. А управление невозможно без планирования». (С.62).


^ С.В. Буланов


Личностно ориентированное обучение

И. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый компонент, включающий систему знаний, умений и навыков, а также продвинутый компонент, содержащий опыт творческой деятельности (т.е. опыт переноса знаний, умений и навыков в новую, нестандартную ситуацию, опыт продуцирования новых знаний и способов деятельности) и опыт эмоционально – ценностного отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Между этими компонентами существует связь: продвинутый компонент формируется на основе базового.

На освоение какого компонента содержания образования ориентировано традиционное обучение – наиболее распространенная дидактическая система? Уровень освоения какого компонента отражен в аттестате о среднем образовании?

Как Вы считаете, на формирование какого компонента – базового или продвинутого должна быть ориентирована система образования для того, чтобы после окончания школы ребенок мог успешно социализироваться в современном информационном обществе? Примите во внимание тот факт, что, если результатом образования признается базовый компонент, то продвинутый при этом не формируется. Если результат образования – продвинутый компонент – базовый в этом случае переходит из категории результата образования в средство для достижения результата образования.

«История дидактики свидетельствует о наличии по крайней мере двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях. (2)

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

В основе личностно ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом (1):

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

  • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;

  • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию;

  • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения;

  • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

  • цели личностно ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

  • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение как процесс;

  • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

  • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

  • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

  • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально значимые ценности.



Основные отличия личностно ориентированного обучения от традиционной дидактической системы

^ Традиционное обучение

Личностно – ориентированное обучение

«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1984. – с. 25)

«Личностно ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – с. 55.

Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения – ученик.

Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» – стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.



Опыт реализации личностно ориентированного обучения, в нашей стране, как отмечает А.В. Хуторской (2), лежит в основе создания «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.

Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно- ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.

Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно ориентированного урока:

  1. ^ Опора на субъектный опыт.

«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.» (4)

^ 2. Знание психофизических особенностей.

«Подбор дидактического материала к личностно ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно ориентированным в подлинном смысле этого слова» (4)

^ 3. В роли равноправных партнеров

«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока, потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.» (4)

Следует констатировать, что реализация личностно ориентированного обучения в современной российской школе вызывает определенные затруднения в силу ряда причин. Вот некоторые из них:

  1. Комплектование групп учащихся – в классе с наполняемостью 25 человек учитель, часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребенка.

  2. Ориентация процесса обучения на «среднего» ученика.

  3. Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.

  4. Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам – и тем, которые для ребенка значимы, и «нелюбимым» предметам.

  5. Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.

Так или иначе, можно констатировать тот факт, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной школе – процесс сложный и болезненный. Наряду с объективными причинами, препятствующими внедрению личностно ориентированного обучения, можно говорить и о консерватизме определенной части педагогов, позиционирующих себя в рамках авторитарной педагогики, или же привыкших внедрять инновации в образовательную практику по формальным признакам, не вникая в глубинную суть преобразований. Внедрение личностно – ориентированного обучения возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении всех необходимых условий.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 272 с.

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

  3. Якиманская И. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.

  4. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3.


Из книги И.П. Вальковой, И.А. Низовской, Н.П. Задорожной, Т.М. Буйских. Как развивать критическое мышление (Опыт педагогической рефлексии). – Бишкек, 2005.


Ключи к успешному преподаванию


Как найти наилучший способ занятий в аудитории, чтобы учащиеся увлеченно овладевали науками? Понять это, найти способы можно, только заняв позицию учащегося. Именно такой точки зрения придерживаются талантливые педагоги, нашедшие ключи к хорошему, успешному преподаванию, нашедшие эффективную модель образования. Рассмотрим некоторые принципиальные позиции программы развития критического мышления.


^ Зависимость результатов обучения от методов обучения.


По данным американских исследователей, усвоение учениками материала на занятиях зависит от выбора методов обучения. Известный американский специалист в области образования, психологической помощи учащимся и их педагогам Уильям Глассер предлагает обратить внимание на пирамиду обучаемости, которая дает картину распределения зависимости усвоения знаний от тех или иных методов организации учебного процесса. К сожалению, в наших аудиториях до сих пор господствуют наименее эффективные методы преподавания.


Пирамида обучаемости





лекция 5%

(монолог учителя)




чтение

(самостоятельное)

10%

аудио-видеообучение

20%

показ

(демонстрация) 30%


дискуссионная группа

(обсуждение в малой группе) 50%

практика в процессе деятельности 75%

обучение других

(ребенок обучает ребенка) 90%
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Скачать, 4300.98kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru